Новости кто такой кощей бессмертный

Георгий Милляр в роли Кощея в кадре из фильма «Кащей Бессмертный» (1945).

Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя

Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках. Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла спица? Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?! Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде — всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея. Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели.

Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию — помощь в уборке урожая посредством срезания убивания созревших колосьев. И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая посевное зерно и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз. Тут нельзя не упомянуть о дне окончания жатвы, который посвящался древнеиталийскому богу Консусу — покровителю почвы и посевов. Этот день Ferragosto торжественно отмечался Древними римлянами, которые обменивались друг с другом сакраментальным пожеланием: «Bonas ferias consuales! Исследователи отмечают, что по всей вероятности, с этим праздником были связаны ритуальные действия с водой, огнём и зеленью. Некоторые обряды сохранялись ещё в средние века, а отдельные их элементы дошли и до нового времени. В Риме в день феррагосто было принято заливать водой площадь Навона, как бы вызывая искусственное наводнение. Повторялись эти действия каждую субботу августа, и сопровождались весёлыми гуляньями, при которых было принято обрызгивать друг друга водой.

В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма. В другой провинции было принято сжигать факелами траву у обочины дороги, по которой шла процессия. Отголоском древних ритуалов с зеленью следует считать обряд сооружать в день успения триумфальные арки из трав, среди которых обязательно должен присутствовать базилик.

По дороге им встречаются добрые персонажи, которые помогают полезными советами и волшебными подарками.

Проникнув в дом Кощея, герои вынуждены спрятаться, так как почти сразу возвращается хозяин. Злодей не в духе, но пленница ласковыми речами смягчает его и выпытывает, где находится Кощеева смерть. Примечательно, что с женщинами Кощей ведёт себя мило: он шутит, внимает их интересу и делится переживаниями. Коварный и жестокий чародей неожиданно проявляет чудеса доверчивости и выдаёт свою главную тайну: "На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — смерть моя".

Откровенность становится для антагониста роковой: едва он покидает родной замок, главный герой идёт искать заветный дуб. Смерть Кощея - загадка древних мифов и магии Погубить Кощея трудно, и всё-таки это возможно. Обратите внимание на многослойную "упаковку" Кощеевой гибели. Яйцо выступает мифопоэтическим символом жизни - в легендах многих народов Вселенная появилась из огромного космического яйца.

Животные и растения, охраняющие заповедный сосуд, обозначают природные стихии воды, воздуха и земли. В некоторых сюжетах Кощеева смерть таится на кончике иглы или булавки, спрятанной в яйце. Мелкие колющие предметы несли двоякое значение в славянской культуре - их использовали в качестве оберегов и орудий порчи. Иголки, участвовавшие в магических обрядах, полагалось уничтожать и выбрасывать.

В сказке герой добирается до волшебной иглы, ломает её, и таким образом завершает древний ритуал, восстанавливая нарушенный порядок. Порождение злых сил рассыпается в прах и уходит навсегда. Истоки образа Кощея Появление бессмертного сказочного персонажа восходит к божеству славянской мифологии Карачуну. Это злой дух зимы, который повелевает трескучими морозами и кромешным мраком.

Ему служат снежные бураны и холодные вьюги, голодные волки и медведи-шатуны.

Кроме того, сожалея о проигрыше в битве с половцами, автор "Слова" говорит, что если славянские князья бы объединились, то тогда кощей, то есть угнанный в рабство пленник, стоил бы по резане а резанью называли мелкую монету. Действительно, в сказках нередко рассказывается о том, как главный герой обычно Иван-Царевич находит Кощея, запертого в подвале. Тот начинает жаловаться, что десять лет не ел ни крошки и не пил ни капли, и уговаривает Ивана принести ему воды. Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни. Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип — это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками — махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо — переулочек.

Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами. Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем.

Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например. Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей — сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться. Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей.

Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии. В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере?

Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу. Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти.

После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесёное уткой см. В хеттском мифе «Исчезновение и возвращения Телепинус» говорится: «Телепинус заботится о царе. Перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево эя. На дереве эя висит овечья шкура. В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед,— бык и баран. В них же — долголетье.

В них же — потомство, сыновья и дочери. В них же — зрелость смертных людей, быков и овец. В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь. В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах.

Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок

Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями.
Кто такой кощей бессмертный В рамках спецпроекта портала «» рассказываем, как возник сказочный образ Кощея Бессмертного, почему ему непременно нужна жена и как это связано с обрядом женской инициации.
Кощей Бессмертный — кто это такой Кощей Бессмертный это отрицательный герой из русской мифологии.
Кто такой Кощей Бессмертный? - Детская онлайн энциклопедия «Хочу всё знать» Следовательно, сказание о Кощее Бессмертном надо рассматривать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени.

Кто такой Кощей Бессмертный и что о нём следует знать

Понять охранителей древних жреческих знаний, которыми и являлись Кощеи, можно. С того самого времени, когда княгиня Ольга привезла с собой в Киев греческих христианских священников, на Руси началась война против волхвов. Уничтожались не только идолы, но и уникальные дощечки с летописями, содержащие в себе уникальные наследия древнего культа славянских богов. Напомню, что восстания волхвов продолжались на Руси вплоть до 15 века.

Поэтому, Кощеи и ушли глубоко в леса и прервали всякие контакты с людьми. Слайд 5 Почему кощеи воровали в сказках девушек? С распространением христианства, эти древние жрецы, решили, во что бы то ни стало, сохранить свои древние жреческие знания.

Для этого они удалились в леса, прекратили всякие контакты с миром, и таким образом, оставили после себя память лишь в народном фольклоре. Как считает ряд исследователей, чтобы продлять свой род, Коши вынуждены были похищать девушек.

Тогда след уходит уже к английскому слову «ghost», что означает призрак, видение. То есть мы не теряем прежнее значение, костяной, но уже имеем потустороннюю подпитку для образа Кощея. Теперь можно смело выдвинуть теорию, что Кощей имеет связь с потусторонним миром. Стоит вспомнить, что из старых народных сказок известно, что Кощей подпитывает свою огромную силу из воды. Вот тут-то и возникает параллель с греческим аналогом потустороннего мира, где протекают вечные воды реки Стикс, и бог подземного мира Аид черпает свои силы именно из этой реки. Просто совпадение?! Не думаю.

Возможно мы имеем дело со старославянским эквивалентом бога Аида, и Кощей тогда предстаёт перед нами богом загробного мира. Кто такой Кощей — бог или сказочный злодей? Так или иначе, мы уже имеем некоторое представление о возможных путях возникновения самого имени Кощея. Теперь рассмотрим его фигуру в сугубо языческом ракурсе. Существует гипотеза, что каждый из них был отдельным воплощением Чернобога, то есть не сыновья, а ипостаси одного и того же бога. Здесь можно применить теорию много сознательности богов в славянском пантеоне, «один за всех, и все за одного», так сказать. Опустим этот момент и перейдём непосредственно к Кощею. Он младший сын Чернобога. Повелитель мёртвых душ.

Стоит не путать с самой смертью, так как Кощей не отнимает жизнь, он лишь властвует в загробном мире и повелевает уже мёртвыми душами. Опять параллель и подозрительное сходство с греческим Аидом. Но у славян Кощей не просто повелевает и заведует загробным миром, он может в любой момент поднять целую рать из мертвечины. Итак, Кощей славянский некромант. В его арсенале так же неисчерпаемые знания. Кощей своего рода и чернокнижник. Кощей искусный воин. О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым.

Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Повержен да, но не убит. Рождается вопрос, а почему? Давайте вспомним, что говорят сказки о бессмертии Кощея: смерть его в игле, игла в яйце, яйцо в утке, а утка в зайце, заяц тот, сидит в железном сундуке и цепами прикован к дубу на острове Буяне. Итак, начнём анализ с образа иглы.

Смерть умерла. Но теперь от каждого из нас зависит, сможем ли мы сломать эту иглу — иглу ветхости, страстности, смерти, тленности, злобы своей. И для этого нам нужно на путях своей жизни в этой духовной драме, в этой духовной войне, двигаясь к исходу нашей земной жизни к вечности, уметь себя ограничивать. Где-то пожалеть медведя, где-то пожалеть волка или волчицу, у которой малые дети. Воспитать в себе эти добрые чувства, эти чувствования, которые должны стать Христовыми по слову апостола Павла.

Потому что будут в нашей жизни ситуации в прямой схватке с врагом во имя нашего спасения, будут находить на нас помыслы, соблазны, искушения, какие-то испытания, тяжелый выбор. Возможно, придется положить жизнь на весы — такое случается. И тогда наши обученные, воспитанные чувства и навыки, то прошлое, в котором были победы над самостью, над эгоизмом, над злобой — помогут нам, выручат нас. И после Воскресения Христова мы все воскреснем. Нравится нам это или нет — это случится. Что же остается нам? Об этом говорит Господь Иоанну Богослову в момент откровения, когда он являет ему будущее за чертой Воскресения.

Где-то мы его уже встречали. Но где?

Привязанный Кащей, Мария, просьба попить, гром, тучи, освобождение от неминуемой гибели. Воскрешение Кащея, как политического деятеля. Угроза окружающим государствам. Что бы это могло быть? А имя Кащей Кощей , откуда оно? Оно что, не его? Я тоже. А Кащей чахнет... Вообще он какой-то худощавый, костлявый, болезненный, не от мира сего.

Стал бы он чахнуть над златом, если бы это было не так. В старо-славянских памятниках письменности слово кощь, кошть встречается в значении: сухой, тощий, худой телом. И потом, откуда это слово жидомордничать? Он что, жидов морил? Или они его? А может он их уморил, зачахнув над златом? Во всяком случае, какая-то связь здесь прослеживается. Что мы знаем о слугах Кащея? Они живут в достаточно мрачных местах: каменные сооружения с высокими стенами, глубокие пещеры в горе те, кто был в подземельях Киево-Печерской лавры, могут представить места обитания слуг Кащея.

Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный ​

Георгий Милляр в роли Кощея в кадре из фильма «Кащей Бессмертный» (1945). Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Образ Кощея Бессмертного полон загадок, а в исследованиях о его истории полно белых пятен. Кощей Бессмертный Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории. Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).

Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян?

Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Мы решили разобрать поп-культурно-фольклорную полку, где главный скелет — Кощей (или Кащей) Бессмертный. Само слово «кощей» можно встретить в летописях XI–XII веков, оно означает там раба или пленника, скорее всего, являясь заимствованием из тюркского и этимологически не связано с могучим магом Кощеем. кощей Бессмертный-ттт СПОСОБНОСТИ: Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять.

Значение слова «кощей»

СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО В русских сказках Кощей Бессмертный – злодей из злодеев. Ни единого положительного качества, а всё – от внешности и до самой его сущности персонаж неприятнейший.
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян? 10 декабря - 43919898152 - Медиаплатформа МирТесен.
Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный.
Презентация "Кощей Бессмертный" В некоторых сказках она еще и ест маленьких детей! Кощей Бессмертный – скелетоподобный злобный старик, чья смерть спрятана далеко и изощренно, поэтому его почти невозможно убить.
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий»[1]) — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).

Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле

Как считает ряд исследователей, чтобы продлять свой род, Коши вынуждены были похищать девушек. Именно после этого, Кощей, в народном фольклоре, стал приобретать отрицательные черты и являться зловещим персонажем. Слайд 6 Почему уничтожалось жилище кощея? В некоторых сказках, когда люди или главные герои находили обиталище Кощея, то, чтобы уничтожить его, уничтожали и сравнивали с землей его жилище, и территорию вокруг него. Зачем такое варварство? Сейчас уже научно доказано, что растения, животные привыкают к человеку. Если, например, человек заболевает или умирает, то его любимое растение тоже начинает гибнуть. Видимо, между растением и человеком устанавливается прочная эмоциональная связь, которая таким образом проявляет себя. Ведь известны случаи, когда растение гибнет и тогда, когда его хозяин умирает за многие мили от дома.

Потом чай кончился, и Борис побежал в магазин за добавкой. Приходит и говорит: "Ну у вас и темнота в городе. Я такой темноты нигде не видел. Вот шел сейчас и думал, что если Кощей Бессмертный где-то и существует, то только здесь, в Старице". Слово за слово, и через 20 минут Борис уже обрисовал мне все перспективы такого соседства. Я об этом забыл на следующий же день. А через неделю читаю в газете заголовок: "Старица - родина Кощея Бессмертного". А еще через год вдруг узнаю, что туристический бренд "Старица - родина Кощея Бессмертного" одобрил губернатор и скоро в нашем городе начнут строить туристический комплекс. А теперь вопрос на засыпку. В какой газете работал два года назад Борис Гуров? Старица - это 8 тысяч человек, река Волга, у которой в этом месте каменное русло, и десятки красивейших, но очень запущенных архитектурных памятников. Единственное яркое пятно в ландшафте - Успенский монастырь. Фонд по его восстановлению возглавил самолично министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Время от времени он привозит сюда крупных бизнесменов. Недавно даже Чубайс на вертолете прилетал. Почему Кощей?! Это был любимый город Ивана Грозного. Здесь родился первый русский патриарх Иов. Старица - это Мекка спелеологов: под городом расположены заброшенные каменоломни, в которых добывали известняк. Именно из нашего камня были построены белокаменная Москва, Смоленск, Великий Новгород. Но потихоньку народ успокоился. Начинает побеждать мнение, что пусть хоть горшком назовут, лишь бы город наконец ожил. Так что теперь мы готовим очередную статью, смысл которой в том, что Кощей - не такой уж и злыдень. А кто же? Разве он кого-то убил? Или съел? Он даже ничего не разрушил. Только тягал к себе Василису Прекрасную, да и то отпускал в целости и сохранности. Обычный сексуальный маньяк-неудачник. В народе даже просыпается к нему какая-то симпатия. Недавно один бывший непримиримый враг Кощея принес нам проект коллективной игры для туристов под названием "Сломай иголку". Сидим, изучаем. Один из входов в каменоломню, в которой, согласно официальной теперь уже версии, живет Кощей Бессмертный, расположен прямо на крутом берегу Волги. Года три назад, еще до того, как Борис Гуров успел так удачно сходить ночью в магазин, здесь уже пытались строить туристический комплекс. Тогда Старица выиграла конкурс "Возрождение малых городов России" и получила финансирование на строительство национального парка "Старицкие пещеры". Но проект погряз в согласованиях: сначала тормозили проектировщики, потом тянули с экспертизой экологи, а в какой-то момент иссякло и финансирование. Памятником этому проекту остался недостроенный бетонный монстр на берегу реки. Сейчас появилась надежда на то, что животворящий дух Кощея Бессмертного реанимирует-таки этот проект. Только ведь наверняка опять послезают с высокопоставленных печей ильи муромцы с портфелями и все испортят. Давно пора сказку переписать. Нашли какие-то монетки, рисунки, обрывки текстов и по ним - раз-два и написали. Кто проверял? Когда я стал взрослым, я пришел к выводу, что историки - это еще те литераторы. Они твоей стране такую историю могут написать, что жить не захочешь. А захотят - и наоборот, подарят драйв целым поколениям. И можно очень легко управлять людьми без всяких войн и насилия, без лишних бумажек и документов - всего лишь меняя мифы, которыми они питаются. Мы только сейчас потихоньку этому учимся.

На уроках литературного чтения в 3 классе, мы познакомились с мифами Древней Греции. Это был новый, незнакомый мне жанр, который я открывал для себя впервые. Читая мифы Древней Греции, я задумался, у наших предков - древних славян — тоже должны быть свои, славянские мифы. Сказка один из любимых моих жанров фольклора. Сказки бесконечно увлекательны, загадочны и занимательны. Это рассказы о заведомо невозможном, чудесном, необыкновенном. В них содержится нечто фантастическое, неправдоподобное. Сказки будят воображение, развивают фантазию, переносят читателя в необычный, но, в тоже время, легко узнаваемый мир. Зародившись в глубокой древности, сказки передавались из поколения в поколение, от сказителя к сказителю, сохраняли свою жизненную силу. В конце ХIХ в. Владимиров в книге «Введение в историю русской словесности» 1896 г. Под мифом он разумел волшебные сказки[ 7,146]. Но мифы — это не сказки. Я начал искать ответыи выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян. Как могут быть связаны мифические боги с героями сказок? Именно желание проследить связь между славянской мифологией и русской народной сказкой, заставило заняться меня этой работой. Работа над данным исследованием помогла мне не только ознакомиться с первоисточниками по славянской языческой мифологии, но и доказать актуальность и своевременность выбранной мною темы. Самым таинственным сказочным персонажем для меня является Кощей Бессмертный. Он и стал главным объектом моего исследования. Объект исследования:славянская мифология как источник зарождения образов для русских сказок. Предмет исследования: мифологическая основа образа Кощея Бессмертного. Цель:изучение мифологического образа Кощея Бессмертного, как представителя славянской мифологии. Задачи: Изучить исторические источники возникновения мифов древних славян и выявить связьславянской мифологии и сказки; Раскрыть образ Кощея Бессмертного; Определить особенности сказок, основанных на мифах со сказочным персонажем Кощей Бессмертный. Гипотеза: если предположить, что волшебная сказка основана на мифах, то через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного. Методы проведения исследования: аналитический, поисковый. Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме. Практическая значимость: в том, что данный материал исследовательской работы может быть использован на уроках литературного чтения. Актуальность: русские народные сказки — неисчерпаемый источник мудрости. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число — это особый символ сказки, особый ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения. Сказки всегда были и остаются самыми любимыми произведениями не только для детей, но и взрослых. И в них еще так много тайн, загадок и нераскрытых смыслов, и значений. А это значит, что их изучение всегда будет интересно и актуально. Глава 1. Историческая справка. Что известно об источниках по мифологии древних славян. До Крещения Владимиром в 988 году согласно "Повести временных лет" , русский народ был языческим. Этот период принято обозначать как период "славянского язычества". Славянское язычество - совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя» [12,87]. В отличие от греческой или скандинавской мифологии, у славян не было своего Гомера, который занялся бы литературной обработкой древних сказаний о богах. Поэтому, о процессе формирования мифологии славянских племен известно очень мало. Источниками письменных знаний служат тексты византийских, арабских и западноевропейских авторов периода VI - XIII веков, скандинавские саги, древнерусские летописи, апокрифы, поучения. На особом месте стоит «Слово о полку Игореве», в котором есть информация о славянской мифологии. К сожалению, все эти источники - лишь пересказ авторов, и в них не упоминаются сказания целиком. Славянские мифы и легенды сохранились и в фольклорных источниках: былинах, сказках, легендах, заговорах, пословицах. Самыми достоверными источниками по мифологии древних славян являются археологические находки [8,659]. Данные, как археологии, так и письменных источников свидетельствуют о том, что у славян существовали скульптурные изображения божеств идолы. Основа мифологии славян — славянские боги, удивительные создания, которым наши предки поклонялись на протяжении веков, возносили дары, воспевали хвалебные песни. Славянские Боги — воплощенное представление о Мире и о мировых правилах. В Прави живут светлые славянские Боги. В Яви — люди и стихийные Боги. Одна из отличительных черт славянской мифологии — универсальность, благодаря которой верования находят свое воплощение не только в иерархии богов, сказаниях, легендах, мифах и заговорах, но и в быту: в приметах, в обрядах и обычаях, в песнях и потешках. Именно это помогло славянским верованиям дойти до наших дней. Мифология славян формировалась на основе обожествления сил природы в сочетании с культом предков. Мир, природа, даже строения и предметы обихода наделялись ими собственной волей, обретали духов-хранителей. Приход христианства положил конец целостной мифологической системе славян, однако новая религия не смогла полностью заместить старинные мифологические верования наших предков. Многие древние обряды получили иное толкование, и дошли до нас в виде традиционных праздников. Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы: - о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами; - о смене дня и ночи, времен года; - о жизни и смерти; - о происхождении животных и человека. Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы: - о происхождении Вселенной; - о животном и растительном мире; - о происхождении человека; - о загробной жизни; - о добывании огня, происхождении ремёсел. Можно сделать вывод, что миф — это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т. Самые древние сказки обнаруживают сюжетную связь с первобытными мифами. В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как Баба-Яга, Кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, одушевление деревьев говорящие деревья ; в-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк [9,109]. Перечисленные выше элементы мифологии, вошедшие в волшебную сказку, приобрели художественные функции. Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса, о которых в них говорится, имеют жизненные основания. Глава 2. Кощей- это сказочный персонаж или языческийбог Нави? Происхождение образа Кощея. Февраль - начало новой жизни. Високосный год считается неудачным годом. Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек - Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Кощей — это не просто персонаж сказок. Он считается персонажем восточнославянской мифологии и фольклора. Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне. Кощей — это языческий бог? Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. И пусть рождён был он последним, но сила его велика была. Братья перед ним, что перед владыкой тёмным кланялись. И по делу было, потому, как самое жуткое место в Навьем мире охранял Кощей — Лунный Чертог, где покоился сам Чернобог. Третьи считают, что владелец меча и обладатель сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Другие говорят, что образ Бессмертного произошел от германского мифического правителя Одина. Так же есть мнение, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями. Супругой Кащея была Мара Морена — Богиня зимы и смерти. Сам термин «Кощей»происходит от слова «кость». По одной версии, этого персонажа так назвали вследствие его излишней худобы или же потому, что он представлялся в древности живым скелетом. По другой версии, Кощея называли так потому, что он является хозяином «кощного мира» или «костного мира», то есть был хозяином мира мёртвых, хозяином подземного мира. В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей - это значит "пленник", "раб". Слово заимствовано из тюркского языка, и связано с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, раньше, в XII веке «кощеями» назывались пленники злого колдуна или божества. Действительно, во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо подземелье, скованным цепями. В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце. Иногда Кощея называют Кошь или Кош , что значит корзина, короб, судьба.

Чернобог есть на картинах А. Донельзя романтичного молодого Кащея играет Анатолий Смиранин, роль уставшего старика досталась Алексею Петренко. И молодой Кащей здесь — положительный! Вот ведь как бывает. Фильм сложный, с философской подоплекой. Боги существуют до тех пор, пока в них верят. Есть Кощей и в фильме «Книга Мастеров«. Живет он с красавицей Русалкой в своем замке. Свое яйцо любимое в сейфе хранит. А еще у него в сейфе лежат бриллианты, те самые бриллианты, что получились из слез Каменной княжны, когда она еще была маленькая и зла творить не хотела. Кащею верить никогда нельзя. В фильме «Последний богатырь», например, он уж таким себя хорошим да расхорошим выдает — а потом — бац! Правда, камень в конце разбил, и сам тоже погиб. Встречается в игре «Домовята», где по уши влюблен в Царевну-Несмеяну.

Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти

Само слово «кощей» можно встретить в летописях XI–XII веков, оно означает там раба или пленника, скорее всего, являясь заимствованием из тюркского и этимологически не связано с могучим магом Кощеем. Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Теперь рассмотрим его кощей или кащей славянский бог славянская мифология.1 фигуру в сугубо языческом ракурсе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий