Жаль, но имя Надежды Константиновны Крупской в последние десятилетия вспоминают или в контексте анекдотов, или смакуя пикантные подробности личной жизни ее супруга — вождя пролетариата Владимира Ленина. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931).
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок. Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. В 1894 году Крупская и Ульянов впервые встретились. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных.
В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом. Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь. Могучее рабочее движение — вот где выход». Так что Крупская революционизировалась задолго до того, как познакомилась с Ульяновым. Надежда помогла Владимиру Ильичу с организацией «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Когда в 1895 году Ленина арестовали, она поддерживала с ним связь, по возможности навещала его в заключении, посылала книги.
Ленин в своих письмах стал называть ее невестой, обещал жениться на ней после освобождения. Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему. Выход — вступить в брак. Так, в апреле 1898 года Надежда Константиновна отправилась в Енисейскую губернию к жениху. Крупская взяла фамилию Владимира Ильича, но впоследствии всегда выступала под своей девичьей. Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама.
И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций.
Повенчались Ленин с Крупской в Шушенском. До революции ее больше знали по партийным кличкам: Рыба, Минога, Онегина, Рыбкина...
Но любой человек, который бывал в Шушенском, скажет, что завести там тайный роман невозможно. Любая отлучка - тут же находились местные крестьяне, которые докладывали куда нужно. За всеми политическими следили. Скажем, об охоте Владимира Ильича мы знаем больше, чем об охоте некоторых князей. Куда ходил, что принес: если пришел с добычей, значит, на явке не был.
В этих донесениях даже есть оценочные суждения: хороший охотник - ходил три часа, а трех глухарей приволок. Девушек из дворянских семей не учили кулинарии - на них возлагалось управление домашним хозяйствам: она знала, сколько ткани на шторы купить, как заготовить варенье... Тут, кстати, тоже есть спорный момент: когда они с Ильичем жили в эмиграции в Швейцарии, сохранилась интересная заметка, где Ленин говорит: «Наденька меня уже восьмым видом борща потчует». Но чаще, писала сама Крупская, они сидели на сухомятке. Это можно объяснить и тем, что, скажем, в парижской квартире у них не было кухни.
Питались в кафе, покупали то, что хозяйки готовили и разносили по квартирам. В Швейцарии они наняли кухарку. Второй источник - пенсия, которую получала Надежда Константиновна за отца: он умер, когда ей было 14 лет. И наконец, доходы от публицистической деятельности. За границей многие сочувствовали российским социал-демократам и вносили деньги в кассы взаимопомощи.
Они были близки? Между ними, бесспорно, были нежные чувства. В единственном дошедшем до нас письме Инесса Федоровна пишет о поцелуях, без которых «могла бы обойтись», но, подозреваю, ее отношения с Лениным были скорее платоническими. С должным уважением обеих сторон к Надежде Константиновне. Та же Васильева придумала историю о том, что в 1919 году Крупская якобы сбежала от мужа.
Надежда Константиновна действительно уехала, так как вместе с Молотовым отправилась агитировать по Волге. Во время путешествия Ильич постоянно засыпал Молотова расспросами о здоровье супруги и, как только возникло недомогание, потребовал ее срочного возвращения. Сейчас эта проблема решаема, но тогда это было неизлечимо, и, чтобы компенсировать пустоту, после смерти Арманд Крупская переключила внимание на ее детей. Особенно была близка с 22-летней Инессой. Удочерять девушку уже было поздно, но в других случаях чужих детей в семьи принимали охотно.
Система образования тоже лежала в руинах. Из-за наследственной Базедовой болезни у нее с Лениным не было детей. И она всю нерастраченную любовь и потребность заботиться реализовывала в педагогике и защите материнства. Занялась ликвидацией беспризорности. Вначале неудачно, потом вместе с Дзержинским вроде что-то стало получаться. Идея создать пионерскую организацию тоже принадлежит Крупской, хотя и не ей одной. Она досконально изучила в эмиграции скаутское движение и пришла к выводу, что его надо внедрять и в России. В своей статье «РКСМ и бойскаутизм» писала, что детская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Эта, казалось бы, ерунда резко снизила младенческую смертность и считается, что спасло жизни миллионов малышей. До этого им тряпочки совали, которые нельзя назвать стерильными.
Но были в ее деятельности и неоднозначные моменты. Так она раскритиковала педагогическую систему величайшего Антона Макаренко и того отстранили от руководства колонией им. Сказки Корнея Чуковского считала ненужными, глупыми и тот даже публично от них отрекся. И все же ее роль в истории страны оказалась огромной и позитивное влияние явно перевешивает негатив. И если сейчас кто вспоминает с благодарно стью советскую шко лу и знания, полученные в ней, то это во многом благодаря Надежде Константиновне. Крупская все же оказалась талантливым педагогом и организатором образования, а не только профессиональной женой вождя мирового пролетариата.
Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила.
Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе. Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную. И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж. Ходит история о том, что Крупская была плохой хозяйкой и кормила Ленина исключительно яичницей, а он сам пришивал себе пуговицы и чистил ботинки. Однако сохранилось письмо, в котором тот хвастается, что «селедка» умеет готовить восемь видов борща. Пожалуй, не так важно, насколько хорошо Надежда Крупская вела быт: в их семье вскоре появились кухарки и горничные. Важнее то, что именно она вернула мужа к жизни после покушения в 1918 году.
Тогда пуля перебила артерию, питающую мозг. Не поверила Крупская приговору врачей и в 1922 году, когда у Ленина случился инсульт. Она заново учила его говорить, писать, ходить... И на время поставила мужа на ноги. Увы, инсульт атаковал снова, и через два года Крупская стала вдовой. С пришедшим к власти Сталиным у Надежды Константиновны отношения не складывались: она не одобряла проводимую им политику террора. Но и избавиться друг от друга оба не могли, а потому сохраняли вынужденный нейтралитет. Крупская была категорически против и культа ленинизма. Она хотела по-человечески предать земле тело мужа.
Но вместо могилки ей приходилось навещать мавзолей. Загадочная смерть Надежды Крупской На 70-летие Иосиф прислал ей большой торт. Через несколько часов после торжества Надежде Константиновне стало плохо.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
Надежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге, в бедной дворянской семье. по приказу а, который вообще с женщинами не церемонился, как и с мужчинами. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Надежда Константиновна Крупская всегда подчеркивала важность знания учителем возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта.
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин | Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. |
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу | Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. |
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
Надежда Константиновна Крупская Родилась 14(26) февраля 1869 года в Петербурге, в семье, известной своими демократическими и революционными традициями. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Надежда Константиновна Крупская всегда подчеркивала важность знания учителем возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта.
Надежда Крупская
Ульянов», — Ольга Шалёва. Болезнь Ленина Первые признаки болезни Ленина датированы 1921-м годом. Врачи советуют ему ехать на Кавказ. Он соглашается, но курорты выбирает исходя из того, что лучше для жены. В телеграмме Орджоникидзе пишет: «Не подходящее. Котловина глубокая, напоминающая гроб. Ходить там практически нигде, а Надежде Константиновне очень надо ходить, там можно только лазить, что ей совершенно нельзя.
А вот Боржоми, как раз, очень подходит, и удобное местоположение, и удобные площадки и тропы для прогулок. Надежде Константиновне это и надо». Когда Крупская впервые после смерти мужа пришла на заседание Наркомата просвещения 3 февраля 1924 года, все заметили, как сильно она похудела. Какова была цель этой операции, достоверно неизвестно. Но можно предположить, тогда ей провели гормональную терапию — так как к тому времени уже назначали препараты щитовидной железы крупного рогатого скота для компенсации гипотиреоза и повторную операцию. При пальпации ведь она не всегда определяется.
Увидеть ее на рентгене невозможно, ультразвука тогда еще не было, компьютерной томографии, МРТ — тем более. Соответственно, пошли на хирургическую ревизию,— Ольга Демичева. В 1937 году умерла Мария Ильинична Ульянова. Для Крупской это стало трагедией — в последние годы сестра Ленина жила вместе с ней. Крупская ясно ощутила, что большая семья ее мужа была все эти годы и ее семьей. Последний вздох 26 февраля 1939 года Крупской должно было исполниться 70 лет.
За три дня до этого она приехала в Архангельское, в пансионат для ветеранов партии. Вдруг у нее началась резкая боль в животе и открылась рвота. Вызванный консультант Лечсанупра Кремля профессор Михаил Коган предположил пищевое отравление и порекомендовал положить на живот горячую грелку. Стало хуже. Профессора Алексей Очкин и Михаил Кончаловский, предположили острый аппендицит и потребовали срочно доставить больную в Кремлевку. По дороге в Москву у Крупской началось трепетание предсердий.
А уже в хирургическом отделении профессор Спасокукоцкий поставил диагноз — тромбоз сосудов брыжеечной артерии. Боль усилилась. Новый консилиум поставил новый диагноз — перитонит. Но операцию делать не рискнули. На следующий день после юбилея Надежды Крупской не стало. Вскрытие подтвердило тромбоз в развитии верхней брыжеечной артерии.
Если бы Крупская попала в клинику сегодня — ей провели бы обследование, которого в то время не было, поставили бы точный диагноз и с большой долей вероятности, спасли жизнь. А что касается ее основной болезни Грейвса-Базедова, то сегодня она была бы здорова и счастлива, как женщина и мать. В распоряжении радиойодтерапия и хирургические методы лечения — тиреоидэктомия и, наконец, заместительная гормональная терапия, чтобы человек без щитовидной железы жил обычной здоровой жизнью,— Ольга Демичева. Крупскую захоронили в Кремлевской стене, как и Инессу Арманд.
Сохранилась легенда — ее подтверждала сама Надежда Константиновна, — что руку и сердце он ей предложил из ссылки в Шушенском, письмом. А она ответила: «Ну, что ж, женой так женой». И отправилась к нему из своей уфимской ссылки в сибирскую. Ни в этом принятии своей судьбы, ни в поспешной поездке не прочитывалось обреченности. Скорее, она сразу разглядела, что это — ее выигрыш, прямая дорога к воплощению мечты. Там она, не без помощи супруга, но все-таки самостоятельно, написала свою первую брошюру — «Женщина-работница». Только в 1905 году ее можно было напечатать открыто. Ее подписали выдуманной фамилией, которой меня иногда называли, — Саблиной. Потом она была опять запрещена», — вспоминала Крупская. В этом манифесте она хотела показать, что, «лишь борясь рука об руку с мужчиной за рабочее дело, женщина найдет ключи от «счастья женского, от женской вольной волюшки». Книга оказывала сильное воздействие на читательниц. И писала Крупская убежденно — разве что слишком много цитировала любимого Некрасова. Надежда Крупская в молодости. Фото: Wikimedia Супругам-атеистам даже пришлось венчаться в сельской Петропавловской церкви. Иначе им запретили бы пребывать в ссылке в одной избе. Кольца для них отливал из медных монет шушенский кузнец. Их Крупская сохранила на всю жизнь. Они стали законными мужем и женой. И запомним: Надежда с молодых лет была одной из многих в своем движении, в котором видела будущее человечества. Это поможет определить ее картину мира. Мемуаристка Крупская была не просто «миногой» так ее иногда называли — по сложившейся в подполье привычке к кличкам , не просто рано постаревшей больной женщиной с аккуратными заплатками на платье. И не просто женой а потом и вдовой лидера советского государства. По многим вопросам она не без оснований считала себя специалистом и готова была брать ответственность за решения. Крупскую считали одним из лучших ораторов и пропагандистов партии — в одном ряду с Троцким и Калининым. Ее ценили и как публициста. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова — в лозунги. И писательскими способностями природа Крупскую не обделила, о чем можно судить по самой известной книге. Это воспоминания о Ленине. Суховатые, сдержанные, с установкой на документализм и объективность, хотя иногда там прорываются сильные эмоции. Есть там и характеры — прежде всего, его и ее. Но не только! Совсем по-учительски сдержанно, с налетом сентиментальности. Но именно из ее воспоминаний мы знаем, что Ленин нередко до слез хохотал, при этом «отбрасываясь назад». И петь он, оказывается, любил. Репертуар: «Нас венчали не в церкви», «Я вас люблю, люблю безмерно», «Замучен в тяжелой неволе», «Варшавянка», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «День настал веселый мая», «Беснуйтесь, тираны», «Vous avez pris Elsass et Lorraine», «Soldats dix-septieme»». Неплохой репертуар, не каждому по силам. В то время петь умели основательно, не пропуская куплетов. У истоков советской школы Наконец, школа и воспитание детей. В этой области Крупская с первых революционных дней взяла инициативу в свои руки. Идея октябрятской, пионерской организации и комсомола во многом принадлежит именно ей. А это — создание советского образа жизни, который не исчез, не выветрился и в наше время. И ведь плодотворная оказалась идея. После взятия Зимнего она уже не была секретарем Ленина. Сосредоточилась на работе в Наркомпросе по линии школы, на которую большевики сделали серьезную ставку. Не только идеология, но и гигиена, всеобщая грамотность, горячая пища для школяров, педагогическое образование. И, разумеется, стремление ко всеобщему и обязательному бесплатному среднему образованию. Долгий путь к этой цели. Все это следовало наладить почти с нуля. Система яслей или материнских школ — это тоже Крупская, ее идея. Внешкольное образование, дома пионеров с кружками и секциями — это тоже новация, которую поддержала Надежда Константиновна. Официально она занимала такие должности: заведующая внешкольным отделом, руководитель Главполитпросвета, председатель научно-педагогической секции Государственного учёного совета, член коллегии Наркомпроса. Но по существу — была министром образования, учитывая, что наркомпрос Анатолий Луначарский, в большей степени, был, по нашим современным понятиям, министром культуры. Надежда Крупская в бархатном пальто и шляпке «таблетка». Фото: Wikimedia Ортодоксия Крупской В последние годы Крупскую принято считать чуть ли не цербером советской цензуры, которая только и делала, что травила писателей и запрещала пыталась запретить? Необходимо понимать, что без идейной революционной подоплеки в то время мало кто обходился.
Глаза на выкате и огромные глазные яблоки — это все последствия болезни. Несмотря на это, революционные сподвижники то и дело подшучивали над этими обстоятельством. Зато современники сравнивают Крупскую с красоткой Скарлетт Йоханссон. Знала ли Крупская о французской подруге своего супруга? Когда слухи одолели ее окончательно, она предложила ему развестись. Но Ленин без доли сомнения прервал отношения с красавицей, и не был согласен оставаться без поддержки Крупской. Хотя приходы и уходы были частью жизни всех троих из этого любовного треугольника, еще долгое время. Ленин попросту пользовался обеими женщинами и не мог поступить как честный человек. Возможно, этот треугольник существовал бы и дальше, если бы Инесса не скончалась от холеры. Крупская могла вздохнуть спокойно и больше не терзать себя ревностью. Но в то же время видела, как убивается по этой женщине ее законный супруг. Ленин даже несколько раз терял сознание на похоронах, на которые они пришли вместе. О том, насколько широка была душа Крупской можно судить хотя бы по тому, что именно она воспитывала четверых детей погибшей соперницы. Причем сделала она это в качестве знака признательности за счастье Ленина. Неожиданное решение для женщины, которая полностью растворялась в своем муже. Возможно свою психику Надежда спасла решением о том, что если Инесса того хочет, то пусть забирает тело Ленина, а вот его душу она все равно оставит для себя. В последнем она была уверена, поскольку к этому моменту их с Лениным связывали не только годы жизни, но и совместные дела, огромное количество трудов во благо революции. Она понимала, что Ленин не представляет себя без революции. А настоящая его боевая подруга — это она, Надежда. Инесса Арманд. Но какого же ей было думать, что Инесса родила Владимиру ребенка, при этом самой не иметь возможности подарить любимому мужу наследника? Она очень хотела стать матерью, предпринимала попытки лечить, но все это было тщетно, матерью ей стать было не суждено. Пока они жили в Европе, Крупская очень много работала, неустанно писала, переводила, фактически была личным помощником Ленина, и его же пиар-менеджером. Казалось, что сбить ее с истинного пути невозможно. Впрочем, у Надежды тоже была слабость — она обожала сладости. Иногда тайком она могла зайти в кафе, чтобы побаловать себя воздушным десертом. А вот Ленин такого не поощрял и не позволял тратить деньги революции на свои прихоти. Крупская редко покупала себе одежду, часто отказывала даже в чем-то необходимом. Опора для мужа Одно из редких фото. Большинство были уверены, что Крупская это некий титан, у которого нет чувств. Но как только занемог Ленин, она ухаживала за ним, забыв о своих интересах и вечных проблемах с самочувствием. Последние годы Ленина были для нее очень тяжелыми, впрочем, без него легче не стало. Она понимала, что смерть вождя народов всколыхнет весь Союз. Сразу после того как Ленин скончался, она написала отказ от его наследства, а на похоронах даже не плакала. Те, кто хорошо знал Крупскую, объясняли это тем, что она больше не хотела жить, не видела смысла. А наложить на себя руки было еще более невообразимой затеей. Она понимала, что после ухода супруга ее жизнь изменится. Ленина она пережила на 15 лет и все эти годы были наполнены новыми сложностями. Она была уверена, что так она расплачивается за то счастье, которое было в ее жизни. Имея ввиду, конечно же, Ленина. Если прежде она твердо стояла на ногах, то сейчас ей было совсем не ясно, что делать. Ее безусловное революционное чутье не давало ей покоя. Не давала покоя оно и Сталину. Она всегда оставалась в некоторой оппозиции, но понимая, что ее имя неизменно олицетворяется с Владимиром Ильичом, и может привести к расколу в партии, пошла на попятную.
А когда началась базедова болезнь, болей не было, но была такая дурнота, что уж лучше бы болело! Физическую боль терпеть можно, почти всегда. А душевную… — Надежда Константиновна, карета скорой помощи все никак не прибудет. Потерпите, голубушка. Она закрыла глаза. Потерплю… А ведь какой вечер! Она давно не была так счастлива. Да и вообще, была ли? Мигом жизнь прошла. Надя была гимназисткой-отличницей. Умная, с тонким, может, не самым красивым, но милым лицом и пухлыми губками, она нравилась. Не как некоторые, что сводили с ума сразу. Взять ту же подругу лучшую, Аполлинарию Якубову — ох, огонь! Надя тихая, без внешнего блеска. А Иван Бабушкин глаз оторвать не может! Но девушке было не до того. В Наде горел неистовый огонь марксизма — он и был ее любовью. В марксистский кружок она вступила, учась на Бестужевских курсах. Как торопилась она на его собрания! Денег не было, она зарабатывала преподаванием, ученики были «рассыпаны» по городу. Иногда Надя так замерзала, перебегая с занятия на занятие, что от холода сводило низ живота. А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно. Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых. Она слышала о нем. Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией... Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом. Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы». Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло. Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели. Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью. Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку.
Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования
Ленина ;... Женщине равные права с мужчиной ; 2-я ст. Вырастить смену, смену крепкую ;... Науку приблизить к массам ;... Жизнь стала светлой. Коммунистическое воспитание смены : ст. Крупская ; Гос.
Ленина, Центр. О преподавании в средних школах взрослых : сб. Рядом с Лениным : Воспоминания о Н. Крупской: к столетию со дня рождения. Крупской ; В. Семашко, Ирина Ильинична.
Наследница : Страницы жизни Н. Артамонов, Альфред Александрович. Обичкин, С. Манбекова, В. Степанов и др. Крейдлина, Лидия Моисеевна.
Кузнецова, Е. Кунецкая, Людмила Ивановна. Кунецкая, К. Воскресенская, Зоя Ивановна. Воскресенская ; худож. Дридзо, Вера Соломоновна.
Обичкин, В. Манбекова и др. Литвинов, Степан Андреевич. Крупская и Прикамье : сб.
Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! Нарком просвещения После победы Октября партия поручила Надежде Константиновне работу по народному просвещению. Крупнейший педагог-марксист, основоположник марксистской педагогики, Надежда Константиновна борется за создание трудовой политехнической школы. Связь школы с жизнью, коммунистическое воспитание подрастающего поколения и широких народных масс постоянно в центре ее забот и внимания. Крупская среди пионеров 1936 год. Надежда Константиновна была «душой Наркомпроса», как её тогда называли. Глубокое знание теоретических и практических вопросов педагогики, близость к рабочим, знание их интересов и запросов, огромный опыт партийной работы помогли ей сразу наметить путь, по которому надо идти. Много сил и внимания отдала Надежда Константиновна работе среди молодёжи, борьбе за просвещение и действительное раскрепощение женщин, за их участие во всех областях социалистического строительства. Надежда Константиновна очень любила детей и много сделала для того, чтобы жизнь их была счастливой. Она была одним из создателей пионерской организации, следила за работой пионеров, помогала им во всём. В своей биографии «Моя жизнь», написанной для пионеров, она писала: Октябрьская революция. Коммунистическое воспитание молодежи В 1917 года Надежда Константиновна вместе с Лениным вернулась в Петербург, где приняла активное участие в подготовке и проведении революции. Она участвовала в образовании комсомольской и пионерской организаций, считала, что детская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по идейному содержанию. Она не поддерживала воспитательную систему Макаренко, и его вскоре отстранили от руководства трудовой колонией для беспризорников и малолетних нарушителей закона. В 1928 году она раскритиковала детские произведения Корнея Чуковского. Вскоре Корней Иванович отрекся от своих сказок, и до 1942 года не написал ни одной сказки. С 1924 года Крупская — член ЦК партии. И в качестве таковой поддержала оппозицию Каменева и Зиновьева, боровшихся против Сталина. Но впоследствии признала свою ошибку. Поддержала предание суду Николая Бухарина. Пыталась заступаться за репрессированных, но безуспешно. А ее попытки защищать детей «врагов народа», закончились тем, что она была отстранена от работы в Наркомпросе. Надежда Константиновна написала несколько книг: о Ленине, об истории образования партии большевиков. С ее легкой руки в стране было открыто несколько музеев. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года от перитонита, буквально на следующий день после празднования юбилейного дня рождения. Этот факт дал повод считать, что был отравлен торт, который прислал юбилярше Сталин. Однако, эта версия не выдерживает никакой критики, поскольку сталинский подарок ели все гости. Единственная дочь Константина Игнатьевича и Елизаветы Васильевны, представляющих обедневшее дворянство, родилась 26 февраля 1869 года. Отец соратницы Ленина занимался адвокатской и общественной деятельностью, входил в состав Комитета русских офицеров, имел отношение к Польскому восстанию. Мать девочки была гувернанткой. Образование Не имея лишних средств, родители все же смогли дать Наде надлежащее образование. Ее первым учебным заведением стала частная женская гимназия княгини Оболенской. Об отношении Крупской к наукам можно судить по золотой медали, которую она получила, пройдя полный курс обучения. В стремлении повысить знания, в 1989 году девушка стала слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Здесь она впервые познакомилась с идеями марксизма. Примкнув к местной организации, девушка оставила учебу, которой посвятила менее года, и полностью отдалась революционной деятельности. В 1931 году Надежде Крупской была присвоена ученая степень доктора педагогических наук, а Академия наук СССР объявила ее своим почетным членом. Он умер, когда Надежде исполнилось всего 14 лет, не оставив совершенно никаких средств своей семье для выживания. Мать Надежды Елизавета Васильевна Тистрова, работавшая гувернанткой и в свободное время дававшая частные уроки, сумела дать своей дочери возможность получить образование. Надежда окончила педагогический класс в престижной гимназии с золотой медалью. Еще с юности, чтобы иметь средства на существование, девушка была вынуждена тяжело работать. Днем она давала частные уроки, а вечером вела занятия в воскресной школе для взрослых.
Since 1890, she was a member of Marxist student circles. She was known by the party nicknames Lamprey and Fish. In 1896, she was deported to the Ufa province for her anti-government propaganda, but Krupskaya managed to get a permission to go to Shushenskoye village, Minusinsk district, where her future husband was already exiled to. On her way to the exile she visited Krasnoyarsk. Upon arrival at the railway station, Nadezhda Krupskaya and her mother, Yelizaveta Vasilievna, took a cab from the station to the address received from Vladimir Lenin. Krupskaya wrote in her memoirs: "In Krasnoyarsk, I lived with some medical assistants. Of course, I agreed. When Nadezhda Konstantinovna and Yelizaveta Vasilievna arrived in Krasnoyarsk, I was renting a tiny apartment consisting of two rooms on Malokachinskaya Street... My sister and I gave our guests the bigger room. In Shushenskoye, there were long bureaucratic to get the permission to marry: without this, Nadezhda and her mother could not live together with Lenin. Finally, by the summer of 1898, Krupskaya was allowed to become his wife. Though being atheists, the bride and groom had a church wedding on July 22, 1898 in the Peter and Paul Church in Shushenskoye. The end of the exile Krupskaya spent in Ufa.
Тогда девочка оказала сопротивление: отец перестал быть для нее авторитетом в области религии, и она говорила с ним о чем угодно, только не о вере. И когда приятель, мальчик Боря, сын нигилистки княжны Долгорукой, предложил ей плюнуть на образ, поскольку «мама говорит, что Бога нет», Надежда запротестовала самым решительным образом: «Ну мало ли что мамы говорят! Она оставалась религиозной, по ее воспоминаниям, до двадцати с лишним лет, тогда как многие ее товарищи и сам супруг порвали с верой гораздо в более юном возрасте. Сама Крупская говорила, что, конечно, не «мистика» была причиной ее религиозности, а чувство одиночества. У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим. В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества.
Надежда Крупская. Женой так женой
Это общее возвратное движение занесло её в, хоть и сильно порушенный боями, а всё-таки тёплый и относительно сытный Донбасс, в восстановление которого страна начала вкладывать силы и средства ещё до окончания войны. И бабушка стала вкладывать силы — в школы шахтёрского края. Работала сначала учительницей, потом — директором школы, а потом — инспектором районного отдела образования. Пешком, на попутках, в любую погоду обходила и объезжала она городские и сельские школы немаленького Ясиноватского района — помогала, подсказывала учителям, воевала с местным начальством, выбивая все, что нужно было учебным заведениям в ту пору — от дров или угля, до парт и учебников...
Умерла Надежда Константиновна в 1939 году. Обстоятельства ее смерти до сих пор засекречены — должно пройти 90 лет после кончины. Крупская никогда не считала себя больной.
В последние годы жила в санатории в Архангельском, где постоянно работала ее приемная. Накануне она отметила 70-летие. После скромного застолья у юбилярши обострился аппендицит, переросший в перитонит.
Надежда Константиновна пережила своего великого мужа на 15 лет. Работала ежедневно. При этом, как и все пролетарские лидеры, никогда не думала о собственном благополучии.
С самого начала семейной жизни революционная семья жила только необходимым. Как вспоминала Крупская, чаще сидели на сухомятке. Питались на ходу, покупали то, что хозяйки готовили и разносили по квартирам.
Никогда не имели собственного жилья. Снимали во время вынужденной эмиграции квартиры в Цюрихе, Берне, Познани или Париже —было недорого. Второй источник — пенсия, которую получала Надежда Константиновна за отца: он умер, когда ей было 14 лет.
И наконец, доходы от публицистической деятельности. За границей многие сочувствовали российским социал-демократам и вносили деньги в кассы взаимопомощи. Радовались простым вещам — Ильич любил слушать соловьев, на прогулке останавливался и долго выискивал среди веток снегирей, мылся талой водой, восторгался новогодней елкой в Горках.
Любил темное баварское пиво и мясо на гриле. Были не требовательны к одежде и до дыр занашивали обувь. Любили ходить пешком — в Горках Ленин отмахивал по десятку километров.
Кстати, в первое после революции время у вождей не было серьезной охраны. В 1918 году в Москве, еще до покушения Каплан на Ленина, его даже смогли ограбить. Он вез приболевшей Надежде Константиновне бидон с молоком.
Машину остановили местные «авторитеты», под дулом пистолета вывели водителя, Ленина и охранника с бидоном, а автомобиль угнали. Сталин с Молотовым, жившие в гостинице «Националь», тоже запросто ходили без сопровождения от Кремля к Тверской. Однажды нищий попросил у них копеечку.
Молотов не дал и получил: «Ах вы, буржуи, жалко вам рабочему человеку». А Сталин протянул десять рублей — и услышал другую речь: «Ах, буржуи, мало вас не добили». После чего Иосиф Виссарионович глубокомысленно изрек: «Нашему человеку надо знать, сколько дать: много дашь — плохо, мало дать — тоже плохо»...
Примечание: 3 июля 1929 года, на 12 году советской власти, через 7 лет, после окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции, в полуразрушенном государстве Центральный Исполнительный Комитет СССР и Совет Народных Комиссаров СССР приняли Постановление «О пенсионном обеспечении работников просвещения...
Благодаря её деятельности в стране появилось пионерская организация. За основу была взята скаутская система.
Надежда Константиновна рассудила, что пионерия должна стать скаутской по форме, но коммунистической по своему содержанию. На эту тему она даже написала статью, назвав её «РКСМ и бойскаутизм». Другая инновация Крупской — внедрение дошкольного образования.
По всей стране, находящейся ещё в руинах, начали массово появляться детские сады, а вместе с ними и детские площадки. Параллельно появились первые ясли и материнские школы. Но главная и самая трудная задача, которая встала перед Крупской, — это построение новой советской школы.
Вчерашние беспризорники, трудные подростки, малолетние преступники — их необходимо было поместить в такую среду, в которой они могли бы найти себя. Стать полноценными гражданами своей страны. А добиться такого эффекта по щелчку пальцев было невозможно.
Требовалось «резать по-живому» — проще говоря, полностью изменить подход к воспитанию и образованию. Казалось, что Крупской удалось найти правильное решение. Она заявила, что хочет сделать не «школу учёбы, а школу жизни».
А жизнь в её представлении была неразрывно связана с трудом. Требовалось отказаться от религиозных дисциплин. Вместо этого детям начали преподавать историю революции, победу над самодержавием и буржуазией.
Был введён метод проектной работы, а за образец взяли педагогический опыт Америки. Но если за океаном упор делался на индивидуальность, то в России — на коллектив. Советская школа: работа над ошибками В 1929 г.
И поставила конкретную задачу: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Но решить её было не так-то просто. Крупская наткнулась сразу на несколько «подводных камней».
В 1920-х гг. Этот «подводный камень» успешно ликвидировали. Но сразу же возник другой.
Оказалось, что теперь двери школ и высших учебных заведений были закрыты для детей кулаков, дворян и священников. Надежда Константиновна заявила: «Ребёнок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил.
Её отец, Константин Крупский, был поручиком и состоял в Комитете русских офицеров. Отцом женщины то есть дедушкой Надежды Крупской был горный инженер Василий Иванович Тистров, управляющий Барнаульским сереброплавильным заводом, Сузунским медеплавильным заводом, Томским железоделательным заводом. Отец и сын Фроловы, Козьма Дмитриевич и Пётр Козьмич, — знаменитые изобретатели и организаторы горнозаводского дела на Алтае. Пётр по своему проекту построил первую в России конно-чугунную дорогу между Змеевским сереброплавильным заводом и Змеиногорским рудником.
Также он был сооснователем Алтайского государственного краеведческого музея и метеорологической станции. По инициативе Петра Фролова в Барнауле началось строительство училища и богадельни с церковью, горного госпиталя, ансамбля Демидовской площади с обелиском в честь столетия горного дела на Алтае. Участники этого объединения организовали с Надеждой Крупской переписку.
И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение. Смерть Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Стоит отметить некоторые странности, связанные с ее кончиной. За день до смерти у нее неожиданно открылся перитонит.
При этом операция почему-то не была сделана. Вследствие этого у многих возникли подозрения, что она умерла не естественной, а насильственной смертью. Надежда Крупская, 1936 г. Фото Крупской в молодости Если вам понравилась биография Крупской — поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности — подписывайтесь на сайт. С нами всегда интересно! Частые вопросы Что стало с Надеждой Крупской после смерти Ленина?
Смерть Вдова Ленина скоропостижно скончалась от перитонита 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летия. Что сделала Крупская?
Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин | Надежда Константиновна Крупская родилась в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения. |
Надежда Крупская: самые шокирующие факты - Русская семерка | Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. |
155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской — КПРФ по Кабардино-Балкарской Республике | Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. |
Надежда Крупская - кратко | по приказу а, который вообще с женщинами не церемонился, как и с мужчинами. |
Дворянка по происхождению
- Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
- Знакомство с Лениным
- Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
- ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
- Исторические личности
- Биография Надежды Константиновны Крупской
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская
Заслуги Надежды Крупской уже никто и не вспомнит... | Пикабу | Крупская Надежда Константиновна. В биографии Надежды Крупской было много диаметрально противоположных событий, о которых мы вам расскажем в данной статье. |
Поход на молодежь | Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. |
Поход на молодежь | В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и Надежда Константиновна проработала там до конца своих дней. |
Клинический случай. Единственная Надежда
70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и Надежда Константиновна проработала там до конца своих дней. Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского и гувернантки Елизаветы Васильевны Тистровой.
Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости
Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Большую часть своей биографии Надежда Крупская посвятила революционной и партийной деятельности, а также культурной реорганизации молодой Советской страны. Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования.
Крупская: жена Ленина и мама советского образования
Для Надежды Крупской этот брак стал фактически вторым, ранее она состояла в гражданском браке с Борисом Германом, ставшим позднее одним из лидеров эсеров-максималистов. Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской». Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много.