В конце лета [1327 г.] явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей.
Дмитрий Донской (1359-1389)
- восстание в Твери (1327) - YouTube
- Предпосылки
- Бунт Твери против Орды
- Ордынское иго в 13 веке
Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы
Форма выполнения повинности барщина: что это такое Восстание «Взрыв» произошел спонтанно ранним утром 15 августа 1327 года по ничтожному поводу. Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко. Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь. Стремительно собралось народное вече, появились предводители и повели толпу на притеснителей. Уничтожали всех ордынцев подряд. Первой жертвой стал сам Чолхан, сгоревший вместе с теремом, где попытался укрыться и отбиваться. Среди части современных историков бытует мнение, что от слов к делу тверитяне перешли если не по прямому указанию, то с молчаливого согласия Александра Михайловича. Об этом косвенно свидетельствуют летописи не Тверские. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Были перебиты не только знатные монголы из ближайшего окружения ордынского вельможи, но и рядовые участники посольства, а также все татары и купцы «бесермены», постоянно жившие в городе.
Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать. Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва: кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей. Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным. Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука. Московская дружина, усиленная татарской конницей, выдвинулась для подавления тверского восстания. К войску присоединились силы суздальского князя Александра Васильевича.
Действовали решительно и жестоко.
Были совершены многочисленные нападения на казаки, городские укрепления и пункты власти Ордыгинов. Однако, Ордыгиным удалось добиться победы благодаря своему крупному военному аппарату и союзу с другими русскими князьями. Они сумели тщательно организовать контратаку, собрав большую армию и разрушив резиденцию Михаила Тверского. Последствия восстания были катастрофическими для Тверской земли. Был уничтожен значительный процент населения, города были разрушены и опустошены. Власть в области была окончательно утверждена Ордыгинами. Тверь больше не могла претендовать на статус самостоятельной державы и была впоследствии полностью инкорпорирована в Великое княжество Владимирское. Роль князя в подавлении восстания Князь воспринимался в средневековой Руси не только как военный вождь, но и как глава княжества, который обязан поддерживать порядок и быть защитником своих подданных. Поэтому роль князя в подавлении антиордынского восстания в Твери была весьма значимой и важной.
Князь, возглавляя войско, направился в Тверь, чтобы подавить восстание и восстановить порядок. Вместе с воинами он сражался против повстанцев, подавлял их оппозицию и пресекал все попытки сопротивления. Князь лично командовал войском и принимал важные тактические решения, направленные на победу и подавление восстания. Однако роль князя в подавлении восстания была не только в военном аспекте. Князь также принимал активное участие в организации и управлении внутренними делами города, принимал меры по восстановлению порядка, укреплению законности и предотвращению возможных дальнейших восстаний. После подавления восстания князь принимал решения о наказании участников восстания, устанавливал новые правила и законы, чтобы предотвратить повторение подобных событий в будущем. Он также принимал меры по восстановлению разрушенных зданий и инфраструктуры, чтобы восстановить нормальную жизнь в городе. Последствия и последующие события Подавление антиордынского восстания в Твери при князе не только привело к установлению контроля над городом, но и имело значительные последствия для будущих событий в Русском княжестве. Последствия Последующие события 1. Укрепление централизованной власти князя.
После подавления восстания, князь в Твери укрепил свое положение и установил контроль над городом, что позволило укрепить центральную власть и единое управление в Русском княжестве.
Однако не вполне доверяя Александру, Узбек отправил в 1327 году в Тверь своего наместника Чолхана летопись называет его Щелканом. Щелкан занял княжеский двор, выгнав оттуда Александра, а баскаки начали чинить в Твери всякие грабежи и притеснения. Больше же всего испугал тверичей слух, что Щелкан собирается насильно приводить их в мусульманскую веру. Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные! Баскаков убили, но этим дело не ограничилось. Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём.
Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие. Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме. Ханская месть Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр. В этом Узбека укреплял спешно прибывший в Орду соперник Александра, московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Московские летописи расценивают поступок Калиты исключительно положительно, считая, что он отвёл ханский гнев от Москвы и от многих других русских земель. Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами.
Поставил цель не дать войскам Ягайло и Мамая объединиться до боя. Начало — в 4 утра. Туман рассеялся в 11 утра. Сражение Челубея и Пересвета.
Не победил никто. Оба погибли. Татары в начале битвы почти уничтожили русский передовой полк, вклинились в ряды большого полка, но тут ударил фланговый засадный полк русских во главе с вовеводой Дмитрием Боброком-Волынским и кн. Владимиром Серпуховским.
Татары панически бежали с поля битвы. Дмитрий сам участвовал в боях и за храбрость прозван Донсим.
Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы
Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. Восстание в Твери 1327 Чолхан. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. 15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона.
jan 8, 1327 - Антиордынское восстание в Твери
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году | Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. Восстание в Твери 1327 Чолхан. |
Подавление антиордынского восстания в Твери при правлении какого князя | Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига. |
Антиордынское восстание в Твери: история и последствия | Причины антиордынского восстания в Твери Страница летописи, повествующая о восстании в Твери Ордынский произвол. |
За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому | В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». |
Антиордынское восстание в Твери: история и причины
В 1327 г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. В данной статье рассмотрим антиордынское восстание в Твери: его предпосылки, ход и исторические последствия. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана (на Руси его звали Щелканом), родственника Узбека. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших восстаний против золотоордынского ига.
Из истории русской земель XIV века. Антиордынское восстание 1327 года в Твери
Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами. После восстания 1327 г. в Твери все княжество было разорено карательным ордынским походом и позиции тверского князя в споре за великокняжеский ярлык оказались ослабленными. Антиордынское восстание 1327 года в Твери было подавлено московским князем Иваном Калитой, и это обстоятельство ставит некоторых в тупик. Антиордынское восстание в Твери было результатом накопленной недовольства населения во время правления Ярослава Халифа IV. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером.
Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
Взвешенная политика московского князя, в которой подавление антиордынского восстания сыграло существенную роль, привела к тому, что Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Ему удалось выстроить централизованное государство и оттеснить Тверь. Во второй половине 14-го века тверские князья пытались заручиться поддержкой литовских правителей, чтобы осуществить долгожданный реванш. Так, в 1368 году тверскому князю Михаилу Александровичу удалось договориться с литовским Ольгердом Гедиминовичем , который, собрав войско, двинулся на Москву. Осада города была затруднена построенным недавно белокаменным Кремлём, ставшим надёжной защитой от нападений извне. Немаловажную роль сыграло и вторжение в Литовское княжество крестоносцев, что грозило Ольгерду войной на два фронта.
Михаилу Александровичу, однако, удалось вернуть себе тверской престол и восстановить город, укрепив его деревянной стеной. Опираясь на поддержку литовского правителя, тверской князь в 1370 году получил из рук хана Мамая ярлык на великое Владимирское княжение, что привело к ожесточённому противостоянию с московским князем Дмитрием Ивановичем. Уже в следующем году Дмитрию удалось заключить соглашение с Мамаем, что повлекло за собой очередной поход Ольгерда на Москву. Его удалось остановить после сражения под городом Любутск, входившим тогда в состав Брянского княжества. К началу 15-го века Тверское княжество окончательно лишилось своего былого могущества, а в 1453 году местный князь Борис даже присягнул Москве на верность, отдав свою дочь за будущего наследника московского престола Ивана Васильевича.
Взойдя на престол, Иван III подтвердил свои права владения на Тверское княжество, даже несмотря на смерть своей первой жены от распространившейся тогда по Руси эпидемии чумы. В 1483 году последний тверской князь Михаил Борисович овдовел и решил просить руки внучки великого князя литовского Казимира IV. Через 2 года Иван III объявил Михаилу войну, которая закончилась подписанием мирного договора, ограничивающего, прежде всего, дипломатическую свободу тверского правителя. Этот договор был последним юридическим документом независимой Твери.
