А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан. Баку сообщил на днях об аресте 12 азербайджанцев, обвиняемых в шпионаже в пользу Ирана. Я полагаю, количество азербайджанцев, проживающих в различных районах Ирана, составляет около 30 миллионов человек, что около 40 процентов всего населения Ирана, которое составляет около 84 миллионов человек. Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Азербайджан между Персами и Турками
- Хаос на дорогах
- Где проживают азербайджанцы в Иране?
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Где проживают азербайджанцы в Иране?
- Сколько азербайджанцев живет в мире? – Список | Газета "Каспий"
Сколько в Иране азербайджанцев?
Ведь даже сейчас активный поиск приемлемого названия наряду с поиском генезиса продолжается, хотя и превалирует термин «азербайджанцы». Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края , имеет исключительно иранское самосознание. Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан. Разумеется, в результате целенаправленной работы азербайджанских властей, СМИ и многочисленной щедро финансируемой агентуры, посредством создания декоративных организаций типа «Всемирной организации азербайджанцев», объединяющей якобы 50 млн. Но совершенно очевидно - и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, - что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы». И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве?
Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Можно ли вообще постулировать наличие этнополитического единства между веками остававшейся аморфной в плане идентичности этно-языковой стихией, лишенной даже конкретного этнонима - на одной стороне и оформленным этно-цивилизационным конструктом, тысячелетиями составлявшим органичную часть монолитного политического образования, - на другой? На северном берегу Аракса — тюркоязычная среда, веками пребывавшая на периферии культурного пространства региона, на северном — один из мощных государствообразующих, формирующих собственно иранское культурное и политическое пространство элементов, являющих собой знаковую составляющую иранства.
И вот на этом фоне аналитики, а вслед за ними и политики, с неким намеком на знание «эзотерики» предмета вещают о том, что якобы лидер ИРИ Аятолла Али Хаменеи или бывший оппозиционер Мир Хосейн Мусави - «азербайджанцы» и что, мол, надо учитывать этот факт при политических прогнозах.
Азербайджанцы в Иране: кто они? Азербайджанцы, также известные как азербайджанские турки, имеют свою уникальную культуру, язык и историческое наследие. Они говорят на азербайджанском языке, который относится к тюркской языковой семье, и имеют свои обычаи и традиции. Многие азербайджанцы также говорят на персидском языке, который является официальным языком Ирана. Азербайджанцы в Иране занимают различные должности и участвуют в различных сферах жизни, включая политику, экономику, культуру и искусство. Они имеют значительное влияние на политическую арену Ирана и активно участвуют в политических партиях и движениях.
Особенность азербайджанской культуры в Иране проявляется в музыке, танцах, кулинарных традициях и национальных праздниках. Азербайджанские песни и танцы являются важной частью иранской культуры и часто исполняются на национальных и международных музыкальных и танцевальных фестивалях.
В 1897 году в Иреванской губернии проживали 77 491 азербайджанец и всего 58 148 армян", - говорится в статье. Однако после жестокой кампании этнической чистки теперь большинство в Иреване составляют армяне и не осталось ни одного азербайджанца, говорится в статье.
Также отмечается, что Община Западного Азербайджана опубликовала обращение к премьер-министру Армении Николу Пашиняну, в котором говорится, что этническая чистка - это преступление против человечности, а безопасное и достойное возвращение азербайджанцев, изгнанных из Армении, является их законным правом. Foreign Policy Association приводит слова Бахтияра Набиева, председателя Ясамальского районного отделения партии "Ени Азербайджан", который также является беженцем из Западного Азербайджана, сказавшего, что процесс изгнания азербайджанцев из их родного города Иреван начался в феврале 1988 года.
Один, как вы поняли, находится в Тегеране. Все животные привезены из России — два дельфина, две белухи и два моржа. Однако по стечению обстоятельств дельфиниха Маша и белуха Даша остались вдовами. Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры.
Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой. Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему.
Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека.
Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва. Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться.
Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок. Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я.
Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили. Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы.
На этот раз веселее будет. Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость. С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись.
И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан.
Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии.
Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач.
В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа.
Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос.
Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в. В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории.
Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек. Большая часть из них — азери-торки. Остальные персы и армяне. В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края. В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян.
Джульфа же в этом отношении самый удобный город — на периферии от Тегерана и под боком у Нахичевани. Слава Богу, им это не удается, так как народ здесь воспитанный и далек от алиевской армянофобии соседнего государства. Познакомился я в Джульфе с семьей из числа местных жителей. Глава семьи, азери-торк Хоссейн Мусави рассказал, что прошлым летом отдыхал с женой и сыном в Баку. Однако отпуск был испорчен, едва пересекли границу. Разговор продлился сначала с одним офицером около 15 минут. Потом нас попросили задержаться до прибытия какого-то другого их начальника, который подъехал через 30 минут.
И те же вопросы, те же собеседования. Еще на полчаса. Рассказывал про Ходжалы, про Карабах и прочее. Я спросил у офицера: «Какое мы имеем к этому отношение? И вы должны прочувствовать ту же боль и трагедию, какую испытываем мы».
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями
говорится в статье. Сегодня в программе Точка бифуркации с Джаванширом Ахундовым:02:00 сколько азербайджанцев живет в Иране (данные на начало нулевых)11:00 идентифицируют ли се. В настоящее время в иранском Азербайджане проживает всего-навсего 4 тыс. армян, половина из которых в столице остана Восточный Азербайджан – Тебризе. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны.
Сколько миллионов азербайджанцев в мире?
Во все времена особую роль для народа играла песня. В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно. Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек. Традиции На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами. Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами.
Любой путник найдет приют у азербайджанца, если его попросит. Первым делом его проводят в дом на пороге необходимо снять обувь и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями. В переводе слово «армуду» означает «грушеподобный», что соответствует его форме. Есть мнение, что его необычный вид отсылает к фигуре восточной красавицы. Ученые объясняют форму с научной точки зрения: благодаря узкой «талии», жидкость из нижней части не остывает, а выделяемая ей энергия подогревает напиток в верхнем отсеке. Чайная церемония и сладости — это неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев. Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства. В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай.
Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах. Если же гостю чай не наливали, то это означало, что видеть его в доме не рады. А неожиданное вручение полного мешка еды говорило о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят чужака покинуть дом. Еда Основу рациона народа составляли мучные, молочные и мясные продукты. Хлеб и лаваш пекли в тандырах, популярны были кутабы — пирожки из пресного теста с начинкой из зелени или творога. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаш и пити.
Они говорят на азербайджанском языке, который относится к тюркской языковой семье, и имеют свои обычаи и традиции. Многие азербайджанцы также говорят на персидском языке, который является официальным языком Ирана.
Азербайджанцы в Иране занимают различные должности и участвуют в различных сферах жизни, включая политику, экономику, культуру и искусство. Они имеют значительное влияние на политическую арену Ирана и активно участвуют в политических партиях и движениях. Особенность азербайджанской культуры в Иране проявляется в музыке, танцах, кулинарных традициях и национальных праздниках. Азербайджанские песни и танцы являются важной частью иранской культуры и часто исполняются на национальных и международных музыкальных и танцевальных фестивалях. Азербайджанцы в Иране имеют большое значение как политическая и этническая сила. Они продолжают бороться за свои права и бороться за признание своей этнической и культурной идентичности в Иране.
Проживают также в Иране ок. Сколько азербайджанцев проживает в Турции? Что за народ азербайджанцы?
По данным Переписи населения 2010 года, в России проживает 603070 азербайджанцев. Чьи потомки азербайджанцы? При этом он указывал, что «нынешние азербайджанцы — также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, — огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза». Какого цвета глаза у азербайджанцев? У армян третичный волосяной покров выше,чем у азербайджанцев. В антропологии, третичный волосяной покров считается показателем европеоидной расы, так как у азиатов и у африканских народов его практически нет. Когда появился азербайджанский народ? Откуда появился азербайджанский народ?
В XI веке данная территория попадает под власть Сельджукской империи, и в результате миграции тюркских племён начинается тюркизация древнего населения региона албанские и иранские племена , что приводит к началу процесса формирования азербайджанского этноса, которое завершается в основном к концу XV века. Что значит слово Азербайджан?
Возможно, из-за подобных неувязок, разработчики планов фрагментации Ирана в конце концов поняли, что настаивание на фигуре более чем 02 миллионов «азербайджанцев» в Иране уже граничит с неприличием и, того и гляди, может дискредитировать «идею»; к тому же, как они убедились, несмотря на широкое её распространение, она уже не работает. Поэтому вскоре появилась другая цифра — 20 миллионов, которая стала циркулировать не менее активно 2. Недавно, например, по поводу реакции Ирана на проведение парада «веселых» в Баку, участники акции перед посольством ИРИ в азербайджанской столице расценили политику Ирана по отношению к Азербайджану «как оскорбление 05 миллионов азербайджанцев, проживающих в этой стране» см. Судя по всему, её достаточно успешно внедрили и в российскую политическую среду 3. Чтобы всё было правдоподобнее и не выглядело слишком категорично, на сей раз был определён и низкий порог фальшивой фигуры — 18 миллионов — здесь, мол, всё чисто, даже учтены погрешности. Путиным во время встречи с главными редакторами авторитетных иностранных СМИ см. Само собой разумеется, что не только у экспертов, но и у любого вдумчивого стороннего наблюдателя не может не возникнуть обоснованных сомнений в достоверности подобных подсчётов и поправок аж на треть!
Пожалуй, единственный источник, где систематически указывается на язык обитателей населённых пунктов и то в виде кратких пометок и без числовых данных — многотомный «Географический словарь Ирана», изданный Генштабом вооруженных сил страны ещё при Шахе и переизданный в обновлённой форме после Исламской революции. Однако составить сколь-нибудь цельное представление о языковой картине Ирана по этой работе совершенно невозможно. Проводящиеся в последнее время так называемые социологические опросы в которых фигурирует и вопрос о языке — произвольные и несистемные — в отдельных городах и весях страны — очень слабое подспорье для серьезных заключений по данному вопросу 4. Более или менее близкое к истине предположение о численности тюркофонов в Иране — 9 миллионов — высказал недавно известный иранский этнограф проф. Секандар Аманолахи 5. Но, подчеркну, в это число включены не только собственно «азербайджанцы», но и прочие группы тюркофонов за исключением туркмен — шахсеванов 6 , айналлу, халаджей живущих в Савве, недалеко от Тегерана и почти полностью персоязычных в настоящее время и т. Уркада, целиком основанная на подобных данных см. Например, айрумы, переселившиеся в Ардабиль из юго-восточного Кавказа, традиционно считаются потомками принявших ислам шиизм отдельной группы армян-католиков. А племена араблу и саййедлар имеют явно арабское происхождение.
Остальные племена группы арасбаран — это чалабианлу, хаджиалилу, мохаммадханлу и дашгаррус. Что примечательно, все представители племён и племенных групп конфедерации шахсеван имеют чётко выраженную идентичность, маркируя себя прежде всего как шахсеванов. Оберлинга, рассматривающую тюркоязычные группы только атурпатаканского круга: P. Кстати, смешивать воедино множество тюркоязычных групп Ирана, делая из них «азербайджанцев», — ошибка, свойственная многим авторам, писавшим о проблеме, в том числе и политически не ангажированным. Более того, тюркофония — в силу разных исторических причин 8 , в частности, по модели «элитного доминирования» — отмечена и у довольно заметного числа сельских жителей, а также племенных образований в самых разных частях Ирана Чармахал-Бахтияри, Фарс, Хорасан, Исфахан и т. Например, чисто иранская племенная конфедерация ил басери имеет в своём составе и племена, говорящие по-тюркски и даже по-арабски. Эта категория населения — обычно в завышенных пропорциях, понятно — также всегда инкорпорируется в общее число так называемых «азербайджанцев» в Иране. Что касается того, что якобы добрую половину жителей Тегерана составляют «азербайджанцы» предлагаются разные цифры — от 4 до 7 млн. Такому количеству «азербайджанцев» там просто неоткуда было взяться.
Реальная оценка — от 500. Вообще, население Тегерана, небольшого городища до объявления его столицей в конце XVIII века при Ага Мухаммад-хане, сформировалось за счёт массового людского притока из разных частей страны. Расширяя свои пределы, город впоследствии вобрал большое количество близлежащих селений — Нармак, Заркеш, Ванак, Шемиран, Таджриш и т. В самом Тегеране, в достоличный период его истории, народ, вероятнее всего, говорил на одном из южно-татских наречий или на языке Раги Рея , одной из разновидностей центрально-иранского диалектного континуума, куда входили и старые диалекты Кума, Саве, Арака, Джаспа, Кашана и Исфахана 9. Спорадические отзвуки тюркской речи на тегеранском базаре, где продают в основном товары местного производства или сельхозпродукты торговцы из Табриза, Миянэ, Маранда, Мараге и т. Причём, носители разговорной тюркской речи на базарах и традиционных тавернах, как правило, не постоянные резиденты столицы, а люди, приехавшие на временные заработки. Привыкшему к строгому стилю читателю наш экскурс по тегеранскому базару и тавернам в связи с рассматриваемой проблематикой может вполне справедливо показаться если не лирическим отступлением, то уж явно нерелевантной вставкой в текст. В конце концов, во многих европейских городах не исключая Москвы сегодня можно услышать тюркскую и не только речь в таких же харчевнях, подающих шаурму и кебаб, гораздо чаще, чем в Тегеране, но никто из этого не делает демографических и, тем более, далеко идущих политических выводов. Да, собственно, и в Ереване ныне то и дело говорят по-тюркски — как на рынке, так и в многочисленных иранских этнических ресторанах и закусочных.
Дело в том, что все построения «Азербайджанского проекта» зиждутся на подобных деталях. Сомнительные клише типа «Весь тегеранский базар — в руках азербайджанцев», «всю торговлю и ресторанное дело контролируют азербайджанцы», «все пекари в Тегеране — азербайджанцы» и т. Жителей же иранской столицы никто и никогда по языковому признаку не считал! Никаких других аргументов нет и быть не может. Но зато по ряду вполне определенных параметров я мог бы чётко подтвердить, например, что число выходцев из провинций Курдистан и Систан-Балучестан в Тегеране отнюдь не меньше, чем количество переселенцев из северо-западных провинций, сиречь «азербайджанцев». Доподлинно известно, что ещё 10 лет назад в Тегеране проживало около 700. Поскольку основной костяк суннитского населения Ирана состоит из курдов и белуджей, указанный факт дает нам основание для предположений о количественном присутствии этих групп в столице. Беженцы из Афганистана, главным образом хазарейцы, как мы уже говорили, - шииты 10. Для подсчёта «азербайджанцев» в Тегеране нет и таких косвенных критериев, как конфессиональная принадлежность, поскольку все они — последователи шиизма.
Какие народы живут в Иране….
На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана. На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана. Мы сделаем всë возможное, чтобы защитить наш образ жизни, секулярный вектор развития Азербайджана и азербайджанцев, включая азербайджанцев, проживающих в Иране», – заявил в конце ноября президент Ильхам Алиев. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские тур.
Сколько Азербайджанцев в Иране?
В Иране, по данным азербайджанской стороны, проживают более 35 млн азербайджанцев. Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. 9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? В настоящее время более 10 миллионов азербайджанцев живут за пределами Южного Азербайджана, где около 6 миллионов проживают в городе Тегеране. Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно.
Иранский Азербайджан - история и политика
Переговоры в Германии касались двух тем — размещения американских войск и строительства в республике некоторых военных объектов. Чтобы избежать обвинений со стороны России и антиамериканских сил в самом Азербайджане, военные базы США определялись как «временно дислоцированные мобильные силы», присутствие которых, правда, будет носить долгосрочный характер и станет фактором усиления военного контроля США над энергетическими ресурсами Каспийского моря. На официальном уровне власти Азербайджана все это категорически отрицали. Бомба взорвалась неожиданно.
Тем самым, сказал посол, вступает в действие план Пентагона по защите ресурсов Каспийского моря. Заявление посла шокировало пресс-службу азербайджанского Министерства обороны. Вначале она попросту отказалась от комментариев, а затем ее руководитель счел необходимым признать, «что данными о строительстве двух РЛС при содействии США Министерство обороны не располагает».
МИД республики также поспешил выступить с опровержениями. Разумеется, им никто не поверил. Более того, если от модернизации семи аэродромов страна еще как-то выгадывала, то появление сразу двух РЛС казалось многим нецелесообразным.
Ведь с учетом расположенной в Габалинском районе российской РЛС «Дарьял» в Азербайджане окажется сразу три подобных объекта двух иностранных держав, при этом одна американская РЛС будет направлена против России, а другая — против Ирана. В Соединенных Штатах понимали, что им не удастся достичь своих целей в Азербайджане, пока не будет найдено решение по Нагорному Карабаху. Данную формулу урегулирования конфликта, основанную, по сути, на принципе «оккупированные земли в обмен на независимость Карабаха», азербайджанская общественность однозначно расценила как намерение аннексировать часть территории страны в угоду стратегическим интересам США.
Ильхам Алиев прекрасно понимал, чем ему грозит уступка в карабахском вопросе. В результате встреча президентов Азербайджана и Армении в замке Рамбуйе под Парижем в феврале 2006-го завершилась полным провалом. Оправившись от шока, Соединенные Штаты вновь вернулись к этому вопросу, пытаясь любыми средствами добиться согласия Алиева на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта на предложенных условиях.
Кроме того, от официального Баку требовалось согласие на участие в предполагаемой антииранской коалиции. Американцы откровенно намекали на то, что в случае отказа используют различные рычаги давления, например, поднимут вопрос о положении с правами человека и демократией. Власти Азербайджана попали в очень сложную ситуацию.
Отчасти это признал Ильхам Алиев, публично отметив: «Мы должны суметь выдержать давление на нашу страну со всех сторон». Между тем кризис вокруг Ирана принимал все более острый характер, в связи с чем возрастало значение самого Азербайджана. В конце апреля американская администрация совершенно неожиданно пригласила к себе президента Алиева визита в Вашингтон он безуспешно добивался с 2003 года , чем не на шутку встревожила власти Ирана.
А через несколько дней после возвращения из Америки он встречается в Баку с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Ильхам Алиев оказался между молотом и наковальней. Он сам это признавал и после переговоров с Джорджем Бушем заявил, что Баку остается приверженцем мирного разрешения иранского кризиса.
Это же он повторил и во время своих переговоров и встреч с иранцами. При этом многие аналитики в Азербайджане предполагали, что, скорее всего, президент согласился на неофициальное использование территории республики американцами. Они показали, с одной стороны, силу и рост сепаратистских настроений, а с другой — наличие у азербайджанцев действительно серьезных проблем.
Началось все с появления в государственной газете «Иран» оскорбительных для азербайджанцев карикатур. Уже через несколько дней почти весь Северный Иран оказался охвачен массовыми митингами протеста, особенно мощным взрыв возмущения был в Тебризе. Большинство персов, особенно государственных служащих, проживающих в азербайджаноязычных районах Северного Ирана, предпочли срочно покинуть свои дома, что временно парализовало деятельность многих учреждений.
Власти Ирана быстро осознали опасность и извинились перед азербайджанцами, арестовав и редактора газеты, и автора карикатуры. Одновременно президент Ахмадинежад обвинил в провоцировании беспорядков «иностранные спецслужбы — в первую очередь американские и израильские». Подозрения Ирана вызывала и Турция.
Кроме того, в организации выступлений власти Ирана открыто обвинили Махмудали Чехраганлы — ведь именно его имя выкрикивали демонстранты. Эти меры, однако, не остановили протестующих, выступления в ряде случаев стали принимать характер межэтнического противостояния. В конце мая в руках митингующих появились флаги Азербайджана.
Осознав, что ситуация начинает выходить из-под контроля, власти Ирана бросили на подавление демонстраций войска и другие силовые подразделения. К концу мая появились сообщения о почти 50 убитых и более тысячи раненых протестовавших азербайджанцев. Число арестованных доходило до 11 тысяч человек.
Примечательно, что, хотя перед посольством Ирана в Баку один за другим проходили митинги протеста, власти Азербайджана отчаянно пытались делать вид, что события в соседней стране их не касаются и являются исключительно ее внутренним делом.
Иранцы в Баку. Иранские народы азербайджанцы. Южный Азербайджан иранская. Иранцы в Армении. Азербайджанцы в Ереване. Иранские парни в Армении. Армяне в Иране. Иран Алиев саммит. Иран жизнь в Тегеране.
Иран люди. Жители Ирана. Генетика персов. ДНК гаплогруппа азербайджанцев. Гаплогруппы армян и азербайджанцев. Генетика иранцев. Протесты в Иране 2022 женщины. Кочевники азербайджанцы. Кочевники Ирана. Талыши в Иране карта.
Провинция Западный Азербайджан. Западный и Восточный Азербайджан. Карта расселения азербайджанцев в России. Борчалинские Карапапахи. Карапапахи терекеменцы. Карапапахи азербайджанцы. Тюрки Карапапахи. Луры народ Ирана. Кашкайцы урумцы Солярцы. Иранцы кочевники.
Британское посольство в Тегеране. Евреи в Иране. Евреи в иранском парламенте. Разгром российского посольства в Тегеране. Талыши народ. Талыши вероисповедание. Кашкайцы народы Ирана. Кашкайцы азербайджанцы. Население Азербайджана. Сколько азербайджанцев в России 2022 живут.
Флаг иранского Азербайджана. Иран Guney Azerbaycan. Флаг Южного Азербайджана. Встреча Ильхама Алиева с президентом Ирана. Азербайджанские кочевники. Азербайджанские кочевники юрта. Иранские кочевые народы. Иран и Азербайджан на карте.
В последние годы наблюдается тенденция роста азербайджанской диаспоры в Иране. Это обусловлено, в первую очередь, ростом населения и миграцией из регионов с азербайджанским населением. Кроме того, все больше азербайджанцев возвращаются в Иран после столкновений в других странах и желают создать лучшие условия для своей жизни и развития. Читайте также: Локализация и особенности Бушера в Иране Экономические факторы также играют важную роль в росте азербайджанской диаспоры в Иране. Многие азербайджанцы работают в сфере промышленности, торговли и услуг, что способствует развитию региональной экономики. Прогноз численности азербайджанцев в Иране к 2023 году остается неоднозначным. Некоторые эксперты предсказывают еще большее увеличение численности азербайджанцев в стране в связи с ростом населения, миграцией и улучшением условий жизни и развития в регионах с преобладанием азербайджанского населения. Таким образом, демографические данные свидетельствуют о значительной численности и влиянии азербайджанцев в Иране, а также о перспективах их дальнейшего роста и развития в стране. Мастер-план правительства Ирана В 2006 году правительство Ирана разработало мастер-план по управлению демографическими изменениями в стране. Одной из ключевых целей плана являлось снижение демографического превосходства персидского населения путем увеличения численности азербайджанцев и других национальных меньшинств. В рамках мастер-плана предусматриваются различные меры, направленные на привлечение азербайджанцев и других национальных меньшинств к сотрудничеству с правительством Ирана и созданию условий для их активного участия в различных сферах общественной жизни. Предусмотрено проведение социальных программ, направленных на поддержку азербайджанцев в образовании, здравоохранении и других социально-экономических сферах. Также планируется создание рабочих мест и предоставление кредитов для развития бизнеса азербайджанцами, что способствует увеличению их экономической активности и повышению уровня жизни. Мастер-план также предлагает усиление культурного взаимодействия между азербайджанцами и остальным населением Ирана. Он предусматривает организацию культурных мероприятий, фестивалей и выставок, посвященных азербайджанской культуре, и способствует созданию более благоприятной атмосферы для развития азербайджанского национального самосознания. Согласно мастер-плану, особое внимание уделяется также решению национальных вопросов азербайджанского населения, включая вопросы языка, образования и культурного развития. С этой целью планируется создание учебных заведений и различных культурных центров, а также разработка и реализация программ, направленных на сохранение и развитие азербайджанской культуры и традиций. Мастер-план правительства Ирана является комплексным подходом к управлению демографическими изменениями в стране и предлагает ряд мер, направленных на создание равноправных условий для азербайджанцев и других национальных меньшинств. Он предусматривает учет и уважение культурных, языковых и религиозных особенностей этих меньшинств и стремится к созданию мирного и гармоничного мультикультурного общества в Иране. Тенденции роста Азербайджанская диаспора в Иране продолжает активно расти. В течение последних десятилетий наблюдается постепенное увеличение численности азербайджанцев, проживающих в этой стране.
Но между Ираном и Советским Союзом были сложные отношения. Невозможно было это сделать. А когда распался СССР, началась армяно-азербайджанская война. Снова не до поездок в Баку. Зато дважды побывал в Армении. Очень понравился Севан. Дай Бог увидеть его снова. Нынче у Саши Манучаряна трое сыновей, одна дочь, 11 внуков и 16 правнуков. Но ни от кого финансово не зависит, владея лавкой с напитками. Просто придет время, когда я перестану есть. Но я столько напоил людей за всю жизнь, что мне не страшно «перестать есть». Конечно же, дедушка Саша имеет в виду безалкогольную продукцию. Алкоголь в Иране не продается. А желающие «пропустить» стопку-две всегда найдут «зеленого». Подпольно можно приобрести и водку, и виски. У меня не раз интересовались «сколько в России стоит водка? Я пожимал плечами и говорил, что цены могут быть от полутора долларов и выше. Хоть портретами рахбаров с суровыми взглядами увешаны все города Ирана, но и они не являются помехой. И вообще, скажу я вам, ничто человеческое не чуждо иранцам. У местного населения прекрасное чувство юмора, девушки хохотушки. Только одеты скромно. Всего лишь. Даже на свою консьержку, 25-летнюю Фериде-ханум, я стал смотреть иначе. В хорошем смысле. Шутить с ней, говорить о том, о сем. Она отвечала шутками. И чадор не стал помехой. Можно прикрыть чадором тело, но невозможно прикрыть чадором свое «Я». Но при всем этом, надо отдать должное — иранцы воспитанны и чертовски гостеприимны. Думал поснимать для очередного фильма из цикла «Армянский след» улочки Тебриза, людей, а заодно и дойти до армянского парка, в котором по воскресным дням собираются соотечественники с семьями. Забегая вперед, скажу, что это не просто парк. Этому месту, огороженному высоким забором, почти сто лет. Там и лужайки, тропинки со скамеечками, беседки, хачкары, храм, фонтаны, воскресная школа «Арарат»… Словом, все для того, чтобы армяне могли уединиться в своем армянском мирке. По пути в парк я много снимал. Люди охотно позировали. Правда, в основном мужчины. Жинщины-иранки, завидев меня с камерой перед собой, спешили как можно тщательнее прикрыть лицо и голову или отворачивались. Когда видеонарезок было собрано вдоволь, я решил направиться к парку. Кстати, не так уж легко его было найти. Во-первых, спрашивать у местных жителей «где находится армянская церковь? В Тебризе с десяток церквей ассирийских, протестантских и только четыре из них армянские. А для рядового иранца любая церковь — армянская. У иранцев христианство вообще ассоциируется с армянами. К примеру, если попросить таксиста отвезти вас в армянскую церковь, то нет гарантии, что вы попадете именно в армянскую. А когда вы ему скажете, что вас привезли не в армянскую, а, например, в протестантскую церковь, таксист удивленно спросит вас: «А какая разница? Разве она не армянская? Там же крест стоит». В общем, туго дело! Поэтому я решил не прибегать к услугам таксистов и пройтись пешком. Но и тут незадача! Иранское гостеприимство стало для меня крыловской «Демьяновой ухой». Переулки за переулками. Понял, что я заблудился. Поинтересовался у лавочника: «Как попасть на улицу Хевдахе Шахривар? Лавочник стал объяснять, а потом добавил: «Послушай, отсюда не близко. Заходи в лавку. Выпьем горячий крепкий чай и отправишься дальше». Я принял приглашение, так как очень хотелось пить. Но одним чаепитием дело не закончилось. Лавочник подогрел лепешки, достал из закромов сушеной баранины, сыр, нарезал салат и разложил все это на столе. Есть особо не хотелось. Но всего понемногу откушал. Ещё в дорогу получил подарок — килограмм фисташек. Поблагодарив лавочника, я отправился дальше искать тот самый армянский парк. Правда, от плотного обеда уж и позабыл ориентиры, о которых мне поведал продавец. Пришлось снова спрашивать у очередного лавочника. Их в Тебризе на каждом шагу. Но и тут столкнулся с чрезмерным гостеприимством — чай и прочее. Снова пришлось задержаться. Тем более собеседник оказался коммуникабельным. Лавочник улыбнулся и как ни в чем ни бывало вдруг сказал: — Путин шейтану ряжим Путин — шейтан, битый камнями «Вот это поворот! И Трамп шейтану ряжим. Коммунисты передали Крым Украине. Теперь, по результатам референдума, Крым вернули России. Разве не справедливо? Лавочник почесал затылок, ответил: — Что ж, если Путин такой справедливый, то пусть возвращает Ирану Азербайджан. Ведь это иранская территория. Я решил обратить диалог в шутку, сказал: — Без проблем. Где бумаги? Я сам подпишу. Лавочник поддержал шутку. Затем по наводке моего очередного кормильца и поильца я отправился снова искать парк. И снова заблудился. Решил на этот раз не спрашивать у лавочников, так как был сыт вдоволь. А отказываться нельзя от угощений. Спросил дорогу у прохожего, который шел с женщиной в чадоре. Видимо, с женой. Он отправил жену домой «щи варить», а сам решил пройтись со мной, чтобы проводить меня прямо к парку. Шли почти полтора километра. По дороге постоянно интересовался, не хочу ли я чего-нибудь поесть или попить. Я, разумеется, отказывался. Проводив до ворот парка, иранец написал мне свой номер телефона, адрес. Сказал, чтобы я позвонил ему, если чего нужно будет. По любому вопросу. Я поблагодарил моего нового знакомого и попрощался. В парке в этот день отдыхало несколько человек. Все армяне. Увидев меня, армяне стали шептаться. Я не обращал на них внимания, так как посчитал, что это нормальная реакция по отношению к новому человеку. Тем не менее, я подошел к двум мужчинам, представился, попросил разрешения прогуляться по парку. Мужчины разрешили. Прогуливаясь по чистым тропинкам и вчитываясь в хачкары, я не обратил внимания, как ко мне подошел старенький сторож-азериторк с седыми длинными усами. Он умоляюще посмотрел на меня и сказал на торки; — Сынок, покинь, пожалуйста, этот парк. А то армяне снесут мне голову. Я удивился такому развороту событий: — За что? Они разрешили мне. Можете сами у них поинтересоваться. Старик не унимался, говорит: — Может, еще раз спросишь у них?
Сколько азербайджанцев проживает на территории Ирана?
У Азербайджана совершенно иной статус. Наша страна давно уже имеет реноме экономического и военного лидера на Южном Кавказе. Именно благодаря этому своему статусу официальный Баку успешно развивает отношения как с Россией, так и с Украиной, как с Ираном, так и с Израилем. При этом Азербайджан играет важнейшую роль в обеспечении энергетической безопасности Старого Света. Еще один штрих: 16 апреля президент Сербии Александр Вучич позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и, проинформировав его о давлении, которому в последнее время подвергается Белград, попросил поддержки дружественного азербайджанского народа. Сам факт такого обращения свидетельствует о признании огромного авторитета нашей страны на мировой политической арене, способности Азербайджана формировать новые реалии как в регионе, так и за его пределами. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. Акпер Гасанов.
Все это естественным образом спровоцировало острую реакцию в Баку. Но когда мы анализируем это во временных рамках, то видим, что такого никогда не было. Почему именно сейчас и почему на нашей границе? Почему не организовывались учения, когда армяне были в Джебраиле, Зангелане и Физули? Пресс-секретарь иранского МИДа Саид Хатибзаде в ответ на это заметил, что в условиях нормальных отношений между странами такого рода заявления вызывают у него удивление.
При этом он обозначил еще одну проблемную точку — дружбу Азербайджана с Израилем. Израильский след Баку и Тель-Авив имеют стабильные отношения на протяжении длительного периода времени. Особенно это касается их сотрудничества в вопросах военно-промышленного комплекса. Кроме того, в стране активно работают разного рода компании из еврейского государства, которое в добавок ко всему является крупным покупателем нефти у Баку. Также появились сообщения, что на азербайджанскую территорию прибыли подразделения радиоэлектронной разведки из Израиля.
Обеспокоенность Тегерана этим обстоятельством обусловлена тем, что эта страна является одним из ключевых региональных соперников Ирана, так что усиление его возможностей в наблюдении за Исламской Республикой вряд ли может быть оценено положительно. Подстраховка — лояльные формирования в Закавказье Проиранские СМИ в настоящее время распространяют сообщение о появлении в Азербайджане нового движения исламского сопротивления — «Хусейнитов». Логотип, размещенный на знамени данного формирования, имеет явное сходство с поддерживаемыми Тегераном шиитскими организациями, созданными при поддержке Корпуса стражей исламской революции КСИР. По мнению авторов Telegram-канала «Рыбарь», сейчас «Хусейниты» являются криптогруппировкой, активность которой может выражаться лишь в публикации заявлений в социальных сетях и разного рода медийными акциями. Подобный опыт проиранские организации схожего толка ранее уже продемонстрировали в Ираке.
Но такие структуры могут вырасти в нечто большее и стать базой для развития полноценной военно-политической организации.
Иорданское Хашимитское Королевство410. Республика Ирак800. Азербайджанцы самоназв. Общая численность в мире превышает 35 млн чел. Проживают также в Иране ок. Сколько таджиков живут в Иране? Ответы пользователей Отвечает Мишка Воробей Нельзя сказать, что проблема этнических меньшинств кроме азербайджанцев в Иране проживает 10 млн курдов, около 5 млн арабов и др. Отвечает Оля Белая После этих важнейших событий территории исторического проживания азербайджанского этноса в Иране азербайджанцев называли и называют «азери» или...
На территории Республики Азербайджан живут около 8,0 млн чел. Отвечает Иван Вилков турецкие войска вновь вошли на территорию Иранского Азербайджана и взяли под контроль его столицу Тебриз. Одновременно на территории северного Азербайджана была... Относятся к... Отвечает Максим Явлинский Около 8,5 миллионов азербайджанцев проживают на северо-западе граничащего с Азербайджаном Ирана — это чуть меньше населения собственно... Отвечает Денис Васильев Азербайджанцы объединяются на фоне угроз со стороны Ирана...
Габиббейли далее пустился в рассуждения о том, что персидский язык является средством общения «ограниченных официальных кругов», в то время как азербайджанский — «языком всех народов, проживающих в Иране». Права южных азербайджанцев должны быть восстановлены, им должны быть предоставлены все свободы, на которые они имеют право», — подытожил академик. Это происходит по прямому указанию политического руководства республики.
Ранее главной мишенью в этом отношении была Армения.
Подпольный сепаратизм
- Смотрите также
- Какова численность азербайджанцев в Иране?
- "Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю
- Содержание
Азербайджан-Иран
- Иранские азербайджанцы - Iranian Azerbaijanis
- Возглавит ли Иран азербайджанец?
- Иран и его азербайджанская община
- Как прошли переговоры в Баку
- Наши проекты
- Где проживают 50 млн азербайджанцев
Какова будет численность азербайджанцев в Иране к 2023 году
Сколько азербайджанцев живет в Иране? Основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана и провинций Зенджан, Казвин, Меркези и Хамадан. Азербайджанский язык в Иране вытесняется целенаправленно, заявил президент Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Иса Габиббейли. Около 10 миллионов азербайджанцев мира, приблизительная численность которых составляет 50 миллионов, в настоящее время проживают в эмиграции и составляют азербайджанскую диаспору. Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога.
Количество иностранцев в Азербайджане достигло 1,1 млн человек в 2023 году
Что касается религиозной принадлежности проживающих в Иране азербайджанцев, то они, как и персы, исповедуют шиизм. Развитию сельского хозяйства способствует достаточное количество круглогодичных осадков, поскольку фермерам не нужно полагаться исключительно на ирригационные системы для поддержки выращивания пшеницы, ячменя, табака и хлопка. В связи с этим Азербайджан нередко называют «житницей» Ирана. Промышленность Азербайджана представлена ковроткачеством, дублением, текстильной промышленностью и добычей меди. Представительство азербайджанцев в парламенте Ирана В соответствии с конституцией Исламской Республики Иран, каждый остан должен быть представлена в высшем законодательном органе страны — меджлисе парламенте.
Или в этом случае религиозный фактор роли не играет? Владимир Букарский: Возможна конечно. Иран считает Азербайджан своей землей. Павел Тихомиров: Ну, а Баку в свою очередь тоже иногда дразнят Тегеран, именуя себя собственно «Северным» Азербайджаном. Намекая на обширные земли «Южного». В свою очередь в Иране встречаются встречные призывы к восстановлению контроля над Северным Азербайджаном. А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Что они собою представляют? Азербайджанское национальное самосознание - это продукт советского времени, иранских тюрок оно затронуло в намного меньшей степени. Тем более, что есть в Иране тюрки и не азербайджанские.
Там каша: кого и кем считать.
Многие выходцы из северо-западных провинций, живущие в Тегеране, уже отчётливо идентифицируют себя как иранцы-тегеранцы. В свете сказанного, крайне наивными выглядят некоторые политические «прогнозы» и «обобщения» по Ирану, порождённые в недрах аналитических сообществ постсоветского пространства, основанные на якобы «этнической» атрибуции того или иного иранского деятеля. Помнится, три года назад немалый ажиотаж вызвал тот факт, что лидер оппозиционного «Зелёного движения» Мир-Хосейн Мусави был родом из деревни Хамене близ Табриза. Его тут же окрестили «азербайджанцем», а иные стали всерьёз утверждать, что в случае его прихода к власти политика Ирана станет «проазербайджанской». К тому же, — продолжали они свой «анализ», — лидер страны Аятолла Сеййед-Али Хаменеи, ведь, тоже «азербайджанец» 12 — так что получится своеобразный «азербайджанский» тандем. И это наваждение ещё долго занимало умы аналитической братии, пока страсти не улеглись в результате твёрдой поддержки, оказанной Хаменеи не своему земляку, «азербайджанцу» Мусави, а Махмуду Ахмади-Нежаду, выходцу из тегеранской окраины, Шабдолазима. Очень многим, в том числе западным проектировщикам цветной революции в Иране, похоже, неведомо то обстоятельство, что региональные корни никогда не были фактором в иранской политике.
Более объективным было бы на этом фоне считать Хаменеи, скорее, арабом — поскольку он потомок Пророка, сеийед, — чем «азербайджанцем» в данном понимании. Для иранских политиков — независимо от их происхождения например, нынешний первый вице-президент Ирана, Рахими, — курд — приоритеты иранского государства никогда не оттеснялись на задний план никакими местечковыми интересами. Не стоит забывать, ведь мы имеем дело с державой, имеющей почти трёхтысячелетнюю непрерывную историю государственности, где политическая линия — тем более связанная с вопросами целостности страны — не меняется со сменой даже самых харизматичных лидеров. А уж для выходцев из северо-западных провинций личностные мотивы или жизненные приоритеты, обусловленные их происхождением, могут выражаться разве что в мечте о пересмотре Туркменчайского договора, но не более того. Несколько слов об употреблении термина торк «тюрок; говорящий на тюркском наречии» в Иране. Выше я уже писал, что данный термин как некий региональный ярлык в применении к населению северо-западных провинций, говорящих в быту на тюркских наречиях, вошёл в употребление только со второй половины XX века. Ранее жители этих мест обозначались, как водится, по месту жительства. Не в последнюю очередь перемена произошла благодаря иранским коммунистам, в частности, после возникновения схизмы в партии в 1945 году и создания так называемой «Демократической фракции Азербайджана» Фергейе демократе Азарбайджан , которая всецело находилась под контролем советского Баку.
В декабре того же года партия объявила о формировании «демократического правительства Иранского Азербайджана», которое было разгромлено властями — причём при активном участии местного населения — в конце 1946 года. Кстати, тот же термин в применении к османцам османли в самой республиканской Турции был введён в употребление Кемалем Ататюрком. Между тем, в сегодняшнем Иране обозначение торк лишено конкретной этнической коннотации. Оно указывает — причём, опять-таки с несколько пейоративным оттенком — только на тех, кто живет в северо-западных провинциях Ирана Азербайджане и в быту говорят по-тюркски торки. Интересный пример из личного опыта автора этих строк может наглядно проиллюстрировать и данную реальность, и утверждение о вторичном определении идентичности при изменении места жительства. Однажды в Тегеране на частном приёме у одного из депутатов иранского Меджлиса от Азербайджана, заметив, что дети общаются между собой по-персидски, я спросил хозяйку, знают ли они тюркский торки и кто она сама по происхождению. На что хозяйка ответила: «Дети — уже тегеранцы техрани , говорят только по-персидски, а я тюркский знаю, — и продолжила: — Ман ке ходам торк будам букв. Ясно, что «была тюрчанкой торк » значит «жила в Азербайджане а теперь вот — тегеранка ».
Теперь посмотрим, кто же такие «азербайджанцы» Ирана и каково их происхождение. Азербайджан — древняя иранская земля на северо-западе Ирана северо-западная часть Мидии. Оно относится к той категории хоронимов, которые восходят к имени предполагаемого вождя или предка-эпонима, в данном случае — к имени одного из военачальников Александра Македонского Атропата Атурпата , впервые в 320 г. В эпоху Сасанидов Атурпатакан впервые выступает в качестве отдельной провинции, которой от имени монарха управляли марзпаны сатрапы. Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе ныне Тахт-е Солейман находился первый из трёх главных «Священных огней» страны — Атур-Гушнасп. В отдельные исторические периоды — после арабского завоевания края 639—643 гг. Тем не менее, арабские географы всегда чётко различают территорию Азербайджана и граничащие с нею на севере Арран и Армению. Они подразделяют провинцию Азербайджан на две административные единицы — западную, с центром в Мараге, и восточную, с центром в Ардабиле арм.
В более поздний период, однако, место Ардабиля занимает Табриз арм. Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены. В такой форме существовал и язык древних кавказских албанцев.
Точно в такой системе функционирует и язык нынешних курдов — массив диалектов, довольно разрозненных и порою весьма далёких друг от друга. Часть этих языковых островков, известных под общим названием южнотатский, ещё и поныне существует в Азербайджане. Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов.
В правоохранительных органах заявили, что следы преступления ведут в Иран. После этого Азербайджан объявил персонами нон грата четверых иранских дипломатов. Регулярными в Азербайджане также стали облавы на «иранскую агентуру» — несколько раз правоохранительные органы задерживали группы людей, которые якобы планировали вооруженные беспорядки и захват власти. Дополнительным фактором напряженности стали военные учения двух стран на приграничной территории — на разных берегах реки Аракс. При этом эксперты называли и более глубокие причины ухудшения ситуации. С одной стороны, Баку не устраивала позиция Ирана по так называемому Зангезурскому коридору — прямой дороге из Азербайджана в Нахичеванский эксклав и дальше в Турцию. Согласно планам Баку и Анкары, трасса должна пройти через Сюникскую область Армении, при этом иметь экстерриториальный статус, то есть быть выведенной из юрисдикции Еревана. Кроме того, строительство трассы приведет к дальнейшему усилению в регионе Турции. Мы примем все меры, чтобы противостоять даже такому мышлению», — говорил Хосейн Амир Абдоллахиян. Еще один конфликтный вопрос — тесные отношения Азербайджана с Израилем. Баку поставляет еврейскому государству нефть и нефтепродукты, покупает высокотехнологичное вооружение — электронику двойного назначения, ударные и разведывательные беспилотники, системы навигации и оптики, высокоточные боеприпасы. В Тегеране к такой активности относятся враждебно.