Новости грозу кто написал

По мнению Дикого, гроза послана людям в наказание, и стальными шестами от неё не защитишься. Ответ на этот вопрос искала и героиня аудиокниги Гроза, которую мы предлагаем слушать или скачать в mp3.

Тютчевиана

Смеясь, на землю пролила. Федор Тютчев, Весна 1828 года Эти строки, а в особенности первая строфа, - синоним русской поэтической классики. Весной мы просто перекликаемся этими строчками. Малыш еще, быть может, и не читал Тютчева, а строки про грозу уже таинственно живут в нем. И странно узнать, что "Весенняя гроза" приняла знакомый нам с детства хрестоматийный вид лишь через четверть века после написания, в издании 1854 года. А при первой публикации в журнале "Галатея" в 1829 году стихотворение выглядело иначе. Второй строфы не было вовсе, а общеизвестная первая выглядела так: Люблю грозу в начале мая: Как весело весенний гром Из края до другого края Грохочет в небе голубом!

Ещё крепко дружна с его сестрой Варварой: вдвоём, как-никак, легче держаться. При её же содействии ходит на свидания с Борисом. Могла бы вырваться из Калинова и постылого дома, да вот беда: она безрассудно-богобоязненна и сама давит в себе любые желания протеста, при этом даже не рассматривает варианта монастырской жизни, где могла бы спокойно замаливать беспокоящие её грехи и познавать настоящую себя. В итоге Марфа Кабанова, узнав об измене, доводит её до ручки, и девушка самоубивается. Обнять и плакать! Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха — человек-домострой глазами автора. Это общеизвестная в Калинове купчиха и богомолка, страшно вздорная, чудовищно придирчивая и невероятно властная. При всём вышеназванном пользуется репутацией щедрой благотворительницы. Как мать семейства, самозабвенно любит своих детей — но и не менее самозабвенно отчитывает и бранит обоих за всё, что те делают не по её. Именно она зверски гнобила Катерину и стала основной причиной её суицида. Обладает безграничными запасами терпения, однако когда взрывается сбегает из дому , то гори оно всё огнём. Очень хитрая и рассудительная девушка, но за годы существования под одной крышей с невыносимой матерью научилась производить впечатление послушной и льстивой дочери, так как выживать по-другому не получается. Очень любит Катерину и помогает ей всячески, в том числе и дышать свободным воздухом. Никто лучше неё не справится с лавиной упрёков и поучений, на которые столь богата Марфа Игнатьевна, если ты из её семьи. И всё же даже Варвара не выдерживает всего этого и сбегает с своим возлюбленным, Ванькой Кудряшом, куда подальше. Тихон Иванович Кабанов — муж Катерины, сын Марфы Кабановой и брат Варвары, классический маменькин сынок в режиме педаль в пол. Нет, не то чтобы он любит мать, но она столь усердно подавляла в нём волю, что бедолага старательно открещивается от любой «ереси» проявления собственного мнения в её присутствии. Несмотря на общее плачевное состояние, Тихон кроток и незлобив, по-своему любит жену и не дурак приложиться к бутылке. Жизненная установка и мораль его просты: не высовываться, слушаться «начальство» и вволю оттягиваться на свободе, если таковой случай представляется. А в финале как раз он обвиняет мать в смерти Катерины : «Маменька, вы её погубили! А что мог сделать человек с подавленной волей, с детства бывший жертвой домашнего тирана?

Мать Кабанова изводит не только сына, но и невестку, приказывает сыну бить ее, и тот бьет — хотя и против своей воли. По сюжету пьесы Катерина изменяет нелюбимому мужу, а когда не может справиться со своими противоречивыми чувствами, решает покончить с собой. По его версии, поступок Катерины был не просто жестом отчаяния, но и протестом — против устоев купеческого мира, жестокого, невежественного и закрытого от любого влияния.

