Первой экранизацией «Маленького принца» стал вышедший в 1966 году одноимённый полнометражный фильм Арунаса Жебрюнаса, вызвавший в СССР серию критических замечаний в связи с идейными и смысловыми расхождениями с произведением Сент-Экзюпери[19]. Кроме рассказчика, Маленький принц познакомился с Лисом, подружился с ним, приручив его. книга не совсем обычная, и занимает особое место даже среди произведений самого автора. Анализ произведения «Маленький принц» / Полина Чернышова, Елизавета Буркова. В произведении «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери можно выделить основные две сюжетные линии – история Маленького принца и история летчика.
«Маленький принц»: как детская сказка стала главным трудом экзистенциализма
Мультфильм «Маленький принц» по мотивам книги Антуана де Сент-Экзюпери, очередная экранизация или шедевр? Всё в «Маленьком принце» неспроста, даже самые коротенькие эпизоды имеют колоссальное значение и огромный смысл. Смысл названия книги «Маленький принц» — относит читателя к главному герою.
«Маленький принц», художественный анализ повести Антуана де Сент-Экзюпери
Дружба с Лисом Проведя анализ «Маленького принца» Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга. Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести «Маленький принц». Анализ произведения позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула «зорко лишь сердце». Любовь можно перенести на многие другие вещи.
Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким. В чем главная идея фильма? Авторы фильма недвусмысленно дают понять, что без принятия и освобождения внутреннего Ребенка с его эмпатией и фантазией нельзя стать счастливым, нельзя творить, нельзя обрести гармонию с вселенной. Звезды не для того, чтобы ими владеть, а жизнь — не для того, что стать первым в гонке за успехом. И эта мысль в высшей степени созвучна книге Экзюпери, особенно если вспомнить, что Маленький принц — это своего рода альтер-эго автора, и все диалоги с ним в романе представляют собой, по сути, разговор взрослого писателя с тем мальчиком, каким он был когда-то. Читайте также: Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни Таким образом, Марку Осборну удалось передать дух книги, а это самое важное. У зрителя мультфильма возникают те же чувства, те же мысли, что и у читателя книги, и если для достижения подобного эффекта потребовалось изменить сюжет, то это не повод обвинять режиссера в отсебятине.
Как отреагировал бы писатель, увидев на экране обновленную версию своей сказки, мы не знаем, но, поскольку главное можно увидеть лишь сердцем, скорее всего она бы ему понравилась: ведь дети мультфильм полюбили, а значит, все сказанные в нем важные слова нашли дорогу к их сердцам. Поделиться в соцсетях: Летчик в пустыне Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ «Маленького принца» Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни — одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать.
Пустыня — это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля. История создания и краткое содержание Сказка-притча была написана в 1942 году. Автор был профессиональным лётчиком и часто смотрел на всё происходящее на земле с высоты полёта. Возможно, поэтому все персонажи и образы сказки прописаны маленькими. Впоследствии произведение было переведено на множество языков. В русскоязычном варианте читатели смогли познакомиться с героями «Маленького принца» лишь в 1958 году. Иллюстрации к книге выполнены самим автором и являются не просто рисунками по теме. Они основа всего рассказа.
С них начинается повествование и ими оно заканчивается. Автор, как бы ненавязчиво вписал их в сказку. Без этих рисунков всё произведение сразу теряет свою образность и смысл. По сюжету автор-лётчик терпит аварию и его самолёт падает в пустыне. Через какое-то время он встречает мальчика, который появился неизвестно откуда. Так и оказалось. Странник рассказал своему новому знакомому о своей планете, которая очень крошечная. Поведал он и о том, как и почему решил путешествовать, о людях, которых встретил во время своего странствия. Вместе с новым знакомым автор совершает поход по пустыне в поисках воды.
Всё это время мальчик поражает его своими суждениями и рассказами. Автор привязывается к странному неземному ребёнку и очень печалится, когда приходит время расставаться, ведь чтобы вернуться на свою планету, маленький путешественник должен умереть.
Все они считают себя значимыми, но по сути, всеми ими овладевают такие пороки как жадность, тщеславие, пьянство, ярость. Также в сказке встречает принц летчика. Вот с летчиком они нашли общий язык. Когда читаешь произведение, то понимаешь, Маленький принц — это душа автора, которая так и осталась маленьким ребенком. Кстати, на Земле принцу встретились тысячи прекрасных роз и он чуть было не разочаровался в своей единственной, но здесь пришел Лис, который и открыл истину, что звучала так: смотреть нужно сердцем, но не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.
Лис — еще один герой произведения Сент-Экзюпери, который является олицетворением дружбы, образом любви и желания быть нужным. В образе Розы перед читателями предстает такое чувство, как любовь, а в отношениях Розы и Принца, мы видим разность восприятия любви мужчиной и женщиной. Коварная змея — это тот персонаж, который помог маленькому принцу вернуться к звездам. Она вызвалась укусить мальчика, а тот, из-за своей большой любви к Розе, согласился даже умереть, лишь бы вновь оказаться на своей маленькой планете, зато рядом с розой. Жанр, направление По жанру, произведение является философской сказкой-притчей. В тесном сплетении фантастики и реальности автор доносит до читателя все глубочайшие проблемы всех поколений. Антуан Сент-Экзюпери использует не поучительные высказывания, а, наоборот, в ненавязчивой форме подталкивает слушателей к размышлениям и анализу.
Текст метафоричен и не буквален, его можно трактовать по-разному. Данный жанр смог позволить автору в завуалированной форме сказки выразить все волнующие проблемы современности. Однако вопросы, поставленные автором в произведении, применимы не только к двадцатому столетию. Тема утраты и обесценивания светлых моральных качеств была и будет актуальна во всем мире во все времена. Реализм, проскальзывающий в сказке, разбавляется отголосками романтизма и трагичности, что повышает интерес читателей и избавляет от литературной «сухости». Произведение «Маленький принц» сочетает в себе черты нескольких направлений и относится к эпохе модернизма, которой свойственна эклектика. Реалистичны события, произошедшие с пилотом: он попал в аварию, чинил самолет, нуждался в воде и пище.
Ему вполне могло померещиться общение с Маленьким Принцем. Романтизм истории прослеживается в истории Маленького Принца: он одинок, противостоит всему огромному миру на своей крохотной планете. Любовь приносит ему страдания, а в смерти он находит путь домой. Фантастичные элементы проявляются в обстоятельствах жизни Маленького Принца и его рассказах. Смысл названия Название произведения Антуана Сент-Экзюпери — это имя главного героя сказки. Маленький мальчик, совмещающий в себе детскую наивность и мудрость опыта, является принцем на своей планете, где нет больше никого, кроме Розы. Почему же тогда он не король?
Потому что перед нами личность, которая все еще не определилась со своим статусом, местом жизни и планами на будущее. Принц все еще ищет себя и не принимает судьбу, раз отваживается на путешествие. Значит, от рождения он прикован к своей планете и роли на ней, но примет ли он ответственность? Вернется ли? Это вопрос. Статус «принца» дает ему выбор, а «короля» — нет. Слово «маленький» демонстрирует не только возраст ребенка, но и его беззащитность против огромного мира, куда он пришел.
Герой едва не потерялся в своем путешествии, ведь он мал, а мир вокруг слишком огромен и сложен для понимания. Но все же даже «маленькому» человеку удалось обрести мудрость и расставить приоритеты правильно. Это дает надежду всем нам, большим детям, отказавшимся от мечты, но еще имеющим возможность вернуться обратно. Композиция В произведении «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери можно выделить основные две сюжетные линии — история Маленького принца и история летчика. Сказка включает в себя двадцать семь глав, на протяжении которых герои путешествуют по планетам, решают межличностные конфликты, выживают в пустыне и познают смысл бытия. Автор применяет прием «рассказ в рассказе»: пилот вспоминает то, как маленький принц вспоминал о своей жизни. Два главных героя создают между собой некий мост между миром «взрослых» и миром «детей».
Их встреча значило много для них обоих и повлекла за собой множество выводов. Читайте также: Краткое содержание Пушкин Бахчисарайский фонтан Главные герои и их характеристика Каждый герой сказки Антуана Сент-Экзюпери имеет свои отличительные особенности и черты характера. Главные герои «Маленького принца» перечислены в таблице от Многомудрого Литрекона. Главный герой произведения — Маленький принц Золотовласый мальчик, не по голам мудрый, но при этом, до знакомства с Лисом, не знал таких вещей, как дружба и любовь. Он добр, отзывчив и имеет богатое воображение. Он один понял причудливую живопись своего собеседника. Живет на своей крошечной планете, где есть всего лишь три вулкана и одна неповторимая Роза.
Мальчик очень ответственно относится к своей планете, убирает её по утрам, избавляет от опасных баобабов, терпит несносный характер Розы. В путешествии познакомился со многими взрослыми, но ни одного он так и не смог понять, все они казались слишком «странными». На Земле он познакомился с летчиком и Лисом, которые стали для него друзьями, и Змеёй. Именно тогда, он и находит ответ на свой вопрос о смысле жизни и своего места в нем, когда решает вернуться к своей единственной Розе. Летчик, он же рассказчик Взрослый, который ещё хранит в себе детские надежды и мечты. В ранние годы он хотел стать художником и, нарисовав удава, съевшего слона, был очень огорчен, что все взрослые видели в его рисунке шляпу. Потеряв веру в свой талант, автор стал пилотом, много путешествовал.
Совершив вынужденную аварийную посадку в пустыне, встречает Маленького принца. Летчик, по просьбе мальчика, рисует ему маленького барашка. Так начинается их дружба. Герой одарен фантазией, силой воли и добротой. Он делит с Маленьким Принцем все печали и радости, помогает ему.
Он привязывается к нему и грустит о расставании. Главную мысль произведения можно выразить цитатой из книги: «Самое главное то, чего глазами не увидишь…Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают». Если говорить простыми словами, автор пытается донести читателям, как хорошо любить и иметь друга. Даже если вы не вместе, прекрасные высокие чувства освещают жизнь, дарят смысл существованию. В сказке «Маленький принц» представлены только очертания вещей.
Так начинается их дружба. Герой одарен фантазией, силой воли и добротой. Он делит с Маленьким Принцем все печали и радости, помогает ему. Роза росток, случайно залетевший на планету Маленького принца. Горделивый и жутко капризный цветок влюбил в себя мальчика с первого взгляда. Принц терпел её бесконечные требования и обиды, заваливал её комплиментами, ухаживал за ней и охранял. Прячет и скрывает все свои чувства за манерностью и кокетством. В момент, когда Принц решает покинуть планету, она признается, что любит его, прощается с ним и ни о чем не винит. Это жена Антуана Сент-Экзюпери — Кансуэла. Автор сам признается, что его возлюбленная обладает таким же взрывным, неподвластным характером. Однако автор знал, что её сердце наполнено нежностью и любовью, хоть она и часто прячет его за острыми шипами. Лис Добрый и мудрый зверек с планеты Земля. Встретив Маленького принца, он просит приучить его. Учит мальчика ответственности и дружбе. Из уст Лиса мы узнаем истины и секреты. Он открывает богатство мира искренних чувств. Пустяки кажутся им важными, а главного они не видят. Нет, не так надо жить! И эта верность хоть и бессмысленная, но надежная. Они становятся друзьями, но расстаются. Ты в ответе за свою розу». Именно ребенок воплощает в себе все самое доброе, чистое, прекрасное. А люди должны жить по-другому, им нужна чистая вода глубоких колодцев, нужны бубенцы звезд в ночном небе. Образ Маленького принца — образ человеческой души в идеале. Он воплощает в себе все лучшие черты, которые могут быть присущи человеку — открытость, чистота, возвышенность над материальным, мудрость. Вместе с тем, Маленький принц одинок. Его планета настолько мала, что там едва ли хватит места кому-то еще. А ведь по сути планета Маленького принца — символ внутреннего мира человека. С этой позиции особенный смысл приобретают слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Они характеризуют принца, как человека, способного очищать свои помыслы и наводить порядок, прежде всего в душе. Этот тонкий, одинокий, ранимый и мечтательный ребенок, который любит наблюдать закаты, переживает о судьбе капризного цветка и верит, что ему еще многое стоить познать, по-настоящему раскрывается, познав любовь к Розе и дружбу с Лисом. Именно они внесли в его душу тот необходимый штрих способности жить для другого, заботясь о нем и ничего не требуя взамен, который сделал его и без того чистую душу квинтэссенцией идеальной человеческой сущности, к которой следует стремиться каждому из нас. Ведь только любовь и преданность способны излечить от одиночества и помочь обрести жизни смысл. Вам может быть интересно: Стеклянные шары ручной работы — необычный подарок на… Сколько страниц в книге «Гобсек»? Cколько страниц в «Сказке о потерянном времени»? Темы Тематика сказки «Маленький принц» может быть расширена, если читатель нуждается в этом расширении. Если так, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях: Основная тема произведения — моральная ответственность за свое окружение, за свою малую родину, за свою семью. Автор рассмотрел это понятие в отношениях Маленького принца, Лиса и Розы. Антуан Сент-Экзюпери раскрывает значение ответственности, показывает её значимость и важность в общении людей, в обращении с окружающим миром. Действительно, зачастую мы недооцениваем собственной роли в жизни других людей, и дружба, возникшая между мальчиком и Лисом, подтверждает это. Данного героя можно оценить так идеального наставника, которого хотя бы раз в жизни должен встретить каждый человек. Множество мудрых цитат было сказано Лисом: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «Мы в ответе за тех, кого приучили». Помимо этого, Антуан Сент-Экзюпери в своем произведении затрагивает тему отношений мужчины и женщины. Роза — прообраз жены автора, вспыльчивая, эгоистичная дама. Однако даже при несхожести характеров, семейных ссорах и разногласиях, сила любви снова и снова объединяет супругов. Несмотря на то, что на Земле принц нашел тысячи идентичных цветков, Роза осталась для него единственной и уникальной. Хотя истинную цену и любовь своего сокровища он осознал лишь в разлуке, что и побудило его в финале вернуться на свою планету. Тема таланта не менее значима. Часто мы воспринимаем мнение окружающих слишком серьезно, тем самым теряя веру в себя, занижая свою самооценку. Так и рассказчик разочаровался в своем таланте художника после комментариев взрослых и стал летчиком. Однако гость с другой планеты вселил надежду в сердце мужчины. Пилот понял, что это не он бездарен, а остальные просто не понимали его. Нужно верить в свое призвание и не отказываться от него под градом критики — такова мораль произведения. Оно становится связующим звеном между сказочной действительностью и реальностью жизни. Следует помнить, что сказка написана во время Второй мировой войны, когда родина писателя была оккупирована фашистами. Не случайно в посвящении упоминается Франция, в которой «голодно и холодно». Писатель помнит о печальной судьбе своей родины, своей земли и напоминает о ней читателям.
«Маленький принц»: как детская сказка стала главным трудом экзистенциализма
Проникнуть в их замкнутое пространство практически невозможно. Планета пятая Иллюстрация автора Фонарщик, хозяин пятой планеты, понравился Маленькому принцу. Работа единственного обитателя астероида заключалась в том, что он зажигал и гасил фонарь. Его занятие, на первый взгляд, было таким же нелепым, как и у остальных. Но в нем принц увидел скрытый смысл: «Когда он зажигает фонарь — как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Планета шестая На шестой планете жил географ, который постоянно сидел в своем кабинете и с важным видом размышлял о вечном.
Принц сначала принял его за умного человека, но вскоре понял, что географ обладал лишь поверхностными знаниями. Даже о своей планете он имел смутное представление, потому что считал себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ посоветовал принцу отправиться на Землю. Во время путешествия у Маленького принца поменялось представление о счастье, о долге и о жизни в целом. На Земле же ему удалось познать истинную сущность этих нравственных категорий. Земное путешествие Первой, с кем встретился Маленький принц на Земле, была Змея. Она советует принцу ближе узнать жизнь этой планеты и предупреждает, что «среди людей тоже одиноко». Она сомневается, что после всех испытаний принцу удастся сберечь свою чистоту.
Но, в любом случае, он может рассчитывать на ее помощь, если захочет вернуться на свою планету. Для этого ей всего лишь нужно дать принцу немного яда: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел». Во время путешествия по Земле происходит встреча Маленького принца с мудрым Лисом. Беседуя с ним, принц понимает, что, наконец, он приблизился к тому, что так долго искал. Лис рассказывает мальчику, сколько доброты и любви может вместить в себя человеческое сердце, повествует о великой силе дружбы. К сожалению, многие люди забывают об этом и утрачивают способность любить, от этого их жизнь становится пустой и лишенной смысла. Иллюстрация автора Лис говорит мальчику, что тот для него всего лишь один из сотен тысяч таких же маленьких мальчиков, равно, как и Лис для принца — один из тысяч таких же зверей. Ты будешь для меня единственный в целом свете.
И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Благодаря Лису, принц узнаёт, что означает «приручение». Это — создание связующих уз между сердцами и душами. Принцу открывается эта мудрость, а вместе с ним ее постигают и пилот-автор и читатель. Когда Маленький принц осознаёт, что любовь — это та же наука, которую нужно постигать, он печально произносит: «Никогда не надо слушать, что говорят цветы.
А продажа мерча с его изображением, по данным французского журнала Le Point, приносит выручку в 200 миллионов евро в год. Сказку о дружбе мальчика и лиса перевели на сотни языков, в том числе на алтайский, древнеегипетский и два диалекта осетинского. Почему только во Франции каждый год продается 400 000 экземпляров детской книжки с картинками? А в Китае — полтора миллиона?
Как цитаты о том, что зорко одно лишь сердце, а самого главного глазами не увидишь, и о том, что мы в ответе за теx, кого приручили, стали частью общего культурного кода, и кажется, мы знали иx всегда? Возможно, дело в том, что книга Сент-Экзюпери — притча, в которой простым языком рассказывается о сложных вопросаx мироздания. Главный герой повести, авиатор, терпит крушение и приземляется в пустыне. Погруженный в вынужденное одиночество, он слышит детский голос. Мальчик, непонятно откуда взявшийся посреди Сахары, просит летчика нарисовать барашка. Отвергнув несколько неудачныx попыток, ребенок удовлетворяется не реалистичным изображением животного, а намеком, образом, наброском, который дает свободу воображению. Психотерапевт Пьер Лассюс, написавший очерк «Мудрость Маленького принца», полагает, что Маленький принц — детское «я» автора, его способность очаровываться, воспринимать жизнь через призму поэзии и сказки, а книга — история встречи взрослого с его внутренним ребенком. Маленький принц разочарован миром «больших людей»: они хотят власти, денег и почестей, «ни разу не понюхав цветка» и «ни разу не посмотрев на звезду». Случайно ли Сент-Экзюпери, потомок крестоносцев, обедневший аристократ, чьи предки сидели за одним столом с королями Франции, выбрал себе в воображаемые собеседники Маленького принца?
Имеется в виду художественная литература, в простой и занимательной форме доводящая до масс какие-то глубокие метафизические идеи. Мне это не приходило в голову, но это, по-моему, очень верное замечание. Впрочем, могу говорить только про Баха, точнее, только про «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», ни одной книги Коэльо и других книг Баха я не читал.
Воистину «метафизика для обывателей». Конечно, «Маленький принц» — явление другого ряда, в нем нет намеренного желания мистифицировать глубокомыслием. Экзюпери вполне искренен в своем гуманизаторстве.
Но вольно или невольно «Маленький принц» протаптывает дорожку к «Чайке» и «Алхимику», изобилующим отсылками к книге Экзюпери, без него их, вероятно, не было бы, или их успех не был бы таким впечатляющим. Первый и поныне канонический перевод Норы Галь был сделан для себя и без всякого издательского заказа, просто от восторга, и опубликован только несколько лет спустя, в 1959 году. С тех пор появилось еще несколько переводов, в том числе неплохой Андрея Шарова, но простота и изящество перевода Норы Галь остаются, кажется, до сих пор непревзойденными.
Эффект мифа — Как Вам кажется, Сент-Экзюпери сознательно закладывал в текст какие-то философские и религиозные аллюзии, или то, что мы их сейчас находим в таком обилии — это эффект вчитывания, последствие рационального подхода? Сама форма этой повести предполагает такое вчитывание. То есть, в каком-то смысле это и есть самый адекватный способ чтения «Маленького принца».
И какой именно смысл вкладывал в свою притчу сам Экзюпери кажется, прежде всего антивоенный и примитивно-гуманистический — в данном случае довольно вторично. Понятно, что он вырос в культуре, имеющей христианские корни, но как он сам относился к христианству? Были ли у него вообще какие-то четкие и внятные убеждения?
Он происходил из аристократической католической семьи его полное имя Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сэнт-Экзюпери, он имел право именоваться графом , и учился в католических пансионах. Однако о его сколько-нибудь последовательных христианских убеждениях в сознательном возрасте ничего не известно.
Ещё на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь — как будто ещё рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: коротко о главном
Именно на него ищет ответ маленький путешественник, пробираясь через космические пространства. Очевидно, что большинство его соседей не доходят до сути бытия, они просто живут в привычных рамках и не выходят за пределы маленьких и несчастных мирков. Только главный герой отважился идти дальше и взглянуть в душу себе самому. Ведь в общении с обитателями Земли он понял и признал свои ошибки, а в финале вернулся к Розе. Также автор повествует о любви, дружбе и ответственности. Экзюпери не просто раскрыл тему дружбы или же любви, но и донес до читателя важность ответственности за близкого человека, да и за мир в целом. Герой ежедневно трудился, обороняя свою планету, очищая ее и ухаживая за ней. Также он любил и лелеял Розу, лишь его заботами она осталась жива. Проблему всепоглощающего зла втор рисует с помощью баобабов, которые, если их не искоренять, поглотят все живое. Это символ любого паразитизма на Земле. Нужно жить своим трудом, а не нападать на чужие земли, искореняя все живое.
Описание жизнедеятельности баобабов — это воплощение антивоенной темы, ведь в образе агрессивных деревьев легко можно увидеть гитлеровскую армию. Проблему взаимоотношений мужчины и женщины Экзюпери показывает через отношения Маленького принца и Розы. Более того, в реальной жизни — это отражение отношений автора и его жены. Жить вместе непросто, особенно, если характеры не сходятся. Но настоящая любовь вдохновляет людей на самоотречение, заставляет заботиться друг о друге, что бы ни случилось. Экзюпери в своем произведении остро ставит проблему одиночества, о котором знал не понаслышке, сидя в кабине пилота. Чтобы показать одиночество, автор помещает летчика в пустыню, но, как говорит Маленький принц, одиноким можно быть и среди людей. Эта проблема актуальна в современном обществе как никогда. Тема разума и чувств. Устами Лиса Экзюпери пытается донести до читателя, что нельзя все увидеть глазами, «зорко одно лишь сердце», как говорит Лис.
Главная мысль Основная идея автора становится понятна сразу после прочтения произведения. Ему удалось создать сказочную историю, в которой он простым языком донес до читателя сложные вещи, от понимания которых зависит мир во всем мире. Автор говорит о том, что люди должны научиться доверять друг другу и нести ответственность за все то, что любят. Смысл книги заключается во фразе: Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении. Человек должен беречь свой дом, а не раздирать его войнами на окровавленные, безжизненные части. Эта мысль особенно актуальна была тогда, в дни Второй Мировой Войны. Маленький принц ежедневно убирал свою планету, не позволяя баобабам принять угрожающие масштабы.
К тому времени Сент-Экзюпери, опытный авиатор, успел поучаствовать в военных действиях, получить награду и описать свой опыт в романе «Военный летчик». Американский издатель, знакомый с текстами Сент-Экзюпери, предложил ему написать рождественскую сказку. Это повесть для детей или для взрослыx? Американских издателей смутило отсутствие хеппи-энда. Но Сент-Экзюпери отказался переписывать финал. Он также настоял на публикации книги с его собственными иллюстрациями. С теx пор акварельные рисунки Маленького принца стали хрестоматийными. Исследователи полагают, что они немало способствовали успеху книги. Сегодня «Маленький принц» не уступает в популярности диснеевским персонажам. Мальчик со шпагой, влюбленный в розу, прилетевший с далекого астероида Б-612, стал одним из главных героев поп-культуры. Комиксы и мюзиклы с его участием любимы публикой. А продажа мерча с его изображением, по данным французского журнала Le Point, приносит выручку в 200 миллионов евро в год. Сказку о дружбе мальчика и лиса перевели на сотни языков, в том числе на алтайский, древнеегипетский и два диалекта осетинского.
Вместе с Консуэло автор учился безусловно любить: «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить». Именно Консуэло поддержала идею издателя Хичкока и убедила мужа написать сказку. Фото: wikipedia В 1935 году Экзюпери и его напарник решили поставить рекорд времени перелета из Парижа в Сайгон, но их самолет попал в аварию в Ливийской пустыне. Экзюпери и его механик чудом выжили, оставшись практически без еды и воды в бескрайней пустыне. Лишь через три дня измученные жаждой и миражами испытатели были спасены бедуинами. Это крушение очень напоминает начало романа. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. Узнать подробности С наступлением войны в 1939 году Экзюпери оказался в первых рядах мобилизованных и служил военным летчиком вплоть до капитуляции Франции. Он не разделял взгляды нового правительства и всей душой ненавидел нацизм. Прообразом нацизма на планете Маленького принца явились баобабы, которые разрушали его планету. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься.
Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностями. Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота. Из данной темы вытекает основной принцип романтизма — принцип двоемирия. Миру обывателя, которому недоступно духовное начало, и миру художника Маленький принц, автор, Лис, Роза , которому присущи нравственные качества, — никогда не соприкоснуться. Главный герой говорит о внутренней стороне прекрасного, а не о ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не превращаться в механические действия. Любое дело полезно для души лишь тогда, когда оно внутренне освящено благодатью, добром и чистотой. О прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но еще не узнанные принцем розы не вызывают у него никаких чувств. Они мертвы для принца, ведь часто бывает, что люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе — из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Змея в «Словаре символов» Трессидера считалась «находящейся в постоянном контакте с тайнами земли, вод, тьмы и загробного мира — одинокая, хладнокровная, скрытная, часто ядовитая, стремительно передвигающаяся без ног, способная проглатывать животных во много раз больше себя и омолаживаться, сбрасывая кожу»[3]. С христианской точки зрения змея — зло, так может ли она указать герою верный путь? Ведь Земля не существовала бы, не будь на ней людей с открытым и чистым сердцем. Далее в повести следует рассказ о Маленьком принце и его планете, и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало! Однако капризные слова красавицы Маленький принц принял близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Для христиан-католиков «кроваво-красная роза и ее шипы — символ Страстей Христовых. Большое количество лепестков символизировало ступени посвящения, а центр розы представлял собой точку единства, сердце Иисуса Христа, божественный свет, солнце в центре колеса жизни. В родственной символической системе франкмасонов три розы Святого Иоанна представляют свет, любовь и жизнь. Деву Марию иногда именуют Розой Небес и безгрешной Розой без шипов, напоминая о ее целомудрии»[3]. Для Маленького принца роза была его единственной любовью, но это была не христианская любовь к ближнему. Дело в том, что вкладываясь в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек иногда начинает любить в нем самого себя и тот вклад, который он внес ради своего чувства. И тогда получается такая вот расширенная любовь к себе, а в центре подобного отношения всегда будет константа — «мое». Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира и уничижающую все, что находится за этой границей. Убедительный пример такого расширенного эгоизма, принимаемого за любовь, мы видим в сказке Экзюпери, когда Маленький принц объяснял ничейным розам, в чем их отличие от его любимого цветка. Вы еще ничто… Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра... Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя»[1]. Логика Маленького принца здесь предельно ясна: чем больше самого себя вкладываешь в то, что любишь, тем больше оснований считать это своим. А все остальное можно спокойно считать «ничем», поскольку оно ведь еще ничье. Неудивительно, что бедные розы смутились, услышав эту декларацию любви-собственности.
Что нам хочет сказать Маленький принц и как его послание может исцелить детские травмы
Маленький принц | Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо. |
Анализ повести-сказки А. де Сент Экзюпери «маленький принц» *Общие критические статьи - | Анализ произведения Сент-Экзепюри «Маленький принц»: история создания, направление, жанр, суть, главные герои и характеристики, тема, проблематика, основная мысль, чему учит. |
О Маленьком принце (Светлана Жукова 4) / Проза.ру | Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери? |
«Маленький принц» главная мысль
Имеется в виду художественная литература, в простой и занимательной форме доводящая до масс какие-то глубокие метафизические идеи. Мне это не приходило в голову, но это, по-моему, очень верное замечание. Впрочем, могу говорить только про Баха, точнее, только про «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», ни одной книги Коэльо и других книг Баха я не читал. Воистину «метафизика для обывателей». Конечно, «Маленький принц» — явление другого ряда, в нем нет намеренного желания мистифицировать глубокомыслием. Экзюпери вполне искренен в своем гуманизаторстве.
Но вольно или невольно «Маленький принц» протаптывает дорожку к «Чайке» и «Алхимику», изобилующим отсылками к книге Экзюпери, без него их, вероятно, не было бы, или их успех не был бы таким впечатляющим. Первый и поныне канонический перевод Норы Галь был сделан для себя и без всякого издательского заказа, просто от восторга, и опубликован только несколько лет спустя, в 1959 году. С тех пор появилось еще несколько переводов, в том числе неплохой Андрея Шарова, но простота и изящество перевода Норы Галь остаются, кажется, до сих пор непревзойденными. Эффект мифа — Как Вам кажется, Сент-Экзюпери сознательно закладывал в текст какие-то философские и религиозные аллюзии, или то, что мы их сейчас находим в таком обилии — это эффект вчитывания, последствие рационального подхода? Сама форма этой повести предполагает такое вчитывание.
То есть, в каком-то смысле это и есть самый адекватный способ чтения «Маленького принца». И какой именно смысл вкладывал в свою притчу сам Экзюпери кажется, прежде всего антивоенный и примитивно-гуманистический — в данном случае довольно вторично. Понятно, что он вырос в культуре, имеющей христианские корни, но как он сам относился к христианству? Были ли у него вообще какие-то четкие и внятные убеждения? Он происходил из аристократической католической семьи его полное имя Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сэнт-Экзюпери, он имел право именоваться графом , и учился в католических пансионах.
Он хотел бы остаться ребенком, каким является его новый друг, но поддался и вырос в приземленного и прагматичного летчика. Вот такой вышел оксюморон. Летчик, который вынужден возвращаться на грешную, раздираемую войной землю с неба, а душа все рвется к звездам. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Роза Консуэло, жена автора - это прототип Капризной Розы.
Главная героиня повести простодушная, если не сказать недалекая, красивая и очень непоследовательная, наверное, как и все женщины. Если подбирать для описания ее характера одно слово - манипулятор. Принц видел все ее уловки и хитрости насквозь, но заботился о своей красавице. Отзывы о Консуэло де Сент-Экзюпери, конечно, не могут быть столь односторонними. Одно то говорит о ее великодушии, что, несмотря на частую жизнь врозь и постоянный страх перед гибелью отчаянно смелого мужа-пилота, она оставалась с ним.
Его характер был непростой. Не в смысле злобы и агрессии, а как раз в чрезмерной открытости, чем пользовались многочисленные любовницы. Несмотря на все это, брак не распался, пока их не разлучила смерть. После многих лет была опубликована их переписка, из которой явно видно, что Консуэло была музой Экзюпери, гаванью, где укрывалась его душа. Издание книги Кажется, что книга далась Экзюпери легко.
Но переводчик первого издания на английский язык Льюис Галантьер вспоминала, что он переписывал по многу раз каждый лист рукописи. А также нарисовал к повести замечательные картинки гуашью. Экзюпери писал книгу в момент острого политического противостояния во всем мире - нацистская Германия начала Вторую мировую войну. Эта трагедия живо отзывалась в душе и сердце патриота. Он говорил, что будет защищать Францию и не сможет остаться вдали от поля боя.
Несмотря на все попытки друзей и начальников оградить уже популярного писателя от тягот и опасности, Экзюпери добился зачисления в боевую эскадрилью. В 1943 году книга была опубликована в США на английском языке, где в Нью-Йорке проживал тогда писатель, вынужденный покинуть оккупированную Германией Францию. И сразу после этого повесть вышла и на французском - родном языке автора. Лишь через три года на родине Экзюпери издали "Маленького принца", автора не было в живых уже два года. И Экзюпери, и Толкин, и Клайв Льюис создали удивительные фэнтези-сказки.
Все они творили в первой половине страшного для Европы ХХ века. Но так и не узнали о том, насколько их произведения повлияли на поколения после их жизней. Пьяница Чудо, сотворенное Экзюпери в "Маленьком принце", - это диалоги героев и Принца. Разговор с Пьяницей на очередной планете в путешествии мальчика, очень короткий по сравнению с другими, тому ярчайший пример. Всего четыре вопроса и ответа, но это лучшее изложение теории порочного круга вины, известного психологического явления, на объяснение и обоснование которого именитые психологи потратили многие страницы, а надо было включить в их труды цитату из "Маленького принца".
Это лучшая терапия для зависимых людей.
Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты. Подпишитесь на наш телеграмм-канал Проблематика Отношения между взрослыми и детьми отцы и дети. Осознанный подход к экологии, природе. Проблема истинной дружбы и любви. Поиск собственного предназначения. Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса. Основная мысль Важность любви к ближнему, заботы о родных.
Стремление к миру и пониманию в стране, городе, семье. Необходимость поступков, свидетельствующих о чувствах и хорошем отношении.
Роза символизирует любовь и заботу.
Маленький принц любит свою розу и заботится о ней, поливая и защищая от суровых погодных условий. Уникальность: роза уникальна и единственная в своем роде, как и маленький принц. Цветок олицетворяет важность индивидуальности и уникальности.
Хрупкость: хрупкость розы указывает на уязвимость любви. Нужно заботиться о нем, чтобы сохранить его живым. Потенциальная потеря розы подчеркивает важность заботы о людях и вещах, которые мы любим.
Значение розы проявляется в действиях Маленького принца по ее защите и заботе о ней. Он понимает важность этого уникального хрупкого цветка и его символику. По мере развития сюжета Маленький принц все больше узнает о природе любви и отношений, помогая ему лучше понять свою розу и заботиться о ней.
В целом, роза в «Маленьком принце» служит не только символ, но и как символ любви и заботы. Он подчеркивает необходимость ценить и ценить людей и вещи в нашей жизни, дорожить ими, даже если они уникальны и хрупки. Метафора баобабов В «Маленьком принце» автор Антуан де Сент-Экзюпери использует метафору баобабов, чтобы символизировать опасность пренебрежения своими обязанностями.
Маленький принц предупреждает рассказчика, застрявшего пилота, об опасности баобабов, которые растут на его крошечной планете. Он объясняет, что даже самый маленький баобаб, оставленный без присмотра, может в конечном итоге вырасти настолько большим, что захватит всю планету. Баобабы символизируют проблемы и трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Если их не остановить, эти проблемы могут вырасти до такой степени, что станут непреодолимыми и поглотят всю нашу жизнь. Баобабы олицетворяют важность действий и инициативы в решении наших проблем и обязанностей. Метафора баобабов — мощное напоминание нам о том, что нужно сохранять бдительность и сосредоточиться на вещах, которые имеют наибольшее значение в жизни.
Маленький принц
Простая и добрая, любимая всеми сказка «Маленький принц» одна из самых популярных среди взрослых и детей. книга не совсем обычная, и занимает особое место даже среди произведений самого автора. Маленький принц не знает об опасности, которую представляет змея, и поэтому он разговаривает с ней так же, как с Лисой.
Сказка «Маленький принц»: анализ произведения, тема, жанр
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. Данный анализ произведения Сент-Экзюпери "Маленький принц" поможет понять глубину всего произведения и философский смысл, заложенный автором. Первой экранизацией «Маленького принца» стал вышедший в 1966 году одноимённый полнометражный фильм Арунаса Жебрюнаса, вызвавший в СССР серию критических замечаний в связи с идейными и смысловыми расхождениями с произведением Сент-Экзюпери[19].
Маленький принц
Маленький принц: анализ произведения, краткое содержание | Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. |
Вечный бестселлер и настоящая классика: феномен «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери | Данный анализ произведения Сент-Экзюпери "Маленький принц" поможет понять глубину всего произведения и философский смысл, заложенный автором. |
главная мысль рассказа маленький принц в 2 предложениях | Смысл названия книги «Маленький принц» — относит читателя к главному герою. |
5 жизненных уроков из "Маленького принца", подкрепленных научными фактами | «Маленький принц» вышел в апреле 1943 года (сразу на английском и французском языках), но автор своей книги так и не увидел. |
«Маленький принц» главная мысль | Книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — удивительно трогательное и при этом невероятно глубокое и мудрое произведение. |
Маленький принц в "Маленьком принце - значение символики
Де Сент-Экзюпери «Маленький принц». XX век с его политической и экономической ситуацией не мог не повлиять на сознание мыслителей своего времени. Безусловно, особенно сильное воздействие на умы мыслящих оказала философия, в частности философия экзистенциализма. Несмотря на глубокие внутренние противоречия, экзистенциализм взрастил не одно поколение писателей, по-своему наследующих это философское течение. Одним из таких писателей является А. Сент-Экзюпери отходит от понимания философских истин своего времени, развивая свою теорию бытия человека, в некоторых позициях восходящую к истокам идей Ф.
Сказка А. По жанровой принадлежности произведение А. Отсюда следует непринужденность повествования, сказочные персонажи, сокрытие за фантастической фабулой реальных взаимоотношений людей и пр. Тем не менее, мы наблюдаем и некоторые жанровые несоответствия: 1 начало повествования имеет конкретное время и пространство; 2 сказка была написана для детей, но была рассчитана на понимание взрослых; отсюда вытекает особое значение иносказания и подтекста, поскольку именно эти понятия обнажают суть философского миропонимания автора. Сердце Принца противится общепринятому порядку вещей, он интуитивно стремится найти правду, оттого монарха и честолюбца, пьяницу и дельца он называет «взрослыми».
Критерием такой оценки служит граница, разделяющая их и его жизненные ценности. Исходя из теории распознавания людей Экзюпери, мир делится на тех, кто живет материальными ценностями, утратил способность воображения, неспособен видеть духовное и тех, кто живет исключительно духовным миром. Последние обладают особым внутренним состоянием человека, при котором становится возможным постижение таинств всемирной гармонии, то есть единение с самим собой, со всем окружающим. Отсюда в сказке А. Как ищущий всемирной гармонии, Маленький принц, ребенок, являет собой полное противоречие тем обитателям планет, которые ему случилось посетить.
Монархом завладела жажда власти, всех в мире он считал своими подданными, и его приказания якобы всегда исполнялись беспрекословно, поскольку он их мудро отдавал. Желая оставить случайного гостя у себя, монарх предложил ему стать Министром юстиции, а, поскольку судить было некого, то предложил ему судить самого себя, считая это крайне тяжелым занятием: «Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Маленький принц решил, что взрослые — странные и мог только пожалеть монарха, поскольку был в поисках другой мудрости, той, которую нельзя сформулировать, можно только почувствовать. В словах монарха хоть и была своя логика, но чувствовалась фальшь, ведь сам монарх, очевидно, никогда себя не судил, то есть не задумывался обо всем, что делал и для чего жил. Побывав у пьяницы, Маленький принц решил окончательно, что не понимает мира взрослых.
Эту мысль подтвердил визит к деловому человеку. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что думает не только о себе». Географ поразил Маленького принца узостью своего ума, поскольку никогда не вставал из-за своего стола и не знал, что находится на его собственной планете. В свою книгу географ заносил то, что считается вечным и неизменным.
Характеризируя свою планету для географа, Маленький принц сказал о самом прекрасном и важном, что у него было — цветке, но географ назвал цветок эфемерным и отказался его регистрировать. Итак, Маленький принц относится к детям, согласно философии Сент-Экзюпери. Летчик, от чьего лица ведется повествование, также причислен к детям оттого, что в душе своей он сохранил стремление к прекрасному, к чистоте, к постижению души ближнего: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть?
Ловит ли он бабочек? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом.
Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают» «Какая красота! Взрослые любят здравомыслящих. Под этим словом они понимают тех, кто говорит о чем-либо по сути. Отсюда следует ряд вопросов, над которыми размышляет рассказчик: что есть суть? Разговоры о том, что тебя не интересует, или то, что волнует именно тебя?
Чье понимание мира есть истинным: собственное или чужое? Эти вопросы будут находить свои ответы на протяжении всего произведения. Взрослые не верят тем, кто выглядит с их точки зрения глупо. Астроном, видевший астероид Б-612, предположительно с которого и прилетел Маленький принц, был одет по-турецки, поэтому его открытию в 1909 году никто не поверил. Позже, одетый по последней евро- пейской моде, тот же докладчик получает признание.
Подтекст таков: стань таким же, как все, уподобься остальным — и тебя примут. В рисунках рассказчика все, кроме Маленького принца, видели шляпу. Однако Маленький принц не просто видит то же, что и летчик — он способен увидеть большее, так как он видит этот мир не воображением и не разумом, а сердцем. Данное сходство найдет себе объяснение в мудрой философии Лиса о зоркости сердца. Таким образом, взрослые подобны грибам, любящим цифры, как господин с багровым лицом, живущий на одной из множества планет и считающий себя серьезным человеком.
В отличие от взрослых, душа ребенка — это страна слез, неизведанная и таинственная: «Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня? Но и Маленький принц стремится понять, поймать чужую душу, ведь он, задав интересующий его вопрос, не успокаивался до тех пор, пока не получал ответа. Попав на Землю, Маленький принц оказывается в пустыне символ одиночества. Первое существо, которое он встречает — змея. Образ змеи не только традиционный образ мудрости вспомним слова Заратустры у Ницше: «Если бы я мог стать мудрым вполне, как змея!
Змея предупреждает гостя, что среди людей так же одиноко, как в пустыне. Одиночество, согласно авторскому мировоззрению, царит среди людей, поэтому, даже оказавшись среди них, не увидишь ничего, кроме пустыни. Следующим, кого встретил Маленький принц, был маленький единственный цветок, рассказавший, будто людей несколько человек: «Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать — неизвестно.
Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно». Это, по философии Сент-Экзюпери, значит: где искать людей, способных прочувствовать, понять другого человека — неизвестно, так как люди стали, как перекати-поле, их ничто не держит, не связывает, они свободны, как ветер и в то же время одиноки, как тот же единственный невзрачный цветок в пустыне. Это утрата жизненных ценностей, на что автор часто указывает в своей сказке. Маленький принц поднялся на гору.
Эхо, разнесшееся по округе от произнесенных гостем слов, показались ему словами людей. Он тотчас подумал, что людям Земли не хватает фантазии, поэтому они повторяют сказанное. Маленький принц долго шел в поисках людей и попал в сад цветущих роз. Для него это было неожиданно и больно, ведь его цветок был точно таким же, хоть утверждал, что другого такого нет во всей Вселенной. В расстроенных чувствах Маленький принц произносит: «Только и всего у меня было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено.
Какой же я после этого принц? Этот образ не воспринимается как традиционная аллегория обмана и хитрости, наоборот, он ближе значению мифологии, где является воплощением судьбы и предвестником перемен. Ведь прописным истинам о том, что зорко только сердце и что тот, кто приручил, в ответе за прирученного, идут от Лиса. Лис учит звездного мальчика любить, видеть в розе, такой же, как множество других, единственную и неповторимую, учит искать пищу духовную. Маленький принц понимает, в чем смысл жизни — узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить — значит полюбить.
Без любви невозможно понимание этого мира, поскольку только это чувство позволяет расширить рам- ки своего мира, увидеть и понять то, что ранее казалось далеким и недоступным. Таким образом, Маленький принц нашел то, что искал, его дух стал свободным, потому что он научился любить. Любовь дви- жет миром, она определяет поступки, помогает жить. Маленький принц спасает летчика от моральной гибели. Маленький принц покинул Землю, потому что узнал, для чего стоит жить в этом мире и почему слова иногда скрывают суть, которую может увидеть и распознать только сердце.
Итак, любовь как первооснова философии А. Чтобы постичь гармонию бытия, необходимо преодолеть путь в три ступени: сначала осмыслить тяжесть своей жизни и попытаться избавиться от ее груза, потом — суметь найти в себе желание побороть те общепринятые нормы и правила, которые привносят в жизнь ложь, мешают понять себя, нужно бороться с самим собой, чтобы освободить дух, и, наконец, нужно прийти к самоосознанию. Писатель близок к теории Ф. Ницше о сверхчеловеке, и его герой своим совершенством напоминает Заратустру, однако, Маленький принц пришел к самосовершенству через любовь ко всему миру. Модернистские течения в западноевропейской литературе: философская основа, эстетический манифест, художественные особенности любое направление на выбор: символизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм, футуризм, дадаизм, экзистенциализм.
Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А.
Бергсона, У. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П. Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты.
В 1886 Ж.
Несомненно, однажды фонарщика ожидает жестокое нервное истощение. Нужно проявлять смелость исследователя.
Сначала герой подумал, что это исследователь-путешественник, но оказалось, что это географ, который никогда не покидал своего кабинета. Географ — слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Жизненный урок: Мы стремимся к тому, чтобы не покидать свою "зону комфорта", потому что это проще, чем идти на риск.
Но отведенное нам время следует использовать для получения разнообразного опыта, встреч с новыми людьми и путешествий по миру. Что утверждает наука: Есть миллион причин выйти из привычной обстановки, и многие из них подкреплены научными доказательствами. Психологи считают, что стресс, который мы испытывает в моменты вызова, способствуют повышению нашей работоспособности.
Адаптация к новым условиям помогает нам сохранить остроту ума вплоть до преклонных лет, как заявлено в результатах исследования 2013 года. Нужно прислушиваться к своему сердцу. Полное изображение Маленький принц любит розу, которую оставил на родной планете.
Внешне она ничем не отличается от цветов, которые он увидел на Земле. Но его роза уникальна, потому что он выбрал ее. Она "единственная на свете", сказал Лис, потому что принц не жалел времени на заботы о ней.
Самого главного глазами не увидишь. Жизненный урок: Маленький принц олицетворяет спонтанность. В отличие от других он мыслит инстинктивно, подчиняясь сердцу.
Как говорит Лис, это единственно верный путь к пониманию по-настоящему важных вещей.
С тех пор появилось еще несколько переводов, в том числе неплохой Андрея Шарова, но простота и изящество перевода Норы Галь остаются, кажется, до сих пор непревзойденными. Эффект мифа — Как Вам кажется, Сент-Экзюпери сознательно закладывал в текст какие-то философские и религиозные аллюзии, или то, что мы их сейчас находим в таком обилии — это эффект вчитывания, последствие рационального подхода? Сама форма этой повести предполагает такое вчитывание. То есть, в каком-то смысле это и есть самый адекватный способ чтения «Маленького принца». И какой именно смысл вкладывал в свою притчу сам Экзюпери кажется, прежде всего антивоенный и примитивно-гуманистический — в данном случае довольно вторично. Понятно, что он вырос в культуре, имеющей христианские корни, но как он сам относился к христианству? Были ли у него вообще какие-то четкие и внятные убеждения?
Он происходил из аристократической католической семьи его полное имя Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сэнт-Экзюпери, он имел право именоваться графом , и учился в католических пансионах. Однако о его сколько-нибудь последовательных христианских убеждениях в сознательном возрасте ничего не известно. Его образ жизни не соответствовал ни образу романтического героя, ни строгим католическим принципам — как и брак с Консуэлло Сандоваль, Розой «Маленького принца». Наверное, можно сказать, что религией Экзюпери был гуманизм, впрочем, довольно расплывчатый. Можно ли его считать христианским? Одна из главных идей книги — о ценности детства как главного периода человеческой жизни и о детях как природных пророках и философах-тайнозрителях — кажется мне сомнительной. Хотя с большинством утверждений книги — хрупкое нужно беречь, о слабых заботиться — спорить трудно, однако и особенные откровения среди этих утверждений мне разглядеть трудно. Пусть дети прочтут и увидят свое — Как Вы думаете, когда пятиклассники читают «Маленького принца», нуждаются ли они в каких-то комментариях взрослых, или лучше пускай просто читают, а понимать начнут, когда станут постарше?
Это полезно и неизбежно при чтении для самого себя и довольно безответственно при чтении другому. Для чтения с детьми вполне достаточно «реального комментария», рассказа о том, что автор действительно был летчиком и его самолет действительно потерпел крушение в пустыне, а прототипом Розы была его жена Консуэло правда, тогда стоило бы сказать, что пять тысяч роз розового сада — тоже мотив вполне автобиографический.
Профессор фонетики Хиггинс заключает пари с полковником Пикерингом, что за несколько месяцев ему удастся обучить уличную торговку цветами правильной речи и сделать так, чтобы «она с успехом могла сойти за герцогиню». Но в атмосфере внимания и уважения к ее личности Элиза проявляет необыкновенные способности, ум, талант, чувство внутреннего достоинства. Они лишь препятствуют людям реализовать заложенные в них возможности. Шоу безгранично верит в культуру, знания, которые, по словам прозревшего Хиггинса, «уничтожают пропасть, отделяющую класс от класса и душу от души».
Насколько Шоу интересовала связь характера и общественного положения, особенно доказывает тот факт, что радикальную перестройку характера он сделал даже главной темой пьесы «Пигмалион». Совершенно очевидно намерение, которое преследовал Шоу, назвав пьесу именем мифического героя. Человек создается человеком -- таков урок этой, по собственному признанию Шоу, «интенсивно и сознательно дидактической» пьесы. Это тот самый урок, к которому призывал Брехт, требуя, чтобы «построение одной фигуры проводилось в зависимости от построения другой фигуры, ибо и в жизни мы взаимно формируем друг друга». Среди литературных критиков бытует мнение, что пьесы Шоу, больше, чем пьесы других драматургов, пропагандируют определенные политические идеи. Учение об изменяемости человеческой природы и зависимости от классовой принадлежности есть не что иное, как учение о социальной детерминированности индивидуума.
Пьеса «Пигмалион» является хорошим пособием, в котором рассматривается проблема детерминизма. Даже сам автор считал ее «выдающейся дидактической пьесой». Главной проблемой, которую Шоу искусно решает в «Пигмалионе», стал вопрос «является ли человек изменяемым существом». Это положение в пьесе конкретизируется тем, что девушка из Ист Энда Лондона со всеми чертами характера уличного ребенка, превращается в женщину с чертами характера дамы высшего общества. Чтобы показать, как радикально можно изменить человека, Шоу выбрал переход из одной крайности в другую. Если такое радикальное изменение человека возможно в относительно короткое время, то зритель должен сказать себе, что тогда возможно и любое другое изменение человеческого существа.
Второй важный вопрос пьесы - насколько речь влияет на человеческую жизнь. Что дает человеку правильное произношение? Достаточно ли научится правильно говорить, чтобы изменить социальное положение? Вот что думает на этот счет профессор Хиггинс: «Но если бы вы знали, как это интересно -- взять человека и, научив его говорить иначе, чем он говорил, до сих пор, сделать из него совершенно другое, новое существо. Ведь это значит -- уничтожить пропасть, которая отделяет класс от класса и душу от души». Толкование концовки «Пигмалиона» очевидно: желательным является не превращение жителей трущоб в леди и джентльменов, подобно превращению Дулиттла, а превращение их в леди и джентльменов нового типа, чувство собственного достоинства которых базируется на их собственном труде.
Элиза в стремлении к труду и независимости является воплощением нового идеала леди, который, в сущности, ничего общего не имеет со старым идеалом леди аристократического общества. Она не стала графиней, как об этом неоднократно вещал Хиггинс, но стала женщиной, сила и энергия которой вызывают восхищение. Знаменательно, что даже Хиггинс не может отказать ей в привлекательности -- разочарование и враждебность скоро превращаются в противоположность. Новаторство эпического театра Б. Немецкий драматург Б. Брехт вошел в историю литературы как теоретик и практик «эпического театра».
Подобно Б. Шоу, который традиционной драме противопоставил пьесу-дискуссию, Брехт традиционному театру противопоставлял театр «эпический». В чем же заключается отличие «эпического театра» Брехта от театра традиционного? Прежде всего, Брехт стремился подчеркнуть условность самого сценического действа: зритель должен помнить, что сценическое действие - это не жизнь, а именно театр. Очень важным фактором, к которому стремился Брехт, было отсутствие эмоциональной реакции у зрителей. Пьеса не должна волновать, вызвать слезы или какие-то другие эмоции, она должна принудить зрителя думать.
Зритель не должен проникаться судьбой героя, он должен оценивать поступки героя, быть ему судьей. В таком театре нет положительных и отрицательных героев - это каждый зритель определяет сам для себя. Главное для Брехта, чтобы этот зритель начал думать над тем, что происходит на сцене. В таком театре ведущей есть роль автора, для которого все действие - лишь повод для начала дискуссии со зрителем. Произведения Брехта имеют довольно откровенный подтекст. Так, знаменитая пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» создавалась в то время, как Гитлер начал Вторую мировую войну.
И хотя исторической основой этой истории есть события Тридцатилетней войны, самая пьеса, а особенно образ ее главной героини, приобретают вневременное звучание. По сути это произведение о жизни и смерти, о влиянии исторических событий на жизнь человека. В центре пьесе - маркитантка Анна Фирлинг, которая больше известная как мамаша Кураж. Для неё война - это способ существования: она тянет вслед за армией свой фургон, где каждый может купить ее нехитрый товар. Война принесла ей трех детей, которые родились от солдат разных армий; война стала для нее нормой. Ей безразлично, что является причиной этой войны, кто будет победителем, за которые идеи воюют армии.
Эта же война и все отнимает у мамаши Кураж: один за одним гибнут ее трое детей, и она остается одна. Пьеса Брехта завершается такой сценой: мамаша Кураж уже сама тянет свой фургон вслед за армией, которая отходит. Даже в самом финале матушка Кураж не изменила свои мысли о войне. Для Брехта важно, чтобы прозрение пришло не к герою, а к зрителю. В этом и заключается смысл «эпического театра»: зритель сам должен осудить или поддержать героя. Так, в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» автор все подводит к тому, чтобы главная героиня осудила войну, поняла в конце концов, что война губительная и беспощадная ко всем и всему.
Но «прозрение» мамаши Кураж не происходит. Более того сама её «профессия» предусматривает существование за счет войны. И в финале пьесы она остается верной своей «профессии». Несмотря на то что война забрала ее детей, мамаше Кураж нужна война, война - это единственный способ ее существования. И это одно из главных достижений «эпического театра». Главный принцип эпического театра Брехта - «эффект очуждения».
Этот принцип предусматривает необыкновенное изображение обычного. Проблемы моральной ответственности человека за все, что происходит в мире, Брехт остро поставил в драме «Жизнь Галилея». По жанру - это философская драма, в которой автор побуждает зрителя пересмотреть взгляды на мир, ощутить ответственность за все, что происходит с нем. Действие пьесы происходит в Италии, а образ Галилея становится символом переворота не только в науке, а и в духовной культуре, в понимании человеком своего места на земле и во Вселенной. История жизни Галилея - драматическая. Инквизиция заставляет ученого, чтобы он отрекся от своего учения.
Есть такая легенда, что Галилей не смирился и воскликнул: «А все-таки она существует! И Галилей олицетворяет ученого, который признает только одно - свою миссию служения истине. Ради этого он способен отречься от близких и учеников, терпеть голод и холод. В последних эпизодах Брехт изображает Галилея, который продолжает свою работу. Быть героем и умереть легко, намного тяжелее положить на себя ответственность за весь мир, продолжать работать, даже не зная, будут ли когда-нибудь использованы твои открытия. В пьесе переплетаются разные идеи о судьбе человека, а сюжет построен не только на раскрытии значения творчества человека, а и на осознании героем своего назначения.
История Галилея для Брехта - лишь притча для постановки большой социально-философской проблемы. При внимательном анализе оказывается, что драма Брехта не совсем историческая. Не тяжело убедиться, что много соображений Галилея лежат в основе его опыта. Поступки Галилея раскрывают его мысли, демонстрируют ясность и точность авторского социального анализа. Брехт берет известный и популярный сюжет или исторический эпизод и восстанавливает философскую притчу, чтобы принудить читателя призадуматься над важными жизненными вопросами. Брехт существенно переработал сюжет пьесы, ввел дополнительных персонажей, изменил трактовку образов.
Действие пьесы Брехта происходит в Лондоне в районе Сохо. Местный бандит Мэкки-Нож, неофициальный, но истинный хозяин района, женится на красотке Полли Пичем, отец которой тоже местный авторитет, но на другом поприще, он — предводитель лондонских нищих. Пичем требует от полицейского Брауна поймать бандита Мэкки и посадить в тюрьму — он в таком зяте не нуждается. Но Полли не собирается предавать любимого и охотно принимает на себя командование бандой, начиная свою деятельность с того, что берет контроль над местным банком. Мэкки предан бывшей любовницей, тоже авторитетной личностью города, известной проституткой по прозвищу Дженни-Малина, и схвачен полицией. Однако начальник полиции Браун мало озабочен криминальной обстановкой в городе, он запутался в получаемых им взятках: одни платят за то, чтобы Мэкки сидел в тюрьме, другие — за то, чтобы был выпущен.
А между тем предводитель нищих организует демонстрацию, грозящую сорвать назначенную коронацию. Веселая и смешная неразбериха, кутерьма, где правят нищие и банкиры, полицейские и бандиты, проститутки и уличные певцы, на самом деле является острой общественной сатирой. Эту пьесу Брехт написал по мотивам старинной китайской сказки. Это пьеса-притча, т. Заголовок указывает на основную проблему - проблему доброты человека. Брехт ставит своей пьесой вопросы: что такое добрый человек?
Три бога, заспорив о том, добр или зол человек, решают спуститься на Землю и проверить меру доброты людей. Это похоже на пролог из «Фауста» Гёте, только объектом проверки становится не старый ученый, а простая бедная девушка. Оказавшись в некоем городе, боги стучат во все двери, ища приют, но никто из богачей им не открывает, и только Шен Те у которой нет ничего и которой приходится, чтобы прокормиться, торговать собой , приняв богов за бедняков, лишенных крова, впускает их в свое жилище. Боги награждают Шен Те за доброту, дают ей деньги, и она открывает табачную лавку, надеясь, что теперь будет жить безбедно и сможет помогать другим. Лавку отзывчивой Шен Те сразу же начинают осаждать многочисленные знакомые и незнакомые ей бедняки; всех их она вначале привечает, кормит, но вдруг обнаруживает, что от ее денег почти ничего не осталось. Шен Те становится ясно, что если она и дальше хочет помогать кому бы то ни было, она должна принять срочные меры к сохранению лавки.
Она переодевается в мужское платье, выдает себя за своего двоюродного брата Шуи Та и безжалостно выставляет из лавки всех нахлебников. Только так ей удается скопить денег, чтобы снова иметь возможность кому-нибудь помогать. Брехт показывает, что одной только отзывчивости мало, чтобы быть добрым в обществе социального неравенства, так как это общество выворачивает нормальные человеческие отношения наизнанку.
О Маленьком принце
Маленький принц приобретает на Земле мудрость, он выдерживает испытание и возвращается на свою планету, к своей розе, потому что каждый отвечает за свою планету и за тех, кого приручил. это не просто какие-то механические действия, а он имеет смысл. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения. Притча-сказка «Маленький принц» – это рассказ о златовласом мальчике, принце, который живет на собственной планете. Проблематика произведения «Маленький принц», анализ его морали и скрытого смысла показывают, что перед читателем — не обыкновенная сказка.