Летоисчисление и календарь древних Русов Константин Дорманчук 21января 2012 г Летоисчисление, летописание это с детства привычные и знакомые нам понятия. Календарь Древней Руси. Оригинал взят у greystar_belaya в Древний славянсуий календарь (7523-е лето нынче) Вот, нашла в сети. Этому времени в древнерусском календаре соответствуют вторая половина сентября и первые две трети октября.
7 апреля – Радогош (Дажьбог разбил яйцо Кощея) | Календарь языческих праздников
Однако «мир» обозначает еще и примирение между враждующими сторонами. В связи с этим у названия «Сотворение Мира в Звездном Храме» совершенно другая трактовка. Незадолго до того, как был отмечен первый год «от Сотворения Мира в Звездном Храме», между славянскими племенами и китайцами произошла война. С огромными потерями славянам удалось победить, и в день осеннего равноденствия между двумя народами был заключен мир. Чтобы отметить это важное событие, его сделали начальной точкой отсчета новой эпохи.
Впоследствии во многих произведениях искусства эта победа аллегорично была изображена в виде витязя славяне и сражающего дракона китайцы. Этот символ был столь популярным, что с приходом христианства его так и не смогли искоренить. Со времен киевского князя Ярослава Мудрого витязь, победивший дракона, стал официально именоваться Георгием Юрием Победоносцем. О его значительности для славян свидетельствует и то, что культ Георгия Победоносца был очень распространенным у всех славянских племен.
Кроме того, в разные времена и Киев, и Москва, и множество других старинных славянских городов изображали на гербе этого святого. Интересно, что история святого Георгия популярна не только у православных и католиков, но и у мусульман. Структура древнеславянского календаря Древнеславянский календарь один полный оборот Земли вокруг Солнца именует не годом, а летом. Оно состоит из трех сезонов: оусень осень , зима и весна.
Каждый сезон включал 3 месяца по 40-41 дней в каждом. Неделя в те времена состояла из 9 дней, а сутки — из 16 часов. Минут и секунд у славян не было, зато были части, доли, мгновения, миги, сиги и сантиги. Сложно даже представить, какого уровня должны были быть технологии, если названия для столь малых промежутков времени существовали.
Годы в этой системе мерились не десятилетиями и столетиями, как сегодня, а 144-летними циклами: по 16 лет на каждое из 9 созвездий Сварожьего Круга. Каждый обычный год от сотворения мира в Звездном Храме состоял из 365 дней. А вот високосный 16-й год насчитывал целых 369 дней каждый месяц в нем состоял из 41 дня. Новый год у древних славян В отличие от современного календаря, в котором Новый год наступает в средине зимы, летоисчисление славянское считало началом года осень.
Хотя в этом вопросе мнения историков расходятся. Большинство ученых полагают, что изначально Новый год был в день осеннего равноденствия, что помогало более точно настраивать календарь славянам от сотворения мира в Звездном Храме. Однако с принятием христианства согласно византийской традиции, начало нового года пытались перенесли на первый месяц весны. В результате параллельно существовало не только два календаря, но и две традиции отмечать Новый год: в марте как у римлян и в сентябре как в Византии и у славян.
Месяцы у древних славян Первый месяц древнеславянского девятимесячного календаря назывался Рамхат начало 20-23 сентября , за ним следовали зимние месяцы Айлет 31 октября — 3 ноября , Бэйлет 10-13 декабря и Гэйлет 20-23 января. Весенние месяцы назывались Дайлет 1-4 марта , Эйлет 11-14 апреля и Вэйлет 21-24 мая. После начиналась оусень состоящая из месяцев Хэйлета 1-4 июля и Тайлета 10-13 августа. А следующий, осенний месяц Рамхат был началом Нового года.
С принятием христианства вместо римских, дали славянские названия месяцам. С установлением нового календаря Петром I месяцам вернули латинские наименования.
Научная статья Кришна Шастри Годболе Бомбей, Индия , анализируя астрономические данные, подводит к выводу о более чем 25-тысячной древности Вед. На эту статью в своих исследованиях еще в 1892 году ссылался английский ученый Дж. Сунгирская лошадка Изображенная на рисунке сунгирская лошадка стала достоянием мировой археологии и символом всей археологической стоянки Сунгирь. Но этот культовый предмет оказался свидетелем того, что люди в то далекое время не только знали математический счет, но и отражали это в произведениях искусства. Вот что по этому поводу писал известный русский археолог, профессор Даниил Авдусин: «… интересны вырезанные из бивня мамонта фигурки лошадей, украшенные двумя линиями орнамента, каждая из которых состоит из двадцати точек, сгруппированных по пять». Это он считает не случайностью, а подтверждением того, что позднепалеолитические люди знали счет. Профессор В. Ларичев еще в 1997 году написал, что находки Сунгиря — яркое доказательство существования «культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря».
С тех пор на территории нынешней России были обнаружены десятки древнейших календарей — солнечных, лунных, комбинированных. Эти находки красноречиво свидетельствуют о том, что около 40 тысячелетий назад а по некоторым данным и раньше люди, населявшие Русскую Равнину, Сибирь и ряд других регионов, обладали довольно точными календарными системами, причем, некоторые из них современные исследователи называют совершенными. Но за счет чего в глубокой древности удавалось достичь такой точности? Ответ на этот вопрос дают обнаруженные учеными руины комплексов солнечно-звездных обсерваторий. Такие комплексы найдены на Куликовом поле, под Остряковом, под Епифанью, и даже пирамиды Кольского полуострова исследователи склонны считать древнейшими обсерваториями. Так, на знаменитом Куликовом поле у ручья со старинным названием Курцы был обнаружен сорокатонный мегалит известный под названием Цыганский Камень из белого песчаника со сквозным отверстием для наблюдения за звездным небом. Уменьшенная копия этого каменного телескопа показала, что инструмент легко поворачивается по оси как вертикальной, так и горизонтальной. Обнаружен был и другой инструментарий, в основном, для наблюдения за Солнцем, Луной, а также для точного определения дней равноденствия и солнцестояний. К числу последних относится Монастырщинская плита находится в овраге Рыбий около впадения Непрядвы в Дон. Возле села Сабурово обнаружена Сабуровская плита, которая, по предположениям ученых, могла служить не только для календарных исчислений, но и основой солнечных часов.
Впервые этот мегалит упоминается еще в 1499 году в описании русским послом А. Голохвастовым своего путешествия в Кафу.
Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило. Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Дажьбога Бога лета и счастья его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг. В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь.
По церковному календарю — это также день памяти преподобной Мелании Меланки, Маланки, Миланки. Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Интра, скачущий верхом на единороге, — покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу. Обряд Водосвятия: раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов. Крышень, проливающий на Землю волшебную Сурью. Просинец отмечают Водосвятием. Славят сегодня Сваргу - Сонм всех Богов.
День Деда Мороза и Снегурки был символическим окончанием периода сильных зимних холодов. День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице Молнии — богине молнии и кормления детей. Кудесы - Бубны — День домового. Домовёнок Кузя - добродушный герой любимых мультфильмов. Кудесы - День угощения домового.
Замещен "Юрием холодным". Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту Солнцестоянию. День почитания Велеса. В этот день Велес открывает все врата и миры открыты друг другу. Солнце поворачивается на лето, а зима на мороз.
ЙОЛЬ у скандинавов и немцев. Корочун - самый короткий день и самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Коляды Зимнего Солнцеворота. Зачин проводят жрецы Чернобога. Перед празднеством кудесник воет волком вещий вой , прогоняя злых духов. Как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денёк». Большие Велесовы Святки отмечаются с 26 декабря по 5 января. Большие Велесовы Святки продолжались двенадцать святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году шесть светлых - светлое полуколо года, и другие шесть тёмных - тёмное полуколо.
Шчодры вечар. Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило. Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Дажьбога Бога лета и счастья его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы.
Почему на Руси вели летоисчисление от 5508 года? Куда делись 5 тысяч лет истории?
Как вечные календари и вруцелето могут помочь вам достичь успеха в карьере и жизни | Календарь Древней Руси. |
Месяцеслов как система календарного датирования в летописях | Гипотеза о том, как был упорядочен древнерусский солнечный календарь с девятидневной неделей и сорокадневными месяцами. |
Карта сайта. | Народы Руси год исчисляли с 21 сентября, Пётр I своим указом, сразу перескочив с сентября 7208 года на 1 января 1700 года, ввёл новое летосчисление по Юлианскому календарю. |
История календаря на Руси - История - от древности до наших дней | Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. |
Новолетие в Древней Руси. Сейчас 7529 год от СМЗХ. - Рекомендую - Каталог статей - Мой живой блог | Древнерусский календарь и летоисчисление – 639 просмотров, продолжительность: 13:29 мин., нравится: 1. Смотреть бесплатно видеоальбом Валентины Кандидатовой в социальной сети. |
Карта сайта.
Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период. У древних славян год делился на 12 мес, названия которых были тесно связаны с наблюдавшимися явлениями природы. Тайны древнерусского календаря ч. А блуждающая в Сети информация о неких предках прилетевших с дальних звезд. Использовался византийский календарь, утверждённый ещё в 988 году (по современному летоисчислению) императором Василием II. Спустя время священнослужители установили начало времен на 1 сентября 5509 года до н.э. Со временем этим календарём стали пользоваться все православные страны, включая Древнюю.
Новолетие в Древней Руси. Сейчас 7529 год от СМЗХ.
А в 369 месяцев или в 41 лето начинается эпоха Духовного Озарения. Девушка могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета. До этого срока она вестует — познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию, а в 16 лет — заканчивает вестовать и становится НеВестой. Повсеместное использование древнего Славянского Календаря прекратилось, к сожалению, когда Петр I ввел иностранный календарь.
Соответственно современный календарь был усложнен в угоду политическим интересам. Неделя укоротилась до семи дней, в угоду почитателям лунного культа. Количество месяцев в году возросло и их названия изменились.
В настоящее время, если мы пользуемся современным календарем, то правильнее будет его применять только для событий последних трехсот лет. А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года. Иначе возможно неправильное толкование нашей летописи, культуры, традиций и обычаев.
Особую группу составляют тексты, содержащие календарные расчёты. К ним относятся пасхальные таблицы и « Учение о числах » Кирика Новгородца. Важнейшим источником является так называемый народный календарь примет , зафиксированный в фольклорных текстах нового времени. Он сохранил, как полагают, важнейшие элементы годового календарного цикла древних славян и внутренние связи между ними. При работе с этим календарём следует принимать во внимание наслоение более поздних христианских представлений, расхождение юлианского календаря с астрономическим и смену календарей: юлианского на григорианский. Важное место занимает исследование народных названий месяцев. Третья группа источников — археологические находки.
Существует методика статистического анализа календарной символики на керамике и украшениях дописьменных археологических культур. Её суть заключается в выявлении календарных чисел, отражённых в украшениях к примеру — числа 21, 13, 12, 9, 7, 4 и 3 — являются календарными , подсчёт частоты их употребления в ареале культуры и сопоставление с подобной статистикой соседних по территории синхронных культур, а также культур более раннего и более позднего периодов. Для славян подобных исследований не проводилось.
Они могли ходить по дворам, пытаясь получить внимание и даже вселяться в живых. От того в то время люди надевали личины — маски животных, чтобы навьи злые духи не заметили их и не смогли навредить. В последний Навий день принято почитать своих усопших Предков и готовить поминальный стол, приносить требы и воздавать Славу за прожитую жизнь и данных ими Потомков Рода.
Угощать своих умерших Родных можно как и на могилах, так и пустив по воде скорлупы от крашеных яиц — если они ушли в другой мир давно и жальника, могилы уже не осталось или она очень далеко. День Матерей души в мир Яви приводят матери, поэтому в этот день почитают женщин-матерей. Соответственно, март был ранее первым месяцем года, а не третьим. Овсень, появившийся чуть позже на свет и считающийся младшим брат-близнец Коляды. Именно он доносит до людей знания брата и помогает воплотить их в практический опыт. В этот день принято радоваться новому году и строить планы на будущее, начинать новые дела, славить пробуждение Природы.
Это день весеннего равноденствия, поворотный момент в календаре и укладе жизни. В христианском празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми ее традициями: сжигания чучела зимы — Марены, угощение блинами — Комами и еда их всю неделю. Первые солнечные блины обычно отдавали в качестве треб Медведю, олицетворению Велеса. Их раскладывали на лесных пеньках, а дальше шли жечь обрядовые костры, в которых сжигали ненужное старье и очищали себя и свою семью от ненужного груза. Начинали праздновать Комоедицы за неделю до дня Равноденствия и продолжали веселиться еще неделю после него. И даже они в этот раз припозднились, то в каждой семье выпекались свои сдобные жаворонки, которые должны были привлекать настоящих.
Обычно это доверялось делать детям, которые с удовольствием бежали закликать весну, а после лакомились вкусной выпечкой. В виде жаворонка делались и деревянные обереги для дома. Они привлекали счастье, здоровье и удачу. Наконец-то природ проснется, оживет и начнет свой рост в течение рек и сеянцах, молодых побегах и новых ветках деревьев. В этот славянский праздник чувствуется Живое дыхание Богов, благосклонно относящихся к явьим Потомкам. Этот славянский праздник сопровождался хороводами и плясками, а также выпеканием журавликов из пресного теста для домашних семейных оберегов.
Светлый день добра и тепла позволял зарядить и украшения для девушек или замужних женщин — серьги, кулоны и браслеты с ладинцами, символизирующими гармонию женской красоты, здоровья и мудрости. Языческие и славянские праздники в апреле 1 апреля День Домового или его пробуждение Этот веселый славянский праздник посвящался Домовому — тому самому духу, что оберегал ваш дом, подворье и закрома. Первого апреля он просыпался от зимней спячки, в течение которой он делал только важные дела — охранял ваше имущество, и начинал активную работу по наведению уюта и привлечения достатка в семью. Чтобы он быстрее проснулся и стал бодрее — его угощали молоком и другими вкусностями, начинали шутить и играть с ним и друг с другом — разыгрывать и рассказывать анекдоты, надевать одежду наизнанку, а носки или обувь порознь. Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь, однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами.
Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись — Водяной дух проснется в хорошем и сытом настроении. Именно этот Бог Солнца и Огня охраняет посевы и дает хорошие урожаи и именно он может сжечь дотла все живое. Говорят, что Семаргла выковал из искры сам Сварог на своей священной кузнице. Каждую ночь он стоит на страже Порядка с огненным мечом и только в день осеннего равноденствия приходит к Купальнице, чтобы у них появились дети — Купало и Кострома. Требы Огнебогу приносят, бросая их в костер, обереги с Семарглом также активируют в его пламени с просьбой Бога о защите. Поэтому производится поминовение родственников на могилах и принесение тризны: угощения в память о них.
Более старших в Роду поминают, опуская в воду скорлупки от крашеных яиц, чтобы к Русальему дню они были переданы им как дорогая весточка от близких. Также как и первого апреля, в день Марены, в этот славянский праздник выходя на Явью сторону и не усопшие, не упокоенные, неприкаянные, обиженные покойные души. Именно поэтому многие опять надевают личины для защиты себя от них. На высокий холм, Красную Горку усаживали самую молодую и красивую девушку, приносили ей всяческие дары: молоко, хлеб, сладости и яйца, водили вокруг нее хороводы и радовались пробудившейся после зимы жизни. Раскрашенные, писаные яйца раздавались родным и близким, а также неслись уже покойным Предкам в качестве помина. Такие цветные, расписные яйца вообще являются частью славянской культуры, некоторые из них следовало приберечь для последующих один за одним других весенних праздников пробуждения ПриРоды и славления Ярилы, Живы, Даждьбога.
С этого периода начинаются первые весенние свадьбы и производится символическое оплодотворение — Отмыкание Ярилой Земли и выпускание первой росы, которая считалась сильной и использовалась при обрядовых катаниях мужчин по земле для увеличения их здоровья и богатырской воли. Ярилина роса бережно собиралась и использовалась впрок как живая вода для лечения многих недугов. Также в этот день устраиваются соревнования: катание с горы писаных яиц. Побеждает тот участник, чье яйцо укатится дальше всех и не разобьется. Такая выкатка земли яйцами символизирует ее будущее плодородие. К полночи все празднующие готовят зачин и собирают огромный большой костер на той же горе для празднования Живина дня.
Языческие и славянские праздники в мае 1 мая Живин день Сразу в полночь первого мая начинается славянский весенний праздник в честь Живы: богини весны, плодородия, рождения жизни. Дочь Лады и супруга Даждьбога, Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через Животворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива — это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь. Шестого мая люди выходят в поле и производят первые обряды засевы, выводят скот на свежие поля, а также начинают строительство новых домов, ну и конечно же — приносят щедрые требы дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку как символу настоящей весны и будущего обильного урожая. В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы — ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками.
Все ведуны и просто чтящие Природу братья-славяне выходили в этот день со щедрыми дарами на поля и выливали Матушке Земле полные чарки, славя ее и прося хорошего урожая, ложились на нее и слушали ее ласковый родительский шепот с советами и наставлениями. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже Природы от нападения Чернобога.
В древнерусских летописных источниках сохранился счёт лет по княжениям относительно IX—X вв. Счёт вёлся от вокняжения какого-либо князя, а затем подводился итог всех лет его правления[? Далее счёт начинался заново и объединялся в перечень «времён» или «веков» княжений.
Продолжительность века у славян оценивается по-разному: 30, 100 и 1000 лет. Слово «век» означает жизнь человека и традиционно в христианской традиции считается столетием. Однако, в фольклорных источниках слово «вековуха» применяется к женщинам 30 лет. Кроме того, «вечные миры» между языческой Русью и Византией заключались в X веке на 30 лет, и русские князья, знали этот срок, сами инициируя заключение нового «вечного мира», приурочивая к году истечения срока предыдущего договора поход на Византию. Возможно, что до X столетия века не имели строгой продолжительности, а зависели от срока княжения.
Подобная система летоисчисления свойственна скандинавским сагам, которые начинают поколенный перечень правлений ещё до рубежа жизни Христа, и включают иногда число лет жизни правителя готский король Германарих прожил, к примеру, 110 лет, а Одд Стрела, правивший на Руси, — 300 лет [5]. Такая генеалогия возводилась к скандинавским богам. Славяне, возможно, также возводили перечень времён к временам богов. Из переводной греческой хроники Иоанна Малалы нам известно о царствовании Сварога Гефеста и его сына Дажьбога Гелиоса. Последний правил, согласно вставке в летописи, 7470 дней, или 20 с половиной лет.
В « Слове о полку Игореве » упоминаются «века Трояна» и «седьмой век Трояна», что натолкнуло многих историков на мысль о существовании особой языческой эры, в которой счёт веков начинался со времён бога Трояна.
Славянский календарь
Велесова Книга, как "Древнерусский календарь" предсказатель | По древнерусскому календарю сейчас, в 2022 году, идёт 7530 год. |
Древнерусский календарь (18 тыс. лет назад) | И в первых советских календарях наряду с религиозными и революционными праздниками — зодиакальный круг. |
Новости страны Северной
Предположили, что в этот момент тело человека покидает душа — своего рода «программное обеспечение» личности. Древние люди точно знали больше, чем мы сейчас. Некоторые историки заявили, что русские люди много веков назад уже жили не только при социализме, но и при коммунизме. Несколько тысячелетий назад на русской земле произошла страшная битва и жители Тартарии или Руси в той битве, видимо, проиграли. Некоторые исследователи говорят, что против наших предков было применено какое-то очень сильное оружие, а ударов таким оружием по нашей древней Руси было нанесено несколько. До сих пор человечество не может восстановиться от этих ударов атомным или каким другим сильнейшим оружием.
Не только древняя Русь была захвачена, а весь шар земной. Но до наших дней дошли здания и сооружения, которые сейчас называют античными. Но вот интересно, подобные здания есть по всей планете, значит уровень развития цивилизации тогда был в несколько порядков выше, чем сейчас. Например, нашей цивилизации до сих пор не по силам технология строительства колонн Исаакиевского собора, Александрийского столпа в Санкт-Петербурге. Наши архитекторы и скульпторы не могут повторить технологию воссоздания атлантов 5-6 метров высотой, римские акведуки, «мраморную вуаль».
Не могут в этом помочь наши ни станки с ЧПУ, ни самые современные режущие инструменты. Но жители современной России люди начинают медленно потихоньку просыпаться, не удалось западным цивилизациям полностью убить душу русского народа. Например, известно, что в СВО воюют отряды родноверов, они бъются не жалея живота своего за нашу землю, за свободу, за будущее русского народа. Их уважают, ведь они делом доказывают своё право называться истинными наследниками славных традиций наших предков.
Этот 28-летний период называется циклом солнца, а порядковое место года в его пределах — кругом солнца данного года. Круг солнца определяется аналогично индикту — делением даты от сотворения мира на 28. Остаток от деления показывает круг солнца данного года. Круг солнца 5508 г. Следовательно, чтобы облегчить расчет круга солнца для даты от Рождества Христова, к ней надо прибавить 20 и сумму разделить на 28.
Указания источников на круги солнца помогают в определении недели, а в ряде случаев имеют значение для проверки дат. Вруцелето «в руке лето» — это название воскресного дня в данном году, обозначенное одной из первых семи букв русского алфавита. С помощью вруцелета можно определить день недели для любого числа месяца. В церковных календарях исходили из предположения, что 1 марта от сотворения мира приходилось на пятницу, и ближайшее воскресенье — 3 марта обозначили первой буквой русского алфавита А. Следующие дни недели были обозначены другими шестью следующими буквами, но в обратном алфавиту порядке: понедельник — З «земля», вторник — S «зело», среда — Е «есть», четверг — Д «добро», пятница — Г «глагол», суббота — В «веди». Здесь пропущены буквы Б буки и Ж живете , которые на Руси не имели цифрового значения. Итак, вруцелето данного года — это буква, на которую приходится первое воскресение в мартовском году. Каждый год вруцелето изменяется, переходя на следующую букву в високосном году через букву. Установление дат по праздникам церковного календаря.
В исторических источниках нередко вместо точной даты имеются указания на церковный праздник, приходящийся на событие, о котором идет речь. Русские церковные праздники можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. Подвижные праздники не имеют постоянной фиксированной даты и приходятся из года в год на разные числа календаря. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же числа месяца. Из последних в источниках часто можно встретить следующие: Крещение — 6 января, Сретение — 2 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта, Юрьев день весенний — 23 апреля, Николин день весенний — 9 мая, Ильин день — 20 июля, Преображение Господне — 6 августа, Успение Пресвятой Богородицы — 15 августа, Семенов день — 1 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября, Юрьев день осенний — 26 ноября, Николин день осенний — 6 декабря, Рождество Христово — 25 декабря и др. Все даты здесь приведены по Юлианскому календарю. Встречаются в источниках и указания на определенные посты «говение», например Успенский пост с 1 по 15 августа , Филиппов, или Рождественский, пост с 15 ноября по 25 декабря. Что касается подвижных праздников, то все они зависят от Пасхи, отделяясь от нее определенными постоянными сроками до Пасхи или после нее. Например, Вознесение Господне — четверг, через 39 дней после Пасхи, Вербное воскресенье — за 7 дней до Пасхи, Фомино воскресенье — через 7 дней после Пасхи.
Подвижность самой Пасхи объясняется тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Все вопросы, связанные с ее определением, называются Пасхалией. Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, каким считается полнолуние в пределах от 21 марта до 18 апреля. Соответственно первые воскресенья после полнолуния могут приходиться на период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, который получил название «Пасхального предела». Для определения дня Пасхи пользуются специальными таблицами «обращения великого индиктиона». Великим индиктионом называется порядковый номер года в пределах 532-летнего периода. Передвижение дня Пасхи по числам календаря в определенном порядке повторяется каждые 532 года, так как 28 солнечный цикл при умножении на 19 лунный, Метонов цикл дает 532. Метонов лунный цикл. Фазы Луны приходятся на одни и те же дни солнечного календаря через каждые 19 лет.
Этот цикл был установлен греческим астрономом Метоном в V в. Порядковый номер года внутри незавершенного 19-летнего цикла называется «золотым числом» или кругом Луны. Название «золотое число» объясняется тем, что в Древнем Риме оно писалось золотыми буквами на специальных досках, выставлявшихся для сведения граждан. Для определения «золотого числа» необходимо к дате от Рождества Христова прибавить единицу и полученную сумму разделить на 19. Остаток покажет искомое число. Прибавление к дате единицы определяется тем, что 1 г. Определение дат по астрономическим явлениям. В источниках, прежде всего в русских летописях, довольно часто отмечаются различные астрономические явления: солнечные и лунные затмения, кометы, падающие звезды и т. Известно, что астрономические явления, как правило, строго закономерны, поэтому они дают дополнительные возможности для установления даты.
Астрономами составлены специальные таблицы, по которым можно с точностью до суток установить время солнечных и лунных затмений. Например, именно указание «Слова о полку Игореве» на солнечное затмение позволило точно установить дату похода князя Игоря на половцев. Таблицы солнечных и лунных затмений показывают, что солнечное затмение произошло 1 мая 1185. Важную роль для проверки или уточнения дат играют летописные сведения о различных кометах, например о комете Галлея, которая периодически возвращается в среднем через 76 лет.
Порядок древнего летоисчисления разрушился. Количество часов в сутках увеличили до 24, изменив длительность часа и потеряв тем самым понятия о части, доле, миге, мгновении, сиге.
И в довершение всего эти короткие промежутки времени стали измерять в шестидесятиричной системе счисления. Час разделили на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Но вернёмся к древнеславянскому календарю. У каждого из его 16 часов тоже было свое название 1-й час — Паобед начало нового дня — 19. Новый день начинался с 16-го часа. Древнеславянский календарь на год состоял из двух таблиц, для чётного и нечётного месяца, на обычный год и одной на святой.
В каждой неделе по 9 дней. А теперь представьте, с какими проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились "просвещать" язычников Европы. Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты. Иная календарная система, не позволяла христианам-миссионерам правильно определить какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому-же сравнительные даты постоянно "плавали". Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый — Юлианский.
Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси. Введённый Юлианский календарь, народ не принял. Потому-что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше. Но христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий. Только в таком виде, христианам удалось назязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана таже реконструкция Юлианского календаря, и месяца получили свои славянские названия.
Но даже после того, как христиане нашли выход из создавшегося положения, и в Юлианском календаре месяца получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий… древний Славянский календарь не перестал существовать. На всех славянских землях продолжали использовать два календаря. Потому-что, по новому Юлианскому календарю можно было узнать только о церковных праздниках, и о событиях прошлого произошедших далеко от славянких земель. А старый календарь, нужен был в первую очередь для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельскохозяйственные работы, и другие дела, ведь одними молитвами сыт не будешь. Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя.
Считается, что в народных поверьях сохранились элементы забытого годового цикла древних славян. Археологические источники в данном случае не очень надежны. Среди найденных узоров и украшений, специалисты пытаются найти числовые календарные значения. Но в этом случае встает вопрос интерпретации а правильно ли мы понимает, что тут нарисовано, и вопрос принадлежности керамики к славянской или же неславянской археологической культуре. Первый русский математик Пожалуй, именно среди церковных текстов находится и главный письменный источник по календарю и хронологии Древней Руси. Таким документом является сочинение Кирика Новгородца, написанного в 1136 г. Сам Антониев монастырь был примечателен тем, что был основан в 1106 г. И именно в стенах этого монастыря обучался и сам Кирик. Судя по его труду был он талантлив , имел способности к сложным вычислениям. И в память о нем остался лишь его трактат, из которого мы узнаём, что Кирику в момент создания труда было 26 лет, а на дворе стоял 1136 год. В своем трактате "Учение о числах" в оригинале звучит как «Учение им же ведати человеку числа всех лет» Кирик рассказывает сколько лет прошло от Сотворения мира разумеется там нет никаких звездных храмов и прочей современной ереси. Часть текста слева - оригинал, справа- перевод , где говорится о расчете 1136 года выглядит так: Так, что понятие о календаре и счислении времени на Руси было почерпнуто из христианского мировоззрения и наследия античной культуры. Счёт лет и времени у восточных славян Год - как время климатического сезона, назывался словом лето, что и поныне в русском языке. Версий происхождения этого слова множества, наиболее предпочтительным считается родственным древнему индоевропейскому слову leto в значении «время солнечного света и тепла». Год в Древней Руси начинался вместе с новым циклом работ земледельцев в поле, Документы более позднего времени - 16 -17 века делят год на сезоны. Так, зима считалась с 25 января до 25 марта, весна - с 25 марта до 24 июня, лето - с 24 июня до 24 сентября, осень же длилась с 24 сентября до 25 января. Основой же счета времени, как и у многих других народов было наблюдение за изменениями фаз луны. Позднее он стал лунно -солнечным. Названия месяцев в Древней Руси мы можем узнать благодаря одному из древнейших памятников письменности - Остромирову Евангелие, датированному 1056 -1057 годом.
В чем отличия славянский календарь от современного, кроме того что в нем было 9 месяцев в году
Оригинал взят у greystar_belaya в Древний славянсуий календарь (7523-е лето нынче) Вот, нашла в сети. Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период. Древним Славянским Календарём называют Славяно-Арийский Календарь (Ведический), летоисчисление которого начинается с Сотворения Мира в Звёздном Храме.
Месяцеслов как система календарного датирования в летописях
Этому времени в древнерусском календаре соответствуют вторая половина сентября и первые две трети октября. В руском календаре 9 сороковников (месяцев) по 40 и 41 дню – это одно Лето (теперь называется год). Григорианский календарь на 2024 год. Православные праздники, посты и дни памяти святых.
СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.Какой год сейчас в разных странах мира.SLAVIC CALENDAR.#славянский календарь#
Здесь можно рассмотреть в деталях и скачать в большом разрешении приРодный календарь славянских праздников на 2024 год. Разбираемся в истории российских календарей: от древнерусского лунного до советской «непрерывной недели». В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём – Самые лучшие и интересные новости по теме: Календари, славяне. Пронизанный мудростью предков и отголосками древних обычаев, славянский народный календарь олицетворяет собой удивительное путешествие по золотому кругу года.
Новолетие в Древней Руси. Сейчас 7529 год от СМЗХ.
На занятии мы узнаем, когда на Руси праздновали Новый год и знали ли наши предки о китайском календаре, научимся славянской буквенной цифири и даже разберем оригинальную. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. О древних календарях славян есть немало литературы, но не так много артефактов. Всё о летоисчислении по славянскому календарю, парящем орле, белом филине, иных знаках древнего зодиака. Но староверы уверяют, что свое начало древнерусский календарь ведет от какого-то очень важного события, относительно которого никаких данных в летописях не сохранилось. Вот, собственно, и путь, по которому древнерусский календарь попал на юг, после чего некоторые историки стали считать его «римским изобретением».