Новости когда британская империя распалась

«Британская Империя продвинулась к новой концепции автономии и независимости, к идеи общности британских наций, каждая из которых вольна жить своей жизнью, но которые при этом остаются объединены верностью к короне и готовы кооперироваться ради общего блага». Британская империя, колониальная империя, охватывала наибольшее количество территорий в истории человечества и была во главе с Великобританией. Вскоре начался распад Британской империи: в 1922 году она признала независимость Египта, в 1932 году независимость получил Ирак.

Великобритания: как росла и распадалась империя

Канада обеспечивала доступ к обширным природным ресурсам и сырью. Карибские острова имели стратегическое значение и были источником сахара, табака и других ценных товаров. Вклад этих территорий способствовал мощи и богатству Британской империи, делая её одной из величайших держав своего времени. Распад Британской империи: причины и последствия Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях. После 1945 года многие колонии начали борьбу за независимость. Процесс деколонизации ускорился после индийского восстания 1947 года, которое привело к созданию двух независимых государств: Индии и Пакистана. Следующие десятилетия были ознаменованы массовым освободительным движением в Африке, Азии и Карибском бассейне. Экономические последствия для Британии оказались значительными, поскольку страна потеряла доступ к ресурсам и рынкам своих бывших колоний. На политическом уровне Великобритания столкнулась с необходимостью переосмысления своей роли в мире, что в итоге привело к усилению связей с Европой и Североатлантическим альянсом НАТО.

Влияние Британской империи на мировую политику и экономику Британская империя оказала значительное влияние на мировую политику и экономику.

После которых уже не могла окончательно восстановиться. И не способна была удерживать территории с многократно превосходящим собственно англичан туземным населением. Англичане после 1945-го довольно быстро осознали, что смогут попытаться удержать свои владения лишь грубой военной силой. А применять такую силу придется одновременно буквально в половине мира... На что британцев явно уже не хватит. Как не хватит и всех финансов Британской короны. В любом случае - проиграют!

Клемент Этли - британский премьер, что распустил свою империю Клемент Этли - британский премьер, что распустил свою империю И правительство во главе с премьером Клементом Этли приступило к немедленным действиям по роспуску империи. Одной из первых уже в 1947-м году приобрела свободу Индия, "жемчужина Британской короны". При том, что на тот момент на индийском субконтиненте как раз никакого антианглийского восстания не было. Окончательным концом Британской империи считается передача в 1997-м году Китаю Гонконга, колониального владения, который англичане у китайцев отобрали на сто лет в 1897-м.

К серед. В 1819 был основан порт Сингапур. В серед. Китаю были навязаны неравноправные договоры, ряд китайских портов открыт для английск. Сянган Гонконг. В период «колониального раздела мира» последняя четверть 19 в. Великобритания захватила Кипр, установила контроль над Египтом и Суэцким каналом , завершила завоевание Бирмы, установила фактич. После кровопролитной англо-бурской войны 1899—1902 захватила бурские республики Трансвааль офиц. Все новые и новые завоевания и гигантское расширение империи стало возможным не только благодаря военной и военно-морской мощи и не только благодаря умелой дипломатии, но и из-за широко распространившейся в Великобритании уверенности в благотворности британского влияния для народов других стран. Идея британского мессианства пустила глубокие корни — и не только в сознании правящих слоев населения. Имена тех, кто распространял британское влияние, от «пионеров» — миссионеров, путешественников, отходников, торговцев, — до таких «строителей империй» как Сесил Родс , окружались ореолом почтения и романтики. Огромную популярность приобретали и те, кто, как например, Редьярд Киплинг , опоэтизировал колониальную политику. В результате массовой эмиграции в 19 в. Их самостоятельность во внутренней и внешней политике укрепилась решениями Имперской конференции 1926 и Вестминстерским статутом 1931 , согласно которому объединение метрополии и доминионов было названо «Британским Содружеством Наций». Их экономические связи закреплялись созданием в 1931 стерлинговых блоков и Оттавскими соглашениями 1932 об имперских преференциях. В итоге первой мировой войны, которая велась и из-за стремления европейских держав к переделу колониальных владений, Великобритания получила мандат Лиги Наций на управление частями распавшихся Германской и Османской империй Палестина, Иран, Трансиордания, Танганьика, часть Камеруна и часть Того. Антиколониальная война, усилившаяся в различных частях Британской империи во время Первой мировой войны и особенно после ее окончания, заставила Великобританию в 1919 признать независимость Афганистана. В 1922 признана независимость Египта, в 1930 прекращен англ. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. И хотя Черчилль провозгласил, что он не для того стал премьер-министром Британской империи, чтобы председательствовать при ее ликвидации, ему все же, во всяком случае во время его второго премьерства, пришлось оказаться в этой роли. В первые послевоенные годы предпринималось немало попыток сохранить Британскую империю как путем маневрирования, так и колониальными войнами в Малайе, Кении и др. В 1947 Великобритания была вынуждена предоставить независимость самому большому колониальному владению: Индии. При этом страна была разделена по региональному признаку на две части: Индия и Пакистан.

Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ". Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе. Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан. Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности. С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С. Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы. Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве. Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны. Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению. Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление. Это было серьезной модификацией английской картины мира. Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом? Кажется, что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем головным измышлением. Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом. Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое. Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере. Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии. Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии. И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ". Оно отталкивалось от идеологемы "сообщество ", "привилегированное аристократическое сообщество ", "сообщество белых людей " и переходило к понятию "империи аристократов ". Создавалась структура взаимосвязанных миниимперий. Единство этой структуры вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально важным. Субъектом действия были "миниимперии " будь то сельскохозяйственные поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры , и их подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской экспансии. Между этими "миниимпериями " и "центром ", именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: "центр " стремился привести свои колонии "миниимперии " к "единому знаменателю ", а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии "малой Англии ", но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая "вторая империя ". Сама по себе колониальная система, структура "миниимперий " имела посуществу только пропагандистское значение. В известном смысле прав русский геополитик И. Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой. С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна. В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какойлибо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории, стимулировала подвижки границы. У англичан колония, изначально находясь под британской юрисдикцией, стремиться выйти из нее. Но этот путь вел к созданию своеобразной "метаимперии ", объединенной не столько юридически, сколько посредством языкового и ценностного единства. К Британской колонизации вполне подходят слова французского исследователя колониальных проблем П. ЛеруаБолье о том, что: "колонизация - это экстенсивная сила народа, это его способность воспроизводиться, способность шириться и расходиться по земле, это подчинение мира или его обширной части своему языку, своим нравам, своим идеалам и своим законам ". Это в конечном счете попытка приведения мира в соответствие с тем идеалом, который присущ данному народу. Большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Британской империи оказала русская Революция 1905-07. Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления. Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях. Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи. В конце 19 - начале 20 вв. Вступление Великобритании в войну автоматически повлекло участие в ней и доминионов. Господство Великобритании фактически распространялось также на Египет пл. Я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов. Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора 1919. В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций. В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи. Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений. Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями Великобритании. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918-22, 1928-33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии.

Закат солнца над Британской империей

In 1940 the British Empire contained a quarter of the world's population and a fifth of its landmass, all of which, bar Ireland, was also at war with Germany. Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи. Распад Британской империи окончательно оформился с передачей Гонконга КНР в 1997 году. Смотрите видео онлайн «Как и когда пала британская империя» на канале «СемИринка» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 5 июля 2022 года в 8:24, длительностью 00:01:47, на видеохостинге RUTUBE. Крушение Британской империи произошло в считанные годы по окончании Второй мировой войны. Статья рассказывает о распаде британской империи, его причинах и последствиях, а также о становлении и особенностях Британского ие В.

Куда исчезла Британская империя

БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — понятие, включающее Великобританию и ее колониальные владения; вошло в официальное употребление в 1870-е гг. В 20 в. в процессе распада колониальной системы вместо понятия Британская империя. Но, несмотря на все свои великие достижения, Британская империя стала прародителем некоторых самых страшных бедствий, обрушившихся на человечество. Смотрите видео онлайн «Как и когда пала британская империя» на канале «СемИринка» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 5 июля 2022 года в 8:24, длительностью 00:01:47, на видеохостинге RUTUBE. Британская империя, некогда контролировавшая большую часть планеты, сейчас сократилась фактически до одних Британских островов. К тому же окончательно отменить «чрезвычайное положение» в стране британского содружества ввиду очагового сопротивления партизан властям удалось лишь в 1960 году, когда история британской империи завершилась окончательно.

Распад Британской империи и становление содружества

После Второй мировой войны начался распад Британской империи, самой большой империи в истории. Британская империя развивалась преимущественно по пути решения чисто практических задач, обусловленных экономическими, социальными и геополитическими интересами. Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях.

Распад британской империи: история и значение для становления Содружества

Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг. XVIII. "Одна из важнейших империй современности распадается на наших глазах, — пишет американский историк Альфред Маккой — однако в СМИ практически не пишут об этом экстраординарном событии". Британская империя, некогда контролировавшая большую часть планеты, сейчас сократилась фактически до одних Британских островов. «Распасться на отдельные субъекты страна не может, но опасения, которые выражает министр Уэльса, имеют под собой некие основания. В данной статье вы рассмотрите историю распада Британской империи и становления Содружества.

Закат солнца над Британской империей

Они теперь ожидали зашиты от США, «свободные от любых мук и страданий в связи с нашими традиционными связями или родством с Соединенным Королевством». Через два дня после падения Сингапура Генри Льюс опубликовал статью «Американское столетие» в журнале «Лайф», в которой утверждалось: США должны занять место, которое однажды занимали великие державы - Римская и Британская империи. Но Америка будет царить доброжелательно, благосклонно, щедро и великодушно, обеспечивая помощь, культуру, технологии, демократию и мир. Критики отмахнулись от этого утверждения, назвав «мышлением Льюса», пустословием мессии о новом мировом порядке, который вполне может оказаться хуже старого. Но независимо оттого, был ли Льюс великодушным и надменным, или же путаным и бестолковым, он оказал влияние в формировании мнения.

Этот обозреватель помог определить будущую роль Америки в тот самый момент, когда казалось, что Британия вот-вот лишится империи. Даже американская помощь в виде китайских армий генерала «Уксусного Джо» Стилвелла и «летающих тигров» генерала Клэра Ченнольта не смогла остановить одновременное наступление японцев в Бирме. И вновь британское отступление получило все характеристики разгрома. Как и в Малайе, оно оказало фатальное влияние на положение колониальной державы.

Губернатор сэр Реджинальд Дорман-Смит, которому пришлось бросить свою большую коллекцию цилиндров, сказал: британцам никогда больше не удастся поднять головы в Бирме. Они не смогли ни защитить себя от вторжения японцев, ни защитить гражданское население от атак на земле и с воздуха. Например, в начале апреля 1942 г. Первый удар уничтожил клуб Верхней Бирмы, где люди собрались на обед.

Бомбы убили сотни людей, некоторых отбросило в ров форта Дафферин. Из-за бомбежки начались пожары, которые за несколько секунд уничтожили бамбуковые хижины с соломенными крышами. Рухнули и более крепкие здания - например больница и железнодорожный вокзал. Как заметил в неопубликованных мемуарах один индийский чиновник, Н.

Тайябджи, подобная бойня «покончила с любым остающимся чувством верности или сочувствия делу Британии среди бирманских и китайских местных жителей». Тайябджи помог организовать эвакуацию 400 000 индусов и других лиц из Бирмы. Он говорил об ужасающих обстоятельствах, при которых проходило передвижение по суше: промокшие после муссонов джунгли, кишащие пиявками; слякотные и топкие горные тропы, забитые охваченными паникой людьми; грязные лагеря беженцев, где свирепствовали холера, дизентерия и малярия; тучи ярких бабочек, парящих над раздутыми трупами. Автор мемуаров стал свидетелем результатов применения фугасных бомб и снарядов японцами: «Оторванные конечности и куски одежды были разбросаны по территории, представляя собой жуткое зрелище».

Он отмечал, что белые имели приоритет даже в бегстве, и жаловался на «вопиющую дискриминацию». К концу мая японцы оккупировали всю страну. По словам Тайябджи, они «уничтожили миф о западной неуязвимости, а вместе с ним - и те прочные связи, которые могли пережить 100 с лишним лет эксплуатации и бездумной власти». Это было справедливое замечание, поскольку бирманцы всегда яростнее, чем другие колонизованные расы, выступали против подчинения Британии.

Словом «бирманцы» обозначается как титульная нация Бирмы, так и все жители страны в целом. С самого начала бирманцы чувствовали сильную озлобленность по отношению к завоевателям. Аннексия 1885 г. Как правило, против завоевателей их настраивала внезапная атака на социальную, политическую и религиозную систему, которая господствовала в Бирме на протяжении трехсот лет.

Она была иерархичной по своей структуре, поддерживалась наследной элитой, руководил страной король. Теократический монарх царствовал и правил за высокими стенами из красного кирпича, окружавшими его дворец в Мандалее, под изящным рядом шпилей над залом аудиенций. Только он один мог демонстрировать эмблему в виде павлина и носить парчовые и шелковые одежды, бархатные сандалии, драгоценные камни и скрученные в двадцать четыре ряда золотые цепи. Король организовывал все аспекты жизни, давал взаймы деньги, развивал торговлю, распределял по группам и рангам монахов, покровительствовал искусству и определял этикет.

Он даровал звания, чины и должности, которые обозначались одеждой, украшениями, правильными оттенками зонтиков и должными размерами плевательниц. Предполагалось, что королевский указ действует от перешейка Кра до болот в предгорьях Гималаев, от зеленых долин Бенгалии до пурпурных возвышенностей Страны Шанов. Но последний бирманский король Тибо являлся сюзереном только для кланов каренов, качинов, шанов, чинов и нескольких других народностей в горах, которые окружали засушливые верховья реки Иравади. Но даже в этой долине правило беззаконие.

Поэтому британцы выступали за низложение короля и прямое подчинение, намереваясь удерживать три миллиона своих новых подданных при помощи силы. Захватчикам потребовалось пять лет, чтобы покончить с противостоянием. Патриоты объединились с бандитами, а борцы за свободу - с террористами. Так возникло сопротивление.

Бирманские вооруженные бандиты с острыми, словно бритва, дахами длинными ножами и искренней верой в магические заклинания и то, что татуировки в виде рептилий, великанов-людоедов и чудовищ делали их неуязвимыми, заработали репутацию жестоких людей. Их боялись. Они вполне могли облить женщин керосином и поджечь их, забить младенцев в рисовых ступках до «настоящего желе». Ответные демонстрации насилия не пугали бирманцев, которые «в ужасном видели комический элемент».

Подразделение военно-морской бригады обнаружило это, когда пыталось преподать им урок, казнив двенадцать бандитов одного за другим. Коническая пуля ударила его промеж глаз и снесла всю верхнюю часть головы, которая исчезла странным, гротескным, неожиданным образом. Его товарищи, которые стояли рядом, ожидая своей очереди, визжали от хохота при виде этого зрелища. Они смеялись, по очереди направляясь на расстрел, относясь ко всей экзекуции, как к большой и необычной шутке».

Даже после того, как британцы получили власть и стали хозяевами, преступность увеличилась в вызывающей тревоги степени. Несомненно, это часто становилось независимой формой восстания. В любом случае, бирманцы оставались, по мнению сменяющих друг друга наместников короля, не столько жителями провинции Индии, сколько нацией бунтовщиков. Как писал один из них, его офицеры пытались «заменить социальный порядок тюремной дисциплиной».

Британское правление законности стало более репрессивным, чем бирманское ярмо традиций и обычаев. В основном оттого, что оно сурово навязывалось. В 1930-е гг. Это был шокирующе высокий процент при населении менее семнадцати миллионов человек.

Джордж Оруэлл классически изобразил ужас таких казней. Британский подоходный налог был более навязчивым, чем обложение налогами собственности. Новая система местного управления уничтожила старое чувство общины. Традиционные главы уступили назначенным британцами деревенским старостам.

Они так никогда и не добились той же верности и преданности, хотя устраивались церемонии по оснащению их дахами с серебряными рукоятками и красными зонтиками с позолоченными ручками. Сами старосты подчинялись новым господам, причем в такой степени, что мальчики на рисовых полях пели: «Негоже, негоже иноземцам править в Золотой Земле! Например, попытки завоевать верность королю и империи игнорировали бирманскую традицию выбора популярных героев. Ими были те, кто бросал вызов властям.

Даже позитивные дела британцев - расширение железных дорог, здравоохранения, улучшение сельского хозяйства и т. Да, один или два представителя крошечной образованной элиты считали такой прогресс исторической необходимостью. Но они тоже ненавидели резкое навязывание административной системы, которая и рвала с бирманским прошлым, и лишала самых способных сыновей Бирмы надежды стать кем-то выше простых клерков. Как писал один высокопоставленный белый чиновник, неподходящие и чуждые по духу реформы не закрепились в Бирме и не способствовали росту национальной жизни.

Именно поэтому наша шаблонная цивилизация не проникает глубоко. Именно поэтому наши программы самоуправления не находят искренней поддержки среди населения Востока. У нас горячие и напряженно работающие головы, но наши сердца холодны, словно лед». Везде не хватало сочувствия, симпатии отсутствовали возможно, за исключением царства футбола.

Английская версия сменила бирманскую игру и предположительно стала «главным положительным моментом» имперского правления. Однако футбол обеспечивал выход озлобленности и яростным антиевропейским чувствам. Как вспоминал сам Оруэлл, «когда маленький бирманец подставил мне подножку на футбольном поле, а судья еще один бирманец посмотрел в другую сторону, толпа кричала, заливаясь жутким смехом». Другие вопросы вызывали еще более сильные страсти.

Британцы безжалостно эксплуатировали тиковые леса, нефтяные месторождения и рубиновые копи. Их предпочтения племенам вроде каренов, которым предоставили некоторую степень автономии и брали в армию, как представителей «воинственной расы», раздражали бирманцев. Их раздражал и приток индусов, ведь это меняло вид страны. Кули с субконтинента помогали отодвинуть джунгли в дельте Иравади, где было много змей и насекомых.

Они сажали рис в промышленных масштабах и создали «фабрику без труб». Рангун стал преимущественно индийским городом, где кули набивались в зловонные бараки или спали на улицах, «так тесно прижавшись друг к другу, что почти не оставалось места для того, чтобы протолкнуть тачку». Другие индусы стали ростовщиками, обогащались на бирманских долгах и приобрели много земли. Третьи получали хорошие места на железных дорогах, пароходах, в тюрьмах, мельницах и офисах.

Они фактически монополизировали коммуникации. Еще до времен короля Тибо бирманцы установили телеграфную систему и адаптировали азбуку Морзе под свой алфавит. Теперь же стало невозможно пользоваться телефоном без знания хинди. Чужеземное влияние, как казалось, представляло угрозу бирманской религии, символизированной культовым комплексом Швэдагоун.

Шпиль пагоды отражался в Королевском озере и пронзал небо над Рангуном, словно «золотая стрела». Светские и миссионерские школы, в которых говорили на английском языке, уже ослабляли влияние буддийского монашеского ордена. Британцы не смогли его поддержать, что подорвало центральный столб бирманской цивилизации. Неслучайно, что Ассоциация молодых буддистов, основанная в 1906 г.

Ассоциация молодых буддистов, восточное эхо Ассоциации молодых христиан, зародилась в качестве студенческой организации, занимающейся духовными вопросами. Но вскоре она стала развивать культурные интересы, которые способствовали патриотизму Усилия по возрождению бирманского искусства и литературы привели к повторному утверждению национальной индивидуальности и самобытности. Во время Первой Мировой войны, которая нанесла урон экономике страны, президент Вильсон возбудил желание самоопределения. В 1919 г.

Колониальные хозяева заставляли бирманцев входить к себе босыми ногами, а это был «зуб за зуб». Однако, отказываясь унижаться, британцы просто стали игнорировать священные места. Они даже бойкотировали культовый комплекс Швэдагоун. Когда леди Диана Купер сняла чулки и туфли на высоких каблуках, чтобы посетить этот храм в 1941 г.

Вопрос о пагоде явно побудил бирманцев присоединиться к волне сопротивления, которая пронеслась по Британской империи после Первой Мировой войны. В Рангуне монахи отвели взоры от небесных видений и посмотрели на перспективы земного спасения. Самым яростным политическим лидером стал У От Тама, революционер в одежде цвета шафрана. Он проповедовал, что души не могут достигнуть нирваны, пока тела не освобождены от рабства.

Его и ему подобных часто заключали в тюрьму за подстрекательство к мятежу. Губернатор сэр Реджинальд Крэддок осуждал их за «жертвование многовековым преклонением ради девяти дней аплодисментов изумленных масс». Но «люди были возбуждены до мозга костей, слыша такие смелые речи своего храброго лидера». По словам одного христианского миссионера того времени, националистическая агитация «позволяет вдохнуть воздух горных вершин и вызывает в воображении яркие картины Неопределенного, но прекрасного будущего».

Агитация стала более сфокусированной и более светской, когда британцы, отказавшись от возможности самоуправления по ирландскому типу, не предоставили Бирме даже конституционных авансов, которые предложили Индии. Министерство по делам Индии заявляло: правительство нельзя заставить отвечать перед бирманским народом, поскольку бирманского народа не существует. Это неоднородная сущность. Такое утверждение вызвало негодование и привело к появлению «Ассоциаций собственной расы» во многих из 11 000 деревень страны.

Их участники давали клятву, заявляя, что будут ей верны или обрекут себя на вечные муки ада: «Я буду трудиться ради самоуправления сердцем и душой и не уклоняться от своих обязанностей, даже если мне будут ломать кости и срывать с меня кожу». Атины участники ассоциаций сопротивлялись налогообложению, выступали против легализованной продажи алкоголя и опиума и свободно совершали насилие. В 1923 г. Новый Законодательный совет был органом с широким представительством, избираемым домовладельцами, хотя имелись коммунальные и другие ограничения на членство.

Несмотря на двух министров, отправляемых в Исполнительный совет губернатора, Законодательный совет имел строго ограниченную власть. Например, сам губернатор управлял племенными регионами и контролировал оборону, финансы, закон и порядок. Этот привкус демократии едва ли удовлетворял общенациональный аппетит к свободе. Вероятно, главным достижением стало обеспечение нового поля для коррупции.

Глубина ее оказалась огромной, а распространение повсеместным - как и в кабинете Авраама Линкольна, чей госсекретарь, по общему мнению, мог украсть все, кроме раскаленной докрасна печки. Большинство людей с отвращением игнорировали выборы, а политическая агитация продолжалась. В конце 1920-х гг. Слово «добама» означало «мы - бирманцы».

Копируя ирландскую «Шин Фейн», она начала бойкотировать западные сигареты, стиль причесок и одежды. Ее участники расхваливали достоинства манильских сигар. Они восхваляли красоту локонов агатового цвета, украшенных гирляндами ярких цветов -например, орхидей или жасмина. Они пели гимны добродетелям розовых лунги и пасох видов юбок , пошитых из мандалейского шелка, а также гаунг-баунг из камчатной ткани шарфов для ношения на голове , украшенных янтарем.

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер Глава девятая Конец империи Некоторые историки порицали Константинополь за то, что он ничего не предпринял для спасения погибавшего Запада. Из Notitia Dignitatum см. V мы узнаем, что восточноримские вооруженные силы, оправившиеся после поражения при Адрианополе, к концу IV в. Из книги Большая игра.

Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович Суэцкий кризис и отставка Британской империи В 1875 году британский премьер Бенджамин Дизраэли, обеспечивший приобретение акций компании Суэцкого канала, проинформировал королеву Викторию запиской: «Вы владеете им, мадам». Канал стал основной магистралью Британской Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. Политика уступок и «умиротворения». Дарование конституции бурам.

XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович Глава V Внутренняя политика Британской империи перед началом Антанты и в эпоху создания Антанты 1Чтобы понять главную движущую пружину внутренней и внешней политики всех британских правительств, сменявших друг друга у власти в течение тринадцати лет, истекших между Из книги Всемирная история: в 6 томах. В истории Британской империи эпоху 1689—1815 гг. Она по своей форме изготовлена подобно короне Святого Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна 4. Почему Индию называют «жемчужиной» Британской империи?

К началу ХIХ в. В свою очередь она состояла из двух частей: так называемой Британской Индии, Из книги Октябрьский детектив. Он родился в Ганновере в 1683 году и вместе с отцом переехал в Англию в 1714 году, где ему тут же был пожалован титул принца Уэльского. Его резиденция, Англия.

Когда-то завоеванная римлянами, эта крошечная страна и нация стала одной из самых обширных и могущественных империй в истории. Ее влияние распространялось на все уголки земного шара. Технологии, новации, амбиции — этими инструментами создавалась великая империя. Они породили выдающийся британский флот , который держал в руках весь мировой океан.

Королевский флот 18-19 веков был повсюду. Британская империя создала массивные символы господства, которые по сей день внушают благоговение. Но в основе этой империи лежали тщеславие, кровопролитие и непреодолимая жажда завоеваний. Вильгельм Завоеватель 410 год.

Самая мощная империя, известная миру, подверглась нападению. На далеких Британских островах некогда несокрушимые римские легионы отступают к берегу. Он оставляют после себя военную и политическую пустоту. Впервые за более чем 400 лет уязвимая островная страна Британия оказалась сама по себе.

То был конец одной империи и начало другой. Во времена своего расцвета Британская империя занимала четверную часть суши — 36 миллионов квадратных километров. Но как мог остров посреди северной Атлантики стать огромной империей? В начале 400-х годов, когда римляне бежали под напором , и , некоторые из этих мародерствующих народов решили остаться.

Возможно, понравился мягкий климат. Через несколько столетий они самоорганизовались, и родился английский народ. Но со смертью последнего истинного саксонского короля открылся путь другому народу — , которые были потомками викингов, населявших Северную Францию. Он станет самым жестоким и ненасытным правителем в истории Англии.

Его звали. Об аппетите Генриха слагали легенды: он жаждал еды, женщин, власти и сына, которому однажды передаст бразды правления. Лучший способ выполнить свой королевский долг — это произвести наследника. И если посмотреть на портреты мужчин-Тюдоров, они стоят, широко расставив ноги, руки на бедрах, и это не случайность: они как будто говорят «Я мужчина, я могу произвести наследника».

Сын был доказательством мужественности. Он без памяти влюбляется в Анну Болейн , он желает ее, потому что Анна была очень привлекательной женщиной, и она знала об этом. Единственная проблема — как избавить от жены? Не убивая, естественно.

И ответ: развестись. Когда Папа отказался дать Генриху разрешение на развод , король разгневался: если он не может контролировать эту религию, он просто заменит ее. Он дерзко разорвал все связи с Римом и провозгласил себя главой. Теперь Генрих имел абсолютную власть над своей страной.

Он развелся с Екатериной и сделал королевой Анну. Но когда и она не родила ему сына, то вдруг оказалась обвиненной в измене. Все было преподнесено так, что хуже не придумаешь: она якобы крутила не один роман , а сразу несколько. Во дворце проводились какие-то оргии, а Генрих с готовностью в это верил.

Генрих приказал арестовать Анну и отправить в разросшийся лондонский. Весь комплекс занимал территорию в 7 гектаров и был окружен неприступной стеной. Деревянные элементы сменились каменными блоками, стена была усилена несколькими башнями, по внутреннему периметру возвели вторую стену для большей надежности. Снаружи вырыли глубокие канавы и заполнили их водой.

С этими дополнительными укреплениями комплекс стал практически неприступным. В правление Генриха крепость стала олицетворением порока и жестокости , печально известной тюрьмой, темницей и местом казни многих его врагов. Здесь Анна ждала своей участи — казни через обезглавливание. Обезглавливание топором было ужасной процедурой, потому что обычно страшное орудие не достигало цели с первого удара.

Анне Болейн Генрих сказал: «Для тебя, дорогая, только лучшее». Вместо того, чтобы отрубить ей голову топором, он прикажет сделать это быстро и аккуратно мечом. Один быстрый удар, и проблема Генриха была решена. Но желание произвести наследника было лишь одним из амбициозных замыслов короля: с самого начала правления он жаждал прославиться , превратить Англию в могущественную империю.

Идея создания империи, которая охватит всю Европу и будет простираться за ее пределами, никогда не покидала Генриха VIII. Реальность в его воображении граничила с мечтой о. Но на пути Генриха к созданию империи встали и , две европейские супердержавы. Его план — отправить в далекие моря плавучее оружие массового уничтожения.

Лето 1510 года. Армия рабочих прочесывает леса Англии в поискам материала для строительства того, что поможет Англии создать империю. Он решил радикально изменить стратегию ведения войн, превратив свои корабли в смертоносное оружие. Он был первым, кто начал устанавливать на корабли тяжелое вооружение : те орудия, которые раньше применяли только во время осады, некоторые из них весили почти тонну и были способны нанести урон кораблю врага и убедить его сдаться.

Массивные орудия требовали больших кораблей. Генрих приказал своим инженерам построить новый флот. Жемчужиной его стал флагманский корабль, один из первых боевых кораблей в мире. Его назвали.

Корабль стал олицетворением инженерной мысли той эпохи. Установить на борту как можно больше орудий, направленных в разные стороны — этим и стала «Мэри Роуз», платформой для пушек. На «Мэри Роуз» появилось нечто принципиально новое — бойницы для пушек. Отверстия были вырезаны по бокам корабля и закрывались люками.

Он позволяли стрелять из пушек с бортов. Кораблестроители отводили под пушки целые палубы. Дополнительные орудия превратили «Мэри Роуз» в машину смерти. Началась революция в кораблестроении , и «Мэри Роуз» стала ее первой ласточкой.

К середине 16 столетия Англия встала на путь покорения морей. Но вскоре Генрих столкнулся с проблемой: дорогие бронзовые пушки, которыми оснащались корабли, быстро истощали королевскую казну. Он должен был придумать другой способ производства тяжелой артиллерии, которая сделала бы его армию и флот непобедимыми с меньшими затратами. Идеальным решением была чугунная пушка : она была в 50 раз дешевле, чем бронзовая.

Которые, таким образом, образно говоря, закопали себя сами. И Британской империи за ее распад нужно сказать персональное "мерси" Уинстону Черчиллю и его Фултонской речи. Как видим, вопрос об исторической альтернативе распаду Британской империи переплетается с исторической альтернативой "холодной войне". Альтернативой этой было следование линии Ялтинского соглашения 1945 года, частью которого было признание за СССР ее сферы влияния. Следствием Ялты было, между прочим, образование ООН, которая, при всех ее недостатках, оказалась гораздо более жизнеспособной, чем Лига Наций.

Во всяком случае, относительно мирный распад нескольких мировых империй относительно - поскольку обычно этому в мировой истории сопутствовали глобальные "горячие" войны можно поставить в заслугу и ООН. Но вот как раз старым империям, точнее, их элитам, Ялта оказалась невыгодна. И они, вместо того, чтобы сотрудничать с СССР, предпочли с ним воевать. Тут мы и сталкиваемся с той самой "соломинкой на спине верблюда" в лице Уинстона Черчилля. Другое дело, что мир менялся, и старые империи в прежнем виде не могли существовать.

Им надо было преобразовываться в империи нового типа, чтобы сохраниться в мире. И нельзя сказать, чтобы старые империи не предприняли попыток таких преобразований. Однако в условиях глобального мирового противостояния, как я уже сказал выше, у них просто не было достаточного поля и времени для маневра. Если Вас интересует подробнее эта тема, рекомендую прочитать: К. Маркс "Британское владычество в Индии".

Ленин "Империализм как высшая стадия капитализма". Черчилль "Вторая мировая война" особое внимание обратите на рассказ Черчилля о дипломатии второй мировой войны. Переслегин, Е. Переслегина "Тихоокеанская премьера" в рамках Вашего вопроса обратите внимание на анализ в этой книге причин и следствий второй мировой войны. Тойнби "Постижение истории" А.

Шлезингер "Циклы американской истории" здесь наиболее интересны для Вас будут главы о "холодной войне" и об американской империи.

И множество других норм, экономически привязывающих колонии к метрополии. А это треть мира и населения планеты. Всё это ограничивало рост американской экономики и замедляло процесс перехода к американскому доминированию. На самом деле разговоры эти на «Принце Уэльском» проходили на повышенных тонах с применением большого количества бренди. И все-таки Черчиллю пришлось уступить, хотя цеплялся он к каждой формулировке, надеясь путем перестановки или замены слов добиться изменения смысла. Не вышло. И главное, что ознаменовала собой Атлантическая хартия, это грядущий распад Британской империи и появление на планете нового глобального игрока — США и их экономической доминанты.

Как побочный эффект от этого: резкое снижение статуса Великобритании чуть ли не до сателлита Штатов. И с этого момента «трансатлантическое стратегическое партнерство» и определяет положение Великобритании в мире как ближайшего и наиболее верного союзника США Возможно, это можно было бы назвать неким прообразом или предтечей НАТО. Доля истины в этом есть. Хотя хартия 1941 года всё-таки была лишь туманным контуром дальнейших военно-политических союзов. Повторимся: она не была юридически обязательным документом. Для большинства малых и не очень маленьких, типа Франции, от которой ее подписал де Голль это вообще была ситуативно подготовленная бумага, направленная на организацию антигитлеровской коалиции.

Романова и к. Соловьев — приняли участие в выпуске программы " Власть факта " на телеканале "Культура", посвященной распаду Британской империи. Ведущий передачи — к. Ремизов эфир — 5 мая 2021 года. Однажды британский премьер-министр Уильям Гладстон написал: "Имперское чувство является врожденным у каждого англичанина".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий