Новости праздник навруз история

Новый год далеко не для всех наступает зимой: древний праздник Навруз скоро отметят пышными торжествами во многих странах мира и в некоторых регионах России.

Туры в Казахстан

  • Национальный праздник Навруз: история и традиции
  • Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз
  • О весеннем празднике «Навруз» на русском языке
  • История праздника Навруз
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Когда Навруз в 2023 году и история праздника

Мусульманский Новый год: когда отмечается Навруз, значение и традиции праздника

И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А.

Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А.

Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз.

Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы.

Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с.

Чтобы всегда знать, какого числа в 2023 будет отмечаться праздник Навруз, нужно запомнить всего лишь одну дату, которая не меняется из года в год, — 21 марта. Когда начали отмечать праздник Навруз Считается, что история праздника корнями уходит в далекое-далекое прошлое, впервые его начали отмечать иранские и тюркские народы. Сведения о Наврузе есть также в «Авесте» - главном зороастрийском тексте. В «Авесте» также приводится легенда о герое Сиявуше, которого похоронили в этот день. С приходом на территорию Ближнего Востока арабов и распространением ислама праздник не потерял своего значения, а органично вписался. Примерно так же, как и Масленица.

В разных странах название праздника может звучать по-разному: Навруз, Новруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз — но смысл от этого, конечно, не меняется.

Однако здесь есть ограничение — приготовление традиционно длится всю ночь и заниматься этим должны только женщины. Готовый сумаляк разливают по тарелкам и угощают им соседей, друзей и родных. С блюдом также связана традиция: в некоторые пиалы кладут камешки или орехи, кому они попадутся — того ждёт счастливый год. С самого утра мусульмане играют на национальных музыкальных инструментах. Во время застолья нередко устраиваются рукопашные бои или даже скачки на лошадях. Девушки же соревнуются в заплетании косичек, обязательно наряжаются, танцуют и поют.

Он приурочен ко дню весеннего равноденствия, когда весна официально вступает в свои права.

Когда отмечают? Навруз — праздник, связанный с началом нового периода. В некоторых культурах его отмечают как второй Новый год. В переводе с фарси [персидский язык] слово «навруз» означает «новый день». Ежегодно персоязычные и тюркоязычные народы отмечают Навруз 21 марта. Стоит отметить, что в разных странах и регионах его могут называть Новруз, Науруз, Нуруз, Наурыз и другими, в зависимости от языка и диалекта.

Что такое Навруз: когда отмечают, значение и традиции праздника

Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. "Наурыз мейрамы", в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем. "Наурыз, Навруз, Науруз, Невруз, Нуруз, Новруз – этот праздник прихода весны богат не только своими традициями, но и своими названиями. Азербайджанцы перед празднованием самого Навруза, обычно отмечают ряд предшествующих дней, являющихся как бы подготовкой перед проведением больших торжеств по случаю окончания старого и наступления нового года. Праздник Навруз включает в себя много различных традиций и ритуалов. Об истории и традициях этого праздника, объединившего национальные культуры народов разных стран мира, читайте в нашем материале.

Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны

Специально к празднику на больших блюдах проращивают зерно — «семена». Яркие зеленые ростки пшеницы или ячменя символизируют пробуждение земли, начало новой жизни. В ритуал праздника также входит детское колядование и гадания девушек. У разных народов Дагестана гадания проходили по-своему: гадали на камнях, на фасоли, с помощью обручального кольца, на обжаренных семенах ячменя. Горские девушки и женщины обычно гадали на удачное замужество, на богатый урожай, на житейское благополучие и здоровье. Сабнова девушки тайно слушают, о чем говорят домочадцы в соседних домах, потом услышанное толкуют, как пророчество, поэтому в дни празднования Новруза в домах было принято вести радостные беседы, не ссориться.

Символом праздника является ветка, которая называется «шах табаг» или «бег-даг», украшенная платками, сладостями. Главная героиня представления — дочка весны, или Бахар-гызы по-азербайджански, которую хором вызывают все участники.

Вспомните, как в этот сезон тысячи автомобилей на дороге захватила в белый плен снежная пурга. А каково же было кочевникам? Тюрки отмечали Наурыз с невероятным размахом. В этот день наводили порядок в жилищах, накрывали богатый стол и зазывали гостей. Также в знак изобилия все сосуды наполнялись молоком, айраном, кумысом и различными злаками.

Торжество считалось неким аналогом современного Нового года. Важно подчеркнуть, что Наурыз не является языческим праздником, поскольку в этот день не проводили жертвоприношения и прочие обряды. Это всегда был праздник созидания, у тюрков даже была традиция — высаживать в день торжества деревья. Стоит отметить, что приход весны встречают не только на территории тюркских стран, но и во всем мире. К примеру, на севере Индии отмечают праздник Лори — дату окончания зимы, в Исландии — Сумарсдак, день прихода лета, в Израиле — Ту би-шват, конец проливных дождей, в Англии — Имболк, пробуждение Земли и Солнца. Даже на территории современной России отмечали древний языческий праздник — Комоедица, который был символом победы весны над суровой зимой.

В Челябинской области праздник отмечают тюркоязычные народы и народы, говорящие на фарси: татарские, башкирские, казахские, таджикские, узбекские, азербайджанские, кыргызские. В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами стола остаются специальные кушанья: гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману , которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы.

Только получив отрицательные ответы, пророк дозволил зарезать животное, добавив: исполняя обет, нужно это делать во имя Аллаха. То есть ни в коем случае действия, одобряемые исламом, не должны корреспондироваться с языческими верованиями, чтобы не было искушения связывать их с идолопоклонничеством. Более радикальное изречение пророка Мухаммада, прямо касающееся языческих верований, сводится к тому, что проклятие Аллаха ожидает каждого радетеля привносящих нововведения в ислам — то есть все неисламские праздники Навруз тоже суть неповиновение канонам этой религии. В 70-х годах ХХ века предпринимались попытки официального запрета празднования Навруза в Иране, но они не нашли поддержки. Как нерелигиозный Новый год Навруз там отмечается до сих пор. Нет его в официальном календаре у иракских и сирийских арабов в Сирии Навруз официально под запретом до сегодняшнего дня. В Турции этот праздник запрещали более 60 лет, до 1991 года. С 1992 года он празднуется 21 марта как народный, не имеющий отношение к религии, и этот день в стране не выходной.

Навруз – не исламский праздник

Давайте же выясним, когда отпразднуют это событие в 2024 году, какова история праздника, а также почему на Навруз красят яйца. Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. Традиции празднования Навруза практически не изменились за всю его многовековую историю. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Международный день Навруз («Новый день») — праздник нового года по солнечному календарю у иранских и тюркских народов проходит в астрономическую дату Весеннего Равноденствия (20-21 марта).

Что такое Навруз: когда отмечают, значение и традиции праздника

Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. "Наурыз мейрамы", в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем. Навруз — праздник, связанный с началом нового периода. Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости. призывает государства-члены, в которых отмечается Новруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Новруза в международном сообществе. История праздника Навруз уходит далеко в эпоху зороастризма, древнейшей религии, в которой люди поклонялись огню.

Навруз - 2022: история самого древнего праздника весны

В советские времена с 1926 года Наурыз отменили как пережиток прошлого, но возобновили в 1988 году. В 1991-м Наурыз обрел официальное признание: в Указе Президента РК день весеннего равноденствия 22 марта был объявлен днем народного праздника весны Наурыз мейрамы. Еще через 10 лет, в 2001-м году, Наурыз стал государственным праздником и был внесен в перечень праздников РК. Сколько дней отдыхают на Наурыз? С 2009 года в Казахстане празднованию отвели три дня марта, объявленных нерабочими днями. Просмотров: 9880.

Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н. Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние-давние времена и по сегодняшние жители Междуречья Сир-Дарьи и Аму-Дарьи собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь". Считается, что происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры Зороастр, Зардушт. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" небо, вода, земля, растения, животные и человек. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.

Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

Называется она гашог-зани и напоминает Хеллоуин. Иранцы надевают разнообразные маски, прихватывают самую гулкую кастрюлю или таз и, стуча по ним ложкой, направляются к соседям. Соседи, видя эту шумную компанию, могут их заглушить лишь наполнив принесенную посуду орехами, традиционными сладостями или… знаменитым супом аш. Последний к огненной ночи перед ноурузом варят особенно много на случай шумных гостей. Еще на Чахаршанбе-сури принято съедать 7 разных орехов фисташки, жареный горох, миндаль, лесные орехи, рис, курага, изюм на удачу и для исполнения желаний. Чтобы избавиться от полосы неудач, с крыши дома сбрасывают старый ненужный кувшин.

Он как раз является символом невезения прошлого года, с которым в новом непременно нужно расстаться. Если же есть какая-то неразрешимая проблема, на Персидский Новый год нужно взять платок и завязать на одном его углу узелок. Положить его в карман и выйти на ближайшую дорогу в поисках первого встречного. Если первый встретившийся на пути прохожий сможет развязать узелок, это считается хорошим знаком, что в новом году решение обязательно найдется. Многие иранцы предпочитают в Чахаршанбе-сури купаться в природных источниках или хотя бы прыгать через них 3 или 7 раз. Считается, что это избавляет от болезней и оставляет все хвори в прошлом. Некоторые по традиции выливают всю воду из емкостей, выбрасывают или разбивают старую посуду, в которой хранилась вода, и заводят новые кувшины для свежей воды. Чтобы новый год был обильным и щедрым, на воде с ночи Чахаршанбе-сури нужно заварить чай и предложить всем домашним. Аму Навруз — иранский Дед Мороз Что действительно может напугать вас в ноуруз, так это иранский дед Мороз.

На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз в переводе «Дядюшка Навруз» и Хаджи Фируз — его помощник. Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза. У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится. Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год. Это чень романтичная и символичная история любви. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж. Он одет в яркие красные одежды, высокий острый колпак, а лицо черное, как смоль.

В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки. Перед иранским новым годом его можно встретить везде. Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз — образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых. Отсюда и черное лицо. Хафт Син — вместо новогодней елки На иранский новый год не принято украшать елку, а принято накрывать на стол. Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы. Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син. Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления Саману — персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия Сеньед — сладкие высушенные плоды лотоса — для любви Серке — уксус — как символ терпения и мудрости, полученных с опытом Сэр — чеснок — для крепкого здоровья Сиб — яблоки — для молодости и красоты Сумак — красная пряность — для напоминания о восходе солнца Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма.

Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины — сенджед — подношение богу любви Хордаду. Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом то есть победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году. За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов.

Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма. Но иранцы так же ставят их на стол в Ноуруз: Что еще ставят на хафт син Сомболь — цветущие гиацинты — символ молодости и весны. Секке — золотые монеты — чтобы привлечь достаток в будущем году.

Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н. Навруз считался главным праздником. В сентябре 2009 г. В Москве Навруз в общегородском формате празднуется ежегодно с 2006 года. Участниками праздника Навруз становятся москвичи, жители других регионов России, а также иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, временно находящиеся в Москве.

Республиканский дом народного творчества

праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. История праздника восходит к одной из древнейших религий мира – зороастризму, Навруз упоминается в священной книге зороастрийцев – Авесте. Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны. Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости.

Где отмечают?

  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Наурыз: Праздник созидания из глубины веков
  • Наурыз: Праздник созидания из глубины веков
  • Когда отмечают Новруз?
  • Навруз - 2022: история самого древнего праздника весны
  • Что такое Навруз: когда отмечают, значение и традиции праздника - 12 марта, 2024 Статьи «Кубань 24»

Мусульманский Новый год: когда отмечается Навруз, значение и традиции праздника

Навруз – не исламский праздник | В новом видео Научно-учебной лаборатории исследований современного Ирана стажёр-исследователь НУЛ Мария Кайгородова рассказала, как появился праздник Новруза, как изменялось значение и признание праздника от зороастризма до наших дней, как отмечают.
Новруз байрам: что это за праздник? В новом видео Научно-учебной лаборатории исследований современного Ирана стажёр-исследователь НУЛ Мария Кайгородова рассказала, как появился праздник Новруза, как изменялось значение и признание праздника от зороастризма до наших дней, как отмечают.
Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны – Узбекистан на Великом шелковом пути Празднование Навруза является одной из важнейших традиций древнего Ирана, сохранившейся по сей день и вышедшей далеко за пределы его границ. Об истории праздника и его необычных традициях «Азия-Плюс» рассказал ученый-востоковед Сафар Абдулло. |.
Навруз история и традиции самого древнего праздника весны В поэме «Шахнаме» начало празднования навруза связывается с началом царствования Шаха Джамшида (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник).
Праздник Навруз: история и традиции Праздник Навруз: история и традиции | Аргументы и Факты "Наурыз мейрамы", в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем.

Праздник Навруз: история и традиции

Празднование Навруза является одной из важнейших традиций древнего Ирана, сохранившейся по сей день и вышедшей далеко за пределы его границ. Об истории праздника и его необычных традициях «Азия-Плюс» рассказал ученый-востоковед Сафар Абдулло. |. Навруз (или Новруз) – это мусульманский Новый год, который традиционно отмечают 21 марта – в день весеннего равноденствия. История праздника восходит к одной из древнейших религий мира – зороастризму, Навруз упоминается в священной книге зороастрийцев – Авесте. Назывался этот праздник – Навруз (в переводе с фарси «новый день»).

Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны

В Год национальных культур и традиций — Навруз в Татарстане отмечался по особенному тепло. История праздника в прошлом и его продолжение в настоящем в репортаже журналиста ТНВ Диляры Юсуповой. Читайте новости в нашем Telegram и Дзен. Поделиться Рубрики новостей.

Горские девушки и женщины обычно гадали на удачное замужество, на богатый урожай, на житейское благополучие и здоровье. Сабнова девушки тайно слушают, о чем говорят домочадцы в соседних домах, потом услышанное толкуют, как пророчество, поэтому в дни празднования Новруза в домах было принято вести радостные беседы, не ссориться. Символом праздника является ветка, которая называется «шах табаг» или «бег-даг», украшенная платками, сладостями.

Главная героиня представления — дочка весны, или Бахар-гызы по-азербайджански, которую хором вызывают все участники. Бахар-гызы поет песню, в которой славятся весна и начало календарного года. Не менее колоритными персонажами обряда являются шуты, ряженые Коса и Кечал. У одного из них голова должна быть совершенно лысой, а другой должен обязательно держать в руке большой деревянный половник. В их внешности, как и в выступлениях много элементов клоунады.

По преданию, в VI в. В 272-273 г. Хормуздом, сыном Шапура, была проведена реформа календаря, благодаря которой Новый год, или, как его тогда называли, Новый День — Наусард согдийское , Наусарджи хорезмское , Науруз персидское , должен был начинаться, когда солнце входило в зодиакальный знак Овна. До реформы Хормузда месяц имел 30 дней и делился на 6 пятидневок, и Новый год отмечался в течение всего месяца, но, в зависимости от социального положения, в разные дни.

В первую пятидневку праздновали цари; во вторую — благородные; в третью — царские слуги; в четвертую — челядь; в пятую — ремесленники и торговцы; в шестую — крестьяне. После реформы Новый год стал отмечаться один раз в году в течение 6-ти дней. В 1-й день царь объявлял, что будет «сидеть для блага людей» выполняя просьбы простых людей , во 2-й день он принимал дехкан — землевладельцев, в 3-й — всадников и мобедов воинов элитного подразделения и представителей духовенства , в 4-й — членов семьи кроме сыновей , в 5-й — принимал сыновей, а в 6-й — только тех, кого считал достойным своего общества. Как указано в «Наврузнаме» «Книге о Наврузе» Омара Хайяма, история происхождения Навруза уходит во времена одного из древнейших в мире персидского царства — Пешдодиен. Традиция связывает Навруз с именем легендарного Джамшида, которому посвящено немало строк и в эпической поэме Фирдоуси «Шахнаме». В «Шахнаме» говорится, что золотым веком было для людей семисотлетнее царствование Джамшида. Это он научил людей носить одежду из ткани вместо звериных шкур, разделил их по профессиям и сословиям, упорядочил законы и правила, по которым должны жить люди. В «Авесте» говорится, что он возжёг в Хорезме первый по святости огонь зороастризма, огонь жречества — Атур-Фарыбаг. Когда Джамшид построил себе трон из чистого золота по легенде, это был первый трон в истории человека и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца, золото заблестело под солнечными лучами и стало светить, словно солнце.

Этот день назвали Наврузом и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится: «Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел его в обычай как праздник.

Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий