Новости святая софия в стамбуле

В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии.

Мечеть Айя-София: фото, история, время работы

Это один из величайших сохранившихся образцов византийской архитектуры, богатый мозаикой, мраморными колоннами и покрытиями. К сожалению, ничего не осталось от первоначального собора Святой Софии, построенного на этом месте в четвертом веке Константином Великим. Константин был первым христианским императором и основателем города Константинополя, который он назвал «Новым Римом». Собор Святой Софии являлся одной из нескольких великих церквей, которые он построил в важных городах по всей своей империи. После разрушения церкви Константина вторую построил его сын Констанций и император Феодосий Великий. Эта вторая церковь была сожжена во время беспорядков в Нике в 532 году, хотя ее раскопанные фрагменты можно увидеть сегодня. Святую Софию перестроили в ее нынешнем виде между 532 и 537 гг. Архитекторами церкви считаются Исидор Милетский и Анфемий Траллский, профессора геометрии Константинопольского университета. Их работа стала техническим триумфом, несмотря на то, что сооружение несколько раз сильно пострадало в результате землетрясений.

Первоначальный купол рухнул после землетрясения в 558 году, а его замена упала в 563. Позже предпринимались шаги, чтобы лучше закрепить купол, но случались дополнительные частичные обрушения в 989 и 1346 годах. Базилика Юстиниана стала кульминационным архитектурным достижением поздней античности, а также первым шедевром византийской архитектуры. Его влияние, как архитектурного, так литургического плана, было широко распространено, прочно закрепившись среди восточно-православного, римско-католического и мусульманского миров. Более 900 лет собор Святой Софии был резиденцией Константинопольского православного патриарха, а также главным местом проведения церковных соборов и императорских церемоний. В 1204 году собор подвергся безжалостному нападению, осквернению и разграблению крестоносцами, которые также изгнали Константинопольского патриарха, заменив его латинским епископом. Это событие закрепило разделение греко-православной и римско-католической церквей, начавшееся с Великого раскола 1054 года. Это также означает, что большую часть богатств Святой Софии сегодня можно увидеть не в Стамбуле, а в сокровищнице базилики Святого Марка в Венеции.

Несмотря на эту жестокую неудачу, Собор Святой Софии оставался действующей церковью до 29 мая 1453 года, когда султан Мехмет Завоеватель победоносно занял Константинополь. Он был поражен красотой Собора Святой Софии сразу же создав из неё свою императорскую мечеть. Собор Святой Софии служил главной мечетью Стамбула почти 500 лет. Он стал образцом для многих османских мечетей Стамбула, таких как Голубая мечеть, мечеть Сулеймана, мечеть Шехзаде и мечеть Рустема-паши. Сначала никаких серьезных структурных изменений не производилось; добавление михраба молитвенной ниши , минбара кафедры , включая деревянный минарет, превратило церковь в мечеть. В какой-то момент все лица, изображенные на мозаиках церкви, оказались покрыты гипсом из-за запрета ислама на образные изображения. На протяжении веков сменявшие друг друга султаны вносили различные дополнения. Султан Мехмед II построил рядом с мечетью медресе религиозную школу , организовав вакф на собственные средства.

Во время правления Селима II Мимар Синан провел обширные реставрации, включая оригинальную лоджию султана и еще один минарет. Махмуд I приказал отреставрировать мечеть в 1739 году, добавив к ней фонтан для омовения, школу Корана, бесплатную кухню и библиотеку, что сделало мечеть центром социального комплекса. Самая известная реставрация собора Святой Софии была завершена между 1847-49 годами Абдулмеджидом II, пригласившего швейцарских архитекторов Гаспаре и Джузеппе Фоссати для ремонта мечети. Братья консолидировали купол и своды, выпрямили колонны, переработали убранство экстерьера и интерьера. Открытие фигурных мозаик после секуляризации собора Святой Софии основали на описаниях братьев Фоссати, обнаруживших их столетием ранее для очистки и записи. Фоссати также добавили каллиграфические медали, сохранившиеся сегодня.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими вытянутыми с запада на восток пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только о внушительных размерах и богатом мраморном убранстве.

Также, основываясь на древних описаниях, археологи сделали вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно базилике Святой Ирины. Юстинианова базилика. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. По мнению С. Иванова, храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Ранее они зарекомендовали себя возведением «малой Софии», послужившей прообразом нового собора.

Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Собор во время Византийской империи. Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Внутренний вид сводов собора Таким образом, вместо плоского купола появился новый, сравнительно заострённый. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол.

Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница, в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова, многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции.

Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора.

Лидеры условились поддерживать дальнейшие контакты, сообщается на официальном сайте Кремля. Изменение статуса собора Святой Софии в Стамбуле Ранее высший административный суд в Турции — Госсовет — отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей. Таким образом собор Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью. Сразу после этого Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений, которые начнутся 24 июля.

Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.

Мечеть Айя-София в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле является монументальным шедевром архитектуры и символом слоев истории, которые формировали город на протяжении веков. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Мероприятие посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который был инициатором превращения бывшего православного собора и музея в действующую мечеть. Собор Святой Софии или Айя-София (Ayasofya). Собор Святой Софии — одна из главных достопримечательностей Стамбула, расположенная в историческом центре города, районе Султанахмет. 10 июля Высший административный суд Турции объявил о событии, которое затронуло мировую культуру и религию – было отменено решение правительства от 1934 года, согласно которому собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле был преобразован в музей.

Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?

В Стамбул вернулись туристы, Святая София стала другой. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. А соответственно, и желание "исламского реванша", главным символом которого для большинства практикующих мусульман Турции должно стать возвращение мечети в стены Собора Святой Софии Константинопольской. Митинг сторонников Эрдогана в Стамбуле.

Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью

Часы работы музея Айя София (Святая София) зависят от времени года. Заметим, в этой стране часы функционирования множества государственных музеев Стамбула зависят от летнего и зимнего расписания. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии. Там уже начался шумный праздник. Собор Святой Софии в Стамбуле.

Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью

В соборе Святой Софии начнутся реставрационные работы в связи с возможным землетрясением в Стамбуле: «Мы продвигаемся в 200 странах, особенно в последние несколько лет. Если посмотреть на социальные сети, особенно на цифровой маркетинг, невозможно. 15.55, Москва Tochka Zрения Вчера президент Турции Реджеп Эрдоган подписал указ, отменяющий декрет правительства Кемаля Ататюрка от 1934 года, о превращении мечети Святой Софии (Айя София) в музей. Сегодня мы отправляемся исследовать мечеть Айя-Софию или храм Святой Софии как его принято было величать ранее. С момента преобразования в 2020 году собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть поступали многочисленные сообщения о повреждениях и случаях ва. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить к следующему году отчет о действиях по охране мечети Айя-София в Стамбуле, преобразованной из собора Святой Софии, передает агентство Франс Пресс.

Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся

Им там не было уютно, потому что интерьер был полностью переделан под вкус мусульман», — добавил собеседник «360». Там были закрыты или замазаны все изображения. Никаких мозаик, росписей и фресок видно не было. А в 1934 году собор получил статус музея по решению первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. И лишь после того, как мечеть официально стала музеем, снова стали доступны шедевры живописи. Если этот культурный объект снова превратят в мечеть, то, скорее всего, определенным образом реорганизуют и внутреннее пространство. Доступность собора может сократиться для значительной части культурных людей, посетителей. Какие-то уголки этой святыни станут менее доступными.

Это не очень здорово с общечеловеческой точки зрения Сергей Антоненко Антоненко считает, если все-таки собор решат превратить в мечеть, то это осложнит политико-общественные моменты, в том числе на международной арене, между православными и мусульманами. Если собор перестанет быть доступным, то это уже общечеловеческий и общекультурный момент», — заключил собеседник «360». Вопрос о будущем собора Святой Софии рассмотрит в начале июля Госсовет Турции. Чуть позже Эрдоган поручил изучить возможность превращения музея в мечеть. В Русской православной церкви же надеются, что нынешний статус собора Святой Софии не изменят.

Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока Иерусалим на юго-восток Мекка , пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело 1680 и шведского дипломата Корнелия Лооса 1710 , видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда. Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией. Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании.

В том же году святыню захватили турки. Султан Мехмед II Завоеватель переделал ее в мечеть, надстроил один минарет. Старинные мозаики на стенах забелили, а поверху написали суры из Корана. Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ. В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея. Это был символический жест, определяющий дальнейшую политику государства. В 2018 году в турецком суде рассматривалось ходатайство о возвращении Айя-Софии статуса мечети, но судьи его отклонили. В 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил превратить собор в мечеть в надеждах, что это поможет сплотить электорат страны вокруг его Партии справедливости и развития. Согласно соцопросам, рейтинг ПСР заметно упал во время эпидемии коронавируса. Для многих сторонников президента собор Софии являлся символом завоевания Константинополя османами. Возвращение статуса мечети служило бы им примером превосходства ислама над христианством. Судебные разбирательства начались в июне и прошли практически молниеносно. Архитектура и интерьер По форме напоминает вытянутый четырехугольник с тремя нефами: широким центральным и двумя более узкими по бокам, большим куполом диаметром 31 м и высотой 51 м. Храм — базилика со средокрестием, то есть основной зал и дополнительные перекрещиваются Чтобы строение было крепким, в строительный раствор добавляли экстракт листьев ясеня.

На сегодня от его могила осталась табличка. Поговаривают, что останки «скормили собакам» захватившие собор турки. В 1453-м Константинополем овладела Османская империя, а султан Мехмед II на пороге собора качнул весы в сторону «быть мечетью» вместо «сравнять с землей». Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили «под больничку». Собор сегодня мечеть К сожалению, те, кто не успел до памятной даты в июле 2020-го года побывать внутри собора многое потеряли. Да вход в Айю Софию теперь стоит не 10 евро, а совершенно бесплатный, а часы работы лимитируются только намазами. Но многого сегодня уже не увидеть. При входе во внутрь вас все также поразит умопомрачительный объем и волнующая торжественность. В погожий день купол все так же парит над землей, а монументальные колонны уводят взгляд ввысь. Вот только высь уже не проецирует на вас золотое небо и божественные мозаики. Что-то прикрыто занавесками, что-то потеряло фокус за счет опущенных вниз лампад. Чтобы вы ни дай бог чего не увидели христианского, вход на 2-й этаж строго охраняется мусульманами с бейджиками. Вот несколько зарисовок из прошлых заходов. Сегодня все это уже недоступно для осмотра. Осмотр собора В храм-мечеть ведет вход со стороны площади Султанахмет, выхода 2: назад на площадь и на соседнюю улицу мимо туалетов. Кстати, после осмотра храма не спешите покидать территорию. Вокруг разбросано много археологических находок, среди которых есть и барельефы с предыдущих версий храма. Вход внутрь собора через не особо примечательную внешнюю паперть из которой вы попадете в нартекс. Здесь уже можно лицезреть невероятно красивую мраморную облицовку стен, а также золотистые мозаики на потолке. Их оставили! Тут вам нужно будет расстаться с обувью и попасть в сам храм, либо через центральные императорские ворота, либо через менее помпезные соседние двери. Кстати, обувь можно оставить и не прямо у входа, а в других шкафчиках, что расположены внутри храма. Пусть это и мечеть, но для нас то ведь это же храм! То, что собор представляет собой 3-х нефную базилику замечают лишь немногие. Отчетливо это стало заметно сейчас, когда в боковые двери перестали пускать. Крайние двери и входы предназначены для женских молитв. Что можно увидеть в храме Итак, 2-й этаж с его мозаиками и мраморными дверьми нам не доступен. Нельзя осмотреть и чудные галереи. Кстати, любимая китайскими «паломниками» Колонна желаний с отверстием для выкручивания большого пальца, также находится в запретной для туристов зоне. А что же посмотреть сегодня? Прежде всего это чудесные колонны из разноцветного мрамора. Они были завезены в Константинополь из Бальбека, Ливана.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий