28 января 1820 года первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева была открыта Антарктида. Этот день в истории государства. Год 1820. В ситуации жесткой цензуры начала 1820-х годов в России пресса была ограничена в своих возможностях донесения информации и публи-цистического осмысления; подававшая надежды журнальная публицисти-ка практически исчезла [История , 1973, с. 125]. Хронологический список основных событий истории России с древнейших времен по настоящее время. 12 января 1820 года для поддержки астрономических исследований было основано Астрономическое общество Лондона.
Гвардейские бунтовщики. Почему Александр I отправил в Сибирь лучший полк?
Усилия были не напрасны — к 1897 году грузопоток из Севастополя был окончательно перераспределен в Феодосию и другие порты Северного Причерноморья. В те годы из Крыма вывозили преимущественно зерновой хлеб, в том числе за границу. Например, за 1897 год порт принял 135 кораблей под иностранными флагами. Больше всего — 82 судна — прибыло из Британии; на втором, третьем и четвертом местах оказались Италия 16 кораблей , Греция 15 судов и Турция 9 кораблей. Ялта сквозь века Первое письменное упоминание Ялты относится к XII веку, но населенный пункт с таким названием в произношении Ялита или Джалита возник в тех местах гораздо раньше, его основали греки. Название произошло от греческого слова "яло" или "ялос", что в переводе означает "берег". По свидетельству Павла Сумарокова, при генуэзцах Ялта была "каменной крепостью с несколькими церквями", а при ханах город оставался "значимым и укрепленным местечком" с лавками, кофейнями и цирюльнями. В начале ХIХ века, писал Сумароков, в Ялтинской долине было лишь "тринадцать скудных домов" для временного размещения греческого батальона. Его современник писатель и военный Владимир Броневский сообщал, что в Ялте в то время все еще осуществлялся натуральный обмен. Ялтинцы нагружали лодки лесом, изюмом, приготовленным из дикого винограда, луком, чесноком, льном и обменивали все это в ближайшем Феодосийском порту на пшеницу, турецкий шелк, соль и другие товары.
Ялта получила статус уездного города в 1838 году. Годом ранее горное шоссе связало Ялту с Алуштой и Симферополем, а в 1848 году было проложено шоссе от Ялты до Севастополя. Однако численность населения не слишком возросла — в 1864 году там проживало всего 1 112 человек. Ялта, XIX век. Центр элитного виноделия и садоводства Окрестности же Ялты осваивались более активно. Потемкин и Екатерина II щедро дарили земли на Южном берегу приближенным. Уже к середине 1830-х годов на территории Большой Ялты — от современных "Артека" до поселка Оползневое — насчитывалось 40 имений 30 разных владельцев. Их украшали садами и парками — спрос на экзотические растения, саженцы плодовых деревьев и редкие сорта винограда возрастал. Поэтому еще в 1812 году по указу императора Александра I недалеко от Ялты был открыт Экономо-ботанический сад ныне Никитский ботанический сад — Национальный научный центр РАН для разведения редких видов растений и выведения новых.
А в 1828 году при Никитском ботаническом саде было открыто Магарачское училище виноделия. Большой вклад в развитие виноделия внес Михаил Воронцов, с 1823 года занимавший пост новороссийского генерал-губернатора и полномочного наместника Бессарабской области. В 1828 году по его распоряжению "частные лица" — первыми владельцами были в основном дворяне, находящиеся на государственной службе, — бесплатно получали земли в поселке Магарач рядом с Ялтой, но с одним условием: необходимо было высадить на участке хотя бы по одному виноградному кусту на квадратную сажень одна сажень равна 2,1 м. Воронцов распорядился таким образом раздать 120 десятин казенной земли. Решение оказалось эффективным: за семь лет было высажено 700 тыс. Всего в Крыму к 1848 году было разбито почти 3 тыс. Производство вина набирало обороты. В 1835 году на полуострове производили 356 тыс. Вклад в производство вносили владельцы частных виноградников.
Например, генерал-губернатор Воронцов был одним из крупнейших землевладельцев своего времени в Крыму. В окрестностях Ялты он владел Массандрой и Ай-Данилем и заложил там виноградники и винные погреба. Виноградники южного побережья Южный берег — основной район виноделия в Крыму. Благодаря разнообразию сортов винограда, привезенного из разных стран, в Крыму изготавливали испанские, французские и греческие вина. Курорт, заменяющий Ниццу Ялта приобрела популярность во второй половине 1860-х, после того как члены царской семьи начали отдыхать в Крыму каждую осень. Знаменитый врач-терапевт Сергей Боткин рекомендовал императрице Марии Александровне, страдавшей от легочного туберкулеза, Южный берег Крыма как идеальную замену заграничным курортам. Сложно было придумать лучшую рекламу нового курорта. В те годы даже туристический поток зависел от приезда на полуостров царской семьи. Однако отдых в Ялте был "недоступно дорогой".
Первыми курортниками были аристократы, а стоимость аренды дачи варьировалась от 500 до 1 000 рублей за лето при этом средняя зарплата рабочего в Российской империи на 1900 год составляла 16 рублей 17,5 копеек — прим. Большой императорский дворец. Около 1900-1904 годов. В 1870-х годах Ялта развивалась, несмотря на эпидемию холеры 1872 и Русско-турецкую войну 1877—1878. В 1874 году был утвержден новый генеральный план города, по которому его границы расширялись до 500 десятин. Можно сопоставить по размеру с территориями двух княжеств Монако. Народонаселение вскоре утроилось. Образовались улицы с тротуарами, с фонарями, устроился водопровод".
И хотя они не представляли собой чего-то принципиально нового, меняющего основы российского абсолютизма, «самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут верх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем именно состоит угрожающая опасность.
Богатые помещики, имевшие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право» [Рунич 1901, с. Неотвратимость наступления «новых порядков» после войны ощущалась особенно сильно. В 1815 г. Царство Польское, вошедшее по результатам Венского конгресса в состав Российской империи, получило конституционную хартию. Русский царь, согласно этому документу, объявлялся польским монархом и обязан был править в соответствии с хартией. При этом в Польше образовывался двухпалатный парламент; в 1818 г. Император, лично открывший заседание парламента, произнес знаменитую речь, из которой следовало, что «законно-свободные учреждения» желательно распространить на всю Россию. Эта речь породила у современников бурную реакцию: одни испугались будущих нововведений, другие были оскорблены тем, что конституцию получили поляки, воевавшие на стороне Наполеона. Третьи - и среди них вернувшиеся с войны молодые офицеры - горячо приветствовали начинания «Агамемнона». В показаниях декабристов восхищение «варшавской речью» императора стало общим местом.
Так, по словам Бурцова, речь эта, «в коей изложено было высочайшее намерение распространить со временем и на Россию подобное образование гражданского управления», «много» усилила «общее стремление к снисканию сведений», которые «могли быть употребленными в исполнении общественных обязанностей» [Бурцов 2001, с. Пестель, «воздействуя» на только что вступивших в общество заговорщиков, тоже призывал их «постигнуть» «речь, произнесенную в Варшаве к представителям народным» [Комаров 2001, с. Никита Муравьев показывал, что «свободный образ мыслей» утвердился в нем благодаря речи «покойного государя императора к Сейму Царства Польского, в коей он объявлял свое намерение ввести представительное правление в Россию» [Муравьев 1925, с. Император на самом деле был уверен: «либеральные начала», к которым он относил и введение конституции, и отмену крепостного права, «одни могут служить основою счастия народов» [цит. Высшие государственные деятели составляли такого рода проекты; большинство из них разрабатывалось тайно. После дарования конституции Польше началась работа над «Государственной уставной грамотой» - российским основным законом; слухи об этом быстро расползлись по России. Иногда конституционные искания становились достоянием общественности: должностные лица и крупные душевладельцы выступали с речами, в которых - с большей или меньшей степенью радикализма - звучали призывы отменить крепостное право. Каждое такое выступление вызывало волну обсуждений и надежд в обществе. Идеи учебы и помощи императору имели совершенно очевидные последствия для офицеров-реформаторов. Они, по справедливому замечанию В.
Боковой, хотели видеть себя людьми - «в первую очередь», и только потом уже - офицерами [Бокова 2003, с. Соответственно, изменился и их внешний вид. По словам Федора Глинки, после войны, Окончив полевые драки, Носили офицеры фраки. И даже когда офицеры не надевали фраков, соблюдать правила ношения форменной одежды они не желали. Пример показывали Милорадович и Си-пягин: Андрей Розен, например, описывал в мемуарах непорядок в одежде высших должностных лиц корпуса. Он писал: «Когда Н. Сипягин был начальником штаба, то он сам, и граф М. Милорадович, и Я. Потемкин, и вообще генералы-щеголи или франты, а за ними и офицеры носили зеленые перчатки и шляпу с поля». И вспоминал эпизод, когда, копируя поведение начальников, тоже оделся «против формы, по образцу тогдашнего щеголя»: «Под расстегнутым мундиром виден был белый жилет, шляпа надета была с поля, а на руках зеленые перчатки».
На улице Розен встретил императора Александра: «Я остановился, смешался, потерялся, успел только повернуть поперек шляпу. Государь заметил мое смущение, улыбнулся и, погрозив мне пальцем, прошел и не сказал ни слова» [Розен 1984, с. Кроме того, между офицерами и солдатами еще на войне установились «добрые отношения»; после войны они только окрепли. В других полках ротные командиры нашли возможность без нее обходиться. Про жестокости, какие бывали прежде, слышно было очень редко», - вспоминал Иван Якушкин [Муравьев-Апостол 1922, с. Офицерам было ясно: просвещение и палки - вещи между собою несовместимые. Давно отмечено, что послевоенная эпоха в России - это «эпоха тайных обществ» [Бокова 2003]. Образовывались полковые артели, политические клубы, кружки, в которые, наряду с офицерами, вступали и их штатские единомышленники. Так, в 1815 г. В Генеральном штабе существовала Священная артель, «мыслящий кружок», участники которого беседовали «о предметах общественных» [Пущин 1988, с.
В Москве возникло Военное общество и т. Все они были тайными, однако «их "тайна" - только принятая форма собраний, -негласных, более или менее замкнутых, непубличных» [Пресняков 1925, с. Между тайным и антиправительственным объединением ставить знак равенства пока еще было невозможно. В феврале 1816 г. Его основали шестеро молодых гвардейцев, связанных между собою узами родства и фронтовой дружбы. Среди основателей - четыре представителя разветвленной и дружной семьи Муравьевых, «муравейника», как их называли в свете: Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. При этом четверо - братья Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин и Сергей Трубецкой - служили на момент образования общества в гвардейском Семеновском полку, а еще двое -Александр и Никита Муравьевы - были гвардейскими квартирмейстерами. Нечкина считала, что Союз спасения - «первая русская революционная организация. Однако вряд ли в данном случае она права. В Союзе шли споры о том, что есть «благо России»: противодействие ли немцам на русской службе, «конституционное правление» или необходимость «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору» [Пестель 1927, с.
Ни о каких конкретных «революционных действиях» Союза историкам не известно. Бокова [Бокова 2003, с. Однако Союз спасения - притом, что для власти он был абсолютно безопасен - стал первым, еще робким сигналом того, что власть теряет доверие мыслящего общества. Осенью 1817 г. Повод, в связи с которым возник цареубийственный план, заговорщики трактовали по-разному. Многие из них подтвердили на следствии, что план возник вследствие письма из Петербурга, от Сергея Трубецкого. В письме содержалась информация, что император намеревается присоединить к Царству Польскому часть бывшей польской территории и уехать со всем двором в Варшаву. Причины, по которым это было нужно императору, заговорщики запомнили по-разному. Никита Муравьев утверждал, что из Варшавы император собирался издать «манифест о вольности крепостных людей и крестьян», этот «манифест» мог сподвигнуть народ на применение оружия «противу дворян»; государь же, пользуясь «всеобщим смятением», «присоединит польские губернии. Якушкин показывал, что государь таким образом «старается.
Трубецкой писал, что он действительно «полагал», что император вскорости объявит о присоединении «российско-польских провинций к Царству Польскому», а о других 14 «мнимых намерениях государя императора» ничего на следствии сказать не смог [Муравьев 1925, с. Сначала заговорщики решили - для того чтобы выбрать из своих рядов цареубийцу - «бросить жребий». Иван Якушкин, согласно его собственным показаниям, вызвался сам, «не хотя подвергнуть себя жребию» и желая «пожертвовать собой, дабы спасти Россию от погибели». Против этого замысла высказался Сергей Муравьев-Апостол: «На другой день, обдумав неосновательное намерение наше и быв болен, я изложил на бумаге мое мнение, коим остановлял предпринятое действие, показывая скудость средств к достижению цели» [Якушкин 1927, с. В итоге замысел был оставлен, император остался цел. Дело было, конечно, не в том, что царь в 1817 г. И не в том, что к 1817 г. Дело было в другом: молодые офицеры впервые поняли, что для реализации планов реформ они императору не нужны. И к реальной российской политике в государстве они - при всей своей учености и влюбленности в «Агамемнона» - никакого отношения иметь не будут. Год спустя основатель Союза спасения Александр Муравьев получил возможность почувствовать на себе отношение императора к собственным антикрепостническим идеям.
Возражая одному из «обскурантов», публично критиковавшему идею отмены крепостного права, но желавшему при этом конституции, он написал записку, которую сумел передать царю. В записке, между прочим, были такие слова: «Непостижимо, как можно с таким восхищением говорить о собрании представителей и в то же время оскорблять вольность и противиться сообщению мыслей! Получив записку, монарх, согласно воспоминаниям Сергея Трубецкого, прочел ее и сказал: «Дурак! А в мае 1818 г. Однако ни в 1817, ни в 1818 гг. В 1819 г. Написанная в осторожных выражениях, она тем не менее хорошо передавала взгляды декабриста: «Не зная и не смея угадывать намерения правительства насчет общего освобож- дения крестьян, можно, однако же, быть уверену, что оно будет предпринимать все возможные по обстоятельствам меры к достижению сей благотворной цели. Дух справедливости, ознаменовавший наше правительство в глазах целой Европы, позволяет ожидать, что еще в настоящее царствование, столь славное многими победами, совершится славнейшая победа справедливости над несправедливостью, просвещения над варварством, света над тьмою». Кроме того, Тургенев в записке осуждал запрет на гласное обсуждение крестьянского вопроса: «Нет сомнения, что благонамеренные и пристойные суждения о предметах сего рода в журналах и в книгах могли бы принести великую пользу; вреда же никакого» [Тургенев 2001, с. Александр поручил Милорадовичу «передать свое благоволение автору».
При этом монарх пообещал - для облегчения участи крепостных - выбрать «самое лучшее из поданных ему записок по этому вопросу» [Шебунин 1925, с. В том же 1819 г. Александр велел передать автору, что его стихи внушают «добрые чувства» [Жихарев 1989, с. Серьезной поддержкой в обществе пользовалась религиозная политика, тесно связанная с политикой гуманитарной. В конце 1812 г. Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын. Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе.
Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений. Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания. Согласно мнению А. Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет. С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги.
Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1. Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя. Так, М. Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с. Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в. Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах. Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией.
Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо. Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см. Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение. Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения. В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с. В 1818 г.
Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия. Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом. Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с. По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией. Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь. И это хорошо видно при анализе устава союза см. Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с.
Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ. Однако никто из исследователей не задавался вопросом: а какое именно «правительство» имеется в данном случае в виду: императора окружали разные люди, выражавшие разные мнения относительно происходивших в России и в Европе политических процессов. Понятно, что Союз благоденствия не мог был создан для поддержки Аракчеева, начальствовавшего над канцелярией Комитета министров и тем самым имевшего непосредственное отношение к «правительству». Почти ничего не говорится в уставе и о военной сфере деятельности «правительства» - несмотря на то что многие члены союза были офицерами, а послевоенное положение армии оставляло желать лучшего. Как известно, деятельность членов Союза благоденствия должна была охватывать «четыре главные отрасли»: «человеколюбие», «образование», «правосудие» и «общественное хозяйство». Две из них - «человеколюбие» и «образование» - дублировали деятельность возглавлявшихся князем Голицыным государственных и общественных организаций. Как следует из текста устава, Союз благоденствия «вменял» себе в «святую обязанность» распространение «истинных правил нравственности и просвещения» [Устав 1951, с. И эта благая цель полностью согласовалась с целью Министерства духовных дел и народного просвещения. Согласно «Учреждению» этого министерства, оно как раз и должно было блюсти «истинное просвещение».
Авторы «Учреждения» утверждали, что основанием такого просвещения должно быть «христианское благочестие» [Полное собрание 1830 с, с. Авторы устава тоже считали истинную веру необходимой принадлежностью «образования». Члены союза были обязаны «распространять истину» о том, что «человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и таким образом шествовать по пути добродетели» [Устав 1951, с. Устав признавал желательность вступления в ряды Союза благоденствия священников. Вполне в духе «внутренней церкви» Голицына, устав утверждал, что «вера наша состоит не в наружных только признаках, но в самых делах наших» [Устав 1951, с. Духовные особы, состоявшие в союзе, должны были «иметь надзор» за своими собратьями, «вне союза состоящими», сообщать в союз «замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и уничтожать козни порочных» [Устав 1951, с. Устав Союза благоденствия утверждал: под надзором этой организации должны были «находиться все без исключения народные учебные заведения» [Устав 1951, с. Однако «заведение и устройство училищ» было предметом деятельности входившего в министерство Департамента народного просвещения [Полное собрание 1830 с, с. Союз благоденствия должен был заниматься сочинением и переводом «книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук» [Устав 1951, с. Однако составление учебных пособий тоже было прерогативой этого департамента.
Союз собирался «исправлять нравы» «изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека» [Устав 1951, с. Но цензура, которую эти «сочинения» не могли миновать, опять-таки находилась в ведении Министерства просвещения. Еще более показательны предполагаемые действия Союза благоденствия в сфере «человеколюбия». И это вполне согласовалось с деятельностью возглавлявшегося тем же Голицыным Императорского человеколюбивого общества и основанного им Попечительного общества о тюрьмах. Вообще членам союза предписывалось работать в тесном контакте с этими организациями, уговаривать «соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений» и вступать «во все, уже ныне существующие» [Устав 1951, с. Союз благоденствия собирался снабжать «праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и без-нуж[д]ное пропитание» [Устав 1951, с. Императорское же человеколюбивое общество старалось «выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитать могут» [Полное собрание 1830 Ь, с. Человеколюбивое общество создавалось, в частности, «для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных» [Полное собрание 1830 Ь, с. Конечно же, сфера деятельности союза - в той мере, в какой она была заявлена в уставе - была шире сферы деятельности голицынских организаций. В частности, по его «ведомству» не проходили две из четырех «отраслей» союза: «правосудие» и «общественное хозяйство».
И если «общественное хозяйство» хоть в какой-то мере интересовало Голицына в докладе об образовании Библейского общества утверждалось, что «чтение Священного Писания» благотворно влияет «на поощрение к промышленности» [Полное собрание 1830 а, с. Однако в реальности основная работа членов союза шла как раз в области литературы, просвещения, благотворительности и т. И можно, в принципе, представить себе, что авторы устава не понимали: коль скоро они собираются сотрудничать с правительством, вторгаясь в компетенцию Голицына, им придется иметь дело и с его министерством, и с ним самим. Однако организовывая, к примеру, Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения 1819 , они не могли не знать, что это общество числилось подразделением Министерства духовных дел и народного просвещения [Месяцеслов 1820, с. По делам ланкастерского обучения члены общества тесно общались с министерскими чиновниками. Таким же подразделением министерства было и Вольное общество любителей российской словесности, которое многие исследователи считали и считают «легальным» филиалом Союза благоденствия. Либеральные журналы 1820-х годов были наполнены славословием в адрес Голицына и Библейского общества. Факты свидетельствуют о том, что роль Союза благоденствия в русском обществе 1820-х годов была, скорее всего, сходна с ролью Библейского общества. Библейское общество существовало для поддержки религиозных инициатив министра, Союз же благоденствия - для поддержки его просветительских и гуманитарных инициатив. Образованные дворяне Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним языком, «закручивания гаек».
Естественно, что гвардейская «вольница» привела к падению дисциплины в войсках. Официальные документы Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках офицеров. Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе, могли - «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» - случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у присутственных мест». Далеко не все офицеры, говоря словами Федора Глинки, «перо и книгу брали в руки» и действовали «на поле мысли»; некоторые из них, «нарядясь в штатские фраки и сертуки», приставали к гуляющим по улицам женщинам, заводили скандалы и с ними, и с их мужьями. Однако реакция императора и тех, кто исполнял его волю, была, мягко говоря, неадекватной. Власти не ограничивались наказанием конкретных виновных, они «подтягивали дисциплину» в масштабе всей гвардии и - шире -армии. В 1817 г. В том же году закрылся «Военный журнал». Военный историк А. Керсновский писал, что после войны войска стала «засасывать» «вязкая трясина мелочей»: «Вальтрапы и ленчики, ремешки и хлястики, лацканы и этишкеты сделались их хлебом насущным», «в 18151817 годах не проходило месяца, чтобы не издавались новые правила и добавления к оным, усложнявшие и без того сложный, строевой устав.
Замысловатые построения и перестроения сменялись еще более замысловатыми. Идеально марширующий строй уже не удовлетворял - требовались плывущие стены! Недовольство сквозит и в письмах великого князя Константина, и в переписке генералов и офицеров, и в мемуарах. Кроме того, в 1810 г. В 1816-1817 гг. Про военные поселения написано много: послевоенный экономический кризис привел к тому, что содержание миллионной армии стало России не по карману, а демобилизация солдат - в условиях рекрутского набора - оказалась невозможной. Идея состояла в том, чтобы «поселить» солдат на землю, заставить их кормить самих себя, то есть хотя бы отчасти сделать армию самоокупаемой. Историки считают, что поселения «задумывались как специфический государственный институт, и их введение нужно рассматривать как серию мероприятий пусть и паллиативных по своей сути , призванных сократить государственные расходы на армию, стабилизировать экономику страны», ликвидировать рекрутские наборы, «путем создания зажиточного военно-земледельческого сословия расширить социальную базу самодержавия» [Ячменихин 2006, с. Некоторые исследователи и вовсе усматривают в идее военных поселений часть «либерального модернизационного проекта» Александра I [Кондаурова 2009, с. Можно спорить, было ли в идее военных поселений здравое зерно.
Пестель, умный и дальновидный современник, прекрасный специалист в военном деле, например, утверждал, что государственные «выгоды» от поселений -«мнимые»: в военное время поселения не спасут страну от рекрутского набора, соединение военного и крестьянского сословий, оседлость солдат лишит армию «воинского духа». Кроме того, хотя поселения и давали возможность государству содержать армию «без особых на то издержек», поселенцы освобождались от «всякого вида податей» - а значит, государство вполне может оказаться в финансовом проигрыше. Поселения, по мнению Пестеля, пагубны и для государственной безопасности: поселенцы образуют вооруженное «особое государство», живущее по своим законам, - «между тем, как остальное государство», в случае поселения всей армии, останется без всякой защиты. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения, для сего заведения отданные!.. И все сие для удовлетворения неистовому упрямству одного человека», - эмоционально утверждал Пестель [Пестель 1958, с. Вводя поселения, император не оглядывался на мнение подданных. Против такой формы организации армии выступали не только армейские оппозиционеры, но и крупные военачальники, в частности фельдмаршал Михаил Барклай де Толли. Император никого не слушал, он утверждал, что поселения «будут во что бы ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» цит. Во главе пехотных поселений встал Аракчеев, во главе кавалерийских - генерал Иосиф Витт. Военные поселения оказались постоянным источником недовольства.
Солдаты и поселенцы, которым объясняли «выгоды» нового устройства армии, «от всех этих несказанных благодеяний» приходили «в страх и онемелость» цит. Летом 1817 г. Проведенная Михаилом Магницким, членом Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, ревизия заклеймена в большинстве мемуаров и исследований. Так, например, М. Нечкина утверждала, что Магницкий «учинил в университете настоящий разгром», а С. Мироненко видел в ревизии начало широкого «наступления на университеты» [Нечкина 1955 а, с. В современной исследовательской литературе делаются попытки взглянуть на эту ревизию по-другому, доказать, что в деятельности университета были «несомненные вопиющие недостатки, злоупотребления и должностные преступления» - и именно с ними в первую очередь боролся Магницкий. После ревизии Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа. Преподавание в университете стало вестись исключительно в соответствии с «духом Святого Евангелия», причем с этим «духом» следовало согласовывать все дисциплины: физику, историю, астрономию, словесность. Минаков предпринимает детальный разбор инструкции директору Казанского университета, которую Магницкий подписал в январе 1820 г.
Согласно этой инструкции, в преподавании философии нужно было следовать утверждению, что «все то, что не согласно с разумом Священного Писания, есть заблуждение и ложь». Правоведение должно доказывать, что «правление монархическое есть древнейшее и установлено самим Богом», «профессора физики, естественной истории и астрономии, согласно инструкции, обязаны были "указать на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания непрестанно окружающих нас чудес"», а на занятиях по истории студенты должны были усвоить, что «Отечество наше в истинном просвещении упредило многие современные государства», а доказать это следует «распоряжениями по части учебной и духовной Владимира Мономаха» [Минаков 2018, с. Первым активным участником Союза спасения и Союза благоденствия, кто по долгу службы уехал из столицы в провинцию, был Пестель. От остальных молодых офицеров Пестеля отличали талант политического лидера, серьезные познания в политических науках, решительность и радикализм взглядов.
В 1820 году Александр I дополнил документ отца требованием равнородности брака, при котором дети, родившиеся в такой семье, теряли право на трон. Отношение гвардии к монарху ярко выразилось в басне Дениса Давыдова «Голова и ноги»: «…Ну, очень хорошо! Да между нами ведь признаться, Коль нами право ты имеешь управлять, То мы имеем то ж все право спотыкаться; И можем иногда, споткнувшись, — как же быть?
Вопрос о том, что «ногам» делать со строптивой «головой», возник с начала появления тайных антиправительственных организаций. Еще в 1816 году гвардейский офицер Михаил Лунин предлагал подкараулить Александра I, который ездил без большой охраны, на Царскосельской дороге и застрелить. Вопрос о физическом устранении царя и его семьи дискутировался на протяжении ряда лет, но заговорщики так и не пришли к определенному мнению. Страшная пропасть великого князя Николая Монарх, две дочери которого умерли в младенчестве, думал о том, кому передать престол. Следующим по старшинству был главнокомандующий войсками, размещенными в Царстве Польском, бездетный великий князь Константин, который вовсе не жаждал был монархом, помня печальную участь отца. Своим приближенным он говорил, что опасается быть задушенным. Настала очередь следующего брата — великого князя Николая, у которого не так давно родился первый из семерых детей, Александр.
Летом 1819 года император посетил учения 2-й гвардейской бригады в Красном Селе под командованием Николая Павловича, а затем отобедал с ним и его беременной женой Александрой Федоровной, ожидавшей старшую дочь Марию.
И все интригующие и вдохновляющие перспективы, связанные с Южным континентом, начали открываться перед человечеством благодаря двухлетней одиссее кораблей Российского императорского флота «Восток» и «Мирный», обогнувших ледовый материк. Михаил Лазарев Фаддей Беллинсгаузен Анти-Арктика: гипотезы «на кончике пера» Впрочем, справедливости ради надо сказать, что русские мореплаватели знали, что искали: ведь идея о существовании обширной земли в южных морях была хорошо известна географам и путешественникам. Возможно, кстати, первыми людьми, которые плавали в приполярных водах Южного полушария и видели айсберги, были древние полинезийцы — предки современных маори. Новозеландский историк Л.
Куартермейн пишет: «Примерно в 650 г. Античные философы и учёные Аристотель, Гиппарх, Птолемей, Страбон полагали, что значительную часть Южного полушария занимает материковая земля. Они исходили либо из предположения, что вся земная суша — единый континент, либо из того, что в южной доле планеты должна быть такая же масса суши, как и в северной, для равновесия. Интеллектуалы Ренессанса вновь вспомнили о существовании обширного Южного континента. На картах, появившихся в эпоху Великих географических открытий, Южная Земля изображалась без ледяного покрова.
Самые известные из таких карт — турецкого адмирала Пири-реиса 1513 г. В 1770-е годы между Англией и Францией разгорелось соперничество за право открыть и, разумеется, колонизовать, присоединив к своей короне новый материк. Однако в более или менее умеренном поясе обширная суша обнаружена не была. В 1775 году Джеймс Кук, подводя итоги плавания на корабле «Резолюшн», записал в дневнике: «…Большая часть Южного материка если предположить, что он существует должна лежать в пределах полярной области… а там море так густо усеяно льдами, что доступ к земле становится невозможным. Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне.
Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы. Густые туманы, снежные бури, сильная стужа и другие опасные для плавания препятствия неизбежны в этих водах». В отчёте об экспедиции выдающийся мореплаватель, в душе которого, очевидно, боролись британская спесь и благородство моряка, отметил: «…Это земли, обреченные природой на вечную стужу, лишенные теплоты солнечных лучей; у меня нет слов для описания их ужасного и дикого вида. Таковы земли, которые мы открыли, но каковы же должны быть страны, расположенные еще дальше к югу. Я с полным основанием предполагаю, что мы видели лучшие из них, самые северные и теплые.
Если кто-либо обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет дальше меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия принесут немного пользы». Джеймс Кук Примечательно, что, хотя сам Кук полагал, что обширная, хотя и непригодная для жизни, земля на крайнем юге всё-таки есть, учёные из его экспедиции И. Форстер, Г. Форстер, Уолс разочарованно заключили, что никакого Южного материка не существует вовсе.
Итак, ещё в последней четверти XVIII века был сделан вывод, что во всяком случае коммерческой и военно-политической выгоды из обнаружения Южного континента не извлечь. После Кука четыре с половиной десятилетия ни один корабль не заходил южнее, чем «Резолюшн». Тем ценнее и выше подвиг русских мореплавателей, которые предпочли англосаксонской «пользе» вполне бескорыстную миссию первопроходцев человечества. До «отдаленнейшей широты» Русские учёные знали о проблеме Южного материка. Ломоносов в своей работе «О слоях земных», написанной в 1757—1759 годах, утверждал: «В близости Магелланова пролива, и против мыса Добрыя надежды около 53 градусов полуденной ширины великие льды ходят: почему сомневаться не должно, что в большем отдалении островы и матёрая земля многими и несходящими снегами покрыты, и что большая обширность земной поверхности около южного полюса занята оными, нежели в севере».
То есть, ознакомившись с описанием крупных айсбергов у южных берегов Африки и Южной Америки, Ломоносов понял, что они представляют собой обломки ледового панциря Южного материка. Историки начиная с 1950-х годов выдвигают различные гипотезы о том, кто был инициатором открывшей Антарктиду экспедиции: называют имена Н. Румянцева, О. Коцебу, И. Крузенштерна… А вот начальник экспедиции Ф.
Беллинсгаузен и ответственный за её научно-исследовательскую часть профессор И.
Междуцарствие 1825 года
Тот после подробного разговора распорядился снарядить Пушкина в Бессарабию, выдать ему прогоны около тысячи рублей и, с соответствующим чином и соблюдением возможной благовидности отправить на службу на юг. В начале мая Пушкин в сопровождении дядьки выехал из Петербурга на службу. Вина Пушкина представлена как результат тяжелого детства, а сам он представлен исправившимся. Заканчивалось письмо фразой "Судьба его будет зависеть от ваших добрых советов". В середине мая Пушкин прибыл в Екатеринославль, вскоре заболел и с семьей Раевских отправился на Кавказ. В августе он две недели пробыл в Гурзуфе, в сентябре перебрался в Кишинев, с серердины ноября гостил в Каменке — поместье Давыдовых-Раевских. А в этом году Пушкин создаст "Руслана и Людмилу". Все помещались в двух каретах и коляске. Поэта сначала поместили с младшим Раевским в коляске. Вокруг ехали казаки, сзади тащилась пушка — хотя черкесы и смирны, им не доверяют. Его начальником будет Н.
Здесь он подружится с Н. Ввиду того, что попытки прежних экспедиций произвести опись берегов "Студеного моря" с судов оказались безуспешными, решено проводить эту опись посуху: зимой на собаках, летом на лошадях и лодках. В марте отряд отправился из Петербурга и в ноябре прибыл в Нижне-Колымск. Они совершат несколько маршрутов вдоль берега и в глубь суши, произведут опись берегов от реки Колымы до острова Колючин и совершат четыре поездки на собаках по льду на север. В северной Якутии, приблизительно у сибирского полюса холода Врангель организует метеорологическую станцию. В Петербург Врангель вернется в августе 1824 года. Поскольку надо произносить речи на русском языке, он составляет их на французском, отдает для перевода, а потом почти затверживает, чтобы суметь прочитать по бумажке. Но потом он научится по-русски. Мать выдает ему ежегодно 50000 рублей ассигнациями. Из имения, кроме ста душ, находившихся в Рождествене, он до самой ее смерти в 1837 или 1838 году ничего иметь не будет.
Когда князь в Петербурге останавливается у матери, ему отводят комнаты в антресолях, и княгиня всегда приказывает дворецкому "позаботиться, чтобы все нужное было у Митеньки, а пуще всего смотреть за ним, чтобы он не упал, сходя с лестницы". Он очень близорук, очков не носит, но употребляет лорнет.
Куком неразрешимой: они подошли менее чем на 3 км. К северо-восточному выступу того участка побережья "льдинного материка" Антарктиды, который через 110 лет усмотрели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты". Цитируется по: Магидович И. Очерки по истории географических открытий. В 5 томах. Том 4. Беллинсгаузена: 16 генваря. Пасмурность с снегом, при крепком ветре от NW, продолжалась во всю ночь.
Заканчивалось письмо фразой "Судьба его будет зависеть от ваших добрых советов". В середине мая Пушкин прибыл в Екатеринославль, вскоре заболел и с семьей Раевских отправился на Кавказ. В августе он две недели пробыл в Гурзуфе, в сентябре перебрался в Кишинев, с серердины ноября гостил в Каменке — поместье Давыдовых-Раевских. А в этом году Пушкин создаст "Руслана и Людмилу". Все помещались в двух каретах и коляске. Поэта сначала поместили с младшим Раевским в коляске. Вокруг ехали казаки, сзади тащилась пушка — хотя черкесы и смирны, им не доверяют. Его начальником будет Н.
Здесь он подружится с Н. Ввиду того, что попытки прежних экспедиций произвести опись берегов "Студеного моря" с судов оказались безуспешными, решено проводить эту опись посуху: зимой на собаках, летом на лошадях и лодках. В марте отряд отправился из Петербурга и в ноябре прибыл в Нижне-Колымск. Они совершат несколько маршрутов вдоль берега и в глубь суши, произведут опись берегов от реки Колымы до острова Колючин и совершат четыре поездки на собаках по льду на север. В северной Якутии, приблизительно у сибирского полюса холода Врангель организует метеорологическую станцию. В Петербург Врангель вернется в августе 1824 года. Поскольку надо произносить речи на русском языке, он составляет их на французском, отдает для перевода, а потом почти затверживает, чтобы суметь прочитать по бумажке. Но потом он научится по-русски.
Мать выдает ему ежегодно 50000 рублей ассигнациями. Из имения, кроме ста душ, находившихся в Рождествене, он до самой ее смерти в 1837 или 1838 году ничего иметь не будет. Когда князь в Петербурге останавливается у матери, ему отводят комнаты в антресолях, и княгиня всегда приказывает дворецкому "позаботиться, чтобы все нужное было у Митеньки, а пуще всего смотреть за ним, чтобы он не упал, сходя с лестницы". Он очень близорук, очков не носит, но употребляет лорнет. Еще у них два сына, на много лет моложе сестер. Послужной список жениха такой: 5 августа 1813 года он произведен в лекари, 1 сентября 1813 года назначен в Бородинский пехотный полк, 5 августа 1816 года — удостоен штабс лекарем в означенном полку со старшинством; 20 октября 1816 года помещен в том же полку на оклад 1 класса с жалованием по 500 рублей в год, 29 апреля 1818 года переведен а Московскую военную госпиталь ординатором, 7 мая 1819 года помещен на оклад старшего лекаря 2 класса с жалованием по 600 рублей в год. Будет известным русским капиталистом, владельцем текстильных фабрик.
День в истории: 12 января Основание Королевского Астрономического общества, День работника прокуратуры России, начало операции «Искра» и другие события этого дня.
Позднее научное общество переименовали в Королевское астрономическое общество. В 1831 году общество получило королевские привилегии от короля Вильгельма IV и обрело современное наименование. В 1915 году доступ в общество получили женщины.
1820 год в истории россии
Что касается международной ситуации, то после победы над Наполеоном русский правитель взял на себя обязанности объединителя Европы. В 1815 году по инициативе Александра I был создан Священный союз, в который, кроме нашей страны, вошли Пруссия, Австрия, Франция и ряд других европейских стран. Это политическое объединение просуществовало до 1833 года. Парад в Вертю Александр I придавал большое значение военной выправке своей армии. По мнению большинства исследователей, безукоризненный внешний вид и четкие перестроения на военных парадах император ценил едва ли не выше реальных боевых заслуг своих солдат и офицеров. Сергей Юрьевич Нечаев в биографической книге «Барклай-де-Толли» описал грандиозный военный парад, который устроил император Александр I на широкой равнине у местечка Вертю в провинции Шампань. Мероприятие состоялось 29 августа 10 сентября — по новому стилю 1815 года перед началом вывода нашей армии из побежденной страны. За три дня до мероприятия Александр I лично руководил репетицией грандиозного военного шоу, поскольку никак нельзя было ударить в грязь лицом перед европейскими монархами. В параде приняло участие 132 батальона.
В самом конце действа солдаты дали дружный залп из 160 тыс. На европейцев это произвело сильное впечатление. И хотя официальная хроника тех лет пестрела хвалебными одами военной выправке русской армии, без казуса не обошлось. Дело в том, что, к большой досаде Александра I, один из батальонов лейб-гвардии Семеновского полка сбился с ноги, проходя прямо перед королем Пруссии. Тогда государь-император проворчал: «Эти дураки только на войне побеждать могут». Данную фразу августейшей особы прокомментировал военный историк Клим Александрович Жуков в одной из образовательных видеопередач, снятых совместно с писателем Дмитрием Юрьевичем Пучковым. Беседа состоялась в 2016 году. По мнению военного историка, единственным оправданием императорского недовольства может служить гвардейский статус Семеновского полка, ведь солдаты этой элитной части, помимо военной, должны были нести еще и презентационную функцию, символизируя собой всю непреодолимую силу русской армии.
А они ошиблись прямо на глазах прусского короля. Как показали дальнейшие события, фраза Александра I была первым тревожным звонком в той цепи событий, которые в итоге привели к переформированию Семеновского полка. Военная реформа Наиболее реакционные круги русской политической элиты опасались, что в армии начнет распространяться вольнодумство. Тем более что предпосылки для такого развития событий имелись. Побывавшие в боях солдаты и офицеры сформировали настоящее боевое братство, в котором стирались сословные различия.
Крузенштерн писал: «Славу такового предприятия не должны мы допускать отнять другим у нас, она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам. По сим-то причинам почитаю я сие предприятие одним из важнейших, как когда-либо предначинаемы были» Более дерзкого замысла история русских морских путешествий не знала. Это была первая крупная корабельная экспедиция, снаряженная за государственный счет и под руководством Морского министерства. Шлюп «Мирный». Акварель из альбома П. Вторым кораблём экспедиции стал «Мирный» — под командованием Михаила Лазарева. Команду набрали из числа добровольцев — или, как говорили в те времена, «охотников». Лазарев писал: «Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, не ударить в грязь лицом». Символично, что одним из первых приказов Беллинсгаузена была отмена телесных наказаний на шлюпе. Отправляясь в столь опасный путь, участники путешествия должны были сплотиться. Открытие во льдах В июле 1819 года «Восток» и «Мирный» подняли якоря и вышли из кронштадтской гавани. Мореплавателям предписывалось вести изыскания до самой отдаленной широты, которую можно достигнуть. В наше время, к 200-летию легендарной экспедиции, в Рио открыли памятник Беллинсгаузену. Большой рейд в Кронштадте. Экспедиция не испытывала недостатка в этих продуктах. Вдоволь было и чаю. Именно тогда этот напиток получил в России широкое распространение. Они стремились к полярным широтам. К середине января 1820 года впервые в истории русского флота шлюпы «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный круг. На крайнем юге лютый холод не остановил закаленных сынов Севера. У многих моряков имелся опыт службы в суровом климате Балтики и Белого моря. Генри Чемберлен. Уличные торговцы в Рио. Акварель, около 1819—1820 годы. Этот день и считается точкой отсчёта в истории освоения Антарктиды — безлюдного ледяного материка. До них никто не видел эту картину: белая бесконечность! Беллинсгаузен повел корабли вдоль ледяной громады. Лазарев прекрасно понимал, что перед ним — горы материкового происхождения. Над шлюпами кружили птицы — аборигены Антарктиды.
Произошло в Санкт-Петербурге в элитной воинской части — Лейб-гвардии Семёновском полку в октябре 1820 г. Командиром этого полка в апреле 1820 г. Шварц, отличавшийся педантичностью, придирчивостью и требовательностью, доходящей до жестокости. После ряда случаев издевательств с его стороны над младшими чинами 16 28 октября 1-я рота самовольно построилась «на перекличку» и от имени всего полка обратилась к начальству с жалобой на своего командира. На следующий день рота была разоружена, выведена из казарм и заключена в Петропавловскую крепость.
Обошли её с восточной стороны и установили, что это архипелаг, поэтому решили переименовать «землю» в Южные Сандвичевы острова. Затем суда повернули на восток. Затем, на время антарктической зимы, суда отправились в плавание по Тихому океану. С наступлением антарктического лета экспедиция вернулась в полярные широты. В январе 1821 года был сделали ещё ряд географических открытий.
ИСТОРИЯ ДЕКАБРИСТОВ ИЛИ 190 ЛЕТ СПУСТЯ
12 января 1820 года для поддержки астрономических исследований было основано Астрономическое общество Лондона. 28.01.1820. Первая русская антарктическая экспедиция на двух парусных судах "Восток" и "Мирный", возглавляемая Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, открыла Антарктиду. 200 лет назад, 28 января 1820 года, русские моряки совершили последнее в истории великое географическое открытие. 24 мая 1820 года в Варшаве, без всякой торжественности, она вышла замуж за Константина Павловича (который 1 апреля 1820 года развёлся с первой женой, Анной Фёдоровной). 28 января 1820 года русская экспедиция под командованием морских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла последний неизведанный континент — Антарктиду. В 1820 году по его инициативе было основано Артиллерийское училище (впоследствии академия, ныне Михайловский военный артиллерийский университет).
Выступление Семёновского полка 1820
В 1814 году при активном участии российских иезуитов последовало полное восстановление ордена во всем мире. Американцы считают, что Антарктиду открыла не русская экспедиция БЕЛЛИНСГАУЗЕНА и ЛАЗАРЕВА в январе этого года, а обнаруживший в этот день Белый континент капитан Натаниэл ПАЛМЕР. Русские мореплаватели открывшие Антарктиду в 1820 году. История в документах России - старинные бумаги, фотографии, открытки, письма.
Что произошло в 1820 году в России?
Сюжетный стержень книги ленинградского историка — события в лейб-гвардии Семеновском полку 16—18 октября 1820 года, когда солдаты выступили против произвола и жестокости командиров. Восстание лейб-гвардии Семёновского полка Российской императорской гвардии против аракчеевского начальства (так называемая «Семёновская история». И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально. В 1820 году он женился на польской двадцатипятилетней графине Жанетте Грудзинской, которая сначала жила с матерью в Париже, а потом переехала в Польшу.
«1820-е. Конец прекрасной эпохи?»
Внешняя политика Российской империи в 1820-1850-ые гг. | Восстание лейб-гвардии Семёновского полка Российской императорской гвардии против аракчеевского начальства (так называемая «Семёновская история». |
История Крыма - Крымская буря 1820 года | Утром 17 октября 1820 года командир батальона ский пытался склонить семеновцев отказаться от жалобы, но солдаты не согласились сделать это. |
Корабли Черноморского флота | 28 января 1820 года русская военно-морская экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена открыла Антарктиду. |
Первые в Антарктиде. Как русские моряки отыскали шестой континент
Россия и мир в 1820-м году. Краткая история. | 28.01.1820. Первая русская антарктическая экспедиция на двух парусных судах "Восток" и "Мирный", возглавляемая Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, открыла Антарктиду. |
Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download | 1820 год в различных календарях. |
ИСТОРИЯ ДЕКАБРИСТОВ ИЛИ 190 ЛЕТ СПУСТЯ | В русской истории есть немало событий, многократно отозвавшихся в различных и зачастую далеких друг от друга пластах культурной жизни. |
Как развивался Крым в конце XVII — XIX веке | В 1816–1820 годах в России зафиксировано 87 крестьянских волнений, из которых наиболее крупное произошло на Дону в 1818–1820 годах. |
Политика публикации отзывов
- «1820-е. Конец прекрасной эпохи?»
- 28 января: этот день в истории России
- 9 сентября в истории России
- История 1820 года
- Этот день в истории: 1819 год — Первая русская антарктическая экспедиция