Новости венчание на царство грозного

2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Венчание Ивана Грозного на царство. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство.

Иван Васильевич, ставший Грозным

Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов и советские С. Веселовский, А. Зимин, С. Шмидт, Р. Скрынников историки. В то же время «разоблачителями» четырехвекового «клеветнического заговора» становятся наряду с немногочисленными выполнявшими социальный заказ ВКП б сталинскими историками С. Бахрушин, И. Смирнов , которые, впрочем, не доходили в своей апологии Ивана Грозного до объявления его святым, псевдоцерковные журналисты и публицисты, возглавляемые К.

Душеновым и обосновывающие свои «открытия» авторитетом покойного митрополита Иоанна Снычева , никогда не являвшегося специалистом в области русской истории ХVI века. В-четвертых, почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитании как святого в русской церковном народе, для которого веками царь Иван Грозный оставался отнюдь не святым подвижником благочестия, а всего лишь грозным царем.

Стихир «творения» И.

В списке РНБ. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон. О1-512; 1-й пол.

Стихирарь» , РНБ. Певческий сборник, писанный Логгином Шишеловым в Троице-Сергиевом мон-ре в сер. Первый цикл составлен на память митр.

Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» «Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л. Николаю Мирликийскому 6 дек. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т.

Второй цикл стихир с именем И. До недавнего времени об атрибутивных пометах И. Леонидом Кавелиным Сведения о слав.

Спириной, и сведения архим. Леонида были подтверждены. Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире «Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л.

Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными... Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ.

Петру «Отче преблаженне... О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Славник «Денесе собори рустии...

По тексту, опубликованному Д. Лихачёвым , В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе.

В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» Владимирской иконе и «Кыми похвальными... В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным.

За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе ГИМ. Руди, пер.

Алексеева, коммент. Алексеева, Т. Описание слав.

Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского: По ркп. ПДПИ; Т. Платонову: ученики, друзья и почитатели.

Очерки по истории музыки в России. Образцы древнерус. История рус.

Тропарь и кондак на пренесение честным мощем кн. Михаилу Черниговскому, «творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российскаго»: К пробл. Эпоха Ивана Грозного…: [Аннот.

Воронова: Альбом из 2 грампластинок. Песнопения рус. Свердловск, 1991.

О значении идеи наследования «истинно православного христианского самодержавства» для развития духовного творчества рус. Выдающиеся рус. Челябинск, 2005.

Малоизвестная певч. Челябинск, 2006. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери.

Однако портрет первого рус. В 60-х гг. В композиции на юж.

Насыщенная яркими конкретными деталями сцена не могла не восприниматься современниками как иллюстрация эпизода из «Повести о болезни и смерти вел. Василия III», описывающей трогательное прощание вел. Однако композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьей, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности.

Из материалов Стоглавого Собора 1551 известно, что И. Этот образ представлен в левом нижнем клейме на «Четырехчастной» иконе 1547-1551 из Благовещенского собора Московского Кремля: в нижнем регистре написаны святые в молении, перед ними - коленопреклоненные люди «живы суще», среди к-рых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой. Исследователи предполагают, что т.

При этом представленная фигура - обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации. Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г. Имеется больше оснований связывать с И.

Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч с т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление И.

Сорокатый В. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер.

Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел. Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И.

Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр. Изображение паломничеств на р. Тихвинку вел.

Василия III и И. Чуванова кон. XVI - нач.

Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. По сведениям Д. Ровинского, миниатюрный портрет И.

Черткова: «... В росписи 1561 г. Владимира Мономаха были изображены вел.

Василий III и И. Иконописный портрет. XIX - нач.

Национальный музей Дании, Копенгаген По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима. Войско возглавляет арх.

Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом. В центре посреди войска представлена фигура в имп. Некоторые исследователи 20-80-х гг.

В лит-ре 90-х гг. Квливидзе, В. Сорокатый возобладала иная т.

Константина Великого библиографию вопроса см. Фрагмент композиции «Древо государей российских». Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря фреска снята со стены в 40-х гг.

ГИМ Среди изображений И. Оплечный образ И. По мнению Е.

Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг. Белецкий датировал портрет И. В последнее время ученые М.

Красилин, А. Горматюк и др. На портрете у И.

Особый тип средневек. Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве 1689 , созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля 60-е гг.

В росписи Новоспасского мон-ря свод галереи полностью отдан изображению древа государей. Княжеские и царские персоны заключены в овальные обрамления, образованные вьющимся побегом; И. На нем царское платье с золотой каймой и поясом, украшенными драгоценными камнями, шуба на меховом подбое распахнута, круглая княжеская шапка с меховой оторочкой расписана крупными цветами.

Несмотря на то что внимание мастеров сосредоточено на одежде и регалиях, они попытались индивидуализировать облик царя: у него сухощавое вытянутое лицо с подчеркнутыми скулами, маленькими глазами, тонким носом, густыми волосами и длинной бородой с проседью. Первый рус. По колористическому решению, типу и орнаменту одежд образ И.

Портрет из «Царского Титулярника». Матвеева как историко-генеалогический и дипломатический документ был составлен Царский Титулярник, или Большая государственная книга. Титулярник открывает традицию офиц.

Иллюстрации к нему - поясные портреты рус. Изображение И. В отличие от т.

Портреты И. На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг. Родословное дерево рус.

Композиция повторялась позднее, напр. УИХМ К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. Один из них сер.

Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных вымышленных портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях. В портрете И. На плечах И.

Некоторые детали одежды горностаевый мех, зубчатый венец указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп. Оба портрета датируются 2-й пол. Даен М.

Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф.

Серия рельефных инталий на зеленой сибир. Брюса нюрнбергским мастером И. Доршем ГЭ.

Еще один цикл портретных медалей рус. Иванова создан в 1768-1772 гг. Екатериной II.

В 1774-1775 гг. Шубин по заказу императрицы выполнил для Чесменского дворца под С. Еготова, с 1851 в залах нового музейного здания К.

Тона; повторения в Петровском путевом дворце и в здании Сената в Кремле. В сравнении с портретами первых Рюриковичей, представленных в рыцарских доспехах и шлемах с перьями, портрет И. Такое изображение свидетельствует о том, что личность И.

Две серии бюстов рус. Шопена в С. Ростовой образ И.

Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Палехские мастера. В 1882 г.

Филимонова было решено возобновить роспись Грановитой палаты Московского Кремля украшена стенописью в кон. Следуя схемам и описаниям Ушакова, мастера создали портреты российских государей в стилистике живописи эпохи историзма. Монументальная фигура И.

Димитрия Донского, вел. Лицо И. На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И.

Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И. Фрагмент гравюры. Никитина из собрания Ф.

Юсупова, ГРМ; см. По указанию президента АХ А. Оленина акад.

Уткин в 1832 г. Сказания кн. Условные портреты И.

Краткое ист. Российская история с 63 портретами вел. Петра I» П.

Пикара 1717, РНБ , «Вел. Голышева во Мстёре ГЛМ , и др. Образцом для мн.

Штенглином с оригинала И. Бельского в 1742 г. Ровинский указал 80 гравированных портретов И.

Антокольского , с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т. Гравюра из кн. Iohannis Basilidis...

Так, Энтони Дженкинсон, представитель англ. Oртелия «Зрелище земного мира» Лондон, 1562; экз. В верхнем левом углу карты помещено изображение И.

Две гравюры из коллекции Ровинского дают представление о том, как оценивали личность рус. На заглавном листе редкой кн. С правой стороны от государя стоят 3 боярина, слева - клирики с книгами и четками, рядом с ними изображены иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святителя в зап.

На гравюре из кн. Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти. Скульптор М.

Еще один упоминаемый Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной б-ке в Вене: И. Ни один из прижизненных портретов И. Однако зап.

Василия III с подписями, в которых изображенный именуется как И. Ровинский признает оригинальными 2 портрета. Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г.

Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных нем. Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita Witebergae, 1585; экз. Изменения внесены в костюм: поверх кафтана надето расшитое цветами оплечье, нет золотой цепи; черты лица острее и соответствуют человеку более зрелого возраста.

Фотография Швейна. Ключевского и Н. Костомарова, создавших противоречивый и мрачный образ грозного самодержца.

Эта историческая тема нашла отклик в литературе и творчестве ведущих мастеров живописи и скульптуры. Одним из первых появилась картина В. Мосоловым выполнена серия гравюр.

В 1871 г. Антокольский создал статую «Царь Иоанн Васильевич Грозный» бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон , за к-рую был удостоен звания академика: царь без регалий власти сидит на троне в мрачных раздумьях. Автор создал драматический образ «мучителя и мученика», державшего в страхе гос-во.

В 1875 г. В 1885 г. Известны произведения В.

ГМИР: Альбом. В 1897 г. Нестеров - автор композиции «Папские послы у Ивана Грозного» эскиз 1884 г.

Маковский - «Смерть Ивана Грозного» ок. Над образом И. Шустов, К.

Лебедев, К. Вениг, П. Плешанов, Н.

Неврев, Г. Седов, И. Пелевин, К.

Вещилов и др. Глазунов, О. Гроссе, палехский мастер Н.

Вакуров 1934, МПИ и др.

Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология. Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству.

Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится?

А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь.

В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел и был близок к смерти. Бояре и князья должны были присягнуть на верность царевичу, младенцу Дмитрию. В боярской среде возникли распри, в которых принял участие и князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя. Бояре были не против присягнуть Дмитрию, но не хотели усиления власти семейства Захарьиных, родственников царевича. Но в конце концов, присяга была принесена. Позднее выздоровевший Иван IV рассматривал эти споры как боярский заговор в пользу Владимира Старицкого и измену. Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы.

Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 г. Зимой 1564—1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части — опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, — в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор. Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь — игуменом этого своеобразного монастыря. С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный.

За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению. В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г.

Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг. В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г.

Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г.

В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. Но этот брак не был церковным.

Какого правителя Руси первого венчали на царство

После этого певчие пропели многолетие нововенчанному Царю. Покажи Царя нашего опасным хранителем святой Твоей соборной Церкви! С этого дня земным главой земной вселенской Церкви Христовой, русским царем Давидом, стал глава народа русского этнарх Великий князь, глава русского православного царства. Святой благоверный и христолюбивый Царь Иоанн Грозный, как и все русские Цари и Императоры, по молитвам православных христиан был и опасным, и грозным для врагов Христа, грозным хранителем и защитником веры православной на земле. В этом звании утвердил его и Константинопольский патриарх Иосаф соборной грамотой 1561 г. Родилась в Москве.

Он попросил на это благословение у митрополита. Он прибыл в собор в сопровождении всех вельмож, приложился к иконам, отслушал молебен, затем взошел на амвон в центре храма и сел на специально приготовленный трон. Рядом с ним расположился митрополит. Затем владыка возложил на Иоанна Васильевича знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, громогласно произнося слова молитвы, чтобы Господь оградил его силой Святаго Духа, посадил его на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Певчие пропели многолетие первому русскому Царю.

После приобщения Святых Тайн Иоанн Васильевич был помазан миром. С этих пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, что существенно упрочило его позиции в дипломатических сношениях с Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц», а титул «царь» - как «император». Таким образом, русский Самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В 1561 г. Так породнились династии Рюриковичей и Романовых. Вскоре после свадьбы молодая чета, прервав пиры, отправилась пешком в Троице-Сергиеву Лавру, где провела в усердных молитвах первую неделю Великого поста пост в 1547 г. Уже через три года умер его отец, а через пять лет была отравлена мать. Детство княжича Ивана было «испорчено» боярскими раздорами. Поэтому у Руси могло и не быть Царя, но он появился по Воле Божьей.

Однако, бояре тут же нанесли мощный удар по самодержавию. Юный Иоанн перенёс сильное потрясение уже 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам». Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело. Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу - значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр.

Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев. Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И.

Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии.

Певчие пропели многолетие первому русскому Царю. После приобщения Святых Тайн Иоанн Васильевич был помазан миром. С этих пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, что существенно упрочило его позиции в дипломатических сношениях с Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц», а титул «царь» - как «император». Таким образом, русский Самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В 1561 г. Так породнились династии Рюриковичей и Романовых. Вскоре после свадьбы молодая чета, прервав пиры, отправилась пешком в Троице-Сергиеву Лавру, где провела в усердных молитвах первую неделю Великого поста пост в 1547 г. Уже через три года умер его отец, а через пять лет была отравлена мать. Детство княжича Ивана было «испорчено» боярскими раздорами. Поэтому у Руси могло и не быть Царя, но он появился по Воле Божьей. Однако, бояре тут же нанесли мощный удар по самодержавию. Юный Иоанн перенёс сильное потрясение уже 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам». Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело. Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу - значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев. Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела.

После приобщения cвятых тайн Иван Васильевич был помазан миром. В «Чине венчания…», составленном Макарием в византийском стиле, подчёркивалось божественное происхождение власти московского царя, который провозглашался преемником византийских императоров. В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. Иван IV венчался на царство. Титул царя пришёл на Русь из Византии — там эта традиция сохранилась от Рима. Термин «царь» восходит к латинскому caesar. Имя знаменитого диктатора Римской империи Гая Юлия Цезаря 100—44 до н. По-видимому, сам византийский обряд венчания принесла на Русь Софья Палеолог — именно её супруг Иван III в 1498 году венчал своего внука как наследника. Но пока ещё не как царя — как «великого князя». Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.

Правление Ивана Грозного

Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники.

ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле

Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство. Некоторые исследователи утверждают, что венчание на царство Ивана IV Грозного стало стартом для многих лет насилия и жестокости. 4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.

Как короновали русских царей?

Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

Скрынников о венчании на царство: «О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3]. Колкостям поляков вторил и В.

Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями».

Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному. В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли. За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела.

Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III. Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию.

Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии». По поводу Франции Н. Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6]. Историк Кобрин о своих русских правителях писал следующим образом: «Ведь все они были лишь Великими князьями, только иногда, не столь в официальных документах, сколь в публицистике, их для пущей торжественности именовали царями» [7].

Эта колкость касается в большей степени деда Грозного. Подчеркивается, что царем дед Грозного именовал себя только с ливонцами и некоторыми немецкими князьями. Очередные двойные стандарты. На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать.

У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело.

В его правление началась торговля с Англией. После введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным. С помощью террора царь утверждал свою абсолютную власть.

Это был очень жестокий самодержец, в пылу гнева не пощадивший даже собственного сына. В 1569 году опричники под предводительством Ивана Грозного разграбили ряд русских городов, а в Новгороде разбой продолжался в течение 5 недель. Участие в Ливонской войне обернулось для Руси незначительными территориальными и чудовищными людскими потерями.

А над царем этот обряд проводили два раза в его жизни. Кульминационным моментом всего действа было возложение регалий на будущего царя 4. Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при Федоре Ивановиче. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя.

Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя.

К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул соответствовал европейскому титулу «принц» или «великий герцог». Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Первыми новый титул правителя Руси признала Англия — в 1555 году. Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность.

Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях

Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни. Это слова из молитвы святителя митрополита Макария Московского при венчании на Царство Великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял.

Как Иван Грозный на царство венчался

В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Некоторые исследователи утверждают, что венчание на царство Ивана IV Грозного стало стартом для многих лет насилия и жестокости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий