Чем памирцы отличаются от остальных таджиков. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира. лентам новостей всегда показывают таджиков(называя гастербайтером из Средней Азии)ни похожие на истинные таджики,в большенство случаев(это узбаки,турки,лакаи,баллосы,)и другие нации представляют нас Таджиков как они.2.А памирцы у них другой черта лицо,народ очень.
Основные отличия двух народов
- Сколько наций объединены под одним названием
- Кто они - эти памирцы ?: atrizno — LiveJournal
- Чем отличаются Памирцы от Таджиков,все ответы тут.
- Что значит Памирец? Ответы на вопрос: 23
- Основные отличия памирцев от таджиков: чем эти два народа отличаются друг от друга?
Памирский таджик что значит
В этом есть свои плюсы: можно путешествовать между кишлаками пешком, наслаждаясь великолепными видами гор. А о ночлеге и еде, как говорилось выше, не стоит беспокоиться. Итак, Памир совершенно не похож на Таджикистан, да и вообще страну с мусульманской культурой. Местные мазары могилы мусульманских святых поразительно напоминают буддийские сакральные монументы.
Есть тут и древние буддийские ступы. И это неудивительно: ведь Памир непосредственно граничит с индийскими Гималаями. Согласно одной из версий название «Памир» истолковывается как подножье Митры ведического и индоиранского божества.
Исмаилитские мазары очень похожи на буддийские святыни Фото: Игорь Ротарь Дома исмаилитов тоже разительно отличаются от таджикских. Дом должен быть моделью вселенной в миниатюре. Обязательный архитектурный элемент — пять столбов.
В империи наместника Бога Духовный лидер исмаилитов, «наместник Бога на земле» Ага-хан IV проживает в Европе и считается одним из богатейших людей планеты. Выпускник Гарварда, он сегодня пытается объединить своих единоверцев в «единый духовный имамат». Лидер исмаилитов не только помогает им получить образование он создал университет в столице таджикского Памира, городе Хороге , но и оказывает им весьма значительную финансовую поддержку.
Ага-хан дважды — в 1995 и 1998 годах — посещал Горно-Бадахшанскую автономную область на Памире. Благодаря соглашениям, достигнутым с руководством Таджикистана, в Горный Бадахшан потекла обильная гуманитарная помощь. Можно без преувеличения сказать, что ныне именно дотации Ага-хана составляют основу экономики таджикского Памира.
Сегодня в Таджикистане шутят, что Горный Бадахшан превратился в «маленькую империю Ага-хана». Увы, к сожалению, у памирцев есть и другой, менее праведный источник дохода. Таджикский и афганский Памир разделяет река Пяндж.
С таджикского Памира как на ладони видны афганские кишлаки, и с гражданами соседнего государства можно перекрикиваться под шум горной реки. Граница здесь практически прозрачна, чем и пользуются контрабандисты. Основной товар из Афганистана, понятно, это наркотики, главным образом опиум.
В качестве плавсредства контрабандисты используют обычную автомобильную камеру, к которой пришивают дно. Гребут деревянными лопатами. Нелегальные переправы действуют практически в каждом пограничном кишлаке.
Ученые выяснили, что популяции памирцев объединяет общее прошлое с населением Таримского бассейна раннего бронзового века, которое известно благодаря таримским мумиям. У киргизов же есть общее прошлое с популяциями неолита, бронзового и железного веков, населявшими Северный Китай и Монголию. По данным генетиков, предки современных таджиков появились в результате смешения представителей андроновской археологической культуры и Бактрийско-Маргианского археологического комплекса их также можно представить, как население Туркменистана железного века. По оценкам ученых, это смешение для предков сарыкольцев произошло около 5970 3951—7988 лет назад, для остальных памирцев — около 3211 2550—3871 лет назад. Памирцы же впоследствии дополнительно получили поток генов от популяции, связанной с Таримским бассейном раннего бронзового века. По расчетам ученых, гены от таримцев оказались в популяции сарыкольцев около 2957 2326—3587 лет назад, у других памирцев — около 3616 2818—4414 лет назад. Кроме того, предки таджиков и памирцев получили около 805—1418 лет назад поток генов, связанных с хунну из Монголии. Происхождение киргизского и казахского населения, по их мнению, можно представить, как смешение населения Синьцзяна исторической эпохи 44,8—58,9 процента и хунну из Монголии 41,1—55,2 процента. По их расчетам, для двух киргизских популяций эти события смешения произошли около 493 417—570 и 784 629—940 лет назад.
Происхождение уйгуров, узбеков и туркмен они смоделировали как население Туркменистана железного века 48,8—65,1 процента и хунну из Монголии 34,9—51,2 процента. Анализ митохондриальной ДНК показал, что среди исследованных популяций киргизов, таджиков и памирцев присутствовали митохондриальные гаплогруппы U и H, связанные с древним населением Ирана и Евразийской степью.
В настоящее время межнациональные отношения в Горном Бадахшане в большей степени характеризуются стабильностью и гармоничными взаимоотношениями между различными этническими группами.
Опрос проводился методом формального интервьюирования людей, при помощи регионализационной многосту- пенчатой выборки, репрезентативность которой составило соблюдение пропорций между этническими группами, проживающими в населённых пунктах Памира разного типа, группами по полу и возрастной структуре населения. Думается, это вызвано прежде всего миграционными потоками из Памира. Несмотря на различные компоненты, составляющие этническую идентификацию народов Памира, везде отмечаются достаточно высокие её показатели, что говорит о трепетном отношении памир-цев к сохранению своей культуры, традиций и жизненных устоев.
Результаты исследования позволили выявить укрепление особой составляющей идентификации, которая отражает плотную связь между идентичностью, религиозной и языковой принадлежностью и соблюдением традиций, присущих той или иной этнической группе жителей Памира. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о серьёзной значимости традиционности для народов Памира, об их осознанности и преданности религиозной и языковой принадлежности, а также о необходимости продемонстри- ровать знание не только культуры, но и традиций этнического сообщества. Анализ ответов респондентов разного возраста относительно оснований национальной идентичности позволил сделать вывод о том, что при аналогичных пропорциях нижней границы рейтинга составляющих национальной идентификации выявляются некоторые изменения.
Следует отметить, что повышение значимости соблюдения традиций своей этнической группы связано с динамикой молодёжных мнений. Таким образом, для людей Памира всех возрастов важную роль играет «своя» территория. Для определения себя в качестве представителя конкретной этнической общности наиболее важным критерием является религиозная принадлежность, знание конкретной национальной культуры и осознание своей принадлежности к определённой языковой группе.
Основанием для определения национальной идентичности для старшего поколения в большей степени, чем для опрошенных среднего и младшего возраста, является гражданство родителей. Для молодых людей более важным, чем в других возрастных группах, является факт соблюдения обычаев и традиций, а также особенности национального образования. Этнонациональная, этническая самоидентификация - первичный и основной признак самосознания малых коренных народов, без которого этничность может частично, а может и полностью денационализироваться и даже исчезнуть.
Самоидентификация и есть скрепляющая основа этнической общности, её субъективного самоощущения и самосознания. Анализ результатов проведённого исследования позволяет прийти к выводу о том, что главное внимание в данном процессе необходимо уделить языковому развитию этнических групп, возрождению и сохранению культурных ценностей народов, населяющих Памир, знакомству различных этнических групп с их родной культурой, традициями и ритуалами. Акцент этой работы должен быть перемещён в сторону молодого поколения, как раз проходящего стадию формирования своей этнической идентификации.
Наиболее продуктивен процесс передачи языковых традиций от старшего поколения к младшему, что, согласно исследованиям, имеет большое значение для памир-ской молодёжи. Динамический показатель ответов опрошенных свидетельствует об увеличении значимости родной области как территории, имеющей свои границы как своего рода материальное воплощение , о важности принадлежности именно к «своей» территории, знакомства и умения соблюдать традиции своего народа. Этническая идентификация может выступать двигателем развития не только культуры, но и экономики, причём как отдельных регионов Памира, так и Республики Таджикистан в целом.
Используя многообразие национальных особенностей Таджикистана и межнациональную кооперацию, можно создавать и продвигать национальные и региональные этнокультурные бренды, развивать этнотуризм и предлагать огромное количество других этнокультурных проектов. Однако есть и негативная сторона — национализм.
Наконец, еще один аспект стереотипно негативного восприятия памирцев в Таджи- кистане связан с событиями недавней истории страны: гражданской войной 1992-1997 гг.
Определенная часть памирцев же восприняла события в Хороге как попытку этнической чистки, агрессию в отноше- нии народа в целом. Подобные высказывания на официальном уровне не отмечены, но наши респонденты допускают, что выдавливание памирского населения из Таджикистана может быть негласной целью правительства. Плюс патронирование Ага-ха- на.
Все это вызывает огромное раздражение властей, и я не удивляюсь, что они хотели бы нас всех послать в миграцию. Только в Москве и Московской области живут, по неофициальным данным, до 40 тыс. Если Россия перекроет границу, тут будет такой же ужасный кризис, как в 90-е.
Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Респонденты отмечали, что автономия ГБАО во многом номинальная: местный пар- ламент имеет мало полномочий даже в экономической сфере. Большинство наших ин- формантов считает представительность памирцев в органах власти неадекватной, особо отмечая, что этнических памирцев не допускают к должностям в силовых структурах даже на территории ГБАО. В основ- ном, памирцы если и есть на государственных должностях, то не выше первого заместителя, и это именно те работники, на которых все держится.
Нам не доверяют, счи- тают, что мы какие-то сепаратисты, хотя для этого нет вообще никаких ос- нований. Они думают, что если случится форс-мажор, то памирцы могут занять позицию другой стороны. Особенно это обострилось после 2014 года, когда Россия захватила Крым и началась война в Украине.
На нашу власть это очень повлия- ло. Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Как угрозу намеренной постепенной ассимиляции воспринимают памирцы отсут- ствие государственной поддержки памирских языков, исключенность памирских язы- ков из системы школьного образования и официальной сферы употребления государ- ственные учреждения, суды, документооборот. Памирец, творческий работник.
Академическое из- учение языков и культуры памирских народов происходит только при поддержке част- ного фонда Ага-хана. По- степенно, постепенно переходил на таджикский язык. Букварь шугнанского языка внедряли в школах, но потом перестали.
Памирец, предприниматель, житель Душанбе. Памирка, сотрудница международной организации. Тысячелетиями эти языки существуют, кто-нибудь их финансировал?
Я знаю, что специалисты этих языков через международные организации получают гранты для развития наречий. О многих грантах правительство даже не знает. В 2015 году нынешняя председатель Комитета по языку и терминологии при прави- тельстве Республики Таджикистан Гавхар Шарофзода признала угрозу исчезновения памирских и ягнобского языков и анонсировала создание рабочей группы по изучению этих языков и открытие курсов для всех желающих.
Отсутствие книг и периодических изданий, теле- и радиовещания на памирских язы- ках памирцами тоже воспринимается как часть государственной политики по сокра- щению сферы употребления памирских языков. Многие памирцы уверены, что в реальности решение о прекращении радиовещания было принято центральной властью. Радио за- крыли по идеологическим причинам.
Они боятся, что если дать региону самораз- виваться, то он объявит свою независимость и уйдет от Таджикистана.
Что значит Памирец?
лентам новостей всегда показывают таджиков(называя гастербайтером из Средней Азии)ни похожие на истинные таджики,в большенство случаев(это узбаки,турки,лакаи,баллосы,)и другие нации представляют нас Таджиков как они.2.А памирцы у них другой черта лицо,народ очень. Памирцы составляют три процента от общего состава населения Таджикистана и никаким образом не могут представлять угрозы его существованию. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы – это таджики.
Чем отличаются Памирцы от Таджиков все ответы тут
Особенно это заметно в сфере видео контента, где авторы готовы поделиться своими наблюдениями и откровениями о различных этнических группах, их особенностях и традициях. В рамках данной статьи мы сосредоточимся на сравнении памирцев и таджиков с точки зрения представленных видеоматериалов. С медиапленок путешественников и историческими документальными фильмами мы имеем возможность заглянуть во внутренний мир этих этнических групп, узнать о их неповторимых обычаях и ритуалах, и понять, в чем заключается их особая сущность.
Эти сфабрикованные утверждения врагов не имеют исторического подтверждения.
Памирские таджики ничем не отличаются от других таджиков. Внешний, культура и даже местная музыка памирских таджиков таджикская. Все эти регионы представляют собой труднодоступные и гористые долины, где люди редко смешивались с другими народами и сохраняла их культура.
Как безграмотен и дик этот человек, называющий себя историком. Он не предоставил никаких доказательств... Проклятие всем тем, кто пытается разделить таджикскую нацию.
Также встречаются саперы, которые под эгидой Красного Креста проводят разминирование — прям едешь и видишь как они на обочине из земли что-то выкапывают. По дороге растет много диких гранат, тутовника шелковицы , хурмы и прочих растений. То тут то там постоянно встречаются водопады, подземные ключи… В одном месте проезжаем, Алик говорит — Хотите Нарзана? Остановился, взял стакан и занырнул в заросли — Вот попробуйте, говорит. Действительно, холодная, минеральная, сильногазированая вода — источник бьет прямо из горы, в метре от дороги. Кстати, здесь можно не только на деревьях гранат нарвать, но и в горах накопать легко мешочек камней Алик хорошо знает эти места поскольку сам он с Памира. Причем, когда чем-нибудь недоволен постоянно говорит — Да, эти таджики опять… Мне поначалу так это слух резало, потом я не выдержал и спросил — Алик, как понять "эти таджики", а ты кто?
Он — Я не таджик, я — Памирец! Памирцы считают себя отдельной народностью, даже высшей кастой. У них все по своему. По легенде — это остатки войска Александра Македонского, которое он распустил после завоевания Индии и которые не стали возвращаться в Грецию. И действительно внешне они отличаются. Встречаются даже блондины с голубыми глазами. А еще на Памире обнаружена и последняя задокументированная стоянка древних Ариев.
На Памире все по своему. Религия — Зороастризм, в которой образ бога — это свет. В храме главное не здание, а огонь. Кстати, праздник Навруз начало весны пришел в ислам именно из зороастризма. Дома строятся из скального камня и обязательно делается окно в центре крыши для поступления света традиционный памирский дом. Технология строительства из скального камня столь высока, что когда видишь забор длиной в десятки метров, который построен путем укладывания друг на друга кривых скальных камней без какого-либо цемента или скрепляющего материала, при этом с идеально ровной стенкой, выдерживающей землетрясения — это поражает. На Памире очень ценится земля — во-первых ее очень мало, а во-вторых в таком суровом климате до -50 урожай растет весьма скудный.
Поэтому земля — это главное богатство, которое передается в семье по-наследству. Есть такая традиция — если умирает муж а ранняя смертность тут не редкость , то вдову берет в жены его брат, чтобы надел земли не ушел из семьи. Именно здесь я прочувствовал, что означает выражение "горная тропа". Ну то есть как — я и раньше понимал, что это такая тропинка в горах по которой можно пройти и ходил по таким неоднократно, но горная тропа которая сопровождала нас на протяжении 300 км по афганской стороне — это что-то! Со стороны Афганистана вдоль границы нет дороги, там идет тропа шириной прохода одного ишака. Эта тропа идет вдоль отвесных скал то поднимаясь к вершине, то спускаясь до самого Пянджа. Для удобства, на фотографиях прохождение тропы отмечено красными точками.
А для масштаба — в центре, над точкой, можете разглядеть идущих людей. На ней нет никаких перил или ограждений, где-то подложены жерди, где-то камни, видно что постоянно эти конструкции обваливаются порой с высоты 500 метров, видимо вместе с проходящими по ней… Так вот эта тропа соединяет два афганских города. Идут по ней пешком неделю. Идут, естественно, в обе стороны, но ширина тропы такова, что одновременно пройти нельзя, поэтому в некоторых местах сделаны углубления где можно пропустить встречный поток, но для этого нужно постоянно мониторить ситуацию впереди, поскольку ишак развернуться не может и если они встретятся лоб в лоб то одного придется сбросить вниз, а на ишаке везут весь свой багаж. Встретили процессию которая везла невесту — девушка в свадебном наряде гордо восседала на ишаке во главе колонны, дальше шло навьюченное приданое, а потом уже пешком шагали сопровождающие. Причем двигаются они довольно быстро — мы их обогнали, сколько-то проехали, остановились перекусить — смотрим, а они уже догнали нас. Хорог Так петляя по ущельям мы, уже затемно, наконец-то въехали в Хорог.
Кстати, для посещения ГБАО необходимо заранее оформлять пропуска, на посту их проверяют, но у нас все было в порядке. Вселились в гостиницу, которая находится в обычном частном доме, мы всей компанией заняли ее полностью. Там все находится в частных домах — наш офис тоже в обычном частном доме был, а во дворе сотрудники огород садили. Несмотря на то что Хорог — это небольшой поселок, в нем находится Исламский университет, Здание Исламского университета в окружении традиционных построек очень престижный в исламском мире и куда студенты и преподаватели приезжают из разных стран. Порой на улице английскую речь можно услышать чаще русской и тем более таджикской. В Хороге очень высокий уровень образования — кроме мозгов выживать им больше не чем.
Такие особенности делают Таджикистан привлекательным для всех видов туризма — экскурсионного, экологического, спортивного и оздоровительного. Специалисты оценивают туристический потенциал очень высоко, если только руководство индустрии отдыха сможет поднять уровень сервиса и будет постоянно работать над совершенствованием инфраструктуры и созданием новых зон рекреации. Города, сёла и кишлаки: где сегодня лучше жить простым людям В Таджикистане заметен большой разрыв в доходах между городами и селом.
Столица Душанбе — зажиточный азиатский центр с элементами европейского образа жизни, застройка которого идёт на принципах современной архитектуры и градостроения. Село живёт очень бедно. В поисках заработка молодёжь и мужчины уезжают за пределы страны. Дворник-таджик — примета современной Москвы. Российские блогеры, путешествуя по Таджикистану, также отмечают разительный контраст между городским и сельским укладом жизни. Города становятся всё более космополитными и современными. Село сохраняет патриархальные устои на основе исламских традиций. Ковры ручной работы стоят очень дорого, но не делают женщин-ткачих зажиточными Обитателей таджикской глубинки отличает гостеприимство и простодушие. Люди живут бедно, но с достоинством.
Как в любом патриархальном обществе здесь принято уважать старших, рано создавать семью, рожать много детей и строить отношения согласно предписаниям Корана. В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Её предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.
На четыре женщины в Таджикистане приходится один мужчина. Дисбаланс эксперты связывают с трудовой миграцией. Ежегодно более миллиона трудоспособного населения страны, в основном это мужчины, уезжает на заработки в соседние страны. Светлана Глушкова Видео: почему из Таджикистана уезжают люди Численность и состав населения, продолжительность жизни Последняя перепись 2010 г. На июль 2016 эксперты оценивают численность в 8,330 млн человек. Возрастная пирамида типична для страны третьего мира.
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ
Основных отличий от таджиков у памирцев несколько. Всего памирцев насчитывается около 300 тысяч человек. Памирцы отличаются от таджиков в плане внешности, они более светлые, и являются приверженцами иного направления исламской веры. В Москве после кулачной разборки между памирцами и таджиками у ТЦ "Колумбус" в Чертаново предположительно задержали некоторых участников и недавней драки у дома №9 на Каширском шоссе. Чем памирцы отличаются от остальных таджиков.
Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
«До сведения посла была доведена обеспокоенность таджикской стороны приобретшими массовый характер необоснованными случаями отказа во въезде в Россию гражданам Таджикистана», — говорится в сообщении. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира. Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и таджиков мягко говоря за цивилизованных людей не считают. Серенко напомнил, что памирцы пытаются договориться с правительством Рахмона о новых условиях сосуществования, они не отличаются непримиримостью, им чужды сепаратистские идеи. Другие религии памирцами тоже уважаются, и даже не один памирец за всё моё время пребывания в Памире не сказал, что только вера в Аллаха спасёт человека и за сие он попадёт в рай. 9. По Таджикистану проходит знаменитый Памирский тракт, который авторитетные географические и туристические издания постоянно включают его в топы самых красивых дорог мира.
К какой расе относятся таджики: кто они такие и откуда произошли
На видео: Ваханский язык Также в Ванджском районе в долине Язгулям, живут язгулямцы згамиг , обладающие собственным языком. Все памирские языки относятся к восточной таджикский — к западной подгруппе иранской группы индоевропейских языков. На видео: Шугнанский язык В Дарвазе и Ванче население говорит на таджикском языке, хотя в Вандже до XIX века был старо-ванджский язык, который сейчас утерян. В Мургабском районе коренное население кыргызы, которые говорят на кыргызском языке. Языком межэтнического общения для всех жителей ГБАО, равно как и используемым ими письменным языком, является таджикский.
По словам экспертов, памирские языки могут быть утеряны. На этих языках не осуществляется учебный процесс, нет радио, телевидения, не издаются газеты и журналы. Все памирские языки — бесписьменные. Однако есть надежда, что эти языки не исчезнут.
В последнее время среди памирских народов идет возрождение и желание сохранить свою самоидентификацию, языки культуру.
Ответы пользователей Отвечает Алексей Депутат 6 июл. Таджикский язык это западноиранский а Памирские языки это Восточно-... Отвечает Яна Миронова 27 мая 2022 г. Она вообще мало похожа на среднеазиатскую. Так, памирцы практически не едят плов, зато обожают жареную...
Отвечает Андрей Агаларов Памирские таджики «гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики — группа народов, населяющая области Западного Памира Горный Бадахшан , разделённого... Отвечает Покрас Профит Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко... Веками узбеки убивали таджиков, а таджики узбеков. А туркмены занимались... Отвечает Николай Левашов Чаще всего эту народность путают с таджиками, но они абсолютно другие и внешне, и исторически, и ментально.
Они умеют создавать изделия из шерсти, ковры, текстильные изделия, а также выполнять узоры на дереве и расписывать керамику. Памирцы хранят свои традиции и обычаи, передавая их из поколения в поколение. Они оставляют свой след в культуре и истории Таджикистана, делая их национальное наследие богатым и уникальным. Таджики Таджики говорят на таджикском языке, который является письменностью на основе персидского алфавита. Они также владеют русским языком, который является вторым официальным языком в Таджикистане. Традиционно таджики исповедуют ислам, и исламская культура оказывает значительное влияние на их образ жизни, обычаи и традиции. Таджики известны своим гостеприимством и добросердечностью. Семейные ценности и уважение к старшим являются важными аспектами Таджикской культуры.
Таджики имеют свои национальные традиции и праздники, такие как Навруз, которые отмечаются с древних времен. В этих празднествах таджики исполняют танцы, играют на музыкальных инструментах и наслаждаются национальной кухней. Одежда также является важной частью Таджикской культуры. Традиционная мужская одежда называется чапан, а женская — рубои, курта и паранджа. Таджики во многих отношениях схожи с памирцами, но есть и ряд различий. Таджики являются наибольшей этнической группой в Таджикистане, тогда как памирцы проживают в горных регионах Памира. Язык и культура памирцев также отличаются от таджикских. Таджики являются важной составляющей многонационального таджикского общества и вносят свой вклад в историю и культуру региона.
Их традиции и обычаи делают народ Таджикистана уникальным и интересным. География и среда обитания Памирцы и таджики приспособились к жизни в горной местности и имеют некоторые общие черты в своей среде обитания. В этих условиях они развили уникальные навыки, позволяющие им выживать и процветать. Однако, в то же время, среда обитания Памирцев и таджиков имеет некоторые различия. Памирцы, живущие в горных районах Памира, сталкиваются с более суровыми климатическими условиями, чем таджики, проживающие в других районах Таджикистана. Более холодные зимы и короткое лето делают жизнь памирцев особенно сложной. Однако, благодаря своей выносливости и знанию горного мира, памирцы находят способы приспособиться к этим условиям и использовать их в своих интересах. Памирцы Главным преимуществом памирцев является их приспособленность к суровым условиям горной местности.
Горные таджики Раньше от жителей равнины по языку и особенно по условиям жизни высокогорье гарча, или галча, заметно отличалось от слова гаргора. Высокогорный регион назывался Гархистан. По словам В. Бартольда, в некоторых населенных пунктах, например в Бухарском эмирате, и в его время сарты отличались от таджиков не по языку, а по бытовым характеристикам, относя термин сарт в основном к гражданам, термин таджик — к гражданам жители таджикского села, но название сарт иногда распространялось и на жителей гор: Галчи. Слово галча в литературе домонгольского периода записывается как гарча и происходит от слова гар гора упоминается диалектная форма гарч. Гаршистан у арабов также Гаршистан с обычной заменой звука h на звук sh , то есть область высокогорья, в 10 веке в основном назывался областью верхнего Мурраба в современном Афганистане, который составлял особый товар. Но есть также разговоры, по крайней мере, в XII веке, о «Самаркандском Гархистане», очевидно, что необходимо понимать верхний Зеравшанский регион, и его точные определения терминов Гарча и Гарчистан можно найти в исторических данных. Географ начала 13 века Якут под «Гарш», «Гаршистан» имел в виду только горный регион к востоку от Герата, к западу от Гура, к северу от Газны и к югу от Мэрверруда, хотя сам он находился в другом месте, согласно XII веку автор Самани, о Самарканде Гархистан. В эпоху ислама можно встретить, судя по составу звука, термины очень древнего происхождения: гора гар, гарча, или в современном произношении гальч, горец, гарч или гарчистан — горный край.
Район верховий Мурраба Мервско , который до начала XI века составлял особое княжество, особенно назывался Гархистан. Насколько известно, в средневековой литературе нет примеров употребления этого термина для жителей горных районов верхнего течения Амударьи. Мусульманские писатели, похоже, не объединили идею особого языка, непонятного для других, с концепцией garches, или девушек. О диалекте Мургабского Гархистана говорится только то, что, как и следовало ожидать из географического положения этого региона, он представлял собой золотую середину между диалектами Герата и Мерва. А в наше время слово галча использовалось в Средней Азии в значении альпиниста, а не для обозначения особой языковой группы. Русский посол Мейендорф услышал в 1820 году в Бухарском ханстве, что бедные и независимые люди, жившие к востоку от Бухары и к северу от Гиссара, то есть в верхнем Зеравшане, говорили по-персидски и не знали другого языка, но внешне сильно отличались от таджиков. Наиболее широко термин галч встречается у английского исследователя Шоу 1876 , согласно которому под этим именем известны жители Куляба, Матчи, Каратерина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана, Бадахшана, Зебака или Санглича, Минджана среди их турецких и других соседей. В немецком, сборнике данных по иранской филологии, в статье В. Гейгера слово галч считается родовым названием иранских жителей долин Памира, говорящих на особых диалектах.
Дарваз, Куляб, Каратегин и Бадахшан исключены из этой области, где они говорят на том же таджикском языке, что и равнины. Во всяком случае, судя по этимологическому происхождению, в слове галча нет ничего оскорбительного, но из-за низкого уровня культуры горцев оно использовалось низинными жителями с оттенком презрения. В персидских словарях слову гарчеги название, производное от слова гарча придается значение глупости, невежества. Для слова галча — значение странника. Вполне естественно, что нагорье Верхнего Зеравшана в других местах слово галч, по-видимому, было неизвестно самим горцам не захотели так называться. Одному из русских исследователей С. Масловскому в Зеравшане, за Пенджикентом, по-видимому, в Фалгаре сказали: «Мы не ралча; Галча находится на Ягнобе, это в Матче, там плохие таджики, а мы не Галча ». Видимо, у некоторых горцев со словом« таджик »ассоциировалась идея ассимиляции ислама или мусульманской культуры. Сам С.
Масловский слышал «в восточном Дарвазе, Шугнане, Рошане» выражение: «мы недавно стали таджиками» к сожалению, исследователь, видимо, не спросил своих собеседников, кем они были раньше Генетика Серия «Народы СССР» таджики , Почтовая марка СССР, 1933 г Таджики являются носителями нескольких гаплогрупп. Примечательно, что в Афганистане проживает больше представителей этого народа, чем в Таджикистане. Язык Таджики говорят на нескольких диалектах персидско-таджикского, таджикского и дари афгано-персидского континуума. До 20 века литературный язык таджиков был таким же, как и у персов в Иране, и назывался «персидским» или «придворным», языком двора. Иногда многочисленные разговорные формы этого языка назывались таджикским, но этот термин не получил широкого распространения. В таджикском языке более 50 диалектов, которые делятся на четыре основные группы: центральный Верхний Зеравшан северный южный Когда Арабский халифат завоевал Среднюю Азию, таджикское письмо было основано на арабском алфавите, поэтому в 1929 году оно было переведено на латинский алфавит. Современная письменность основана на кириллице.
Почему памирцы живут у невесты
Попробуйте сервис подбора литературы. Вы всегда можете отключить рекламу. According to the results of the analysis of the sociological research in the Pamir region a significant increase of interest from representatives of these ethnic communities to preserve their national identity is revealed. Special attention is paid to the situation of ethnic self-identification among the youth. Also there is observed that the complex of distinctive features characteristic of small ethnic groups of Tajikistan, due to objective reasons, hinders their full integration in Tajik society and contributes to the growth of misunderstanding in the relations between Tajiks and small Nations living on the territory of Tajikistan. Other factors that may have a diverse character and how to facilitate the integration of the Pamir ethnic groups in Tajik society and to influence its disintegration are identified.
According to the results of the analysis of ethnic identity of small ethnic groups in the Pamir region activities that will help to reduce the prevalence of nationalistic and chauvinistic sentiments among the population of the Pamirs and in particular among youth and adolescents are offered. Назархудоева Московский государственный институт культуры В статье рассматривается специфика положения малых этнических общностей Памира на территории Республики Таджикистан в современных условиях. Особое внимание в статье уделено этнической самоидентификации молодёжи. Отмечено также, что комплекс отличительных черт, свойственных малым народам Таджикистана, в силу объективных причин затрудняет их полномасштабную интеграцию в таджикское общество и способствует нарастанию непонимания во взаимоотношениях между таджиками и малыми народами, проживающими на территории Таджикистана. Выявлены и другие факторы, которые могут иметь разнонаправленный характер и как способствовать интеграции памирских этнических групп в таджикское общество, так и влиять на его дезинтеграцию.
По итогам анализа ситуации с этнической самоидентификацией малых этносов в Памирском регионе предлагаются мероприятия, проведение которых будет способствовать снижению распространённости националистических и шовинистических настроений среди населения Памира, особенно среди молодёжи и подростков. Ключевые слова: культура, малые народы, таджики, традиции, этническая идентификация, этническая общность. In this article the specificity of the situation of small ethnic communities of the Pamirs in the territory of the Republic of Tajikistan in modern conditions is considered. Keywords: culture, ethnic minorities, the Tajiks, traditions, ethnic identification, ethnic community. Для цитирования: Назархудоева Д.
В современной науке понятие этнической идентификации используется для обозначения устойчивых характеристик личности, посредством которых индивид фиксирует своё членство в конкретной этнической общности. Более точная характеристика этнической идентификации предполагает ещё и учёт таких параметров, которые обозначают уровень связи личности с этой общностью и отграничивают личность от иного социального окружения. Значимость этнической идентификации для малых народов в условиях глобализации постоянно возрастает, поскольку растёт риск утраты ими национальной самобытности. Всё сказанное в полной мере может быть отнесено к малым народам — этническим группам Памира, среди которых шугнанцы, рушанцы, бад-жувцы, ишкашимцы, ваханцы и т. Следует отметить, что этнические сообщества Памира отличаются от «классических» таджиков с точки зрения религии, языка и этнической принадлежности.
Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту. Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев.
Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе.
Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён [16]. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др.
Фактически до XIX в. В 1883 году Рушаном, Ваханом и Шугнаном на короткое время завладел Афганистан [17]. В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями.
Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17]. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления.
В Ишкашиме и Вахане: «сеиды» — потомки духовной касты, «акобиро» — военная аристократия наукяры , «чокар» — слуги. В Шугнане: «сеиды» — потомки духовной касты, «миры» — благородные люди, «факиры» — простой народ. В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий каумов : «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ. Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй. В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло.
Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени [16] [18]. Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев.
Токио Япония Список 10 крупнейших городов мира с самым большим населением открывает столица Японии — Токио...
Я долго не мог придумать название для этой статьи, но в итоге, выбрал более понятное для всех. В сегодняшней статье, пойдёт речь о фильмах, где человечеству угрожает гибель в виду, какой либо чрезвычайной ситуации, будь то астероид, нападение пришельцев или эпидемия. Фильмов с таким сюжетом, где человечество стоит на пороге уничтожения, а порой и погибает, снято довольно много.
Сегодня, я постараюсь выбрать наиболее интересные и зрелищные... Но при этом в стойбище есть всё необходимое для комфортной жизни. Ездят на снегоходах, используют генераторы и бензопилы.
Даже легковой автомобиль видела в стойбище. Видимо, проехали летом, когда в лесу было сухо. Ханты живут в глухой тайге вдалеке от цивилизации.
Несколько деревянных избушек, до которых добираться надо на снегоходе или вездеходе от ближайшего посёлка. Расстояние — около 100 километров. Их быт устроен немного по-другому по сравнению с ханты с Ямала, которые кочуют и живут в чумах...
Несколько месяцев потребовалось инженерам, чтобы определить, в каком направлении его следует «ремонтировать» если можно так называть дистанционную работу.
Развит был промысел по обработке рогов, в особенности диких козлов. Из них изготовляли гребни, рукоятки для холодного оружия. Национальная кухня Узнав о культуре и религии, можно понять, кто такие памирцы. Дополнить эти знания можно, рассмотрев традиционную пищу представителей этих народов. Зная традиционные занятия, несложно догадаться, что в рационе памирцев очень мало мяса.
Связано это с тем, что выпасать скот негде, поэтому они берегут его для получения молока и шерсти. К основным продуктам питания относится пшеница в виде муки и дробленой крупы. Из муки делают лапшу, лепешки, клецки. Также горные народы питаются фруктами, грецкими орехами, бобовыми, овощами. Из молочных продуктов наиболее популярными у них является овечий сыр, чай с молоком, кислое молоко. Зажиточные памирцы пьют чай с молоком, добавляя кусочек сливочного масла.
Карамшо Мамаднасимов
- Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото
- Блеск и нищета Таджикистана: почему любой таджик стремится в Россию
- Памирцы - загадка Средней Азии.
- Таджикистан. Древнейшие горцы Памира
К какой расе относятся таджики: кто они такие и откуда произошли
07. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ @okasca_history | Хотя формально народности таджикского Памира (или Горно-Бадахшанской автономной области) и считаются таджиками, их язык, религия, пища и обычаи разительно отличаются от метрополии. |
Кто такие Памирские таджики? | Также жители горного региона отличаются от остальных жителей Таджикистана языками (их порядка шести), но все они, как и таджикский, относятся к восточноиранской группе. |
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки
Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом. И ничем не отличаемся от Горских Таджиков, кромнн языка, и ни чем не отличаемся от Горских Пуштунов Гиндукуша, т.к они тоже явл. ГБАО населена памирскими народностями, родственными таджикам, но имеющим собственные языки и свою этническую идентичность.
Так... Чем же отличаются Памирцы от Таджиков????? и почему мы не объединяемся?????
Тщательное прочтение научной литературы, по-видимому, показывает, что концепция «Памир» и «Бадахшан» отделимы, так как Памир относится к географическому ландшафту, а Бадахшан относится к территории с историческими границами и государственным контролем. Памирские общины расположены на территориях четырех нынешних национальных государств: Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана. Эти общины говорят на разных диалектах восточно-иранских языков. В течение XIX века регион был полем противстояния мировых держав того времени: Британской и Российской империй. В результате две колониальные державы искусственно поощряли соперничество между местными правителями, эмирами и ханами, реализуя так называемую политику «разделяй и властвуй». К концу 19 века река Пяндж превратилась в естественную границу между колониальными державами, а затем в 20 веке регион был разделен между четырьмя странами. Этническая самоидентификация памирцев была политизирована в последнее столетие в Таджикистане и является чувствительной темой, особенно после обретения страной независимости. Как этот процесс развивался? Согласно летописям русских исследователей, жители Памирских гор считали себя таджиками, а не памирцами. Во второй части книги анализированы факторы, которые способствовали смене идентичности среди некоторых памирцев. Именно ученые, изучавшие Памир, представили и внесли в науку термины «Памир» и «памирцы», которые позже стали маркером идентичности для таджикского народа Горно-Бадахшанской Автономной Области Таджикистана ГБАО.
Российские и советские ученые сыграли важную роль в развитии и памирской, и таджикской идентичности, а после распада Советского Союза той же тенденции придерживаются и западные ученые. В советское время все сферы жизнедеятельности получили развитие, в том числе строительство дорог, административных учреждений, больниц, школ, а также значительно возрос уровень грамотности, что и оказало непосредственное влияние на жизнь горных людей и увеличило население с 21 000 до 200 000 человек. Образование сыграло ключевую роль в Горном Бадахшане, в частности в 1989 году, когда был образован Институт изучения Памира, филиал Академии наук Таджикистана. Согласно данным исследованиям, памирскость — это эволюционирующая концепция и ей еще предстоит дальнейшее развитие. Пока она развивается без того, чтобы деградировать в сторону сепаратистских движений, у нее есть хорошие шансы остаться в рамках национальных дебатов для памирских таджиков и таджикского государства. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы — это таджики. На чем основан ваш аргумент? Разве такое мнение не создает других вопросов, например, являются ли также таджиками те, кто говорят на тех же памирских языках в Афганистане Бадахшан и Пакистане Хунза , такие как ваханцы и ишкашимцы? Они сами себя идентифицируют как таджики? А как насчет персоговорящих народов Афганистана, таких как хазара?
На чем мы основываемся, когда мы называем таджиками сарыкольцев, которые имеют характерную тюркскую внешность, говорят на уйгурском языке и живут в Китае? Кто такой собственно таджик в целом и как мы определяем этническую принадлежность — на основе языка, культуры, геополитической местности? В то же время, некоторые другие историки и интеллектуалы спорят об использовании слова «таджик», заявляя, что это большевики, исходя из политических убеждений, поменяли название народа и языка персоязычных иранцев своей территории, чтобы оборвать связи между советскими и несоветскими персами таджиками.
Можно вместо этого просто пожертвовать какие-то средства.
Имам призывает нас учиться и уважать чужую культуру. Мы должны прислушиваться к его наставлениям. Он призывает нас учить английский язык, потому что это поможет в будущем. Но при этом мы не должны открыто рассказывать про нашу религию и пропагандировать ее", — говорит Нурулло.
Он также добавил, что жители Горного Бадахшана отличаются от остальных районов Таджикистана национальной одеждой и манерой обустраивать жилище. Даже орнамент "шерози" на головном уборе отличается", — объяснил он. Дом делится на мужскую и женскую части. На потолке присутствует так называемая чорхона четыре дома — ред.
В ближайшем будущем Нурулло Джумахонов планирует получать высшее спортивное образование. Он хочет поступить на заочное отделение в Южно-Уральский государственный университет в Челябинске. Жить при этом Нурулло намерен в Москве, посещая вуз только во время сессии. Молодой человек мечтает работать спортивным тренером.
Памирские Уйгуры и киргизы называются по своим национальным именам, а таджики этого региона называются нетаджиками. Где логика? Враги таджикской нации с самого начала пытались отрицать существование нации под названием таджикская, но не смогли, ибо таджикская литература была доказательством великой культуры и цивилизации таджикской нации. Потом эти враги таджиков попытались разделить таджиков на классы и ветви и отдалить их от своей идентичности. Самаркандцев, бухарцев, хорезмийцев и согдийцев называли узбеками, а поморских таджиков — памирцами. Памир — это название региона, а не название нации или племени. Уйгуры и киргизы называются по своим национальным именам, а таджики этого региона называются нетаджиками.
Хлопнул дверью и ушел. Негативно воспринимается то, что у исмаилитов во время молитвы женщины и мужчины находятся в одном помещении хотя и сидят разными группами. Да, мы молимся не пять раз в день, женщины молятся вместе с мужчина- ми, мы не держим Рузу. Памирец, частный предприниматель Религиозный лидер исмаилитов в своих регулярно рассылаемых посланиях провоз- глашает ценность образования и призывает обращать особое внимание на образование девочек и женщин. Относительная свобода памирских женщин, их большая эмансипи- рованность по сравнению с ситуацией в средней таджикской семье в глазах патриар- хального таджикистанского общества оценивается негативно. Родители так настраивают. А им по 10 лет только! Я вот думаю, что мне свою дочку надо ограждать от таких разговоров. Памирка, сотрудница международной организации Опрошенные нами памирцы поддерживают усилия правительства Таджикистана по противодействию радикальному исламу, считая его угрозой для мирного сосущество- вания религиозных групп в Таджикистане и конкретно для собственной безопасности. После войны и кризисов у нас образовались целые поколения необразованных люмпенов, и этот вакуум необразованности стал заполняться религиозными идеологиями, особенно с салафитским влиянием. Наши ре- спонденты высоко ценят то, что власти Таджикистана разрешили строительство Исмаи- литского центра в Душанбе и не противодействуют его просветительской деятельности. Наконец, еще один аспект стереотипно негативного восприятия памирцев в Таджи- кистане связан с событиями недавней истории страны: гражданской войной 1992-1997 гг. Определенная часть памирцев же восприняла события в Хороге как попытку этнической чистки, агрессию в отноше- нии народа в целом. Подобные высказывания на официальном уровне не отмечены, но наши респонденты допускают, что выдавливание памирского населения из Таджикистана может быть негласной целью правительства. Плюс патронирование Ага-ха- на. Все это вызывает огромное раздражение властей, и я не удивляюсь, что они хотели бы нас всех послать в миграцию. Только в Москве и Московской области живут, по неофициальным данным, до 40 тыс. Если Россия перекроет границу, тут будет такой же ужасный кризис, как в 90-е. Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Респонденты отмечали, что автономия ГБАО во многом номинальная: местный пар- ламент имеет мало полномочий даже в экономической сфере. Большинство наших ин- формантов считает представительность памирцев в органах власти неадекватной, особо отмечая, что этнических памирцев не допускают к должностям в силовых структурах даже на территории ГБАО. В основ- ном, памирцы если и есть на государственных должностях, то не выше первого заместителя, и это именно те работники, на которых все держится. Нам не доверяют, счи- тают, что мы какие-то сепаратисты, хотя для этого нет вообще никаких ос- нований. Они думают, что если случится форс-мажор, то памирцы могут занять позицию другой стороны. Особенно это обострилось после 2014 года, когда Россия захватила Крым и началась война в Украине. На нашу власть это очень повлия- ло. Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Как угрозу намеренной постепенной ассимиляции воспринимают памирцы отсут- ствие государственной поддержки памирских языков, исключенность памирских язы- ков из системы школьного образования и официальной сферы употребления государ- ственные учреждения, суды, документооборот. Памирец, творческий работник. Академическое из- учение языков и культуры памирских народов происходит только при поддержке част- ного фонда Ага-хана. По- степенно, постепенно переходил на таджикский язык.