В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет. В православной церкви часы — это особая форма богослужения, которая проводится в определенное время суток. Статья рассказывает о том, что такое часы в православном богослужении, как они использовались ранее и используются сейчас, и как ведется их чтение. Часы – это книга, содержащая молитвы и псалмы, которая используется в православном богослужении. Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов.
Роль часов в православном богослужении
Какой духовный смысл таится в словах и действиях участников богослужения? Что глубоко символично, а что совершается для особого молитвенного настроения? Разбираемся с книгой «Всенощное бдение» протоиерея Михаила Бравермана. Богослужение вечерни рассказывает нам о переходе от Ветхого Завета к Новому, поэтому в начале службы поются псалмы и читаются книги древнего Писания, которые завершаются песнопениями с новозаветной тематикой. На всенощное бдение нас приглашает колокольный звон — благовест. В храме отверзаются царские врата, и в тишине начинается каждение престола и алтаря. Каждение в начале вечерни Протоиерей Михаил Браверман 111 р Возносящийся ароматный дым от ладана сопутствует устремленной в духовное небо молитве. Диакон зовет людей к молитвенному бодрствованию: «Восстаните», а хор призывает священника к служению: «Владыко, благослови».
Звучит возглас предстоятеля, славословящий Троичного Бога: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков». В центре всего церковного учения — Христос Бог. И в алтаре священнослужители поют Ему: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем Ему». Начало всенощного бдения соответствует началу мироздания — творению.
Открытые царские врата обозначают открытое Царство Божие, пребывать в котором должен был человек. Каждение всего храма и предстоящих людей символизирует Божье благословение мира и человека. Это знак того, что все должно служить Богу. Священник в алтаре читает светильничные молитвы, их семь, по числу библейских дней творения. Хор поет стихи 103-го псалма, прославляющего Творца: «Благослови, душе моя, Господа! Благословен еси, Господи». В образном и поэтическом псалме упомянуты даже ослы онагри , зайцы, олени, цапля еродия , лев, а также кит.
Мир был сотворен для человека, но человек нарушил Божью волю — совершил грех, исказивший все мироздание. Человек потерял рай, где общался с Богом. В знак этого царские врата закрываются. В мире человек оказался изгнанником, но Бог не оставил его. Сразу же за грехопадением Он обещал пришествие в мир Спасителя — и это исполнилось в Рождестве Христовом. И теперь в Церкви нам вновь открылось богообщение, мы на пути в Небесное Отечество и обращаем к Богу наше моление. Начинается церковная молитва, состоящая из множества прошений, — ектения.
Первая ектения на вечерне, утрене и литургии называется великой, потому что она больше малой, которая является ее сокращенным вариантом, или мирной, потому что она открывается призывом «миром Господу помолимся». Слово «мир» несет в себе разные значения, а в церковнославянском языке имеет и два разных написания. После грехопадения человека этот мiр перестает быть Божиим, уходит от Бога. Но Бог так любит Свое творение, что Сам приходит в мiр, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
В 1-й час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него. В 3-й час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Св. Духа на апостолов Деяния, гл. В жизни первоначальной общины христиан наблюдался обычай освящать молитвой 3, 6 и 9 часы: апостолы молятся в часы шестой и девятый Деяния 3:1; 10:9 , соблюдают третий час Деяния 2: 1—15. По свидетельству Климента Александрийского см. Об этом же говорится в 34-й главе Апостольских постановлений 2—3 вв. Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш». В Иерусалимском богослужении конца 4 в. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с 4 в. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому см. На службе 1 Часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, на 3 — 16, 24 и 50, на 6 — 53, 54 и 90, на 9 — 83, 84, 85. Различают Часы великопостные, великие царские , пасхальные и вседневные. Великопостные Часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста см.
В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня около полуночи , хвалины 3 часа пополуночи , час первый 6 часов утра , час третий 9 часов , час шестой полдень , час девятый 15 часов , вечерня 18 часов , навечерие 21 час ». Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам Всенощному бдению и Литургии. Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» М. Скаблланович «Толковый типикон». Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей. Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.. Тексты третьего часа примерно 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности».
Дискос — и Вифлеемский Вертеп и Голгофа, звездица — не только вифлеемская звезда, но и крест, покровцы — одновременно рождественские и погребальные пелены Спасителя; потир — Чаша Тайной Вечери, приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием — прободение ребер Спасителя. Все частицы в единстве — это Церковь Божия, сочетающая в себе Божию Матерь, ангелов, всех святых, всех верующих живых и упокоившихся. Каждение — осенение Святым Духом. Проскомидия — это воплощение Рождества и Распятия. Священник приносит жертву — Агнца, а все мы участвует в этом. За каждое имя, упомянутое в «записочке», вынимается частичка из просфоры и рядом со вей Небесной Церковью встает множество частичек Церкви Земной, даже тех, кто далеко от Христа и Церкви, предал Его. Но пока есть люди, которые молятся за них, их, как расслабленного, приносят к ногам Христа. Господь в покое, во гробе, и иерей кадит храм ладаном, тем самым, который принесли волхвы принесли в дар Новорожденному. По время каждения алтаря иерей читает пасхальный тропарь, который напоминает о том, что Проскомидия и начало Литургии соответствуют концу нашей жизни на земле и вхождению в Царствие Небесное.
Суточный круг богослужений
Что такое часы в церковной службе | Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая литургия. |
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь | Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток. |
Богослужение — что такое Царские часы? | Продолжительность церковной службы в обычные дни составляет около двух часов, в выходные и праздничные дни — около трех часов. |
Что такое часы в церковной службе | Сегодня суточный круг богослужения представляет собой изумительное сочетание строго отшельнического пустынного устава и песенного, которое совершается монахами, живущими рядом с городскими центрами. |
Духовная страничка Ирины Степановой: Лекция 1: Богослужебное время. Богослужебные книги и тексты | Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба. |
О чем мы молимся на вечерне?
История часов восходит к древней иудейской традиции, когда ночь условно делилась на 4 «стражи», а день — на 4 «часа», получившие название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения. В каждый час читаются псалмы, а также молитвенные песнопения текущего дня — тропари и кондаки.
Также есть специальные часы для вечернего богослужения, которые помогают священнослужителям соблюдать порядок в ходе службы. Какие еще функции выполняют часы в православном богослужении? Ориентир для верных при посещении храма; Памятник о Божьем времени; Символ борьбы со злом; Напоминание о необходимости соблюдения времени в жизни верующего. Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль часов в православном богослужении является важной и многогранной. Они помогают священнослужителям соблюдать порядок и время в ходе службы, а также напоминают о духовных ценностях и борьбе со злом. Использование часов в церковной жизни — это не только традиция, но и символ веры и духовности, который уходит корнями в глубокую древность.
Во время второй части священник на амвоне тайно читает утренние молитвы.
Диак: Мирная ектения. Хор: «Бог Господь» во глас 1-го тропаря. Тропари по уставу. Устав тропарей: 1. Тропарь святого: 2 раза. Еесли суббота или великое славословие, то из 3-го приложения в субботу — уходящего гласа текущей недели. Два святых: тропарь 1-го святого — 2 раза. В периоды пред- и попразднства, Цветной Триоди: тропарь праздника — 2 раза.
Хор: «Господи помилуй» — 3 раза. Кафизмы по уставу. Устав чтения кафизм: Псалтирь. По нашей практике две или три кафизмы здесь объединяются в одну, причем на каждую «Славу» читается по одному псалму по выбору псаломщика или чтеца. В будгие дни далее возможны 2 варианта: 1. При святых со славословием, полиелейных и бденных, а также во все дни пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам: По совершении кафизмы: Чтец:: «Слава и ныне. Аллилуия 3р » Диак: Малая ектения. Свящ: «Яко Твоя Держава…».
Чтец: Седальны Минеи или Триоди если суббота — Октоиха. Если читались 2 кафизмы, то возглас по 2-й кафизме — «Яко благ и человеколюбец…». В остальные седмичные дни, при шестеричном и малом святом по кафизме. Чтец: «Слава и ныне. Аллилуия 3р », «Господи помилуй» 3р , Седальны Октоиха. После седальнов, во всех случаях. Хор: «Господи помилуй» 3р , «Слава…». Чтец: «И ныне…», 50 псалом.
Хор: Ирмос первой песни канона. Канон на утрени: 1.
Богослужебную соответственно используют священнослужители, и она отличается от обычной Псалтири. Обычная, всем нам известная Псалтирь, также очень часто либо тексты из нее используется в каждом богослужении. На утрени положено читать кафизмы из нее, часы состоят из псалмов Псалтири, стихиры и многие тексты молитв и песнопений предначинательный псалом, антифоны, полиелей и т.
Книги священнослужителей. По-другому называется также литургиарий. Название происходит от того, что именно в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии, всех трех чинов литургии, которые употребляются у нас в Православной Церкви: литургии св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и литургии Преждеосвященных Даров, которая приписывается св.
Григорию Двоеслову, папе Римскому. Известна также еще литургия апостола Иакова, брата Господня. Это была самая первая литургия. Но она не содержится в служебнике. Возможно потому что, литургия апостола Иакова не совершается в настоящий момент за редким исключением не как обязательная.
Служебником пользуются священнослужители, то есть священники иереи и диаконы, поэтому все чины, помещенные в этой книге, описываются с точки зрения именно священнослужителей. Однако надо очень хорошо понимать, что всякая богослужебная книга очень четко скоординирована с другими богослужебными книгами, поэтому в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя. Также существует Архиерейский служебник. Ясно из названия, что он используется только архиереями.
В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Книги, используемые на клиросе. Помимо указанных выше служб суточного круга часослов включается в себя 17-ю кафизму, употребляемую за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице. Название этой книги состоит из двух частей: греческие слова, означающие «восемь» и « глас». Дословный перевод названия этой книги — Осьмогласник.
Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из восьми частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами. Как уже указывалось, первый день церковной седмицы — это неделя. Седмица начинается со своей вершины, с дня, который может быть назван Пасхой. Седмица начинается с недели, а день, как мы знаем, начинается с вечера.
Поэтому каждый глас будет начинаться со службы, которая называется «в субботу вечера», а кончается, естественно, службой «в субботу утра». Значит, в субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа. Началом времени действия Октоиха в годовом круге является неделя Всех святых второе воскресение после Троицы , в земле российской просиявших Эта неделя всегда будет неделей 1го гласа. С этого времени Октоих является основной книгой до великопостных дней, когда уже вступает в свои права сначала Триодь постная, а затем с Пасхи — Триодь цветная. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником.
В седмичные и субботние дни — значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Про время действия Триоди постной и цветной скажем главное: в будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены также в Цветной Триоди.
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
Священник крестообразно надрезает Агнец с нижней стороны символизируя жертву Агнца Божия — Иисуса Христа и правую его сторону как ребро Спасителя, Ин. В чашу изливается вино, смешанное с водою. Из второй «богородичной» просфоры священник вынимает частицу в честь Божией Матери, и полагает ее по правую сторону от Агнца. Из третьей «девятичинной» вынимается девять частиц в честь святых, эти частицы полагаются по левую сторону от Агнца, по три в ряд. Из четвертой вынимаются частицы за живых, полагаются ниже Агнца. Из пятой вынимаются частицы за умерших, и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Одновременно прочитываются «записки» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих. В завершение проскомидии иерей благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, покрывает дискос и потир двумя небольшими и одним большим покровцами «воздухом» , кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин. История Проскомидии Из истории: по описанию, данному в труде «Евхаристия» проф.
Вечерние и утренние молитвы из нашего молитвослова содержат больше аскетического самоанализа и покаяния, чем благодарения Господа, отмечает отец Алексей. Поэтому всенощная нашу потребность в благодарении Бога помогает восполнить, а благодарственный настрой, в свою очередь, способствует тому, чтобы быть активным и вдохновенным в молитве — и домашней, и храмовой. Но чтобы в полной мере насладиться текстами всенощного бдения, их надо понять, что удается далеко не всегда — читать могут неразборчиво, обороты церковнославянского языка могут быть не ясны и так далее. Надо всегда опровергать такие взгляды. Если рассказать о том, зачем этот гимн нужен, какое место он занимает в службе, какое он древнее несет вдохновение, тогда становится понятно, что во время него делать и как молиться». В некоторых храмах раздают распечатанные заранее тексты, которые будут петься и читаться на предстоящей службе, где-то разрешают прихожанам петь определенные песнопения вместе с хором. Иногда даже совершаются миссионерские богослужения, где священнослужители объясняют смысл тех или иных моментов прямо по ходу службы. Если же такой практики в храме нет, то прихожанину придется искать информацию самостоятельно.
К счастью, последование богослужения на тот или иной день сейчас можно найти в интернете. Важно не только понять содержание того или иного песнопения в его переводе на современный русский язык, но и его богослужебный смысл. Например, «Свете Тихий» — это входной гимн, в этом момент происходит вхождение священнослужителей в алтарь. Это один из самых ранних богослужебных гимнов Церкви, благодарение на вечерне. А «Ныне отпущаеши» — это же евангельское слово, гимн Симеона Богоприимца, и в этом смысле он является радостным благодарением Бога за прожитую жизнь в ожидании спасения и получения этого спасения. Когда мы разбираем богослужение таким образом, шаг за шагом, оно становится понятным в своей полноте. Читать еще И снова про выгорание. Что делать, если всенощная стала обязаловкой?
Возможно, такому человеку нужно больше поддержки общины, духовника, пересмотр основ своей духовной жизни или даже смена прихода на такой, где служат иначе: «Если богослужение на приходе совершается отчужденно от людей, они устают со временем. Всенощное бдение, как и литургия в переводе с греческого слово «литургия» означает «общее дело». Если нет общего дела, то люди устают и теряют смысл».
В ранние времена церковной жизни это богослужение было лишено теперешней его торжественности, и тогда его связь с вечерней была ещё более очевидна. Поэтому первый вопрос касается именно этой характерной черты Литургии, связанной с вечерней.
Литургия совершается в разное время Мы уже знаем, что православное предание требует совершенного поста перед Евхаристией о разнице между совершенным и аскетическим постом читайте в предыдущей публикации. Этот общий принцип объясняет то, что Евхаристия, в отличие от всех других богослужений, не имеет своего определенного часа, ибо время её совершения зависит главным образом от того дня, в который она совершается. Так, по большим праздникам по Типикону полагается служить Литургию очень рано, т. Но когда праздник менее значителен и не бывает всенощной, Евхаристия совершается позднее, т. Наконец, в те дни, когда положен строгий или совершенный пост, к Причастию «нарушению поста» подходят уже после полудня.
Час совершения Литургии зависит от поста, предшествующего ей К сожалению, в настоящее время эти правила забыты и ими пренебрегают, хотя значение их очень просто: Евхаристия всегда бывает завершением приготовления к ней, как исполнение ожидания, и потому час её совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней. Этот пост либо отождествляется с всенощным бдением, либо же должен быть исполнен индивидуально. А так как Великим постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, то причащение, как завершение поста, совершается за вечерним богослужением. Следуя той же логике, в Сочельники Рождества и Богоявления, два дня совершенного поста, Евхаристия совершается после вечерни. Однако, если канун этих праздников случается в субботу или воскресенье, т.
Другой пример: если Благовещение попадает на один из этих будних дней Великого поста, Литургия совершается после вечерни. Эти правила, которые стольким кажутся устарелыми, второстепенными, на самом деле показывают основной принцип православной богослужебной духовности: Евхаристия всегда — конец приготовления и завершение ожидания; а т.
В некоторых епархиях на память ап. Марка служится также особая литургия, появление которой возводят к этому Апостолу Христову.
Время: когда начинается и сколько длится Обычное начало литургии — около 8 ч. Длится она около полутора часов. Значение Все литургии, кроме созданной Папой Григорием — так называемые «полные». Это значит, что во время них происходит Таинство Евхаристии , преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Они преподаются верующим, которые подготовились к этому постом, сугубой молитвой, Исповедью. Лебедев К. Причащение народа Несколько иной чин — Литургия Преждеосвященных Даров свт. Здесь верным преподаются уже освященные ранее Святые Дары.
Издревле утвердился обычай совершать такую службу только Великим Постом, по средам, пятницам, так как полная литургия в это время служится лишь по субботам, воскресеньям, а верующим может требоваться Причастие также в другие дни седмицы. Многие богословы считают, что чин службы ближе к Вечерне. Это не случайно, ведь по Уставу она совершается вечером на практике чаще всего — утром. В каком порядке обычно совершается в храме Служба с древности предваряется 3 и 6 часами.
Затем следует «литургия оглашенных», которая оканчивается после чтения Евангелия. Последняя, важнейшая часть службы — само Таинство Евхаристии. Когда совершается и из чего состоит Всенощное бдение Продолжительное от 2 до 3 ч. Бдение именуется «всенощным», так как с древности продолжалось от заката раннего утра.
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба
Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит | Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (суда, страданий и смерти Спасителя) и Сошествия Святого Духа на апостолов. |
Что такое часы в православном богослужении? | Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности. |
12. Часы и Изобразительные
Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.. Тексты третьего часа примерно 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час«. Третий час также состоит из трех псалмов 16, 24, 50 , нескольких тропарей и молитв.
Шестой час примерно 12 дня посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он» Мф 27:45-47. Все три псалма 53, 54 и 90 описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией священник в это время совершает в алтаре проскомидию.
Довольно часто к ним примыкает и Девятый час примерно 15 часов , который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: "И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
Такой же порядок исполнения тропаря и на остальных часах.
Чтец: «И ныне: Что Тя наречем, о Благодатная…». Священник: «Боже, ущедри ны» и молитву св. Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» 12. Священник: «Христе, Свете истинный…».
Хор: «Взбранной воеводе…». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…», и бывает полный отпуст. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и прочее.
В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению.
Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения. В каждый час читаются псалмы, а также молитвенные песнопения текущего дня — тропари и кондаки. Также несколько раз в год установлены особенные часы, которые Церковь называет великими, а народ — царскими в воспоминание древне-византийской традиции, когда в определенное время в кафедральном соборе присутствовал император.
Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма для каждого часа они разные , за ними тропари специальные молитвы , посвященные памяти дня, празднуемого события или святого святых. Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. Затем «Трисвятое по Отче наш» см. Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст для 3-го и 6-го часов — это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го — это «Боже, ущедри ны…» и молитва часа для каждого своя. Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня — т. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся». Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются. Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление Крещение Господне , читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи. В древности часы служились, как и положено — в 7 и 9 часов утра, в 12. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом.
Богослужение часов
Часы – это краткие богослужения, которые проводятся в православных храмах в течение дня. Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность. О богослужении Царских Часов. В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность.
Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. Храм и богослужения в нем это огромная часть тех традиций, которые неотъемлемы от Православия в целом. Иногда богослужение часов распределяется между прочими видами служб. Суточный богослужебный круг, суточный круг богослужения(-ий) в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток.
О богослужении Царских Часов
Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая литургия. Азы православия: церковное богослужение. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Таким образом, православное Богослужение имеет три круга Богослужений: Суточный, Седмичный (недельный) и Годовой, каждый из которых состоит из свойственных ему песнопений и чтений. Расписание архиерейских богослужений. Новости.
12. Часы и Изобразительные
Роль часов в православном богослужении Часы — это не только предмет, показывающий время, но и важный атрибут православного богослужения. Они являются неотъемлемой частью службы и имеют свою роль в ходе церковных обрядов. Факт: В православной традиции часы считаются одним из символов веры и духовности. Их использование уходит корнями в глубокую древность. История появления часов в богослужении Первые часы были созданы еще в Древней Греции и Риме.
Они представляли собой простые приборы, показывающие время с помощью тени от солнечных лучей или движения воды. В те времена люди использовали их для определения времени молитвенных занятий.
Свеча, носимая пред св. Иоанна Предтечу, который приготовлял народ к достойному принятию Богочеловека Христа, и которого Сам Господь наименовал: светильником горящим и светящим. Открытые царские врата означают врата небесного царства, которые открылись пред нами вместе с явлением в мир Спасителя. Слова диакона: премудрость, прости, имеют в виду указать нам на глубокую мудрость, заключенную в св. Слово прости приглашает верующих к благоговейному стоянию и поклонению Спасителю мира Господу Иисусу Христу. Посему-то тотчас после возгласа диакона и хор поющих убеждает всех воздать поклонение Совершителю спасения мира.
Приидите поклонимся, поет хор, и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти аллилуиа. Легкомысленно поступил бы тот, кто на призыв св. Церкви не ответил бы низким поклонением своему великому благодетелю Господу Иисусу Христу. Наши благочестивые предки при пении этого стиха все повергались на землю, даже и сами Боговенчанные Всероссийские Государи наши. После тропаря и кондака празднику или святому дневному диакон у местной иконы Спасителя молится: Господи спаси благочестивыя и услыши ны. Благочестивые - это все православные христиане, начиная с лиц Царствующего Дома и Святейшего Синода. За этим диакон становится в царских вратах и, обратившись к народу, говорит: и во веки веков. Эти слова диакона служат дополнением возгласа священника, который, благословляя диакона воздать хвалу Богу пением Трисвятого, говорит пред словами Господи спаси благочестивыя возглас: яко свят еси Боже наш и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну и Святому Духу ныне и присно.
Обращение диакона к народу в сие время указывает всем молящимся на время пения Трисвятой песни, которая должна быть воспеваема немолчными устами и во веки веков! Хор поет: Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас. Замечательно происхождение этой священной песни. В городе Константинополе было сильное землетрясение; верующие совершали молебствие на открытом воздухе. Вдруг один мальчик из народной топы был поднят бурею на небо, и там он услышал пение св. Троицу, воспевали: святый Боже, святый Крепкий сильный, всемогущий , святый Безсмертный! Спустившись невредимым, мальчик объявил народу о своем видении, и народ стал повторять ангельскую песнь и прибавлять помилуй нас, и землетрясение остановилось. Рассказанное событие случилось в пятом веке при патриархе Прокле, и с этого времени Трисвятая песнь введена была во все богослужения православной Церкви.
В некоторые дни, как, например в субботу Лазареву, в Великую субботу, в дни Светлой недели, в Троицын день и в сочельники Рождества и Богоявления вместо Трисвятого поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа! Это пение напоминает нам время первенствующей Церкви, когда в сии дни совершалось крещение оглашенных, которые из язычества и иудейства переходили в православную веру Христову. Давно это было, а песнь эта поется доныне, затем, чтобы напомнить нам о тех обетах, которые мы дали Господу при св. В день Воздвижения Креста Господня и Великим постом в воскресенье недели 4-й, крестопоклонной, вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. За Трисвятою песнею; после прокимна, следует чтение апостольских посланий, которыми они просветили мир, когда обошли всю вселенную, чтобы научить ее истинной вере в св. Каждение при сем показывает, что апостольское проповедание слова Божия наполнило благоуханием Христова учения всю вселенную и изменило воздух, зараженный и испорченный идолопоклонством. Священник сидит у горнего места, означая Иисуса Христа, посылавшего перед Собою на проповедь апостолов. Прочим людям сидеть в сие время нет основания, разве за великою немощью.
Чтение божественных дел Христовых предлагается нам из Его евангелия вслед за посланиями апостольскими, дабы мы научились подражать Ему и любить нашего Спасителя за Его неизреченную любовь, как дети отца своего. Евангелие нужно слушать с таким великим вниманием и благоговением, как бы мы видели и слушали Самого Иисуса Христа. Царские врата, из которых мы слышали благую весть о Господе нашем Иисусе Христе, закрываются, и диакон снова приглашает нас сугубою ектеньею к усиленной молитве к Богу отцов своих. Время приближается к совершению святейшего таинства причащения. Оглашенные, как несовершенные, не могут быть при сем таинстве, и вот поэтому они скоро должны оставить собрание верных; но прежде за них молятся верные, дабы Господь просветил их словом истины и соединил с Своею Церковию. Когда диакон за ектеньею об оглашенных говорит: оглашении, главы ваша Господеви приклоните, то верные не обязываются преклонять своих голов. Это обращение диакона прямо относится к оглашенным, если они стоят в церкви, в знак того, что Господь благословляет их. Во время ектеньи об оглашенных развивается на св.
Повелением оглашенным выйти из церкви оканчивается вторая часть литургии, или литургия оглашенных. Литургия верных Начинается самая важная часть обедни - литургия верных, когда Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь пищу верным. Какую чистую совесть потребно иметь всякому молящемуся в сие время! Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом Так велико молитвенное настроение должно быть в молящихся. После двух кратких ектений отверзаются царские врата, Церковь внушает нам уподобится св. Таинственно изображая херувимов и воспевая Трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим всякую заботу о житейском, чтобы поднять Царя всех, которого невидимо ангельские чины носят, как бы на копьях дори с песнею: аллилуия! Эта песнь называется Херувимскою, как от первых начальных ее слов, так и потому, что она заканчивается песнею херувимов: аллилиа. Слово дориносима изображает человека, которого охраняют и сопровождают телохранители-копьеносцы.
Как царей земных в торжественных шествиях окружают телохранители-воины, так Господу Иисусу Христу, Царю небесному, служат чины ангельские, воины небесные. Великий вход Среди Херувимской песни совершается так называемый великий вход, или перенесение приготовленных на проскомидии св. Диакон на голове своей чрез северную дверь несет дискос с св. Агнцем, а священник - потир с вином. При этом вспоминаются ими по очереди все православные христиане, начиная с Государя Императора. Это поминовение совершается на амвоне. Стоящие во храме, в знак почтения к св. Это делается в подражание благоразумному разбойнику, который, смотря на невинные страдания Иисуса Христа и, сознавая свои грехи пред Богом, сказал: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем.
Великий вход напоминает христианину шествие Иисуса Христа на вольные страдания и смерть за грешный род человеческий. Когда литургия совершается несколькими священниками, то они во время великого входа носят священные предметы, напоминающие орудия страданий Христовых, например: напрестольный крест, копие, губку. Херувимская песнь введена в литургию с 573 года по Рожд. На литургии Василия Великого в Великий четверг, когда воспоминается Церковию Тайная вечеря Спасителя, вместо Херувимской песни поется молитва, обыкновенно читаемая пред принятием св. Христовых Таин: Вечери Твоея Тайныя днесь ныне , Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем скажу , ни лобзания целования Ти дам, яко Иуда, на яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. В Великую субботу вместо Херувимской поется весьма трогательная и умилительная песнь: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто-де земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь пищу верным; предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими, и шестскрилатии серафимы, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа. Ангелы не имеют по природе своей ни глаз ни крыльев, но название некоторых из чинов ангельских многоочитыми и шестокрылатыми указывает на то, что они могут далеко видеть и имеют способность быстро переноситься с одного места на другое. Начала и власти - это ангелы, поставленные Богом охранять лиц, облеченных властию, - начальников.
Царские врата затворяются и закрываются завесою. Действия сии напоминают верующим погребение Господа в саду благообразного Иосифа, закрытие погребальной пещеры камнем и приставление стражи ко гробу Господа. Согласно с этим священник и диакон в сем случае изображают праведных Иосифа и Никодима, послуживших Господу при Его погребении. После просительной ектеньи верующие приглашаются диаконом к соединению в братской любви: возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, т. Как бы одною мыслию все выразим свою веру. Хор, дополняя сказанное диаконом, поет: Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. В древние времена христианства, когда люди действительно жили как братья, когда помыслы их были чисты, а чувства святы и непорочны, - в эти добрые времена, когда произносилось возглашение возлюбим друг друга, стоящие в храме богомольцы целовались между собою - мужчины с мужчинами, а женщины с женщинами. Потом не стало у людей скромности, и св.
Церковь отменила этот обычай. Ныне, если несколько священников служат обедню, то они в алтаре в это время целуют потир, дискос и друг у друга плечо и руку, делают это в знак единодушия и любви. Потом священник отнимает завесу от царских врат, а диакон говорит: двери, двери, премудростию вонмем! Что значат эти слова? В древней христианской Церкви во время божественной литургии при дверях храма Господня стояли диаконы и иподиаконы служители церковные , которые, услышав слова: двери, двери, премудростию вонмем! Никого не должны были ни впускать в церковь и не выпускать из нее, чтобы в эти святые минуты кто-либо из неверных не вошел в церковь и чтобы никакого шума и непорядка от входа и выхода молящихся не было в храме Божием. Напоминая об этом прекрасном обычае, св. Церковь научает нас, чтобы, слыша слова сии, мы крепко держали двери своего ума и сердца, чтобы на мысль не пришло чего-либо пустого, грешного, а на сердце не запало чего-нибудь злого, нечистого.
Премудростию вонмем! Во время пения символ веры священник сам читает его негромко в алтаре и, читая, поднимает и опускает колеблет воздух пелену над св. Когда на клиросе пропоют символ веры, диакон обращается к молящемуся народу с такими словами: станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити, то есть, будем стоять чинно, будем стоять со страхом и будем внимательны, чтобы со спокойною душою приносить Господу святое возношение. Какое же возношение св. Церковь советует приносить нам со страхом и благоговением? На это отвечают певчие на клиросе словами: милость мира, жертву хваления. Господу надобно приносить дары дружбы и любви и всегдашнее славословие, прославление имени Его. За этим священник, находясь в алтаре, обращается к народу и преподает ему дары от каждого лица Св.
Троицы: благодать Господа нашего Иисуса Христа, говорит он, и любы Бога и Отца и причастие присутствие Святаго Духа буди со всеми вами! В это время священник рукою благословляет верующих, а они обязываются ответить на сие благословение поясным поклоном и вместе с хором сказать священнику: и со духом твоим. Находящиеся в церкви как бы так говорят священнику: и мы душе твоей желаем тех же благ от Бога! Возглас священника: горе имеем сердца, означает то, что все мы должны устремить сердца свои от земли к Богу. Имамы имеем ко Господу наши сердца, наши чувства, - отвечает молящийся народ устами певчих. Словами священника: благодарим Господа, начинает совершаться таинство причащения. Певчие поют: достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. Священник тайно читает молитву и благодарит Господа за все благодеяния Его к людям.
В это время долг всякого православного христианина земным поклоном выразить свою признательность Господу, так как не только люди хвалят Господа, но Его прославляют ангелы, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. В сие время бывает благовест к так называемому достойно за тем, чтобы каждый христианин, которому нельзя почему-либо быть в церкви, на службе Божией, слыша удары в колокол перекрестился и, если можно, положил несколько поклонов дома ли, на поле ли, в дороге ли - все равно , помня, что в храме Божием в эти минуты совершается великое, святое действие. Песнь ангелов называется победною в знак совершенного Спасителем поражения злых духов, этих древних врагов рода человеческого. Ангельская песнь на небе поется, воспевается, взывается и говорится. Сими словами обозначается образ пения ангелов, окружающих престол Божий, и дается указание на видение пророка Иезекииля, описанное им в 1-й главе своей книги. Пророк видел Господа сидящего на престоле, который поддерживали ангелы, имеющие вид четырех животных: льва, тельца, орла, человека. Под поющим здесь разумеется орел, под вопиющим - телец, под взывающим - лев, под говорящим - человек. На возглас священника: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще, хор за всех молящихся отвечает указанием на слова самой песни ангелов: свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполн небо и земля славы Твоея.
Ангелов, поющих таким образом, слышал пророк Исаия, когда видел Господа на престоле высоком и превознесенном 6 глава прор. Тройным произнесением слова свят ангелы указуют на троичность лиц в Боге: Господь Саваоф - это одно из имен Божиих и означает Владыку сил, или небесных воинств. Исполн небо и земля славы Твоея, то есть небо и земля полны славы Господа. К песни ангелов, этих небесных певцов славы Божией, присоединяется хвалебная песнь человеческая - песнь, которой встретили и сопровождали Господа евреи, когда Он имел торжественный вход в Иерусалим: осанна в вышних спаси нас, живущий на небе , благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних! За этим священник произносит слова Господа, сказанные им на Тайной вечери: примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое страждущее во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Двукратным произнесением молящимися слова аминь мы выражаем пред Господом, что действительно на Тайной вечери хлеб и вино, поданные Господом, были истинным телом Христовым и истинною кровью Господа. Наступает самое главное действие в последней 3 части литургии.
Богослужебные указания Московской патриархии [6]. В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе , на богослужениях которой присутствовал император Византии. Совершаются при открытых Царских вратах на середине храма накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня , в так называемые сочельники 24 декабря 6 января и 5 18 января , и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству или страстям Христовым , читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.
Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.. Тексты третьего часа примерно 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час«. Третий час также состоит из трех псалмов 16, 24, 50 , нескольких тропарей и молитв. Шестой час примерно 12 дня посвящен воспоминанию о распятии Христа.
Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он» Мф 27:45-47. Все три псалма 53, 54 и 90 описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов. В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией священник в это время совершает в алтаре проскомидию. Довольно часто к ним примыкает и Девятый час примерно 15 часов , который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: "И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись« Мф 27:47-51.