Крестопоклонную седмицу Великого поста иногда называют средопостной, потому что хронологически это, действительно, середина поста. 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в эфир радиоканала «Смоленская весна» вышла программа из цикла «Мысли о главном: воскресные беседы с митрополитом Исидором». 19 марта 2023 года, в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.
Крестопоклонное воскресенье Великого поста
Настоятель храма иеромонах Андрей с братией монастыря в этот день также приняли участие в Пассии в храме Тихвинской иконы Божией Матери на подворье Свято -Никольского Черноостровского женского монастыря в деревне Чумазово Барятинского района. Службу возглавили митрополит Калужский и Боровский Климент, в сослужении архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана, епископа Козельского и Людиновского Никиты духовенства Мосальского Благочиния Песоченской епархии и Калужской митрополии.
Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.
Сегодня, когда Церковь поклоняется Кресту нашего Спасителя, воздвигнутому посреди Поста для укрепления духовного, для мужественного утешения христиан, сегодня этот вечный вопрос находит неожиданный ответ в Священном Писании. Неожиданный, потому что редко бывает так, чтобы Крестопоклонная неделя, как то случилось в этот раз, совпала с днём памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. В день молитвенной памяти сорока мучеников 9 22 марта на Божественной литургии читается фрагмент из Послания к евреям святого апостола Павла. Конечно, каждый из нас во время литургии внимательно слушал это апостольское послание, но я хочу ещё раз напомнить его, чтобы мы могли подумать о павловых словах как об ответе на роковой вопрос: отчего злодей процветает, а праведник скорбит? Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает.
Крестопоклонная неделя стала очень значимой для всех христиан, став напоминанием о жертве Иисуса и поддержкой в середине Великого поста — самого строгого из всех христианских постов. В субботу 30 марта 2019, перед третьим великопостным воскресеньем, Крест, убранный цветами, вынес из алтаря в середину храма настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери иерей Александр Гольцов. Это торжественное действие напоминает не только о страданиях Иисуса, но и о приближающемся празднике Светлого Воскресения Христова и служит для воодушевления и укрепления постящихся в продолжение трудного поста. В эту неделю все верующие должны прикладываться к кресту и молиться Спасителю о придании сил для соблюдения ещё долгого Великого поста.
Вынесенный Крест Господень должен напомнить верующим, что Иисус терпел великие страдания ради людей, и помочь им понять, что их страдания ничтожны по сравнению с тем, что перенёс ради людей Спаситель. В благодарность Ему необходимо соблюдать до конца все требования Великого поста, и, главное, духовный пост более важный, чем временное ограничение в питании. Великий пост — сложный период для всех верующих христиан. Это время уничтожения внутри себя «прежнего» человека, время для изгнания пагубных привычек и страстных желаний.
Поэтому очень важным является напоминание о мучениях на кресте Иисуса, которые он перенес ради спасения людей. Крест приводит людей к раскаянию в совершённых грехах и, одновременно, дает надежду на воскресение, после очищения от грехов.
Неделя Крестопоклонная
Ведь ни много ни мало священник на литургии — это икона Христа. Хорошо, чтобы эта икона была бы не испорчена, не поругана, чтобы она была вполне реставрирована, и вот такими иконами является и любой совершитель литургии в храме. Борисова — Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Марка, из 8-й главы, начиная с 34-го стиха и заканчивая в 9-й главе 1-м стихом. Этот отрывок хорошо многим из нас известен, поскольку как раз он и говорит о смысле крестоношения в жизни христианина, и часто по разным поводам приводится и в проповедях. Но мне кажется, может быть, именно из-за частого употребления стирается острота смысла. Я позволю себе прочитать этот отрывок. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Вот этот последний абзац, он многие века смущал колоссальное количество людей, потому что все задавались вопросом: что имел в виду Спаситель, говоря апостолам, Его современникам, что вот приблизилось Царствие Небесное настолько, что они его увидят? Я в этой связи хочу напомнить нашим радиослушателям, что мы только что прошли седмицу, посвященную святителю Григорию Паламе, который учил о нетварном свете, который может быть вполне осязаемо видим человеку по мере того, как его душа приближается к Богу здесь, во время этой жизни. Может быть, именно это имел в виду Спаситель, когда говорил Своим ученикам, что они еще не успеют умереть, как увидят Царство Божие? Борисова — Абсолютно верно, именно это имеется в виду. Потому что буквально следующие строки, продолжающие Евангелие, рассказывают о том, как Христос со своими ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, взошли на гору Фавор. И это как раз та самая перемычка между нашей сегодняшней неделей и прошлой, в которой мы вспоминали о фаворском свете: то есть Царство Божие, пришедшее в силе — это Сам Христос, просиявший на Фаворской горе. И некоторые из здесь стоящих — Христос имел в виду конкретно своих ближайших учеников, они-то и увидели Царство Божие, пришедшее в силе. Именно потому-то они и сказали потом Христу: как нам хорошо здесь быть, давай здесь останемся, — то есть это место, в котором хочется быть вечно, это вечное Царство, в котором есть самое главное — есть Христос во всей Своей силе, радости и славе.
Он просиял не потому, что Он каким-то образом изменился — мы говорили об этом в прошлый раз, а Он дал возможность увидеть то Царство, которое явилось ощутимым образом для этих учеников. Но и в этом смысле, конечно, вернемся к нашему сегодняшнему дню и поймем, что для нас с вами очень важно, чтобы это Царство Божие наступило уже здесь. А оно вот может наступить, об этом как раз и говорили святые, Симеон Новый Богослов, о том, что тот, кто не начнет уже жить здесь в предвкушении Царствия Небесного, тот не сможет его ощутить и за пределами своей жизни потом. И в чем это Царство Божие? Это, конечно, не молочные реки и не кисельные берега. И вот путь к нему лежит через крестоношение. Но это крестоношение — это не зацикливание на идее смерти как таковой. То есть, в общем-то, для людей сторонних, не входящих в церковную ограду, им кажется, что вот эта зацикленность на смерти, на страданиях, она имеет негативный оттенок.
Но мы с вами сегодня уже увидели и всю неделю будем видеть процветший Крест, радостный Крест, Крест как торжество, Крест как свидетельство жизни. Борисова — Напоминаю нашим радиослушателям, вы слушаете программу «Седмица». Сегодня в церкви вынесли на аналое Крест для поклонения. Но мне кажется, что многие забывают, все-таки Крестопоклонная неделя бывает раз в году, и мы немножечко забываем последовательность наших действий. Собственно поклонение Кресту — это тоже некий чин, как все в Церкви, неслучайно. Поэтому, мне кажется, есть смысл напомнить нашим радиослушателям, как вообще происходит поклонение Кресту. Протоиерей Дионисий — Да, тем более что на этой неделе такое поклонение будет совершаться еще в понедельник, в среду и в пятницу — на 1-м часе в понедельник и в среду, и в пятницу после отпуста часов. Происходит это следующим образом: священник на середине храма, перед Крестом, который украшен цветами, трижды вместе с народом поет: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое» — это тропарь в честь Креста.
Этот тропарь поется трижды, священник кадит трижды вокруг Креста, потом совершается троекратное пение тропаря: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» напоминаем, что в церковнославянском языке нет буквы «ё», а есть буква «е» , и в этот момент трижды совершаются земные поклоны. Но хотел бы еще обратить ваше внимание, что, поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и Воскресению. То есть уже мы зафиксируем для себя вот этот важный момент сцепки значения страданий Христовых и прославления, и Воскресения. Борисова — Мне хотелось тут свою ремарку позволить. Очень много, в особенности сейчас, после всяческих эпидемий, болезней и обострений хронических заболеваний, очень много прихожан, в особенности пожилых, которым совершать земные поклоны очень тяжело физически. Тем более если он не один, а если их три подряд. Ну вы представляете, что такое человеку с артритом опуститься на колени, подняться, потом опять опуститься, опять подняться... А может быть, есть смысл напомнить нашим радиослушателям, что это не фетиш, что это не обязательное условие, что ты должен хоть умереть, но поклониться коленопреклоненно?
Протоиерей Дионисий — Конечно, спасибо за это напоминание. Действительно, все-таки все в нашей жизни должно быть разумно, и наши подвиги, которые мы должны совершать, все-таки должны нас не прибивать к постели в конце концов — Богу это совершенно точно не нужно. Мы можем сделать ровно столько, сколько в данный момент мы можем. Можем встать просто на колени и все это время простоять во время всего поклонения — слава Богу. Не можем опуститься на колени — ну просто преклоним голову. Или просто в стороночке постоим или даже посидим. Все-таки гораздо важнее прийти в церковь и совместно пережить это торжество, это какое-то вот эмоциональное состояние поклонения Кресту, нежели чем не прийти. Об этом, конечно же, надо помнить.
Ну и хотел сказать, что есть третий момент еще вот в этом чине поклонения. Первое — это был троекратный тропарь: «Спаси, Господи, люди твоя». Второе — это «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» с поклонением. И затем поются стихиры на поклонение Кресту, которые написаны в Постной Триоди. Обычно это поется, естественно, на клиросе, то есть хором. Борисова — И в этот момент как раз и подходят приложиться к Кресту прихожане. Протоиерей Дионисий — Да. В некоторых храмах и помазывают еще и елеем в этот момент, но не обязательно.
Итак, вот это совершалось сегодня на вынос Креста, так это будет совершаться в понедельник, среду и пятницу. И так же, в общем-то, поклонение Кресту совершается и на другие праздники, которых, в общем, в богослужебном круге несколько — это и Крестопоклонная неделя, как сейчас, это Воздвижение Честного Креста Господня, и это праздник Изнесения Честного Древа Крестного — то есть этот праздник в августе, Воздвижение в сентябре, и вот Великим постом. Ну еще и кроме всего прочего надо помнить, что сегодняшнее событие и эта неделя, она готовит нас в том числе и к событиям Страстной седмицы. Потому что в пятницу мы тоже вспоминаем непосредственно уже событие распятия Спасителя нашего на кресте. Борисова — А почему все-таки этот крест такой нарядно украшенный всегда? Ну казалось бы, все-таки пост, все наши мысли, по крайней мере мы стараемся, чтобы они были таковыми, такие сосредоточенные вроде как, не пестрые, а тут вдруг такая несвойственная вроде бы Великому посту, где все облачения черные, где свет притушен, и вдруг вот, пожалуйста, вам — клумба посреди церкви. Протоиерей Дионисий — Ну это наш с вами любимый разговор о том, что мы должны все время себя как бы вернуть к состоянию удивления, как будто мы еще ничего не знаем. И в отношении креста, мне кажется, это особенно важно.
Потому что крестов мы везде и всегда много — они из золота, они из серебра, у нас на шее и на храмах, блестят драгоценными камнями, выносятся священниками. Но тем не менее давайте вспомним, что это ни много ни мало как страшное, даже в какой-то степени, возможно, отвратительное для многих людей того времени орудие казни. То есть какие казни были в тот момент в истории? Для евреев это побивание камнями. Ну груду камней изобразить — мало что скажет. Для римских граждан — усекновение мечом, но меч — в первую очередь это все-таки некое воинское оружие. Я думаю, что для того, чтобы понять, насколько это страшно и для человеческой природы просто неприемлемо, кажется, то что мы хотели бы избежать всеми силами и забыть об этом. Давайте представим, что мы поклоняемся виселице, или гильотине, или электрическому стулу.
На самом деле вот этот вопрос мне задала одна девочка — я понял, какой глубокий детский вопрос: батюшка, а если бы нашего Спасителя расстреляли из автомата, мы бы автомату поклонялись? Я был вынужден сказать, что да, но тут на самом деле давайте задумаемся именно об этом, о том, что изначально крест — это то, чего вот хочется отвернуться, избежать, даже есть какое-то отторжение внутреннее. И он тем не менее является нашей славой, он полностью как бы вот преображает нашу жизнь. Смерть уже не страшна, уже нет ничего, что даже орудие казни такой страшной не является для нас уже чем-то, что вызывает у нас страх и отторжение. Потому что за пределами этой жизни и за пределами этой смерти начинается иная жизнь — жизнь райская, и отсюда эти райские цветы.
В эту неделю мы особо почитаем Крест Христов и поклоняемся ему. Крест — наша сила, крест — наша победа. Чрез древо в раю смерть вошла в мир, чрез древо крестное врата райские отверзлись вновь. У каждого христианина свой крест, который нужно пронести в течении всей своей жизни, и делать это намного легче, взирая на Крест Господень и прибегая ко Христу, нашему Господу и Спасителю.
Как же исполнить эту заповедь Спасителя? Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас. Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам — как Он говорит в евангельских рассказах много раз: Без тебя — ничего не могу сделать: будь Моими глазами, видящими ближнего; будь Моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками Моими, дающими ему то, что нужно... Если мы так услышали бы Христа, то мы знали бы, что делать; мы знали бы, что мы можем одновременно быть самими собой, в глубоком, осмысленном значении этого слова, и вместе с этим не сосредоточивать свое внимание на себе самих. Мы могли бы тогда вместе со Христом посмотреть вокруг себя и поставить себе вопрос: Кому нужен Христос? Кому нужна Его любовь?
В субботу 30 марта 2019, перед третьим великопостным воскресеньем, Крест, убранный цветами, вынес из алтаря в середину храма настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери иерей Александр Гольцов. Это торжественное действие напоминает не только о страданиях Иисуса, но и о приближающемся празднике Светлого Воскресения Христова и служит для воодушевления и укрепления постящихся в продолжение трудного поста. В эту неделю все верующие должны прикладываться к кресту и молиться Спасителю о придании сил для соблюдения ещё долгого Великого поста. Вынесенный Крест Господень должен напомнить верующим, что Иисус терпел великие страдания ради людей, и помочь им понять, что их страдания ничтожны по сравнению с тем, что перенёс ради людей Спаситель. В благодарность Ему необходимо соблюдать до конца все требования Великого поста, и, главное, духовный пост более важный, чем временное ограничение в питании. Великий пост — сложный период для всех верующих христиан. Это время уничтожения внутри себя «прежнего» человека, время для изгнания пагубных привычек и страстных желаний. Поэтому очень важным является напоминание о мучениях на кресте Иисуса, которые он перенес ради спасения людей. Крест приводит людей к раскаянию в совершённых грехах и, одновременно, дает надежду на воскресение, после очищения от грехов. Любой человек имеет свои трудности, болезни, печали и грехи, то есть свой собственный Крест.
Третья неделя Великого Поста 2022: Крестопоклонная.
Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать. 9 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил Божественную литургию [ ]. Перевод: Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания. Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24).
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
Евангелие третьей недели Великого поста читал вместе с журналом «Фома» Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог. Вот почему сегодня, в третье воскресение Великого поста, в центре каждого Божиего храма находится святой Крест Господень, которому мы поклоняемся с любовью и трепетом. Крестопоклонная неделя является третьей неделей Великого поста – она, как видно из названия, посвящена поклонению Кресту. Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя. В субботу на третьей неделе Великого Поста с незапамятных времен выносится на середину церкви Крест, и вся следующая, четвертая неделя, называется Крестопоклонной. 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в эфир радиоканала «Смоленская весна» вышла программа из цикла «Мысли о главном: воскресные беседы с митрополитом Исидором».
Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя. Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, при пении «Святый Боже» Крест, украшенный зеленеющими цветами, знамениями жизни, выносится в среду верующих для поклонения и лобызания его. Третья неделя Великого поста: самарцам рассказали, как провести Крестопоклонную седмицу. 19 марта 2023 года, в Неделю Крестопоклонную, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе.
Помочь храму
- Неделя Крестопоклонна | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской митрополии
- НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ
- Крестопоклонная неделя — Великий пост 2024 | Предание.ру - православный портал
- Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
- Самое читаемое
- Воскресенье, 7 апреля 2024 года, Неделя Крестопоклонная, Благовещение Пресвятой Богородицы
«Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная». Прот. Дионисий Крюков
Крестопоклонная неделя является третьей неделей Великого поста – она, как видно из названия, посвящена поклонению Кресту. Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя. 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в эфир радиоканала «Смоленская весна» вышла программа из цикла «Мысли о главном: воскресные беседы с митрополитом Исидором».
19 марта 2023 года. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
В третье воскресенье Великого Поста совершается поклонение Честному Животворящему Кресту Господню – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Четыредесятницу. «В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная». Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане. © Все новости Новосибирской области. Такое действо совершается каждый Великий пост. Третье воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. 7 апреля, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Благовещение Пресвятой Богородицы, Божественную литургию возглавил ключарь собора иеромонах Иларион (Хроль). Середина поста — Крестопоклонная неделя Великого поста в 2022 году.