Новости история масленицы в россии

Масленица — это самый народный из современных российских праздников, выросший на стыке языческой и христианской культур. Традиции и обычаи Масленицы в России — это устоявшиеся народные деяния, которые народ делает в масленичную неделю.

Что такое Масленица

  • Масленица — описание
  • Масленица: история праздника и его традиции
  • История масленицы
  • Что такое Масленица
  • Традиции и обычаи Масленицы – история праздника, название дней Масленицы
  • Масленица в 2022 году: история и традиции праздника

Какого числа Масленица 2024 в России

Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования СодержаниеИстория праздника Происхождение названия Когда отмечают Масленицу в России Масленичная неделя Традиции и обычаи Проводы зимы Где отмечать Москва Никола‑Ленивец.
Масленица: история, традиции, обряды, даты праздника Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Почему на Масленицу сжигают чучело, едят блины и при чем тут покойники. История праздничных обычаев

Масленичная неделя передует Великому посту, поэтому в этот период для верующих христиан существуют ограничения в еде. СодержаниеИстория праздника Происхождение названия Когда отмечают Масленицу в России Масленичная неделя Традиции и обычаи Проводы зимы Где отмечать Москва Никола‑Ленивец. «» рассказывает, когда масленичная неделя начнется в 2024 году, а также вспоминает историю и традиции праздника. Масленица — один из самых любимых праздников в России. В этой статье вы узнаете, когда празднуют масленицу, какие существуют традиции и обычаи, а также мы поделимся классным рецептом блинного торта. Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы.

Поговорим о масленице

Масленица: история праздника и его традиции Масленица в России является всенародно любимым и веселым праздником-обрядом с хороводами, песнями, играми в конце зимы.
Масленица. История и традиции праздника Масленичная неделя в 2024 году будет продолжаться с 11 по 17 марта.
Икра, каспийская селедка и гурьевские блины. Старинные традиции Масленицы В 2024 году Масленица будет отмечаться с 11 по 17 марта.
Русский праздник Масленица В России довольно крепки традиции Масленицы, и сейчас мы едим блины, в целом похожие на те, что ели еще в XIX веке.
Мутация Масленицы: как ее упразднили и возобновили в СССР По старинным обычаям Масленичная неделя делится на Узкую Масленицу (с понедельника по среду) и Широкую (с четверга по воскресенье).

Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования

Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Вторник - "заигрыш". В этот день начинаются веселые игры. Среда - "лакомка". Основное угощение - конечно же, блины. Четверг - "разгуляй". Главное для мужской половины в четверг - оборона или взятие снежного городка.

Что касается другой, то все наоборот: именно зять приезжал к теще и звал к себе на обед. Впрочем, иногда это совмещалось, например, формально теща гостила у зятя, но блины пекла сама. Суббота — «золовкины посиделки».

Как видно из названия, хозяйка должна была пригласить родственников мужа. Воскресенье на Руси именовалось Прощеным, потому что в этот день было принято просить прощения перед началом поста. Вечером торжественно сжигали чучело, прощаясь с Масленицей и одновременно с зимой. Делалось это при большом стечении народа, многие даже прыгали через пламя. Таким образом, традиций, поверий и даже гаданий на Масленицу существовало немало. К сожалению, до современности дошло немногое. Традиции Масленицы О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. Высшее православное духовенство официально признало Масленицу и перестало борьбу с ней. Раньше на Руси Масленица называлась мясокапустной седмицей и сырной неделей, но потом видоизменила название на современный лад.

Масленица всегда приходилась на предпостную неделю. Но и в эти дни существовали некоторые христианские ограничения по приему пищи, но верующим разрешалось есть сливочное масло, рыбные блюда и яйца. После Масленицы всегда начинался Великий пост с его многочисленными запретами. Древние славяне до принятия православия верили в солнечное божество Ярило. Поэтому Масленицу неправильно называть женщиной. Бог солнца, по мнению наших предков, на рубеже февраля-марта уже посылал на студеную землю первые теплые лучи солнца. Этот молодой божественный парень часто умирал и потом вновь оживал, а в дни его воскрешения у славян появлялась надежда на хороший урожай летом. Более тысячи лет назад Масленицу отмечали в два раза дольше, чем сейчас, целых две недели. Восточнославянские народы гуляли неделю до весеннего равноденствия и еще недельку после этого мартовского дня.

Петр Великий в масленичные дни любил кататься на тройке лошадей. Императрица Елизавета Петровна на Масленицу любила объедаться блинами до отвала. За один раз она съедала более десяти блинчиков. Если раньше Масленицу отмечали в дни весеннего равноденствия, то после христианизации Древней Руси праздник стали привязывать к христианской Пасхе. Веселье всегда начиналось за 56 дней до пасхального праздника. Екатерина Великая на Масленицу принимала участие в маскараде, который шел три дня. В шествии участвовало несколько сотен петербуржцев. Древние русичи считали, что на Масленицу Ярило-бог активно помогает снеготаянию. Славяне в древности отмечали Масленицу на день весеннего равноденствия, который называли словом «комоедица».

Дело в том, что тогда медведя именовали «ком». И поэтому появилась поговорка, что первый блин — комам, то есть первый блин надо отдавать медведям. И поэтому наши предки ходили в тайгу и оставляли на пенечке сладости для медведя. Прошло несколько столетий и пословицу трансформировали в «первый блин комом», изменив одну букву. И смысл стал совершенно другим, никак не связанным с хозяином русской тайги.

Делалось это при большом стечении народа, многие даже прыгали через пламя. Таким образом, традиций, поверий и даже гаданий на Масленицу существовало немало. К сожалению, до современности дошло немногое. Традиции Масленицы О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. Высшее православное духовенство официально признало Масленицу и перестало борьбу с ней. Раньше на Руси Масленица называлась мясокапустной седмицей и сырной неделей, но потом видоизменила название на современный лад. Масленица всегда приходилась на предпостную неделю. Но и в эти дни существовали некоторые христианские ограничения по приему пищи, но верующим разрешалось есть сливочное масло, рыбные блюда и яйца. После Масленицы всегда начинался Великий пост с его многочисленными запретами. Древние славяне до принятия православия верили в солнечное божество Ярило. Поэтому Масленицу неправильно называть женщиной. Бог солнца, по мнению наших предков, на рубеже февраля-марта уже посылал на студеную землю первые теплые лучи солнца. Этот молодой божественный парень часто умирал и потом вновь оживал, а в дни его воскрешения у славян появлялась надежда на хороший урожай летом. Более тысячи лет назад Масленицу отмечали в два раза дольше, чем сейчас, целых две недели. Восточнославянские народы гуляли неделю до весеннего равноденствия и еще недельку после этого мартовского дня. Петр Великий в масленичные дни любил кататься на тройке лошадей. Императрица Елизавета Петровна на Масленицу любила объедаться блинами до отвала. За один раз она съедала более десяти блинчиков. Если раньше Масленицу отмечали в дни весеннего равноденствия, то после христианизации Древней Руси праздник стали привязывать к христианской Пасхе. Веселье всегда начиналось за 56 дней до пасхального праздника. Екатерина Великая на Масленицу принимала участие в маскараде, который шел три дня. В шествии участвовало несколько сотен петербуржцев. Древние русичи считали, что на Масленицу Ярило-бог активно помогает снеготаянию. Славяне в древности отмечали Масленицу на день весеннего равноденствия, который называли словом «комоедица». Дело в том, что тогда медведя именовали «ком». И поэтому появилась поговорка, что первый блин — комам, то есть первый блин надо отдавать медведям. И поэтому наши предки ходили в тайгу и оставляли на пенечке сладости для медведя. Прошло несколько столетий и пословицу трансформировали в «первый блин комом», изменив одну букву. И смысл стал совершенно другим, никак не связанным с хозяином русской тайги. Начинающие кулинары неправильно пекли блины и поэтому стали говорить про блинный ком. До девятнадцатого века блин не был символом этого праздника начала весны. В древние времена блины были поминальной едой. Но двести лет назад благодаря усилиям некоторых этнографов, совершивших исследовательскую ошибку, блины были признаны масленичным угощением. Традиция прижилась, поэтому менять ничего не стали. На Руси сжигали масленичное чучело не для встречи весны, а для плодородия почвы.

Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию. Важно, что крестьяне проводили обряд на засеянном поле. Аналогичный ритуал проводили и в домах: небольшие куклы сжигали, а пепел бросали во двор к скоту, чтобы способствовать его плодовитости, пишет советский этнограф А. При этом масленицу ни в коем случае нельзя было оставлять целой на Великий пост. Это только подчеркивает языческий характер этого праздника. Этой цели отвечал хоровод: круговой танец олицетворял процесс витья, кручения как метафоры зарождения жизни и был нацелен на получение хорошего урожая. То же и с катанием с горки, а также выездами на санях: чем длиннее проезд, тем длиннее уродится лен. Идея плодородия распространялась и на человека. Молодежи было положено устраивать предбрачные игры — совместные катания на санях; дозволены были и прилюдные поцелуи.

Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования

Sputnik Таджикистан, 1920, 13.02.2023. на эти и другие вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. В результате Масленицу празднуют в течение одной недели перед Великим постом. На Масленицу чучело Морены в основном жгут в России, Украине, Беларуси, в Польше Мажану все также же продолжают топить в водоемах.

Масленица в России: история и традиции праздничной недели

Молодые люди, которые собирались в этом году жениться, специально покупали или делали сани, в которых и катали суженых. В сельской местности очень любили прыгать через костер и штурмовать снежные городки. Как здесь не вспомнить судьбу сказочной Снегурочки, которая прыгнула через костер и превратилась в белое облачко? В действе участвовали Масленица, Воевода и другие персонажи. Но главной героиней все равно была Масленица со своим обильным угощением перед постом и обязательством вернуться на следующий год. Масленица выступала в виде соломенного чучела, одетого в женские одежды.

Оно принимало участие во всех мероприятиях, с ним веселились, а затем под шутки и песни сжигали на костре вместе с блином, который вкладывали Масленице в руки. Без блина не масляна Теперь самое время перейти к блинам. Именно они всегда были главным украшением и символом Масленицы. Их пекли всю Сырную неделю каждый день, но особенно усердствовали с четверга по воскресенье. Печеные блины в языческом ритуале занимали важное место.

Ведь они символизировали бога Ярило, который должен прогнать зиму, а круглый блин похож на летнее солнце. Каждая хозяйка имела свой рецепт, и блины пекли из гречневой, овсяной, пшеничной муки. В них добавляли пшенную или манную крупу, тыкву, яблоки, сливки. Было принято первый блин отдавать нищему для поминовения всех усопших. У славян существовал обычай отдавать первый блин комам комы — это медведи , которые весной выходили из зимней спячки.

Хозяйки приговаривали: «Первый блин — комам, второй — знакомым, третий блин — родне, четвертый — мне». Отсюда и пошло выражение «первый блин — комам», но со временем оно трансформировалось в приговорку, которой легко объясняются все неудачи: «первый блин комом». Блины начинали кушать в понедельник и не переставали всю неделю. К блинам полагались сметана, яйца, икра и другие вкусности.

Дождь Масленица Петр Грузинский В образе солнца славяне чествовали стихию огня, но не менее важна была живительная влага — весенние дожди и грозы, которые также стремились вызвать особыми ритуалами. В древнем сознании небеса представлялись океаном, а тучи — кораблями. Афанасьев приводит сведения, как во время Масленицы имитировали корабли санями.

Перелом получил отражение в ритуальных поединках, имевших состязательный характер. К ним относятся русские кулачные бои стенка на стенку, масленичная игра в мяч, взятие снежного городка. Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали. Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию. Важно, что крестьяне проводили обряд на засеянном поле.

В некоторых регионах в одну руку ему давали водку, а в другую блин.

С плясками, песнями, шутками и прибаутками чучело носили по деревне — это называлось встречей Масленицы. Но гораздо интереснее были её проводы. В московской области был записан такой обряд: в воскресенье — последний день празднования — парни и девушки украшают сани лентами и садятся в них, а чучело Масленицы сажают на лошадь. До самого вечера они катаются по деревне и поют песни, а когда стемнеет, вывозят чучело за пределы деревни, в поле и сжигают на костре. Когда пламя начинает угасать, люди берут оставшиеся части чучела ещё горящие и раскидывают по полю. Обряд сжигания чучела существовал практически у всех славянских народов. В западнославянской традиции чучело носило имя Марена а также Маржана, Морана, Smrtkа.

В представлении чехов, поляков, словаков и других народов оно символизировало смерть, что видно из его названия корни mаr-, mоr- и smrt- обозначают смерть. Чучело делали из соломы и наряжали в женскую одежду, иногда в платье невесты. В последнее воскресенье Масленицы иногда на 4-ю или 5-ю неделю Великого поста Марену так же, как восточнославянское чучело, выносили за пределы деревни и уничтожали. Было важно, чтобы её провожали все жители, ведь если кто-то пропустит этот обряд, то может заболеть или умереть. В Моравии говорили: «Кто со Смертью не ходил, тот сам умрёт». Чучело не всегда сжигали, его могли утопить, закопать в землю или разорвать на части. После этого нужно было со всех ног бежать обратно в деревню и не оглядываться.

Считалось, что если упадёшь, то в этом году тебя ждут несчастья. Все славяне верили, что уничтожение чучела служило оберегом от природных бедствий, болезней и смерти, обеспечивало скорый приход лета, хороший урожай и счастливое замужество девушкам. По одной из версий, чучело Масленицы — это отголоски невероятно древнего образа умирающего и воскресающего божества. Чучело является воплощением растительных сил природы. Его убивают и разбрасывают по полю, чтобы оно переродилось в посевах и всходах. Эта теория может подтверждаться тем, что символическому уничтожению кроме чучела Масленицы подвергается берёза на Русальной неделе, чучело Ярилы и Костромы. Все они воплощают растительную мощь природы и направлены на то, чтобы принести хороший урожай.

Масленичные обряды очень разнообразны и многогранны, а истоки праздника лежат в глухой древности.

Одни говорят, что это — символическая замена некогда реального человеческого жертвоприношения, другие — что оно символизировало зиму. Символы Масленицы и народные традиции сегодня Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси.

Наследия чего? Язычества, разумеется. Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Почему пекут блины Вопрос к тем, кто это делает, конечно.

Наиболее частый ответ сейчас — потому, что такова традиция. Кроме того, это вкусно. К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом. Почему на Масленицу пекут блины 6 рецептов блинчиков к Масленице 6 рецептов блинчиков Игры на Масленицу Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний.

Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»: «Сковорода» Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду». Все быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами.

Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испекся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя. Все участники пробегают определенную дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трех раз.

Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег.

Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов

Символы Масленицы и народные традиции сегодня Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси. Наследия чего? Язычества, разумеется. Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Почему пекут блины Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас — потому, что такова традиция. Кроме того, это вкусно.

К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом. Почему на Масленицу пекут блины 6 рецептов блинчиков к Масленице 6 рецептов блинчиков Игры на Масленицу Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний. Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»: «Сковорода» Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду». Все быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испекся».

Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя. Все участники пробегают определенную дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трех раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять.

Это второй по популярности обряд в стране, на первом месте — только украшение ёлки перед Новым годом. Первые три дня понедельник, вторник, среда называют Узкой Масленицей. В 2024-м она выпадает на 11, 12 и 13 марта.

Остальные дни масленичной недели с четверга по воскресенье — это Широкая Масленица, которая пройдёт 14, 15, 16 и 17 марта. Основные гуляния и кульминация праздника наступают в последний день Масленицы — 17 марта. В православии это также Прощёное воскресенье. Сразу же после Масленицы, в понедельник, 18 марта, у православных верующих начинается Великий пост. История Масленицы Масленица — языческий праздник у восточных славян, который символизировал переход зимы в весну. У западных и южных славян Масленице соответствовал польский Запуст и болгарский Кукер. Во время гуляний люди совершали ритуалы, которые, как они верили, способствовали «смерти» зимы и помогали богатому урожаю. Со временем традиции видоизменились и превратились в массовые гуляния.

На Масленицу строили горки катки , катались на лошадях, сооружали снежные городки. Молодым парням и девушкам разрешалось вести себя чуть свободнее — исполнять любовные песни, гулять. Масленицей также называли чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В первые дни праздника его «встречали», катались с ним на санях, задабривали, а в последний день — сжигали на костре и хоронили. Иногда пепел закапывали на полях — это сулило богатый урожай. Традиционное блюдо Масленицы — блины.

В этот день теща идет в гости к дочке и ее мужу. Кстати, взять с собой подружек традициями не возбраняется и даже поощряется. В общем, мужчины, пеките блины, улыбайтесь и не ударьте в грязь лицом. В субботу устраивались Золовкины посиделки. Молодые женщины приглашали в гости сестер мужа. Для моральной поддержки и большего веселья можно было позвать и своих подружек. Важный момент: если золовка не замужем, то приглашали незамужних подруг, если замужем — только семейных дам. Завершается неделя проводами Масленицы и Прощеным воскресеньем. В этот день принято просить прощения у близких и поминать умерших. В этот день устраивают сожжение чучела Масленицы, а пепел развеивают над полем, чтобы год был урожайным. Больших застолий уже не устраивают — готовятся к Великому посту. Например, можно гадать на блинах. Если первый блин вышел румяным, красивым и хорошо пропекся, семья весь год будет здоровой. Если блин вышел комом — увы, без врачей не обойдется. Первый блин тонкий, легкий и «кружевной» в мелкую дырочку? Год будет легким и все планы воплотятся.

Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу?

Традиции и обряды праздника

  • Навигация по записям
  • Масленица на Руси: история и традиции — Владивостокская централизованная библиотечная система
  • Икра, каспийская селедка и гурьевские блины. Старинные традиции Масленицы
  • Смысл и традиции Масленицы
  • Масленица в России: история и традиции праздничной недели

История праздника Масленицы

  • Масленица: история праздника, традиции, число
  • Как появилась Масленица: история и традиции праздника
  • Подпишитесь на рассылку
  • Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ
  • Масленица — почему так называется? - Православный журнал «Фома»
  • Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ

Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов

Выяснили, какого числа будет Масленица в 2024 году, и рассказали об основных традициях этого весеннего праздника. в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него. Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста. На территории современной России, в Беларуси и Украине Масленицу отмечали в день весеннего равноденствия, по современному календарю примерно 21–22 марта (начало нового года по славянскому календарю).

Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы

Ну а от чего зависит время Пасхи — в статье «Когда Пасха и как определить дату самостоятельно». Так, в 2024 г. Великий Пост начнется 18 марта. Ну а Масленица придется на период с 11 по 16 марта; прощеное воскресенье — 17 числа месяца. Праздничный период по дням Масленица делилась на две части: «Узкая», или первые три дня седмицы; народ уже праздновал, но еще не в полную силу, например, параллельно занимался хозяйственными работами. С четверга все дела, кроме праздничных, прекращались — начиналась «широкая» Масленица. День, когда печет блины свекровь… Кроме того, каждый из дней «масляны», как ее называли крестьяне, имел свою символику и требовал определенных действий: Понедельник — проходила «встреча» Масленицы; в это время заканчивали последние приготовления, например, достраивали горы для катания; тогда же начинали печь блины — при этом первый отдавали нищим, чтобы помолились о усопших; родные начинали ходить друг другу в гости: свекр и свекровь отправляли невестку в гости к родителям, а вечером понедельника и сами навещали сватов. Вторник назывался «заигрыши»; проходили смотрины девушек на выданьи, сговаривались о будущем браке; свадьбу сыграют уже после Пасхи, ведь на Масленичной неделе венчания уже возбраняются; Третий день, среда, называется «Лакомка»; зять должен был навестить тещу, которая угощала его блинами, показывая тем свое расположение; в ее дом приходили и другие родные.

Четверг — «Разгуляй»; с этого момента народ оставлял любые работы; начинались развлечения: катания на лошадях, с ледовых гор — на санках, кулачные бои; но главным событием дня был штурм специально по такому случаю построенного снежного городка, молодецкая «забава»; не обходилось также без языческих традиций — например, многие жгли костры и «для очищения» прыгали через огонь. Пятница именовалась «тёщиными вечерками»: теперь теща посещала зятя, а ее дочь — пекла блины; и в этом случае, как и в среду, за столом снова чаще всего собиралась вся семья. Суббота считалась «золовкиными посиделками», когда жена особо приглашала молодых родственниц со стороны супруга. Ну а завершало Масленицу «Прощенное Воскресенье», также называвшееся «Целовальником», «Прощенным днем», «Сыропустником»; то был последний день перед началом Великого Поста; это — «проводы Масленицы». Почему Масленицу назвали масленицей: значение слова Именование этого недельного праздника — народное, а не церковное, и происходит от слова «масло». Это указывает на то, что в эти дни разрешено как растительное масло, так и сливочное — как, впрочем, и другие молочные продукты, яйца, рыба. Иногда Масленицу также называют «Широкая», хотя, говоря строго, это именование исторически носили только четыре дня этой седмицы, с четверга по субботу.

Языческая или православная? Бытуют разные мнения о том, чем Масленица являлась исторически: согласно одной из распространенных точек зрения, это древний славянский, праздник, пришедший к нам из языческой культуры — «новогодье», «встреча зимы с весной», а блин — один из основных атрибутов праздника — был символом солнца; ряд этнографов еще в XIX в. Чему посвящена Масленица сейчас? У христиан — подготовке к Великому Посту. При этом большинство современных пастырей не отвергают ее увеселений, если мера их разумна, более того, советуют пообщаться с родными, друзьями.

Юноши присматривали себе невест. Среда — Лакомка.

В этот день собирали в доме гостей, а тёщи кормили блинами своих зятьёв. Четверг — Разгуляй. С него начиналась Широкая Масленица. Всю работу прекращали, предаваясь весёлым гуляньям, играм и хороводам. Пятница — Тёщины вечёрки. В пятницу уже тёща шла к зятю на блины. В званных обедах и ужинах могла участвовать вся родня.

Суббота — Золовкины посиделки. В этот день невестки приглашали в свой дом сестёр мужа и одаривали их подарками. Всех угощали блинами и весело проводили время в окружении подруг. Прощёное воскресенье. Люди прощались с зимой, сжигали чучело, а также просили прощения у родных и знакомых за все «вольные и невольные» обиды, нанесённые в течение минувшего года.

Если соберётесь на масленичные гуляния — заранее сверьтесь с прогнозом Яндекс Погоды , чтобы ничего не отвлекало от веселья. А как отмечали масленицу, посмотрим на картины известных художников Как отмечали Масленицу раньше О том, насколько широко раньше отмечали Масленицу, свидетельствуют картины знаменитых русских художников. Проводы» Семен Кожин: «Масленица.

О том, какова изначальная символика сожжения чучела, у историков единого мнения нет. Одни говорят, что это — символическая замена некогда реального человеческого жертвоприношения, другие — что оно символизировало зиму. Символы Масленицы и народные традиции сегодня Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси. Наследия чего? Язычества, разумеется. Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Почему пекут блины Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас — потому, что такова традиция. Кроме того, это вкусно. К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом. Почему на Масленицу пекут блины 6 рецептов блинчиков к Масленице 6 рецептов блинчиков Игры на Масленицу Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний. Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»: «Сковорода» Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду». Все быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испекся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя. Все участники пробегают определенную дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трех раз.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий