Новости рождественские традиции в россии

Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить.

Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя

Традиции и обычаи русского народа Существующие традиции и обычаи, прочно утвердившиеся в жизни россиян, идут из далекого прошлого, и многие из них связаны с Рождеством. К примеру, самая известная и красивая традиция, которой следуют накануне торжества, связана с украшением елки как символа всех праздничных дней. Зародилось это действо в давние времена, когда люди наделяли вечнозеленую растительность священными свойствами. Так относились к омеле жрецы-друиды в Англии. Они сплетали ветки кустарника в венок, украшали их цветами, яблоками эта традиция дошла до наших дней. В России имеются свои традиции встречи и празднования Рождества. Выделим некоторые из них. Обряд зародился еще в языческое время, главным смыслом действа являлось проявление людьми радости в песне по поводу дня зимнего солнцестояния. С принятием христианства суть песен изменилась, а обрядовая часть тесно переплелась с ценностями новой веры. В праздничные дни дети и молодежь ходят от дома к дому и песнями славят Иисуса Христа.

Вместе с этим высказывают добрые пожелания хозяевам домов и их гостям. В ответ на пожелания хозяева выдают колядующим сладости и деньги. Эта традиция сохранилась и в наши дни, даже получила новое дыхание. Петь песни, читать стихи в нарядах, соответствующих празднику, стало любимым занятием современной детворы.

Я хочу подчеркнуть, что крестьянская традиция не усвоила этот модный атрибут вплоть до революции. В крестьянской среде Святки и все святочные праздники отмечали исключительно в рамках традиционной культуры. А городская среда, причем вполне разночинная, уже освоила этот обычай в 40-50-е годы XIX века, например, Федор Михайлович Достоевский это видно из его писем и дневников очень хлопотал о том, чтобы у его детей была елка, поскольку это модно и престижно. Подчеркну, что все это было исключительно детским праздником, а не взрослым.

Начиная с середины XIX века, возникает коммерческое обслуживание елочной традиции, то есть появляются мастерские, которые делали всю елочную атрибутику — игрушки, хлопушки, все предметы увеселения, которые нужны для рождественской елки. В этот момент в русской литературе появляется специфический жанр — святочный рассказ. Образец такого рассказа все мы читали у Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Автор рассказывает о сироте, который в рождественскую ночь через окно видит, как у богатых людей дети танцуют, веселятся вокруг елки, получают разные замечательные подарки. Структура рассказа примерно похожа на «Девочку со спичками» Г. Таким образом, в русской литературе появляется такой особенный жанр — святочный рассказ. Все мы знаем строки: «Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал». А потом случается чудо, и в результате этот замерший, голодный сирота в эту праздничную ночь получает свое счастье у рождественской ели.

Таким образом, к началу XX века рождественская елка прочно завоевывает свое место в городской рождественской праздничной традиции. С этим обычаем складывается определенная атрибутика и определенная обрядовая структура, вместе с литературными текстами появляется изобразительный ряд. Прежде всего, это рождественские открытки с елочной атрибутикой, которые было принято посылать друг другу, чтобы поздравить с рождественскими праздниками. Это была некая дань моде. Я уже упоминала о том, что формируется специальная индустрия, которая обслуживает эту всю рождественскую елочную тематику. И елка к этому моменту уже прочно входит в состав рождественских праздничных увеселений, хотя понимание того, что это заимствованный обычай все же сохраняется. Особенно это начинает актуализироваться с началом Первой мировой войны, когда появляются ура-патриотические «головы», призывающие прекратить наряжать рождественскую елку потому, что в условиях войны с немцами мы продолжаем поддерживать этот немецкий обычай — так писали газеты в 1914 году. Можно сделать вывод, что еще в начале XX века ель продолжает оставаться как бы эхом немецкой рождественской традиции.

Но при этом, если мы посмотрим с вами на эмигрантскую литературу, например, на воспоминания Марины Цветаевой, Ивана Шмелева и ряда других писателей, то в воспоминаниях о своем детстве в России все они маркировано вспоминают рождественскую елку, которая устраивалась взрослыми для детей. При этом очень красочно ее описывают. Подчеркну, что наряжали елку именно взрослые, клали под нее подарки, а только потом впускали детей, которые в этом таинстве не участвовали. Такая структура сложилась к моменту революции, к 1917 году. Елена Евгеньевна, а когда в культуре появляются наши традиционные персонажи, которые неизменно связаны с рождественскими праздниками - Дед Мороз и Снегурочка? Это достаточно сложный вопрос. Если мы обратимся к XIX веку, то в этот период времени таких персонажей рождественского праздника как Дед Мороз и Снегурочка, какими мы представляем их себе по образцам второй половины XX века, не было. Здесь можно говорить о двух составляющих.

Во-первых, о персонификации мороза — зимнего периода года, в традиционной культуре, которая была преимущественно крестьянской. Во-вторых, о литературных образах, которые существовали в авторских текстах. Если мы обратимся к традиционной культуре, то у восточных славян и в русской традиции существовала персонификация мороза как зимнего времени года. В частности это проявлялось в том, что на Рождество, а иногда в другие дни Святок, этого «мороза» приглашали на праздничный ужин в Сочельник, кутью есть. Хозяин дома выходил во двор и громко кричал: «Мороз, мороз, приходи кутью есть! А если сейчас не придешь, то и весной не приходи, наши посевы не морозь, наших телушек не трогай, никак нам не вреди. А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков.

При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании. Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях. Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки. Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки. И всю вторую половину XIX века и начало XX века продолжаются попытки нащупать наиболее удачное имя, которое точно определяло бы этот персонаж. Чаще всего Деда Мороза просто назывались стариком.

До первой звезды Рождество предварял одноименны строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу — мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть. Сжигание снопа Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.

Ночное богослужение Поскольку Рождество — в первую очередь религиозный праздник, его принято встречать на ночной службе в церкви. Начинается она в районе 21—22 часов и длится до поздней ночи, а в монастырях — до утра. Мы уже рассказывали о самых древних, необычных и красивых храмах Москвы, куда можно сходить на праздничное богослужение. RU Рождественский стол Согласно христианским традициям, Рождеству Христову предшествует длительный пост. Особенно строгий он в последний день — сочельник.

Рождество в России

Впервые традицию украшать к Рождеству помещения и церкви еловыми веточками ввел Пётр I в 1700 году. У сербов и лужичан существует обычай — выходить рождественской полночью в поле, на перекресток дорог и смотреть на небо. Второе рождение традиция новогодней ёлки в России получила к началу XIX века. Колядки, вертеп, сочиво: рождественские традиции в России. Президент России Владимир Путин встретил Рождество в домовой церкви своей подмосковной резиденции в Ново-Огарёве.

Рождество Христово 2025 в России

Рождество христово: обычаи и традиции, старинные рождественские обряды Сегодня традиция Рождественских вертепов возрождается, и в интернете можно увидеть афиши из разных городов, приглашающие на такие представления.
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать В России существует огромное количество традиций и обычаев, которых придерживаются люди в дни светлого дня.
Рождественские традиции и обычаи: колядки, гадания, рождественский стол - 6 января 2023 - МСК1.ру Традиции и обычаи празднования Нового года в России складывались постепенно.
Тихий праздник. Как отмечали Рождество на Руси История Рождества Христова, традиции, обычаи и связанные с ним запреты — в материале «Вечерней Москвы».

Как праздновали Рождество на Руси

Однако рождественские традиции в России немного отличаются от национальных особенностей других стран. В статье Серафима Ореханова «Рождество Христово и Святки в 2020 году» вы узнаете еще больше об истории и традициях Святок в России. Подарки, посещения Деда Мороза стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году.

Тихий праздник. Как отмечали Рождество на Руси

Шесть недель до него длился Рождественский пост, зато сегодня стол будет ломиться от яств. Наши предки к этому дню готовили сочиво, кутью, блины, студень, заливную рыбу, гуся или утку с яблоками, пироги и пряники. Однако гораздо важнее духовная составляющая праздника. В канун Рождества православные верующие идут на службы в храмы, где проходит Великое повечерие и Всенощное бдение Всенощная. Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам.

Возглавляет торжественную службу Патриарх всея Руси.

А городская среда, причем вполне разночинная, уже освоила этот обычай в 40-50-е годы XIX века, например, Федор Михайлович Достоевский это видно из его писем и дневников очень хлопотал о том, чтобы у его детей была елка, поскольку это модно и престижно. Подчеркну, что все это было исключительно детским праздником, а не взрослым.

Начиная с середины XIX века, возникает коммерческое обслуживание елочной традиции, то есть появляются мастерские, которые делали всю елочную атрибутику — игрушки, хлопушки, все предметы увеселения, которые нужны для рождественской елки. В этот момент в русской литературе появляется специфический жанр — святочный рассказ. Образец такого рассказа все мы читали у Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

Автор рассказывает о сироте, который в рождественскую ночь через окно видит, как у богатых людей дети танцуют, веселятся вокруг елки, получают разные замечательные подарки. Структура рассказа примерно похожа на «Девочку со спичками» Г. Таким образом, в русской литературе появляется такой особенный жанр — святочный рассказ.

Все мы знаем строки: «Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал». А потом случается чудо, и в результате этот замерший, голодный сирота в эту праздничную ночь получает свое счастье у рождественской ели. Таким образом, к началу XX века рождественская елка прочно завоевывает свое место в городской рождественской праздничной традиции.

С этим обычаем складывается определенная атрибутика и определенная обрядовая структура, вместе с литературными текстами появляется изобразительный ряд. Прежде всего, это рождественские открытки с елочной атрибутикой, которые было принято посылать друг другу, чтобы поздравить с рождественскими праздниками. Это была некая дань моде.

Я уже упоминала о том, что формируется специальная индустрия, которая обслуживает эту всю рождественскую елочную тематику. И елка к этому моменту уже прочно входит в состав рождественских праздничных увеселений, хотя понимание того, что это заимствованный обычай все же сохраняется. Особенно это начинает актуализироваться с началом Первой мировой войны, когда появляются ура-патриотические «головы», призывающие прекратить наряжать рождественскую елку потому, что в условиях войны с немцами мы продолжаем поддерживать этот немецкий обычай — так писали газеты в 1914 году.

Можно сделать вывод, что еще в начале XX века ель продолжает оставаться как бы эхом немецкой рождественской традиции. Но при этом, если мы посмотрим с вами на эмигрантскую литературу, например, на воспоминания Марины Цветаевой, Ивана Шмелева и ряда других писателей, то в воспоминаниях о своем детстве в России все они маркировано вспоминают рождественскую елку, которая устраивалась взрослыми для детей. При этом очень красочно ее описывают.

Подчеркну, что наряжали елку именно взрослые, клали под нее подарки, а только потом впускали детей, которые в этом таинстве не участвовали. Такая структура сложилась к моменту революции, к 1917 году. Елена Евгеньевна, а когда в культуре появляются наши традиционные персонажи, которые неизменно связаны с рождественскими праздниками - Дед Мороз и Снегурочка?

Это достаточно сложный вопрос. Если мы обратимся к XIX веку, то в этот период времени таких персонажей рождественского праздника как Дед Мороз и Снегурочка, какими мы представляем их себе по образцам второй половины XX века, не было. Здесь можно говорить о двух составляющих.

Во-первых, о персонификации мороза — зимнего периода года, в традиционной культуре, которая была преимущественно крестьянской. Во-вторых, о литературных образах, которые существовали в авторских текстах. Если мы обратимся к традиционной культуре, то у восточных славян и в русской традиции существовала персонификация мороза как зимнего времени года.

В частности это проявлялось в том, что на Рождество, а иногда в другие дни Святок, этого «мороза» приглашали на праздничный ужин в Сочельник, кутью есть. Хозяин дома выходил во двор и громко кричал: «Мороз, мороз, приходи кутью есть! А если сейчас не придешь, то и весной не приходи, наши посевы не морозь, наших телушек не трогай, никак нам не вреди.

А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков. При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании.

Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях. Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки.

Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки. И всю вторую половину XIX века и начало XX века продолжаются попытки нащупать наиболее удачное имя, которое точно определяло бы этот персонаж. Чаще всего Деда Мороза просто назывались стариком.

Однако важно то, что представление о нем, именно как о старике, появилось уже в XIX веке. При этом никакого имени за ним еще не закрепилось, если дети спрашивали, кто эту елку приносит, им говорили, что просто пришел рождественский старик или святочник, который принес елку и подарки.

Новый год тоже был заброшен. Однако после статьи Павла Постышева «Давайте устроим красивую елку для детей на Новый год! Тем не менее, только в 1949 году 1 января стал официальным выходным днем. Современные новогодние традиции в России. Сегодня, праздничные приготовления начинаются уже в середине декабря. Улицы, магазины и предприятия украшены гирляндами, игрушками и плакатами; украшенные елки появляются и на улицах городов.

В каждом городе, поселке или деревне на центральной площади установлены крупные елки, освещенные электрическими гирляндами. Очаровательные сверкающие ледяные скульптуры, снеговики и фигуры Деда Мороза и Снегурочки расставлены вокруг елки. В это же время, дома также украшают елки, которые люди покупают на еловых базарах или вырубают в лесу. Елки традиционно хранятся в домах до 13-14 января, когда россияне празднуют Старый Новый год. Изначально елки украшали деревянными игрушками, фруктами, орехами и сладостями. Декорации из стекла вошли в моду несколько позже - с 1850 года. Современные елки украшают стеклянными шариками и игрушками, гирляндами и мишурой. Фигурки Деда Мороза и Снегурочки, вместе с новогодними подарками, спрятаны под елкой.

Некоторые семьи посещают «живые» Дед Мороз и Снегурочка, которые приносят подарки хорошо воспитанным детям. Кроме празднования Нового года дома, традиционно проводятся празднования утренники в детских садах и школах. Дети одетые как зайчики, снежинки и другие персонажи принимают участие в маскараде, поют песни, играют и танцуют вокруг елки и получают подарки от Деда Мороза и Снегурочки. Новый год в России невозможен без волшебной пары персонажей — Деда Мороза и Снегурочки. Щедрый Дедушка Мороз и его сказочная внучка, спутница и помощница Снегурочка, приходят поздравить детей с Новым годом и дарят долгожданные подарки. К слову, этих персонажей ждут также и взрослые! Новогодняя ночь — время исполнения желаний!

Прежде всего, это рождественские открытки с елочной атрибутикой, которые было принято посылать друг другу, чтобы поздравить с рождественскими праздниками. Это была некая дань моде. Я уже упоминала о том, что формируется специальная индустрия, которая обслуживает эту всю рождественскую елочную тематику.

И елка к этому моменту уже прочно входит в состав рождественских праздничных увеселений, хотя понимание того, что это заимствованный обычай все же сохраняется. Особенно это начинает актуализироваться с началом Первой мировой войны, когда появляются ура-патриотические «головы», призывающие прекратить наряжать рождественскую елку потому, что в условиях войны с немцами мы продолжаем поддерживать этот немецкий обычай — так писали газеты в 1914 году. Можно сделать вывод, что еще в начале XX века ель продолжает оставаться как бы эхом немецкой рождественской традиции. Но при этом, если мы посмотрим с вами на эмигрантскую литературу, например, на воспоминания Марины Цветаевой, Ивана Шмелева и ряда других писателей, то в воспоминаниях о своем детстве в России все они маркировано вспоминают рождественскую елку, которая устраивалась взрослыми для детей. При этом очень красочно ее описывают. Подчеркну, что наряжали елку именно взрослые, клали под нее подарки, а только потом впускали детей, которые в этом таинстве не участвовали. Такая структура сложилась к моменту революции, к 1917 году. Елена Евгеньевна, а когда в культуре появляются наши традиционные персонажи, которые неизменно связаны с рождественскими праздниками - Дед Мороз и Снегурочка? Это достаточно сложный вопрос. Если мы обратимся к XIX веку, то в этот период времени таких персонажей рождественского праздника как Дед Мороз и Снегурочка, какими мы представляем их себе по образцам второй половины XX века, не было.

Здесь можно говорить о двух составляющих. Во-первых, о персонификации мороза — зимнего периода года, в традиционной культуре, которая была преимущественно крестьянской. Во-вторых, о литературных образах, которые существовали в авторских текстах. Если мы обратимся к традиционной культуре, то у восточных славян и в русской традиции существовала персонификация мороза как зимнего времени года. В частности это проявлялось в том, что на Рождество, а иногда в другие дни Святок, этого «мороза» приглашали на праздничный ужин в Сочельник, кутью есть. Хозяин дома выходил во двор и громко кричал: «Мороз, мороз, приходи кутью есть! А если сейчас не придешь, то и весной не приходи, наши посевы не морозь, наших телушек не трогай, никак нам не вреди. А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков. При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании.

Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях. Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки. Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки. И всю вторую половину XIX века и начало XX века продолжаются попытки нащупать наиболее удачное имя, которое точно определяло бы этот персонаж. Чаще всего Деда Мороза просто назывались стариком. Однако важно то, что представление о нем, именно как о старике, появилось уже в XIX веке. При этом никакого имени за ним еще не закрепилось, если дети спрашивали, кто эту елку приносит, им говорили, что просто пришел рождественский старик или святочник, который принес елку и подарки. Иногда были попытки называть его Дедом Морозом или Дедом Елкиным, то есть шла такая конкуренция нескольких вариантов официального имени. К началу XX века из этих конкурирующих вариантов все-таки закрепилось название Дед Мороз.

К слову, это был чисто виртуальный образ потому, что никаких реальных ряженых, которые бы исполняли роль Деда Мороза, а тем более, Снегурочки в рождественской обрядности до революции не было. Он существовал только на уровне текстов и устных объяснений детям, откуда берутся елки и подарки. Определенную роль сыграла рождественская открытка, которая практически вся печаталась в Германии, к слову, тогда все русские открытки печатались в Германии, ведь в России не было такой полиграфической возможности. В них отражались некоторые образы, которые были характерны, прежде всего, для немецкой и европейской рождественской традиции в целом. Мы знаем, что в каждой европейской рождественской традиции есть свой персонаж — это обычно Санта-Клаус или святой Николай, во Франции его зовут Пер-Ноэль «Отец-Рождество» и так далее. Обычно эти персонажи изображались в виде старика в красном кафтане или тулупе с мешком за плечами. Таким образом, изобразительный образ этого старика к началу XX века стал постепенно проникать в русскую культуру. И некоторое представление о Деде Морозе, который отвечает за всю рождественскую программу, стало складываться. Однако повторю, что никаких реальных персонажей, которые бы участвовали в структуре веселья вокруг елки, в дореволюционный период не было. Естественно, не было и Снегурочки.

Рождество Христово 2025 в России

Одной из забавных традиций на Рождество в России считается рождественский пирог, в который подкладывали монетку. С тех пор новогодние традиции претерпели множество изменений: от обязательного празднования по указу императора, до тихих домашних посиделок за закрытыми дверями. Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. Портал RusDeutsch решил собрать серию материалов о семейных рождественских традициях. Знаменательное событие для всех христиан – Рождество Христово православные россияне будут отмечать 7 января.

Как отмечают Рождество в России? Рождество в России: традиции и обычаи

В России существует огромное количество традиций и обычаев, которых придерживаются люди в дни светлого дня. В Советской России рождественские традиции оказались под запретом. Еще одна религиозная традиция – соблюдение Рождественского (Филиппового) поста, который предшествует Рождеству. Сейчас такая традиция в России сохранилась в основном в деревнях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий