В Еврейском музее и центре толерантности предусмотрено два выставочных простанства для временных выставок. В марте экспонируются две: «Энди Уорход» и «Еврейский авангард. Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России. Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1а. Последние новости. Весенний проект Еврейского музея и центра толерантности исследует вклад еврейских художников в формирование и развитие искусства отечественного авангарда.
«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Монтаж выставки
При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Наверное, когда она организовывалась, не было ощущения, что это высшая точка, после которой ничего не последует», — рассказала «Известиям» куратор проекта Еврейского музея Мария Гадас. В создании масштабного проекта приняли участие в том числе ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей истории евреев в России, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частные коллекционеры. В экспозицию вошли более 100 произведений еврейского искусства. Ряд произведений представлены публике впервые. Как рассказала Мария Гадас, работы Давида Штеренберга никогда не выставлялись в том составе и в том количестве, которое оказалось в музее.
Поскольку народ, живший в местечках, говорил на идише, то развитие еврейской национальной культуры подразумевало создание школ, прессы, книг, театра на идише и современного национального искусства. Но не менее важно, что после утверждения советской власти Культур-Лига в СССР стала рассматриваться как инструмент внедрения революционных идей в эти самые разбуженные народные массы. Понятно, что революционные идеи не предполагали поощрение интереса к Ветхому Завету, ивриту, религиозным ритуалам и посещения синагоги. И тем более показ библейских героев на сцене. На этом фоне понятен упрек Натану Альтману со стороны Абрама Эфроса: "Со своей черно-золотой графикой, построенной на использовании синагогальных тканей, надгробных камней и старинных пергаментов, он выступил ветхозаветником... Шагал же весь, до конца, был народником-"идишистом". Это противопоставление не развернуто на выставке.
Хотя, знаменитый альбом "Еврейской графики" Альтмана тут можно увидеть. Но оно помогает понять, почему в формировании современной национальной культуры ставка была сделана на народное искусство, с другой - на модернизм. Первое должно было гарантировать народность и национальное своеобразие, второй - современный язык. И - никаких ассоциаций с "ветхозаветниками". Уже концу 1920-х деятельность школ и издательств на идиш стала сворачиваться, равно как и тема возрождения национального искусства. Неуместного во времена борьбы с "формализмом". Но оказавшегося золотым запасом искусства ХХ века.
После того как была отменена черта оседлости, еврейские деятели искусства направились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. Особое место в еврейской культуре в то время занимал Московский государственный еврейский камерный театр, которому на выставке посвящён один из разделов. Именно с ним связан знаменитый цикл Марка Шагала «Введение в еврейский театр», представленный в экспозиции. Также организаторы воссоздали выставку «Культур-Лига», которая была проведена в 1922 году одноимённым творческим объединением, — грандиозное событие, ставшее вершиной в развитии еврейского авангарда.
Еврейские краски на палитре русского авангарда
В Еврейском музее и центре толерантности 6 марта открывается выставка, которая проследит эволюцию еврейского авангарда в России: от актуализации еврейского народного искусства. Новости еврейского мира, еврейские традиции, иудаизм, еврейский юмор, еврейские праздники. то есть концепция "еврейского авангарда" как некоего "особого пути" этнических евреев-художников в широком авангардном русле пост-Октябрьской культуры, вдохновленной.
Еврейский авангард - жизнь и искусство
Какое место мы занимаем среди других народов? И что такое наша культура? И каким должно быть наше искусство? Оно уже было создано в местечках Литвы, Белоруссии и Украины и оттуда докатилось до Парижа... Удивительно, но ни одна другая эпоха в истории искусства не знала столько еврейских имен. Почему евреи в ХХ веке вдруг оказались в авангарде художественных экспериментов?
Титульный лист папки «Фигурины» Figurinen-mappe , 1923.
Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Бумага, цветная литография. Государственная Третьяковская галерея. Фото пресс-служба выставки Революция 1917 года провозгласила равноправие всех наций, за которой последовала отмена черты оседлости. Талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важную роль в формировании и развитии советского авангарда. Благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема.
Лектор — Надежда Плунгян. Лектор — Мария Силина. Лектор — Александра Селиванова.
Сфера научных интересов — еврейские пластические искусства, еврейский авангард начала ХХ века, творчество Марка Шагала и его влияние на европейскую культуру. Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного института искусствознания. Сфера научных интересов — живопись и графика модернизма, советское искусство, искусство межвоенного периода, проблемы реализма в XX в.
Модильяни и Сутин. Миф о страдающем гении На прошлой лекции цикла «Парижская школа» мы говорили о художниках, которые получили признание еще при жизни, а в это воскресенье обсудим тех, кто после долгого периода неудач обрел известность в одночасье.
KU92120 空調服 R ポリエステル製 遮熱フルハーネス仕様ベスト FAN2400SPBB・RD9261・LISUPER1セット カーキグリーン LL (代引不可) 【送料無料/即納】
5 марта в Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны «Еврейский авангард». Очередная выставка русского авангарда на этой площадке. Увязывать еврейский вопрос с дискуссиями об авангарде и современном искусстве — любимое занятие антисемитов. Фотографии из репортажа РИА Новости 05.03.2024: Выставка "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы. Экспозиция продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной. части выставки Еврейский авангард.
В Москве открылась выставка-ретроспектива еврейского авангарда
На встрече узнаем, почему Модильяни не стал скульптором и по каким причинам его персональная выставка была отменена в день открытия; поговорим об узнаваемой экспрессивной манере Сутина и о том, кем были люди, продававшие работы этих талантливых мастеров.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» 6 марта — 9 июня 2024. Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. После отмены черты оседлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда.
Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр ГОСЕТ. С ним сотрудничал в том числе и Марк Шагал. Его театральные композиции, по многим свидетельствам, влияли не только на общее оформление постановки, но и на стиль театральной игры еврейских актеров. Представленный на выставке цикл произведений «Введение в еврейский театр» признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала. Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали значимыми этапами в формировании еврейского авангарда.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. Революция 1917 года провозгласила равноправие всех наций, за которой последовала отмена черты оседлости. Талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда.
В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема.
В Еврейском музее Москвы откроется выставка русских авангардистов
Центром экспозиции станет реконструкция проекта «Культур-Лига», который открылся весной 1922 года в Москве и стал ярким свидетельством авангардных достижений художников Марка Шагала, Натана Альтмана и Давида Штеренберга. Зрители увидят более 100 живописных и графических работ.
Эль Лисицкий. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Фото: Государственная Третьяковская галерея В фокусе кураторов выставки, созданной при поддержке Банка ВТБ, деятельность Культур-лиги 1918—1924 — еврейской просветительской организации, проделавшей путь из Киева в Москву, Ригу, Варшаву и другие города, вплоть до Берлина, Парижа и Нью-Йорка. С тех пор как в 2003 году искусствовед Григорий Гиллель Казовский опубликовал исследование «Художники Культур-Лиги», интерес к этой институции не иссякает. Роберт Фальк. Фото: Государственная Третьяковская галерея Культур-лига объединяла еврейских художников, писателей, режиссеров и издателей, стремившихся сообща развивать культуру на языке идиш. Сохранился ее каталог, в котором перечислено 55 работ.
Хотя оригиналы не удалось привезти, проекции работ Марка Шагала восполняют этот пробел, позволяя зрителям окунуться в мир творчества великого мастера. Выставка «Еврейский авангард» приглашает гостей окунуться в историю формирования нового искусства, поразиться его уникальности и разнообразию, а также понять важность культурного наследия еврейского народа в контексте мировой культуры. По обе стороны от центральной фигуры находятся два белых зала, где на виду два черных, словно бездонных ритуальных бассейна. В этих геометрических структурах, покрытых блестящей краской, можно увидеть тени миквы, предназначенной для очищения от «нечистоты» согласно иудейским преданиям. Однако этот символ простирается далеко за рамки религиозного обряда и напоминает о супрематистских произведениях. В то же время здесь улавливается связь с историческим контекстом. До революции евреи были ограничены в своем пребывании за пределами поселений, покидать которые, например, штетл, можно было лишь с особым разрешением. Марк Шагал, например, тоже сталкивался с такими ограничениями и представлены на выставке уникальные эскизы вывесок торговых лавок в стиле Пиросмани — округлые почти лубочные фигуры, обилие фруктов, стол со вкусностями. Он показывал свои работы малярской комиссии и, наконец, покинул свое местечко в 40 километрах от Витебска, отправившись учиться в Петербург. В рамках выставки также рассказывается о еще одном уроженце Витебской губернии — Семене Ан-ске, организаторе этнографических экспедиций в еврейские поселения 1910-х годов, собравшем множество материалов и экспонатов, легших в основу Еврейского музея, основанного в Петрограде в 1916 году.
Окончательно их отношения разорвались после того, как Малевич увел всех учеников Шагала, вынудив его покинуть художественной училище и родной Витебск. Выставочное пространство музея заиграло по-новому благодаря современным технологиям. Основную экспозицию дополняет спецпроект «Я — Малевич», который позволяет гостям прогуляться по галерее в сопровождении одного из художников, работы которых представлены в музее. С помощью наушников и смартфона можно пройти все экспонаты в аудио сопровождении передовых мастеров авангарда. Такой интерактивный подход позволяет взглянуть на искусство с нового ракурса, превращая сухие исторические факты в интересный игровой процесс. Более того, к некоторым экспонатам можно в буквальном смысле прикоснуться. В залах предусмотрены тактильные копии произведений. Выставка русского авангарда продлится до 19 февраля 2023 года.
В Москве откроется выставка об эволюции еврейского авангарда в России
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Они обрели популярность после отмены черты оседлости. Когда талантливые авторы смогли выбраться в Петербург и выставляться в европейских городах, об их творчестве узнал весь мир.
Она открыта для присоединения новых партнеров и направлена расширение круга как молодых, так и признанных специалистов, вовлеченных в научные исследования. Организаторы ожидают, что по мере развития программы и запуска ее отдельных направлений, в нее будет включаться всё больше российских и зарубежных институций.
Острая коллизия между созданием единого национального художественного стиля и сугубо индивидуальным путем развития, приводившим к универсальности творчества, остро ощущалась деятелями еврейского искусства. Вопрос - что есть еврейское искусство вообще и, в частности, что есть новейшее еврейское искусство, - был жгучим, сложным, трудным. Устроители выставок еврейских художников в Петрограде, Москве, Киеве столкнулись с этой проблемой вплотную, и их подход продемонстрировал один из путей ее разрешения. Во внимание была принята одна-единственная объединяющая, неколебимо общая черта - кровное происхождение, этнические корни, гены матери и отца.
По принципу национального происхождения и были сформированы большие выставки художников-евреев в 1916-1920 гг. В экспозициях выставок, по существу, был представлен весь спектр и европейского, и российского искусства тех дней: от академическо-натуралистической скульптуры Михаила Блоха и Бернарда Кратко до кубистических, экспрессивных, обобщенно-декоративных работ Натана Альтмана, Владимира Баранова-Россинэ, Нины Нисс-Гольдман, Марка Шагала, Иосифа Школьника и других. Особо надо отметить тот факт, что в выставках участвовали художники-авангардисты, до той поры никак не акцентировавшие свое происхождение Баранов-Россинэ, Нисс-Гольдман, Школьник , - из чего следовало, что в них нашел сочувственный отклик призыв коллег-единокровцев, и они посчитали необходимым разделить национальную эйфорию, присоединиться к волне национального восторга. Несколько нарушая хронологию повествования, необходимо остановиться на одной примечательной черте долгожданного расцвета, явленного работами талантливейших людей нации. Русский авангард, как известно, был знаменит женщинами-творцами - Наталья Гончарова, Елена Гуро, Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова не уступали в яркости и силе таланта коллегам-мужчинам. Среди новейших художников-евреев также обращало на себя внимание активное появление женщин-художниц, происходивших, как правило, из просвещенных семей, живших в Петербурге, Москве, крупных провинциальных центрах российской черты оседлости - Киеве, Витебске, Харькове, Одессе. Некоторые из вышеперечисленных художниц - кто раньше, кто позже - уехали из России и осели на Западе Соня Терк прославилась под фамилией Делоне; произведения Хентовой и Шлезингер имели хорошую прессу. Однако в 1910-1920-е гг. Так, скульптор Нина Нисс-Гольдман, жившая в Париже в 1910-1915 гг.
Ее статуи и изваяния, равно как и произведения Беатрисы Сандомирской, отличались пластической мощью, не дававшей никаких оснований дискриминировать их как "женские" работы. Софья Дымшиц-Толстая вторая фамилия появилась после ее краткого замужества за известным русским писателем Алексеем Толстым с головой погрузилась в оригинальные опыты с живописью по стеклу. Судьба свела ее с титаном русского авангарда Владимиром Татлиным, чьим единомышленником и преданной помощницей она была в героические годы создания Башни III Интернационала. Стеклянные объемы куба, конуса, шара составляли важнейшую компоненту в идейно-пластическом замысле Башни: именно Софье Дымшиц-Толстой принадлежала "разработка стекол" в знаменитом проекте, оказавшем могучее влияние на процессы формообразования в XX веке. Возвращаясь к феномену многослойности, многоукладности творческих достижений, явленных выставками художников-евреев конца 1910-х годов, подчеркну, что именно он и являлся предметом анализа и теоретического осмысления критиков. Будучи и творцами, и идеологами новейшего искусства, молодые художники, прошедшие искус новаторских художественных систем, понимали тупиковость пути, замыкавшегося на репродуцировании, подражании, стилизации. Этап любовного проникновения и следования наиболее выразительным внешним чертам народного искусства с необходимостью перерос в этап вычленения "национальной чисто пластической формы", поисков "национального элемента в искусстве", воплощаемого "живописными абстрактными ощущениями, которые раскрываются через специфический материал восприятия". Известно, что беспредметное, геометрически-абстрактное направление являлось самым радикальным, крайне левым течением в русском авангарде. Малевич, наиболее репрезентативная фигура этого направления, разработал систему супрематизма, заключавшуюся в абсолютном отвлечении живописи от конкретно-чувственных образов внешнего мира и конструировании новой реальности.
Линия, цвет, плоскость в супрематизме не несли на себе сюжетной, информативной нагрузки, а использовались лишь в их формально-техническом значении. Полный отказ от фигуративного искусства на практике означал редукцию семантической многозначности образов, лишение изобразительного искусства традиционных культурных "нагрузок". Идеология русского авангарда также претерпела значительные изменения на протяжении 1910-х годов, придя от поисков национальной самобытности, противопоставления почвенного "восточного" искусства космополитическому "западному" Ларионов и его единомышленники к формированию интернациональных утопически-мессианских концепций футуристы, Малевич, Татлин, конструктивисты. Ярко выраженный мессианский дух русского авангарда революционных лет нашел глубинный отклик у художников еврейского происхождения, будучи органично родственным, близким национальному менталитету. Мессианские идеи авангарда с неизбежностью были увязаны с другой, не менее существенной интенцией, - стремлением донести свет своих откровений до всего человечества, невзирая ни на какие социальные и национальные различия. Художники-авангардисты с большим энтузиазмом приступили к проектированию и созданию утопического "нового мира", прекрасного и единственного для всех обитателей планеты; они полагали возможным осчастливить людей посредством слияния искусства и жизни, путем устройства действительности по гармоничным законам эстетической деятельности. Первым мероприятием, окрылившим многих художников, стали декоративно-оформительские работы в честь первой годовщины Октября, повсеместно проведенные в российских городах и весях, - тогда создалось впечатление, что объективную реальность так же легко переделать в "правильную" и "справедливую", как заставить обширные городские пространства принять вид ярких театральных декораций. Альтман превратил площадь Урицкого в Петрограде в огромную сцену для ликующих толп народа - беспредметная, супрематического толка декорация дерзко, остро взаимодействовала с барочной и классицистической архитектурой самой торжественной площади бывшей Российской империи. Марк Шагал в провинциальном Витебске на фасадах и крышах домов разместил эффектные декоративные панно - горожане и гости долго помнили его необычных "летающих евреев" и "зеленых коз".
Художники и скульпторы еврейского происхождения энергично участвовали в возведении по всей стране памятников в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды: среди них назову имена Виктора Синайского, Соломона Стража, Давида Якерсона, Беатрисы Сандомирской, Нины Нисс-Гольдман, Михаила Блоха, Исаака Менделевича, Ефима Равделя, не говоря уж о вездесущем Натане Альтмане с его многочисленными рельефами сумевшем к тому же стать одним из основоположников изобразительной "ленинианы" - прижизненные изображения вождя легли затем в основание несметного числа поточно изготавливаемых статуй, бюстов и композиций. Авангард революционных лет предпочитал оперировать всеобщими категориями - Земля, Человечество, Пролетариат, История и т. Логическое, последовательное и жестко выдержанное следование концепциям беспредметного творчества, их абстрактно-отвлеченному пафосу неизбежно приводило к полному исчезновению традиционно-национальной специфики - ибо "чистое" пространство и время, с которыми стремились совладать художники-радикалы, трудно было определить по ведомству одной нации, одного народа. Среди самых бескомпромиссных русских авангардистов оказались братья Неемия и Натан Певзнеры, прославившиеся впоследствии под именами Наум Габо и Антуан Певзнер. Драматическая борьба, подспудно протекавшая как бы внутри двуединой природы евреев-авангардистов, определила характер этого периода - с предрешенной победой авангардного мышления у большинства мастеров. С хрестоматийной отчетливостью воздействие новых художественных и социальных концепций отразилось на биографии Лазаря Лисицкого. Страстный энтузиаст развития еврейского искусства, энергичный деятель Культур-Лиги, автор великолепных книг, новаторских по духу и, вместе с тем, порожденных богатейшей национальной книжной культурой, - еврей Лазарь Лисицкий стремительно превратился в интернационалиста Эль Лисицкого, с необыкновенной пылкостью предавшись разработке и углублению супрематических идей Казимира Малевича. Произошло это в Витебске, городе, бессмертие которому подарил его великий сын - Марк Шагал. Роль Лисицкого в развитии русского авангарда была уникальной.
Влиятельные формообразующие концепции - супрематизм и конструктивизм - претендовали на монополию в становлении нового стиля, определяющего лицо XX века; эти концепции в непримиримой полемике взаимно отрицали друг друга, хотя в творчестве их сторонников можно было обнаружить определенные взаимовлияния. В процессе созревания нового стиля возникла настоятельная потребность в интеграции выразительных приемов и средств каждой из этих концепций. Талантом, сумевшим синтезировать все необходимые для нового стиля черты, был именно Лисицкий. Лисицкий нащупал возможности перевода супрематизма из плоскости в предметно-пространственный мир - в 1919-1920 гг. Именно не считаясь, что и придавало таланту Эль Лисицкого уникальные интегрирующие качества. Для него важнее были не границы подчас полярных течений, а то, что их объединяло; причем мощный синтезирующий склад пластического дарования Лисицкого проявлялся не только на стилеобразующем, формообразующем уровне, но и на уровне семантическом. Ему было даже под силу создать убедительный синтез художественных приемов двух непримиримых антагонистов, Марка Шагала и Казимира Малевича, - иллюстрация Эль Лисицкого к книге Ильи Эренбурга "6 повестей о легких концах" 20 с парадоксальным монтажом "наивных" рисунков и его собственных картинок к "Супрематическому сказу про 2 квадрата" доказывает это с полной очевидностью. Художник синтезирующего, интегрирующего дарования, Эль Лисицкий работал во всех видах и жанрах искусства, что имело большое значение на этапе формирования интернационального стиля XX века. В разных сферах творчества он с успехом создавал убедительные по художественному качеству произведения, несмотря на то, что в них были как бы перемешаны свойства и черты различных пластических стилей.
Характерно, что многим мастерам в ту эпоху была более свойственна приверженность определенной художественной системе - и поэтому художники-интеграторы воспринимались и коллегами, и критиками, и теоретиками как всеядные "стилизаторы", "эклектики", беспринципно использующие в своих произведениях элементы различных стилеобразующих концепций. Не избежал таких упреков и Эль Лисицкий - хотя теперь, в перспективе времени, ясно, сколь велика была его заслуга в становлении художественно-пластического облика нашего столетия. О синтезирующих, интеграторских особенностях художественного мироощущения речь заходит и в случае "химии" Марка Шагала, и при анализе сложной, многоликой природы дарования Натана Альтмана, и в случае "многовалентного" таланта Эль Лисицкого. Сам собой напрашивается вывод, что именно в этом поразительном феномене заключалась национальная специфика, неуловимое и могучее свойство национальной природы, национального менталитета - способность синтезировать, объединять, сплавлять разнохарактерные, полярно ориентированные концепции и пластические идеи в убедительнейшее художественное целое, обогащающее в конечном итоге и мировое, и региональное, и национальное искусство. В разной степени чертой интеграционного дарования обладали также Давид Штеренберг, Роберт Фальк, Иосиф Чайков - следует отметить, что такое свойство национального гения выделялось в качестве основополагающего в их искусстве многими критиками, внимательно следившими за развитием национальных тенденций. Благодарными учениками витебского патриарха Ю. Большинство из них поступило в Витебское Народное художественное училище, созданное в 1918 г. Марком Шагалом; здесь они продолжали работать с полным доверием к образно-фигуративному искусству. Пророк супрематизма Казимир Малевич, прибывший в Витебск по инициативе Лисицкого в ноябре 1919 г.
Отряхнув прах фигуративно-сюжетного искусства, черпавшего свои образы из окружающей жизни а она неизбежно несла на себе печать национального быта и бытия , они обратились к изучению новейших систем в искусстве, от кубизма до супрематизма, по формулировке самого Малевича. Группа Уновис Утвердители нового искусства , сформировавшаяся в 1920 г. Очевидно, процесс "денационализации" искусства происходил не так гладко в пэновском, шагаловском Витебске - ибо Малевич, никогда до сей поры не высказывавшийся по поводу национальных проблем, счел необходимым заявить в манифесте УНОМ: "... Они продолжили традиции наставника и в том, что стремились теоретически осмыслить свои творения - осенью 1920 г. Хидекель - автор ряда супрематических полотен, рисунков, проектов, статей и теоретических разработок - впоследствии все свои усилия посвятил архитектуре. Супрематические полотна и рельефы Чашника, одного из самых талантливых последователей Малевича, являлись своеобразными моделями, проектами, лабораторными разработками небывалых конструкций, предвосхитивших новую космическую эру в истории человечества. Синтезирующая компонента дарования Чашника позволила ему создать произведения, в которых, с одной стороны, были интегрированы принципы контррельефов Татлина, с другой - метафизические откровения супрематической живописи Малевича. Но в те годы большинство из них были восторженными адептами новых систем в искусстве - даже 50-летняя Цивия Розенгольц с успехом писала кубофутуристические работы. Нина Коган в Витебске создала один из первых в мире перформансов; за отсутствием жанрового определения он был назван "супрематический балет".
Суетина, Хидекеля, полотна Хаи Каган выказывали ее внимательное и бережное отношение к плоскости; работы одаренной витеблянки отличались также тонкостью и живостью колорита. Впоследствии она работала под руководством Малевича в петроградском Государственном институте художественной культуры; деятельность Хаи Каган в качестве художницы Ленинградского фарфорового завода придала новые качества ее абстрактному геометризму - кагановские полотна и росписи по фарфору синтезировали супрематические уроки и сочную нарядность европейского Арт Деко. Заключительный этап русского авангардизма обнаружил его органичные видоизменения - наступил черед отрицания предыдущего формально-аналитического пути. Витебск и его художественная жизнь и тут могли послужить моделью общих сложных процессов. Часть учеников Малевича, упорно овладевавших новыми системами в искусстве, не чувствовали себя удовлетворенными строгим, без-образным, умозрительным абстрактным искусством. Приехавший в Витебск Роберт Фальк с его живописным сезаннизмом и почитанием натуры оказался для многих из уновисцев гораздо привлекательнее. Однако возвращение к фигуративному искусству вовсе не означало возникновения былых национальных интересов: поиски национальной самотождественности остались в далеком прошлом, не волновали молодых живописцев, хотя все они успели родиться в черте оседлости и ушли к художнику, служившему - наряду с Шагалом и Альтманом - образцом и примером новейшего еврейского живописца. Решающую роль сыграло здесь укоренившееся со времен революционного авангардизма представление, что все передовое, прогрессивное, новаторское - интернационально, и, напротив, все национальное - отсталое, устаревшее, отжившее. Творческое развитие представителей художественной генерации, родившейся около 1900 г.
Учениками столпов авангардизма - Малевича, Татлина, Родченко, Удальцовой, Экстер - числили себя молодые художники, воспитывавшиеся во Вхутемасе. В стенах этого знаменитого учебного заведения, бурлящего всевозможными художественными направлениями, одной из самых ярких стала группировка проекционистов, сложившаяся к 1922 г. Идеологом и организатором ее был живописец Соломон Никритин. Местом собраний они избрали Музей живописной культуры, один из центров аналитического изучения искусства в Москве: Никритин был председателем исследовательского отдела Музея, в художественный совет которого вошли также Вильямс, Лабас, Тышлер. В стенах Музея была устроена первая выставка проекционистов декабрь 1922 г. Сформировавшись в лоне авангардизма, собственный вариант левого искусства проекционисты представили на 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в Москве май 1924 г. Зрелый мастер, преподаватель Вхутемаса, он солидаризировался с ищущей молодежью - его мини-выставка высветила те глубинные изменения, что произошли в художественном мировоззрении бывшего киевлянина, активного деятеля Культур-Лиги. Скульптор Иосиф Чайков пережил эволюцию, в чем-то сходную, в чем-то отличную от эволюции своего коллеги Лисицкого. Сперва Чайков из страстного энтузиаста национального возрождения превратился в не менее страстного поборника безнационального, но классового "нового мира", став создателем выразительных скульптур конструктивистского склада именно они и были показаны на 1-й дискуссионной выставке.
Чайков был по-своему логичным и последовательным мастером, - ибо, утвердившись в новом художественном мышлении, он, по мере нарастающей агрессии официальной коммунистической идеологии, развивался в нужном ей направлении и безоговорочно принял впоследствии идею Советского государства как подлинного воплощения "нового мира"; скульптор верой и правдой служил ему, став одним из столпов социалистического реализма. Возвращаясь к группе проекционистов, нужно подчеркнуть, что название свое она получила от теорий, проповедуемых ее инициатором Никритиным; он же являлся автором декларации объединения, помещенной в каталоге выставки. Спектакли "Проекционного театра" в режиссуре Никритина сочетали своеобразное кинетическое искусство, "заумную" поэзию, пантомиму, "конкретную" музыку шумов и звукоподражаний и т. Они, как и следовало ожидать, вызвали бурно-негативное отношение к себе партийных и пролетарских критиков. Так, целокупным творением Никритина была емкая экспозиция, составленная из графиков, чертежей, таблиц, пояснительных текстов, утверждающих проекционизм и в качестве метода, и в качестве объекта репрезентации; увенчивал же весь этот комплекс своеобразный артефакт, натуралистически написанный портрет с экспликацией: "Выставляю, как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его социально реакционным". Метод проекционизма был оригинальным вкладом Никритина и его друзей в актуальнейший в те годы художественно-общественный процесс, протекавший под лозунгом "искусство в жизнь". Однако в отличие от производственников и конструктивистов, конструировавших среду обитания "нового человека", проекционисты избрали полем деятельности духовную сферу, полагая необходимым прежде всего разбудить творческие способности каждого индивидуума. Искусство самого Никритина, генератора смелых художественных идей, и в дальнейшем развивалось под знаком стремления вернуть художнику роль философа и пророка в жизни общества. Обладавший сильной художественной энергетикой, погруженный в экзистенциальные проблемы, живописец Никритин писал полотна, вопиюще противоречащие всему строю крепнувшего тоталитаризма.
Обнаженная экспрессия "Кричащих женщин", мрачного кафкианского "Суда народа", метафизический пафос картины "Старое и новое" заставляют и сейчас признать справедливым за исключением, пожалуй, единственного слова - "классовая" высказывание одного из его гонителей: "Это классовая атака против советской власти". Группа проекционистов - за исключением самого Никритина - составила ядро нового объединения, заявившего о себе менее чем через год: в апреле 1925 г. В названии общества полемически утверждался главный смысл деятельности его инициаторов - создание живописных станковых произведений, картин.
Переплетение фантастического и житейского, новые способы наложения и сочетания красок, свежие концепты, — такими чертами обладало творчество еврейских художников. Благодаря им зародились главные направления модернизма. Подробнее о выставке — в галерее RTVI.
Международная выставка Артура Мирзояна и Арсена Агаханянца «Пробуждая Титанов».
В Еврейском музее открылась выставка русского авангарда | ОТР | По словам Александра Бороды, авангард играет для Еврейского музея принципиально важную роль. Новая экспозиция стала уже четвертым крупным проектом по работе авангардистов. |
Евреи в русском авангарде | ArtPark | Еврейский авангард был среди них одним из самых ярких: его главным воплощением стала работа Художественной секции Лиги еврейской культуры (Культур-Лиги). |
Выставка "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие" | 5 марта 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны «Еврейский авангард. |
אָפּהיטן אונדזער ייִדישע קולטור־ירושה | Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России. |
«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»: первый день работы выставки
Билеты на выставку «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» в 2024 году в Москве | Выставка еврейского авангарда открылась в Москве. |
«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» | Натан Альтман, Давид Штеренберг и Марк Шагал — три центральных фигуры, чье творчество и наследие рассматривает этой весной Еврейский музей. |
В Еврейском музее открылась выставка Марка Шагала и других авангардистов
Проект "Еврейский авангард" открылся в Еврейском музее и центре толерантности | «Это выставка о происхождении еврейского авангарда, откуда он возник, — говорит Мария Гадас. |
y - Еврейское общество поощрения художеств | Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной. |
Выставка «Еврейский авангард» в Москве | Выставочный проект «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» начнет работу 5 марта. Об этом сообщила пиар-служба Еврейского музея и центра толерантности. |
В Еврейском музее открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
Куратор выставки, исследовать русского авангарда Андрей Сарабьянов отметил, что это не первая выставка в Еврейском музее о русском авангарде. 11 июня в женевском Дворце наций ООН открывается выставка частного Музея искусства авангарда под названием «Отечество мое — в моей душе: искусство без границ». В Еврейском музее и центре толерантности 6 марта открывается выставка, которая проследит эволюцию еврейского авангарда в России: от актуализации еврейского народного искусства. 6 марта состоялось торжественное открытие выставочного проекта, основная цель которого – продемонстрировать эволюцию еврейского авангарда в культурном контексте, заданном. На новой выставке "Еврейский авангард" представлены работы, относящиеся к началу 20 века, созданные в самых разных странах, в большинстве своем художниками-евреями. В Еврейском музее открывается главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»!
אָפּהיטן אונדזער ייִדישע קולטור־ירושה
МОСКВА, 6 мар — РИА Новости. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Еврейский авангард. 23 марта в Российском Еврейском музее и Центре толерантности в Москве стартует цикл из 9 лекций «Евреи в Авангарде». 5 марта в Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны «Еврейский авангард». Главный выставочный проект сезона «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылся 6 марта.
В Еврейском музее Москвы откроется выставка русских авангардистов
Еврейский музей и центр толерантности в Москве открыл свой главный весенний проект — выставку «Еврейский авангард 1910–1930 годов. В Еврейском музее выставка с работами знаменитых художников – Шагала, Альтмана и других. Читайте главные новости часа на сайте Yarach Новостей и будьте в курсе последних событий. Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности: «Русский авангард — самое известное направление русского искусства в мире.