Я мигом. Так ты, Варя, жалеешь меня? Варвара глядя в сторону. Разумеется, жалко. Так ты, стало быть, любишь меня? Крепко целует. За что ж мне тебя не любить-то. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти. Знаешь, мне что в голову пришло? Отчего люди не летают? Я не понимаю, что ты говоришь. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать. Что ты выдумываешь-то? Катерина вздыхая. Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Ты думаешь, я не вижу? Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,— у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Да ведь и у нас то же самое. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. А что же? Катерина помолчав. Я умру скоро. Полно, что ты! Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю. Что же с тобой такое? Катерина берет ее за руку. А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. Хватается за голову рукой. Что с тобой? Здорова ли ты? Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду… Варвара. Да что же это я говорю тебе: ты девушка. Варвара оглядываясь. Я хуже тебя. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне. Говори, нужды нет! Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись… Варвара. Только не с мужем. А ты почем знаешь? Еще бы не знать. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой! Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет. Нет, нет, не надо! Сохрани господи! Чего ты испугалась? Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете. А вот погоди, там увидим. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хоту. А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то! Входит Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. Показывает на Волгу. Вот, вот, в самый омут. Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! Стучит палкой. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон, вон куда красота-то ведет!

Краткое содержание: «Гроза» Островского

Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу.

Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю.

Она во всём признаётся мужу, бежит к Борису, понимает, что тот не способен принять серьёзного решения… и бросается в Волгу. Незлобивый Тихон впервые пытается пойти против матери, обвинив её в смерти Катерины. Но та мощно прикрикивает на него, и Тихон отступает со словами «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! На экзамене преподаватели очень любят тестировать на знание текста, спрашивая о мелких деталях. Чтобы вы были заранее готовы, сообщаем их вам. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году. Направление в литературе — реализм. Бориса Дикого Островский называет «порядочно образованным». События драмы разворачиваются в вымышленном городе Калинове на Волге, летом. Изобретатель Кулигин мечтает изобрести вечный двигатель, перпетуум-мобиле. А в городе на центральной площади он хочет поставить солнечные часы, на которые просит деньги у купца Дикого.

Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, проявление протеста Тихона против деспотизма Кабанихи. Тематика и проблематика 1. Тема:Конфликт между старым и новым мышлением. Проблема: Старшее поколение вместо того, чтоб стать опорой и поддержкой для молодых, старается подавить в них жизнеспособность, самостоятельность и силу. Тема:Власть, находящаяся в руках невежественных темных людей. Проблема: Власть в городе принадлежит купцам, для которых звон денег приятнее всего. Талантливые образованные люди, светлые духовные натуры не имеют подобного влияния. Тема:Самореализация и польза для общества. Проблема: Молодое поколение не имеет возможности сделать что-то полезное для общества, так как большая часть населения пребывает в невежестве, отрицает научное знание и все новое. Тема:Нравственный выбор Проблема: Катерина была выдана замуж без желания, но старается выполнить правило «стерпится — слюбится», хоть в этом нет радости и нравственного начала. Выбрав любовь, Катерина обретает личное счастье, но становится преступницей с точки зрения морали. Тема: Любовь Проблема: По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня. Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху. Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции. Тема: Семья Проблема: Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей. Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков. Тема: Счастье Проблема: Поиск счастья объединяет всех молодых героев пьесы. Катерина ищет его в любви и свободе духа, Варвара — в своеволии исподтишка и свободе мысли, Тихон — в кабаках и веселых компаниях, Борис — в связи с Катериной и осознании собственного превосходства над недалекими жителями Калинова. А вот Кабаниха и Дикой путают счастье с довольством, поэтому ищут только власть и деньги. Тема: Трагедия совести Проблема: Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города. Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинине является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников. Тема: Свобода Проблема: Стремление к воле тоже характеризует всех молодых героев, потому что старый патриархальный мир всем кажется золотой клеткой. Катерина ищет полную и безраздельную независимость, она готова на кардинальные меры — таков ее честный и прямой характер. Варя добивается свободы украдкой ценой хитрости и системы уступок, что тоже ей свойственно. Тихон воспринимает независимость буквально и довольствуется побегами из дома в деловые поездки. Борис хочет свободы, но не готов за нее заплатить, поэтому отказывается от побега с Катериной. Он крепко привязан к деньгам и не видит без них независимости для себя. Тема: Истинная вера Проблема: Религиозность автор делит на показную и настоящую. Большинство жителей Калинова суеверны, но настоящей веры у них нет, поэтому они все грешат, но тайно. Зато на людях все они разделяют ханжескую мораль и демонстрируют боязнь Бога и его суда. Истинная вера есть у Катерины, которая долго не решается на грехопадение, а потом не может себя простить. Она изо всех сил старается жить по заповедям, но не напоказ, а на самом деле. Поэтому автор всячески подчеркивает, что никто не имеет права ее судить. Тема: Прогресс Проблема: Автор затрагивает тему научного прогресса и его тернистого пути в российской глубинке, где ему противостоят суеверия и невежество. Кулигин пытается установить громоотвод, но натыкается на грубое и ложное представление обывателей о природе грозы и ее назначении. Основная идея В пьесе автор смело обличил социальные порядки. Торговлю друг у друга подрывают, враждуют друг на друга». Купечество творило суд и расправу над простыми людьми, руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. Одна из особенностей пьесы — сочетание беспощадной критики старого и утверждения нового. Автор хотел показать, что патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке. Порядки «Домостроя» безнадежно устарели и только мешают людям. Жители отставшего от времени Калинова уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою. Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения как научного, так и нравственного. Автор сравнивает изменения со свежим воздухом, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и её смелый бунт встряхнули застоявшийся город. Конфликт произведения Конфликт — основная движущая сила драматического произведения. Он разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на различных уровнях. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой. В реализме он будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Конфликт разрешается в финале произведения. В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Наиболее остро в произведении развивается внешний социальный конфликт: конфликт старшего Кабаниха, Дикой и молодого Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон поколения; конфликт свекрови и невестки; общие порядки в доме не соответствуют новой жизни. Внутренний индивидуально-личностный конфликт наблюдается в сознании Катерины: столкновение мечты идеала и реальности; столкновение религиозности Катерины и чувства к Борису; внутреннее противоречие между чувством к Борису и Тихону. Основной конфликт пьесы кроется в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов Кабаниха и Дикой , и новых прогрессивных стремлений к равноправию, свободе человеческой личности Катерина. В этом заключается внешний, социальный конфликт пьесы. Островский показывает, насколько сильно общество разъедает само себя только из-за того, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклонство уничтожают человеческое начало. Это хорошо видно на примере изобретателя-самоучки Кулигина и купца Дикого. Вся власть в городе сосредоточена в руках Савела Прокофьевича. Он думает только лишь о приумножении капитала. Купец обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Он не считает людьми тех, кто ниже его по статусу. Кулигин же стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе, но противостоять этому не может. К этому противоборству присоединяется ещё и столкновение идеалов главной героини с жестокой реальностью — внутренний конфликт. Его кульминацией является последний монолог героини, в котором Катерина прощается не с жизнью, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Смерть Катерины является чертой трагедии. Критика Пьеса А. Островского «Гроза» после своей постановки на сцене породила множество откликов и споров. Отзывы критиков были неоднозначными и часто противоречивыми, что вызвало целую полемику среди писателей-публицистов. Добролюбов Публицист Н. Добролюбова в 1860 году написал статью «Тёмное царство», в которой назвал «лучом света» Катерину. Для него пьеса стала отражением житейских и экономических отношений того времени. Добролюбов уловил дикость и непокорность всего русского народа, находящегося под гнётом. Писарев Знаменитый публицист Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» критически отнесся к драматизму и лиричности произведения. В поступках Катерины он нашёл безрассудство и неразумность, закончившиеся «самым глупым способом». Критик задаёт читателям ряд вопросов: Можно ли назвать любовью чувство, которое разгорелось от одного взгляда? Почему же совестливая Катерина отказалась от своих принципов при первой удобной возможности? По его мнению, драма просто обличает народную глупость. Писарев называет Катерину не «лучом света в тёмном царстве», а «бесплодным» явлением. Критик считает, что она не сделала ничего, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих. Григорьев положительно отзывается о произведении и обращает внимание на точно переданный дух народа. По его мнению, Островский не обличает недостатки общества, а показывает жизнь во всех её проявлениях. Слово «самодурство» неприменимо к героям Островского.

Сетевая литература от А до Я. Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России. Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.

Весенняя гроза

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины. Критика добавлена пользователем:.

Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это?

Никак, народ от вечерни тронулся? Проходят несколько лиц в глубине сцены. Пойдем, Шапкин, в разгул!

Кланяются и уходят. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им.

Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак. И не привыкнете никогда, сударь.

Отчего же? Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!

Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал?

К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Каждый день ко мне с жалобой ходят! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!

А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно.

А те им за малую благостыню на гербовых листах 2 злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию 3 поедут, а там уж их и ждут да от , радости руками плещут.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. Я было хотел все это стихами изобразить... А вы умеете стихами?

По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы...

А ведь тоже из нашего, из простого звания. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!

Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать. Входят Феклуша и другая женщина.

Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить!

И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко!

За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти! Что ж бы вы сделали? Как же, сударь!

Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле? Непременно, сударь! Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться.

Прощайте, сударь! Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек!

Мечтает себе -- и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе.

Главные герои Катерина - молодая женщина, жена Тихона. Праведная, честная, с пылким характером и свободолюбивая. Не вписывается в окружающий ее «темный» мир. Борис - молодой человек, племянник зажиточного самодура ДикОго.

Деспотичная женщина, самодур, живущая устаревшими старорусскими традициями. Тихон Кабанов - сын Кабанихи, муж Катерины, слабохарактерный человек, пьяница, укоряющий всех вокруг в своих бедах. Живет в полном подчинении своей матери. Другие персонажи Кулигин - «механик-самоучка», изобретатель, романтичный и целеустремленный Дикой Савел Прокофьевич - купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур. Варвара - незамужняя дочь Кабанихи, хитрая, вольнолюбивая девушка, приноровившаяся легко жить в доме матери Кудряш - молодой горожанин, возлюбленный Варвары Барыня - городская сумасшедшая, ходит в сопровождении двух лакеев в треуголках Феклуша - странница Глаша - служанка в доме Кабановых Краткое содержание Общественный сад на высоком берегу Волги Явление первое Кулигин и Кудряш разговаривают о природе.

Механик-самоучка Кулигин очарован ее красотой, Кудряш же к ней равнодушен. Издали собеседники видят, как Дикой ругает племянника Бориса. Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит , — замечает Кудряш. Дикой и Борис идут мимо, Кулигин снимает шапку. Явление второе Дикой ругает племянника за безделье, говоря, что найти дело можно и в праздник. Он придирается к самому факту существования Бориса.

Явление третье Кулигин спрашивает у Бориса, почему он, московский житель, поселился в захолустье у дяди, хоть тот и бранит его постоянно. Оказывается, бабка Бориса завещала ему часть своего состояния, с условием, что Борис будет почтителен к дяде. Борис осиротел и приехал вступить в наследство, поэтому вынужден «с почтением» относится к вечно недовольному Дикому. Больше всего Борис опасается, что Дикой найдет способ оставить его без наследства. Он готов был бы все бросить, но у него есть сестра, которой это наследство весьма пригодилось бы. Дикой — самодур, издевается над домашними, даже жена его ходит в страхе.

Кудряш вторит ему: у Дикого вся жизнь основана на ругательстве. Кулигин говорит Борису, что тот никогда не привыкнет к местным обычаям: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба» Кулигин о городе Калинове Богатые намеренно обирают бедных, те — страдают, купцы из зависти вредят друг другу. Пока Кулигин говорит, появляются Феклуша и некая горожанка.

Феклуша восхищается городом, хвалит благочестие жителей: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых» Феклуша о Калинове Кулигин говорит Борису, что Кабаниха — ханжа нищих оделяет, а домашних заела совсем , он также рассказывает Борису о своих планах. Сильнее всего ему хочется изобрести перпетуум-мобиле, вечный двигатель. Явление четвертое Борис, оставаясь один, сочувственно размышляет о Кулигине: он кажется ему обреченным романтиком, мечтает себе — и счастлив.

Борис сетует на выпавшую ему долю загубить свою молодость в этой трущобе. Он признается, что безнадежно влюблен в Катерину, с которой не может даже поговорить. Он смотрит из-за угла, как идут Кабаниха, Тихон и Катерина с Варварой, любуется на Катерину и уходит. Явление пятое Кабаниха наставляет Тихона: скоро ему в отъезд в Москву. Она считает, что из мира исчезло уважение к старшим, и читает нравоучения Тихону, Катерине и Варваре, обвиняя их в неучтивости и грехах других людей, хотя близкие ни в чем перед ней не виноваты: «… от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится.

И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает» Кабаниха о современных порядках Упрекает Кабаниха сына и в том, что ему жена милее матери и что прежней любви от него не видит с тех пор, как тот женился. За мужа заступается Катерина, но та грубо прерывает ее. Варвару раздражает брань матери. Катерина пытается защищаться: «Катерина. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Напраслину-то терпеть кому ж приятно! По ее мнению, он ведет себя не по-мужски, жена его не боится, а ведь это — залог жизни семьи. Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь» Кабаниха о жизни в семье Явление шестое Кабаниха уходит, Катерина, Тихон и Варвара остаются.

Он жалуется жене на мать. Достается и Катерине: он не хотел жениться, его заставила мать, а теперь поедом ест, проходу не дает , и будто бы все из-за Катерины. Варвара вступается за нее и заявляет, что у Тихона на уме лишь одно: выпить вместе с Диким. Она отправляет его к Дикому, Катерина просит возвращаться быстрее: а то маменька опять браниться станет. Явление седьмое Варвара говорит Катерине, что любит ее и жалеет. Катерина рассуждает: «отчего люди не летают так, как птицы?

Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Только приводило ли это к лучшему? Пьеса «Гроза» была написана Николаем Островским в 1859 году, в преддверии крупных реформ, и это отчетливо чувствуется, когда читаешь ее. Писатель передает особое настроение, заставляя вникать в суть характеров персонажей, проникаться переживаниями главной героини, испытывая гамму чувств.

Действие происходит в вымышленном городке, где живет главная героиня пьесы Екатерина вместе со своим мужем. В семье Кабановых всем заправляет свекровь Катерины, все ее указания и правила должны строго соблюдаться. Катерина с детства воспитывалась в атмосфере любви и заботы, а после замужества ей стало тяжело жить под гнетом свекрови.

Тютчевиана

Весенняя гроза или «Люблю грозу в начале мая» — одно из ряда известнейших ранних стихотворений Фёдора Тютчева, написанное в 1828 году и впервые опубликованное годом позже в журнале «Галатея».[2]. Певица получила статуэтку «Золотой гриф» за песню «Сила моя со мной», написанную Марией Захаровой. По мнению Дикого, гроза послана людям в наказание, и стальными шестами от неё не защитишься.

Гроза - краткое содержание

«Грозу» не Островский написал «Грозу» Волга написала. «Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. Гроза — да, это атмосферное явление присутствует и воспринимается как Божий гнев. Дайджест книжных новостей от «Читай-города»: ChatGPT-4 стал соавтором романа. В Костроме «Грозу» издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина. одно из самых душераздирающих у ского.

Тютчевиана

Смеясь, на землю пролила. Федор Тютчев, Весна 1828 года Эти строки, а в особенности первая строфа, - синоним русской поэтической классики. Весной мы просто перекликаемся этими строчками. Малыш еще, быть может, и не читал Тютчева, а строки про грозу уже таинственно живут в нем. И странно узнать, что "Весенняя гроза" приняла знакомый нам с детства хрестоматийный вид лишь через четверть века после написания, в издании 1854 года. А при первой публикации в журнале "Галатея" в 1829 году стихотворение выглядело иначе. Второй строфы не было вовсе, а общеизвестная первая выглядела так: Люблю грозу в начале мая: Как весело весенний гром Из края до другого края Грохочет в небе голубом!

В речи действующих лиц писатель раскрывал их переживания, душевное состояние, отношение к происходящему. Все герои «Грозы» говорят на общенародном языке. Но в речи многих из них есть элементы купеческого, мещанского и церковного жаргона.

Это делает каждого персонажа неповторимым. Свои пьесы Островский создавал для сцены, поэтому он внимательно относился к речевым интонациям своих персонажей. Заботясь о правильном тоне, он использовал ремарки, показывая, как надо произнести те или иные слова.

Например, ремарки, сопровождающие реплики Дикого во II явлении 4-го действия: «с сердцем», «гордо», «с гневом», «сердясь все более и более», «сердито». Речь Кудряша бойкая, но грубая, полностью соответствует его самохарактеристике: «Я грубиян считаюсь». Странница Феклуша произносит слова, характерные для церковно-библейской, житийной литературы: «благочестивый», «добродетелями многими украшенный», «…им ещё больше щедрот приумножится».

Речь Кулигина выдаёт его пристрастие к эпохе зарождения отечественной словесности и науки. Народная поэзия отзывается в речи Катерины: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»; «Я у вас завяла совсем»; «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Продолжением фольклорной стихии в пьесе становятся песни.

Также являются средством дополнительной характеристики персонажей «Грозы» имена, отчества и фамилии. Но и отсутствие имён у Островского служит характеристикой. Например, «барыню с двумя лакеями» автор лишает имени и фамилии.

Так писатель показывает, что его интересует социальное лицо этого персонажа. Интересно, что слово «помещица» Островский заменяет словом «барыня». Драматургу важно показать её влияние на жизнь калиновцев, в восприятии которых она была именно «барыня».

Литературные приёмы Поскольку в пьесе мало художественных средств, автор раскрывает события и героев через речь. Самохарактеристика персонажей Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю», «Такая я уж зародилась горячая! Отсылки к прошлому героя Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить».

Взаимная характеристика Кабаниха о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем». Монологи Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе. Речевое поведение возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого Смысл названия Название пьесы многозначно и символично.

Его можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. Об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метаморфическое значение. Это символ грядущего очищения и обновления жизни.

Система образов Катерина — скромная и правильная молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Борис Григорьевич — молодой человек, не женат, зависит от воли своего дяди Савела Прокофьевича. Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха — властная и деспотичная купчиха, вдова.

Тихон Иванович Кабанов — сын Кабанихи и муж Катерины. Мягкий и безвольный, не может противостоять матери. Второстепенные герои Варвара — своевольная девушка, дочь Кабанихи и сестра Тихона.

Кудряш — возлюбленный Варвары. Дикой Савел Прокофьевич — грубый и невоспитанный купец, который тиранит домашних и своих работников. Кулигин — мещанин, механик-самоучка.

Глаша — служанка Кабановых. Барыня — старуха семидесяти лет, полусумасшедшая. Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в пьесе далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении.

Так, например, Дикой прямого отношения к Катерине не имеет. Но и он, и другие несюжетные персонажи необходимы драматургу, чтобы понять истоки и характер трагедии Катерины. Самый яркий персонаж — Катерина Кабанова.

Девушка воплотила в себе протест против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни. Образы хозяев жизни утеснители — Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада Домостроя ; жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам; ощущение гибели старого уклада. Образы утесняемых Катерина, Тихон, Борис, Варвара и т.

В конце концов влюблённые сбегают, так как не могли больше терпеть самодурство, гнёт представителей «тёмного царства». Кулигин противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «тёмного царства», практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен. Катерина выражает протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца».

Пороки героев как олицетворение глобальной социальной проблемы Многим героям пьесы «Гроза» присущи пороки, олицетворяющие глобальную социальную проблему человечества: Дикой — грубый, жадный, глупый и лживый человек. Он ругает и тиранит домочадцев. С окружающими разговаривает в повелительном тоне.

Ему чужды семейные ценности: он не даёт законную долю наследства родному племяннику. Дикой не отказывает молодому человеку напрямую, а использует труд Бориса до последнего, то есть проявляет лицемерие. Дикой невежда: он верит, что гроза — это следствие того, что Илья-пророк скачет по небу.

Кабаниха — властная, лицемерная, жестокая, суеверная и глупая. Она сама настояла на женитьбе сына, а после стала винить его в том, что тот забыл мать. Лицемерие Марфы Игнатьевны проявляется в отношении к религии: никакого всепрощения и смирения в её поведении не наблюдается.

На словах она добрая христианка, а на деле применяет насилие, оскорбляет, осуждает, злится «под видом благочестия». Сомнений в жестокости этой женщины нет, ведь именно она настаивает, чтобы Тихон избил Катерину за измену. Все события героиня объясняет бредом странниц, что говорит о её слабом умственном развитии.

Тихон — глупый, слабохарактерный и инфантильный человек, который не имеет собственного мнения. Он не решает проблемы в семье, а бежит от них, скрываясь в кабаках. Тихон не помогает жене и не защищает её.

Он слепо подчиняется матери, делает так, как ему скажут. Борис трусливый и слабовольный. Наследство оказывается для него важнее возлюбленной.

Он бросает Катерину, когда ей нужна была его поддержка. Молодой человек не защищает Катерину от гнева Кабанихи и не берёт на себя ответственность за судьбу девушки. Осознавая, что Дикой не даст ему наследства, он всё равно остается в своей зоне комфорта и отрекается от любви.

У Варвары много положительных качеств, но всё же у девушки есть один порок — лживость. Она не идёт против законов тёмного царства, а подстраивается под них. Варвара хорошо понимает, как устроен мир Кабанихи и Дикого.

Девушка вполне приспособилась к такой жизни. Ей проще врать, чем открыто бороться за свои права. Композиция В основе сюжета лежит классический любовный треугольник.

Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий. Экспозиция — описание обычаев и нравов города Калинова, образа жизни его обитателей. Завязка — описание тяжелой жизни Катерины у Кабановых.

Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону. Развитие — любовная линия Катерины и Бориса, внутренняя борьба главной героини. Кульминация — публичное признание Катерины в измене.

Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, проявление протеста Тихона против деспотизма Кабанихи. Тематика и проблематика 1. Тема:Конфликт между старым и новым мышлением.

Проблема: Старшее поколение вместо того, чтоб стать опорой и поддержкой для молодых, старается подавить в них жизнеспособность, самостоятельность и силу. Тема:Власть, находящаяся в руках невежественных темных людей. Проблема: Власть в городе принадлежит купцам, для которых звон денег приятнее всего.

Талантливые образованные люди, светлые духовные натуры не имеют подобного влияния. Тема:Самореализация и польза для общества. Проблема: Молодое поколение не имеет возможности сделать что-то полезное для общества, так как большая часть населения пребывает в невежестве, отрицает научное знание и все новое.

Тема:Нравственный выбор Проблема: Катерина была выдана замуж без желания, но старается выполнить правило «стерпится — слюбится», хоть в этом нет радости и нравственного начала. Выбрав любовь, Катерина обретает личное счастье, но становится преступницей с точки зрения морали. Тема: Любовь Проблема: По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь.

И мы сейчас, только раз-другой по бульвару пройдем. Ну, как хотите, только ты смотри, чтобы мне вас не дожидаться! Знаешь, я не люблю этого. Нет, маменька, сохрани меня господи! То-то же! Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая! Чем же я-то виновата? Кто ж виноват, я уж не знаю, Варвара.

Где тебе знать! То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого». А теперь поедом ест, проходу не дает — все за тебя. Так нешто она виновата? Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя! Толкуй тут! Что ж мне делать-то?

Знай свое дело — молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь — переминаешься? По глазам вижу, что у тебя и на уме-то. Ну, а что? Известно, что. К Савелу Прокофьичу хочется, выпить с ним. Что, не так, что ли? Угадала, брат. Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет.

Ты проворней, в самом деле, а то знаешь ведь! Уж как не знать! Нам тоже невелика охота из-за тебя брань-то принимать. Я мигом. Так ты, Варя, жалеешь меня? Варвара глядя в сторону. Разумеется, жалко. Так ты, стало быть, любишь меня? Крепко целует.

За что ж мне тебя не любить-то. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти. Знаешь, мне что в голову пришло? Отчего люди не летают? Я не понимаю, что ты говоришь. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.

Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать. Что ты выдумываешь-то? Катерина вздыхая. Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Ты думаешь, я не вижу? Такая ли я была!

Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,— у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет.

Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Да ведь и у нас то же самое. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается.

А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. А что же?

Катерина помолчав. Я умру скоро. Полно, что ты! Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю. Что же с тобой такое?

Катерина берет ее за руку. А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. Хватается за голову рукой. Что с тобой? Здорова ли ты? Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то.

И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду… Варвара. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара оглядываясь. Я хуже тебя. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне. Говори, нужды нет! Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись… Варвара. Только не с мужем. А ты почем знаешь?

Еще бы не знать. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть. Что же мне делать!

Сил моих не хватает.

Варвара обещает помочь Катерине, когда Тихон уедет. Появляется безумная Барыня с палкой и два ее лакея. Явление восьмое Барыня пророчит Катерине и Варваре адское пламя: «Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет.

Показывает на Волгу. Вот, вот, в самый омут. Что смеетесь! Не радуйтесь! Стучит палкой.

Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон, вон куда красота-то ведет! Приближается гроза. Катерина и ее воспринимает как страшное предзнаменование, Варвара уводит ее домой.