Пассивность тверского князя. Несмотря на всё происходящее, он смиренно терпел, и советовал терпеть жителям, которые приходили к нему жаловаться на произвол Щелкана и его людей. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером.
Когда оно началось, князь Александр Михайлович не предпринял никаких попыток успокоить народ. Подавление восстания в Твери московским князем Иваном Калитой Согласно одной из версий, шапка Мономаха, традиционный головной убор русских князей и царей, была даром хана Узбека Ивану Калите Узнав о происходящем в Твери, где Щелкан и все его люди уже были перебиты, московский князь решил воспользоваться ситуацией.
Несомненную роль в событиях 1327 г. Все эти органы выступают уже на первом этапе городского движения, когда шла еще только подача жалоб.
Характеризуя «посадских мужиков», т. Она обращает внимание прежде всего на их положение в пределах посадского мира. Это — наиболее влиятельные лица среди горожан, занимавшие какие-то выборные должности в системе городского управления и происходившие, конечно, из экономически состоятельных элементов города. Пожаловавшись на Щелкана Дюдентевича «двум удалым Борисовичам», старые богатые посадские мужики пошли «от народа» с «поклоном» к самому Щелкану.
Изошли его в доме у себя Щелкана Дюдентевича, подарки принял от них, чести не воздал им». В этой красочной картине каждая деталь проникнута большим политическим смыслом. Обращение к Щелкану и преподнесение ему подарков — это не акт подобострастия и не взятка. Это — депутация «от народа», очевидно, организованная вечем с целью переговоров с ордынским ставленником.
Своеобразный ритуал требовал, чтобы при ведении таких переговоров соблюдалась «честь» обоих сторон. И вот Щелкану приносится «поклон», преподносятся дары. Но вечевые посланцы требуют от него и ответной «чести» и, не получая ее, переходят в наступление. Мне кажется, в целях понимания народной психологии и идеологии, отразившихся в песенном творчестве, полезно сопоставить то, что говорится о двух подарках Щелкану: от «царя Азбяка» и «от народа».
Дело не в их материальной ценности, не на нее обращает внимание песня. Дело, если можно так выразиться, в социальном смысле этих подарков. Подарок «Азвяка Тавруловича» золотая узда был даром верховного правителя своему вассалу, ему подчиненному, «царским жалованием», за которое тот должен служить «государеву величеству». Как ханский приспешник, Щелкан оценил этот дар.
Но он не захотел оценить «чести», оказанной ему народом, восприняв ее как должное, как акт односторонний. Сам он «чести не воздал» представителям горожан, «зачванился он, загординился». Следовательно, Щелкан не захотел считаться с правами горожан, уважать порядки городского устройства и за это поплатился: стал жертвой народного восстания. Имело ли место в действительности такое посольство горожан к Чол-хану?
Достоверных данных у нас об этом нет. Но думаю, что нечто подобное быть могло. Гибель Щелкана Дюдентевича описана кратко, но образно. Горожане «с ним раздорили — один ухватил за волосы, а другой — за ноги, и тут его разорвали».
Вряд ли было бы целесообразно стараться найти в этом лаконичном опидании реальные подробности народной расправы с Чол-ханом. Здесь важнее другое — народная оценка этого факта: позорная и в то же время немного комичная смерть Щелкана — результат того, что он не посчитался с народными требованиями. Последние слова полного варианта песни о Щелкане Дюдентевиче звучат несколько загадочно: «Тут смерть ему случилася, ни на ком не сыскалося». Вернее всего, что здесь речь идет о том, что убийство Щелкана — это дело городского «мира», акт вечевого приговора и поэтому никто за него не должен отвечать как за уголовное преступление.
Другими словами, в концовке песни как бы подводится итог той идее, которая раскрывается в самом ее содержании: народное движение смело иноземного угнетателя. Спрашивать за это не с кого: сам виноват. Итак, песня о Щелкане Дюдентевиче, созданная примерно в первой половине XV в. Редакция рассказа о тверском восстании 1327 г.
Эта редакция дошла до нас в разных вариантах. Наиболее краткий из них — это текст Ермолинской[1639] и Львовской летописей. Здесь говорится, что «на успенье богородици» 15 августа «прииде на Тферь Щолкан, посол силен, хотя князей избити, а сам сести в Тфери». Таким образом, восстание против Чол-хана датируется днем его въезда в Тверь.
Приезду в город ханского «посла» придается характер своеобразной демонстрации: он якобы выбрал для этого специальное время, когда собралось много народа «яко собрашася вси во град». Эта деталь, очевидно, представляет собой литературное преломление того реального факта, что восстание против Чол-хана началось на тверском торгу, когда туда утром стали собираться горожане. Указание на утреннее время, как момент начала антитатарского выступления в Твери, также сохранено в Ермолинской и Львовской летописях «и съступишаяся въсходящу солнцу». Только руководящую роль в этом выступлении они отводят, как указано, тверскому князю.
Это он, говорит летописец, собрал горожан «и созва тферичи» и, вооружась, выступил против Чол-хана и приведенных им в город татар. Сражение тверичей с татарами, по Ермолинской и Львовской летописям, продолжалось весь день, до вечера, причем Александр Михайлович лишь с трудом одержал победу. Последним эпизодом борьбы тверичей с татарами 15 августа 1327 г. Летопись рассказывает также об избиениц в этот день в Твери купцов: в Ермолинской летописи — «польских», в Львовской — «полотцких» гостей.
Затем Ермолинская и Львовская летописи содержат рассказ о поездке в Орду московского князя Ивана Даниловича Калиты и о приходе оттуда на Русь вместе с ним пяти темников «пяти князии темных» , захвативших по ханскому приказу «по повелению цареву» Тверь, Кашин и другие города, опустошивших и выжегших ряд волостей, перебивших или уведших в плен население. Специально говорится о том, что ордынские войска «и Новоторжскую волость пусту сотвориша», а Новгород откупился от татар большой денежной суммой в две тысячи рублей и другими дарами. В карательной экспедиции принимал участие суздальский князь Александр Васильевич. Тверской великий князь Александр Михайлович и его брат Константин бежали в Псков.
Тогда же в Орде был убит князь рязанский Иван Ярославич[1640]. Я уже указывал на то, что версия Ермолинской и Львовской летописей о демонстративно обставленном приезде Чол-хана в Тверь при полном сборище народа, о сопротивлении, тут же оказанном великим князем Александром Михайловичем, сумевшим повести за собой народ, искусственна и выдает свое литературное происхождение. Но весь разбираемый рассказ все же, по-видимому, ранний. За это говорит его краткость, сжатость изложения, отсутствие излишних литературных напластований и стилистических украшений.
По-моему, некоторые детали, фигурирующие в Ермолинской и Львовской летописях, воспроизводят реальные события, и это тем ценнее, что они отсутствуют в раннем описании тверского восстания, сохраненном Рогожским летописцем и Тверским сборником. Такой реальной деталью я считаю указание на поджог великокняжеского дворца. Во-первых, летописец, выдвигающий все время тверского великого князя Александра Михайловича как основное действующее лицо в событиях 15 августа 1327 г. Далее, версия о гибели Чол-хана с окружающими его ордынцами в огне, охватившем великокняжеский дворец, отдающая некоторой искусственностью в контексте рассказа Ермолинской и Львовской летописей ханский «посол», гонимый князем Александром Михайловичем, скрывается в его палатах , становится вполне понятной, если ее сопоставить с тем, что говорит Рогожский летописец и Тверской сборник о великокняжеском дворце как местопребывании Чол-хана.
Возможно, что действительно Чол-хан и уцелевшие во время сечи на тверской торговой площади его люди спрятались во дворце, надеясь найти там убежище. Нет никаких оснований сомневаться в реальности приведенного Ермолинской и Львовской летописями факта избиения тверичами гостей. Вопрос только в том, откуда пришли в Тверь гости? Из Полоцка, Литвы?
Так можно думать, исходя из текста Ермолинской и Львовской летописей. Эти гости вполне могли оказаться в Твери. Но в других летописях речь идет о гостях из Орды, что больше вяжется с общим духом рассказа. Среди других ордынцев народ мог перебить и ордынских купцов.
Таким образом, по-моему, в Ермолинской и Львовской летописях сохранился сравнительно ранний рассказ о восстании 1327 г. В этом тексте в противоположность Рогожскому летописцу и Тверскому сборнику не затушевывается и роль Ивана Калиты, как одного из деятельных участников той карательной экспедиции, которая была прислана на Русь ордынским ханом. Правда, о деятельности Ивана Калиты говорится очень лаконично и его неблаговидные поступки объясняются тем, что он выполнял волю Орды. Вероятно, версия Ермолинской и Львовской летописей о восстании 1327 г.
Поскольку летописные своды, до нас дошедшие, представляют собой результат многочисленных переделок первоначальных текстов, реконструкция последних представляется чрезвычайно трудной и всегда гипотетичной.
В великом северном городе никогда не было ни представителей хана — баскаков, ни откупщиков ордынской дани — «бесерменов», и Новгород самостоятельно собирал «ордынский выход». Следующее крупное антиордынское народное выступление связано именно со злоупотреблениями «бесерменов», которые находились во многих русских городах для сбора дани.
Это была целая серия городских восстаний, о которых Лаврентьевская летопись под 1262 г. Суздальский летописец добавлял: «изгнаша поганых от всех градов курсив мой. Никоновская летопись утверждала даже, что выступление носило организованный характер 5.
Правда, учитывая политику великого князя по отношению к Орде в то время, сомнительным представляется мнение некоторых историков о его непосредственном участии в подготовке восстаний в русских городах. Судя по летописным известиям, ведущая роль в событиях принадлежала самим горожанам, которые выступили «вечем». Серия городских восстаний 1262 г.
Народные выступления привели к изгнанию сборщиков дани, присылаемых непосредственно из Орды. Постепенно сбор «ордынского выхода» начал переходить к русским князьям, что увеличивало самостоятельность Руси. Следующая серия городских восстаний привела к изгнанию из русских княжеств ханских баскаков.
В первые десятилетия ордынского ига баскаки играли важную роль в организации властвования Золотой Орды над Русью. Напомним: Русь не входила непосредственно в состав Золотой Орды, не была простым ордынским улусом. В русских княжествах сохранялась своя военно-административная организация, русские князья правили от имени верховной власти хана, получая из его рук «ярлыки» на свои княжения, но правили самостоятельно.
Повседневный контроль за их деятельностью и осуществляли ханские представители — баскаки дословный перевод с тюркского — «давители». Баскаки не были «наместниками» хана в покоренных землях: для этого они не имели ни военной силы, ни своей администрации. Но по «доносам» баскаков хан посылал на непокорного князя карательное войско или вызывал его на расправу в Орду.
Русские летописцы представляли баскаков как доносчиков хана, которые посылали «клеветы» в Орду и «наводили» на русские земли ордынские «рати». За вторую половину XIII в. Занозами сидели баскаки при княжеских дворах, и под их бдительным присмотром трудно было надеяться собрать силы для борьбы против завоевателей.
Ликвидация системы баскачества облегчила бы подготовку к свержению иноземного ига, ослабила бы власть хана над Русью. Но баскаки находились под защитой грозного «царева гнева» 7. То, на что не решились князья, сделали безвестные горожане — «вечники».
Первыми восстали «вечники» древнего русского города Ростова. Ростовские князья поддерживали особенно тесные связи с Ордой. По свидетельству летописца, в 1289 г.
В 1320 г. В 1327 г. В ответ на насилия и грабежи приезжих ордынцев в Твери поднялось восстание, бой на улицах продолжался до захода солнца, «и побежа Щелкан Дюденевичь на сени, и зажгоша под ним сени и двор весь...
А гостей ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всех изсекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша» 9. Таким образом, именно выступления народных масс открыли национально-освободительную борьбу Руси против завоевателей, смели с русской земли «бесерменов» и баскаков 10. К тому же времени относятся выступления против ханской власти отдельных русских князей.
Старший сын Александра Невского великий князь владимирский Дмитрий Александрович открыто воспротивился решению хана передать ярлык на великое княжение своему брату Андрею Александровичу. Для того чтобы принудить его к повиновению, хану пришлось посылать на Русь в 1281 г. Андрей сел на великокняжеский «стол», но ненадолго.
Уже в следующем году он доносил в Орду, что Дмитрий «тебе, царю, повиноваться не хочет, и даней твоих тебе платить не хочет», и снова просил о помощи. В 1282 г. Дмитрий Александрович на этот раз уступил, но не прекратил борьбу за великое княжение, несмотря на явное противодействие ордынского хана.
А в 1285 г. По словам летописца, «того же лета князь Андрей Александровичь Городецкий приводе царевича изо Орды на старейшаго своего брата, великого князя Дмитреа Александровича». На этот раз Дмитрий не стал «отъезжать» от опасности на север, а выступил сам навстречу «царевичу», который по ордынскому обычаю «распустил облавой» свое войско для ограбления русских земель и жестоко поплатился за недооценку противника : «князь же Дмитрей Александровичь собрався со многою ратью и иде на них, и побеже царевичь во Орду» 11.
В исторической литературе установилось мнение, что первую победу в полевом сражении русские одержали над ордынцами лишь в 1378 г. В действительности же победа «в поле» была вырвана полками старшего «Александровича» — великого князя Дмитрия — почти на сто лет раньше. Удивительно живучими оказываются для нас порой традиционные оценки.
Ощутимые удары по ордынцам наносили и другие русские князья, не останавливаясь перед открытым вооруженным сопротивлением. В 1300 г. В 1310 г.
Ав 1315 г. Тверской князь Михаил преградил в 1317 г. Как повествует тверской летописец, «великий же князь Михаиле съвокупися, и мужи тверичи и кашинци поидоша противу Юрию» вместе с которым пришли ордынцы , «и ступишася обои, и бысть сеча велика», и «Кавгадый повеле дружине своей стяги поврещи, а сам поиде не люба а в стани», «неволею сам побежал» 12.
Неоднократно вступал в бои и князь Константин Суздальский и Нижегородский. Летописец отметил, что он «княжил лет 15, честно и грозно боронил свою отчину». Однако эпизодические выступления князей против ордынских ратей и отдельные частные успехи не могли серьезно ослабить Орду.
Для свержения ига была необходима общерусская борьба с завоевателями. Но на Руси еще не было центра, вокруг которого могли бы сплотиться для решительного боя с Ордой русские силы. Такой центр начинает складываться только с возвышением Москвы.
Начальный период истории Московского княжества почему-то не привлекал внимания историков. Вероятно, прав был академик М. Тихомиров, когда писал, что «в глазах позднейшего потомства имя Калиты вытеснило имена его предшественников и наследников, и только Дмитрий Донской оставил по себе такой же памятный след в родословцах» 13.
Не привлекала внимания историков и личность первого московского князя Даниила, младшего «Александровича». Между тем известные нам факты позволяют оценить время княжения Даниила Александровича вообще в отечественной истории, а в частности в возвышении Москвы. Выделение Москвы из состава Великого княжества Владимирского относится к началу великого княжения Дмитрия Александровича, старшего сына Александра Невского.
Став в 1276 г. Чтобы усилить свои позиции, он выделил самостоятельные уделы своим младшим братьям. Андрей получил Городецкое княжество, а Даниил — Московское.
Дата образования Московского княжества, впервые названная А. Экземплярским, автором капитального труда о великих и удельных князьях Северо-Восточной Руси 1276 , признана советскими историками 14. О первом московском князе Данииле Александровиче 1276—1303 известно немного — он не пользовался особым вниманием летописцев.
Даниил родился в 1261 г. По мнению А.
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
Причины антиордынского восстания в Твери Страница летописи, повествующая о восстании в Твери Ордынский произвол. Антиордынское восстание в твери Какое событие произошло в 1327 году. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Антиордынское восстание в Твери. 21 ноября 1325 года хану Золотой Орды Узбеку доложили о том, что в его столице, Сарае, творится форменное непотребство — русских князей режут среди бела – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интересно, истории, факты на.
Восстание против орды в Твери: исторический контекст
- Арабский халифат и его распад
- Подавление антиордынского восстания в Твери при правлении какого князя
- Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери?
- Кратко об антиордынском восстании в Твери
Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери
Тверское восстание 1327 года | Антиордынское восстание в Твери в 1327 году стало одним из этапов не только борьбы против монголо-татарского ига, но и противостояния Московского и Тверского княжеств в первой половине XIV века. |
Откройте свой Мир! | Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). |
jan 8, 1327 - Антиордынское восстание в Твери
Летопись о восстании в твери. В Рогожском летописце и в Тверском сборнике помещен рассказ о восстании 1327 г. в Твери в наиболее ранней редакции[1626]. Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества.
Подавление антиордынского восстания в Твери при каком князе
Иван Калита. В 1325 году тверской князь Дмитрий убил московского князя Юрия в Орде, но вскоре сам был убит. На престол Московского княжества вступил брат Юрия — Иван Данилович, которому позже дали прозвище Калита. Тверским князем в 1326 году стал Александр Михайлович.
Он также претендовал на престолы в Новгороде Великом и Владимире-на-Клязьме. От хана Узбека в 1326 году он получил ярлык на княжение во Владимире, а с Новгородом заключил договор. В 1327 году в Тверь прибыл двоюродный брат Узбека — Чолхан.
Он стал вести себя в городе как хозяин. Сначала выгнал князя из дворца, где сам и поселился. Его свита начала грабить город и избивать жителей.
Среди них пошли слухи, что Чолхан сам собирается занять тверской престол, а затем обратить русских подданных в ислам. Датой восстания против ордынцев стало 15 августа 1327 года.
Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать[ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина.
Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России.
Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь.
В следующем 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра. И вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку; послы говорили ему от имени князей: «Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю». Александр отвечал: «Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство». Александр хотел ехать в Орду, но псковитяне не пустили его, говоря: «Не езди, господин, в Орду; что б с тобою ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте».
Надобно было действовать силою, но северные князья не любили действовать силою там, где успех был неверен; они рассуждали: «Псковичи крепко взялись защищать Александра, обещались все умереть за него, а близко их немцы, те подадут им помощь». Придумали другое средство, и придумал его Калита, по свидетельству псковского летописца: уговорили митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра и весь Псков, если они не исполнят требование князей. Средство подействовало, Александр сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои! Псковичи поцеловали крест и отпустили Александра в Литву, хотя очень горьки были им его проводы: тогда, говорит летописец, была во Пскове туга и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любовию своею пришелся по сердцу псковичам. По отъезде Александра послы псковские отправились к великому князю московскому и сказали ему: «Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети». Услыхав, что Александр уехал изо Пскова, Калита заключил с псковичами мир вечный по старине, по отчине и по дедине, после чего митрополит Феогност с новгородским владыкою благословили посадника и весь Псков 1329 г. Цитата из «История государства Российского» Карамзина Н. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду.