Добро пожаловать в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа имени Ф.М. Достоевского". Центр изучения творчества Ф.М. Достоевского в ОмГУ меняет траекторию. Участниками акции «Наш Достоевский» стали представители правительства Омской области, и первым — глава региона Александр Бурков, сообщает «12 канал». В Оптиной пустыни завершились духовно-просветительские мероприятия «Дней Достоевского».
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Наталья Блок-Нарган, немецкий исследователь творчества и жизни Ф. Достоевского, выступила с докладом на тему «Проблема самосознания в «Дневнике писателя» Достоевского», посвященным параллелям в художественном мире Достовского и его собственным духовным исканиям. Ольга Ординарцева, немецкий филолог и музыкант, рассказала про связь творчества Достоевского и музыкального искусства. Председатель правления Немецко-русского института культуры в Дрездене, Вольфганг Шелике рассказал о своем видении миссии библиотеки имени Достоевского в современных условиях. Мы будем продолжать трудиться для распространения русской литературы и культуры», — подчеркнул он. После окончания творческой встречи докладчики и гости Русского дома приняли участие в торжественном открытии выставки «Достоевский в кругу своих героев. К 200-летию со дня рождения», подготовленной музеем имени В. На открытии выставочного проекта руководитель Российского дома науки и культуры Павел Извольский отметил, что интерес к Достоевскому в Германии сохраняется, и он рад приветствовать выставочный проект, посвященный Достоевскому, в стенах Русского дома в Берлине.
Дмитрий Бак зачитал приветствие статс-секретаря — заместителя Министра культуры Российской Федерации Аллы Маниловой к участникам мероприятий в Берлине.
Получить образование в другой стране — кто хоть раз в жизни не думал об этом? Но насколько легко дается учеба в другой стране? Как можно преодолеть языковой барьер?
Я считаю, что то, что происходит в Украине, ужасно, и мне хочется плакать, только думая об этом. Но то, что происходит сегодня в Италии, эти вещи здесь — нелепые вещи: цензура курса нелепа». Комментируя решение миланского университета, ассоциация «Сентинелли ди Милано», занимающаяся гражданскими правами? Бороться с Путиным, ведя себя как Путин, дисквалифицирует это решение без обжалования». Некоторые итальянские политики тоже высказали свое возмущение этим запретом. Никола Фратоянни, лидер итальянских левых: «Культура — самое мощное противоядие от войны и насилия.
В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными. Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.
Федор Михайлович Достоевский
В целом хочется отметить, что роман этот тяжёл в эмоциональном плане. Герои пишут о своём прошлом, настоящем. И нет радости у них ни в прошлом, ни в настоящем. Вот, в первом же письме Макар Девушкин пишет о своей новой квартире: «здесь шум, крик, гвалт! И много такого, хочется сказать вслед за названием: «Бедные вы люди! Но что значит «бедные»? В первую очередь приходит на ум значение «небогатый», и уже потом «несчастный». С первым всё понятно, а второе? Отчего они несчастны?
Жизнь впроголодь в каморках, без надежд на будущее. Но только ли это причина несчастья? И вот здесь я понял, почему Вы посоветовали мне этот роман. Макар несчастен и из-за того, что он стыдится своего положения. Вот, в первом же письме: «чаю не пить как-то стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно». И далее то же. И в какой-то момент узнал я себя в Макаре. Живу не так плохо, но эта стыдливость чего-то, та же, что у Макара.
Понял я, что неправильно это. Чего стыдиться? За что ненавидеть себя? И когда пытался я ответить на эти вопросы, понял, что нет на них ответов, ведь нет причин у ненависти к себе. А без причины ничего существовать не может. Оказалось, так просто можно избавиться от этого недуга, но не понимал я этого раньше, как не понимают многие. Да, дорогой мой собеседник, много похожих на меня есть, я знаю это наверно. И уверен я в том, что может им помочь, как и мне, «Новый Гоголь», как называли Достоевского после публикации «Бедных людей».
Избавившись от ненависти к себе, я ступил на дорогу гордыни, но, к счастью, быстро сошёл с неё. В этом помог мне второй роман Фёдора Михайловича — «Преступление и наказание». Этот роман гораздо мрачнее предыдущего. Чего только стоит, например, вся сюжетная линия семейства Мармеладовых — апогей отчаяния! И это только самое заметное. В том же духе изображён город, где разворачиваются события романа. Самый настоящий мир беспросветного отчаяния. И неспроста окружение такое мрачное.
Всё это создаёт контекст, который обуславливает зарождение теории Раскольникова, в какой-то степени даже оправдывая его. У Раскольникова есть причины, которые натолкнули его на преступную мысль о том, что один может распоряжаться жизнями других. Достоевский почти прямо говорит, что эта идея не могла зародиться в другом окружении. И таким образом, автор оправдывает Раскольникова. Так можно подумать поначалу. Но потом всё же становится понятно, что для Достоевского причины совершения преступления не важны. Поэтому Раскольников в конце отправляется на каторгу, и поэтому он после убийства начинает испытывать душевные терзания. Но это наказание за уже совершённое преступление.
Фёдор Михайлович не говорит, на чьей он стороне, хотя мы можем сказать, что он считает идею Родиона Романовича преступной, об этом свидетельствует наличие персонажей, пытающихся опровергнуть эту теорию. Это главная особенность «Преступления и наказания». Все персонажи вольны высказывать свои мысли об этой теории, все мнения равноправны, а значит, все герои по-своему правы. И Соня Мармеладова, и даже сам Раскольников, теория которого опровергнута всё-таки не была. Да, Соня в этом деле преуспела, но она доказывает лишь античеловечность суждений Раскольникова, но не их несостоятельность. Да, Раскольников отправляется на каторгу, потому что не смог справиться с грузом преступления, но этот факт служит доказательством того, что Раскольников является не «Наполеоном», а «тварью дрожащей». Сама идея о дозволенности решать, кому жить, а кому — нет, остаётся не опровергнутой. Но опровержение и не требуется.
Не нужно опровергать возможность разделения людей на «наполеонов» и «тварей дрожащих», нужно доказывать античеловечность этого разделения. И вот с этим-то Соня, как я уже сказал, справляется отлично. И каждый, кто прочитает этот роман, поймёт преступность теории Раскольникова и сделает для себя вывод: «Не ставь себя выше других». Я, к счастью, был и остаюсь далёк от идей, похожих на суждения Раскольникова. Роман просто помог мне не броситься из крайности самоуничижения в крайность самовосхваления. Следующий роман помог мне избежать третьей крайности. Связь этого слова с понятием «юродивый» наталкивает на определённые мысли о содержании романа. В тексте угадывается сюжет о пришествии Христа.
Это и есть история князя Мышкина. Достоевский называет этого героя «положительно прекрасным человеком». Мышкин не причиняет никому зла, он прощает зло, причинённое ему, он высказывает гуманистические идеи. Но может ли такой человек жить на грешной земле? Ответ для всех очевиден. Поэтому финал истории Мышкина выглядит закономерным — возвращение в Швейцарию. И это третья крайность, которой стоит избегать — «жизнь только для других». Ваш совет сильно мне помог.
Как бы банально сейчас ни звучали эти слова, но эти романы изменили мою жизнь.
Выставка сопровождалась интересным рассказом экскурсовода, благодаря которому мы узнали больше о жизни и творчестве Федора Михайловича. Атмосфера выставки полностью погрузила нас в те годы, когда жил и создавал свои произведения великий русский писатель». Жизнь Фёдора Достоевского тесно связана с Тверью: он жил и работал несколько месяцев в столице Верхневолжья в гостинице «Гальяни». Подрастающее поколение должно знать о писателе.
Ведь даже беспризорники республики "Шкид" были знакомы с творчеством Фёдора Михайловича, чьим именем и была названа исправительная школа-интернат. Да вот только не любил классик наш город. То ли потому что обижен был, что закрыты ему пути в столицы после ссылки, то ли действительно Тверь наводила на него тоску и уныние. В Тверь Достоевский приехал 19 августа 1859 г. Вот что они писал в письмах о нашей губернии: «Наконец, после долгих страданий, прибыли в Тверь, остановились в гостинице, цены непомерные.
Надо нанять квартиру.
Знание Русского языка и литературы это основание для изучения других предметов , как то: математика основы , физика и т. А Библия, как ознакомление поверхностное , для встраивания в общий контекст Исторического повествования , и не надо забывать о "сломе" эпох 17,18,19 столетий. А это чепуха полная.... Как можно "сдвинуть" часть предметов в сторону в пользу материала, для которого даже нет достаточного числа специалистов? Это же не ешива , и то там сейчас меламедов не хватает...
Авторизуйтесь , чтобы можно было оставлять комментарии.
Нори осудил подобного рода цензуру, назвав ее совершенно нелепой. К настоящему моменту, как указывает « Российская Газета », руководство университета отозвало запрет. Также сервис призвали объяснить причины наложенных ограничений.
Митрополит Волоколамский Антоний совершил монашеский постриг заведующей канцелярией ОВЦС
Президентская библиотека представляет коллекцию «Мир Достоевского» | Ф.М. Достоевский, как все дворянские дети (отец его получил право на потомственное дворянство, когда сыну Фёдору было 6 лет), получил сначала прочное домашнее образование. |
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика | Главная» Новости» Омгу им достоевского новости. |
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского | Учитывая выдающийся вклад вского в отечественную и мировую культуру и в связи с исполняющимся в 2021 году 200-летием со дня его рождения, постановляю. |
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
К 195-летию великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского Президентская библиотека представляет электронную коллекцию «Мир Достоевского». Бывший министр культуры, помощник президента России Владимир Мединский заявил, что школьникам не надо навязывать изучение Достоевского. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Фрейд в известной работе «Достоевский и отцеубийство» связывает эту трагедию с возможным Эдиповым комплексом у юного Достоевского и последующей разработкой мотива убийства. В Миланском университете попытались запретить преподавать Достоевского из-за того, что он русский.
Федор Михайлович Достоевский
По окончании магистратуры Сергей Замятин начал работать в ТПУ и прошел путь от ассистента до проректора по программам развития. Выпустил более 50 научных трудов и запатентовал 5 изобретений. Достоевского в качестве и.
Серию лекций откроет выступление Милы Денёвой, драматурга спектакля «Достоевская: Сны Анны», кандидата филологических наук, театроведа и театрального критика. Что за код зашифрован в его текстах и делает роман близким к пьесе? Какие трагедии случаются с теми, кто отваживается перенести Достоевского на сцену?
Достоевского будут праздновать на государственном уровне Владимир Путин подписал Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения Ф. Полный текст Указа: Учитывая выдающийся вклад Ф. Достоевского в отечественную и мировую культуру и в связи с исполняющимся в 2021 году 200-летием со дня его рождения, постановляю: 1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2021 году 200-летия со дня рождения Ф.
Достоевского, выступила с докладом на тему «Проблема самосознания в «Дневнике писателя» Достоевского», посвященным параллелям в художественном мире Достовского и его собственным духовным исканиям. Ольга Ординарцева, немецкий филолог и музыкант, рассказала про связь творчества Достоевского и музыкального искусства. Председатель правления Немецко-русского института культуры в Дрездене, Вольфганг Шелике рассказал о своем видении миссии библиотеки имени Достоевского в современных условиях. Мы будем продолжать трудиться для распространения русской литературы и культуры», — подчеркнул он.
После окончания творческой встречи докладчики и гости Русского дома приняли участие в торжественном открытии выставки «Достоевский в кругу своих героев. К 200-летию со дня рождения», подготовленной музеем имени В. На открытии выставочного проекта руководитель Российского дома науки и культуры Павел Извольский отметил, что интерес к Достоевскому в Германии сохраняется, и он рад приветствовать выставочный проект, посвященный Достоевскому, в стенах Русского дома в Берлине. Дмитрий Бак зачитал приветствие статс-секретаря — заместителя Министра культуры Российской Федерации Аллы Маниловой к участникам мероприятий в Берлине.
Достоевского широко отмечалось во всем мире, и отрадно, что сегодня юбилейные мероприятия проходят и в Германии», - подчеркнула Алла Манилова в своем приветствии.
Достоевский, Федор Михайлович
Медиатека «Лекторий Достоевский» - Просветительский цифровой проект «Культура онлайн» | Центр изучения творчества Ф.М. Достоевского в ОмГУ меняет траекторию. |
Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск» - Вести | Читайте последние новости об авторе Федор Достоевский на сайте издательства Эксмо. |
Федор Достоевский
Читатель все больше осознает весь ужас этого мира. И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне.
Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла.
А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра». Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов. Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести.
Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами. Я прекрасно понимаю, что мир нельзя взять и изменить по мановению волшебной палочки. Будучи добрым и высоконравственным человеком, выжить очень сложно, практически невозможно, но есть ли у нас другие достойные пути? Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты» [3] , значит нам остается признать ошибки «отцов», принять свое темное начало и совершенствоваться, все-таки «человек — это поле битвы между Богом и дьяволом».
Всегда так было, всегда так будет. Проблемы, которые в своих произведениях поднимает Ф. Достоевский вне пространства и времени. Предсказанное в «Бесах» сбывается с пугающей частотой.
Общество деградирует, фанатики продолжают разрушать жизни, люди заняты самолюбованием, лелеяньем своих комплексов и не признают важности чужих жизней и чувств. Список смертных грехов давно пора расширять. Свои «Бесы» и «бесы» есть в каждой стране. Например, роман Тагора Рабиндраната «Дом и мир» считается бенгальскими «Бесами».
И каждой стране нужен свой Достоевский Рюноске Акутагаву называют «японским Достоевским». После всего сказанного выше, для меня вопроса «Нужен ли Достоевский» не существует, ведь ответ очевиден — несомненно нужен! Полина Петрова Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра журналистики, 1 курс, 18 лет Нужен ли нам Достоевский? Фёдор Михайлович Достоевский великий писатель 19 века, произведениями которого зачитываются по сей день.
Его работы до сих пор экранизируют, ставят спектакли, билеты на которые раскупаются молниеносно. Я люблю Ф. Достоевского за живые образы воссоздаваемые писателем, за его откровенность по отношению к читателю: на каждой странице произведений содержатся если не ответы на вечные вопросы жизни, то по крайней мере прямые указания на то, каким путём к ним дойти. Повествование ведётся без приукрашиваний, Ф.
Достоевский раскрыл нам одну из истин, а именно: «зло является составляющей частью человеческой личности, вечно сопровождающей человечество; демон может проснуться в любой момент в душе человека». Чтобы быть максимально объективной, я провела опрос у людей разного возраста и национальности. Шатунова Тамара, 18 лет, Великий Новгород. Поколение Z.
Благодаря школьной программе в моей памяти отложились такие авторы, как: Гоголь, Добролюбов, Достоевский. Потому что, именно это произведение раскрывает в полной мере такую, казалось бы простую тему, как добро и зло. Также, меня зацепил сюжет романа, который постоянно в движении, вихрем кружится вокруг тебя, не разрешая отложить книгу. Несмотря на юный возраст данная героиня обладает мудростью и умом, а также импонирует то, что она заботится о своей семье.
Творчество Фёдора Михайловича - это достояние нашей культуры и поэтому оно заслуживает того, чтобы жить вечно не только на наших полках, но и в наших сердцах. Создать общероссийский, бесплатный банк книг Достоевского. Открывать новые музеи, памятники и поддерживать старые. Близнюк Юрий, 26 лет , Одесса.
Поколение Y. Полное разочарование и бездуховность, потеря веры и самобичевание. Гениальное описание поведения среднестатистического человека. Он был человеком тихим, скромным и спокойным, но несмотря на это люди всё равно его отвергали и не принимали, вероятнее всего из-за инфантильности.
Но как по мне, она ему не мешала. Это чувство будет появляться в разных поколениях сама по себе. Думаю, что люди, которые ищут себя и пытаются понять смысл своего существования сами обратят внимание на его творчество. О нем знают в СНГ и за рубежом.
Упоминают в фильмах и сериалах, к примеру «Металлист». Читать и обсуждать произведения Достоевского будет ещё много поколений. Лясун Лариса Ибрагимовна, 75, Татарстан. В каждом заложен глубокий смысл, который дано понять не каждому.
Такая же статная, гордая и красивая, даже с простой причёской и платьем. При этом с крайне тяжелым характером, что несомненно не может не привлекать. Думаю, что его произведения никогда не потеряют своей уникальности. Разными поколениями они будут восприняты по-своему.
Но, на мой взгляд, это явление свойственно любой литературе. Поэтому, однозначно, да. Прививать любовь и знакомить современное поколение с творчеством Ф. Достоевского необходимо.
Это можно делать через телевидение, радио, в утренних новостях рассказывать интересные факты о писателях.
Герцена, литературно-мемориальным музеем Ф. Достоевского, Омским государственным университетом им. Достоевского в национальных культурах». В течении трёх дней в различных секциях «Достоевский и мировая литература», «Переводы произведений Достоевского», «Достоевский и русская литература», «Выступления молодых исследователей» учёные обсуждали вопросы влияния Достоевского на мировую литературу, русскую литературу, тюркоязычную литературу, проблемы перевода его произведений, вопросы интерпретации творчества писателя в школах и в университетах, а также особенности его стиля.
Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли.
А «право на бесчестие» скоро станет культом. Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому». Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит?
Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф. Достоевского, то понимаем, что он не столько ответил на какие-либо философские вопросы, сколько поставил их. И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира. И тогда… пытается найти ответы и решения.
В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия.
Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра». Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов. Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести. Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами.
Я прекрасно понимаю, что мир нельзя взять и изменить по мановению волшебной палочки. Будучи добрым и высоконравственным человеком, выжить очень сложно, практически невозможно, но есть ли у нас другие достойные пути? Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты» [3] , значит нам остается признать ошибки «отцов», принять свое темное начало и совершенствоваться, все-таки «человек — это поле битвы между Богом и дьяволом». Всегда так было, всегда так будет. Проблемы, которые в своих произведениях поднимает Ф. Достоевский вне пространства и времени.
Предсказанное в «Бесах» сбывается с пугающей частотой. Общество деградирует, фанатики продолжают разрушать жизни, люди заняты самолюбованием, лелеяньем своих комплексов и не признают важности чужих жизней и чувств. Список смертных грехов давно пора расширять. Свои «Бесы» и «бесы» есть в каждой стране. Например, роман Тагора Рабиндраната «Дом и мир» считается бенгальскими «Бесами». И каждой стране нужен свой Достоевский Рюноске Акутагаву называют «японским Достоевским».
После всего сказанного выше, для меня вопроса «Нужен ли Достоевский» не существует, ведь ответ очевиден — несомненно нужен! Полина Петрова Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра журналистики, 1 курс, 18 лет Нужен ли нам Достоевский? Фёдор Михайлович Достоевский великий писатель 19 века, произведениями которого зачитываются по сей день. Его работы до сих пор экранизируют, ставят спектакли, билеты на которые раскупаются молниеносно. Я люблю Ф. Достоевского за живые образы воссоздаваемые писателем, за его откровенность по отношению к читателю: на каждой странице произведений содержатся если не ответы на вечные вопросы жизни, то по крайней мере прямые указания на то, каким путём к ним дойти.
Повествование ведётся без приукрашиваний, Ф. Достоевский раскрыл нам одну из истин, а именно: «зло является составляющей частью человеческой личности, вечно сопровождающей человечество; демон может проснуться в любой момент в душе человека». Чтобы быть максимально объективной, я провела опрос у людей разного возраста и национальности. Шатунова Тамара, 18 лет, Великий Новгород. Поколение Z. Благодаря школьной программе в моей памяти отложились такие авторы, как: Гоголь, Добролюбов, Достоевский.
Потому что, именно это произведение раскрывает в полной мере такую, казалось бы простую тему, как добро и зло. Также, меня зацепил сюжет романа, который постоянно в движении, вихрем кружится вокруг тебя, не разрешая отложить книгу. Несмотря на юный возраст данная героиня обладает мудростью и умом, а также импонирует то, что она заботится о своей семье. Творчество Фёдора Михайловича - это достояние нашей культуры и поэтому оно заслуживает того, чтобы жить вечно не только на наших полках, но и в наших сердцах. Создать общероссийский, бесплатный банк книг Достоевского. Открывать новые музеи, памятники и поддерживать старые.
Близнюк Юрий, 26 лет , Одесса. Поколение Y. Полное разочарование и бездуховность, потеря веры и самобичевание. Гениальное описание поведения среднестатистического человека. Он был человеком тихим, скромным и спокойным, но несмотря на это люди всё равно его отвергали и не принимали, вероятнее всего из-за инфантильности. Но как по мне, она ему не мешала.
Это чувство будет появляться в разных поколениях сама по себе. Думаю, что люди, которые ищут себя и пытаются понять смысл своего существования сами обратят внимание на его творчество. О нем знают в СНГ и за рубежом. Упоминают в фильмах и сериалах, к примеру «Металлист». Читать и обсуждать произведения Достоевского будет ещё много поколений.
Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102.
Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость». В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть». Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135. Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом». Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная».
А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93. Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31. Поэтому образование в деле нравственного и духовного возрождения нации должно сыграть, по мнению Достоевского, огромную роль. Полагая, что труд является «самым сильным средством перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную» 1, 22; 20 , писатель предупреждает, что напрасно «вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении», так как «облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупение». Получение знаний должно стать для ребенка первой поистине трудовой школой: «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием а если хотите, так и страданием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое даже и в разврате не развратное и в добродетели не добродетельное» 1, 22; 9. Особое место в системе национального образования писатель уделяет изучению русского языка и литературы.
Достоевский утверждал: «Язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль! Утверждая, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Слово для Достоевского является оглашением мира, Вседержительным началом, в котором воплощена святая святых нации - деятельность народного духа. Мыслительная деятельность человека напрямую зависит от языка, ведь человек мыслит «стихийной основной силой языка», и потому «чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» 23; 80. Достоевский убежден, что в школе нужно непременно «заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и непременно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть». Только изучив родной язык, приучив себя на этом языке мыслить, можно извлечь пользу из «оригинальной русской способности европейского языкознания и многоязычия», ведь «только лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде».
Иностранный язык лишь тогда поможет расширить «формы нашей мысли», когда из иностранного языка «мы невидимо возьмем» «несколько чуждых нашему языку форм и согласим их, тоже невидимо и невольно, с формами нашей мысли» 1, 23; 81. Рассуждения о национальной унификации, подражательность, стремление петь «с чужого голоса», Достоевский связывает с пренебрежительным отношением русской интеллигенции к родному языку и словесности. Мыслитель был убежден: усвоив лишь «чужой жаргон», «ползая рабски перед формами языка и перед мнением» французских гарсонов, русский человек может усвоить лишь «парикмахерское нахальство фразы, а затем, пожалуй, и мысли» 1, 23; 79. А между тем, как отмечал писатель, «существует один знаменательный факт: мы, на нашем еще неустроенном и молодом языке, можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков: европейские поэты и мыслители все переводимы и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя передаваемы по-русски, а иные переведены уже в совершенстве. Между тем на европейские языки, преимущественно на французский, чрезвычайно много из русского народного языка и из художественных литературных наших произведений до сих пор совершенно непереводимо и непередаваемо» 1, 23; 81. Забвение родного языка, а, следовательно - родной истории и культуры - ведет к духовной деградации нации, а, следовательно - к исторической катастрофе и гибели.
Болен народ, болен и язык, оскудевает язык, мельчает, исчезает нация. Разрушаются семейные связи, слабеют родственные узы - и уходит из детских душ ощущение дома, Малой и большой родины. Для того, чтобы донести до сознания народа зиждительные национальные идеи, обеспечить высокий уровень образования, необходимо, как полагал Достоевский воспитать истинного «национального учителя». Можно настроить школ, но нельзя за деньги купить главное, что определяет смысл и содержание образования - учителя. Но, положим, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и ученых; и что же? Что в том, что он ученый, коли дела не смыслит?
Педагогии он, например, выучится и будет с кафедры отлично преподавать педагогию, а сам все-таки педагогом не сделается.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах
- Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
- Начало писательской деятельности
- Владимир Мединский: творчество Достоевского не нужно навязывать в школах
- Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
- Встреча c митрополитом Аристархом и А.Д. Достоевским
Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха
- Мечтали мы только о поэзии и поэтах
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- Достоевский Федор Михайлович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги
- 🔷Школа имени Достоевского🔷 – Telegram
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Долитературная жизнь
- Сообщить об опечатке
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
- Первые романы Достоевского: реакция критиков
Зачем нам нужен Достоевский: размышляют русские и белорусские студенты
Достоевский получил образование в частных пансионах в Москве, а затем в Главном инженерном училище в Петербурге; он потерял родителей в юности. Кому надо, чтобы школьник заучивал какие-то прописные истины только ради того, чтобы получить отметку? Лучше пусть Достоевский и Толстой пройдут мимо. Присвоение имени Достоевского накладывает особую ответственность, поэтому в планах академии проект «Достоевский 100». Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Центр изучения творчества Ф.М. Достоевского в ОмГУ меняет траекторию.
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения писателя, философа и публициста Фёдора Достоевского. Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. Студенты направления 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование» и «Изобразительное искусство» посетили выставку к 200-летнему юбилею.
Комитет по образованию
Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая считает, что из школьной программы возможно исключить «Войну и мир» и дополнить ее курсом православной культуры. Федор Достоевский окончил училище в 1843 году. Достоевский, которого традиционно считают «петербургским» писателем, родился в Москве и провел в ней первые пятнадцать лет своей жизни. В акции «Наш Достоевский» приняли участие представители правительства Омской области и губернатор Александр Бурков, который с выражением цитирует Достоевского. Академия Достоевского: Высшее гуманитарное образование всех уровней в Санкт-Петербурге. Представляем вам канал Лекторий Dостоевский — все самое достоверное, интересное и неординарное!Лекторий Dостоевский включает 8 направлений:— история;— литера.