у тюркских народов существуют разные названия и традиции этого праздника. БОльше новостей. Наурыз отражает гармонию религий и традиций на казахской земле. Наурыз – один из самых древних праздников на Земле, отмечается уже более пяти тысяч лет как встреча весны и обновление природы многими азиатскими народами.
Наурыз: Праздник весны, возрождения и изобилия
Это всегда был праздник созидания, у тюрков даже была традиция — высаживать в день торжества деревья. Стоит отметить, что приход весны встречают не только на территории тюркских стран, но и во всем мире. К примеру, на севере Индии отмечают праздник Лори — дату окончания зимы, в Исландии — Сумарсдак, день прихода лета, в Израиле — Ту би-шват, конец проливных дождей, в Англии — Имболк, пробуждение Земли и Солнца. Даже на территории современной России отмечали древний языческий праздник — Комоедица, который был символом победы весны над суровой зимой. После прихода православия Комоедицу сменила Масленица В большинстве культур с приходом весны дань уважения отдают Солнцу.
К примеру, в Мексике равноденствие встречают у пирамиды Солнца. Ежегодно участники торжества, надев бело-красные повязки на головы, поднимаются на пирамиду и поклоняются Солнцу, которое вступает в законные права. А вот самый долгий праздник весны отмечают в Японии. Он связан с цветением сакуры деревья вишни или сливы.
В дни цветения японцы собираются в парках и любуются розовыми цветами, которые по воли ветра кружатся в нежном танце. Благодаря разнице в климате между севером и югом цветение сакуры в Японии длится три месяца.
Прыгают через костёр даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой и ставили в особое место [20]. Точно так же в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии [23]. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца — символ зарождения жизни — и особые сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время [23]. Как видно из приведённого выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Более того, исторические корни языческое и зороастрийское прошлое и натурфилософская сущность этого праздника находятся в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами.
Подготовка к празднику Празднование Навруза [26] в Курдистане Почтовая марка Азербайджана с изображением азербайджанской женщины за праздничным столом Почтовая марка Казахстана , 2009 По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами. Традиционным ритуалом в Навруз является составление хафт сина перс. Хафт шин также состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы Ш в персидском алфавите. На праздничных столах складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Новруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. В Таджикистане гостей приветствуют словами «С праздником Навруз» тадж. Навруз муборак бод! Праздничный стол в этот день — особенный. На столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд «Хафтсин» и «Хафтшин» , название которых начинается с буквы «с». Это сумалак тадж.
Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свечи и крашеные яйца. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча — свет или огонь , оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. Поздравляющий говорит: «Пусть праздник Навруза будет счастливым! В Казахстане праздничным блюдом является « наурыз коже » из семи ингредиентов. Поздравляющий говорит: «Поздравляю с праздником Наурыз! Пусть будет изобилие! В Азербайджане с праздником Навруз поздравляют словами «Пусть ваш праздник Навруза будет благословенным! И как только яйцо качнется — наступает Новый год.
Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга.
На этот день люди радуются возвращению тепла, света и зелени. В этот день во многих странах проводятся праздничные мероприятия и традиционные обряды. В ходе празднования Наурыза люди обычно украшают свои дома и улицы, готовят традиционные блюда, танцуют, поют песни и играют в народные игры. Традиционные блюда, которые готовят на праздник Наурыз, варьируются в различных регионах, но общим для всех является использование разнообразных зерновых. В целом, праздник Наурыз является важной частью культуры и традиций многих народов и имеет огромное значение для них.
Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.
Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, а лунный — 354 355 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед. Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1-го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря. Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние. В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2023 году День весеннего равноденствия, то есть день, когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 20 часов 32 минуты по московскому времени. По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона территория, окруженная горами.
Поэтому Навруз был принят тюрками как начало Нового года и отмечается до настоящего времени. Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта — выходным днем. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу. Навруз: традиции обычаи Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5 7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются.
Ближе к празднику зерно проращивается еще раз чтобы стать основой для праздничного блюда. Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут. Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. Обязательно стирается одежда, особенно детская ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков.
Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед. Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. Навруз это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого. Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.
Наурыз, Кыдыр ата и бешбармак: как появился и почему празднуют весенний Новый год?
сначала зимой, а потом весной. Обязательным пожеланием на Наурыз считались как в древности, так и сейчас слова «Наурыз құтты болсын!», «Ақ мол болсын!» – традиционные пожелания изобилия и достатка. Наурыз – один из самых древних и почитаемых праздников, который будет пышно отмечается в Казахстане три дня — с 21 по 23 марта. праздник весеннего обновления в Казахстане. По восточному календарю Наурыз - первый день нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. «Наурыз» означает «рождение весны». Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы.
Навруз в 2024 году
Растения трещали, клубился дым, жрец выливал в пламя две чаши вина и масла, отчего огонь вспыхивал с новой силой. Наблюдавший за этими действиями люд громко восклицал: «Агни бог огня принял нашу жертву! Агни любит нас! Агни услышал наши молитвы! Читая молитвы, бактрийцы призывали богов уничтожить все злое и дать новую жизнь огню, воде, полям и садам.
Земля вслед за этим одевалась в зеленый наряд, отступал холод, таяли снега и вырастали подснежники. С тех давних времен день весеннего равноденствия ассоциируется с приходом тепла. У каждого тюркоязычного народа есть свои традиции проведения этого праздника. Главная идея — встреча весны после тяжелой зимовки.
Это праздник единства. Казахская легенда У казахов есть свои легенды, связанные с Наурызом.
У каждого тюркоязычного народа есть свои традиции проведения этого праздника. Главная идея — встреча весны после тяжелой зимовки. Это праздник единства. Казахская легенда У казахов есть свои легенды, связанные с Наурызом. Согласно одной из них, в ночь с 21 на 22 марта землю обходит Кыдыр-ата, который несет в дом счастье, достаток и благополучие. Для кочевников огромное значение имела смена сезонов года, среди которых самым тяжелым была, конечно, зима, на которую каждые пять-шесть лет приходился массовый голод — джут.
Любой выход из зимы, когда выживали люди и скот, уже считался большой удачей и признаком благополучия. А потому встреча Наурыза сопровождалась приготовлением всевозможных блюд, проводились различные ритуалы и обряды. Президент Нурсултан Назарбаев объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем. С этого времени началось его широкое празднование по всей республике. Традиции Особых отличий празднования Наурыза в разных регионах огромной страны практически нет.
В течение дня на улицах можно увидеть множество культурных мероприятий, игр и конкурсов, в которых принимают участие как местные жители, так и туристы. Важным аспектом этого праздника является идея прощения и помирения, которая входит в его символику. В этот день люди просят прощения у друг друга за все проступки и обиды, которые могли случиться в прошлом году.
Смысл, образ, форма. Статьи разных лет. С этим мнением трудно не согласиться. Наурыз издревле формировался в культурной жизни как оседлых, так и кочевых народов, принимая свои формы бытования в мифологически подкрепляемых обрядах, верованиях, в художественно-прикладной и трудовой практике, музыкально-поэтическом творчестве, охватывая все сферы их духовно-практического опыта. Фактом, свидетельствующим об общечеловеческой значимости этого праздника, является и то, что в 2009 году Наурыз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. И все же не оставляет в покое вопрос: почему именно этот праздник для многих народов до сегодняшнего дня животворен, не потерян в перипетиях многих исторических перемен? Ответ на эти вопросы не может быть простым, поскольку рождение народных праздников, как и самого их феномена, - сложный процесс антропогенеза, культурогенеза, этногенеза, социогенеза, в единстве которых находит свое место и экзистенциальная природа человеческого духа. Универсальность его сопряжена с вопросами рождения и смерти, бытия и небытия и их производными. Следует принять во внимание, что инициационный элемент архаического ритуала в каждой новой культурной эпохе подвергался трансформации, расширялся его семантический строй, наполняясь новыми значениями и смыслами, но не исчез окончательно: его след остался в потаенных глубинах структуры праздника. Но, к сожалению, современность такова, что в ней, как соль в воде, растворяется исконный смысл того, что культура народов тысячелетиями выстраивала как ценностную константу бытия, как духовный стержень своей картины мира. Праздники сегодня, потеряв свой сакральный смысл, стали восприниматься только лишь как время развлечения. Здесь следует понимать, что речь идет о свободе праздника, которая дарована в обмен на жесткую регламентированность и повторяемость будничной трудовой и общественно значимой жизни человека.
Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
Слово Наурыз в казахском языке имеет несколько значений. 18:47 Последние новости о военной операции на Украине. В Санкт-Петербурге запретят публиковать фото и видео прилетов БПЛА. В таком случае, сторониться Наурыза, сеять среди народа раздор, нападать на традиционные убеждения – несуразно.
Наурыз Мейрамы - что это за праздник?
В марте 2024 года Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и другие азиатские страны празднуют Навруз (Наурыз) – Новый год и приход весны по солнечному календарю. Но это не значит, что народная память замолкла. Праздник Наурыз в Казахстане отмечается 22 марта, после наступления весеннего равноденствия.
Что мы знаем о Наурызе
Наурыз несет в себе истинные ценности и традиции, объединяющие многонациональный народ Казахстана, передает , со ссылкой на Навруз или Наурыз, значения не имеет. Оба этих слова обозначают название первого весеннего месяца – март. Празднуется он восточными народами в день весеннего равноденствия (21 марта 2023 года), когда день равен ночи. А откуда взялся праздник Наурыз, разбирался Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских.
Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты
Главным инициатором праздника считается Мухтар Шаханов. Шаханов убедил Колбина, что после декабрьских событий 1986 года казахи смотрят на него с презрением, а если он возродит Наурыз, то все будут смотреть на него уже «другими глазами». Колбин согласился. После этого Наурыз начали широко отмечать. Алма-Ата, 1988 год. Автор: О. На открытии национального праздника Наурыз.
Праздничный дастархан Восточные народы исконно славятся своим гостеприимством. В дни празднования Навруза традиционно от семи до четырнадцати дней принято ходить к друг другу в гости и накрывать щедрый дастархан дословно — скатерть, еда, стол. Во время праздничной трапезы младшее поколение берёт благословение у старейшин. Благодаря такой традиции укрепляется единство и сплоченность народа, улучшаются родственные, дружеские отношения, которые в восточной культуре считаются основой выживания нации. Мартовские подарки Также как на традиционный Новый год с 31 декабря на 1 января в дни празднования Навруз принято дарить подарки. Чтобы не ошибиться можно выбрать один из списка подходящих презентов.
Текст написан от первого лица. Алина Горбунова Журналист Так как я родом из Казахстана, празднование Наурыза началось с раннего возраста. Каждый год мама готовила много-много традиционных блюд, после этого мы дружно шли семьёй на центральную площадь и танцевали под казахские песни. Иногда меня катали на пони, угощали шашлыком и куртом очень солёный твёрдый сыр. Самым приятным моментом были подарки — родственники дарили что-то памятное для благополучия на весь будущий год. В школах и детских садах обязательно проходили концерты: дети выступали в национальных костюмах, желали друг другу успехов в учёбе и устраивали чаепитие всем учреждением. Бабушка из года в год рассказывала за дастарханом праздничным столом , что история Наурыза начинается с очень давних времён. По её словам, никто уже не помнит, когда именно он возник, но всегда означал окончание зимы. Кочевники после сурового времени года и частичного падежа скота радовались тёплой погоде и весне, потому что появлялась возможность спасти домашних животных от голода. Главное правило праздника — отмечать щедро, чтобы следующие 365 дней прошли в изобилии. Подготовка начинается с 14 марта. Так казахи отдают друг другу почтение и дань уважения. Непосредственно перед 21 марта в юртах прибирают. Очищение вместе с природой происходит на нескольких уровнях — физическом и моральном.
Так казахи отдают друг другу почтение и дань уважения. Непосредственно перед 21 марта в юртах прибирают. Очищение вместе с природой происходит на нескольких уровнях — физическом и моральном. Наурыз встречают в чистом доме и с новой одеждой. В этот день категорически запрещено ругаться и пить спиртное. По словам мамы, раньше аксакалы старейшины в сёлах собирали всех жителей враждующих аулов вместе и мирились. Бабушка вспоминала, что в течение двух дней дети 13—14 лет бегали по посёлку, пели национальные песни, чтобы заработать угощение. В качестве маленького подарка давали курт или конфеты. Он состоит из семи ингредиентов — жизненных начал: счастья, удачи, мудрости, здоровья, богатства, быстрого роста, покровительства неба. В семейном рецепте использовались пшеница, курт, бульон, перловка и три вида мяса: копчёная конина, которую целый год солили, говядина, баранина. После первого глотка загадывали желание — оно обязательно сбудется, если искренне верить. Дополнительным угощением считался уыз молозиво коровы, уваренное до загустения в толстой кишке. Его нарезали на бешбармак вместо картофеля. Пекли хлеб, шелпеки лепёшки , бауырсаки круглые булочки.
Сакральные истоки Наурыза: Праздник для тех, кто смог пережить зиму
Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкортостан и других. Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. Традиции праздника Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс. Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс.
В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [13]. Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе. Навруз имеет древнейшую историю.
В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна.
И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [15]. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана.
Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17]. Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г. Британская учёная М.
Понимание свободы здесь сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры. Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений. Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник. И это при условии, что праздник считается наиболее древним элементом культуры, отличительной особенностью которого является постоянство его воспроизводимости. Тем самым народный праздник был насильственно изъят из культурной жизни, следовательно, были преданы забвению целый пласт народной памяти, его ценностные ориентиры и духовный стержень. Ибо долговечный народный праздник - это всегда символически означенное средоточие духовно-эстетического, мировоззренческого, экономического, хозяйственного, экологического опыта народа. Это также особая форма коммуникации, поднимающая человека над обыденностью, возвышающая его добродетель, передающая каждому новому поколению жизнеутверждающую эстафету бытия. С момента запрета Наурыз не праздновался всенародно вплоть до 1988 года, что, естественно, влекло за собой потерю целостного понимания смысла этого праздника и, более того, отчуждение нескольких поколений от ключевых элементов своего культурного наследия. Тем не менее народная память сохраняла и поддерживала некоторые практические навыки, сопровождавшие празднества Наурыза: приготовление ритуальных блюд наурыз-коже , исполнение обрядовых песен жарапазан и другие обрядовые действа в их региональном исполнении. Следует заметить, что этот день как составляющая Наурыза иллюстрирует еще одну важную особенность феномена праздника, унаследованную функцию архаического ритуала, - социальное упорядочивание путем коммуникативного структурирования. Этот праздник удивительным образом, искони символизируя рождение нового дня и обновления, в своем возрождении в независимом Казахстане проецируется на смысл рождения новой страны.
Кыдыр-ата Есть персонаж весеннего праздника — хозяин земли Кыдыр-ата или Кызыр-баба. Согласно древним поверьям, в Наурыз он обходит степь. По поверью, такие дома обязательно посещает и благословляет Кыдыр-ата. В этот день сажают деревья и цветы. Муххарам В древности на востоке Наурыз назывался «Муххарам», что означало, что в этом месяце нельзя загрязнять природу, запрещались преступления. Для мусульман дни Наурыза — особенные для проявления человечности, духовной чистоты, верности и самых лучших качеств человека. Синий камень Самарканда По преданиям, в обсерватории астронома Улугбека хранился синий камень. Каждый год 22 марта луч солнца, попадая на камень, размягчал его. Давние обиды прощались именно в этот день. Если обиженный не склонен прощать, ему напоминали: в этот день и синий камень Самарканда смягчается, или ты тверже камня? В эти праздничные дни готовится много еды, что является символом достатка и изобилия в наступающем году. Белый цвет Главный день Наурыза — 22 марта — день весеннего равноденствия, когда дни становятся длиннее, а ночи — короче. Другими словами, света становится больше, тьмы — меньше, поэтому в доме обязательно должно быть угощение белого цвета — молочная пища.
Это особенно очевидно демонстрируется в средневековом карнавале как празднике-перевертыше, празднике, где коммуникация снимала все социальные установки и осмеянию могли подлежать даже служители церкви. Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях? В поисках ответа на этот вопрос встречаешься с идеями, в большей мере критического настроя, где в основу природы праздника кладется принцип свободы. Понимание свободы здесь сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры. Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений. Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник. И это при условии, что праздник считается наиболее древним элементом культуры, отличительной особенностью которого является постоянство его воспроизводимости. Тем самым народный праздник был насильственно изъят из культурной жизни, следовательно, были преданы забвению целый пласт народной памяти, его ценностные ориентиры и духовный стержень. Ибо долговечный народный праздник - это всегда символически означенное средоточие духовно-эстетического, мировоззренческого, экономического, хозяйственного, экологического опыта народа. Это также особая форма коммуникации, поднимающая человека над обыденностью, возвышающая его добродетель, передающая каждому новому поколению жизнеутверждающую эстафету бытия. С момента запрета Наурыз не праздновался всенародно вплоть до 1988 года, что, естественно, влекло за собой потерю целостного понимания смысла этого праздника и, более того, отчуждение нескольких поколений от ключевых элементов своего культурного наследия.
Обычаи и традиции Наурыза
Он не имеет отношения к религии и не является мусульманским. Это, скорее, национальное торжество народов Средней Азии. С этого года в Казахстане Навруз отмечают в новом формате, пишет Tengrinews. В Министерстве культуры и информации Казахстана обратили внимание на то, что "исторически празднование Нового года продолжалось 8—9 дней и называлось "Наурызнама". Упоминания об этом имеются в трудах великих философов". Поэтому теперь Навруз в Казахстане празднуют 10 дней, и каждый из них имеет особое название и свой смысл.
Как считает востоковед Ш. Смысл, образ, форма. Статьи разных лет. С этим мнением трудно не согласиться. Наурыз издревле формировался в культурной жизни как оседлых, так и кочевых народов, принимая свои формы бытования в мифологически подкрепляемых обрядах, верованиях, в художественно-прикладной и трудовой практике, музыкально-поэтическом творчестве, охватывая все сферы их духовно-практического опыта. Фактом, свидетельствующим об общечеловеческой значимости этого праздника, является и то, что в 2009 году Наурыз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. И все же не оставляет в покое вопрос: почему именно этот праздник для многих народов до сегодняшнего дня животворен, не потерян в перипетиях многих исторических перемен? Ответ на эти вопросы не может быть простым, поскольку рождение народных праздников, как и самого их феномена, - сложный процесс антропогенеза, культурогенеза, этногенеза, социогенеза, в единстве которых находит свое место и экзистенциальная природа человеческого духа. Универсальность его сопряжена с вопросами рождения и смерти, бытия и небытия и их производными. Следует принять во внимание, что инициационный элемент архаического ритуала в каждой новой культурной эпохе подвергался трансформации, расширялся его семантический строй, наполняясь новыми значениями и смыслами, но не исчез окончательно: его след остался в потаенных глубинах структуры праздника. Но, к сожалению, современность такова, что в ней, как соль в воде, растворяется исконный смысл того, что культура народов тысячелетиями выстраивала как ценностную константу бытия, как духовный стержень своей картины мира. Праздники сегодня, потеряв свой сакральный смысл, стали восприниматься только лишь как время развлечения.
Традиции С давних времен Наурыз в Казахстане символизирует плодородие, дружбу и любовь. Праздник считается вестником новой жизни. Одной из традиций накануне Наурыза является возвращение долгов и прощение обид. Это символизируется как оставить все неприятности в старом году и забыть о плохом. Фото: Кstnews. Люди одеваются нарядно, ходят в гости к родным и близким, говоря добрые пожелания. Также в этот день традиционно поздравляют словами «Коктем туды! Празднование Наурыза в настоящее время насыщено различными национальными развлечениями, соревнованиями и зрелищами, в том числе, концертами с исполнением народных песен и танцев. Прямо на улицах актеры разыгрывают театральные представления и сценки. В Наурыз также проходят импровизированные состязания поэтов-острословов, праздник не обходится без национальных соревнований, среди них — народная борьба «казакша курес», игра «тогуз кумалак», конечно же, конная игра «кыз-куу» и байга.
С шумом перемешивала скворчащее мясо, гремела посудой. После того, как ребёнок благополучно рождался, все должны были отведать приготовленное блюдо", — пишет Ералы Оспанулы в своей книге. По обычаю им не полагалось видеть друг друга до истечения 40 дней с момента рождения своих детей. Считалось, что от этого новорождённые могут заболеть чесоткой. Поэтому роженицы встречались только спустя какое-то время. При этом каждая из них приходила, имея при себе сверток с угощениями. Сноху, пришедшую первой, хозяйка юрты проводила на почётное место и садила лицом к стене. Вторую же, подошедшую немного позже, усаживала спиной к уже сидящей", — пишет автор. Потом, рассказывает Ералы Оспанулы, по условному сигналу хозяйки, они брали свёртки в левую руку, пропускали под правой ногой и правой рукой одновременно передавали друг другу. Затем раскрывали подарки, чтобы отведать угощения и только после этого, обернувшись, радостно здоровались. Некоторые из них могли быть даже неким испытанием для их участников. Например, это касалось сватов, которые приезжали в аул невесты. Вдоволь потешившись над сватами, женщины помогали гостям привести себя в порядок, после чего провожали на почётное место, а сами по нескольку человек усаживались вокруг каждого из них", — пишет Ералы Оспанулы. Затем, дав немного угоститься едой, они начинали задавать разные вопросы с заковыркой, загадкой, просили повторить скороговорку или продолжить недопетую песню. При этом, желая сбить с толку, огорошивали всякими пустяками и когда сват терялся, выводили наружу и в наказание окатывали водой с ног до головы. Некоторым привязывали на шею верёвку и водили по аулу. Особо не угодившим набрасывали на голову платок или, надев саукеле — головной убор невесты, связанного сажали задом наперёд на вола и выгоняли в степь.