в этом отношении некий идол-фильм, без которого мы себя не представляем. Казалось, что именно «АССА» (1987) сделается первым шедевром «обновлённого кинематографа», дерзким веянием, свежим дыхание. Классный фильм, события разворачиваются в моём родном городе Ялта в 80 х годах. На самом-то деле фильм «АССА» получился таким странным из-за культурного угара перестройки и искренней увлечённости этим угаром советско-русской интеллигенции, к которой г-н Соловьёв, конечно же, причислял себя. В этом выпуске мы расскажем о фильме, съёмки которого проходили в зимней Ялте: «Асса» 1987 года, режиссер Сергей Соловьев.
«АССА»: Интересные факты о фильме.
Так или иначе возвращение к «Ассе» наводит на интересные и продуктивные размышления. Политическим итогом прошедших лет стало то, что не просто главным, но и даже, наверное, единственным героем фильма окончательно и бесповоротно стал Андрей Валентинович Крымов. Неудивительно, что Крымову «не понравилась песня» Бананана: кто-кто, а вот уж Андрей Валентинович ни с какой стороны на старика Козлодоева впрочем, как и на лирического героя «Мочалкин-блюза» не похож. К концу 90-х подобного рода соображения высказывались довольно часто и успели стать чуть ли не общим местом. Но любопытно, что буквально с самых первых дней у Крымова обнаружился харизматичный и убедительный защитник — в лице сыгравшего его Станислава Говорухина. В своих мемуарах «Ничего, что я куру? В книге Соловьева «эти удивительные речи» приведены, судя по всему, предельно близко к оригиналу: «Картина удавшаяся. Я поздравляю ее создателей, но считаю, что сами они абсолютно не понимают того, о чем сняли картину. Это памятник выдающемуся человеку Крымову. Я его играл.
Обожаю цитировать Летова! Шесть лучших песен кроме «Перемен» так как она лучшая и самая легендарная : 1. ИТОГ: незыблемая классика советского кинематографа! Смотреть обязательно!
Очень сильный, до глубины трагичный и драматичный, с отличным культовым саундтреком. Крутой, дерзкий и не много странный… Ну хотя, что вы хотели от фильма, в ролях которых значится Александр Баширов! И вдруг нам становится страшно что то менять…» Цой жив! Я даже не знаю, как здесь распределить плюсы и минусы — настолько здесь все перемешивается.
Для тех кто не смотрел — попробую прикинуть примерно. Возьмем легкую иронию британской молодежной тусовки и спроецируем её на СССР периода перестройки. Добавим сюда криминальную составляющую, своеобразные диалоги, и достаточно мрачную атмосферу курорта зимой — эту сырость, пасмурность и грязь. На выходе получим весьма достойную, и на мой взгляд, одну из лучших картин на пространстве СНГ.
В двух словах — девушка мечется между двумя мирами. Консервативно-криминальным и креативно-хипстерским, которые представляют другие два главных персонажа. Ничего удивительного в драматической концовке. Но и ничего плохого.
Саундтрек — преимущественно «Аквариум». Фильм может показаться нудным, если не залипнуть в него с самого начала. Зато, если залипнуть — прочувствуешь все полностью и так, как надо. Тридцать лет спустя.
Пересмотрел один из самых популярных фильмов своей молодости криминальный арт-хаус в зимней Ялте, где «ребята отдохнули, покиряли и между делом сняли фильм» с Юрий Шевчук. О чём фильм? История позднесоветского набоба, приехавшего потусить в зимнюю Ялту, а на самом деле провернуть пару дел, в одном из которых фигурирует даже скрипка Страдивари, при чём несмотря на то, что нам показывают перестроечный криминал, сама детективная линия выстроена плохо, лишь в конце нам расскажут о «боевом пути» Крымова. Уж не с него ли писали биографию героя Петрова в сериале «Фарца»?
Итак, набоб отдыхает, а его домашняя медсестра и по совместительству любовница влюбляется в рокера Бананана, играющего в крымском ресторане и поющего Гребенщикова, от которого исходит сияние. Сразу скажу, что музыканты при Брежневе не играли в кабаках БГ, не носили серьги и не знали Ника Кейва, но всё это можно списать на некий допуск, как в «Грузе-200» Балабанова. Далее у Крымова появляется старческая ревность, соперничество, а медсестра слушает интересные эскапады Бананана. В 80-е всё смотрелось свежо и интересно, хотя приятно поностальгировать под «Город золотой» и «В чудесной стране», кстати, Алика вероятно выйдет уже в другой, точно чудесной стране.
Самое главное-операторская работа Павла Лебешева: уже упоминавшаяся Ялта, горные перевалы, концертная песня Цоя про перемены а что же ещё!? Пара Говорухин-Друбич выглядели эмоционально усталыми, уж не знаю, что это символизировало, закат советской эпохи с её цеховиками или просто устали сниматься в Крыму? В этот же период шла работа над не менее культовыми «Десятью негритятами». В целом стоит пересмотреть, вспомнить надежды на новые смыслы.
И что-то императору Павлу трудно дышится во вставной новелле-ожидается оттепель. Смотрел я этот культовый фильм раз тридцатый, наверное а может и больше. Все сюжетные повороты уже знаю наизусть, многие фразы героев могу цитировать вместе с ними, все песни звучащие в сюжете давно выучил, а фильм до сих пор не отпускает. Каждый раз смотрю и не могу оторваться.
И так, от первой до последней минуты хронометража. Вот что значит настоящее искусство кино! И сегодня я пересматриваю этот фильм с огромным интересом. Без малого, тридцать лет я периодически обращаюсь к этому фильму и не перестаю благодарить Сергея Александровича Соловьёва за эту великолепную работу.
И всё-таки, почему вновь захотелось пересмотреть «Ассу» после изучения работ современных режиссёров? Прежде всего, про свободомыслие, про музыкантов, про молодёжные течения, фильмов у нас не так уж и много. Хотя тема очень благодатная. Одной из самых ярких работ последних лет на эту тему является «Дом солнца».
Отдельно я писал отзыв на странице данного фильма, и потому углубляться в детали здесь не буду. Напомню только, что он оставил для меня впечатление набора лубочных и неправдоподобных картинок. И столь же неправдоподобных ряженных героев. Именно после фальшивого Солнца захотелось вновь обратиться к персонажу живого Бананана.
Не ошибся Сергей Соловьёв, пригласив на главную роль не профессионального киноактёра, а настоящего неформала-музыканта. Эта роль, пожалуй, так и осталась самой яркой и звёздной в карьере Сергея Бугаева. При своих достаточно скромных актёрских способностях, в «Ассе» Сергей находится именно на своём месте. Его персонаж именно таким и должен быть: в чём-то бесшабашным, в чём-то разнузданным, а в чём-то и замкнутым.
Но он именно такой, совершенно не похожий на тысячи добропорядочных советских граждан. Он один в неприметном сером плаще и с серьгой в ухе оказывается на набережной Ялты, за что незамедлительно попадает в «обезьянник». На него смотришь и веришь, сопереживаешь и думаешь: «Куда же ты, парень, ввязался? В то время, как Сукачёвское Солнце в исполнении Станислава Рядинского не вызывает ровным счётом никаких эмоций не смотря на кучу навешанных на него шурежек и фенечек.
Поскольку за ними кроется пустота, полное неосознание психологического портрета своего героя. А отсюда и фальшь ситуации, которая на экране предстаёт очень явно. Столь же фальшивы на экране и герои фильма «Рок» Ивана Шахназарова. Вроде молодые люди, музыканты.
Судя по всему, сверстники режиссёра ведь всегда проще делать героями сценария своих сверстников. И тоже промашка. Каменные лица, казённые фразы, и полное отсутствие музыки, ради которой они живут. И это я не говорю о попытке вплести в сюжет «Рока» криминальную составляющую.
Она там вообще выглядит, как пятое колесо у машины. Вот и поучился бы этот Иван Шахназаров у Сергея Соловьёва, как можно переплести в одном сюжете рок и криминал, молодых музыкантов и седых авторитетов, гитару и пистолет, гос. Сергей Александрович продемонстрировал это виртуозно. Сюжет «Ассы» можно смело включать в учебники по драматургии, чтобы тыкать в него носами молодых авторов.
Может тогда они наконец-то начнут понимать, как надо писать сценарии и прорабатывать персонажей. А-то наваяли в «Роке» некую троицу псевдомузыкантов. А кто они? Ничего не понятно.
Просто есть три имени кстати, может и не имени : Гоша, Сева и Шмон. И на этом всё. Дальше как хочешь, так и домысливай. В итоге смотришь на плоский сюжет «Рока» с какими-то нелепым киллером, который то появляется и наводит на троицу пушку, то исчезает.
И думаешь: что устойчивые мнения о бедственном положении нашего кинематографа не такие уж и беспочвенные. Ведь самая главная беда сегодня в катастрофической недостаче качественных историй для экранизации. Их действительно не хватает. И это не вымысел, а факт.
А с другой стороны, истории-то есть, но попробуй, пробейся. Мир кино огорожен от остального мира тройным забором с колючей проволокой, куда кроме как с конкретными связями никого не пускают. А когда неизвестный автор каким-то чудом пробивается за преграду и предлагает свой сценарий, находятся десятки аргументов, чтобы доказать: сценарий — полное фуфло. Мол, и сюжет там не закручен как следует.
И герои не проработаны. И нужного конфликта нет. И драматургии не хватает. И… много ещё чего не хватает.
А по факту выйдет на экраны такой вот «Рок» и не понятно становится вообще, а куда все эти критики и профессионалы смотрят? Хотя понятно: на фамилию «Шахназаров» смотрят. А всё остальное уже неважно. А потому подобные «Роки» с завидным постоянством и появляются в прокате.
И это ещё далеко не самый худший пример. Так что на фоне всей этой современной киношушеры «Асса» действительно выглядит, как марочное вино. Которое, чем больше прошло времени с его создания, тем выше ценность. Да, несколько запятнал Сергей Александрович своё имя и имя фильма, выпустив вторую часть.
Не устоял перед соблазном времени создать сиквел и… прогорел. Но Мастеру можно простить эту слабость, ибо он создал немало достойных картин, до многих из которых современным творцам не дотянуться. А «Асса» был и остаётся одним из самых достойных фильмов про музыку, любовь и человеческую судьбу. Не смотря на то, что с момента премьеры минуло уже 30 лет, аналогов ему нет.
И, уверен, в обозримом будущем не появится. Хотя он сам говорит, что не давал разрешения вообще включать эту песню в фильм. Он сам по себе, фильм, трудный, с одного раза его не понять. Для неподготовленного зрителя его надо смотреть до конца.
На первый взгляд всё просто: молчаливый Говорухин, тот самый спутник жизни юной Алики, из другого мира. Его все эти Геребенщиковы и Цои не интересуют. Это как срез конфликта поколений, с которыми страна столкнётся в период гласности, которой ещё не было на момент съёмок фильма, в период 1986—1987 гг. Спутница его, как раз показывается человеком из нового мира.
И она находит в парне «Африка» ту самую свободу нового мышления, которую искала. Музыкальный фон фильма вызвал много нареканий в наше время: после мощного «Мальчик Бананан» и коды в увертюре-зарисовке «Сон Бананана» от Гребенщикова, складывается впечатление, что Соловьёв, даже не будучи фанатом последнего, сознательно включил песни в фильм. Лейтмотив не удался, так как заунывная философия БГ весь фильм только отвлекает от сюжета и мешает воспринимать суть фильма. Наверное, так было лучше, иначе такой фильм на экраны бы не прошёл, да и то странно, ибо Ю.
Чернавский со своими песнями был в 1983 году практически запрещён. Весь фильм нам показывают по сути процесс разложения советской системы, как внешне, так и внутри. Первая сторона кроется в идиомах отрицания новой музыки и образа мышления, а вторая — в срезе формирования скрытых сленговых фраз криминального мира, которые не принято произносить вслух. Всё это в столкновении друг с другом, особенно среди молодёжи, и стало той взрывной массой, которая уже независимо от гласности, разрушила стереотипы советского гражданина как о социально справедливом государстве СССР.
Соловьёв, сам того не подозревая, официально протолкнув «Бананана» на виниловый диск фирмы «Мелодия» сделал невозможное, официально издав то, что было 4 года назад ещё совсем нельзя. А БГ — это формат нового поколения, которое уже вышло на «Музыкальный ринг» и показало, что наш Джон Леннон по-русски может быть и петь не хуже, чем поэты начала века. Только вот в 1991-м стране будут нужны новые герои и песни. Сняв продолжение, режиссёр снова угадал.
Вот среди всего этого и мечется юная Алика. Она понимает, что надо принять решение и принимает. Будет ли возмездие? Лучше бы, чтобы не было.
Что лучше, тюрьма или разрушение страны — решать вам, зритель. И всё же, читайте всплывающие фразы в фильме и смотрите до конца. Трудно, но очень ценно. В наше время слова стали бы другими, смысл — тем же.
Жаль, тогда не было Интернета. Культовый фильм нашего поколения и правда пришелся на эпоху перемен, когда верхи уже не могли, а низы уже не хотели. Читал я про съемки этого фильма, про непрекращающийся экстаз, когда актеры чувствовали себя фастфудом вселенной, куда ломятся абсолютно все, платят деньги и не обращают внимание на грязь. Впрочем, к самому фильму отношение у меня слишком трепетное, хотя прошедшее время и повлияло на многое.
Люди примерно одинакового возраста, что наводнили этот ресурс, хорошо понимают, когда говорят об особенном культурном слое из конца 80-х, взращенном на русском роке. О сюжете распространяться смысла нет, до экстаза доводит до сих пор появление в конце фильма живого Виктора Цоя, хотя, на мой взгляд, это направление в настоящий момент деградировало, настоящие приверженцы группы «Кино» давно расползлись и рассыпались в труху.
Премьера должна была пройти в кинотеатре «Ударник». Туда завезли необходимый для показа реквизит колонны и картины. Но директор кинотеатра сделал осторожный звонок наверх — как бы чего не вышло. По цепочке опасения дошли до Ельцина, он разбираться особо не стал и брякнул: «Гоните всех к чертовой матери». И реквизит, и картины полетели наружу — прямо на снег.
Кстати, мало кто знает, но до проката картину привезли на просмотр не куда-нибудь, а в редакцию газеты «Правда». Смотрели фильм все сотрудники и руководство газеты. После финальных кадров в зале повисла тишина, которую затем порвал грохот аплодисментов. Такой прием фильма в «Правде» стоил дорогого. Значит, оно точно начиналось, время перемен... Об «Ассе» всю жизнь его спрашивали едва ли не чаще, чем о других фильмах. Как-то он высказался о фильме жестко.
Каких перемен? Ведь никто не задумался, каких перемен. Сейчас я могу вам сказать. Там стояли десять тысяч человек, и никто из этих десяти тысяч не имел в виду тех перемен, которые произошли. Ни один. Все это колоссальный обман. И я обязан был это, как взрослый человек, понимать…» Режиссер не мнил себя провидцем, даже, скорее, наоборот.
Однако гибель Виктора Цоя произвела на него огромное впечатление: «Я услышал по радио, что Цой не вписался в поворот, лобовое столкновение, Цоя больше нет. Я помню свою первую мысль тогда: ну вот теперь все пойдет к чертовой матери. У меня вдруг появилось ощущение, что произошло что-то такое, после чего жизнь переменится, было странное чувство, что чего-то с нами со всеми произойдет. Они делали это не по какой-то особой причине, а просто так, для себя. Творчество было частью их. Так что сочинять песни для них было так же естественно, как дышать. При этом не имело никакого значения, что они не могли зарабатывать на этом деньги или гастролировать, записываться в хороших студиях.
Виктор, с другой стороны, казалось, не особо осознавал свою славу. Он чувствовал себя обычным человеком. Но оба этих парня были настоящими, честными, искренними людьми. Они были хорошими друзьями. В 1987 году меня назвали врагом народа. Большую часть года я не могла попасть в Россию. Но из переписок я знаю, что для обоих было честью, что Сергей Соловьев попросил их сняться в своем фильме.
И Виктор, и Борис его очень уважали. Но совершенно точно, что «Асса» полностью изменила правила игры для Цоя.
Племя младое, незнакомое неумолимо вторгалось в жизнь на волне перестройки. Постановщик «Ста дней после детства» и друг детей распахнул им дверь. Сергей Бугаев в фильме «Асса» 1987 «Асса» была снята фантастически быстро.
От неясно различаемого замысла до премьеры прошло всего два года. Пушкинским «магическим кристаллом» оказалась все-таки перестройка. Внутренний цензор скоропостижно скончался, открыв поле для постмодернистской игры. Цензор в лице Госкино отреагировал на новую политику гласности. Ничто не мешало свести в одном сюжете звезд музыкального андеграунда, реальных кумиров молодежи они же истопники и кочегары , утонченного мальчика по прозвищу Бананан, матерого супермена-цеховика и разыграть их соперничество за кроткую медсестричку в духе жестокого романса, исполненного Борисом Гребенщиковым.
Подвешенные в дождливом небе в кабинке фуникулера Алика с Банананом парили над землей, над гигантским портретом Брежнева, который одиноко мок на набережной. Художник модернистского сознания оказался автором первого постмодернистского опуса в российском кино в ту пору, когда понятие «постмодерн» еще не бытовало в нашей культуре. По остроумному замечанию киноведа Сергея Кудрявцева, «Асса» — «Понизовая вольница» постперестроечного кино. Первый игровой фильм с восьмиминутным хронометражем, от которого ведет отсчет русское кино, «Понизовая вольница» — про Стеньку Разина, народного героя, который однажды пришел дать нам волю. Татьяна Друбич в фильме «Асса» 1987 «Асса» больше, чем фильм.
Как ни высокопарно это прозвучит, но финальные планы с Виктором Цоем, его лицо пророка, его рокочущий тембр, веющий над толпой, подпевавшей ему «Пе-ре-мен!
Отзывы о фильме Асса
Но начну я с финала картины! Собственно, финальную сцену из «АССЫ» знают, наверное, все. Группа «Кино» во главе с Виктором Цоем поёт песню «Перемен». Это уже намного позже выяснится, что изначально песня была про ожидание перемены в ПТУ и там были ещё другие куплеты. И вообще, если внимательно послушать текст сделайте это не пожалеете! Но на стыке 80-х и 90-х песня «Перемен», естественно, звучала как политический и мировоззренческий манифест.
То, что «свобода вышла боком» так называется песня Умки , мы поймём чуть позже… Так каких перемен требует Цой, если исходить из сюжета фильма «АССА» и его главной трагедии? А требует он, судя по всему, жёсткой руки — необходимо прижать советскую нарождающуюся мафию, навести порядок в стране. И вот почему! Сюжетец вкратце.
Но его знакомство с современной андерграундной культурой, музыкой, изобразительным искусством изменило и усложнило первоначальный план. Музыка и искусство предполагались в фильме изначально, не было лишь решено, что именно показать. Сначала Соловьев познакомился с московской художественной тусовкой; в Институте имени Курчатова была даже устроена специальная экспозиция — так в фильме появились, например, Communication tube «Коммуникативная труба» и Iron curtain «Железный занавес» группы «Гнездо». Коммуникативная труба в действии. Кадр из фильма «Асса». Режиссер Сергей Соловьев.
А в Ленинграде Гребенщиков познакомил его с местной богемой. Придя в мастерскую Бугаева-Африки , Соловьев был так очарован царящей там атмосферой, что предложил ему сыграть главную роль в своем фильме и еще прихватить в придачу «собственные декорации» интерьер мастерской. Африка же подал идею привлечь своих друзей «Новых художников». Так вопрос с музыкой и художественным оформлением решился. Соловьев немедленно захотел все это непонятное, но завораживающее в свой фильм. Увлеченный в тот момент китчем, Соловьев не мог не «запасть» на яркую, нарочито наивную нью-вейверскую живопись, рождающуюся в городе Ленинграде в несметных количествах. В начале было слово «Асса» — известное загадочное слово. Оно появилось задолго до съемок фильма, и к моменту его создания уже обозначало определенный стиль жизни. И вот по прошествии 17 месяцев и 7 дней ковчег остановился на высочайшей из гор Араратских. Читает их, якобы из газеты, исполнитель главной роли, а в жизни художник, музыкант и тусовщик Сергей Бугаев по прозвищу Африка.
На экране в серебряном плаще и того же цвета каске, расписанной замысловатыми узорами, с лицом, туго затянутым сеткой, движется художник Сергей Шутов, сценограф фильма. Потом музыканты начинают играть на ярко декорированной сцене, и мы видим сразу же всех персонажей, которые «отвечают» в этой истории за искусство. Слово «Асса» было произнесено на первых же кадрах фильма, и «Асса» реальная предстает зрителю сразу — в образе «Новых художников» Сергея Бугаева, Тимура Новикова, играющего в фильме барабанщика, Густава Гурьянова и Андрея Крисанова, музыкантов группы «Кино», и Сергея Шутова, единственного московского художника, который находился в перманентном контакте с ленинградскими «Новыми». Сергей Шутов. Асса, племяши! Холст, смешанная техника. Государственный центр современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Сначала «Асса» была кличем, придуманным участником группы «Новые художники» Олегом Котельниковым: «Было найдено адекватное оформление из области заумной речи». Слово «Асса» стало культовым словом «Новых». Так что привнесение частички полулегального арт-мира в фильм Соловьева отчасти был спланированной художественной акцией. А упомянутый Новиковым лозунг «Асса в массы», действительно, стал девизом премьеры фильма.
Олег Котельников. Стиляга Тэдди. Деревянная столешница, масло. Государственный Русский музей. Одна из многочисленных картин «Новых художников» с надписью «Асса» «Асса» называлась и частная галерея в мастерской Новикова на улице Воинова, 24. В середине 1980-х там же жил и Сергей Бугаев-Африка. Там проходили выставки, домашние концерты «Кино», «Поп-механики», спектакли «Нового театра», показы альтернативной моды и просто веселые тусовки. С 1982 по 1987 год «Асса» была центром художественной жизни. Фильм не зря носит такое название. Тимур Новиков, большой сочинитель разного рода теорий и манифестов, в то время претворял в жизнь свой «метод перекомпозиции» и идею коллажа, и фильм «Асса» стал таким не без влияния этих идей.
Пальма в снегу, Ялта зимой… Прозвище главного героя — Бананан — появляется в сюжете благодаря модному в начале 1980-х шлягеру Юрия Чернавского и Владимира Матецкого «Здравствуй, мальчик Бананан! Собственно, в первоначальном замысле автора сценария, 22-летнего студента ВГИКа Сергея Ливнева, так должен был называться и фильм. Название было изменено уже во время съемок. Африка убедил режиссера, что этот фильм не может называться, как песня. Новое же имя было многозначнее, по сути, работало как посвящение всему поколению «Ассы» и хорошо вписывалось в романтически-таинственный зачин картины. Деятельность художников в фильме часто была экспромтом. Сергей Шутов, отвечавший за художественное оформление «молодежной» части фильма, говорит, что даже не прочел сценария. И Соловьев на этом не настаивал.
Потому что парню, который у тебя во френдзоне можно сказать, что ты любишь какого-то мужчину. Получается, что любовного треугольника как такового и не было. Были два разнополых друга и комплексовавший по этому поводу «папик». Кстати, Станислав Говорухин очень неплохо изобразил этакого советского мафиози. В общем, я сам не понимаю своё отношение к фильму. Он долгий, мрачный, с порой странными сценами, которые нужны только для того, чтобы подчеркнуть артхаусность например, два сна Бананана или даже вплетение истории смерти Павла I. При этом своей основной сюжетной линией он прост и понятен. Даже выполнен так, чтобы вызывать эмоции у зрителя. Но культовость ему гарантировали несколько джокеров в колоде — песни и вообще такие личности, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Необыкновенное, поэтичное кино. Соловьеву удалось невозможное — чистой воды арт-хаус сделать понятным и любимым милллионами. С психологической точки зрения, возможно, потому что настроение тех лет передано идеально — томительно-гнетущее ожидание, невысказанная угроза, декаданс. С кинематографической точки зрения каждый план, каждая мизансцена выстроены изумительно. С точки зрения построения кадра, игры со светом эта работа оператора Павла Лебешева сравнима, пожалуй, лишь с фильмами Рустама Хамдамова. Великолепно, необыкновенно красиво. Каждый герой необыкновенно притягателен и является носителем какой-то невысказанной тайны. Если говорить о сюжете поверхностно, то, не сочувствуя Крымову, его тем не менее легко понять — всю жизнь он противостоит системе, главным образом интеллектуально; всю жизнь живет на грани жизни и смерти в финальных титрах описан его жизненный путь, где среди прочего указано, сколько раз он находился под следствием. И вот, когда он наконец уверовал, что встретил верного друга, которому может доверять, тот от него ускользает — причина же ему, интеллектуалу и цинику, абсолютна не ясна, и новое увлечение Алики кажется Крымову противоестественным. Ведь Бананан — и в самом деле талантливый, но «фук». И вот это бессилие объяснить, понять и заставляет его «устранить» то, что непонятно, то с чем нельзя договориться. Если же мыслить аллегорически, то рискну предположить, что фильм в общем-то о матушке-России и в художественной форме констатирует, что страна подошла, увы, к точке безысходности — здесь задыхаются и погибают и молодые, кто лишь учится жить; но и те, кто пока «правит бал», также чувствуют себя взаперти и смертельно устали. Зачем учитывать положительный ответ явного пэтэушника на вопрос о наличии у него ученой степени или записывать возраст «двадцать восемь» со слов старой толстой тетки? Конечно, чтобы знать настоящую правду: о том, как люди видят самих себя. Это ни в коем случае не документ о самой эпохе, но документ о представлениях советских «креативных людей», живших в заповедном мире своих очаровательных иллюзий. Картина Соловьева оказалась столь чистой, понятной и привлекательной, что многие современные зрители «Ассы» испытывают необъяснимую тоску по СССР — даже те из них, кто советских времен не застал и в помине. В свое время «Асса» была больше чем фильмом — в момент выхода она стала социальным явлением, хорошо вписавшись в предсмертную лихорадку СССР. В конце 80-х советская культура билась в конвульсиях: в гордящемся офигенным уровнем образования Советском Союзе из телевизоров лечили экстрасенсы Чумак и Кашпировский, первое же попавшее на экран латинское мыло «Рабыня Изаура» произвело неописуемый фурор, а по ночам на нас смотрел «Взгляд» глазами молодых неиспорченных журналистов. Внешняя оболочка — криминальный сюжет о махинациях комбинатора Крымова и борьбе с ним какой-то не очень доблестной тут милиции. Интрига переведена из криминальной плоскости в личностную; основная линия фильма — пиррова победа опытного мужика «папика» над пылким юношей в борьбе за обладание запутавшейся девушкой. Ядро же «Ассы», и принесшее ей когда-то культовый статус, — демонстрация трудящимся советским массам массы, так сказать, не очень трудящейся: «неформалов» символична в этом смысле встреча в КПЗ Бананана и «поддерживающего власти» гопника. Что касается актерской игры, то следует честно признать, что весь фильм держится на Татьяне Друбич: рядом с ней остальные профессиональные и случайные актеры выглядят жалкими статистами. Некоторый плюс, однако, в том, что избранная режиссером форма до известной степени вытягивает слабую игру отдельных исполнителей: мол, ребята, не волнуйтесь, все по плану — это не он мимо нот мажет, это ноты такие прописаны. Крымов слишком уж похож на Говорухина. Африка не блеснул; впрочем, очевидно, что он и не мог блеснуть. А вот кто произвел неизгладимое впечатление, так это Виктор Цой в эффектной концовке. Мы ждали перемен! Э-хе-хе… Конечно, сам Соловьев, решивший показать драматическое столкновение живущего в мире своих снов юноши-музыканта Бананана и жестокой действительности в виде бармалея-Крымова, думал, что режет перед нами правду-матку твердой рукой хирурга. Но совсем скоро стало ясно, насколько мир — наш, родной, советский — ярче, злее и сложнее. Мы наяву увидели, каких жутких монстров вынашивал в себе поздний, вконец извратившийся совок — и еще мы поняли слепоту художников, пропустивших зачатие и развитие этих чудовищ. Говорухин с его «Так жить нельзя» опоздал на несколько лет, а застрявшая на хипповой фазе развития интеллигенция не знала никакого положительного образа, кроме болтливого инфантильного Бананана — милого, симпатичного, абсолютно безвредного и нежизнеспособного юноши. В переломные моменты нужны герои — а у нас оказался только мальчик Бананан. Чтобы победить, нужно драться — а этого интеллигенты не умели категорически. Так мы и жили… В общем, если хотите понять, почему у нас тогда ничего не получилось — посмотрите «Ассу». Вы гуляете по городу, мимо кинотеатров, назревает желание отдать себя во власть хорошего кино, так, чтобы не просто отвлечься, но и проникнуться. Тут вам попадается название. Совершенно непонятное. Ну «Асса» и «Асса», красивое словечко, не более. По афише не скажешь, вряд ли. С этими противоречивыми ощущениями вы вчитываетесь в короткую аннотацию. Если попробовать сформулировать логлайн «Ассы», то выйдет примерно следующее: «Возлюбленная могущественного мошенника-махинатора приезжает на курорт в зимнюю Ялту и влюбляется в чудаковатого юношу-музыканта. Взаимное чувство молодых людей влечет за собой цепь непоправимых событий». Вот приблизительная суть. Возможно, у вас получится выразить ее точнее. Интригует ли она? Да, но попахивает тривиальной драмой любовного треугольника, коих море. Готовясь к худшему, вы все же покупаете билет и начинаете просмотр. И с каждой секундой вам все отчетливее становится ясно, что «Асса» — это то, что вам было нужно, что воплощение замысла делает сам замысел во сто крат лучше. Все совпало, собралась потрясающая команда невероятно творческих людей. Видно, как актеры болели этой историей и ценили своих персонажей. Как все, кто в кадре — энергичны, бодры. Они все какие-то интересные, «вставшие с той ноги», их драйв заряжает тебя. Видимо, на площадке была создана уникальная творческая, рабочая атмосфера, в которой даже непрофессиональные артисты играли, как полубоги, а профессионалы творили с желанием, импровизируя с упоением. Всех сопричастных объединила еще и удивительно светлая, зажигательная, счастливая музыка, слушая которую, действительно можно забыться, впасть в эйфорию. Это неповторимое состояние момента. Напрашивается мысль о том, что «Асса» — штучный товар одной тусовки. Тусовки, которой больше нет. Только тогда, в то время и в той обстановке, в той компании такое было возможно. И так уж вышло, что гениальное произведение Сергея Соловьева на фоне всего этого драйва получилось не только фантастически точным, но и невыносимо грустным. Это мягкое, маслянистое ощущение сладкой боли от «Ассы» не сравнимо ни с чем. Восторг и грусть разливаются по телу одновременно. Нам показали фрагмент из жизни фееричных, ярких людей, которые живут черт-те как и не долго, но зато красиво, музыкально и свободно. Не сюжет, но философия ленты — оптимистична — в мутном, циничном и подлом мире есть радуга таланта, вспышка прекрасного, есть любовь вопреки, неожиданная, изящная, пусть мимолетная, но та, что важнее и дороже, чем все остальное. Что бы ни говорили про музыку и вкус, самое интересное, что есть в «Ассе» — это ее повествовательная часть. Изюминка картины — конфликт двух полярных миров, который здесь находится над всем остальным. Мы наблюдаем за настоящей схваткой порочного стереотипа и абсолютной, девственной свободы. И то, и другое — часть всех нас. В «Ассе» это отдельные герои, архетипы. Сван, криминальный авторитет, паук, у которого все и везде схвачено, он умен и виртуозно манипулирует окружающими. Но так или иначе, его жизнь однообразна, жить ему скучно. И все, что у него есть — связанная паутиной бабочка — его любовница, символ подлинной красоты. Говорухин совместно с авторами сделал из Свана истинного ценителя красоты, вложил в его уста Пушкина, а в образ в целом — обаятельную интеллигентность. От этого все засияло еще ярче, появился четкий смысл, карта героя, его цель. Да, именно истинной красотой Сван жаждет обладать. Красота в лице молодой Афродиты Друбич — все, что у него есть, но это, по его мнению, самое ценное, что может быть в мире. Татьяна — его шанс задержаться на празднике жизни, козырь в игре со старостью и тоской. Сван неуловим, он опытен и хитер, все вокруг он подминает под себя. Казалось бы, он всегда будет победителем и у него нет уязвимых мест. Но гибель приходит оттуда, откуда не ждали. Главный парадокс и обаяние истории заключаются в том, что бессменного чемпиона обходит мальчишка, или, выражаясь, аутентично — фук задвигает фраера. Сван заложник преступной системы координат, он раб обстоятельств, у него, как и у любого кочевника, нет дома, его мучает мания преследования, и на него действительно идет охота. Вор, который так или иначе меряет жизнь деньгами. Тревожная жизнь человека, который постоянно на взводе. Конструкция, которая может рухнуть в любой момент. Мир Свана — клетка. На поле юношеского задора, творчества и энтузиазма он бессилен. Он вынужден идти на «страшные глупости». Не в его правилах проигрывать, тем более какому-то юнцу. На стороне Бананана в этом противостоянии непосредственность, воображение, искренность во всех проявлениях и, конечно, свобода. Внутренняя свобода парня непоколебима. Персонаж «Африки» — творец и бунтарь, независимый футурист, воспетый Маяковским. Персонаж фантастический, абсолютно выдуманный, как ангел, но именно его присутствие и то, что он вот такой — особенный, поднимает картину на высочайший уровень. Реальность такова, что люди вообще, и девушки в частности, становятся все более прагматичными. Неочевидный выбор героини в пользу пусть чистого и непорочного, но воздушного и довольно не стабильного — это тот самый лучик солнца, который делает грусть музыкальной трагедии светлой. Благодаря своему антуражу «Асса», словно наркотик, выдергивает из реальности и погружает то ли в сон, то ли в магическую зимнюю Ялту. Соловьеву удался стопроцентный эффект присутствия там, где тебе ни хорошо и ни плохо, а как-то иначе. Это особенная среда замерзшего юга и покрытых снегом пальм. Да, «Асса» — это еще и отголосок эпохи советских трущоб. Но те, кто застал эти, с запахом отсыревшего подвала, трущобы, те, кто помнит эти милые времена, когда «рыбные» места еще не были закрыты, посмотрев «Ассу», сразу начинают по ним скучать. Как сказал кто-то из великих деятелей искусства про одно из живописных полотен: «Для меня все люди делятся на тех, кто понимает величие этого произведения и на тех, кто не понимает». Это, безусловно, лакмусовая бумажка вкуса, творчества в целом и кино в частности. С главными-то, пожалуй, все предельно ясно — обычный, на первый взгляд, треугольничек, который в итоге сходится к одной точке. Например, непонятна роль Майора в этой картине, хотя при виде сцен с участием Александра Баширова всегда глаз радуется, особенно как завернет что-нибудь шизофазическое о Гагарине! Но если остановиться на том, что все эти карлики, наблюдатели и преступники показаны нам для того, чтобы явить проворачиваемые Крымовым аферы, то вопросов не возникает. Главная роль в фильме, как мне кажется, была отведена именно девушке Алике. Через призму ее мужчин просматривается именно ее образ: Крымов — ее рассудочность и расчетливость, а Бананан — ее романтичность и порывистость. И становится ясно, что кто-то из них должен остаться в стороне — открывает эту истину как раз таки Крымов. Борьба происходит в ней — и именно борьба этих двух начал. В ней раздвоенность, с которой, понятное дело, невозможно сжиться. И вот рационалист в Алике убивает романтика, аполлоническое побеждает дионисийское. Но и на этом действие не останавливается — она сама уничтожает рассудок. В итоге мы видим сошедшую с ума девушку. Двойничество в ней заметно было с самого начала, взять только имя, даже соединение двух имен в одном — Александра и Лика — Алика. Дикость же, по верному замечанию самой героини. Художественные детали особенно впечатляют. Коммуникационная труба, парик, серьга с фотокарточкой, Ник Кейв, Гагарин, очки без стекол, полиэтилен на ухе — шедеврально же! И, конечно, не обошлось и без того, чтобы назвать БГ Богом. Жаль только, что всего нашего Виктора Робертовича маловато оказалось — ожидала его увидеть не только в титрах. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю» Для меня всегда хорошим будет тот фильм, который оставляет по завершении своему некое послевкусие: когда движения твои становятся медленнее, голос выразительнее, а поведение театральным, будто ты и сам стал частью его, каким-то чудом влившись в экран. Я не хочу писать о сюжете, который все и так могут прочитать в описании, да и не объяснишь его, на то она и «маразматическая трилогия». Есть такие произведения искусства, смысл которых не в сюжете, не в правильно написанном сценарии, но именно они и трогают больше всего. Лучше я напишу о том, что меня покорило. Как и многих других, меня привел к этому фильму Виктор Цой. А фильм этот, как бы странно это ни звучало, привел меня к Виктору Цою.
Между молодыми людьми завязываются теплые отношения... Сюжет 2 Осторожно! Место действия - зимняя Ялта. Герои криминально - детективной мелодрамы-клипа - крупный промышленный мафиози Крымов, юноша-авангардист Бананан, любовница Крымова она же и любимая Бананана , царь Павел, театр лилипутов и музыканты рок-групп "Кино", "Аквариум", "Браво", "Союз композиторов".
«Асса» forever. Почему главный фильм русского рока до сих пор актуален и любим
Напротив, это очень образованный, утонченный и сдержанный человек. Он даже проявляет благородство в обращении с Банананом — долго ведет «негласную борьбу», затем честно предлагает ему взять деньги и уехать, предупреждая, что сделает в противном случае, а только затем это случается. Также его отношение к Алике явно глубже, чем к просто «любовнице». Впрочем, видно, что в моменты, когда он теряет самоконтроль, его поведение довольно жестоко. В общем, этого персонажа невозможно отнести к однозначно негативным. В фильме многие знакомые вещи показаны под необычным углом, как та же самая Ялта в мокром снегу, очень атмосферная и нехарактерная. Всё это действительно делает его ценным и особенным. Смотреть можно неоднократно с большим удовольствием и интересом. То есть, фильмом вокруг которого создан некий культ поклонниками.
На первый взгляд, культовый он именно из-за присутствия в нём песен рок-команд того времени: «Аквариум», «Кино», «Браво». И даже «Весёлые ребята», в которой в разное работал весь цвет отечественной музыки и Буйнов, и Градский, и даже Пугачёва , отчего репертуар группы охватывал большое количество жанров. Также, это редкий художественный фильм, где поклонники могли увидеть живого Цоя, да ещё и послушать его великую песню «Перемен! А поклонники «Аквариума», например, могли растаять от слов Бананана о том, что БГ — Бог и от него исходит сияние. Тогда люди не знали, что боги, от которых исходит сияние, сами питались светом забугорных рок-коллективов. Я веду к тому, что не хочется нарекать фильм культовым и рассматривать его, как некое явление рок-исполнителей народу. То, что там мелькнул Цой, прозвучало несколько песен Гребенщикова — не должно на меня оказывать влияния. Всё-таки уже не 90-е и я не старшеклассник, расклеивающий на стенах постеры любимых групп, и оттого так жадно ловящий их появление в каком-то фильме.
А я знаю ребят, которые засматривали до дыр именно последние 5 минут фильма. Без этого очарования кино откровенно балансирует между даже непонятно чем. Всего там понемногу. И какой-то туманный холодный артхаус. И вроде как любовный треугольник, трагедия как будто по Шекспиру. И немного чернухи и криминала. Баширов привносит что-то комедийное. Но это настолько комедийно, насколько вообще может быть смешон жалкий уголовник, что-то несвязно рассказывающий.
Посреди этого Скайрима возникает ещё одна сюжетная линия прямиком из 1801 года о свержении императора Павла I. Зачем она тут? Почему именно она, а не какая-то другая? Если порассуждать о персонажах, то тоже не всё ясно. То ли так задумано, то ли дело в игре Татьяны Друбич, но любви к Бананану я не увидел. Во-первых, он был ей просто другом, который на фоне остального окружения выглядел нетривиально. А во-вторых, она сама сказала Бананану, что любит Крымова. Не назло, не провоцируя, не вызывая ревность, а очень тихо и просто.
Потому что парню, который у тебя во френдзоне можно сказать, что ты любишь какого-то мужчину. Получается, что любовного треугольника как такового и не было. Были два разнополых друга и комплексовавший по этому поводу «папик». Кстати, Станислав Говорухин очень неплохо изобразил этакого советского мафиози. В общем, я сам не понимаю своё отношение к фильму. Он долгий, мрачный, с порой странными сценами, которые нужны только для того, чтобы подчеркнуть артхаусность например, два сна Бананана или даже вплетение истории смерти Павла I. При этом своей основной сюжетной линией он прост и понятен. Даже выполнен так, чтобы вызывать эмоции у зрителя.
Но культовость ему гарантировали несколько джокеров в колоде — песни и вообще такие личности, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Необыкновенное, поэтичное кино. Соловьеву удалось невозможное — чистой воды арт-хаус сделать понятным и любимым милллионами. С психологической точки зрения, возможно, потому что настроение тех лет передано идеально — томительно-гнетущее ожидание, невысказанная угроза, декаданс. С кинематографической точки зрения каждый план, каждая мизансцена выстроены изумительно. С точки зрения построения кадра, игры со светом эта работа оператора Павла Лебешева сравнима, пожалуй, лишь с фильмами Рустама Хамдамова. Великолепно, необыкновенно красиво. Каждый герой необыкновенно притягателен и является носителем какой-то невысказанной тайны.
Если говорить о сюжете поверхностно, то, не сочувствуя Крымову, его тем не менее легко понять — всю жизнь он противостоит системе, главным образом интеллектуально; всю жизнь живет на грани жизни и смерти в финальных титрах описан его жизненный путь, где среди прочего указано, сколько раз он находился под следствием. И вот, когда он наконец уверовал, что встретил верного друга, которому может доверять, тот от него ускользает — причина же ему, интеллектуалу и цинику, абсолютна не ясна, и новое увлечение Алики кажется Крымову противоестественным. Ведь Бананан — и в самом деле талантливый, но «фук». И вот это бессилие объяснить, понять и заставляет его «устранить» то, что непонятно, то с чем нельзя договориться. Если же мыслить аллегорически, то рискну предположить, что фильм в общем-то о матушке-России и в художественной форме констатирует, что страна подошла, увы, к точке безысходности — здесь задыхаются и погибают и молодые, кто лишь учится жить; но и те, кто пока «правит бал», также чувствуют себя взаперти и смертельно устали. Зачем учитывать положительный ответ явного пэтэушника на вопрос о наличии у него ученой степени или записывать возраст «двадцать восемь» со слов старой толстой тетки? Конечно, чтобы знать настоящую правду: о том, как люди видят самих себя. Это ни в коем случае не документ о самой эпохе, но документ о представлениях советских «креативных людей», живших в заповедном мире своих очаровательных иллюзий.
Картина Соловьева оказалась столь чистой, понятной и привлекательной, что многие современные зрители «Ассы» испытывают необъяснимую тоску по СССР — даже те из них, кто советских времен не застал и в помине. В свое время «Асса» была больше чем фильмом — в момент выхода она стала социальным явлением, хорошо вписавшись в предсмертную лихорадку СССР. В конце 80-х советская культура билась в конвульсиях: в гордящемся офигенным уровнем образования Советском Союзе из телевизоров лечили экстрасенсы Чумак и Кашпировский, первое же попавшее на экран латинское мыло «Рабыня Изаура» произвело неописуемый фурор, а по ночам на нас смотрел «Взгляд» глазами молодых неиспорченных журналистов. Внешняя оболочка — криминальный сюжет о махинациях комбинатора Крымова и борьбе с ним какой-то не очень доблестной тут милиции. Интрига переведена из криминальной плоскости в личностную; основная линия фильма — пиррова победа опытного мужика «папика» над пылким юношей в борьбе за обладание запутавшейся девушкой. Ядро же «Ассы», и принесшее ей когда-то культовый статус, — демонстрация трудящимся советским массам массы, так сказать, не очень трудящейся: «неформалов» символична в этом смысле встреча в КПЗ Бананана и «поддерживающего власти» гопника. Что касается актерской игры, то следует честно признать, что весь фильм держится на Татьяне Друбич: рядом с ней остальные профессиональные и случайные актеры выглядят жалкими статистами. Некоторый плюс, однако, в том, что избранная режиссером форма до известной степени вытягивает слабую игру отдельных исполнителей: мол, ребята, не волнуйтесь, все по плану — это не он мимо нот мажет, это ноты такие прописаны.
Крымов слишком уж похож на Говорухина. Африка не блеснул; впрочем, очевидно, что он и не мог блеснуть. А вот кто произвел неизгладимое впечатление, так это Виктор Цой в эффектной концовке. Мы ждали перемен! Э-хе-хе… Конечно, сам Соловьев, решивший показать драматическое столкновение живущего в мире своих снов юноши-музыканта Бананана и жестокой действительности в виде бармалея-Крымова, думал, что режет перед нами правду-матку твердой рукой хирурга. Но совсем скоро стало ясно, насколько мир — наш, родной, советский — ярче, злее и сложнее. Мы наяву увидели, каких жутких монстров вынашивал в себе поздний, вконец извратившийся совок — и еще мы поняли слепоту художников, пропустивших зачатие и развитие этих чудовищ. Говорухин с его «Так жить нельзя» опоздал на несколько лет, а застрявшая на хипповой фазе развития интеллигенция не знала никакого положительного образа, кроме болтливого инфантильного Бананана — милого, симпатичного, абсолютно безвредного и нежизнеспособного юноши.
В переломные моменты нужны герои — а у нас оказался только мальчик Бананан. Чтобы победить, нужно драться — а этого интеллигенты не умели категорически. Так мы и жили… В общем, если хотите понять, почему у нас тогда ничего не получилось — посмотрите «Ассу». Вы гуляете по городу, мимо кинотеатров, назревает желание отдать себя во власть хорошего кино, так, чтобы не просто отвлечься, но и проникнуться. Тут вам попадается название. Совершенно непонятное. Ну «Асса» и «Асса», красивое словечко, не более. По афише не скажешь, вряд ли.
С этими противоречивыми ощущениями вы вчитываетесь в короткую аннотацию. Если попробовать сформулировать логлайн «Ассы», то выйдет примерно следующее: «Возлюбленная могущественного мошенника-махинатора приезжает на курорт в зимнюю Ялту и влюбляется в чудаковатого юношу-музыканта. Взаимное чувство молодых людей влечет за собой цепь непоправимых событий». Вот приблизительная суть. Возможно, у вас получится выразить ее точнее. Интригует ли она? Да, но попахивает тривиальной драмой любовного треугольника, коих море. Готовясь к худшему, вы все же покупаете билет и начинаете просмотр.
И с каждой секундой вам все отчетливее становится ясно, что «Асса» — это то, что вам было нужно, что воплощение замысла делает сам замысел во сто крат лучше. Все совпало, собралась потрясающая команда невероятно творческих людей. Видно, как актеры болели этой историей и ценили своих персонажей. Как все, кто в кадре — энергичны, бодры. Они все какие-то интересные, «вставшие с той ноги», их драйв заряжает тебя. Видимо, на площадке была создана уникальная творческая, рабочая атмосфера, в которой даже непрофессиональные артисты играли, как полубоги, а профессионалы творили с желанием, импровизируя с упоением. Всех сопричастных объединила еще и удивительно светлая, зажигательная, счастливая музыка, слушая которую, действительно можно забыться, впасть в эйфорию. Это неповторимое состояние момента.
Напрашивается мысль о том, что «Асса» — штучный товар одной тусовки. Тусовки, которой больше нет. Только тогда, в то время и в той обстановке, в той компании такое было возможно. И так уж вышло, что гениальное произведение Сергея Соловьева на фоне всего этого драйва получилось не только фантастически точным, но и невыносимо грустным. Это мягкое, маслянистое ощущение сладкой боли от «Ассы» не сравнимо ни с чем. Восторг и грусть разливаются по телу одновременно. Нам показали фрагмент из жизни фееричных, ярких людей, которые живут черт-те как и не долго, но зато красиво, музыкально и свободно. Не сюжет, но философия ленты — оптимистична — в мутном, циничном и подлом мире есть радуга таланта, вспышка прекрасного, есть любовь вопреки, неожиданная, изящная, пусть мимолетная, но та, что важнее и дороже, чем все остальное.
Что бы ни говорили про музыку и вкус, самое интересное, что есть в «Ассе» — это ее повествовательная часть. Изюминка картины — конфликт двух полярных миров, который здесь находится над всем остальным. Мы наблюдаем за настоящей схваткой порочного стереотипа и абсолютной, девственной свободы. И то, и другое — часть всех нас. В «Ассе» это отдельные герои, архетипы. Сван, криминальный авторитет, паук, у которого все и везде схвачено, он умен и виртуозно манипулирует окружающими. Но так или иначе, его жизнь однообразна, жить ему скучно. И все, что у него есть — связанная паутиной бабочка — его любовница, символ подлинной красоты.
Говорухин совместно с авторами сделал из Свана истинного ценителя красоты, вложил в его уста Пушкина, а в образ в целом — обаятельную интеллигентность. От этого все засияло еще ярче, появился четкий смысл, карта героя, его цель. Да, именно истинной красотой Сван жаждет обладать. Красота в лице молодой Афродиты Друбич — все, что у него есть, но это, по его мнению, самое ценное, что может быть в мире. Татьяна — его шанс задержаться на празднике жизни, козырь в игре со старостью и тоской. Сван неуловим, он опытен и хитер, все вокруг он подминает под себя. Казалось бы, он всегда будет победителем и у него нет уязвимых мест. Но гибель приходит оттуда, откуда не ждали.
Главный парадокс и обаяние истории заключаются в том, что бессменного чемпиона обходит мальчишка, или, выражаясь, аутентично — фук задвигает фраера. Сван заложник преступной системы координат, он раб обстоятельств, у него, как и у любого кочевника, нет дома, его мучает мания преследования, и на него действительно идет охота. Вор, который так или иначе меряет жизнь деньгами. Тревожная жизнь человека, который постоянно на взводе. Конструкция, которая может рухнуть в любой момент. Мир Свана — клетка. На поле юношеского задора, творчества и энтузиазма он бессилен. Он вынужден идти на «страшные глупости».
Не в его правилах проигрывать, тем более какому-то юнцу. На стороне Бананана в этом противостоянии непосредственность, воображение, искренность во всех проявлениях и, конечно, свобода. Внутренняя свобода парня непоколебима. Персонаж «Африки» — творец и бунтарь, независимый футурист, воспетый Маяковским. Персонаж фантастический, абсолютно выдуманный, как ангел, но именно его присутствие и то, что он вот такой — особенный, поднимает картину на высочайший уровень.
Ибо рядом в кадре были такие "монстры" в хорошем смысле нашего тогдашнего экрана, что на их фоне он просто терялся. Один Станислав Говорухин в роли Крымова чего стоит! Кстати, его прототипом был реальный криминальный авторитет, вот только конец его был несколько иным. Бесконечно трогательна Татьяна Друбич в роли Алики. И бесспорно хороша, впрочем, как всегда.
Очень антуражен и смешон Александр Баширов в роли "майора" Шурика Бабакина. Зона особого внимания - ВВС". Фильм реален и фантастичен одновременно. Зимняя Ялта, пальмы в снегу. Ледяной заплыв Бананана и Крымова. Лилипуты, патетично поющие "Сильву" на полупустой эстраде. Да, Соловьев умел и любил удивлять, переставлять с ног на голову все привычные представления, что впоследствии найдет широкое воплощение в "Черной розе - эмблеме печали...
На вечную историю человеческих взаимоотношений здесь накладывается своеобразие «закрытой» от общества культуры, и все это перебивается экранизацией эпизодов исторического романа Натана Эйдельмана о последних днях императора Павла I «Грань веков». А если положить эти три слоя один на другой, то получится двухчасовой красочный клип, а в СССР еще не было фильмов, снятых в подобной эстетике.
Фильм совершенно не похож на то, что Сергей Соловьев создавал до этого. Снимая «Ассу», режиссер даже выдумал целое понятие «Игровое Пространство Параллельной Реальности» как способ художественного видения. Это отражение может быть как угодно деформированным. С элементами натуралистически-философского абсурда, как, например, у Даниила Хармса…» — рассказывал режиссер на страницах журнала «Искусство кино» сразу после выхода фильма. У зрителя после просмотра картины действительно возникало абсолютное ощущение абсурдности происходящего на экране. Вроде бы и показана современная жизнь, и любовная история вполне заурядная, да еще и с криминальным финалом, но все это в каких-то странных декорациях, среди мишуры, маскарада и ироничных песен. Сергей Соловьев неоднократно повторял, что основным его желанием было создать романтически-китчевый образ индийского кино, где страстная любовная линия сочеталась бы с обилием музыки и песен. Но его знакомство с современной андерграундной культурой, музыкой, изобразительным искусством изменило и усложнило первоначальный план. Музыка и искусство предполагались в фильме изначально, не было лишь решено, что именно показать.
Сначала Соловьев познакомился с московской художественной тусовкой; в Институте имени Курчатова была даже устроена специальная экспозиция — так в фильме появились, например, Communication tube «Коммуникативная труба» и Iron curtain «Железный занавес» группы «Гнездо». Коммуникативная труба в действии. Кадр из фильма «Асса». Режиссер Сергей Соловьев. А в Ленинграде Гребенщиков познакомил его с местной богемой. Придя в мастерскую Бугаева-Африки , Соловьев был так очарован царящей там атмосферой, что предложил ему сыграть главную роль в своем фильме и еще прихватить в придачу «собственные декорации» интерьер мастерской. Африка же подал идею привлечь своих друзей «Новых художников». Так вопрос с музыкой и художественным оформлением решился. Соловьев немедленно захотел все это непонятное, но завораживающее в свой фильм.
Увлеченный в тот момент китчем, Соловьев не мог не «запасть» на яркую, нарочито наивную нью-вейверскую живопись, рождающуюся в городе Ленинграде в несметных количествах. В начале было слово «Асса» — известное загадочное слово. Оно появилось задолго до съемок фильма, и к моменту его создания уже обозначало определенный стиль жизни. И вот по прошествии 17 месяцев и 7 дней ковчег остановился на высочайшей из гор Араратских. Читает их, якобы из газеты, исполнитель главной роли, а в жизни художник, музыкант и тусовщик Сергей Бугаев по прозвищу Африка. На экране в серебряном плаще и того же цвета каске, расписанной замысловатыми узорами, с лицом, туго затянутым сеткой, движется художник Сергей Шутов, сценограф фильма. Потом музыканты начинают играть на ярко декорированной сцене, и мы видим сразу же всех персонажей, которые «отвечают» в этой истории за искусство. Слово «Асса» было произнесено на первых же кадрах фильма, и «Асса» реальная предстает зрителю сразу — в образе «Новых художников» Сергея Бугаева, Тимура Новикова, играющего в фильме барабанщика, Густава Гурьянова и Андрея Крисанова, музыкантов группы «Кино», и Сергея Шутова, единственного московского художника, который находился в перманентном контакте с ленинградскими «Новыми». Сергей Шутов.
Асса, племяши! Холст, смешанная техника. Государственный центр современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Сначала «Асса» была кличем, придуманным участником группы «Новые художники» Олегом Котельниковым: «Было найдено адекватное оформление из области заумной речи». Слово «Асса» стало культовым словом «Новых». Так что привнесение частички полулегального арт-мира в фильм Соловьева отчасти был спланированной художественной акцией. А упомянутый Новиковым лозунг «Асса в массы», действительно, стал девизом премьеры фильма. Олег Котельников. Стиляга Тэдди. Деревянная столешница, масло.
Государственный Русский музей. Одна из многочисленных картин «Новых художников» с надписью «Асса» «Асса» называлась и частная галерея в мастерской Новикова на улице Воинова, 24. В середине 1980-х там же жил и Сергей Бугаев-Африка. Там проходили выставки, домашние концерты «Кино», «Поп-механики», спектакли «Нового театра», показы альтернативной моды и просто веселые тусовки. С 1982 по 1987 год «Асса» была центром художественной жизни. Фильм не зря носит такое название.
Так это на самом деле или же в фильме имеет место мистификация — выяснить не удаётся. Как не удаётся разыскать и никакой другой информации об Андрее Крымове. В фильме даётся следующая информация. Андрей Валентинович Крымов.
Имя настоящее. Родился в 1936 году в Москве. Детство и юность провёл в Ташкенте. В 1954—58 годах учился в институте иностранных языков в Москве. Опубликовал подборку стихов в журнале «Юность». В 1960 году проходил по делу о валютных операциях, однако осуждён не был за недостаточностью улик. В 1963 году был осужден за участие в вооруженном ограблении инкассатора. В местах заключения вёл себя дисциплинированно, участвовал в художественной самодеятельности. В дальнейшем не работал. В период с 1970 по 1980 год проходил в качестве свидетеля и обвиняемого по 12-ти делам, связанным с хозяйственными преступлениями, в том числе по делу о подпольном производстве люстр «Каскад» и по делу торговой фирмы «Океан».
Осужден не был. Крымов спланировал более чем 40 крупных хозяйственных преступлений и афёр, нанесших убыток государству общей стоимостью на сумму более 100 миллионов рублей.
Пароль «Асса»: как фильм Сергея Соловьева стал манифестом поколения Цоя
Объясняю, в чем дело., Асса фильм кино Виктор Цой СКРЫТЫЙ СМЫСЛ обзор разбор, Фильм: Асса (1987) ~ Обзор, Рецензия на фильм Асса. и ничего не понял. Об эпохальном арт-рок-параде «Асса», приуроченном к выходу фильма в прокат в 1988 году, см. здесь. Объясняю, в чем дело., Асса фильм кино Виктор Цой СКРЫТЫЙ СМЫСЛ обзор разбор, Фильм: Асса (1987) ~ Обзор, Рецензия на фильм Асса. Положительные и отрицательные отзывы о АССА (1987.
Фильм "Асса"
«Кино » представляет вашему вниманию информацию о фильме Асса (Assa): актеры, рецензии, возможность оставить отзыв к кинокартине Асса. Фильм "АССА-2" является своеобразным продолжением знаменитого фильма "АССА", который вышел на экраны в 1987 году и почти сразу был признан "культовым". Так каких перемен требует Цой, если исходить из сюжета фильма «АССА» и его главной трагедии? «АССА» Сергея Соловьёва — фильм, который определил творчество режиссера и сыгравших в нем актеров, став одним из самых ярких символов перестройки, после которого Татьяна Друбич, мальчик Бананан и песня «Перемен!» вошли в историю навсегда. «АССА» — это не просто фильм, это голос эпохи, не смотря на множество драматических моментов, это невероятно яркий и светлый фильм.
АССА [1987] - Чем прославился «Мальчик Бананан»
«Асса» навсегда: как смотреть культовый фильм сегодня | Батенька, да вы трансформер | Фильм "Асса" Сергея Соловьева давно и прочно занял свою нишу и первым приходил на ум, когда разговор заходил о Соловьеве. |
Рассказы Размышления о фильме «Асса» 1987 г | «Асса» запала мне в душе ещё в детстве (в тот момент когда я впервые увидел этот фильм в кинотеатре в 1988 году), в юности, сопровождала в дальнейшем становлении и взрослении. |
О чем фильм Асса 1987
Драма, исторический, мелодрама. Режиссер: Сергей Соловьев. В ролях: Сергей, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин и др. Любовница крупного цеховика знакомится в Ялте с молодым Банананом, а вместе с ним и с богемной жизнью. «АССА» — это не просто фильм, это голос эпохи, не смотря на множество драматических моментов, это невероятно яркий и светлый фильм. «АССА» Сергея Соловьёва — фильм, который определил творчество режиссера и сыгравших в нем актеров, став одним из самых ярких символов перестройки, после которого Татьяна Друбич, мальчик Бананан и песня «Перемен!» вошли в историю навсегда. Об эпохальном арт-рок-параде «Асса», приуроченном к выходу фильма в прокат в 1988 году, см. здесь.
Читайте отзывы о Асса (1987)
Пересмотрел фильм Сергея Соловьева "АССА". Если сказать коротко, это фильм о смене эпох и поколений. Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х. Татьяна Друбич в фильме *Асса*, 1987 | Фото.