Странница говорит, что любит смотреть, как жена воет , когда уезжает муж старинная традиция. Явление второе Катерина рассказывает Варваре о своем горячем характере: никто с ней сладу найти не мог. Варвара замечает, что она не любит ее брата, но та возражает, что жалеет его. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать , — говорит ей Варвара.

Ей известна тайна Катерины: она любит Бориса. Она призывает женщину научиться скрывать: «ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» Варвара о доме Кабановых Варвара сообщает Катерине, что Борис также интересуется ей. Катерину пугают греховные мысли, но противостоять им она не может.

Она заявляет, что сладить с ней никто не сможет, если только ей захочется свободы, и если придется, она выбросится в окно или кинется в Волгу. Варвара подсказывает, что когда Тихон уедет, возможность видеться с Борисом представится. Она подговаривает Катерину вместе с Глашей спать с ней в саду в беседке: Варваре и самой хочется гулять ночью, но одну ее Кабаниха не пустит. Тем временем Кабаниха наставляет Тихона на дорогу. И на воле-то он словно связанный , — сетует Катерина.

Входят Кабаниха и Тихон. Явление третье Кабаниха приказывает Тихону наставлять жену на примерное поведение в его отсутствие так полагалось в старые времена : Ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь — спросишь, так ли все исполнила. Тихон смущается, но выполняет.

Просит Катерину слушаться свекровь, почитать ее, как мать, работать. Кабаниха подсказывает ему, напомнить жене, чтобы на молодых парней не заглядывалась. Кабаниха уводит остальных, веля жене с мужем вдвоем переговорить перед его отъездом, как это полагается. Явление четвертое Катерина говорит Тихону, что свекровь обидела ее такими словами. Тихон просит не принимать ее все близко к сердцу, но на просьбу жены взять ее с собой, отвечает отказом, и упрекает Катерину, что она навязывается : он устал от гнета Кабанихи и хочет воли.

Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? Она предупреждает мужа: быть беде в его отъезд, и просит взять с нее клятву, что она ни с кем видеться не будет, пока его нет. Тихон не успевает: слышен голос Кабанихи, пора. Кабаниха учит сына как подобает.

Катерина бросается мужу на шею, но свекровь жестко осаживает ее: Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся! Явление шестое Кабаниха остается одна и сетует на неумения молодости: даже проститься толком не могут!

Для нее важны законы приличия и соответствия традициям. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего» Явление седьмое Входят Катерина и Варвара. Кабаниха упрекает невестку, что она не выла Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце. Катерина возражает, что это смешно. Варвару Кабаниха легко отпускает гулять: еще насидится в замужестве.

Явление восьмое Катерина остается одна. Она жалеет, что у нее нет детей, в доме тихо и тоскливо. Ее посещают мысли о смерти: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела.

Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка» мысли Катерины о смерти Чтобы отвлечься и скоротать время, она решает купить холста и шить белье для бедных. Явление девятое К Катерине входит Варвара. Она сообщает, что договорилась с Глашей и матерью ночевать в саду.

Весенняя гроза

Ой ли? Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен.

Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Уж будто он тебя и не ругает? Как не ругать!

Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет.

Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых. Сцена вторая Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину. Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят.

Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день. Действие четвертое: признание в грехе Явление первое. В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой.

На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой. Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина. Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом.

Гроза все ближе и ближе. Явление четвертое Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется. Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью. Явление пятое Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она.

Явление шестое Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон — в растерянности. Действие пятое: Катерина бросается в реку Явление первое. Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости.

Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой — ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет. Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу. Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки. Явление второе Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину — теперь уже перед ним.

Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь.

Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки. Явление четвертое. Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой.

Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы — и от мамы, и от жены — и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде. Явление пятое Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами. Явление шестое Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.

Явление седьмое Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора. Явление восьмое Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон. Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками. Явление девятое Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница?

Явление десятое Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать. Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом.

Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых. Сцена вторая Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину. Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею.

Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день. Действие четвертое: признание в грехе Явление первое. В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой. Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других.

Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина. Внезапно из поездки возвращается Тихон.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Стихи. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

36. ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Слушать аудиокнигу «Гроза» автора Александра Островского в исполнении Александра Теренкова, Галины Бахаревой. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий