Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности.

Правовое положение детей

  • Перетерский И. С. Новицкий И. Б. Римское частное право 11. Римское право
  • Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
  • Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
  • § 43. агнатическое и когнатическое родство • Римское частное право, И.Б. Новицкий, 2002
  • Популярные статьи:
  • Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

§ 43. агнатическое и когнатическое родство

ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Общее·количество·просмотров·страницы

  • 13. Понятие семьи (familia). Виды родства. Свойство
  • агнатическое и когнатическое родство в римском праве
  • 10. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть
  • Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
  • Конспекты юриста

Конспекты юриста

3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. 3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). агнатическое и когнатическое родство в римском праве.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Отношения свойства прекращаются расторжением брака. Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения legitimatio , которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения: 1 представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом; 2 последующим браком родителей; 3 изданием императорского рескрипта. Не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолетние.

Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам. Постепенно эта власть дифференцировалась в виде власти над женой, над детьми и т. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familiaобозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом — все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы.

Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:".

Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени.

Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять. Отцовская власть patria potestas. Личные и имущественные отношения отца и детей Римскому праву известна была отцовская власть patria potestas , до конца жизни властительная над всем домом - над детьми, внуками, правнуками. По римскому праву в семейных отношениях дети подчинялись только отцовской власти. Древнее цивильное право наделяло полной безграничной властью отца над своими подвластными сыном, дочерью, внуком от сына, женой in тапи.

Произвол отцовской власти ограничивался родственным судом, выговорами цензора nota censona , наказаниями жрецов. По законам XII таблиц, если отец патерфамилиас или домовладыка продавал cboci сына трижды, он терял власть над ним. В императорский период отцовская власть стала носить лишь воспитательный характер. Средством признания наличия отцовской власти самим подвластным или третьим лицом служил prae udicium. Отец патерфамилиас не мог подать иск против своего подвластного в силу существования отношений власти-подчинения и вытекающей из них принудительной силы отца патерфамилиаса над подвластным.

Согласно старому цивильному праву полная власть отца патерфамилиаса распространялась не только на саму личность подвласшою, но и на имущество подвластного. Дети, находящиеся под отцовской властью, имели право совершать только мелкобытовые сделки, которые заключались от имени и в пользу отца. В результате таких приобретений отец патерфамилиас мог оставлять своим подвластным какую-либо часть имущества в их личное пользование, то есть пекулий, которое, как и пекулий рабов считался собственностью отца домовладыки. Власть эта - по преимуществу власть отца, и чем более неравенства во взаимных отношениях мужа с женой среди семейства, тем более усиливается, тем строже представляется право и власть отца над детьми: по мере того, как смягчается юридическое начало в отношениях супругов, смягчается оно и в отношении к детям обоих родителей. В строгом браке мать относительно детей своих занимала место немного выше сестры и по смерти мужа могла даже попасть под опеку своего совершеннолетнего сына.

В позднейшем римском праве это отношение изменилось: мать или бабка , овдовев, могла быть допускаема к опеке над детьми и внуками. Отцовская власть в Риме приближалась характером к праву собственности: она вмещала в себе право на жизнь и смерть детей; даже в позднейшем римском праве не запрещалось отцу в крайней нужде продавать детей своих. В этом естественном нравственном отношении нет места римскому началу единства личности unitas personarum , в силу коего личность сына совершенно исчезала в лице отца, и между ними не могло быть юридического отношения, какое бывает между отдельными лицами. В противоположность римскому германское начало родительской власти есть начало нравственное, начало защиты, покровительства и попечения mundium. Притом, по новому понятию, родительская власть принадлежит совокупно отцу и матери.

При нормальном действии отношений не может быть речи о том, до каких пределов простирается при отце власть матери; но право матери и в новых законодательствах, несмотря на значительное изменение понятий, есть право ограниченное, сравнительно с отцовским, и второстепенное. Отцу принадлежит решительная власть, а воля матери получает силу лишь в том случае, когда она заступает место отца. Но если мать одна, без отца, власть ее обыкновенно не единоличная, но разделяется с опекунами. Отдельные проявления родительской власти проистекают от этого начала попечения, с одной стороны, и повиновения, - с другой. По новым законодательствам, власть эта, в большей или меньшей мере, относится к следующим предметам.

Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство.

Сведений, которые могли бы охарактеризовать особенности консорциума, почти не сохранилось, и он остался в римской истории только как основа, фундамент для становления и развития будущих римских семейных союзов [2, с. Патриархальная агнатическая семья образовалась в тот период, когда развитие производительных сил сделало возможным существование производственных групп союзов меньших, чем консорциум. Новые семьи были замкнутыми хозяйственными объединениями, целью которых было совместное проживание и совместный труд для обеспечения существования, сохранения и продолжения семьи [3, с. Под властью старейшины patria potestas , которого стали называть домовладыка, находились не только его жена и родичи сыновья, внуки, невестки , но и все остальные члены общности, даже не состоявшие с ним в кровном родстве его агнаты , а также принадлежавшие им рабы, домашние животные и рабочий скот. При этом римский гражданин считался pater familias даже в том случае, если у него было ни жены, ни детей, ни внуков. Данное понятие обозначало лицо, над которым не было родительской власти, поэтому оно расценивалось как носитель семейной власти не только осуществляемой, но и потен-циальной2. Это суждение основывалось на известной сентенции Гая: «Домовладыкой "отцом семейства" называется тот, кому принадлежит власть в семье, и правильно он так называем, хотя у него и не 1 Новицкий И. Римское право: учебник. Новицкого, И. Главной отличительной особенностью римской семьи, сформировавшейся в этот период, было представление о patria potestas как о практически безграничной власти домовладыки над всеми проживавшими с ним лицами, как состоявшими, так и не состоявшими с ним в кровном родстве, которые с позиции римского права признавались personae alieni iuris - лицами, состоящими во власти pater familias. Это означало, что их гражданско-правовой статус во многом уподоблялся положению рабов, и применительно к ним pater familias мог совершить любые действия, в том числе убийство жены, дочери или сына. Единственное ограничение такой возможности установил Ульпиан, утверждающий, что отец не имеет права убить сына, не выслушав его оправданий, и что он должен обвинить его перед префектом или начальником провинции [5, с. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Этот вид римской семьи во многом напоминает современные семейные союзы, так как она представляла собой объединение супругов, их детей и внуков, а также других кровных родственников супругов родителей мужа или жены, племянников или племянниц и т. Этот процесс был продолжен и в императорский период, когда были созданы надежные гарантии юридической защиты личности, в том числе находящихся под властью домовладыки. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что семья достаточно долго сохраняла свою замкнутость и исключительность, но постепенно складывающиеся в ней отношения подпадали под гражданско-правовое регулирование, вследствие чего власть pater familias стала гражданско-правовым учреждением, а юридическая регламентация продолжала все глубже проникать в семью, распространяясь сначала на имущественные, а потом и личные отношения ее членов. Список литературы 1. Ананьев А. Право собственности и иные вещные права. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. Перетерский И.

З адаток arra в римском праве — это денежная сумма или иная ценность, передаваемые одной стороной другой в момент заключения договора и обеспечивающие надлежащее исполнение обязательства. Задаток использовался в качестве подтверждения факта заключения договора arra comfirmatoria. Задаток мог иметь штрафной характер, если договор нарушался лицом, давшим задаток, он оставался у получившего его лица, а если лицом, получившим задаток, то лицо было обязано был вернуть двойную сумму задатка. Н еустойка по римскому праву stipulatio poenae — это обязательство должника уплатить определенную денежную сумму или иную ценность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Неустойка являлась д Договор займа в римском праве Договор займа в римском праве mutuum — это реальный договор по которому заимодавец передавал в собственность заемщику денежную сумму или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик принимала на себя обязательство вернуть такую же сумму денег или такие же вещи по истечении срока, указанного в договоре. Договор считался заключенным с момента фактической передачи денег или вещей. У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи.

Результат поиска

когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.

Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.

Если муж злоупотреблял в управлении имуществом, то прежние родственники имели право предъявить мужу требования и даже иски о восстановлении имущества. Форма брака делилась на две категории брачных имуществ при особом правовом положении: приданое dos и брачные дары dos propter nuptias. К приданому относились вещи и иные части имущества, предоставляемые мужу женой для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В период республики, когда все браки были cum manu, такой категории, как приданое, не было. Этому способствовало отсутствие особого соглашения между супругами. Когда в силу вошли браки и sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим.

И примерно за два века до нашей эры в правила начало входить устное соглашение, при котором муж был обязан возвратить приданое в случае прекращения брака. При Юстиниане были упрощены правила возврата приданого. С его времён жена и её наследники получали иск, который свидетельствовал о возвращении приданого. По нему приданое передавалось полностью, но вычитались суммы необходимых издержек. Брачные дары представляли собой подарок жене от мужа в ходе заключения брака. Таким образом, жена обеспечивалась в случае потери супруга. Преподносить брачные дары или нет — право каждого супруга, но такой обычай был одним из правил общественного приличия. В случае, если муж не сделал жене так называемые подарок, то она была не в праве обратиться с претензией на своего мужа.

Изначально, дарение совершалось до брака, потому что дарения между супругами запрещались, поэтому носило название предбрачным даром. Но при Юстиниане было разрешено дарение и во время брака, которое обрело своё новое название — donatio propter nuptias. По размеру брачные дары соответствовали приданому. В течение брака оно оставалось в собственности мужа, но при расторжении брака переходило к жене. Также в договоре даже предусматривалось право жены на выдачу данного имущества, если её муж умер. Глава 3. Patria potestas Для того чтобы начать рассматривать взаимоотношения отца и детей, необходимо обратиться к взаимоотношениям между матерью и детьми. Они различаются в зависимости от того, в каком браке находится мать.

Если она состоит в браке cum manu, то для детей она является loco sororis, то есть мать по отношению к детям была на положении сестры и вместе с детьми подчинялась власти своего мужа или его paterfamilias. Но подчиняться его paterfamilias она должна, если только муж является in patria potestate. Связь детей с матерью становится наиболее тесной после связи paterfamilias со своими подвластными. Если мать состоит в браке sine manu, то она не связана с детьми, это было закреплено ещё в древнейшем праве. Мать являлась агнаткой своей старой семьи, члены которой представляют ей опеку и наследство. Она не могла быть членом семьи отца своих детей. Нужна помощь в написании реферата? Мы - биржа профессиональных авторов преподавателей и доцентов вузов.

Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Подробнее Отношения отца с детьми были построены по другому принципу и во многом отличались от взаимоотношений детей с матерью. Дети находились под властью отца независимо, в каком браке он состоял. Из Институции Гая известно, что: «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Этому способствовало распад крестьянской семьи, а также развитие ремёсел. В результате этого сыновья стали: вести самостоятельное хозяйство; приобрели положение в государственном аппарате и в постоянной армии. В конце республиканского периода и самом расцвете империи было введены ограничения прав paterfamilias на личность детей.

Существовало три способа, при которых дети попадали под отцовскую власть: через рождение в законном браке; через усыновление; через узаконение. Согласно римским правилам, если ребёнок рождался замужней женой, то он становился ребёнком её мужа. Также отцом ребенка, рожденного в браке, считался муж. Отцовская власть устанавливалась путём узаконения детей только от незамужней женщины низшего сословия, находившейся в сожительстве с холостым мужчиной конкубина. Римское право дает следующее определение термина «узаконение».

В праве домовладыки было изгнание из дома других членов семьи. Он распоряжался семейным имуществом. Никто не мог войти в семью и выйти из неё против его воли. Первоначальным термином, обозначающим власть главы семьи над всеми её членами, был manus, который переводился как «рука».

В дальнейшем данный термин нашёл своё распространение. Теперь он делится на: manus mariti, в переводе «власть над женой»; patria potestas, в переводе «власть над детьми, рождёнными в законном браке». Лицом своего права являлся домовладыка persona sui juris. В результате этого можно сделать вывод, что другие члены семьи были лицами чужого права personae alieni juris. Эти лица считались подчинёнными главе семьи. Все члены семьи, подчинённые власти одного и того же домовладыки, именовались агнатами agnati. Они считались родственниками, связанными общей властью. Это означало, что pater familias отвечал за все гражданские правонарушения своих подвластных. В древнейшее время власть главы семьи над рабами мало чем отличалась от прав над женой и детьми.

Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти домовладыки. После смерти это право переходило к наследнику. Родственники по крови, которые не входили в состав семьи, составляли когнатическое родство cognati. Оно заключалось в том, что, если сын получал самостоятельность, то он терял прежнее агнатическое родство и становился когнатом семьи своего отца. То же самое происходило и с дочерью: когда она выходила замуж, она становилась когнаткой своей бывшей семьи, но она и её дети приобретали агнатическое родство новой семьи, то есть семьи её мужа. При ослаблении патриархальных устоев семьи всё большее фактическое и юридическое значение приобретало когнатическое родство. За правонарушения своих сородичей глава семьи мог продать подвластного ему сына или других лиц чужого права. Единственным ограничением, подтверждение которого было в Законах XII таблиц, заключалось в том, что отец не мог продавать подвластного сына более трёх раз, либо он рисковал лишиться отцовской власти. Несмотря на то, что домовладыка обладал правом жизни и смерти, ограничение убить подвластного сына появляется в период империи.

В заключении хочется сказать, что, по мнению Черниловского, понимание таких понятий как когнатическое и агнатическое родство необходимо, так как без этого был бы непонятен строй семейных отношений в Риме. Это приближало римскую семью к её современной модели. Укрепление семьи Конец республиканского периода сопровождается резким падением нравов, к которым относится и распад семьи. Данное явление обусловлено кризисом римского общества. Брак сделался легко расторжимым, в связи с освобождением от религиозных и моральных признаков прошлой эпохи. Всё это способствует массовым разводам, в результате чего сокращается рождаемость. В этот период в литературе появляется утверждение: «…предельное упрощение порядка развода… содействовало перерождению взглядов на брак, как на постоянный, в принципе — пожизненный союз мужчины и женщины». Не следует забывать, что брак без мужской власти, с упрощенным порядком развода, был известен в Риме с древнейших времён. В республиканском периоде пошло широкое распространение разводов, это произошло вследствие процессов, которые развивались в римском обществе, в частности снижения уровня нравственности.

Семейные узы ослабляются в период поздней республики и ранней империи. Августин был вынужден урегулировать весь институт брачного права социальными законами из-за нестабильности брачных связей. В 18 году до нашей эры император Август издаёт закон, который карает за прелюбодеяние. Виновникам грозила ссылка на острова. Однако при императоре Юстиниане было иное наказание, супруга определялась в монастырь, но муж мог её вернуть в течение двух лет. Государственная власть столкнулась с ещё одним явлением, подрывавшим отношения в семье. Этим явлением являлось нежелание супругов иметь детей. Государственная власть стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. Теперь в законном порядке все мужчины, которые были в возрасте от 25 до 60 лет, и все женщины обязаны были состоять в браке и иметь детей.

Кто не состояли в браке, те не могли получать ничего по завещанию. Те, кто состояли в браке, но при этом не имели детей, получали только половину наследства. Бездетными не считались: мужчины, имеющие хотя бы одного ребёнка; женщины, имевшие трёх детей; вольноотпущенные, имеющие четырёх детей.

Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака.

В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги видимо, в случае, если она- persona sui iuris или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им.

Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.

Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное dos и брачные дары dos propter nuptias. Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века до н.

В классический период приданое получает специальную регламентацию. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не было, претор давал жене иск.

Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды. При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек. Брачные дары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение совершалось до брака т.

Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа. Patria potestas. На наш взгляд, начать эту главу следует с рассмотрения вопроса о взаимоотношениях между матерью и детьми.

Эти отношения глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Теперь перейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей.

Эти отношения были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. По определению Гая «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной для этого являлись распад прежней крестьянской семьи и развитие ремесел: сыновья все более ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельно положение в уже постоянной армии и государственном аппарате.

Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета. В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав paterfamilias на личность детей. Подвластный сын имеет и libertas, и civitas; в области публичного права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения не имеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей. Важно подчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям. Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Под отцовскую власть дети попадали тремя путями: Через рождение в законном браке Через усыновление Через узаконение В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж. Эта формула будет затем усвоена кодексом Наполеона, как и многое другое. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько путей способов узаконения: Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; Путем последующего брака родителей; Путем издания специального императорского указа.

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица, рожденных от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Узаконение различалось двух видов: Arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий