В РФ количество последователей этого верования составляет порядка трех миллионов человек. Обзор конфессий в России на 2023 год В России насчитывается большое количество конфессий, представленных различными религиозными группами и течениями. Количество христиан других конфессий, помимо православных, в России неуклонно растет и представляет значительную часть населения страны. Обзор конфессий в России на 2023 год В России насчитывается большое количество конфессий, представленных различными религиозными группами и течениями.
Российские конфессии станут зачетными
Глазычевым [97]. Письмо и его поддержка членами Общественной палаты вызвало резкую критику представителей РПЦ , в частности, протоиерея В. Вигилянского [99]. Письмо послужило информационным поводом для широкого обсуждения вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества [100] [101] [102] [103]. Религиозные объединения в местах лишения свободы[ править править код ] Для окормления лиц, содержащихся в местах лишения свободы в России их около 550 тыс. Согласно данным ФСИН в России по состоянию на 1 января 2011 года в системе ФСИН действовали по официальным данным [104] : 471 православный храм и 466 молитвенных комнат для православных; 40 мечетей и 115 мусульманских молитвенных комнат; 9 буддистских дуганов и 6 молитвенных комнат для буддистов; 3 католических храма и 2 католические молитвенные комнаты; 64 баптистские молитвенные комнаты; 1 иудейская молитвенная комната; 2 молитвенные комнаты для верующих иных исповеданий. Из этих данных видно, что большинство культовых зданий и молитвенных комнат в системе ФСИН в 2011 году было у православных. Межрелигиозные отношения[ править править код ] В 1998 г. Межрелигиозные отношения в России осложняются вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе [105].
Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсировал ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке. В то же время, разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал. Для российских мусульман характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности — татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др. Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний прежде всего из Саудовской Аравии стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIХ в. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В 1881 г. В то же время Гаспринский был твердым сторонником утверждения в среде мусульманской прежде всего татарской молодежи системы исламских ценностей и освоения ими тюркских языков. Гаспринский крайне настороженно относился к тогдашним властным замыслам интеграции населения России в «единое государственное целое». По его мнению, итогом реализации подобного проекта стала бы «русская ассимиляция» этнических мусульман, резким противником коей он являлся. Гаспринский и его последователи-«джадиды» сторонники модернизации «русского мусульманства» , не отрицая значения знания русской культуры, ориентировались прежде всего на культурное пространство тогдашней Турции. Стремление к сохранению культурной гомогенности характерно и для нынешней российской исламской общины. Отталкиваясь от ставших весьма популярными в постсоветское время идей Гаспринского, современные идеологи Казани, Уфы и других исламских центров выступают за неприкосновенность местной этнокультурной самобытности и ориентируются на духовное сближение с мусульманскими кругами Саудовской Аравии, Египта и Турции. План выстраивания «общероссийской национальной идеи» их совершенно не привлекает. Более того, этот проект представляется местным исламским нерусским элитам весьма опасным «ассимиляционным» замыслом Москвы. Можно констатировать, что планы продвижения общероссийской национальной идеи вызывают по сути негативное отношение в среде элит отечественных буддистов, иудаистов и мусульман, и изменить эту точку зрения наиболее влиятельных кругов нехристианских этносов РФ крайне сложно. Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. К ним можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Довольно внушительна статистика подобных верований в стране табл. Отметим, что данный религиозный потенциал используется сепаратистскими группировками в Мордовии, Удмуртии и Якутии. Однако отождествлять этнический сепаратизм и локальные верования неверно. В тех случаях, когда власти удается наладить позитивный диалог с представителями языческих верований и включить их в легальную систему взаимодействия, язычники ограничиваются сохранением собственной этнической самобытности, не посягая на сложившиеся федеральные отношения, как, например, в Республике Алтай, Бурятии, Марий Эл, Тыве и Хакасии. Представляется, что в случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема. Воспитательная функция религиозных организаций В религиозных организациях большая роль отводится воспитанию своих прихожан в духе религиозной морали. Достаточно много представителей светского общества полагают, что нравственный потенциал религии можно использовать и для влияния на секулярных граждан. Как обстоят дела с реализацией воспитательной функции религиозных организаций в современной России? Опыт зарубежных стран показывает, что наибольшим нравственным влиянием обладают те религиозные организации, которые занимают независимую позицию по отношению к властям. Таким образом, представляется, что РПЦ, не отказываясь от сотрудничества с государством в социально значимых сферах, умножит свой авторитет, сохраняя независимую позицию по отношению к государству. Помимо собственно церковного воспитания прихожан, религиозная организация реализует свой воспитательный потенциал в школе, армии и в тюрьмах. Согласно пункту 1 статьи 1 Приказа Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. Религиозные организации заключили договоры с Министерством образования как на федеральном РПЦ , так и на региональном уровне РПЦ — 35 субъектов Федерации , а также с образовательными учреждениями РПЦ — в 14 субъектах Федерации, Совет муфтиев России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии — в одном. В рамках подобных соглашений осуществляется преподавание Основ православной культуры, Основ исламской культуры и т. Президент РФ Д. Медведев принял решение о поддержке в экспериментальном порядке преподавания в школах 19 субъектов Федерации основ религиозной культуры, истории религии и светской этики. Выбирают родители и дети, преподают светские педагоги. На 2010 г. Отметим, что существует ряд проблем возраст учащихся, компетентные учебные пособия, подготовка учителей, возможность школ предоставить учащимся выбор профиля , которые пока не решены и требуют серьезной проработки. Особую область отношений государства и религиозных организаций составляет сфера исключительной компетенции государства. К ней относятся вопросы жизнедеятельности армии, пенитенциарных учреждений и некоторые иные. Пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица пункт 1 статьи 8. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира пункт 5 статьи 8. Сходным образом законодательство оговаривает права заключенных. На практике религиозные организации давно сотрудничают с силовыми структурами и часто оформляют это специальными соглашениями. Римско-католическая церковь, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российская церковь христиан веры евангельской, Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников , Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» - с Федеральной службой исполнения наказаний РФ один субъект Федерации. Согласно распоряжению Президента РФ Д. Медведева, данному в 2009 г. При всех положительных сторонах такого решения, вызывает сомнение требование обязательного 10-процентного присутствия определенной конфессии в части для наличия там капеллана непонятно, как быть, допустим, двум-трем мусульманам, служащим в русской части и незакрепленность этого института на уровне федерального закона. Признавая необходимость сотрудничества государства и религиозных организаций в воспитательной сфере, следует помнить, что в деле воспитания для религиозного человека стоит задача прежде всего научить доктрине и правилам своей религии, а не пропагандировать какую-либо светскую идеологию. Недопустима попытка определенных политических сил заставлять верующих людей заниматься пиаром их самих или продвигаемых ими идей. Это повлечет потерю авторитета религии в обществе, поскольку она будет восприниматься не как самостоятельный институт, а как всего лишь идеологическая прислуга власти. Регламентированность и легитимность отношений государства и религиозных организаций Отношения религиозных организаций и государства должны быть тщательно регламентированы и узаконены. Как обстоят с этим дела в России? Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Отметим, что данная конституционная норма не проясняет, что такое светскость, не раскрывает, что значит «отделение от государства». Следует ли его понимать как отделение институтов друг от друга или как запрет Церкви взаимодействовать с государством. Согласно статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. Религиозная группа — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная организация — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица пункт 1 статьи 8. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные пункт 2 статьи 8. Согласно пункту 2 статьи 15, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Заметим, что этой нормы недостаточно для того, чтобы защитить религиозную организацию от неправомерного вмешательства государства в ее внутренние дела. Согласно пункту 3 статьи 4, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Пункт 3 статьи 18 указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. Норм данного закона недостаточно для легализации социального партнерства государства и религиозных организаций, которое давно существует на практике. Это вопросы религиозного образования, присутствия в армии и тюрьмах, совместной благотворительной деятельности и т. Нет критериев, по которым государство оказывает поддержку той или иной конфессии. Тем не менее, как было показано выше, религия, в частности, РПЦ, на практике усиливает свое влияние на государственное управление. Как намерено строить отношения с религиозными организациями государство? Как видно на рис. Президент РФ официально встречался только с православными, мусульманами и иудаистами. При этом явное предпочтение отдавалось РПЦ. Таким образом, в первый год президентства не было ни одной официальной встречи с представителями других конфессий. Однако в 2009 г. Президент России лично провел встречу со всеми представителями Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, а на встречу 21 июля 2009 г. Кроме того, глава государства впоследствии впервые встретился с буддистами на их территории — в Иволгинском дацане. Медведев встретился с духовными лидерами шести северокавказских республик — Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии — и обсудил с ними усиление террористической активности в регионе и связанную с этим проблему роста религиозного экстремизма среди молодежи. К каким конкретно механизмам взаимодействия приводит готовность властей к сотрудничеству? Прежде всего это включение религиозных деятелей в советы по взаимодействию с религиозными объединениями. Распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. В этом Совете присутствуют практически все крупные конфессии федерального уровня: православные РПЦ и старообрядцы , армяно-григориане, мусульмане, иудаисты, буддисты, католики, баптисты, адвентисты и пятидесятники. В субъектах Федерации местные власти обычно учитывают многоконфессиональность населения. Хотя в советах лидируют православные в 31 из 31 и мусульмане в 25 из 31 , но представлены и другие конфессии: иудаисты — в 14 из 31, лютеране, баптисты и пятидесятники — в 12 из 31, католики — 10 из 31 и т. С середины 2000-х гг. Российское государство, начиная с 1990-х гг. Нужно отметить, что до конца не решен вопрос с реституцией церковных зданий, не урегулирован механизм совместного пользования религиозной организацией и государством памятников, относящихся к культурному наследию. Таким образом, анализ состояния факторов жизнеспособности страны в сегменте религии показал, что существует ряд проблем, которые требуют для своего решения принятия текущих, а также средне- и долгосрочных мер в сфере государственного управления. В многонациональном многоконфессиональном государстве вполне можно запутаться с различиями в религиозных учениях.
Конфессии в России имеют многочисленные паломничества и культурные праздники, которые тесно связаны с историей и религиозными традициями местных обитателей. Россия — страна, где каждый имеет право выбирать и исповедовать свою веру. Это разнообразие вероисповеданий создает богатую религиозную культуру и стимулирует взаимопонимание и толерантность между людьми разных вероисповеданий. Неважно, какая вера у каждого человека, главное — уважать и признавать право каждого на свободу совести и религиозные убеждения. Конфликты между конфессиями В России, с ее многообразием религиозных течений, неизбежно возникают конфликты между различными конфессиями. Причины соперничества и столкновений могут быть разнообразными: социальные, политические, идеологические и даже экономические. Наиболее распространенные конфликты связаны с претензиями на территорию, строительство религиозных объектов, распространение убеждений и воздействие на граждан. Конфликты могут развиваться как между христианскими конфессиями например, между православием, католицизмом и протестантизмом , так и между разными религиями например, между христианством и исламом. В некоторых случаях конфликты между конфессиями принимают острые формы, включая физическую агрессию, нападения, поджоги и даже убийства. Такие ситуации требуют серьезного вмешательства со стороны государства и правоохранительных органов для решения проблемы и предотвращения насилия. В то же время, существует и позитивная динамика в отношениях между конфессиями. Многие религиозные организации в России практикуют диалог и взаимодействие, организуют совместные мероприятия, обмениваются опытом и поддерживают друг друга. Такой диалог и сотрудничество способствуют укреплению межконфессионального мира и снижению конфликтов. Тенденции развития конфессий в России На протяжении последних лет наблюдается ряд тенденций, влияющих на развитие конфессий в России: Рост численности верующих. С каждым годом все больше людей присоединяются к различным религиозным общностям и конфессиям. Причиной этого может быть как рост самосознания верующего населения, так и активная пропаганда и привлечение новых членов в различные религиозные объединения. Интерес к восточным религиям. В последние годы стало заметно повышение интереса к восточным религиям, таким как буддизм, ислам и другие. Это связано как с активным распространением этих культурных влияний, так и с поиском альтернативных путей духовного развития. Укрепление общественного позиционирования религии. В современной России конфессии играют все более значимую роль в общественной жизни. Церкви и другие религиозные общины активно участвуют в социально-политической деятельности, выступают за введение моральных и этических ценностей, что создает дополнительную поддержку верующих и привлекает новых последователей. Многообразие конфессий и религиозных объединений. В России существует огромное количество различных конфессий и религиозных объединений, представленных разными направлениями и вероисповеданиями. Это позволяет верующим выбирать наиболее подходящую для себя религиозную практику и входить в контакт с единомышленниками.
Выборка составила 8800 респондентов в возрасте от 19 до 67 лет. Основной специализацией агентства являются коммерческие маркетинговые исследования и тестирование названия бренда. С 2008 года мы провели более 500 исследовательских проектов более чем для 200 постоянных клиентов.
Какие религиозные течения есть в России. Инфографика
Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Сейчас в России зарегистрированы 31 392 религиозные организации более 60 различных конфессий.
Религия России
Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси. Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви митрополита из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский — митрополит Иларион. Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни.
В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь. До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву. Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор 1436 год. Он был сторонником т. Унии — объединения римской и византийской церквей.
Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию. Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной.
При правлении Ивана III 1462-1505 происходит объединение значительного количества русских земель вокруг Москвы, проводятся важные экономические и политические реформы. На фоне падения Константинополя в 1453 году от турок, укрепление Московской государственности формирует концепцию, которая позже будет названа «Москва — Третий Рим». Русская церковь объявила себя единственный наследницей истинного учения Христа. Приверженцы других христианских течений не считались истинными, и должны были заново проходить обряд крещения при переходе в русское православие. В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви.
С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами. Первый патриарший период Под таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли которых было не мало не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве. На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае.
Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне. В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу.
Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии восточной части Латвии , которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе. Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор. Синодальный период Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви.
В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви. Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.
Большая часть верующих россиян — православные христиане. В основном это — русские, а также осетины, армяне, мордва, марийцы, карелы, коми, якуты. Небольшая часть верующих христиан — католики и протестанты лютеране, баптисты, адвентисты и т. Ислам Последователи ислама в России в основном — мусульмане -сунниты. Это доминирующая ветвь ислама. Ислам — одна из самых молодых религий, ее появление относится к 662 году н. Главная религиозная книга мусульман — Коран. Бога в ней называют Аллахом, а его изречения — суннами. Основная часть россиян, исповедующих ислам, живет на Северном Кавказе, в Татарстане и в Башкирии.
Можно сказать, что это поколение изменило тренд православия: те, кто младше, — уже преимущественно неверующие, а те, кто старше, — все-таки остаются в православии. Кто и как часто ходит в церковь? Люди по-разному относятся к религии, для одних ее догмы — основа познания мира и себя, для других — часть истории и культуры. Опрос показал, что за три десятилетия роль религии в жизни россиян усилилась. На фоне роста религиозных настроений в обществе в последние годы выросла доля россиян, которые регулярно, минимум раз в месяц, посещают церковь мечеть, синагогу. Если в 2012 г.
Вместе с тем закон указывает на то, что прочие религии, широко распространенные в России ислам, буддизм, иудаизм и др. Редактировать Религиозный состав населения России: опрос 2012 года Официальной статистики относительно религиозной принадлежности россиян не существует. Все данные о религиозном составе населения России собраны в ходе различных социологических опросов. Численность последователей той или иной конфессии оценивается по-разному, в зависимости от методов и масштабов исследований. В 2012 году был проведен Всероссийский репрезентативный опрос населения с целью составить картину вероисповеданий и национальностей России. В анкетах учитывались численность, географическое и административное распределение, следование религиозным практикам, мировоззренческие и социально-демографические характеристики респондентов.
Религиозный и конфессиональной состав жителей России
Большинство россиян относят себя к православию, 15% не причисляют себя ни к какому вероисповеданию. #Православие остается самой распространенной конфессией в стране — 57% россиян относят себя к последователям этой религии, гласит исследование #ВЦИОМ. Через сколько лет китайцев в России станет больше, чем русских! Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Статистика верующих в России 2023 года: сколько верующих и как изменяется количество. О том, сколько в России на самом деле верующих и важнее ли их качество, чем количество, — в материале РИА Новости.
Какие религиозные течения есть в России. Инфографика
В России существует огромное количество различных конфессий и религиозных объединений, представленных разными направлениями и вероисповеданиями. #Православие остается самой распространенной конфессией в стране — 57% россиян относят себя к последователям этой религии, гласит исследование #ВЦИОМ. Россия — светское государство, но население страны имеет конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания.
Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор
В России лютеране, равно как и представители других традиционных протестантских конфессий, появились в XVI веке. Статистика: Сколько христиан в России в 2023 году? И поскольку в России всего проживает 145 млн человек, то очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличила свою «популярность»[12]. Количество католиков в России Количество католиков в России является значительно меньшим по сравнению с другими христианскими конфессиями. В России ФОМ провел опрос о принадлежности к разным религиям.
Количество конфессий в России: статистика на 2023 год
Всё то, что не находит подтверждения в Библии, не подлежит исполнению верующих. Таким образом, для протестантов авторитетными являются три принципа: Непререкаемость Священного писания. Священство для всех без исключения верующих. Спасение с помощью личной веры. К вере, учению о спасении, церкви и таинствам протестантское богословие в его классическом виде относится очень строго.
Менее существенной для протестантов становится внешняя, обрядовая, сторона церковного быта. Отсюда широкое разнообразие формальностей при одновременном соблюдении основных постулатов учения. Учения в протестантстве Время сформировало в протестантстве множество собственных учений. Некоторые из них стали выходить за рамки классических доктрин.
Например, убеждение адептов некоторых учений в обладании ими пророческого дара. Так была сформирована секта Адвентистов седьмого дня и некоторые другие течения, основанные на откровениях и видениях их основателей. Из всех таинств, которых придерживаются протестанты, всеми учениями поддерживаются только два — причащение и таинство крещения. Все прочие считаются условными.
При этом крещение может производиться в любом возрасте в то время, как для совершения причастия кандидат должен пройти конфирмацию — специальный подготовительный ритуал. Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство.
В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей. Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы. Самые известные из них: духоборцы; скопцы; хлысты, или христововеры. У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность.
Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды. Хлысты Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче.
Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен. Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа — хлестом, пророком или богородицей. Религиозная традиция христововеров была очень аскетична.
В основном она представляла собой так называемые радения — молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями».
Среди религий со «смешанной» географией, связанной, но не ограничивающейся лишь ареалами расселения этносов, традиционно их исповедующих, преобладают ветви христианства, очаги возникновения которых расположены вне Русского государства. В границах современной России они появились или после присоединения территорий с иноконфессиональным населением, или в результате этнических миграций. Некоторые из этих конфессий, в том числе баптизм, адвентизм, пятидесятничество, по мере адаптации к новым условиям, за счет новообращений представителей коренного населения уже вышли за пределы «материнских» народов. Другие католичество, лютеранство пытаются это делать сегодня, поскольку размеры польской, латышской, немецкой, финской общин, на которые они традиционно ориентировались в России, постоянно сокращаются. Ряд религиозных направлений, действующих сегодня в России, «безразличны» к этничности. В большинстве — это относительно новые для страны религиозные течения, которые начали появляться в России лишь во второй половине XX в. Сегодня их число достигает нескольких десятков, однако лишь единицы Свидетели Иеговы, Общество Сознания Кришны, некоторые харизматические церкви представляют достаточно многочисленные организации. Одна из причин их успеха — обращение к внутреннему миру отдельного человека, вне зависимости от этнического, культурного окружения и местных традиций.
Именно поэтому общество обычно так настороженно относится к новым религиозным направлениям, усматривая в них угрозу своим устоям. Основные элементы религиозного пространства Три группы конфессий христианство, ислам, буддизм образуют, соответственно, и три «слоя» религиозного пространства современной России. Первый состоит из конфессиональных макрорегионов, в пределах которых преобладающим влиянием пользуется одна из трех ведущих религиозно-культурных традиций — православная, исламская или буддийская. Это — наиболее устойчивые элементы конфессионального пространства, поскольку опираются на традиции крупных этносов, коренного населения целостных историко-культурных регионов. Ядро каждого макрорегиона образуют территории, где население, исповедующее одну из трех ведущих религий, преобладает. Размеры и сплоченность ядер заметно различаются: для «православной плиты» — это Центр, Север, Северо-Запад Европейской части России и территории, прилегающие к Транссибирской магистрали, в Азиатской части России; для «поволжско-уральской исламской» — Республика Башкортостан, северные и восточные районы РеспубликиТатарстан; для «северо-кавказской исламской» — Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкеская Республика; для трех «буддийских» — территории Республики Бурятия, Республики Калмыкия, Республики Тыва. По своим размерам с макрорегинами сопоставимы этнические территории коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ненцев, хантов, манси, нганасан, долган, селькупов, эвенков, эвенов, чукчей, коряков , народов Сахалина и Нижнего Амура и других. Они освоили и осмыслили родные, в прямом смысле слова «кормящие», ландшафты на языке своей культуры и религиозных верований, выстроив собственную целостную картину мира. Некоторые территории коренные народы выделяют в качестве особых сакральных ландшафтов, функции которых могут быть различны: места погребения, поклонения предкам, духам-покровителям или особые резерваты для сохранения ценных видов флоры и фауны. Софийский собор Новгород, Новгородская область Конфессиональные макрорегионы не замыкаются в государственных границах.
Оба ареала российского ислама можно рассматривать как северные выступы единой исламской цивилизации, имеющие отличительные особенности. Вытянутый вдоль Большого Кавказского хребта очень мозаичный с этно-лингвистической точки зрения Северо-Кавказский ареал через Азербайджан непосредственно смыкается с переднеазиатским исламом. Более однородный тюркоязычный Поволжско-Уральский ареал тяготеет к среднеазиатскому исламу. Хотя здесь и проживает большая часть российских мусульман, пока он напоминает «остров», окруженный менее исламизированными территориями. Регионы российского буддизма — это части разобщенной центральноазиатской буддийской цивилизации, которая в конце XX в. Наконец, традиционные религии коренных малочисленных народов Российского Севера во многом перекликаются с верованиями других аборигенных этносов северной циркумполярной области. В местах соприкосновения конфессиональных макрорегионов возникают контактные зоны, ширина и устойчивость которых зависят от разных факторов. С одной стороны, они могут усиливаться административными границами и физико-географическими рубежами, в особенности, трудно преодолимыми горными хребтами. В то же время, если представители крупных этно-конфессиональных групп мирно сосуществуют на одной, свободно проницаемой территории, то граница между ними может со временем размываться. В советский период в результате миграций из сельской местности в города, переселений горских народов на равнину, увеличения числа межэтнических браков это происходило на исламо-христианском пограничье.
Сегодня же в связи с усилением межэтнических противоречий и оттоком русскоязычных жителей из районов с коренным исламским населением, конфессиональные границы в перспективе обещают вновь стать более четкими, а сильное отставание православных народов по уровню естественного прироста привести к расширению сферы влияния исламской традиции на Северном Кавказе и в Поволжье. Менее интенсивные, но аналогичные процессы во второй половине XX в. После распада СССР за границей осталась зона, разделяющая сферы влияния западного и восточного христианства. Однако вновь обострившееся в 1990-х гг. Кафедральный собор город Калининград Следующий «слой» религиозного пространства образуют районы распространения конфессий, приверженцы которых не составляя большинства населения обширных регионов, расселены ареалами, в пределах которых концентрируются в отдельных административных районах, сельских округах или населенных пунктах. География таких конфессий может относительно быстро изменяться под давлением инокультурного окружения, особенно усиливающемся в периоды политических потрясений и экономических кризисов. Например, лютеранские общины восстанавливаются как в «старых» ареалах, на Северо-Западе, в Поволжье, так и в новых, сформировавшихся в советский период на юге Западной Сибири. Ареал баптизма в России также состоит из нескольких частей: во-первых, Северный Кавказ и приграничные с Украиной районы, куда первые ростки этого вероисповедания в середине XIX в. Особое положение занимают города, превратившиеся в XX в. В начале века лишь в крупных административных и торговых центрах действовали общины традиционных, «дозволяемых» властями, вероисповеданий: католические, лютеранские, армяно-григорианские, иудаистские.
Интенсивная урбанизация в советский период привела к резкому росту числа городов, многие из которых, особенно в районах нового освоения, были совершенно оторваны от религиозной культуры. Именно поэтому с конца 1980-х гг. Церковь в Сокольниках город Москва Перечень представленных в городах религиозных течений по сравнению с окружающей сельской местностью намного шире, а его пестрота определяется, прежде всего, размером поселения. Ведущие религиозные центры страны — Москва и Санкт-Петербург, где, соответственно, зарегистрированы около 900 и 400 общин более 40 религиозных направлений.
Настолько разные, что просто невозможно описывать одно Существо настолько различно.
Христианство проповедует Христа. Иудаизм - это, можно сказать, предхристианство. Это люди, которые не узнали в Иисусе пришедшего Спасителя и ожидающие Его пришествия до сих пор. Мусульмане знают, что был такой великий человек - Иисус Христос, но Богом они Его не признают, для них Он только пророк. Буддизм же вообще учит, что личного Бога нет, а имеется некий абсолют, к которому положено стремиться, в котором следует слиться и полностью раствориться.
Итак, в мире и в России существует несколько разных религий. Их отличает не только Бог, которого почитают их последователи, но и этические принципы, которым они следуют. Но и в рамках одной религии существует несколько конфессий. Конфессия - это одна ветвь некоей религии, притом что существуют и другие ветви, то есть конфессии. Такие разделения есть на сегодняшний день в любой религии.
Например, в христианстве старейшая конфессия - более новая - католицизм, самая современная - протестантизм. И православные, и католики, и протестанты почитают Христа. Евангелие для всех важно и авторитетно, но все расходятся в своем толковании основ веры. Причем каждая конфессия считает свое толкование и учение правильным и критикует другие учения. Православные считают, что католики, которые отделились от православной церкви примерно тысячу лет назад, неправы догматически, имеют неверную духовную практику.
В свою очередь католикам не нравится излишняя консервативность православных, есть и некоторые догматические несогласия. Но представители конфессий одной религии ориентируются на одни ценности, говорят на одном языке. А вот если диалог ведут представители различных религий, то, кроме общемировых ценностей, их более не объединяет, поэтому договориться им крайне сложно. Старейшая в иудаизме конфессия - иудаизм, существует еще и более новое течение - хасидизм, а также реформистский иудаизм. Ислам тоже неоднороден.
Есть суннизм, шиизм и салафизм. В России основная христианская конфессия - это православие, хотя есть и католики, и протестанты. Русские люди в большинстве своем вряд ли представляют каноническую разницу между течениями. Просто русские привыкли к внешнему виду храмов и типу службы. Различные христианские не ущемляются, имеют право на существование, свободу проповеди.
Практически в каждом крупном городе есть и несколько протестантских молитвенных домов. Раньше принадлежность к той или иной традиции могла стоить жизни крестовые походы, Варфоломеевская ночь , а сейчас люди более терпимы. Большинство населения России в религиозных течениях не разбирается, а потому догматический спор между конфессиями вызовет в лучшем случае недоумение. Что такое религия. Религия от лат.
Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Классификация религий. Конфессия - церковь, вероисповедание. В современной учебной литературе часто используется такая классификация. У всех монотеистических религий много общих черт.
Сошествие во ад. Фрагмент мозаики. Мировые религии. Первыми, кто решил делить все религии на мировые и остальные, были христиане. В те времена христианство ещё не разделилось на западное и восточное, а ислам не возник вовсе.
Основной источник вероучения - Библия. Она состоит из двух частей - Ветхого Завета Священное Писание как для христиан, так и для иудеев и Нового Завета признаёт- ся только христианами. А мусульмане равно чтят и Ветхий и Новый Завет, а также Коран. Космополитический характер христианства, буддизма и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Христианство делится на три основных направления: православие, католичество и протестантизм.
Управляются Православные Церкви патриархами. Мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах. Католичество - это одна Вселенская Церковь. В настоящее время Католическая Церковь насчитывает около двух тысяч различных орденов и движений.
Согласно прогнозам учёных, при общем росте численности населения Земли огромный взлёт ожидает прежде всего ислам, количество приверженцев которого должно возрасти с 1,2 млрд в современном мире до 4,4 млрд к 2100 г. Роль мировых религий в жизни человечества. Тех и других в истории человечества было крайне мало. Религиозные ереси, секты, новые конфессии и религиозные организации, а их количество превышает несколько тысяч, не могут конкурировать с тремя мировыми гигантами в борьбе за умы и души людей. Они лишь доносят до людей волю Бога или богов, действуя от их имени и по их поручительству.
Религия - это богооткровение, а не сумма суждений частного лица по поводу устройства общества. Мировые религии, борясь и побеждая, существуют 2500 лет. Религиозные конфликты. Так, Католический костёл сыграл ведущую роль в становлении польской «Солидарности», а сербский патриарх Павел - в антимилошевичском движении. В конце 1990-х гг.
Возможно, эта цифра и завышена, но всё же весьма показательна. Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и атеистов? В чём состоит моральная сила религии? Что такое мировая религия?
В чём суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий? Предположите, что и каким образом пытался доказать автор. Например, в христианстве церкви , в исповедании употребляющие разные Символы веры , образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии , сам термин «конфессия» используется религиоведами практически только для различения исповеданий в христианстве.
С целью обеспечения в России свободы вероисповедания всем конфессиям даны равные права «перед законом». В то же время в Законе о свободе совести РФ зафиксирована особая роль Православия и ряда традиционных для России конфессий, что, по мнению критиков фактически ставит эти конфессии в привилегированное положение. Этим же Федеральным законом статья 13, часть 2 иностранным религиозным организациям запрещено «заниматься культовой и иной религиозной деятельностью» в России, хотя им и разрешено открывать свои представительства. В России мирно уживаются между собой самые разные религиозные конфессии мусульмане, буддисты, иудеи, приверженцы традиционных верований. Ни одна из них не представляет собой господствующей религии, не пользуется особым покровительством государства, хотя большинство верующих России придерживаются православия.
Помимо православных и последователей, ответвившихся от православия сект, в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России есть католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: латинского и византийского обрядов так называемые греконсатолики. К католикам латинского обряда относятся большинство живущих в России поляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев субэтническая группа латышей , некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х годов 8 католицизм перешло небольшое число русских.
В стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму. В своей работе я исследую возникновение христианства на Руси, конфессиональное деление в христианстве, численность христиан в мире и в России, христианское вероучение, а также соблюдение православными церковных обрядов в России. Задачи исследования: Оценить влияние христианства на культуру и обычаи населения России; Изучить основные черты христианской религии. Методы исследования: Статистический данные о численности христиан ; Математический процент россиян, посещающих церковные службы ; Эмпирический и др. Христианство - крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Основной догмат православия - святая Троица. Православного отличает от других христиан то, что он упоминает в своих молитвах и другой речи не просто «Бога», а «Отца, Сына и Святого духа». Божественная сущность постигается в православии не разумом, но, прежде всего человеческими чувствами, ведь недаром часто говорят, что Россия - это вера. Православие - большая семья, как в прямом, так и в переносном смысле. Православному священнику пристало жениться и иметь много детей, разводы церковь осуждает.
При этом даже смерть одного из супругов не освобождает другого от его обета верности. Принято говорить, что «браки совершаются на небесах». Конфессиональное деление в христианстве Единого мнения о разделении христианства на исповедания и количество конфессий не существует.
Выборка составила 8800 респондентов в возрасте от 19 до 67 лет. Основной специализацией агентства являются коммерческие маркетинговые исследования и тестирование названия бренда. С 2008 года мы провели более 500 исследовательских проектов более чем для 200 постоянных клиентов.
Конфессия. Традиционные конфессии в россии
Центральный догмат православия — признание искупительного подвига Христа. Основной принцип православного богословия не допускает выдвижения новых вероучительных идей, которые не были бы подтверждены экзегезой толкованием Библии и высказываниями раннехристианских авторов Отцов церкви. Характерными чертами православия являются также представления о церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и о церковных таинствах как реальном восприятии благодати Божьей. В эсхатологии ожидается второе пришествие Христа, которое будет не сокрытым, а очевидным для всех и которое ознаменует собою конец человеческой истории, конец времени и воскресение мертвых. Православная аскетика направлена не столько на уничтожение желаний, сколько на их преображение переориентацию на более возвышенные, духовные объекты. Основной принцип православной сотериологии — синергия, то есть сотрудничество человеческих усилий и Божьей благодати. Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут его лишить радости богообщения и, в конечном итоге, жизни вечной.
Католицизм - Христианское вероисповедание с церковной организацией, возглавляемой римским папой. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора православие признает только первые семь , а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия - целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, то есть излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми.
Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.
Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство. В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей.
Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы. Самые известные из них: духоборцы; скопцы; хлысты, или христововеры. У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность. Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды.
Хлысты Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче. Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен. Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа — хлестом, пророком или богородицей.
Религиозная традиция христововеров была очень аскетична. В основном она представляла собой так называемые радения — молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями». После отмены Крепостного права эти корабли приобрели свои собственные символические названия, такие, например, как Старый или Новый Израиль и Постники. Советская власть, не склонная к признанию религии вообще, преследовала и хлыстов.
Число их общин значительно уменьшилось и примерно к середине 70-х годов минувшего века сведений о деятельности хлыстов в России уже не наблюдалось. Скопцы Являются радикальным крылом оппозиционного православного христианства. Этимологически оно восходит к хлыстам. Кондратий Селиванов, его основатель, объявил себя Божьим сыном и стал проповедовать физическое ослепление своей паствы скопчество в качестве единственного средства от мирского соблазна, ведущее к спасению души. В отличие от христоверничества, затрагивавшего в основном крестьянскую среду, скопчество приобрело популярность у купечества, даже у дворян.
Последнее обстоятельство давало их общинам значительные богатства. В период коллективизации это сыграло с ними злую шутку. Общины скопцов была разгромлены как кулаческие. Молокане Это одни из поздних ответвлений русского духовного христианства, по сути — классический протестантизм. Библия здесь выступает как основной закон поведения верующих.
На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой.
События 1917 г.
В первые годы советской власти иудаисты явились единственной религиозной общиной, которой удалось построить в Москве новые молитвенные здания. Среди раввинов возникло течение «живая синагога», объявившее о поддержке советской власти как избавительницы евреев от «черты осёдлости» и «погромов». Однако впоследствии «живая синагога», как и «живая церковь » прекратила своё существование.
После распада СССР в 1991 г. Вместе с тем усилилось воздействие иудейской общины на общественно-политическую и культурную жизнь России. Это подтверждают такие факты, как, например, проведение иудейского праздника Хануки на территории Московского Кремля в 1992 г.
Этот праздник ежегодно отмечается иудаистами в честь освящения Иерусалимского Храма после освобождения Иудеи от власти греко-сирийцев в 165 г. Примечательно, что мэрия Москвы разрешила празднование Хануки именно в Московском Кремле, одном из главных святых мест Русского Православия, где никогда не было ни одной иудейской святыни или культового сооружения. Однако, несмотря на протесты православной общественности, празднование Хануки в Кремле всё же состоялось.
Более поздние верования на территории России Католицизм Римо-католическое вероисповедание возникло в результате отделения Римского епископа, называемого папой, от Вселенской Церкви. Оно окончательно оформилось как вероучение и церковная организация после раскола в 1054 г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западноевропейской цивилизации.
Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр — Ватикан, единого главу — папу Римского. В соответствии с католическим учением, папа является наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. История отпадения Римской церкви Отрыв Римской церкви от Церкви Вселенской произошёл следующим образом.
В 752 году папа Захарий помазал на царство главного домоправителя франкских королей — Пипина Короткого и этим как бы дал церковное благословение произведённому Пипином во франкском королевстве перевороту, устранившему от власти законного франкского короля. За этим Пипин в 755 г. Так папа из подданного восточно-римского Константинопольского императора превратился в самостоятельного светского государя, независимого ни от какого другого государя, с самостоятельной территорией и с обладанием на этой территории высшей государственной властью.
Это быстро деморализовало само папство. Внутреннее противоречие аскетического идеала и светской власти явилось опасным врагом нравственной чистоты пап. Оно повлекло за собой радикальную перемену не только в положении, но и в поведении, в намерениях, в стремлениях и в методах действия римских пап.
Самомнение, гордость, властолюбие, стремление подчинить своей власти все местные церкви — которые прежде в поведении римских пап проявлялись только как тенденции, как спорадические явления — теперь овладевают папами всецело. Сначала папы поставили себе задачей укреплять свою власть в тех западных церквях, которые не входили в состав Римской Церкви — африканской, испанской и галльской. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны африканской церкви, папам удалось сравнительно легко добиться подчинения себе этих церквей: велик был авторитет Рима в этих бывших его провинциях.
Что касается ново-основанных миссионерами римского епископа церквей в Британии, Германии и других странах Западной Европы, то подчинить их своей власти папам удалось тем более без всякого труда, так как в них идея о главенстве папы в Церкви внедрялась одновременно с проповедью христианства. Подчиняя себе западные церкви, папы одновременно принимали меры к тому, чтобы обосновать свою власть, если не догматически, то, по крайней мере, юридически. Для этого на Западе в начале IX века был составлен сборник церковных юридических актов от имени авторитетного испанского священнослужителя Исидора.
Так как и имя составителя, и содержание сборника, как потом было установлено, были подложные, то он получил название «Лже-Исидоровский декреталий». Сборник состоит из трёх частей. В первой помещены 50 правил апостольских и 60 декретов римских пап.
Из этих 60 декретов два сфальсифицированы отчасти, а 58 совсем подложны. Во второй части помещено, в числе прочего подложного материала, подложное дарение императором Константином Великим римскому папе Сильвестру города Рима. Сборник впервые был опубликован только в конце XVI века, и тогда учёные без труда доказали подложность входящих в его состав документов.
В настоящее время даже католические учёные не признают их подлинность. Но в то же время сборник послужил главной основой для развития церковных отношений на Западе, он был принят на веру и в течение всех средних веков пользовался авторитетом подлинности. Папы стали категорически ссылаться на декреты сборника в обосновании своих прав на главенство во всей Церкви.
Первым начал ссылаться на «Лже-Исидоровский декреталий» папа Николай Первый 858—876 , так как он первый резко и решительно формулировал идею папского всевластия в Церкви. Неприязненные отношения между Восточной и Западной церквами усилил вопрос об управлении Болгарской Церковью. В ответ на самоуправные действия папы и его духовенства в Болгарии патриарх Фотий созвал Поместный Собор, на котором осудил все римские заблуждения.
В 867 г. В это время был убит император Михаил по проискам его соправителя Василия Македонянина, который занял императорский престол и искал поддержки у папы. В Константинополе в 869 г.
Но в 879 г. В том же 879 г. Собор не принял ни одного из условий папы, а папа не признал постановлений собора.
От середины IX до середины XI веков отношения между церквами были неопределённые, и сношения между ними отсутствовали, кроме редких случаев переписки с папами императоров. В середине XI века сношения возобновились, но затем, чтобы завершиться окончательным разрывом. Папа задумал подчинить себе некоторые церкви в южной Италии, подчинённые Константинопольскому патриарху, а последний тогда закрыл латинские монастыри и храмы, находящиеся в Константинополе.
Для урегулирования взаимоотношений папа прислал в Константинополь своих легатов, которые повели себя с патриархом грубо и высокомерно. Епископ Арсений в «Летописи церковных событий» так описывает поступок папских легатов: «И вот папские легаты, наскучив сопротивлением патриарха, как они говорили, решаются на самый наглый поступок. Выйдя оттуда, они отрясли и прах от ног своих в свидетельство им, по слову Евангелия Мф.
Так изображает это дело сам кардинал Гумберт. В отлучительной грамоте говорилось, между прочим: «Что касается столпов империи и почтенных мудрых граждан, то город т. Константинополь — христианнейший и православный.
Что же касается Михаила, незаконно называемого патриархом, и поборников его глупости, то рассеиваются в нём бесчисленные плевелы ересей... Да будут анафема, да будут анафема, маран-афа 1Кор. После этого, и в присутствии императора и его вельмож, они устно произнесли: «Кто упорно станет противиться вере святого римского и апостольского престола и его жертвоприношению, да будет анафема, да будут анафема — маран-афа т.
Да будет, да будет, да будет». Наглость папских легатов возбудила против них всё население столицы; только благодаря императору, который уважал в них звание послов, они могли свободно выехать». В ответ Константинопольский собор предал анафеме папских легатов.
С этого времени во всех восточных церквах перестали на богослужениях поминать папу. Таким образом, причины церковного раскола в IX и XI столетиях были одни и те же: неправомерные притязания пап на подчинение их власти всех поместных церквей, с одновременным, как увидим ниже, отступлением римских пап от Православия в вопросах догматических, канонических и обрядовых. В этом сущность событий, а те фактические события, которые послужили конкретной причиной разрыва, были простой случайностью.
Дело было не в отдельных фактах, а во всей совокупности идей и стремлений римских пап того времени. Дух властолюбия породил идею великой и опасной неправды — неограниченного властительства пап над всей Вселенской Церковью. Это подчинение папства греховному началу произошло только в IX веке.
Но когда римские папы в IX веке впервые формулировали свои притязания, они не выдавали их за нововведения, а напротив, естественно, стремились доказать, что их власть была правом, повсюду и всегда признаваемым во Вселенской Церкви. Так восточная и западная Церкви с IX века пошли разными путями. Наименования, которые они себе присвоили сами, говорят о целях, ими преследуемых: восточная Церковь стала называть себя Православной, подчёркивая этим, что главная её цель сохранить неповреждённой Христову веру.
Западная церковь стала называть себя Католической вселенской подчёркивая этим, что главная её цель — объединение под властью римского папы всего христианского мира. Вероучение Римо-католической церкви Источником вероучения католики признают в отличие от протестантов не только Священное писание Библию , но и Священное Предание, которое в католицизме в отличие от Православия включает в себя, кроме постановлений вселенских соборов католической церкви, целый ряд нововведений. Само название католической церкви буквально означает по-гречески «соборная», однако в интерпретации католических теологов понятие соборности, столь важное в православной традиции, заменяется понятием «вселенскости» то есть количественной широты влияния действительно, римо-католическое исповедание распространено не только в Европе, но и Северной и Южной Америках, в Африке и Азии.
Расхождение католицизма и Православия началось ещё задолго до формального отделения римской кафедры от Вселенской Церкви в 1054 г. Одним из важнейших проявлений различия в богословии было восприятие на Западе проблемы почитания икон. Если для Восточного христианства икона была принципом духовной жизни, в соответствии с которым небесный первообраз отражается в земном образе, то для католицизма такое стремление к небесному первообразу было излишним и не понималось.
Поэтому, хотя на Западе иконоборческая ересь формально была осуждена за свои крайности, за разрушение святых икон, тем не менее, сам догмат иконопочитания не был воспринят Западом во всей полноте и глубине. Тогда же наметилось и новое богословское расхождение между Востоком и Западом, так называемая проблема филиокве, т. Сохранив, особенно в первое время, многие черты древней неразделённой Церкви, римско-католическая церковь приобрела с момента отпадения ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, устройстве церковного управления, дисциплине и канонах.
В отличие от Восточной Церкви, римско-католическая допускает возможность развития догматического учения своей церкви и дополнения его путём провозглашения новых догматов. Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится всё здание католицизма, следующие: — учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа папы над Церковью, и о его непогрешимости; — учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» лат. Оценка главных неправильностей в Римо-католичестве 1.
Приматство и непогрешимость Римского папы Православие есть вера «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Вне Церкви нет спасения, как не было спасения во дни потопа вне Ноева ковчега. Православие есть твёрдая вера в то, что в таинствах Церкви заключается спасительная Благодать Божия.
Православная Церковь , как «столп и утверждение истины» 1Тим. Но если Православная Церковь в целом не может погрешить, то отдельные её члены, отдельные собрания и группы и даже крупные части её могут впасть в заблуждение. И так как мнение всей Церкви проявляется на Вселенских Соборах, то Вселенские Соборы, суть непогрешимые хранители и истолкователи Божественного Откровения, — не потому, что члены соборов в отдельности непогрешимы, а потому, что решения соборов есть голос всей Церкви, руководимой Благодатью Духа Святого решения соборов всегда начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам».
Этот взгляд на непогрешимость вселенской Церкви, идущий от Самого Христа и Его Апостолов, был общим в христианстве в течение первых веков и остался неизменным в Православной Церкви. Но на Западе, наряду с другими отступлениями, подвергся искажению и этот взгляд на непогрешимость Церкви. Римский епископ всегда считался одним из членов собора и подчинялся его решениям.
Но с течением времени папа Римский стал приписывать привилегию церковной непогрешимости себе одному и, после долгих усилий, добился, наконец, признания своей нелепой претензии на Ватиканском Соборе 1870 года. Католики, кроме невидимого Главы, Иисуса Христа, признают ещё видимого главу, Римского епископа, папу, и его, а не Вселенскую Церковь , считают непогрешимым. Учение о главенстве папы возникло в IX веке и является главным догматом Римского исповедания и главным его отличием от Православия.
Католики утверждают, что Христос одного из Своих учеников, именно ап. Петра, сделал Своим наместником на земле, князем апостолов, главой видимой Церкви с полномочной властью над апостолами и над всей Церковью, и что лишь через него все остальные апостолы получили свои благодатные права. Католики также утверждают, что преемником ап.
Петра стал римский папа, который и получил от него все права и преимущества. Он, папа, глава всей Церкви, наместник Христа, единственный проводник для всей видимой Церкви всех её благодатных прав; голос его в делах веры, изрекаемый ex cathedra — «с кафедры», то есть официально, — непогрешим и обязателен для каждого члена Церкви в отдельности и для всех вместе. В этом догмате Римско-католической церкви выделяются три главных момента: 1 учение о главенстве ап.
Петра; 2 о главенстве папы, и 3 о его непогрешимости. Учение о главенстве ап. Петра католики основывают на двух местах Священного Писания.
Первое относится к 16 главе Евангелия от Матфея ст. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: Ты — Пётр камень , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». В приведённых словах Спасителя ничего не говорится о главенстве ап. Петра или вообще об отношении его к другим апостолам.
Здесь Христос говорит об основании Церкви. Но Церковь основана не на одном Петре. Павел в послании к Ефесянам Еф.
Павел выражается так: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ». В Апокалипсисе, где Церковь сравнивается с городом, говорится: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» Откр.
Но вернёмся к главному месту Евангелия от Матфея, по которому католики пытаются доказать главенство ап. Петра над другими апостолами и через него, папы римского над всей Церковью. В этом евангельском отрывке связь речи ясно показывает, что исповедание ап.
Петром Иисуса Христа Сыном Божиим заключало в себе мнение не его одного, но и всех апостолов, а потому и обещание Спасителя, в действительности, относится ко всем. Вопрос Спасителя «а вы за кого почитаете Меня? Пётр опередил их, как наиболее импульсивный, что нередко происходило и в других случаях, и первый ответил Спасителю.
В словах Господа «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам церковь Мою» католики отождествляют слова «Пётр» и «камень» и делают вывод, как будто Спаситель хотел основать Церковь на самом Петре, как на личности, и на нём только одном. Но здесь смешение понятий — собственное имя смешивается с нарицательным. Собственное имя этого апостола, по-еврейски — Симон.
Спаситель, видя твёрдость его веры, даёт ему новое имя или, точнее, прозвище как это Он сделал и по отношению к Иакову и Иоанну, назвав их «Воанергес», то есть сыны Громовы, Мк. Здесь своего рода игра слов, которой и пользуется католическая схоластика. Что же касается упоминания о ключах Царства Небесного и праве вязать и решить, то здесь, в лице ап.
Петра Господь даёт обещание всем апостолам, — тем более что в том же Евангелии от Матфея, несколько позднее Мф. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Ин. Теперь обратимся к тому месту в Евангелии от Иоанна, на которое католики ссылаются, пытаясь доказать Богоустановленность главенства ап.
Петра над прочими апостолами. В 21 главе Евангелия от Иоанна Ин. Пётр говорит Ему: так, Господи!
Ислам, в силу многонациональности населения России, тоже занимает не последнее место среди вероисповеданий нашей страны. Последователей ислама в РФ, по последним подсчетам, более 20 миллионов. Правда, большинство из них так называемые «этнические» мусульмане — причисляющие себя к этой вере в силу места проживания или традиций семейного рода, но не имеющие цели строгого соблюдения требований вероучения. В нашей стране проживает около полутора миллионов иудеев, количество синагог в России — 70. Примерно столько же — от полутора до двух миллионов, составляет количество буддистов в РФ. Эту религию почитают в Калмыкии, Бурятии, Туве. Буддийская церковь есть и в Санкт-Петербурге, она считается самой северной на территории нашей страны, построенная еще в дореволюционные времена, ныне она представляет собой культовый и туристический центр буддийской культуры. Новые религии, иначе называемые современными нетрадиционными религиозными течениями, представляют собой своеобразный микс отдельных представление идей и культовых требований, заимствованных из разных направлений религии и обновленных в соответствии с современными условиями развития общества. Наряду с основными мировыми религиями существует порядка 30 тысяч разнообразных религиозных культов и учений.
Условно их можно подразделить на 5 основных групп: Неохристианские общины, объединяющие вероучения Христа с элементами восточных религий. Неоориенталистские культы. Имеют восточное происхождение, сочетают в себе буддийские и индуистские культуры с антирационалистической направленностью и оказывают психофизическое воздействие на личность. Сайентология — смесь мистических и наукообразных трактовок неисследованных явлений окружающей природы и человеческой психики. Это религиозное направление еще называют космическим.
Религия России
В России с начала года появились 483 новые религиозные организации | В целом, количество конфессий в России продолжает расти, отражая естественное развитие и изменение религиозного ландшафта в стране. |
ВЦИОМ. Новости: Религия и общество: мониторинг | Большинство россиян относят себя к православию, 15% не причисляют себя ни к какому вероисповеданию. |
Религия в России — Рувики: Интернет-энциклопедия | Статистика: Сколько христиан в России в 2023 году? |
Левада-Центр : Религиозные представления | ИТОГО: в зависимости от точки зрения исследователя в России от 14 до 100 религий. |
Религиозный и конфессиональной состав населения России по жителям городов рейтинг | Главная» Новости» Сколько представителей мировых религий в российской федерации на 2023 г. |