Новости крупская надежда константиновна биография

Надежда Константиновна Крупская, (14 (26) февраля 1869 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 февраля 1939 года, Москва, РСФСР, СССР) — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931).

Надежда Крупская - кратко

Она внимательно изучила скаутское движение в Европе и Америке и поняла, что при внесении соответствующих изменений в виде большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России. При активном участии Крупской создавалась советская система образования и педагогики. Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования». Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде. Крупская на похоронах В. Ленина Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место. К примеру, она очень критично отнеслась к педагогической системе, разработанной А. В 1928 году её критика на съезде комсомола привела к тому, что известного педагога освободили от руководства детской колонией им. Ей разрешалось без ограничений заниматься лишь библиотечной работой и выступать в печати с правильными текстами о Ленине. Скончалась Надежда Константиновна на следующий день после своего 70-летия, 27 февраля 1939 года.

В воскресенье, 26 февраля, на первой странице «Правды» ЦК ВКП б и Совнарком СССР передали «старому большевику и другу Ленина» горячий привет и пожелали многих лет дальнейшей плодотворной работы, а на второй странице была помещена поздравительная статья партийного идеолога Емельяна Ярославского с портретом художника Петра Васильева. А уже 28 февраля две первые страницы главной советской газеты были отведены под некрологи Крупской.

Надежда Крупская с детьми Но именно этот род деятельности Крупской чаще всего подвергается критике. Здесь нельзя однозначно сказать, чего было больше от действий пламенной революционерки — пользы или вреда. У нее никогда не было собственных детей, поэтому, ей было сложно судить, что для них хорошо, а что не очень. Крупская просто любила их, не делила по происхождению или национальности. Она заботилась о том, чтобы жизнь матери и ребенка стала легче, но при этом поддала жесткой критике систему педагога Макаренко , который утверждал, что лучшее воспитание — это труд. Надежде казалось, что в этом вопросе нет ничего важнее коммунистической идеологии. Ее возмущали сказки Чуковского , так как ей, взрослой женщине, казалось, что фантазии и волшебство ничего в этой жизни не значат. Общественная деятельность После того, как умер Ленин, Надежда предпринимала попытки противостоять действиям Иосифа Сталина.

Но силы были явно не равны, поэтому очень скоро она прекратила борьбу. Крупская выступила в поддержку Зиновьева и Каменева, а после публично призналась в ошибочности своего мнения. Предпринимала попытки защитить от репрессий соратников Ленина, однако это не дало результатов. Стоит заметить, что Крупская имела большое влияние в политических кругах, и при желании могла достичь своей цели, но в ней как будто что сломалось, она быстро сдавалась. Надежда Крупская на съезде с учениками В 30-х годах Крупская стала свидетелем того, что под репрессии попали не только «враги народа», но и их дети, и пыталась это пресечь. Добилась лишь того, что ее отстранили от работы, доверив заниматься исключительно библиотечной работой. Надежда начала писать мемуары о Ленине, участвовала в рецензировании картин о нем, которых в те годы снималось много. Она становилась членом различных комитетов, связанных с работой с детьми и молодежью. Тогда же стала доктором педагогических наук. Умерла 27 февраля 1939 года, на следующий день после шикарного празднования 70-летнего юбилея.

Внезапно у Надежды открылся перитонит, но ее по неизвестным причинам не прооперировали. Ее прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Если бы Крупская знала, что ее там похоронят, то наверняка, оставила бы другое распоряжение по этому поводу. Она всегда протестовала против нахождения в Мавзолее тела Ленина, просила Сталина похоронить его как всех, на кладбище. Карьера Крупской Несмотря на ее заслуги в деле революции, все же популярность Крупская завоевала исключительно потому, что много лет была женой человека, сумевшего разрушить предыдущее мироустройство и начать строительство совершенно другой жизни. Самая важная ее заслуга — это быть супругой Ленина.

Познакомились в 1894 году. Обвенчались 22 июля 1898 года в церкви в ссылке в селе Шушенское. В качестве шаферов они пригласили шушенских крестьян, а обручальные кольца им сделал их союзник из медных пятаков. Вопросы народного образования. Народное образование и демократия. РСФСР, 1921. Заветы Ленина в области народного просвещения. То же. О дошкольном воспитании в деревне: III Всеросс. Главсоцвоса, 1926. О школе крестьянской молодежи: Речи и статьи. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях. Единый план и новые методы культработы. Собрание сочинений. В 4 томах. Клара Цеткин, М. Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. Ленинские установки в области культуры: сборник статей. Что писал и говорил Ленин о библиотеках. Биография В. Ленина, М. О самообразовании: сб. Женщина страны Советов — равноправный гражданин. Письма пионерам. О преподавании в средних школах взрослых: Сборник статей и докладов — М. О молодежи. Советским детям: сборник статей.

Мало кто помнит. Однако Крупская — яркая, образованная и самостоятельная личность, выдающийся политик и гениальный педагог. Именно ей и ее соратницам удалось совершить практически невозможное — выучить неграмотную Россию читать и писать. Сегодня масштабы этой работы трудно представить. И хотя собственных детей она не имела, это не мешало ей думать о детях всего советского народа. Разумеется, все это было под эгидой партии: Крупская, с помощью своих трудов, хотела не просто помочь детям всех слоев общества получить образование. Она стремилась вырастить истинных коммунистов, сверхлюдей, черпающих вдохновение и счастье из труда и строительства социализма. Супруга и революционерка Дочь бывшего поручика и гувернантки петербурженка Надежда Константиновна Крупская в юности любила рисовать, обладала актерским талантом, прекрасно читала стихи и хотела стать актрисой. Но стала революционеркой и женой вождя мирового пролетариата. Она с удовольствием рассказывала о своем знакомстве со «Стариком» — такую партийную кличку имел тогда молодой и энергичный Ульянов. Он был внимателен, галантен и мог спеть романс «Я вас люблю, люблю безумно». Дни, проведенные в ссылке в Шушенском, Крупская считала самым счастливым временем, наполненным «поэзией и молодой страстью». Непьющего и некурящего Ленина очень тепло приняла мать Крупской и настояла на их венчании. Владимир Ильич любил охотиться, кататься на коньках, не выносил грязи и пятен. Надежда Константиновна была старше супруга на один год и не обладала талантом хозяйки домашнего очага, не умела ни шить, ни готовить, но избавила Ленина от трудной и громоздкой канцелярской работы. Она вела почти всю обширную переписку мужа и стала фактически одним из соавторов громадного социалистического эксперимента, хотя и находилась в тени Ленина.

Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования

Идейно и организационно был связан с польскими революционными демократами, поддерживал тесную связь с русскими революционными центрами в Лондоне «Колокол» и Петербурге; в конце 1862 влился в состав «Земли и воли». После ареста Каплинского в феврале 1862 года организацию возглавил поручик Шлиссельбургского пехотного полка Андрей Потебня. В руководство входили также Я. Домбровский, З. Падлевский и другие.

Вот среди «других» вполне мог быть Крупский. В 1861-62 годах комитет развернул агитационно-пропагандистскую деятельность, выпустив большими тиражами свыше 16 прокламаций. В период восстания 1863-64-го оказывал помощь повстанцам всеми доступными средствами. К середине 1863 года деятельность комитета замерла в связи с арестами и перемещениями отдельных военнослужащих, а также изменением политической ситуации в стране.

Следствие против отца Крупской длилось десять лет. В это время у него родилась дочь Надежда. И кто мы мог тогда знать, что он - будущий тесть нового «царя» не России даже, а целой новой империи — СССР! Или все-таки была какая-то в этом предопределенность?

Такое предположение возникает, когда знакомишься с истинной биографией Надежды Константиновны. Точнее — с ее родословной. Начну с фамилии Крупский. Она происходит от приставки к личному имени шляхтичей, наследственно владевших родовым гнездом Крупе, родоначальников рода Крупских, согласно документальным текстам латынью и на польском - «де Крупэ».

В XV веке под влиянием славянской культуры в текстах на польском появляется окончательно современная форма фамилии - «Крупский», по-польски Jan Krupski Krupskij. Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг.

Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548. В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги. Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи.

В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество. Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство. Персоны этого периода: 1.

Крупский Бонифаций Урбанович - российский дворянин, поляк, римо-католик, участник польского восстания 1863 года против Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года; 2. Кирилл Кириллович Крупский 1811-1896 - капеллан, протоиерей, священник Русской Православной Церкви с 24. Крупский Н. Новочеркасск, коллежский секретарь 1901—1903 гг.

Ее воспоминания, как мадленки Пруста, стоит взять в руки, и тебя накрывает густой волной прошлого. Только крепче держись за поручень и дыши носом. Потому что голова уже кружится, реальность мерцает, и ты чувствуешь….

В 80-е годы у нас начались первые проблемы, когда воспитательная функция стала формой без содержания. Это и была одна из причин краха Советского Союза. Форма стала превалировать над содержанием, с чем и боролась в свои годы Крупская. Второй важный момент — мы все, вместе с президентом, осуждаем 90-е годы за их бесчеловечность. Сотни тысяч людей выкидывали на улицу потому, что их было невыгодно содержать.

Массово закрывались профтехучилища, так как всех убеждали, что нужно быть юристами, а производительный труд стране не нужен. Труд отрицался сам по себе. Спустя 30 лет после отказа от них мы понимаем, что остальной мир пользуется ее идеями. На них работает воспитательная система Китая, который сегодня является уже чуть ли не первой экономикой в мире. Многие социальные проблемы, которые есть у нас, связаны именно с тем, что мы отказались от Крупской. У нас опять появилась беспризорность, безнадзорность. Они даже не знают, как платить за квартиру! Они не знают, как выстроить свое будущее. Сколько людей осталось без родителей после Первой мировой и Гражданской войн?

Но все же все они себя нашли в жизни. Говорить о повышенной смертности и самоубийствах среди выпускников детдомов не приходилось. Но была и другая проблема, с которой боролась Крупская. Царская школа была рассчитана на примат денег. Как она сама вспоминала из своей личной жизни, на девочек, которые приезжали на личных лошадях, обращали гораздо больше внимания, чем на тех, кто был плохо одет. Было четкое деление людей по социальному признаку, по материальному благополучию… — Стандартная сословно-феодальная система. Откуда появляются эти «колумбайны», школьные самоубийства? В Советском Союзе школьные самоубийства были сведены практически к нулю. Максимум, что было — самоубийства, связанные с неразделенной любовью.

Но и то, внутри коллектива, если ребенок не замыкался, несчастную любовь он переживал в более комфортных условиях, нежели современный ребенок, который замыкается внутри себя — не имеет поддержки со стороны родителей, которые зарабатывают деньги, педагогов, которые заполняют журналы и кучи других бумаг, еще и терпит травлю со стороны сверстников. У нас отсутствуют школьные детские коллективы, где не было бы травли, где не было бы насмешек и так далее. Все это и рождает массовые расстрелы в Керчи. Чтобы всего этого не было — необходимо восстановить нормальную педагогическую воспитательную функцию в школах. Что учитель может видеть, когда у него в классе 50 человек, когда он заполняет сотни бумажек? Еще 80 лет назад Крупская указывала на ошибочность и порочность такой системы. Якобы его произведения, по ее словам, — болтовня и неуважение к детям… — В 90-е годы этот скандал был слишком раздут. Как же она могла недолюбливать Чуковского?! Большинство людей, которые за это ее осуждают, даже не читали этой сказки или читали в уже адаптированном, с учетом критики Крупской, формате.

Все равно что сравнивать реальные сказки братьев Гримм и адаптированные, которые, по предложению Крупской, были переведены для Советского Союза как сказки, где были убраны насилие, ужасы, изменены концовки. В качестве еще одного примера. Есть знаменитая европейская сказка «Пиноккио». В России мы ее знаем как сказку про Буратино. Была изменена ее сущность. Наш Буратино уже не является мальчиком-лгуном.

Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась.

На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». После Октябрьской революции Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей.

Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук.

Крупская Надежда Константиновна: биография, фото

Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга. В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском. Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской.

Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться. Правда, особой хозяйственностью Наденька не отличалась, кулинарными способностями не блистала, и все хозяйство в доме вела Елизавета Васильевна, в помощь которой наняли 15-летнюю девочку-подростка.

Был ли Ленин единственным мужчиной в жизни Крупской? Рассказывают, что в юности за ней ухаживал член революционного кружка, который она вела — Иван Бабушкин.

Сейчас эта проблема решаема, но тогда это было неизлечимо, и, чтобы компенсировать пустоту, после смерти Арманд Крупская переключила внимание на ее детей. Особенно была близка с 22-летней Инессой. Удочерять девушку уже было поздно, но в других случаях чужих детей в семьи принимали охотно. Ворошилов воспитывал не своих детей, а детей Фрунзе. В семье Сталина рос приемный сын Артем, то же было в семье Молотова, Кагановича...

Возможно, этот «тренд» неофициально задала жена Ильича. Но он появился на свет за пять лет до знакомства его матери с Ильичем. Он тоже родился в Санкт-Петербурге, в тот же год, что и Алексей Романов. Ленин якобы отдал его на поруки няньке, а та была косая, потому и Косыгин. Ни один факт родства пока не подтвердился. Бездетный брак В. Ильич обожал мясо на гриле - Крупская делилась, каким Ленин был в быту?

В последних работах она старалась «очеловечить» мужа - вспоминала, что Ильич любил слушать соловьев, что на прогулке останавливался и долго выискивал среди веток снегирей, мылся талой водой, радовался новогодней елке в Горках. Любил темное баварское пиво и мясо на гриле. Был нетребователен к одежде и до дыр занашивал ботинки. Терпеть не мог, когда курят. В молодости хорошо бегал и дрался на кулаках. Любил ходить пешком - в Горках отмахивал по десятку километров. Кстати, в первое после революции время у Ильича не было серьезной охраны.

В 1918 году в Москве, еще до покушения, его даже смогли ограбить. Он вез приболевшей Надежде Константиновне бидон с молоком. Машину остановили местные «авторитеты», под дулом пистолета вывели водителя, Ленина и охранника с бидоном, а автомобиль угнали. Сталин с Молотовым, жившие в гостинице «Националь», тоже запросто ходили без сопровождения от Кремля к Тверской. Однажды нищий попросил у них копеечку. Молотов не дал и схлопотал: «Ах вы, буржуи, жалко вам рабочему человеку». А Сталин протянул десять рублей - и услышал другую речь: «Ах, буржуи, мало вас не добили».

После чего Иосиф Виссарионович глубокомысленно изрек: «Нашему человеку надо знать, сколько дать: много дашь - плохо, мало дать - тоже плохо».

In 1896, she was deported to the Ufa province for her anti-government propaganda, but Krupskaya managed to get a permission to go to Shushenskoye village, Minusinsk district, where her future husband was already exiled to. On her way to the exile she visited Krasnoyarsk. Upon arrival at the railway station, Nadezhda Krupskaya and her mother, Yelizaveta Vasilievna, took a cab from the station to the address received from Vladimir Lenin. Krupskaya wrote in her memoirs: "In Krasnoyarsk, I lived with some medical assistants. Of course, I agreed. When Nadezhda Konstantinovna and Yelizaveta Vasilievna arrived in Krasnoyarsk, I was renting a tiny apartment consisting of two rooms on Malokachinskaya Street...

My sister and I gave our guests the bigger room. In Shushenskoye, there were long bureaucratic to get the permission to marry: without this, Nadezhda and her mother could not live together with Lenin. Finally, by the summer of 1898, Krupskaya was allowed to become his wife. Though being atheists, the bride and groom had a church wedding on July 22, 1898 in the Peter and Paul Church in Shushenskoye. The end of the exile Krupskaya spent in Ufa. Then there were two emigrations. In April 1917, she finally returned with Lenin to Russia.

Те идут навстречу и Надежда Константиновна, как декабристка, отправляется за любимым в Сибирь. Чтобы сыграть свадьбу мама продает единственный клочок земли, на котором была и могила мужа и отца дочери. И здесь для многих будет неожиданность — молодые атеисты обвенчались. Произошло это 10 июля 1898 года в церкви Св. Петра и Павла. На невесте было простое ситцевое платье, а жених одет в поношенный костюм, обручальные кольца — медные. Хотя в личной переписке продолжала подписываться как Крупская. А сразу после революции 1917 года официально вернет себе девичью фамилию.

А дальше были годы эмиграции и партийной работы. Фактически она становится секретарем Ленина, да и всей партии в целом. Одних только зашифрованных писем ею было составлено более 30 тысяч. Редактировала статьи для партийной прессы. Но занималась не только бумажной работой. Как профессиональный педагог ей были интересны различные системы обучения в Европе. Постепенно у нее возник образ организации образования на основе передовых методик, но с марксистско-ленинским уклоном. Основной постулат — коллективизм должен стоять выше индивидуализма.

Революция и последовавшая за ней Гражданская война дали огромное поле для реализации идей.

Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу

Особенно доставалось системе Монтессори, которую Крупская не любила. Она была уверена, что эта система разъединяет детей, практически «с горшка» приучая их действовать в одиночку. В советских же школах было необходимо сближать детей самыми разными коллективными действиями: от хорового пения и совместного прослушивания рассказов до всеобщего участия в праздниках. И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда.

И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания. Пионеры — активные и самостоятельные члены нового общества В 1922 году в Советской России появилось главное детище Крупской — пионерская организация. Основные схемы работы с детьми, как ни странно, были заимствованы у скаутского движения.

Российские скауты должны были помогать ближнему — что, в свою очередь, должно было способствовать их патриотическому и моральному воспитанию. Но «буржуазному скаутскому движению» в обновлённой постреволюционной России не было места. В 1919 году все скаутские организации были распущены.

На «скаутском пепелище» при комсомольских ячейках «на местах» было приказано создавать детские группы. И хоть пионеры, как и скауты, частенько ходили в походы с палатками, суть этой организации оказалась всё же иная. Крупская была уверена: школьник обязательно должен быть пионером.

При этом, она сама заявляла, что в пионерской организации должно быть «меньше барабанного боя, больше дела». Пионеры должны были обладать исключительно активной жизненной позицией и живым интересом к проблемам общества. Самоуправление, умение без помощи взрослых разобраться со всеми детско-подростковыми «общественными вопросами» и найти верное решение помогало вырастить самостоятельных людей, не теряющихся во «взрослой жизни».

Впрочем, и «подростковую романтику» в пионерском движении Крупская не обошла стороной.

Он тоже родился в Санкт-Петербурге, в тот же год, что и Алексей Романов. Ленин якобы отдал его на поруки няньке, а та была косая, потому и Косыгин. Ни один факт родства пока не подтвердился. Бездетный брак В. Ильич обожал мясо на гриле - Крупская делилась, каким Ленин был в быту? В последних работах она старалась «очеловечить» мужа - вспоминала, что Ильич любил слушать соловьев, что на прогулке останавливался и долго выискивал среди веток снегирей, мылся талой водой, радовался новогодней елке в Горках. Любил темное баварское пиво и мясо на гриле. Был нетребователен к одежде и до дыр занашивал ботинки.

Терпеть не мог, когда курят. В молодости хорошо бегал и дрался на кулаках. Любил ходить пешком - в Горках отмахивал по десятку километров. Кстати, в первое после революции время у Ильича не было серьезной охраны. В 1918 году в Москве, еще до покушения, его даже смогли ограбить. Он вез приболевшей Надежде Константиновне бидон с молоком. Машину остановили местные «авторитеты», под дулом пистолета вывели водителя, Ленина и охранника с бидоном, а автомобиль угнали. Сталин с Молотовым, жившие в гостинице «Националь», тоже запросто ходили без сопровождения от Кремля к Тверской. Однажды нищий попросил у них копеечку.

Молотов не дал и схлопотал: «Ах вы, буржуи, жалко вам рабочему человеку». А Сталин протянул десять рублей - и услышал другую речь: «Ах, буржуи, мало вас не добили». После чего Иосиф Виссарионович глубокомысленно изрек: «Нашему человеку надо знать, сколько дать: много дашь - плохо, мало дать - тоже плохо». Некий документ ходит в списочном варианте, но его нельзя ни признать подлинником, ни опровергнуть. Но с трудом веришь, что Ленин мог о таком попросить. Он стойко пережил первый инсульт, учился заново говорить, ходить, писать - все свидетельствует о том, что человек не сдавался. Безусловно, здоровье его ухудшалось, но не было ничего катастрофического, что могло бы подтолкнуть к самоубийству. В результате ранения, полученного в 1918 году, пуля травмировала сонную артерию, питающую головной мозг, и в ней стал образовываться тромб, который перекрыл просвет сосуда. Закупорка сосудов кальцием была такой, что в них не проходил волосок.

Ильичу же после ранения давали кальцийсодержащие препараты...

А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству.

К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.

Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание.

Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом.

В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах.

Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции.

Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний.

Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка.

По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти.

О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.

Крупская, Надежда Константиновна

155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) — профессиональная революционерка, один из создателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук, почётный член АН СССР.
Надежда Крупская Надежда Константиновна не могла не замечать взаимной симпатии между Арманд и мужем, но при этом искренне дружила с Инессой и постоянно с ней переписывалась.
Субботние чтения: «Ах, Надя, Наденька!» Фурия революции Надежда Крупская :: СамолётЪ Надежда Константиновна знала об интрижке мужа, но долгое время молча терпела его увлечение.
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма.
Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna После революции 1917 года Надежда Константиновна занялась, в первую очередь, организацией образования в Выборгском районе Петрограда.

Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина

Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась.

И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! Ликвидация безграмотности Исторически понятие «ликбез», сообщает Викепедия, возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности » — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР » от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных.

Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности ВЧК ликбез , постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации.

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев 6-8 часов еженедельно. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».

Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие родственников и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В СССР в 1922 году их было до 7 миллионов человек. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты ликпункт. Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца.

Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых.

Их стартовый уровень был практически нулевой. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Бабушка Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике. Честно скажу, о прошлом своём, особенно о детстве и самой ранней юности, бабушка распространяться не любила. Это не от неё, а от мамы я узнал, что моя Мария Борисовна рано стала сиротой.

Так или иначе, но ее маленькой девочкой взял к себе в семью некий архангелогородский священник, наградил своей фамилией настоящую я не знаю до сих пор и потом устроил в церковно-учительскую школу. Были и такие в Российской Империи.

Также он был сооснователем Алтайского государственного краеведческого музея и метеорологической станции. По инициативе Петра Фролова в Барнауле началось строительство училища и богадельни с церковью, горного госпиталя, ансамбля Демидовской площади с обелиском в честь столетия горного дела на Алтае. Участники этого объединения организовали с Надеждой Крупской переписку. В одном из писем в 1926 году культурный и партийным деятель дала согласие на присвоение библиотеке своего имени: «Дорогие ребята, ваше письмо я получила. Большое спасибо за него. Я рада буду, если ваша библиотека будет называться моим именем. Ваше письмо, наверное, порадовало бы Владимира Ильича.

Во-первых, она является основателем всей советской педагогики, советской школы, библиотечного дела, вузовской работы. По сути дела, те изменения, которые сегодня идут в современной школе и встречают сопротивление со стороны родителей и педагогов, несут в себе отказ от идей Крупской. В основу педагогики она положила воспитательные функции. Причем не просто некоего абстрактного подрастающего поколения, а воспитания гражданина и общества в целом. Крупская не зацикливалась и не делила педагогику на школьную или постшкольную. Это поразительная ситуация — она охватила внешкольную, дошкольную, школьную, послешкольную и вузовскую сферы. Она возвела педагогику в формат воспитания общества на разных его стадиях. Но сам факт воспитательной работы был впервые принят ею. Не нравится коммунистическая идея? Воспитайте людей в капиталистическом формате. Воспитайте в социальном, демократическом и так далее. Вопрос возникает в самом методе, хотя и в коммунистическом воспитании не было ничего плохого. Мы что, сегодня отказываемся от коллективизма? Нет, президент говорит, что его, наоборот, надо развивать. Мы говорим о том, что нам нужны взаимовыручка и взаимопомощь — в России даже прошлый год был посвящен волонтерству. По сути дела, кроме самого слова «коммунистический», мы приемлем все то, что несла в этой основе Надежда Константиновна. Возьмите систему образования. Реформа этой сферы привела к тому, против чего боролась Крупская. Мы видим, что образование становится лишь оказанием образовательных услуг, но не воспитанием. Воспитательная функция из образования сегодня исключена, о чем говорят в педагогическом сообществе. Все говорят о том, что это необходимо, но государство от этого уходит! В этой связи идеи Крупской становятся очень актуальными… — В чем вообще состояли ее идеи? Подозреваю, что об этом сегодня мало кто знает. Не просто разделить ее на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания. Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодежью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребенку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть. Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения. Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания. Сравните советские мультфильмы с американскими. Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребенку. Вот вам яркий пример. Воспитание через труд. Труд должен быть важной составляющей воспитательного процесса, который позволяет человеку сориентироваться и понять свое будущее. Это, кстати, вопросы профтехучилищ, о которых сейчас все говорят, что их необходимо восстанавливать. Это вопрос наставничества, о котором говорил президент и даже проводил целый форум по этому поводу. Но Крупская форумы не проводила.

Оказалось, что теперь двери школ и высших учебных заведений были закрыты для детей кулаков, дворян и священников. Надежда Константиновна заявила: «Ребёнок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чём не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Советская школа, 1930-е гг. Wikimedia Commons И второй «камень» удалось ликвидировать. Однако, больше всего проблем доставил третий из них — производительный труд. Здесь возникло сразу несколько проблем. Во-первых, вчерашняя шпана, которую забрали с улицы и посадили за парты, не видела смысла в труде. Беспризорники привыкли выживать по-своему, не надеясь на чью-либо помощь. И улица манила их обратно. Там не было учителей, дисциплины и труда. Была свобода и борьба за жизнь. Школа стала синонимам тюрьмы. И многие педагоги, столкнувшись с этой проблемой, оказались в растерянности. Одним из немногих, кому удалось справиться с поставленной задачей, был Антон Макаренко. По одной из версий, между Макаренко и Крупской было противостояние. Каждый пытался доказать, что именно его подход к воспитанию и образованию детей правильный. Есть предположение, что Надежда Константиновна выступила с жёсткой критикой педагогической системы Макаренко. И после этого его отстранили от должности руководителя колонии имени Горького. Сейчас уже сложно установить факт конфликта. В воспоминаниях они друг друга практически не упоминают. Но их педагогические методы различались, поэтому некое недопонимание вполне могло быть. Крупская продвигала мысль, что человек сможет одинаково хорошо освоить сразу несколько профессий. Но идея политехнизма провалилась. Позже супруга Ленина резюмировала: «Думали, что будет политехнизм, если научить нескольким ремеслам, а получалась большая нагрузка, поверхностное обучение, и ничему в конце концов не обучали. Это всё было ошибкой».

Поход на молодежь

1. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Надежда Крупская родилась в знатной, но бедной семье. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина.

155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской

Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель.

Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу

На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель. В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и Надежда Константиновна проработала там до конца своих дней.

Надежда Константиновна Крупская биография кратко

Официальная биография Надежды Константиновны Крупской – жены вождя – известна нам до мельчайших подробностей. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий