В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Во время чина митрополит Савва возгласил молитву освящения колоколов сооруженных «к службе церкве твоея святыя, в славу же великолепаго и всесвятаго имене Твоего». Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, – другими словами-приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме.
Священный Синод утвердил документ Межсоборного присутствия «О чинопоследовании Елеосвящения»
- Священный Синод утвердил два новых богослужебных текста - Азбука новостей
- Все материалы
- О практике совершения Соборования
- Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные
- Соборование: таинство больных... и здоровых — мифы и правда о Соборовании
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
В Князь-Владимирском храме пос. Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как соборование, а в церковных книгах чаще называется елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — собором. Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании освящённым елеем освященным маслом призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство Елеосвящения называется ещё «святым елеем», «маслособорованием», но чаще «соборованием», потому что для совершения его собирается несколько священников — собор.
Это древняя русская техника, которую Мария Беляева, фольклорист и знаток русского творчества, преподала детям. Все встречи прошли интересно и плодотворно - дети и взрослые узнали новые техники и приемы работы с известными материалами, а также самостоятельно изготовили подарки и сувениры к предстоящему Празднику Пасхи.
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния.
Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет. Благодати много не бывает». Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную». Это же касается и детей. Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека?
Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие. В труде митрополита Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств.
В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл». Мнение владыки Илариона разделяют многие современные священники. Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе». Что же такое «грехи, забвенные по немощи»? Человек, может быть, чего-то не понимал, даже не осознавал, что грешит.
Соборование: таинство больных... и здоровых — мифы и правда о Соборовании
По окончании чина закладки храма митрополит Кирилл обратился к присутствующим со словом, в котором отметил важность храма в жизни каждого православного христианина. Новости Новости епархии Правящий Архиерей Служение Архиерея События. Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему».
Чин соборования в храме Торжества Православия
Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные | Search metadata Search text contents Search TV news captions Search radio transcripts Search archived web sites Advanced Search. |
Храм Николы на Глинках обрел свой голос | Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание маслом, освященным молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных. |
Таинство для выздоровления | Православный Саров | Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). |
Тайна святого елея. Как совершается Елеосвящение
Последние новости, фото и видео-материалы, пресс-конференции. Информация о деятельности сенаторов и Председателя СФ Валентины Матвиенко. Из всех Таинств Православной Церкви, Таинство Елеосвящения (Соборования) в наибольшей степени требует богословского осмысления, т.к. в настоящее время ещё нет. 26 апреля 2024 года, в пятницу шестой седмицы Великого поста, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения купола с. Таинство Соборования или таинство Елеосвящения (это одно и тоже) – это очень древнее таинство, одно из первых таинств. 31 марта 2023 года настоятель Успенского храма п. Ясенки архимандрит Савва (Семенюк) совершил чин елеосвящения (соборования) в Психоневрологическом интернате села. История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным.
Таинство соборования в психоневрологическом интернате
Чин Елеосвящения (Соборования) совершается над одним человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи (Требник). и церковнослужителям для подготовки и. Все новости. Начальник УФСИН России по Самарской области Алексей Климов встретился с епископом Тольяттинским и Жигулевским Нестором. По окончании же сего больный, приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. Таинство Соборования или таинство Елеосвящения (это одно и тоже) – это очень древнее таинство, одно из первых таинств.
Добровольцы в Херсонской области прошли елеосвящение
Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции» [7]. В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания когда уже невозможно его причастить , но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма. После наступления смерти освящённым на этом соборовании елеем священник в конце отпевания крестообразно поливает [8] накрытое саваном тело, незадолго до смерти соборованного почившего[ уточнить ]. Православный обряд совершения елеосвящения[ править править код ] Елеосвящение совершается согласно требнику [9] собором семи священников отчего и называется также «соборованием» ; но в случае необходимости может быть совершено и одним священником. Чин елеосвящения состоит из:.
Василия, епископа Амасийского;Воскресенский собор ;17:00 Пасхальная вечерня. Крестный ход и освящение воды на Живоносном источнике.
Крестный ход вокруг монастыря. Ранняя литургия. Пасхальный молебен. Акафист Воскресшему Спасителю. Малое повечерие. Иеремии;Воскресенский собор ;17:00 Великая вечерня. Российских Бориса и Глеба.
Афанасия Великого, архиеп. Александрийского;Воскресенский собор ;17:00 Вечерня. Феодосия, игумена Киево-Печерского. Тимофея, чтеца и Мавры;Воскресенский собор ;17:00 Вечерня. Пелагии, девы Тарсийской;Воскресенский собор ;17:00 Вечерня. Ирины Македонской;Воскресенский собор ;17:00 Всенощное бдение.
Также, включение покаянных тропарей вносит баланс в использование гласов: аллилуиарий в начале чина поется на шестой глас, а тропарь «Скорый в заступлении» - на четвертый глас, поэтому петь их подряд - нелогично и неправильно. Добавление тропарей шестого гласа после аллилуиария снимает несоответствие.
Помимо "попутного" помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере "здоровому и болящему". Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года. Сейчас такое общее Соборование совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице и в нaвечерия Великого Четвертка или Великой Субботы. Для совершения Елеосвящения над физически здоровыми людьми в остальные дни следует получать благословение епархиального архиерея. Таинство над здоровыми людьми совершается в храме. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии; над буйными психическими больными. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. Когда Соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о испов? При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Тайн не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна. Временем совершения Таинства может быть любой день церковного года и всякое время дня и ночи. В случае смертельной опасности для больного Таинство должно совершаться священником незамедлительно.
О Соборовании тяжко болящего человека
Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа»[76]. После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора. Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах. Строительство больниц при храмах еще более способствовало укоренению обычая совершать Елеосвящение в стенах церкви. Если до этого времени чинопоследование Таинства было жестко привязано к службам суточного круга к вечерне, утрене и Литургии , то начиная с описываемого периода оно становится «самостоятельным». Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга.
Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают[77] в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея». Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку.
Крестный ход по монастырским стенам. Крестный ход вокруг Воскресенского собора.
Благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне. Крестный ход к скиту Патриарха Никона. Василия, епископа Амасийского;Воскресенский собор ;17:00 Пасхальная вечерня. Крестный ход и освящение воды на Живоносном источнике. Крестный ход вокруг монастыря.
Ранняя литургия. Пасхальный молебен. Акафист Воскресшему Спасителю. Малое повечерие. Иеремии;Воскресенский собор ;17:00 Великая вечерня.
Российских Бориса и Глеба. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского;Воскресенский собор ;17:00 Вечерня.
Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. Когда Соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о испов? При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Тайн не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна. Временем совершения Таинства может быть любой день церковного года и всякое время дня и ночи. В случае смертельной опасности для больного Таинство должно совершаться священником незамедлительно.
При себе необходимо иметь свечу, которую Вы будете держать в руках во время Таинства. Так как оно продолжается около полутора часов, то малая свеча за это время может прогореть, поэтому желательно иметь в руках большую свечу или несколько маленьких. Желательно также иметь пару хлопчатобумажных салфеток или платков, чтобы вытирать излишки масла с рук и лица, а другой — закрепить на горловине, чтобы масло не стекало на одежду. Женщинам нужно подобрать такие головной убор и блузку, чтобы священник имел возможность свободно помазывать маслом лоб и горло. Также будет помазываться тыльная сторона ладоней. Не надевайте украшений на шею и руки, они испачкаются и будут мешать. Для чина Соборования понадобится маленькая бутолочка растительного масла, которую необходимо открыть и поставить на столик. Хорошо бы вашу бутылку как-то отметить, чтобы без труда её найти среди остальных.
Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и Покаяние желательны. Вот в каком виде представляется нам Елеосвящение в XIV веке, «по уставу Иерусалимскому» надписание это в самом Требнике 1053-54. Еще накануне того дня, в котором оно должно быть совершено, начинались приготовления к нему. Пелась вечерня, но не обыкновенная, а приспособленная к Елеосвящению: ее стихиры на «Господи, воззвах» и «На стиховне» имели своим содержанием моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам на том основании, что они считались целителями телесных недугов. На сугубой ектений возглашались моления за болящего и по окончании ее: «Господи, помилуй» 50 раз. Поутру в тот день, когда надлежало совершить самое Елеосвящение, опять совершался целый ряд служб: так называемая агриппия, утреня и литургия. Первая из них составляла богослужение специально о больном. Его главнейшею составной частью были каноны: «Во мраце греховном смердящими страстями уязвлен» с ирмосами «Яко по суху…»; второй канон бессребреникам; во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектений и читались особые молитвы. Эта агриппия составляла первую приготовительную часть Елеосвящения, теперь елей был уже готов и освящен; оставалось совершить помазание, но оно не совершалось непосредственно за агриппией, а отлагалось до литургии. На утрени, совершенной обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего. Затем начиналась литургия, на проскомидии одна из трех просфор предназначалась для больного. После великой ектений посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; из алтаря выходили священнослужители; предстоятель после каждения, обычного начала, Великой ектений с прошениями о болящем и молитвы над елеем вливал часть елея в приготовленный сосуд; за ним, при чтении той же молитвы, делали то же самое и другие 6 священников. Священники возжигали свечи, прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 отдельных молитв, после 7-й молитвы возлагалось на голову больного Евангелие, и священники возлагали свои правые руки. Затем следовало продолжение литургии. Самое помазание происходило в конце литургии, после «Отче наш». Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо, причем 7 раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес», а на клиросе пели стихиры. Этим и оканчивалось Елеосвящение. По всей вероятности, больной на той же литургии приобщался Святых Тайн, хотя на это и нет прямых указаний в чине. Таков был чин Елеосвящения в связи с общественным богослужением. Без всякого сомнения идея такого соединения ведет свое начало из глубокой древности. В то же время некоторые практические неудобства такого соединения должны были вызвать вопрос об их разделении. Не все больные могли являться в церковь отчасти по причине немощи, отчасти по причине значительного расстояния до церкви. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, — другими словами — приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. С другой стороны, если бы даже больной и мог явиться в церковь, то и в этом случае соединение Елеосвящения с ежедневным богослужением представляло некоторые неудобства: во-первых, больной мог явиться в то время, когда уже богослужение окончилось, например, вечером, и, следовательно, должен был ожидать целый день, но такое ожидание могло быть и опасным, больной в ожидании Елеосвящения мог умереть; во-вторых, присутствие больного при трех службах — сперва накануне, потом на утрени и на литургии тоже нередко могло быть весьма затруднительным для него; наконец, в-третьих, не всегда и не везде могли собираться 7 священников или даже 3 священника на целые сутки для елеопомазания одного больного; между тем, собраться на один-два часа было гораздо легче. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. Практика должна была явиться в Церкви очень рано, и хотя такого отдельного чина в греческих списках до настоящего времени не найдено, намеки на него существуют. На каких местах тела совершалось помазание, в русском источнике не обозначено, но в сербском показано, что священник помазывает болящего «по главе и по сердцу, и по всем суставам; иже болети» Прав. По окончании помазания возлагалось, вероятно, Евангелие на голову больного при чтении особой молитвы то же и у нас.
Елеосвящение
Божественная литургия, Чин умовения ног, 13 апреля 2023 Храм Христа Спасителя, г. Москва | «В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. |
Таинство Елеосвящения в Горном | Однако в чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болеющего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плохие духа и всякого зла». |
Синод РПЦ удалил от центра принятия решений трех влиятельных митрополитов
Пастырь — О практике совершения Соборования | Во время чина митрополит Савва возгласил молитву освящения колоколов сооруженных «к службе церкве твоея святыя, в славу же великолепаго и всесвятаго имене Твоего». |
В Сретенской обители прошло Таинство Соборования | 25 апреля 2024 года совершилось Соборование в Храме Великомученика Георгия Победоносца в Ендове в подворье Соловецкого монастыря в Москве. |
Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные
Если мы обратимся к Требнику, в котором преподносится полностью чин Соборования, там читается семь Евангелий. В течение второй недели Великого поста чин Елеосвящения был совершен в Уолласи, Веве и Ментоне. Во время совершения Таинства Елеосвящения читаются по семь отрывков из Апостольских посланий и из Евангелия. Соборование (или Елеосвящение) — это таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом) подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Елеосвящение (Соборование) – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников.
ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ В ХРАМЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
И из состояния комы люди выходили, хотя, казалось бы, шансов уже не было. Люди потратили большие деньги, чтобы сохранить жизнь своей маме, ее соборовали, она пришла в себя, исповедовалась, причастилась, и уже потом только ее Господь призвал через какое-то время. Почему мы назвали нашу лекцию «Таинство Соборования и Великий пост»? Как вы думаете, таинство Соборования связано как-то с Великим постом? Вопрос: — Будет ли работать таинство Соборования без таинства Причастия? С древности почему-то в дни Великого поста, а точнее в Византии каждое воскресение перед Литургией совершалось таинство освящения маслом. После таинства Причастия помазывались верующие болящие люди этим освященным маслом. Но помазывались однократно. А так как у нас в Великом посту семь недель, поэтому семикратно в Великий пост помазывались эти люди.
Это такая древнегреческая традиция. Так как помазывание было растянуто на семь недель, 49 дней последнее воскресенье — это Пасха, сам Великий пост идет 48 дней , то наша русская традиция объединила все эти семь помазываний в один день — чистый четверг. Слышали об этом? Чистый четверг — это не потому что надо дома пол помыть, окна протереть и шторки постирать, навести порядок, а это значит, что в своей душе надо навести порядок духовный перед встречей с Воскресшим Христом. Чистый четверг, когда Христос омывает ноги своим ученикам и говорит, что теперь они чистые полностью, не потому что у них были грязные ноги, а потому, что Господь им показывает истинное, подлинное смирение. А смирение — это и есть чистота духовная. В противоположность ей черная, грязная душа, горделивая. Гордость оскверняет все наши благие начинания.
У всех у нас она есть, в той или иной степени. Святые отцы даже боялись делать добрые дела, чтобы не впасть в тщеславие или прелесть. Настолько мы все заражены этим грехом, что мы даже добрые дела до конца не можем делать без греха. Это не должно приводить человека в какое-то уныние. Это человека должно приводить в трезвость. Трезвым умом и трезвыми глазами нужно смотреть на этот мир и понимать, что весь мир во грехе лежит и без Господа Бога нет у нас возможности очиститься или стать лучше. Если у нас Господь в какой-то момент заберет благодать, то мы можем на такое дно грехов залечь, что никогда оттуда и не встанем. Это, к сожалению, реальность нашей жизни.
Мы говорили, что в Греческой церкви была такая традиция, а в Русской Церкви Соборование проводилось в пост в Великий четверг. Это последняя седьмая Неделя Великого поста, за три дня до Пасхи. Но это таинство было тесно связано с богослужением. Приходило семь священников. Почему семь раз помазывали? А потому что каждый священник должен был помазывать по разу. Они служили сначала вечернее богослужение, потом утреннюю, потом расходились на Литургию каждый в свой храм, потом приходили опять в храм, чтобы помазать одного единственного человека, или два—три, или сколько их там было. Конечно, это было все очень сложно.
И, в первую очередь, это было сложно для самого больного человека. Ему надо было выстоять столько служб или хотя бы просидеть их. И семь священников надо было собрать вместе на сутки. Поэтому сам чин Соборования видоизменяется. И последняя корректировка была в 2013 году, когда в исключительных случаях нам допускается читать одно Евангелие, одно Послание из Святых Апостолов и помазывать однократно. Этот так называемый сокращенный чин Соборования предназначен для каких-то экстренных случаев, когда человек, например, лежит в больнице или совсем при смерти. Мне неоднократно приходилось людей соборовать перед смертью, после Соборования они умирали у меня на руках. Но я уже говорил о том, что священники не всегда успевают доезжать до больных людей и Соборовать, потому что некоторые люди по своему суеверию, ложному представлению думают, что Соборование нужно исключительно перед смертью.
И пока человек живет, он думает, что ему собороваться не нужно, а если ты пособоровался, то должен умереть. Это заблуждение. Мы соборуемся не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы исцелиться и жить полноценной, здоровой, счастливой человеческой жизнью до тех пор, пока Господь нас не призовет. Итак, сокращенные Соборования происходят в больницах. Например, у меня, даже если я читаю быстро, уходит час времени на Соборование. Есть батюшки, которые не торопятся, читают полтора часа. И, конечно, врачи не будут нас терпеть в реанимации, где, по их мнению, мы занимаемся чем-то непонятным. В лучшем случае нас запускают минут на 15 в реанимацию, у священника есть такая привилегия.
В ковид было очень сложно, и сложно до сих пор. Но обычно меня всегда пускали даже к новорожденным маленьким детям, которые находятся в перинатальных центрах на грани жизни и смерти. Всегда пускали, чтобы покрестить, конечно, с согласия родителей, чтобы причастить больных, умирающих людей, пособоровать. Сокращенное таинство Соборования происходит в любой момент над любым человеком верующим, крещеным, даже не всегда находящемся в сознании. Начиная с V века практика врачевания больных в частных домах уступает место Соборованию в храмах. То есть до V—VI века чаще всего Соборовали в своих домах. До IV века до 313 года вообще не было храмов в Римской империи в нашем представлении, потому что вера христианская была гонимая. Потом появляются храмы, и таинство Соборования переходит в храмы.
И если до этого времени чинопоследование таинства было жестко привязано к службам суточного круга, то начиная с описываемого периода, оно становится самостоятельным. Что надо приготовить на таинство Соборования? На таинство Соборования с собой надо принести масло для освящения, вино. В нашем храме мы берем вино из храма, приносить его отдельно не надо. Но если хотите пожертвовать для храма специальное вино, то можно это сделать. В храме по православному канону используется красное крепленое виноградное вино, называется оно «Кагор». Это чисто русская традиция, потому что в большинстве случаев за исключением южных городов на Руси не было виноградников. И чтобы вино не бродило, и чтобы его можно было довезти по всей стране, его «крепили».
Вот откуда такая традиция. И она сохранилась до сих пор, хотя у греков, у сербов все служат на сухом, в крайнем случае полусладком красном вине. Недавно мы на киноклубе обсуждали какое вино Христос брал для совершения Евхаристии, таинства Причастия. Что думаете? Есть мнение, что это просто виноградный сок, есть мнение, что это обычное вино, некоторые думают, что Он брал Кагор наш современный. Глядя на евангелие, как думаете? Употреблял ли Христос спиртные напитки? А почему тогда Его осуждали, что Он ест и пьет со всеми?
Или, например, когда в Канне Галилейской Он берет шесть каменных водоносов, каждый из которых примерно по 40—60 литров, и превращает чудесным способом воду в вино. Да так, что домоуправитель этого дома сказал, что обычно сначала подают хорошее вино, а когда люди напьются, то дают плохое. А тут оставили хорошее вино до конца свадьбы. А свадьбы обычно праздновали неделю, могли заходить на свадьбу любые прохожие. И их должны были накормить и напоить вином. И если не хватало еды или вина, то это был серьезный позор, это означало, что семья не смогла достойно отметить свадьбу. И потом этой семье еще долго это припоминали. Если внимательно читать Евангелие, то Христос действительно пил вино и ел обычную полноценную еду.
Он не был постником таким, например, как Иоанн Креститель. Но естественно, что все это Он употреблял в меру. Естественно, что Его никто не видел пьяным, шатающимся где-то.
Святитель Арсений Уральский пишет, что соборование может быть «навершением» покаяния, избавляя от забытых и неосознанных прегрешений, но скрывать грехи в надежде на сие таинство — значит совершать лукавство. Святитель Арсений, епископ Уральско-Оренбургский Следует сказать, что если больному случится преставиться ко Господу во время совершения елеосвящения, то таинство следует прекратить. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. В случае предсмертного соборования это таинство совершается в доме или келье болящего. Некоторые старообрядческие священники соборуют лишь на дому. Также существует старинная практика, когда долго и тяжко болящих соборуют три раза в течение трёх месяцев, после чего они либо исцеляются, либо отходят ко Господу.
Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое. Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме. Для совершения этого таинства предварительно ставится стол, а на столе полагается святой крест, Евангелие и блюдо с пшеницей, в которую ставятся 7 свечей, как прообраз семи даров Св. Духа, и 7 спичек, обернутых на концах ватой для помазания.
Когда Господь посылал Своих апостолов во все концы Палестины для исцеления и изгнания бесов из недужных, тогда и была установлена практика помазывания болящих освящённым маслом. Таинство совершалось собранием собором пресвитеров, поэтому оно и называется соборованием. Во время постов в храмах совершается особый чин елеосвящения освящается оливковое или подсолнечное масло , поются богослужебные тексты, тропари, ектении, кондаки, читается канон о болящих. Читаются семь отрывков из Евангелия, семь отрывков из апостольских посланий.
Когда срок несения епитимьи закончится, РПЦ примет решение о дальнейшей службе Сафронова — все будет зависеть от отзывов настоятеля храма. Сафронов — выпускник Московской духовной семинарии. В 2006 году в сане диакона начал служить в храме Покрова на Лыщиковой горе. Он проводил панихиду на Борисовском кладбище на 40-й день после смерти Алексея Навального.