Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений. Сатирическое произведение — это особый жанр литературы и искусства, который отличается остроумным и сатирическим подходом к изображению действительности. Сатирические романы – это произведения, в которых сатира используется для критики общества и его недостатков.
История русского юмора: оружием сатиры
Дефо , Дж. Свифта , Вольтера. Признанные мастера сатиры 19—20 вв. Гейне , А. Франс , Б. Шоу , Г.
Честертон , Я. Гашек , Дж. Оруэлл , К. Чапек , О. Хаксли , Б.
Брехт , К.
Арабская сатира[ править править код ] В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в IX веке. Создавая сочинения о науках, которые мы назвали бы сегодня антропологией , социологией и психологией , он пользовался сатирическим подходом, «основанный на предпосылке, что хотя рассматривается серьёзный предмет, он может стать интереснее и таким образом достичь большего эффекта, если разбавить громаду серьёзности несколькими забавными историями или какими-нибудь остроумными или парадоксальными наблюдениями» [6]. Так, в одном из его трудов по зоологии встречается фраза: «Если бы длина пениса была поводом для гордости, то мул принадлежал бы к курайшитам » племя арабов, к которому принадлежал Мухаммед. Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык « Поэтика », которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби , Авиценной и Ибн-Рушдом.
Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа сатирическая поэзия. Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе. Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы.
Персидская конституционная революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Ирадж-Мирза , Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, сильный подъём во время революции пережила азербайджанская сатира. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издавал в это время в Тебризе свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин».
Крылова, сатирические стихи Г. Потом А. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н.
Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России. Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н. Некрасова "Размышления у парадного подъезда", "Современная ода " и др. Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А. Аверченко, Саша Черный А. Гликберг , Тэффи и др.
Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д. Бедного, сатирах В. Маяковского, новеллах М. Зощенко, сатирических романах И.
Аристотель: ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает». Такое явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде имеет цель путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление. Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков А.
Евгений Онегин. Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой — в её словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Двенадцать стульев. Сарказм букв. Доля смешного в сарказме может быть ничтожной. Пример: Ах, вы думали?
Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
читайте в нашей статье на В первую очередь сатирическое произведение связано с современностью. Сатирическое произведение тем более бессмертно, чем более универсален и всенароден идеал, утверждаемый автором. Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов). Сатирическое произведение – это произведение небольшого объема, направленное на высмеивание, обличение общественных явлений и людских недостатков.
Значение сатиры
- Сочинение Нужны ли сатирические произведения? | Нейросеть отвечает
- Сатира определение в литературе
- Познавательная роль сатиры в произведениях
- Сатира как прием
Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс
Сатирические произведения также играют ключевую роль в поддержании социального диалога, предоставляя платформу для обсуждения и рефлексии. Решил все же сделать видео, сценарий к которому уже был написан ранее. Прошу воспринимать материал как есть (без поиска подтекста).В этом видео я расскажу пр. Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий. В сатирических произведениях часто авторами используются такие литературные приемы, как гипербола, сарказм, гротеск или пародия. 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений.
Сатира определение в литературе
Поэтому и требует всех мздоимцев к себе настоящий ревизор, а они стоят, как громом пораженные. По замыслу писателя, Чичиков, постранствовав по стране и потерпев фиаско во всех своих аферах, во втором томе поэмы должен был стать честным «предпринимателем», приносящим пользу государству. Как композиционный принцип или прием в изображении жизни сатиру можно встретить в сказках М. Салтыкова-Щедрина, близких по форме к басне, где в качестве действующих лиц выступают представители фауны: «Орел-меценат», «Карась идеалист», «Премудрый пескарь» и др. В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах. В узком смысле слова сатирой называют обличительные стихотворения. Такая лирическая форма была популярна в античности например, сатиры римских поэтов Горация и Ювенала и в эпоху классицизма. Как сатиру рассматривают и некрасовское «Рыцарь на час».
Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. Сатирический взгляд на мир присущ человеку и в быту, и в области искусства, проявляясь не только в «специальных» сатирических жанрах: эпиграмме, анекдоте, фельетоне, карикатуре, памфлете, пародии, комедии, басне, но проникая в роман и в поэму, в жанровую живопись и в песню. Человек, входящий в сферу сатирического мироосмысления, осмеивает прежде всего современное зло, или же такую «ненормальность» прошлого, которая имеет актуальное значение и сейчас. Причем изобличаются не только наиболее существенные пороки действительности, но в не меньшей мере и "мелочи жизни", мешающие людям нормально существовать. В этих словах Салтыкова-Щедрина определен главный принцип сатирического мировидения: сатирик видит в окружающей жизни что-то такое, что никак не укладывается в рамки его представления о том, какой должна быть жизнь. У него необычайно обострено ощущение идеальной нормы бытия.
Чем отличаются юмористические и сатирические произведения? Юмористические приемы строятся на игре слов и абсурдности ситуаций. Сатира использует элементы гротеска и карикатурного изображения. Юмор чаще всего выражается в добродушно-насмешливой шутке.
Что высмеивает сатирик? Сатира от лат. Сатира в унизительной форме высмеивает личностные или социальные явления, которые автор считает порочными.
В европейских литературах последних столетий именно этот тип сатиры получил наибольшее распространение. Его история и теория еще разработаны слабо, что, однако, не мешает обозначать основные характерные черты сатиры этого типа. Обязательное следствие сатирического творчества — смех. Смех как реакция на сатиру может звучать открыто или приглушенно, но всегда остается — наряду с обличением — основой сатиры, ее способом обнаруживать несоответствия между видимостью и сущностью, формой и содержанием. Этим художественная сатира отличается от прямых видов критики личных и общественных недостатков. От юмора сатира принципиально отличается природой и смыслом смеха.
Для юмора смех — самоцель, задача писателя-юмориста — развеселить читателя. Для сатиры смех — средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. В отличие от юмора, сатире свойственны суровость и тенденциозная страстность. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к своему предмету — в осмеиваемом вполне может заключаться положительно прекрасное к примеру, благородный идеализм Дон Кихота, патриархальная доброта и душевная чистота старосветских помещиков из одноименной повести Н. Гоголя и др. Поэтому юмор снисходителен, умиротворен. Сатира же отличается безоговорочным неприятием своего предмета. При этом ее эстетическая сверхзадача — обличая, возбуждать воспоминания о прекрасном добре, истине, красоте , оскорбляемом пошлостью, пороком, глупостью. Двойственную сущность сатирического творчества точно определил в трактате 1796 О наивной и сентиментальной поэзии Ф.
Шиллер : «Действительность как недостаточность противопоставляется в сатире идеалу как высшей реальности. Действительность, таким образом, обязательно становится в ней объектом неприятия». Салтыкова-Щедрина , «в царство теней все отживающее», и тем самым выражает положительное, восславляет подлинно живое. Идеал сатирика выражен негативно, обнаруживает себя через «антиидеал», через свое возмутительное и смехотворное отсутствие в конкретном предмете обличения. И в юмористических, и в сатирических произведениях нескрываемо присутствует авторская индивидуальность, но формы ее проявления также различны. В юморе смех тяготеет к универсальной «усмешке», часто он распространяется и на самого смеющегося например, на героя-«энтузиаста» новелл Э. Гофмана , на лирического героя цикла Г. Гейне Романсеро и стихов Саши Черного и др. В сатирических произведениях авторская субъективность проявляется по-иному — прежде всего в их откровенной тенденциозности и публицистичности, которые указывают на непреодолимую границу между моральным миром художника и обличаемым предметом.
Эти особенности заставляют некоторых авторов говорить о художественной ограниченности сатиры. Так, Гегель утверждал в трактате Эстетика, что в сатире «находит свое выражение не чувство души, а всеобщее представление о добре,.. Достаточно часто критика пытается показать, что шедевры сатирического искусства не ограничиваются решением лишь собственно сатирических задач. Так, В. Белинский , размышляя об одном из вершинных достижений русской сатирической литературы, полемически замечает: «Нельзя ошибочнее смотреть на Мертвые души и грубее понимать их, как видя в них сатиру». Белинский расширительно трактует характер гоголевского смеха, аттестуя его не как «сатиру», а как «юмор», находит в нем, помимо «субъективности» и «социально-обличительного пафоса», «известную полноту изображения» и «слитность смеха с грустной любовью». Наиболее последовательно в современном литературоведении взгляд на чистую сатиру как на искусство «голое и прямолинейное», как на смех сугубо «отрицательный, риторический, несмеющийся, односторонне серьезный» выразил М. Такого рода сатире Бахтин противопоставляет собственную концепцию «амбивалентного», двойственного «карнавального» смеха — одновременно отрицающего и утверждающего, издевательского и веселого. Этот смех, по Бахтину, имеет культовое, фольклорно-мифологическое происхождение: осмеяние и срамословие обладали искони магическим значением, были связаны с категорией обновления, расставания со старым годом, укладом жизни и т.
Смех как бы фиксирует этот момент смерти старого и рождения нового. Здесь имеет место далеко не голая насмешка, отрицание старого неразрывно слито в этом типе смеха с утверждением нового и лучшего. Бахтин считает такой смех принадлежностью т. Образцы карнавального смеха в изобилии дают европейское средневековье фасцении, фаблио, шванки и др. При широком толковании сатиры «антиидеал», подразумевающий «идеал» бахтинские характеристики двойственного, амбивалентного карнавального смеха приложимы и к ней. В сочинениях Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского сатира не менее двойственна: смеясь, она в то же время скрывает «невидимые миру слезы».
Посмеявшись, читатель как бы переходит от конкретных впечатлений к итоговому размышлению: частное предстает перед ним крупицей всеобщего, и тогда в сатире обнаруживается трагическое, ощущение надлома в законах самого бытия. Салтыкова-Щедрина, герои Сентиментальных повестей М. Зощенко вызывают комический эффект, пока читатель воспринимает их как индивидуальные характеры, но стоит их осмыслить как типы, они предстают «прорехой на человечестве», раскрывается трагический аспект самого бытия. Поскольку сатирический пафос может пронизывать собой любые жанры, в советском и российском литературоведении периодически возникали попытки представить сатиру самостоятельным родом художественной литературы Л. Тимофеев, Ю. Основания к тому исследователи видят в особых принципах сатирической типизации и в специфике сатирического образа. Сатирический образ — результат сознательного «искажения», благодаря которому в предмете выявляется доселе скрытая комическая сторона и его внутренняя неприглядность. Сатира как бы пародирует жизненный объект. Она то приближается к нему вплотную, то в своих преувеличениях и обобщениях настолько далеко отходит от жизненного материала, что реальные признаки получают в образе воплощение фантастическое, подчеркнуто условное.
Такое отклонение сатирического образа от «обычного» достигается за счет заострения, гиперболизации, преувеличения, гротеска. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет Путешествия Гулливера Дж. Свифта , Хромой бес А. Лесажа , История одного города М. Салтыкова-Щедрина, Клоп В. Маяковского , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена , И. Крылова , пародийное преувеличение Житейские воззрения кота Мура Э. В области языка гротеск опирается на остроту — минимальный элемент простейших сатирических жанров: каламбура, афоризма, анекдота.
Гротеск, шарж в сатире обычно раскрывает комическое в той стороне личности, которой она походит на неодушевленную вещь, механическую деталь, косный, безжизненный автомат рассказ А. Чехова Унтер Пришибеев, государственные чиновники в романе Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка и др. Философ-литератор А. Бергсон так комментирует эту сторону гротеска: «Комично вставлять себя в готовые рамки. И всего комичнее перейти самому в состояние рамки, в которую другие будут бегло вставлять себя, то есть окаменеть в известном характере. Пути сатирической типизации различны. Рационалистическая сатира сконцентрирована на изображении явлений общественной жизни. Обрисовка индивидуальных черт здесь ограничена, широко применяется фантастическое допущение.
Сатира такого типа приобретает зачастую памфлетное звучание, исследование жизни идет в формах «доказательства от противного». Образ-персонаж в произведениях такого рода склонен превращаться в символ и немыслим вне художественного гротеска Органчик из Истории одного города М. Композиционно произведения этого типа строятся нередко как диалоги, посредством которых сталкиваются враждующие идеи или качества. Так противоборствуют человеческие свойства под масками животных в баснях. Но в жанрах сатирического романа, утопии или памфлета противостоять друг другу могут и философские системы, общественные идеологии. В таких произведениях чаще всего присутствует герой-наблюдатель, чье внимание перемещается с предмета на предмет и формирует сюжет — как правило, иллюзорный, почти сказочный, утопический. Герой может посещать несуществующие края, чтобы сторонним взглядом окинуть привычные земные условия и неожиданно уловить их несуразность Микромегас в одноименной повести Вольтера , герой романа Иной свет С. В плутовском эпосе странствия связаны с поисками бытовых комических сцен на реальных дорогах Англии , Франции , Испании Приключения Тома Джонса, Найденыша Г. Филдинга и т.
Чем более универсальные вопросы ставит в произведении автор, тем фантастичнее оказываются маршруты героя-наблюдателя. В гротескных сочинениях такого рода с широкой философской проблематикой порой он свободно обращается с пространством и — особенно — со временем.
Юмористические приемы строятся на игре слов и абсурдности ситуаций. Сатира использует элементы гротеска и карикатурного изображения.
Юмор чаще всего выражается в добродушно-насмешливой шутке. Что высмеивает сатирик? Сатира от лат. Сатира в унизительной форме высмеивает личностные или социальные явления, которые автор считает порочными.
Что значит сатирическая?
Сатирические произведения - что такое?
Однако в России XVIII века сатирическая стихия охватила множество жанров – это и собственно стихотворные сатиры, и басни, и эпиграммы, и прозаические произведения, и пародии. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое основывается на сатире. Анекдот — небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Примеры сатирических произведений. Примеры сатиры в произведениях. 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Что такое сатирическое произведение в литературе.
Что такое сатирический рассказ?
Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. Я считаю, что сатира необходима, она показывает минусы и недостатки в характере каждого отдельного человека и всего общества в целом. Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. В сатирических произведениях часто авторами используются такие литературные приемы, как гипербола, сарказм, гротеск или пародия.