Вскоре к плакату Петра Вертоградова с изображением Ленина присоединился и портрет Надежды Крупской.
Почему у Ленина не было детей? Малоизвестные факты
Однако общей картины это не меняет. Известно, что Крупская поддержала Зиновьева и Каменева. Сталин же написал Молотову: «Крупская — раскольница. Ее и надо бить, как раскольницу…». Укрощение строптивой Неудивительно, что, по утверждению Ирины Сергиевской, автора книги «Пантеоны Кремля», после смерти Владимира Ильича у Надежды Крупской не единожды производились обыски. Не раз ей намекали на то, что она не имеет никакого права на личную память о вожде. Сергиевская пишет о том, что у Крупской изъяли все, что было связано с ее усопшим мужем: фотографии, письма, рукописи.
По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила. Как-то раз, по словам свидетелей тех событий, Крупская, устав от обысков, оставила в квартире записку на имя Сталина. Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет. Я давно все отдала». Возможно, именно такими действиями Сталин заставил Крупскую молчать.
Дух Великой Октябрьской социалистической революции в сердцах многих дедушек и бабушек чувствуется до сих пор. Петр Вертоградов ходит на митинги постоянно, свой плакат он смастерил сам с помощью газетной вырезки, полиэтилена, досок и изоленты. Об этом сообщает информационный портал MOST. Октябрь — это прогресс советского народа, — рассказал коммунист Петр Вертоградов.
Праздник собрал более двухсот человек, но комсольцев и комсомолок, как обычно, пришло крайне мало.
Возникшие осложнения болезни затронули и внутренние органы. Возможно, Крупская могла бы вылечиться, но условия жизни революционерки были тяжелыми. Позже у нее диагностировали и Базедову болезнь. Все это в конечном итоге привело к бесплодию.
В Петербурге двадцатитрехлетний Володя приударял за молодой красавицей Аполлинарией Якубовой, подругой Ольги Ульяновой по Высшим женским курсам. Она отвечала ему взаимностью. В 1894 году они встречались в Нижнем, и, по замечаниям сестры Анны, чувство между ними было живо еще в 1897-м, когда Владимир отправлялся в сибирскую ссылку. Володя называл Аполлинарию Якубову Кубочкой. Когда он вышел из Дома предварительного заключения, Кубочка ждала его у ворот тюрьмы, она бросилась к нему, целовала его, смеясь и плача одновременно так запомнила события Анна Ульянова. Но интерес к Ульянову проявляла не одна Аполлинария Якубова. Когда Владимир оказался в Доме предварительного заключения декабрь 1895 года , вместе с Якубовой ходила стоять под окнами тюрьмы и Надежда Крупская. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом? Анна Ульянова говорит, что это Надя предложила Володе сочетаться браком, когда тот поехал в ссылку, и поначалу он ответил отказом.
Потом, где-то в конце 1897 года, Ленин передумал и призвал к себе Надежду Крупскую как свою невесту. Похоже, он все же предпочел бы видеть рядом Якубову - красавицу и убежденную революционерку, женщину, о которой он, по воспоминаниям Анны, всегда говорил с большой нежностью.
СПУТНИКИ #18. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ
Бездетному браку Ленина и Крупской исполнилось уже 11 лет. А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали. Ленин и Крупская были знакомы с 1893 года, но поначалу виделись лишь на общих тайных собраниях революционеров, и видели в друг друге исключительно единомышленников.
6.7.2. Почему Крупская не Ульянова и не Ленина?
Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию. Крупская доказывала, что Ленин не великий гений, а обычный, хотя и очень талантливый человек со всеми присущими людям достоинствами и недостатками.
Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину
После освобождения из ссылки Ленин и Крупская эмигрировали в Европу: они жили в Германии, Великобритании и Швейцарии. один из самых известных российских революционеров, повлиявших на мировой ход истории. Бездетному браку Ленина и Крупской исполнилось уже 11 лет. Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд.
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?
Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. И. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Знакомство Ленина и Крупской произошло в феврале 1894 года в Петербурге на встрече революционных активистов, проводимой под видом празднования масленицы. один из самых известных российских революционеров, повлиявших на мировой ход истории. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, верная спутница жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.
От слабоумия до сифилиса: две истории болезни Ленина и два бальзамирования
Татьяна Горшунова (1954 г.р.). Свадьба и ой 22 (10) июля 1898 года в селе Шушенское состоялось церковное венчание двух ссыльных – «рабов Божьих Владимира и Надежды». ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ» на канале «Шоу Известь» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 октября 2023 года в 13:25, длительностью 00:23:57, на видеохостинге RUTUBE. Впоследствии Крупская смогла присоединиться Ленину благодаря официальной регистрации брака, точнее венчанию.
Жандармы — в дом, революционеры — в окно: где и как жил Ленин в Уфе во время ссылки
Старков, Г. Кржижановский, В. Ульянов, Ю. Владимир Ильич Ленин с американским экономистом Кристенсеном в своем кабинете в Кремле, 28 ноября 1921 г. Ильич гуляет с котенком в Горках. Владимир Ленин. Ленин в ярко-красном галстуке. Владимир Ильич Ленин.
Подробнее Рейтинг 2 оценки, среднее 5 из 5 0 519 просмотров Источник.
Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности.
А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике.
После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам.
Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки?
Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений.
С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы.
В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи.
В 1938 году арестован за «участие в контрреволюционной террористической организации». Приговорён к высшей мере накзания и в тот же день расстрелян. В 1936 году арестован по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» и исключён из партии. На открытом судебном процессе был вынужден оговорить себя, и был приговорён к 10 годам тюрьмы. Однако, 21 мая 1939 года был убит в Верхнеуральском политизоляторе по прямому указанию Лаврентия Берии. В 1934 году был арестован по делу «Ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы». Исключён из партии и осуждён на 2 года ссылки. В 1936 году, находясь в ссылке, приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет лишения свободы. В 1947 году вновь осуждён к 10 годам лишения свободы. Умер в лагере. Судьба неизвестна что удивительно, так как это соратники Ленина - 9 человек. Судьба неизвестна. Золовка Инессы Арманд. Жена Ильи Мирингофа. Сын Буни Погосской. Умерли от старости то есть в возрасте более 50 лет — 8 человек.
Почему Ленин и Крупская не стали родителями Новости Как за полчаса очистить смеситель от слоя известкового налета: поможет обычный уксус Эти вещи пылятся в доме каждой третьей семьи, хотя их можно выгодно продать Владимир Ленин женился на Надежде Крупской в 1898 г. Однако детей у них не было. Дело в том, что Крупская была бесплодной. Незадолго до свадьбы Надежда Константиновна попала в тюрьму и простудилась.
Почему Ленин и Крупская не стали родителями
Однако вскоре генсек вновь нахамил супруге вождя. На этот раз за Крупскую вступился сам Ленин. Ильич отправил Сталину записку с требованиями извиниться перед Надеждой Константиновной, в противном случае пригрозил ему полным разрывом отношений. Ситуация не изменилась и после смерти Ленина. Крупская продолжала мешать Сталину. Так, по словам Светланы Аллилуевой, Надежда Константиновна была против выставления тела своего мужа на всеобщее обозрение. Впрочем, Юрий Лопухин, автор издания «Как умер Ленин.
Откровения смотрителя Мавзолея», утверждал, что ни одного высказывания Крупской подобного рода на самом деле нет. Мало того, она выступала на съезде с речью, посвященной памяти Владимира Ильича, и голосовала за принятие решения о строительстве Мавзолея. Однако общей картины это не меняет. Известно, что Крупская поддержала Зиновьева и Каменева. Сталин же написал Молотову: «Крупская — раскольница.
Кривила душой. Уже через пять лет брака все ушло. Муж перестал интересоваться Надей как женщиной.
Коварная болезнь убила всю красоту Крупской и лишила женского счастья! И умненькая! С трех лет отлично училась на дому. В 18 окончила гимназию княгини Оболенской с золотой медалью. Родители в Наде души не чаяли и прочили дочке счастливое будущее. Может, так и вышло бы, проживи поручик Крупский долго. Но офицер умер в 44 года от туберкулеза легких весной 1883 года, едва девочке минуло 14. Она уже была «пропитана» идеями марксизма, ведь папа был одним из руководителей революционной организации русских офицеров в Польше.
И, в то время как барышни вокруг грезили о любовных романах, Надежда мечтала о счастье для простого народа. И на мальчиков не реагировала. А ведь: «У Нади была белая, тонкая кожа, нежно-розовый румянец, — описывала 92-летняя подруга Ариадна Тыркова-Вильямс. Да и носик — простой: маленький, вздернутый. И роста была высокого». В лице — что-то одухотворенное».
У нас отсутствуют школьные детские коллективы, где не было бы травли, где не было бы насмешек и так далее. Все это и рождает массовые расстрелы в Керчи. Чтобы всего этого не было — необходимо восстановить нормальную педагогическую воспитательную функцию в школах. Что учитель может видеть, когда у него в классе 50 человек, когда он заполняет сотни бумажек? Еще 80 лет назад Крупская указывала на ошибочность и порочность такой системы. Якобы его произведения, по ее словам, — болтовня и неуважение к детям… — В 90-е годы этот скандал был слишком раздут. Как же она могла недолюбливать Чуковского?! Большинство людей, которые за это ее осуждают, даже не читали этой сказки или читали в уже адаптированном, с учетом критики Крупской, формате. Все равно что сравнивать реальные сказки братьев Гримм и адаптированные, которые, по предложению Крупской, были переведены для Советского Союза как сказки, где были убраны насилие, ужасы, изменены концовки. В качестве еще одного примера. Есть знаменитая европейская сказка «Пиноккио». В России мы ее знаем как сказку про Буратино. Была изменена ее сущность. Наш Буратино уже не является мальчиком-лгуном. Он формируется, он совершает ошибки, а коллектив помогает ему стать лучше. И вот он уже большой защитник коллектива кукол, а не, как сказали бы в 30-е годы, «буржуазный выгодоприобретатель», который нашел себе красивую девчонку и кучу денег. Именно по просьбе Крупской Алексей Толстой переписал эту сказку на новый лад. То же самое произошло и с «Крокодилом» Чуковского. Зайдите в интернет и найдите самое первое издание этой сказки, до критики Крупской. Ознакомьтесь с ней и скажите сами себе: готовы ли вы читать ее в таком виде своим детям? Крупская выстроила другую систему. Она создавала для детей специальную литературу, специальную информационную среду. Именно она выступила с идеей создания детской литературы. Где, в какой стране мира к тому времени возникло специализированное детское издание, которое не создавало комиксы или сказочки, а развивало детей и заключало контракты с теми издателями, которые пишут развивающую литературу? Одним из таких писателей был Виталий Бианки, на чьих рассказах о природе воспитано целое поколение. Сейчас же, когда читаешь современную литературу, невольно думаешь, что эти люди сами никогда на природе не были. Надежда Крупская выступала именно за то, чтобы информация для детей очень сильно фильтровалась. Информация должна не засорять мозг ребенку и не развивать в нем низменные инстинкты в виде бешеной сексуализации. Вы посмотрите, сколько у нас сегодня случаев раннего секса! Бешено растет количество ранних абортов, после чего ставшая уже взрослой женщина испытывает проблемы с рождением детей. У нас появилась детская косметика, детская мода, детское шампанское, детские сигареты — попытка заработать на ребенке еще до того, как он перестал быть ребенком. По сути дела, его лишают детства. Крупская же выступала за то, чтобы к нему относиться как к личности, но не лишать при этом детства, вложив в него в период формирования максимально те знания и умения, которые ему пригодятся в жизни. Не с точки зрения желания выглядеть красиво и обольстить партнера, а с точки зрения формирования грамотного, умного и знающего человека. Именно поэтому, конечно, она выступала резко против многих моментов в воспитании. Думаю, что при ней режиссер Серебренников не смог бы поставить свои спектакли, а в Большом театре точно не шел бы «Нуреев», воспевающий любовь между мужчинами. Считать это цензурой? Или считать это работой в рамках формирования психики детей?
Это не значит, что Ленину были чужды простые человеческие радости и что он совсем не любил праздников. Одним из любимейших праздников Владимира Ильича был День международной солидарности трудящихся — Первое мая. В царской России — не только в ссылке, но и на воле — не было возможности праздновать его открыто, и революционеры выезжали за город и под видом пикника чтоб не привлекать внимание полиции! Это называлось «маевки». Ленин в них участвовал, он знал много таких песен и с удовольствием их пел — «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжелой неволей», «Интернационал» русский перевод Ленин считал неудачным и пел этот гимн на языке оригинала — по-французски. Крупская в своих воспоминаниях неоднократно описывает «маевки». За границей, там, где социал-демократические партии действовали легально, Ленин участвовал в демонстрациях на Первое мая. Конечно, как великое счастье он переживал свободное, открытое празднование Первомая после 1917 года! У Ленина была даже статья, которая так и называлась «Первое мая» и которая была написана как обращение к рабочим. Процитирую ее: «Товарищи-рабочие! Наступает день Первого мая, когда рабочие всех стран празднуют свое пробуждение к сознательной жизни, празднуют свое объединение в борьбе против всякого насилия и всякого угнетения человека человеком, в борьбе за освобождение миллионов трудящихся от голода, нищеты и унижения. Два мира стоят друг против друга в этой великой борьбе: мир капитала и мир труда, мир эксплуатации и рабства, мир братства и свободы». Но вернусь к теме дня рождения Ленина. Когда Владимир Ильич стал главой государства, ему пришлось столкнуться со старой российской традицией чествования начальства. Особенно это касалась юбилейных дат. В 1920 году Ленину исполнилось ровно 50 лет. С этим связана одна интересная история, про которую часто пишут биографы Ильича. Конечно, Владимир Ильич никому не сообщал, что близится его 50-летие. Но 5 апреля 1920 года на съезде РКП б один из делегатов каким-то образом об этом узнал и поспешил сообщить с трибуны, что вождю партии и главе государства Ленин был председателем правительства РСФСР — Совнаркома скоро 50. Делегаты выстроились в очередь к трибуне, чтобы высказать свои восторженные чувства, поздравить. Увидев это, Ленин встал из-за стола, спешно покинул президиум и вышел из зала. В день рождения, 22 апреля, близкие товарищи Ленина пригласили его на скромный ужин. Он пришел. Ужин был действительно скромный — из спиртного на столе стояла лишь бутылка грузинского вина, которую принес Сталин. Подарок был всего один — от Надежды Константиновны, она подарила мужу меховую шапку для зимней охоты Владимир Ильич любил походить по лесу с ружьем. Однако руководство партии все же решило устроить официальное чествование юбиляра. Оно состоялось на следующий день, 23 апреля, в здании московского горкома партии. Несмотря на настойчивые уговоры, Ленин отказался идти на первую, официальную, часть, где лидеры партии и государства произносили речи в честь юбиляра, подчеркивая его заслуги и достоинства. Ленин посетил лишь заключительную часть.
Секретные записи Крупской о последних днях жизни Ленина: «Глухо стонал»
У Крупской был шанс остаться в памяти народа деятельницей уровня Александры Коллонтай, но — брак с Лениным определил, как на неё стали смотреть окружающие. Статуса у неё могло быть два. Сначала — жена Ленина. Потом — вдова Ленина. А что делала она сама, какой вклад внесла в революцию или формирование новых советских реалий, было уже не важно. Ещё до революции Крупская стала для Ленина бессменным секретарём. Занималась его перепиской, помогала работать с бумагами, прессой, с ним вместе работала над подпольной газетой «Искра». Настолько же доверенным лицом была для Владимира только его Инесса Арманд.
Она выполняла для Ленина переводы. Крупская также была связной, когда Ленин скрывался от очередного ареста — ездила к нему на конспиративную квартиру и привозила указания прочим революционерам. Но современники, очевидцы их молодой совместной жизни замечали другое: революционер Григорий Петровский считал, что по Ленину видно — ему иногда «попадает». Он же отмечал, что все речи Владимира проходили придирчивую проверку Крупской — она указывала на несуразности, застревание на какой-то детали. Например, раскрывала связь между повальной проституцией в среде фабричных работниц и оплатой их труда на фабрике — женщинам при тех же нормах платили во много раз меньше, чем мужчинам, и оплата эта никак не учитывала ни стоимость наидешёвейшего жилья, ни необходимость кормить детей. До Крупской были больше слышны вздохи морализаторов: мол, докатились, нынешнее поколение женщин просто пало от желания красивой жизни... До революции же вышла её книга «Народное образование и демократия», высоко оценённая соратниками.
Отличалась Надежда и бесстрашием. Когда представители Временного правительства пришли арестовывать Ленина как немецкого шпиона, сам Владимир Ильич скрылся, зато Крупская встречала полицейских не просто свободно — спокойно и с оскорблениями. Она не переставала отпускать вооружённым людям колкие замечания всё время, что шёл обыск. В детстве она страдала от одиночества. Может быть, поэтому Надежда так горячо приняла к сердцу детский вопрос и занималась вопросами превращения всякой детской жизни в СССР в коллективную. В двадцатые и тридцатые годы эта организация намного улучшила качество жизни советских детей. Под пионеров стали строить «дворцы» с интересными кружками и читальными залами — куда многие дети буквально сбегали из трудного быта коммуналок или бараков.
Для пионеров создавали лагеря летнего отдыха — и многие впервые увидели море, именно в лагерях узнали о новых требованиях гигиены, получили вдоволь времени для игр на природе, а не на улицах. Правда, при всей своей любви к коллективизму и труду методов Макаренко не принимала — всё казалось ей, что «казарменностью» лишает он детей детства. Правда, излишняя серьёзность Надежды Константиновны сыграла было плохую службу советским детям.
Благодаря помощи Владимира Ильича и дружной работе крестьян летом 1921 года в деревне Горки появился электрический свет. Антонова отмечает: «Местные жители старожилы, с которыми мне приходилось общаться, отзывались о Надежде Константиновне с уважением и теплотой, вспоминая ее простоту в общении и скромность в одежде. Благодаря ее заботам один из барских оссбняков был отдан под детский дом со школой первой ступени 4 класса. Многие по окончании ее вышли на широкую дорогу жизни, став впоследствии руководителями хозяйств, высококвалифицированными рабочими». Из книги А. Антоновой «Наши Горки… история, события, люди» В Горках Лениным были написаны такие важные в политико-экономическом отношении работы «Пролетарская революция и ренегат Каутский», Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Странички из Дневника», «Политическое завещание». Первое время Ленин, пока позволяло ему здоровье, предпочитал отдыхать и жить не в главном доме усадьбы, а в северном флигеле.
Крупская объясняла: «Обстановка была непривычная. Мы привыкли жить в скромных квартирках, в дешёвеньких комнатах и дешёвых заграничных пансионатах и не знали, куда сунуться в этих покоях…». Антоновой «Наши Горки… история, события, люди» Там же останавливались видные деятели партии: Дзержинский, Сталин, Бухарин, Каменев, Калинин и другие партийные деятели. К июлю у Ленина восстановилась способность писать и двигаться, хотя официально снова приступил к работе только в октябре. После первого инсульта по настоянию врачей Ленин переселился в главный особняк, поскольку там условия для поддержания здоровья были более благоприятные. Пребывая в Горках, Ленин распорядился, чтобы никаких перестановок в доме не делали и оставили всё так, как было при прежних владельцах. Известно, что Ленин не раз подчёркивал: «Горки — не моя собственность! Оставьте всё так, как было при прежних хозяевах! Так, дочь Инессы Арманд попыталась затеять перестановку в бывшем будуаре З. Морозовой, который выделили под спальню Ленина.
Для начала велела убрать гигантские зеркала. Ильич, будучи человеком спокойным и неконфликтным, тогда всерьёз рассердился: «Ничего не трогать! Ни единой вещи! Вплоть до портретов на стенах! Всё принадлежит народу! Не привыкший к роскоши, он очень аккуратно относился к дому и парку. Экскурсовод В. Ухорцева привела случай, что за спиленное в парке дерево он лично устроил скандал местным охранникам и смотрителям. И насколько в современное меркантильно-рыночное время изменилось отношение к сохранности усадьбы, сохраняющей статус государственного музея-усадьбы! До перестройки с балкона особняка открывался прекрасный вид на фруктовые и вишнёвые сады, что располагались за рекой Пахра.
При Советской власти это великолепие поддерживалось и культивировалось. А вот реставрация капитализма фруктовые и вишневые сады напрочь подкосила. Сейчас там стоят дома, некоторые из них по пышности, как свидетельствует печать, превосходят роскошь бывшей усадьбы З. Морозовой… В этом аспекте насколько лицемерно и с определенным обличительным подтекстом пишутся статьи о пребывании Ленина в Горках в последние годы жизни. Мол, насколько вождь мирового пролетариата нескромно пользовался роскошью. Подчеркнем, что эта роскошь создана владельцами усадьбы, а после национализации она перешла в собственность государства. Стоит подчеркнуть, благодаря тому, что бывшая усадьба З. Морозовой оказалась местом отдыха Ленина от государственных дел, и главное, его бережное отношение к произведениям искусства, антиквариату и искусной мебели — все это позволило предотвратить ее от разорения, которому подверглись многие поместья в революционные годы как символы жесточайшей эксплуатации не одного поколения крестьян. Горки по своей сути, исходя из практики, существующей во многих странах мира, были загородной резиденцией Главы государства.
Возможно, из-за внешности в какой-то момент распространился миф, что отношения между Лениным и Крупской были товарищески чистыми, на одной только общей идее. Но позже, через много лет после смерти Ленина, Надежда писала: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти», и вспоминала, что очень скрашивало им двоим ссылку то, что они «молодожёнами были». Ленин был, как всегда, говорлив и непоседлив. Крупская, тихая, серьёзная девушка, сразу влюбилась — противоположности притягиваются. А Ленин влюбился тоже, но... Девушки пришли на встречу вместе. Вместе с другими мужчинами-революционерами он послал весточку на свободу — парни просили девушек приходить под окна, когда арестованных ведут по коридору. Чтобы хоть видеть товарищеские взгляды... Апполинария не пришла. День за днём вместо неё Ленин видел лицо Крупской. Как всегда, маловыразительное, бледное, сосредоточенное. Но со свадьбой пришлось подождать: арестовали и Крупскую. Наконец уже в ссылке они смогли пожениться. С невестой приехала к Ленину тёща: Наденька сама не умела по дому ни-че-го. Готовила и многими бытовыми вопросами занималась её мать. Кадр из фильма «В дни Октября» Позже, когда мамы и тёщи не стало, молодые всегда предпочитали обедать и ужинать вне дома. Крупская делала только завтрак, всегда один и тот же — яичницу-глазунью. Домашнего уюта она создавать тоже не умела и не собиралась уметь. В эмиграции они с Владимиром жили в тесной комнатке, которая, по воспоминаниям современников, выглядела очень аскетично, даже неуютно. Ленина такие мелочи не смущали. Неприхотлив он был — и в еде, и в быту. Появилась икра — будет есть икру. Яичница на столе пятый день — будет яичницу есть. На всякий случай про всё спрашивал, можно ли такое есть с его желудком. Жена всегда отвечала: «да».
Неудачливый адвокат Ульянов, решивший стать революционером, как известно, сначала по юношеской любви женился на Надежде Крупской. С миловидной Наденькой он встретился в 1893 году на нелегальной сходке подпольных революционеров. Потом они оба по очереди немного посидели в уютной царской тюрьме, а в ссылке — в селе Шушенское, в 1898-м — обвенчались. Жили в мире и любви. Она прекрасно танцевала и пела, знала несколько языков, сводила с ума поклонников. Любовь женатого Владимира Ульянова и Инессы началась в 1909 году. Она к тому времени успела прожить девять лет в браке с купеческим сыном из богатой семьи Александром Армандом, родить ему двух девочек и двух мальчиков. И даже уйти от мужа к его 18-летнему брату Владимиру, от которого тоже родила сына и с которым ее объединяла не только любовь, но и общее дело — социал-демократия… Инессу влекла революция — как сексуальная, так и политическая. Сначала она стала суфражисткой — одним из идеологов движения женщин за равные права с мужчинами, членом Общества улучшения участи женщин, потом сошлась с социалистами в Швейцарии… Примерно в то время в дневнике Арманд появилась запись, самым роковым образом предопределившая ее будущие отношения с вождем русской революции: «После короткого колебания между эсерами и эсдеками, под влиянием книги Ильина «Развитие капитализма в России», становлюсь большевичкой». Ильин — это один из псевдонимов Ульянова-Ленина. Под влиянием нового любовника Инесса Арманд окончательно становится революционной экстремисткой. В том числе и в вопросах брака и семьи. В 1912 году она даже издала брошюру «О женском вопросе», где основной мыслью было: свобода от брака! Понятно, что Надежда Крупская не разделяла эти призывы, находясь в законном браке с ее любовником. Однако, что не сделаешь ради великой цели — революции! Мы с женой гуляли по той дороге, по которой — помните — мы так чудесно гуляли однажды втроем. Я все вспоминал и жалел, что Вас нет.