Новости что почитать из классики мировой литературы

Роман «Граф Монте-Кристо» Автор: Александр Дюма Год издания книги: 1844 Роман Дюма «Граф Монте-Кристо», ставший классикой мировой литературы, впервые увидел свет в 1844 году. Насыщенность этого произведения отсылками к русской классике, от Михаила Лермонтова до Василия Гроссмана, мощный психологический, интеллектуальный заряд, острый динамичный сюжет — не то чтобы скрадывают тяжесть чтения и трагизм темы Холокоста.

ТОП-100 русской классики, которые должен прочитать каждый

На русском языке в этому году роман был опубликован впервые. Действие ограничено всего одним годом: от лета 1918-го до лета же 1919-го, зато география простирается широко — в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Сарапуле, Перми, Уфе и Омске пароходы обзаводятся броней, буксиры трансформируются в канонерки, а пассажирские суда — в десантные. Вот как о книге рассказывает сам Иванов: «Для моих героев важна скорее промышленная война, а не Гражданская. Англо-голландская нефтяная корпорация «Шелл» борется с российской компанией братьев Нобель за Россию как огромный рынок сбыта, за новые месторождения и новые технологии. И Гражданская война позволяет промышленной войне стать беспределом. В итоге я говорю о сути прогресса — индустриального, социального и морального. Разумеется, сюжет моего романа погружен в реальную историю». Ее сравнивали с Сильвией Платт и Джоан Дидион, находили в тексте отголоски Сэлинджера, а экранизация книги с Кристиной Риччи в главной роли сделала автора культовым. При этом в России «Нация прозака» до этого года не выходила — ее ждали почти 28 лет, то есть дольше, чем «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса. Для Inspiria роман перевела литературный антрополог и писательница, работающая в жанре автофикшен, Ольга Брейнингер. Первая книга, «Рана», была посвящена ее маме, вторая, «Степь», — отцу, на этот раз речь идет о тете, умершей от туберкулеза.

История семьи в отрефлексированном прустовском варианте превращается благодаря мастерству Васякиной в рассуждение как о собственном настоящем, так и том, какого вообще жилось женщинам, чья молодость пришлась на 1990-е. Вот как о книге рассказывает сама писательница. Почему я не могу написать о себе? Потому что я — это основа отражающей поверхности зеркала. Металлическое напыление. Можно долго всматриваться в изнаночную сторону зеркала и ничего не увидеть, кроме мелкой поблескивающей пыли. Я отражаю реальность». Он живет в мире после ядерного апокалипсиса, в котором насилие считается нормой. Но профессия врача обязывает быть милосердным и сострадательным, даже если тебя окружает абсолютное зло. И герой продолжает пытаться не меняться внутренне, несмотря на внешние метаморфозы.

А его необычные наследники и вовсе дают надежду, что у мира еще есть шанс на существование. Даже если давно разобрался, из какого сора оно растет на практике. В «Киноспекуляциях» режиссер делится деталями, как сформировал свою насмотренность и на каких фильмах рос. На этот раз южноафриканский писатель рассуждает о природе любви: можно ли по-настоящему донести свои чувства на неродном языке? По сюжету польского пианиста Витольда приглашает выступить в Барселоне сообщество Концертный круг меломанов во главе с женой респектабельного банкира Беатрис. Встреча становится судьбоносной для каждого из них. Поэтому к своему масштабному исследованию она подошла со скрупулезностью настоящего ученого — что ничуть не отразилось на форме!

Прозаик Фредерик Бегбедер назвал роман сложным, изнурительным, варварским, безумным и блистательно-утонченным. Сам Джеймс Джойс говорил, что в произведении столько загадок, что ученым их хватит на сотни лет споров.

Книга рассказывает о Леопольде Блуме — еврее, который живет в Дублине. Роман посвящен одному дню из жизни героя. Блум 16 июня 1904 года посещает издательство, несколько кафе, похороны друга, берег залива, дом родителей, притон и возвращается домой. Упомянутый день сводит Блума со Стивеном Дедалом, школьным учителем. С ним герой выпивает, а после приходит домой. Генеральная интрига романа — неверность супруги Леопольда. Герой знает об измене, но предпочитает оставить все как есть. Рейтинг книги на портале Goodreads — 3,95. Автор предисловия к роману Томас Риджио отмечал, что «Американская трагедия» стала кульминацией всего творчества Драйзера.

Роман повествует о Клайде Грифитсе, который всю жизнь потратил на то, чтобы добиться успеха. Герой сбегает из родного Канзас-Сити в Чикаго, а после переезжает в Ликург, где родной дядя построил фабрику. Клайд получает место начальника цеха и сначала знакомится с обычной работницей Робертой Олден, а потом и с дочерью крупного фабриканта Сондрой Финчли. В момент, когда Сондра решается связать себя узами брака с Клайдом, Роберта сообщает о беременности. Герой, перед которым маячит выгодная женитьба, решается на убийство Роберты. O Олдос Леонард Хаксли. На портале Goodreads оценка романа составляет 3,99. Сатирическая антиутопия рассказывает о далеком будущем. Мир XXVI века сильно изменился.

На Земле больше нет разделения на национальные государства, люди живут в прогрессирующем обществе, основные ценности которого: беззаботность; сексуальная свобода; безудержное потребление. Героиня книги Линайна Краун — работница конвейера, на котором производятся люди. У нее взаимоотношения с Генри Фостером.

К нему привлекают ученую Е Вэньцзе, но в ее памяти еще свежи воспоминания о преследованиях и гибели отца, так что у нее есть свои планы.

Потому, когда приходит ответный сигнал из глубин космоса с предупреждением об опасности, она приглашает инопланетян на Землю. А расхлебывать все предстоит нанотехнологу из XXI века — Вану Мяо, который сталкивается со странным, почти необъяснимым саботажем научной деятельности Земли. Чего у Цысиня никак не отнять, так это невероятных идей, которые даже после прочтения книги можно обдумывать еще очень и очень долго. Пресловутая задача трех тел, заключающаяся в невозможности общего определения относительного движения трех небесных тел, влияющих друг на друга па закону тяготения, становится отправной точкой к невероятной истории на несколько веков.

В дело пойдут и видеоигры, промывающие мозг, и радикальные общества, и личные мотивы мести, и космические угрозы — все смешалось в этом удивительном романе. То, о чем повествует наука, гораздо величественней, грандиозней, интересней, глубже, страннее, страшнее, таинственней и даже эмоциональней, чем вся литература; только эти захватывающие истории заключены в строках холодных уравнений, которые большинство людей не умеет читать» В «Задаче трех тел» нет привычного для научной фантастики страха перед технологиями и неизведанным. Наоборот, герои тут стремятся преодолеть законы физики и самого естества, продвинув человечество на новый уровень. Без лишней скромности можно сказать, что роман Цысиня — гимн и ода человечеству, несгибаемой воле и величию мысли.

И очень жаль, что во второй и третьей части цикл растерял большую часть своего обаяния. Вместо дотошной и скрупулезной истории, в которой множество сюжетных линий простых людей формируют судьбу всей Солнечной системы, мы получаем масштабный эпос, больше акцентированный на технологиях, а не на человечности. В «Темном лесу», второй части серии, даже структура повествования пострадала и теперь заключается в прыжках от одной неожиданной кульминации к другой. Но огрехи последователей никак не влияют на качество «Задачи трех тел».

Мужчина убивает пожилую ростовщицу ради воплощения теории о двух типах людей: «обычных» и «выдающихся». После совершения преступления главный герой испытывает угрызения совести, начинает борьбу с последствиями совершённых действий. Работа стала первой, рассмотревшей тему преступления и наказания с точки зрения психологии. В разные эпохи роман читался по-разному, но всегда вызывал живой отклик. Читатели эмоционально воспринимали богатый внутренний мир героя, муки совести, психологическую картину самоанализа. Главной мыслью, поразившей людей, стала идея христианского прощения, милосердия даже к самым падшим людям. Плюсы: Глубокое психологическое исследование человеческой души; Впечатляющее описание нищеты, безысходности, духовной болезни героя; Запоминающиеся персонажи, каждый из которых играет важную роль; Воссоздание атмосферы, колорита Петербурга. Сложность чтения и понимания смысла произведения; Довольно медленное развитие.

Роман стал настолько популярным, что его экранизировали более 10 раз, также по его мотивам создали мангу и комиксы. Затрагивает темы любви, страданий, веры, надежды. Рекомендуется для взрослой аудитории, так как касается сложных тем, требующих определенного уровня зрелости, жизненного опыта. Сюжет рассказывает о князе Мышкине. Окончив лечения в Швейцарии от эпилепсии, он возвращается в Россию, где сталкивается с жестокостью, хитростью общества. Главный герой старается помочь людям, но его доброту часто воспринимают как наивность, слабость. Действия разворачивается вокруг сложных взаимоотношений князя с его окружением, среди которых красавица Настасья Филипповна. По ходу романа Мышкин сталкивается с различными трудностями, но остается верен своим принципам.

Многие воспринимали произведение как отражение идеала христианского смирения, всепрощения. Образ князя олицетворяет символ доброты, воплотившийся в эпоху цинизма. Сочинение стало первым, поднявшим вопрос о проблемах морали русского общества с точки зрения психологии. Философский контекст, позволяющий поразмышлять о вечных темах; Реалистичные образы персонажей, которыми легко сопереживать, понять мотивы; Красочное описание русской жизни XIX века, позволяющее почувствовать атмосферу времени; Умелое использование символов, метафор, делающих рассказ выразительным, насыщенным. Минусы: Сложность, насыщенность текста могут сделать чтение затруднительным. Получил классическое образование, владел тремя языками. В 1917 году покинул Россию вместе с семьей, продолжив литературную карьеру в Европе. Стиль характеризуется оригинальностью, изобретательностью, а работы глубоко затрагивают темы любви, смерти, эмиграции, идентичности.

Рассказывается история богатого мужчины, успешно работающего искусствоведом. Бруно Кречмар влюбляется в юную натурщицу Магду. Влечение к ней приводит мужчину к утрате семьи, моральной катастрофе, слепоте разума. Обманутый и беззащитный, Бруно становится игрушкой, а также источником денег для Магды с её любовником. Темы любви, предательства является ведущей в романе. Главный герой поддаётся страсти, но остаётся преданным. Проблема была важной для Набокова, писатель часто к ней обращался. Также работа затрагивает физическую слепоту героя, символизирующую нравственную глухоту Бруно, его непонимание мира.

Плюсы: Интригующее содержание, заставляющий задуматься о темах любви, предательства, морали; Оригинальный стиль написания, отличающийся высоким мастерством; Хорошо проработанные, запоминающиеся персонажи; Присутствует динамичность действий, добавляющая напряжения. Минусы: Некоторые называют сюжет банальным. Они работали вместе над юмористическими зарисовками, сатирическими статьями для различных изданий. Их стиль отличался умными играми слов, безрассудным юмором, остроумной наблюдательностью. Помимо писательской деятельности, они были опытными журналистами и путешественниками, освещающими военную экспедицию Советского Союза в Неаполь 1933 год , а также собственное путешествие через Соединенные Штаты. Книга — бестселлер всех времён, сюжетная линия поражает остроумием, непредсказуемостью событий. Роман рассказывает историю Остапа Бендера, бывшего узника. Он узнаёт, что внутри одного из двенадцати стульев спрятано наследство.

С помощью своих способностей и навыков афериста, он начинает путешествие по Советскому Союзу, пытаясь найти утерянное богатство. Работа отличается неиссякаемым юмором, яркими фразами, остроумными диалогами, каламбурами. Плюсы: Яркие, запоминающиеся персонажи, ставшие образцами юмористической литературы; Критический взгляд на общество, что делает его актуальным даже сегодня; Изобилие остроумной игры слов, неожиданных ситуаций, сюрпризов, поднимающих настроение читателей; Мастерское обращение авторов со словом, русским языком; Минусы: Встречаются длинные диалоги без продвижения сюжета, из-за чего чтение местами замедляется. По мотивам романа было создано несколько художественных фильмов, включая фильм «12 стульев» Леонида Гайдая с Андреем Мироновым. Отец был офицером, мать происходила из древнего княжеского рода. Лермонтов начал писать стихи с 12 лет. В 1830 поступил в университет, но вскоре исключается из-за плохого поведения. После, Лермонтов поступает на военную службу, где пишет известные работы: «Бледное пламя», «Исповедь», «Кавказский пленник».

Благодаря ему, Лермонтов стал одним из основоположников русской прозы XIX века. Роман представлен сериями повестей, объединенных общим героем — Григорием Александровичем Печориным. Произведение показывает нравственные искания молодого аристократа Печорина, совершающего многочисленные подвиги, авантюры. Сюжетные линии переплетаются, события развиваются на Кавказе и в России. Автор показал образ человека, который не находит своё предназначение, замыкается в чувствах, мыслях. Работа отражает противоречия русской души, актуальные вопросы романтической эпохи, что делало его особенно близким для современников автора. Повести написаны ярким, образным, выразительным языком; Противоречивый образ Печорина, ставшего символом своего времени, олицетворением «лишнего человека»; Затрагиваются важные вопросы русской души, человеческой природы; Яркие, запоминающиеся описания природы Кавказа. Минусы: Чрезмерный пессимизм, отсутствие надежды на будущее, что делает произведение тяжелым для чтения; Некоторая разрозненность сюжетной линии.

Особенность творчества автора заключается в сочетаниях разных жанров и стилей: фантастика, мистика, социальная сатира, философия. Работы часто имеют сложную структуру, несут аллегорический смысл. Пелевин затрагивает тему поиска истины и смысла жизни в мире, где всё становится спектаклем и маскарадом. Читатель следит за поэтом — Петром Пустота. Он одновременно проживает две жизни из параллельных миров: во времена Гражданской войны 1919 года и эпохи 90-х. Оказавшись в гуще военных событий, Петр знакомится с Чапаевым. Командир зовёт его с собой, помогает поэту познать события через понятие Пустоты. Одновременно с этим, Пётр мира 90-х лечится в психиатрической больнице.

Его соседями являются три необычных персонажа с оригинальными судьбами. Все сюжетные линии пересекаются, события разворачиваются соответственно динамике освобождением сознания главного героя. Плюсы: Качественная эмоциональная составляющая, позволяющая глубже вжиться в происходящее; Философия автора приглашает задуматься о смысле существования, свобода воли, духовный поиск; Тонкий русский юмор добавляет легкости, остроумия; Своеобразный подход к использованию языка помогает расширить словарный запас читателей. Минусы: Может быть трудным для понимания из-за сложной структуры, философских, мистических отсылок. Одной из характеристик Стругацких является сочетание фантастических элементов с реалистическим описанием общественной жизни. Авторы умело используют подход для высказывания мысли о проблемах общества, человеческой натуре. Сюжет «Понедельник начинается в субботу» посвящён научно-исследовательскому институту, занимающемуся разработкой волшебных заклинаний.

Топ-100 книг

Призовое серебро досталось британскому классику Джорджу Оруэллу за роман-антиутопия «1984», а на третьей позиции стоит культовый роман XX века «Улисс» Джеймса Джойса. ТОП-100 лучших и необходимых для чтения книг мировой литературы. Литература Великобритании.

100 лучших книг в истории мировой литературы по версии The Daily Telegraph

А между тем, в сокровищнице мировой литературы бесчисленное множество захватывающих дух великих творений. Этот рейтинг можно назвать одним из самых сбалансированных списков «лучших книг» мировой литературы. десять рейтингов, составленных в течение последних 20 лет по самым разным критериям. Этот мировой бестселлер рассказывает историю «символиста» Роберта Лэнгдона и криптолога Софи Нево, которые все больше вовлекаются в битву между Братством Сиона и Opus Dei. Эта история признана величайшим произведением мировой литературы.

Лучшие книги 2023 года

«Ночь времен» — самый важный текст испанского классика Антонио Муньоса Молины, знакомого российским читателям по нуарному роману «Зима в Лиссабоне». ТОП-100 лучших и необходимых для чтения книг мировой литературы. классическая дилемма и антитеза множества романов мировой литературы. «Вокруг света» и книжный сервис «ЛитРес» выбрали знаковые романы, вышедшие после 2000 года, которые наверняка войдут в «золотой фонд» мировой литературы и станут заслуженной классикой.

ТОП КНИГ | ЧТО ПОЧИТАТЬ ИЗ КЛАССИКИ

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.

Редакция попросила десятки критиков и авторов назвать несколько книг, которые заслуживают места среди самых важных произведений, выпущенных с 2000 года. Устали читать посты в соцсетях? Советуем заглянуть в этот список. Может показаться, что редакторы Vulture торопят события, ведь ХХI век только начался.

Более того, зачитал он нам многочисленные примечания автора и нескольких переводчиков, чтобы происходящее стало хоть немного понятнее. Потому что если человека не привлекает выбранная эпоха, то ему может быть не особо интересно читать скрупулезное описание быта, социального строя и общества того времени. Энтони Дорр выбрал другой подход в своей книге «Весь невидимый нам свет». Ему больше интересны чувства людей, чем их повседневная жизнь. И судя по продажам и Пулитцеровской премии, читатели разделяют его настрой. Мы столкнемся со слепой французской девочкой Мари-Лорой и юным немецким солдатом Вернером, которые оказались в самом пекле Второй мировой войны. Им предстоит увидеть все ужасы, охватившие Европу, и умудриться при этом не потерять свои идеалы, остаться собой. Несмотря на описываемые события, слог у Дорра получился очень легким и поэтичным. Печальные полуразрушенные интерьеры, теперь лишь напоминающие о былом величии, естественным образом оживают в голове, а немые вопросы и повисшие в воздухе фразы встречаются на полотне текста тут и там. Перед глазами плывет. Однако ответить некому» Таким же получилось и описание военных действий. Конечно, тяжело говорить о событиях Второй мировой, не скатываясь в оценочные суждения, но автору это удалось. Он отошел от фронтов, боевых операций и деления на агрессоров-защищающихся — в его книге есть только люди, которым нужно как-то выживать в сложившихся обстоятельствах.

Главный герой трагедии Кориолан храбр, благороден, но одновременно беспредельно горд и высокомерен. Его оппоненты - народные трибуны Брут и Сицилий - изображаются Шекспиром без всяких прикрас как завзятые демагоги и расчетливые политиканы. Они хитры, изворотливы, но их личные корыстные устремления объективно идут во благо простому народу. Выступив против трибунов, Кориолан, сам не понимая почему, оказывается вдруг врагом государства. В этом — неразрешимое противоречие между сильной, яркой личностью и противостоящей ей в демократическом государстве толпой посредственностей. И нельзя не удивляться тому, как глубоко чувствовал Шекспир эту трагическую двойственность, и как мало было у него романтических иллюзий в отношении любых социальных конфликтов. Многие литературоведы всерьез считают «Дон Кихота» самым великим романом всех времен и народов. Столь высокая оценка напрямую связана с парадоксальным образом главного героя. Постоянно терпя поражения, Дон Кихот в высшем смысле все-таки одерживает победу. Комический по форме роман с необычайной остротой поднимает трагическую, по сути, проблему о расхождении между Идеалом и Реальностью, и о несоответствии Желания и Возможности. Анонимный роман нравов, дающий широкую панораму жизни китайского общества и в то же время чрезвычайно едкая сатира на падение нравов и разложение правящей верхушки Минской империи. В центре повествования находится преуспевающий делец Симынь Цин. Все сцены частной жизни его семейства взаимоотношения жен друг с другом, со служанками и господином; их досуг, наряды, игры, круг интересов, развлечения, гадания, обеды, родины, похороны, жертвоприношения, сватовство, свадьба и многое другое чрезвычайно интересны для европейского читателя. Пожалуй, трудно найти другой роман, который содержал бы такую обширную информацию на этот счет. Жизнь богатого китайского дома представлена здесь изо дня в день во всех подробностях и очень живо. Неисправимый бабник, весельчак и сластолюбец, Симынь постоянно ищет удовольствий, то и дело вступая в половые связи со своими и чужими женами, вдовами, служанками и певичками. Причем, автор, не смущаясь, следует за своим героем не только в спальню, но и за занавесь алькова, подробно, со знанием дела описывая многочисленные любовные сцены. Знаменитейшая из всех пьес Лопе де Вега. Необычайная живость диалогов, свежесть, яркость образов, филигранная обработка психологических нюансов справедливо создали ей славу одной из самых остроумных и увлекательных комедий испанского театра. Аларкон первым вывел на сцены испанских театров комедию характеров. Как правило, героями его произведений является носителем какой-то одной ведущей черты - лживости, злословия, неблагодарности, лицемерия и т. Главным объектом осмеяния в «Сомнительной правде» становится неисправимый враль дон Гарсия. Он врет мастерски, самозабвенно, сочиняя тысячи убедительных подробностей. Всякий, кто слышит его в первый раз, не может не принять его слов на веру. Но по большому счету никакой пользы из своей лжи дон Гарсия извлечь не может. Напротив, она чрезвычайно затрудняет его жизнь. Классический плутовской роман. Один из лучших в своем жанре. Написан от первого лица в виде воспоминаний Паблоса. Попав вместе со своим господином в университет Алькала-де Энарес, бедняга Паблос сделался объектом для шуток и розыгрышей, многие из которых были весьма жестокими. Устав терпеть поношения, он решает начать новую жизнь. Глубоко вдумавшись в нее, пришел я к решению быть плутом с плутами, и еще большим, если смогу, чем все остальные». Последующий рассказ повествует о его удачных и неудачных плутнях, успехах и поражениях в трудной науке выживания. На мой взгляд, самая блистательная и самая смешная комедия Мольера. Его сатира разит здесь настолько метко, так верно подмечает мельчайшие черты и свойства, заключает в себе столько истины и настоящей жизни, что имя главного героя Гарпагона сразу вошло в жизнь и стало синонимом скупца. Знаменитый китайский эротический роман, который до сих пор читается с большим интересом. Подробное описание любовных сцен на его страницах дает хорошее представление о китайской культуре секса. Однако роман любопытен не только этим. Главный герой, одержимый духом сладострастия и женолюбия, соглашается на рискованную операцию, предложенную даосским магом — пересадку собачьего пениса. Обретя благодаря этому невероятную мужскую мощь, Вэйян делается кумиром сластолюбивых женщин. Впрочем, множество любовных связей не приносит герою счастья. По законам кармы, творимое Вэйяном зло, оборачивается против него, так что он делается виновником позора и смерти своей любимой жены. Раскаявшись в конце романа в своем жизненном выборе, Вэйян сам себя оскопляет и уходит в буддийский монастырь. Таким образом, «Полуночник» не только эротический, но нравоучительный роман с глубоким и серьезным подтекстом. Его автор Ли Юй 1610? Опубликовали его уже после смерти автора. Главное произведение Беркли. Трактат небольшой по объему и написан просто. Мне кажется, его стоит прочитать для расширения кругозора. Полемизируя с Локком, Беркли указывал на то, что если со всей строгостью проводить эмпирический анализ человеческого познания, то следует признать: все качества, фиксируемые человеческим разумом, в конечном итоге переживаются как умственные идеи. Следовательно, нельзя сделать убедительного заключения даже относительно самого существования за пределами разума мира материальных объектов. Ибо не существует надежного и достоверного способа отличить объект от чувственных впечатлений. Существование материального мира, внешнего по отношению к разуму, является допущением, лишенным всякого ручательства… 98. В короткое время появились бесчисленные переводы и адаптации «Шахразадовых сказок» на все европейские языки. С тех пор минуло около трех веков, но «Тысяча и одна ночь» по сей день остается одной из любимых книг европейского читателя. Ее образы и сюжеты, известные буквально каждому человеку, глубоко проникли в западную культуру. Полное издание «Тысячи и одной ночи» составляет 8 томов. Но можно прочитать избранные, самые выдающиеся сказки «Сказка о рыбаке», «Рассказ об Абу-Мухаммеде-лентяе», «Рассказ про Ала ад-Дина и волшебный светильник», «Рассказ про Али-Бабу и сорок разбойников», «Рассказ о Маруфе-башмачнике» и др. Создавая своего «Робинзона», Даниэль Дефо во многом опирался на традиции плутовского романа, но фактически стал основоположником нового жанра — романа авантюрно-биографического. Гонимый неукротимой жаждой странствий, его герой Робинзон переживает множество опасных приключений, но подлинное человеческое счастье обретает только вдали от цивилизации, заброшенный на необитаемый остров, в неустанных трудах и беседах со своим другом и слугой Пятницей бывшим дикарем и каннибалом. За свою жизнь я, кажется, перечитывал этот роман раз десять, неизменно удивляясь мастерству, с которым он сделан. Чего стоит хотя бы стиль Дефо — совершенно непритязательный, в чем-то даже простоватый рассказ, лишенный всяких поэтических украшений. Но почему же так поразительно интересны все описанные в «Робинзоне» события? И то, как главный герой сражается с дикарями, борется с пиратами, спасается из марокканского плена, и то, как лепит горшки, обрабатывает землю, охотится или просто размышляет о своей судьбе. Думаю, все дело в умении находить убедительные, конкретные детали. Благодаря им безыскусно рассказанная Дефо история жизни обретает необычайную выпуклость и достоверность. Одна из лучших книг о любви. Той любви, когда страсть берет вверх над разумом, когда видишь ясно все недостатки возлюбленной, постигаешь ее неверность, но все равно не можешь от нее отказаться. В любви де Грие и Манон было все: безумное блаженство, ревность, измены и даже преступление. Но разлучить их смогла только смерть, однако даже она была бессильна убить его любовь. Захватывающая книга. Читается на одном дыхании. Восхищаясь испанской литературой, французский писатель Ален-Рене Лесаж решил сочинить собственный плутовской роман. И результат превзошел ожидания. Тщательнейшим образом копируя структуру и колорит своих образцов, «Жиль Блас» далеко выходит за границы традиции. Широко привлекая испанские сюжеты, Лесаж цивилизует их, оформляет композиционно и стилистически, придавая жанру плутовского романа такую архитектурную завершенность, которой тот в действительности никогда не знал. Вместе с тем Лесажу удалось с необычайной точностью передать испанский колорит. По страницам романа рассыпано множество скрупулезно учтенных этнографических, бытовых и культурно-исторических деталей. Это тем более удивительно, что сам Лесаж никогда в Испании не бывал. Все это позволяет считать «Жиль Бласа» одной из самых удачных стилизаций в мировой литературе. Главная философская работа Юма и одно их ключевых сочинений во всей истории западного мышления. Если разум анализирует свой опыт без предвзятости, - утверждает Юм, - то он должен признать: на самом деле все предполагаемое знание основывается на непрерывном хаотическом потоке абстрактных ощущений, и этим ощущениям разум навязывает собственный порядок. Разум извлекает из своего опыта такие объяснения, которые в действительности проистекают не из опыта, но из самого разума. Выводы Юма завели философию эмпиризма в интеллектуальный тупик. Потребовались недюжинные усилия Канта, чтобы примирить притязания науки на обладание определенным и подлинным знанием о мире с заявлениями философии о том, что опыт не способен стать основанием для подобного знания. В прозаическом наследии Вольтера особенно важное значение имеет цикл «Философских повестей». Одной из лучших в их числе по моему глубокому убеждению остается «Кандид» - глубочайшее и горчайшее из всех творений Вольтера. Герои повести, гонимые обстоятельствами, постоянно перемещаются из страны в страну и переживают множество приключений. Но за авантюрным сюжетом скрывается глубокий философский подтекст. Всем своим содержанием повесть опровергает оптимизм наставника Кандида Панглоса, который проповедует учение о том, что «все совершенно в этом наисовершеннейшем из миров». В конце концов, объехав весь мир, испытав множество невзгод, разбогатев и промотав огромное состояние, Кандид постигает, в чем состоит человеческое счастье. Оно — в кропотливом труде по улучшению хотя бы маленького клочка земли. Только так этот страшный и несовершенный мир, может быть, станет хоть чуточку лучше. Эти слова становятся главным итогом всего повествования. Роман представляет собой исповедь Сюзанны Симонен, юной девушки, которую родители насильно заставляют постричься в монахини. В монастыре она категорически отказывается выполнять то, что выходит за рамки устава. Ее упрямство вызывает гнев настоятельницы. Все монахини ополчаются против строптивицы. Начинается жестокая травля несчастной девушки. Она вынуждена бежать. Однако и в мирской жизни для Сюзанны теперь нет места… "Монахиня", наверно, самое пронзительное произведение Дени Дидро, хотя и неровное. Хорошо ощущается место, где роман ему надоел, после чего дописывался "на автомате". Но и при всех своих недостатках, это очень хорошая, сильная проза. Итальянского драматурга Карло Гоцци прославили его сказки для театра. Сказку отличает динамичное действие и захватывающий, оригинальный сюжет. Король Дерамо рассказывает во время охоты своему министру Тарталье об удивительном заклинании, которое позволяет духу переселяться в любое мертвое тело. Тут кстати появляются два оленя. Гремят выстрелы, и они падают мертвыми. Дерамо становится возле одного из олений и произносит заклинание. Его тело падает бездыханным. Зато убитый олень поднимается и исчезает в лесу. Коварный министр тотчас произносит заклинание над телом Дерамо, вселяется в него, а собственный труп, обезглавив, бросает в кусты. Внешняя метаморфоза соединяется с внутренней. Из льстивого царедворца Тарталья обращается в жестокого и безжалостного тирана. Все его помыслы устремлены к одному: надо найти убежавшего оленя и убить его… 106. Начало романа повествует о счастливых днях семейства священника Примроза, включающего в себя помимо почтенного доктора, его жену и шестерых прекрасных детей. Кажется, что на этой благочестивой семье почила благодать Божия. И вдруг, словно гром среди ясного неба, на нее обрушивается целая лавина несчастий. Примроз теряет все свои деньги, молодой сквайр Торнхилл соблазняет его дочь, устраивает фиктивную свадьбу и бросает ее опозоренной. Не удовлетворившись этим, он заключает несчастного священника в долговую тюрьму, бросает туда же по ложному обвинению его сына… Однако даже в минуту жестоких испытаний с уст Примроза не срывается ни единого слова ропота. Его вера в справедливость Божию остается неколебимой. И, конечно же, награда находит благочестивого священника уже в этой жизни… 107. Новаторский роман, в котором предвосхищаются многие литературные приемы эпохи модернизма. Священник Йорик, отправляется в путешествие по Франции и Италии. При этом главные происшествия, описываемые Стерном, разыгрываются не во внешнем мире, а в сознании самого героя. Мелочи жизни: случайные дорожные встречи, мимолетные впечатления, вызывающие неожиданные ассоциации идей, - то омрачают душевный небосклон рассказчика, то, наоборот, рассеивают тучи. Для Стерна важен именно диапазон этих мимолетных переживаний. Созданному моралистами прописному образу благомыслящего человека, без труда умеряющего свои страсти разумом, он противопоставляет другой образ человека, в сознании которого сталкиваются самые противоположные побуждения и порывы, связанные сложнейшими взаимными, переходами. Выяснение взаимосвязей эгоизма и великодушия, «высокого» и «низкого» сознания и составляет главную цель психологического самоанализа, которым постоянно занят Йорик. Беспощадно анатомируя свое собственное «я», он показывает, какую себялюбивую подкладку имеет иногда самое пылкое прекраснодушие. Так рождается у Стерна юмор относительности, которым пронизано все «Сентиментальное путешествие»... Одна из самых любопытных и по-своему беспримерных книг в истории мировой литературы. Пристально вглядываясь в свою душевную жизнь, Руссо, едва ли не первый из всех европейских писателей, открыл и попытался изобразить «бессознательные движения сердца», а также «хаос разрозненных чувств» в душе человека. Он показал, что разум далеко не всегда господствует над чувствами, что эмоциональная иррациональная часть души нередко берет над ним вверх и оказывает определяющее воздействие на поступки и состояние личности. Вместо замкнутых свойств, вместо глухих границ между отдельными чувствами Руссо обнаруживает непрерывные модификации и переходы, промежуточные состояния. Он открывает текучесть сознания на том месте, где раньше видели устойчивые свойства, сложную игру между внешними причинами и внутренними реакциями на них, противоречивый процесс ассоциаций. Он впервые прикасается к такой теме как детские психологические травмы и комплексы то, чем потом занимался психоанализ. Классика английской литературы. Внешне непритязательный, но очень милый и «уютный» роман в письмах, повествующий о том, как сквайр Мэтью Брамбл в сопровождении своих близких и слуг отправился в путешествие по курортам Англии и Шотландии. С мягким юмором рассказывается о забавных дорожных происшествиях, встречах и размышлениях героев на разнообразные темы. Постоянно насмехаясь над этой поповской легендой, Вольтер нашел множество поводов для иронии. По ходу рассказа он тонко высмеивает и пародирует штампы житийной литературы, казенного патриотизма и эпической поэзии, а рисуя небесный план, дает полную волю злой иронии, высмеивая церковные легенды, церковные предания и сам культ святых католической церкви. Параллельно Вольтер рисует десятки любовных сцен, весьма откровенных и фривольных, так что «Орлеанская девственница» справедливо считается не только лучшей иронической поэмой XVIII века, но и шедевром мировой эротической литературы. Лучшая трагедия Готхольда Лессинга. Рассказ о том, как сластолюбивый принц Гонзага, стараясь заполучить в свои руки прекрасную и благородную девушку Эмилию Галотти, не останавливается перед самыми низкими поступками. Чтобы спасти Эмилию от бесчестия ее отец принужден сделать страшный выбор… 112. Лучший роман Дени Дидро и одно из самых оригинальных произведений своего времени. Жак и его хозяин, имя которого остается неизвестным, идут неизвестно куда и для развлечения Жак рассказывает историю своей жизни. Однако эта история, постоянно прерываемая разными комическими происшествиями, очевидно, так и не будет никогда рассказана до конца… Можно по-разному истолковывать эту странную пару, видеть в ней различные аллегории. Но повествование построено так искусно, что реально затягивает. Знаменитая комедия Бомарше, сюжет которой известен теперь, наверно, всем. Юный и пылкий граф Альмавива мельком увидел в Мадриде прекрасную девушку Розану, находившуюся в полной власти опекуна доктора Бартоло, и страстно влюбился в нее. Когда старик увез свою воспитанницу из столицы, граф последовал за ней в Севилью. Расхаживая под окнами возлюбленной, Альмавива сталкивается со своим бывшим камердинером, а теперь цирюльником Фигаро. Это не просто весельчак, неунываюший мастер хитрой интриги, но человек, наделенный огромными силами ума и характера. Взявшись помогать графу, он сталкивается с достойным противником. Ведь Бартоло - хитрый, подозрительный и проницательный психолог. Острый ум позволяет ему раскусить все ловкие уловки, направленные против него. Тем не менее Фигаро благополучно доводит дело до счастливого конца, то есть до свадьбы Альмавивы и Розаны. До «Записок» Болотова и «Писем русского путешественника» Карамзина, мне кажется, и не было у нас подлинной прозы как до Державина поэзии. А вот с театром дело обстояло заметно лучше. Фонвизин, несомненно, яркий и оригинальный автор. И комедия его до сих пор остается живой для восприятия, остроумной и смешной. Этому соблазнительному пороку и посвящен роман в письмах Шадерло де Лакло. Два главных участника переписки: виконт де Вальмонт и маркиза де Мертей превратили адюльтер в главное занятие своей жизни. Такие понятия как «порядочность», «добродетель», «верность», «благочестие», «влюбленность» давно уже стали для них пустым звуком. Роман начинается с того, что маркиза де Мертей просит виконта об определенного рода услуге. Ее прежний любовник граф де Жеркур, бросивший ее ради некой «интендантши», собирается нынче жениться. Его избранница — юная девушка Сесиль Воланж, наивная и неопытная, только что покинувшая монастырь, где находилась на воспитании. План мести, который придумала маркиза, весьма прост: де Вальмон должен соблазнить Сесиль и собрать на нее «компромат». Сразу после свадьбы связь их будет предана огласке и де Жеркур будет жестоко отомщен… 116. Дочь простого музыканта юная Луиза Миллер пробудила глубокое чувство в знатном юноше Фердинанде фон Вальтере, сыне президента при дворе герцога. Господин фон Вальтер, властный, энергичный вельможа, в ярости из-за такого поворота событий, поскольку намеревался женить сына на прежней любовнице герцога. Против молодых людей решено действовать коварством. Однако грязная интрига, которую запустил президент Вальтер, заканчивается совсем не так, как он рассчитывал… На мой взгляд, это лучшая из всех драм Шиллера. Действие захватывает с первых сцен и держит в напряжении до самого конца. Вторая комедия Бомарше, главным героем которой выступает Фигаро. События разворачиваются спустя три года после свадьбы графа. Альмавива уже охладел к своей жене Розине и постоянно изменяет ей со своими хорошенькими вассалками. Фигаро теперь графский домоправитель и без ума влюблен в камеристку графини Сюзанну. Готовится их свадьба. Но уже в первом явлении Фигаро узнает, что его семейное счастье находиться под угрозой, поскольку Альмавива намерен воспользоваться старинным правом первой ночи. И сообщает ему об этом его собственная невеста! Сюзанна говорит: «Он имеет виды на твою жену, понимаешь?.. Граф дает мне приданое за то, чтобы я тайно провела с ним наедине четверть часика по старинному праву сеньора… Ты знаешь, что это за милое право! В конце концов после множества смешных ситуаций хитрый простолюдин берет верх над титулованным соперником. Хорошо известные теперь истории о бароне Мюнхгаузене прежде, чем принять современный облик, претерпели несколько редакций. Особенно много для обработки сюжетов и создания образа знаменитого выдумщика сделал немецкий поэт Г. Его можно считать одним из главных творцов этого знаменитого литературного персонажа. Самый известный и, несомненно, самый лучший из романов маркиза де Сада. Главная героиня Жюстина, после смерти отца начинает самостоятельную жизнь и переживает множество смертельно опасных приключений, постоянно сталкиваясь со всякого рода сластолюбцами, мерзавцами, злодеями, убийцами, извращенцами, садистами и маньяками. Автор сознательно подвергает несчастную девушку всем этим злоключениям. В своем посвящении к «Жюстине» де Сад пишет: «План романа несомненно новый. Но вывести повсюду порок торжествующим, а добродетель жертвою, показать несчастную, на которую обрушивается беда за бедою, игрушку негодяев, обреченную на потеху развратников… это значит идти к цели по новой, мало проторенной дороге… Мы хотели изобразить преступление таким, какое оно есть, - торжествующим, счастливым, упоенным собой. Мы хотели изобразить добродетель такой, какой мы встречаем ее в жизни, - всегда униженной, всегда страдающей, всегда стойкой и всегда несчастной…» Возникает вопрос: «Стоит ли вообще читать де Сада? Являются ли его произведения подлинной литературой? Прочитать первый вариант «Жюстины» нужно. Но ничего другого, равного этому роману лично я у де Сада не обнаружил. Классический китайский роман. Сага о трех поколениях большой аристократической семьи, ее возвышении и упадке. Роман насыщен любовью, многочисленные герои всего здесь больше сотни персонажей связаны между собой чувственными отношениями, которым сопутствуют ревность, интриги. Роман отличает сложная структура и тонкий психологизм. У себя на родине «Сон» считается едва ли не самым великим творением китайской литературы. Его изучением занимается специально созданный институт. Число посвященных ему исследований и публикаций исчисляется многими сотнями. Есть перевод на русский язык Панасюка. Признаюсь честно, что я пока прочитал только первый том всего их три. Мне понравилось. Обязательно планирую закончить. Интересные, характеры и образы главных героинь. Необычен сам мир патриархальной китайской семьи. Тем, кто хочет познакомиться с прозой Гёте, обычно советуют прочитать его «Вертера» - роман, который прославил молодого автора, принес ему европейскую известность. Но лично мне гораздо больше нравиться гётевский «Мейстер». Очень основательное, добротное произведение со сложной, тщательно продуманной структурой напоминает шкатулку, внутри которой спрятана другая шкатулка, а во второй — третья и т. Мудрая и великолепно рассказанная история воспитания и возмужания молодого человека, который упорно ищет свое место в жизни и искусстве. Известно, что Екатерина работала над «Записками» до самой смерти, переписывая отдельные части своих мемуаров порою по-разному подавая одни и те же ситуации. Очевидно, ей было не безразлично, каким ее образ предстанет перед потомками. Но если вы ждете замкнутости, закрытости, какой-то пропагандисткой зашоренности, то будете приятно удивлены. Это живой, интересный и откровенный порой, даже очень откровенный рассказ. Прибытие в Россию, непростые отношения с Елизаветой, еще более сложные отношения с великим князем сначала женихом, а потом мужем , чтение, придворные развлечения, интриги, бытовые условия жизни во дворце, любовные увлечения… Обо всем этом можно узнать из «Записок». Скучной эта книга точно не покажется. Она написана настолько талантливо и, как кажется, настолько искренне, что историки до сих пор смотрят на многие события глазами Екатерины. И трактуют их именно так, как она хотела. В школьные годы Роберт Бёрнс был моим любимым поэтом. Некоторые его вещи я знал наизусть. Редкий случай, когда иностранный поэт становится почти что родным. И все благодаря блестящему переводу. Спасибо Маршаку! Давно отмечено, что романы Стендаля начинались с его дневников. В том, что это действительно так, можно убедиться, обратившись к дневниковым записям 1801—1806 гг. Как говорил сам Стендаль то ли в «Анри Брюларе», то ли в «Воспоминаниях эгоиста» , «я вел тогда жизнь философа». Подав в отставку, он три года провел в Париже, нигде не служа, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Он мечтал о карьере драматурга и все вечера проводил в театре. В это время он переживает яркий и долгий роман с артисткой Мелани Гильбер. Любовь к Мелани как раз и является очень важной частью дневниковых записей. Страшно интересно следить как постепенно вызревает и растет или выражаясь собственной терминологией Стендаля из его трактата «О любви» - «кристаллизуется» его чувство. Сначала имя Мелани просто мелькает среди других, потом выдвигается на первый план, а потом она занимает уже все мысли молодого человека. Изо дня в день мы видим, как увлечение превращается во влюбленность, а влюбленность — в страсть… Стендаль тогда еще Анри Бейль с протокольной точностью фиксирует все перемены в своей душе… И право, от этих записей всего один шаг до описания любви Жюльена Сореля к госпоже де Реналь. Эта трагедия подвела итог всему европейскому Просвещению со всеми его исканиями, сомнениями и заблуждениями. Формально она состоит из двух частей, но в действительности части эти настолько разные, что впору говорить о двух разных произведениях. Первая часть «Фауста» — прекрасная и трагичная, вторая — скучная и надуманная, едва ли есть смысл тратить на нее время. Но ясно, что без концовки — смерти Фауста и поражения Мефистофеля — эпический замысел Гёте останется непонятным. Поэтому можно бегло пролистать три первых акта второй части, более внимательно просмотреть четвертый, а начать читать с пятого. Уже первые произведения Генриха фон Клейста опрокидывали устоявшиеся каноны классического, просветительского театра с его уверенностью в непогрешимости и неизбежном торжестве разума. Мировоззрение Клейста, напротив, было связано с болезненно-обостренным чувством непрочности мира, уязвимости, хрупкости человека. Тема разлада, раздвоения человеческой души, нетождественности человека самому себе — центральная в его творчестве. Оттого лихорадочная, бурная атмосфера пьес Клейста насыщенна совершено особым, ему одному присущим психологическим напряжением. Действие ее разворачивается в условные рыцарские времена. Судьба благородного рыцаря графа фон Штраля оказывается удивительным образом связана с двумя неординарными женщинами. Одна из них Кетхен — юная и прекрасная девушка, дочь оружейника Фридеборна. Едва увидев фон Штраля, она неожиданно бросила дом, отца и с тех пор преследует его как тень, в непонятной слепой покорности.

Подборка лучших книг: 50 историй, которые каждый должен прочитать хотя бы раз в жизни

Топ 20 - Лучшие книги всех времён – Рейтинг 2024 года Классическая трагедия, но в современных декорациях.
Список 100 лучших произведений, обязательных к прочтению В нашем топ 100 книг упор сделан на мировую классику, проверенную десятками поколений книголюбов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий