Новости зачем нужны литературные произведения

Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Зачем читать художественную литературу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации».

Польза от чтения классической литературы

— Литература нужна человеку для того, чтобы оригинально мыслить. Большинство чаще читают новости в соцсетях и в СМИ, чем художественные произведения. Зачем нужна современная литература? Последние двадцать лет ознаменованы стремительным развитием науки и информационных технологий. 10 фактов, с которыми нужно смириться. Зачем вообще человечество придумало художественную литературу и какова польза от прочтения того, что пришло в голову другому человеку?

Зачем нужны литературные произведения

Поэтому даже любитель одиночества время от времени нуждается в общении, понимании. Полное равнодушие ко мнению окружающих - это, по мнению психиатров, признак расстройства личности. Каждый человек, в той или иной степени, стремится нравиться, быть понятым. О нашем богатом внутреннем мире знают лишь наши близкие. На остальных приходится производить впечатление с помощью все того же слова, которое, в этом не стоит сомневаться, обладает поистине магической силой. Хорошие рассказчики пользуются популярностью и уважением у окружающих.

Им верят, им доверяют. Конечно, не каждый человек, прочитавший несколько десятков книг, красноречив и убедителен. Но тому, кто недооценивает пользу чтения, вызвать расположение окружающих весьма сложно. Моя любимая книга Чтение снимает депрессию. Многие из нас в школьные годы писали сочинение «Моя любимая книга».

Есть произведения, к которым хочется возвращаться снова и снова. У кого-то на книжной полке стоит зачитанный до дыр роман «Чапаев и пустота». Кто-то наизусть может зачитать отрывки из «Мастера и Маргариты». Быть может, где-то есть человек, который не сумеет заснуть, не прочитав несколько страниц из знаменитого «Капитала», созданного немецким философом. Ваша любимая книга — это средство от хандры, которое подходит именно вам.

Читая ее, вы абстрагируетесь от окружающей реальности, которая, к сожалению, так часто огорчает. Любимое художественное произведение снимает стресс, расслабляет, освобождает от невеселых мыслей. Правда, любимая книга есть не у каждого. В нашей стране, которая еще 20-30 лет назад считалась самой читающей в мире, все больше появляется людей, интересующихся исключительно постами в социальных сетях или объявлениями на рекламных сайтах. Такие люди лишают себя удовольствия, которого невозможно получить при просмотре фильма и даже при прослушивании аудиокниги.

Развитие памяти Многие слышали о таком страшном медицинском диагнозе, как болезнь Альцгеймера. Согласно результатам исследования, эффективными методами профилактики этого недуга являются чтение и заучивание стихов. Это, конечно, не гарантирует ясность ума в преклонном возрасте — немалую роль играет наследственность и другие факторы. Все же читать художественную литературу, учить стихи, изучать иностранные языки — все эти занятия позволяют увеличить активность мозга в тонусе, улучшить его состояние, а значит снизить вероятность развития болезни Альцгеймера.

Но возникает вопрос: если эти черты, некогда укорененные в национальной ментальности, безвозвратно канули, откуда мы можем знать об их отдаленном во времени существовании и как мы можем судить о них? Что это за мифология прежней прекрасной жизни, противопоставленная нынешним обстоятельствам? Мы можем судить о них по литературе. Именно литература доносит до нас через десятилетия и века нормы национальной жизни. Формирует представления о должном и недолжном, о той самой нерукопожатности слово, давно ставшее историзмом. Литература формирует наши взгляды на исторические события и на людей, участвовавших в них, — рассказывает о том, как они мыслили себя, как ощущали в пространстве русской истории, что двигало ими, заставляя вершить историю, совершать поступки, действовать вопреки интересам личного преуспеяния.

От Льва Толстого мы знаем о войне 1812 года, от Грибоедова — о мироощущении декабриста накануне выхода на Сенатскую площадь, от Алексея Толстого — о преобразованиях Петровской эпохи, от Достоевского — о том, как чувствует себя человек в период ускоренного развития капитализма. В этом смысле герои «Преступления и наказания» выглядят едва ли не нашими современниками, особенно если вспомнить «теорию целых кафтанов» Лужина и мысль героя о том, «что все в мире на личном интересе основано», — под нее подводится целая научная концепция. Достоевский показывает, к чему приводит подобная идеология и человека, и общество, ступившее на сей путь. Вот только наши современники далеко не всегда могут прочитать и понять роман, написанный больше чем полтора века назад. А кажется — что сегодня и о нашем времени. Литература является носителем своеобразного генетического кода, без которого человек и общество теряют преемственные связи по вертикали времени. Через литературу человек получает накопленный столетиями опыт национальной жизни, частного поведения, манеры чувствовать и думать. И считать, что этот опыт архаичен и неприменим в современных условиях можно сослаться на глобализацию , значит отказаться от принадлежности к собственной национальной культуре. В самом деле, почему неприменим? Потому что не нужен для работы в нефтяной компании?

В какой-либо транснациональной монополии, где вполне достаточно беглого английского языка? Да, там, вероятно, более востребован культ личного успеха любой ценой, и американское кино оказывается, конечно, более привлекательным носителем социальной информации, чем русская литература ХIХ века. А в самом деле, чему учила русская литература двух последних столетий? В двух словах можно сказать: ответственному отношению к собственной жизни и к национальной судьбе, настаивая на том, что сложится она жизнь, судьба так или иначе при личном и непосредственном участии каждого человека. Безответственное отношение к собственной жизни и непонимание национальной судьбы трактовались как болезнь, о чем прямо сказал в предисловии к своему роману Лермонтов, указав обществу на симптомы и настаивая на необходимости «горьких лекарств». Культ личного успеха с презрением отверг Чацкий, утверждая свое право служить и гневно отказываясь прислуживаться. Хорошо бы, чтобы школа учила такому пониманию художественных текстов. Ныне литература действительно утратила свои важнейшие социально-психологические функции, среди которых формирование национального взгляда на мир, манеры чувствовать и думать оказываются первостепенными. Конечно, чтобы «вычитать» в художественных произведениях алгоритмы национального поведения в обыденных или катастрофических ситуациях, нужно научиться читать, — тому и должны служить школьные уроки по литературе. Увы, они далеко не всегда достигают своей цели.

Современный выпускник зачастую выносит из них мысль о некоем абстрактном гуманизме, утверждаемом словесностью, а также размышления о том, что «человеческая жизнь есть высшая ценность». Но если именно ради этой мысли созданы тома русской классики, то как понять размышления Петруши Гринева под виселицей, когда Савельич просит его, сплюнув, «поцеловать злодею ручку»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Значит, для Петруши есть какие-то более значимые ценности, чем его жизнь: он готов не раздумывая повторить ответ великодушных товарищей своих самозванцу и расстаться с жизнью, как только что сделали капитан Миронов и другие его соратники по обороне крепости, — но не расстаться с честью, которая для героя важнее… Оглядываясь на опыт ХХ века, многие писатели и в Советской России, и в эмиграции возложили на русскую литературу вину за исторические потрясения, выпавшие на нашу долю. На Западе эта точка зрения аргументировалась следующим образом: именно литературный образ русского человека, то разломанного и лишенного цельности, как Онегин или Печорин, то бездеятельно-созерцательного, как Обломов на своем диване, то необразованного и ленивого, как Митрофанушка, прячущийся за матушкиной юбкой, унизил нас в глазах Европы и представил легкой добычей перед Вермахтом, когда разрабатывался план «Барбаросса». Немцы рассчитывали встретить здесь сплошных Обломовых… Русская литература обманула их, внушив ложные представления о русском человеке, и этот обман слишком дорого стоил нам. Для писателей иного исторического опыта, для познавших репрессии и поднявших лагерную тему, именно гуманистический пафос русской литературы обнаружил полную несостоятельность. По мысли Варлама Шаламова, сама гуманистическая литература скомпрометирована, ибо действительность вовсе не оказалась соотносима с ее идеалами: «Крах ее гуманистических идей, историческое преступление, приведшее к сталинским лагерям, к печам Освенцима, доказали, что искусство и литература — нуль. При столкновении с реальной жизнью это — главный мотив, главный вопрос времени». Этот же мотив недоверия классической литературе слышится и у А. Солженицына — от полемики с Достоевским, с его «Записками из Мертвого дома», до полемики с Чеховым.

Речь у Шаламова и Солженицына идет о наивном гуманизме, трактующем человека венцом Вселенной и самим смыслом ее существования. Думается, что и в том, и в другом случае речь идет о ложной и некорректной интерпретации глубинного идейного пафоса литературы ХIХ — ХХ веков. В ней содержались не только идеи о счастье, для которого создан человек, но утверждалась, повторимся, мысль об ответственном отношении человека к миру. Об ответственности личности за собственную честь, которая воистину дороже счастья и жизни, и национальную судьбу, за которую и жизнь положить не жалко. И мы можем припомнить не только бездеятельных Обломова с Онегиным, но и героев совсем другого склада: Чацкого, Петрушу Гринева, Татьяну Ларину, князя Андрея, Николая Ростова, лесковских Левшу и атамана Платова… Целую галерею образов праведников, созданных Николаем Лесковым в одноименном цикле. Функцией литературы в условиях литературоцентризма русской культуры было формирование национально значимых образов культурных героев, с которыми и по сей день самоидентифицируется любой грамотный человек. Они «обживают» историю, делают ее понятной, близкой и «домашней», создают алгоритмы поведения в разнообразных жизненных ситуациях, формируют систему бытовых и онтологических ценностей. Образы литературных героев, перешедших с книжных страниц в национальное сознательное и бессознательное, ставших национально значимыми архетипами, категориями национального сознания, которыми мыслил русский человек еще совсем недавно, сформированы литературой предшествующих столетий. Конечно, русской литературе ХХ века история неизбежно предъявит и свой счет. Слишком уж многие важнейшие аспекты национальной жизни оказались не запечатлены отечественными художниками слова — ни в метрополии, ни в эмиграции, ни в потаенной литературе.

А стало быть, следуя русской традиции, остались хочется надеяться, до времени не осмыслены национально-историческим сознанием людей, живущих уже в начале ХХI века. Не преломленные художественно, они будто не отражены в национальной памяти. Таковы Кронштадтское восстание гарнизона города и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота против власти большевиков, восстание крестьянской армии атамана Антонова на Тамбовщине и его подавление Красной армией под командованием Тухачевского лишь два рассказа Солженицына 1990-х годов , голод на Юге России в начале 1930-х годов лишь рассказы Тендрякова , гонение на Церковь и уничтожение священства. Да и участие России в Первой мировой войне не нашло бы отражение в литературе, если бы не «Август Четырнадцатого» и последующие узлы «Красного Колеса» Солженицына. Так уж сложилось в последние две-три сотни лет, что всякий русский постигал исторические судьбы своей страны, обретал национальную принадлежность, впитывал культурные гены своей нации из литературы. Через литературу приобщался к образу мыслей и ощущению бытия давно ушедших поколений, обретал с ними кровную и глубоко личную связь. В этом и состояло то, что мы привычно называем литературоцентризмом русской культуры. И это качество мы утратили. Три с лишним десятилетия назад произошла вспышки воистину всеобщего интереса к литературе. То был конец 1980-х — начало 1990-х, когда тиражи «толстых» журналов взлетели на невероятную высоту, а публикация любого «задержанного» произведения, будь то «Собачье сердце» М.

Булгакова или же «Новое назначение» А. Бека, вызывало всеобщий и самый искрений интерес. Литература восстанавливала народную историческую память, будто вклеивала вырванные и растерзанные страницы в книгу национального исторического бытия. Тогда и представить было невозможно, что миллионные тиражи года через два упадут так, что не будут набирать и тысячи… Литература перестает быть для современного поколения сферой национального самосознания, национальной саморефлексии и утрачивает важнейшую свою функцию — ориентировать человека в историческом пространстве, определять его бытийные ориентиры. Она превратилась в форму занимательного и необязательного досуга, чтение перестало быть престижным занятием. В результате книжный рынок заполнился продуктами совершенно иного рода, предлагающими в качестве культурных героев современности Дашу Васильеву, доморощенного детектива из сериала Донцовой, или же Фандорина из псевдоисторического романного проекта Акунина. В результате утраты литературой присущего ей на протяжении трех последних столетий высокого статуса в русской культуре, традиционно литературоцентричной, возник ощутимый вакуум, заполнить который пока нечем. Можно ли связывать подобную ситуацию бытийного вакуума с утратой культурного литературоцентризма? Думается, что да. Утрата литературой своего традиционного статуса и потеря прежних функций не могла оказаться безболезненной.

И здесь мы с неизбежностью говорим о роли государства в поддержке художественного слова или же в полном небрежении им в его воздействии на современника. В самом деле, почему нынешняя власть столь открыто демонстрирует свое пренебрежение литературой? Почему, навязав обществу ЕГЭ, заставив школу отказаться от сочинения — формы экзамена, существовавшей в русской школе на протяжении без малого трехсот лет, которая обнаруживала способность человека мыслить и формулировать свои взгляды, демонстрировать навыки письменной речи, логической аргументации собственных суждений, все три министра образования путинского времени Филиппов, Фурсенко, Ливанов — последующие двое себя мало чем проявили — с упорством, достойным лучшего применения, превращали экзамен по литературе в «угадайку» и мини-эссе на тему «я так думаю»? Чем русские писатели так уж не угодили российским политикам нынешнего поколения?

Известные писатели, критики и филологи со всего мира собрались в Китае, чтобы обсудить пути развития современной литературы и ответить на острые вопросы гуманитарной науки: «Зачем нужна литература? Каковы критерии оценки произведений писателей нового поколения?

Чего ждут читатели от книг? Медиа индустрия XXI века постоянно транслирует философию потребительства, которая изменила мировоззрение людей и существенно повлияла на межличностные отношения. Друзей, даже любящих друг друга людей объединяют общие коммерческие интересы, именно поэтому наши современники чувствуют себя одинокими. В связи с этим возникает вопрос о значении литературы, как одного из направлений медийного рынка.

Мы думаем, а значит, анализируем. Мне этот способ кажется сомнительным. Но будем считать, что он есть и его основная черта — нерефлексивность. Каждый из этих четырех способов чтения по-своему отвечает на вопрос, зачем мы читаем современную литературу. И тут у известного публициста возникает другой вопрос, а что такое современная литература? Когда для нас начинается современная литература?

И что является признаком, определяющим современную литературу. Самое простое определение, которое мы знаем — авторы современной литературы еще живы. Но тут у аудитории возникли возражения: например, автор жив, но не публикуется уже лет тридцать. Он современный автор? Или другой пример, один из братьев Стругацких умирает в начале 90-х годов, а второй публикуется еще двадцать лет. Их совместные книги - это современная литература? Ни у кого нет точного ответа на этот вопрос. Но такая немножко кособокая социологическая модель современности. Да, современность — это переход через какую-то важнейшую страницу, которая меняет все отношения в обществе, влияет на культуру и литературу. Мне кажется, в России это плюс-минус 1991 год, конец советской цивилизации и начало новой реальности.

На Западе мы не можем применить такой же подход, у них возникает совсем другой рубеж — это конец 60-х. Том Пикетти в своей книге «Капитал в XXI веке» называет более точную дату смены формации в западном обществе — это 1975 год. Соответственно, мы имеем здесь две совершенно разные современности и разные современные литературы. Появились новые правила игры, которые до сих пор остаются актуальными. Так, зачем же мы читаем современную литературу? У себя в магазине «Циолковский», в котором он работает два дня в неделю, Алексей, встречаясь с читателями и наблюдая за покупателями, пришел к выводу, что многие читают для того, чтобы сравнивать нынешние тексты с классикой. Той самой классикой, которую мы знаем и изучаем с детства. Нам интересно, кто продолжатель, кто сейчас занимает те же ниши и подхватывает те же традиции, в которых писали классики. И, конечно, для того, чтобы убедиться, что современные авторы классикам в подметки не годятся, и лет через сто их никто не будет помнить. Возможно, мы читаем современную литературу, чтобы всегда возвращаться к нашим классическим корням.

Или для того чтобы почувствовать себя частью авторской аудитории. Ведь есть свои аудитории у Пелевина, Сорокина, Прилепина. У каждого автора есть своя партия читателей. Писатель воспринимается ими, как лидер, пророк или великий гуру. Он наделяет свою группу характерным языком и собственным способом выражения. Как вы думаете, они испытают симпатию друг к другу?

Зачем читать классическую литературу

Хотите также? На примере пяти гениев рассказываем , как менять жизнь вокруг. Обогащает словарный запас Чтение художественной литературы действительно способствует увеличению активного словарного запаса, и если в случае чтения на родном языке это не так ощущается, то при изучении иностранной литературы вы точно почувствуете рост. В 2013 году проводилось исследование, в котором сравнивался объем словарного запаса и его зависимость от читательских привычек и возраста респондентов. Наибольшим словарным запасом обладали люди, часто читавшие художественную литературу. Помогает мириться с неопределенностью Возможно, это связано с тем, что во время чтения произведения вы получаете удовольствие от развития сюжета, а не от однозначного «убийца — дворецкий», но ученые из Канады в 2013-м доказали , что систематическое чтение рассказов снижает потребность в ясности и гарантированной стабильности. Прокачивает эмпатию В отличие от публицистики или нон-фикшна, художественная литература вываливает на страницы весь внутренний мир героя, от душевных терзаний до детских травм. Читатель может разобраться в эмоциях и мотивации героя, соотнести их со своими переживаниями, научиться лучше понимать себя и других благодаря этому эмоциональному опыту. Это подтвердило исследование , опубликованное в 2013 году в журнале Science.

Знакомит с культурным кодом Конечно, вы можете познакомиться с культурой других стран и эпох с помощью исследований или документальных фильмов, но произведения, написанные в интересующее вас время в нужной вам стране, будут источником информации из первых рук, законсервированной в слова и истории.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура». Екатерина Петрова.

И воскликнул ли кто-нибудь, прочтя Пушкина, что вот он — классик собственной персоной?

При жизни классиком не признаются... Да, как и признание гениев - гениями, признание классикой приходит после смерти автора в большинстве случаев. Главным требованием к классике считается проверка временем, потому жизнь одного человека слишком несущественный промежуток времени для такой задачи. Три греческих автора — Еврепид, Эсхил и Софокл, чьи имена стали образцами классической литературы, как раз и заложили эти основы.

Да, они были популярным и востребованы при жизни, но и речи не было о том, что столетия спустя их имена останутся на слуху, а произведения будут считаться образцами мировой классической литературы. Афины, утратив свое изначальное влияние, и вовсе были завоеваны Александром Македонским, а затем римлянами. Последние стали изучать в школах греческую литературу, хотя самой греческой империи уже не существовало. Так, литература пережила крах империи, это и заложило основной канон литературного произведения, созданного стать классикой — они способны остаться, выжить, даже если рухнула империя, сменились столетия.

Потому утверждать, что кто-то стал прижизненным классиком, как минимум опрометчиво — время еще не расставило свои приоритеты. Живи Франц Кафка сегодня, он был бы богат. Обязательно ли классический автор должен быть популярным при жизни? Здесь сложно провести какую-то закономерность.

Тот факт, что Донцова сегодня продает книгу за книгой, вовсе не означает, что несколько столетий спустя ее имя и вовсе будет кому-то известно. Евгений Баратынский некогда был крайне известным поэтом, чьи произведения распродавались на ура. Однако кто знает о нем сегодня? Если бы Франц Кафка жил сейчас, то он бы, несомненно, был бы богатейшим человеком, но он умер в нищете, так и не получив заслуженного признания и почета.

Такова же ситуация с Эдагором По, Эмили Дикинсом. А вот, к примеру, Лев Николаевич и при жизни был знаменитым писателем, жил богато, пользовался уважением современников. И даже сейчас остается одним из основоположников русской классики. Так есть ли связь прижизненной популярности и соотнесения к классике?

Принято считать, что «классика» подразумевает верность традициям — это, как было раньше, как заведено. Школьная программа по литературе или «игра в классики» Единственным источником знаний был учитель и книга. В эпоху интернета и не читающих детей, едва ли не каждый сопричастный не задумывался о том, что школьную программу по литературе давно нужно адаптировать под запросы современной молодежи, общества и имеющихся ценностей. Возможно, тогда и дети станут читающими?

Однако любая попытка изменить школьную программу по этому предмету, всегда вызывает массу недовольств в обществе. Равно как и попытка включить в нее новое произведение. Родители, выросшие на этих книгах, уверены, что такой же литературный опыт должны получить и их дети. Поэтому, несмотря на то, что попытки изменить, в том числе и кардинально, список литературы для школьников, были.

Но факт остается фактом, сегодня в России школьная программа по литературе одна из самых консервативных в мире. Уроки литературы преследуют основную цель — ознакомление с произведениями, которые входят в национальный литературный канон. Последнее же менялось вместе в изменениями в стране. Несмотря на то, что после революции правительство было готово переделать всю систему царского образования, на это просто не было средств.

К тому же положение о единой трудовой школе вышло еще в 1918 году, а вот программа к ней только спустя три года. Программа была рассчитана на 9 лет, но срок обучения из-за ситуации в стране сократили до 7 лет.

Понятно, что что-то в большинстве случаев с реальностью делать придется, но это займет время. А все, что вы испытываете, идет через ваш мозг, который постоянно исправляет имеющуюся у него модель мира на основании наблюдаемых фактов. И не забывайте, то, что вы испытываете - это крошечный кусочек реальности, и потому он может сколь угодно далеко отклоняться от реальной реальности. Попросту говоря на таких островках ада ваш мозг "учится плохому" и тому, что будет вам мешать.

Если этому не помешать, вы будете агрессивны, когда этого не требуется. Вы будете не верить, когда это несущественно. Вы будете лгать и путаться в своей лжи. А главное, даже вырвавшись из этого островка ада, ваш научившийся ему мозг, начнет воссоздавать его на новом месте. Как для вас, так и для других. И чтобы не озлобиться, не спиться, не потерять любимого человека, не сорваться в спираль ненависти, вам нужно заставить свое сознание не учиться аду.

И тут помогает комплементарная литература. Мозг при построении модели мира не очень различает реальные события и описанные в книгах. И вы дополняете свой кусочек ада книгами в которых есть справедливость, любовь, друзья, честь, доблесть... Да, это тоже виртуал, но эти книги поддерживают вашу психику в более здоровом состоянии, помогают вам пережить тяжелый период жизни. Комплементарная литература - это форма целительства. Конечно, любое целительство еще надо принять.

А если ваше сознание научилось аду, оно просто не поверит комплементарной литературе, для него это будет все вранье, сказки для детей. И это еще одна причина не сваливаться в ад, даже если вы в него попали. Из современных авторов, к таким светлым целителям я с ходу могу отнести Ольгу Куно и пару-тройку других авторов. Но в принципе, в женской литературе немало таких примеров. В мужской с мужским ГГ литературе сложнее. Но если брать за последние двадцать лет, то есть "Самый далекий берег" Бушкова, Белянин, Калбазов например, его карибская книга , Анатолий Дроздов с его Зауряд-Врачом.

Популярные группы

Формирование эмоционального интеллекта: Через переживания героев и сопереживание им, читатели учатся понимать и выражать свои эмоции, развивая эмоциональный интеллект. Усвоение культурного наследия: Литературные произведения являются важной частью культурного наследия народа и мира. Они позволяют читателям понять и оценить историю, традиции и ценности различных эпох и культур. Понимание человеческих отношений и ценностей: Литературные произведения отражают различные аспекты человеческой жизни, отношений и ценностей.

А поэт, переводчик С. Маршак всерьёз записывал в заметках, сколь много отзывов на переводы сонетов Шекспира присылали ему читатели со словами, что чтение сонетов заметно облегчало течение хронических заболеваний… Исследования, проведенные специалистом МГУКИ, преподавателем Ю. Малышевой касались литературы древнерусской, а именно «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», и выявили, что художественное чтение этих произведений в ряде лечебных учреждений также заметно облегчало состояние пациентов, воодушевляло их к выздоровлению, пробуждало душевные целительные силы. Оригинально сказал поэт В. Сосин о целительных свойствах хорошей поэзии, посвящая одно из стихотворений собрату-поэту: «Когда бы волею Всевышнего Я на Руси был главный лекарь, Стихи Евгения Мартишина Я б разослал по всем аптекам» Сам Е. Мартишин, писатель и преподаватель, признавался, что часто люди обращались к нему, говоря, что в сложных жизненных ситуациях утешались, читая его стихи, находили после чтения стихов новые силы и новую мотивацию к жизни и работе. На рекреативную роль литературы указывал писатель М.

Веллер в книге «Перпендикуляр»: «Библиотерапия. Хорошее слово. Вполне имеющее право на существование… Литература оказывает на читателя, кроме прочего, также и терапевтическое воздействие…» Нам осталось только привести здесь пример произведения, где целительная роль не выполняется вовсе. В зоопарке. Пусть даже кричат, что тут - выдвиженщина! И шесть или восемь часов перепархивать В клетке с хищной надписью "Женщина". Строки далеки от гуманистических идеалов... Но на каждое настоящее произведение искусства найдется свой зритель, свой читатель — именно в том душевном состоянии, которое изменится, динамично и позитивно среагирует на встречу. И, желая привести пример художественного произведения, не обладающего целительной силой, мы скорее признаем, что это такой пример привести мы не сможем. Мы скорее приведем пример произведения, где целительная задача автором совершенно не рассматривалась.

Но и это будет трудно: даже учебник математики структурирует память, стимулирует разум, усиливая энергопотенциал человека.

Читатель может разобраться в эмоциях и мотивации героя, соотнести их со своими переживаниями, научиться лучше понимать себя и других благодаря этому эмоциональному опыту. Это подтвердило исследование , опубликованное в 2013 году в журнале Science. Знакомит с культурным кодом Конечно, вы можете познакомиться с культурой других стран и эпох с помощью исследований или документальных фильмов, но произведения, написанные в интересующее вас время в нужной вам стране, будут источником информации из первых рук, законсервированной в слова и истории. Вы сможете на практически живых примерах прочитать, какие существовали общественные или культурные нормы, как они исполнялись и почему они были важны. Дает насмотренность Художественные тексты часто гораздо более читабельны конечно, есть и всем известные исключения: например, Толстой , чем нон-фикшн и профессиональная литература. Так что, если вам понадобится написать нехудожественный текст, вы можете поучиться у писателей тому, как сделать его более простым для восприятия.

Например, писать интересно и увлекательно вам поможет классика ХХ века: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Улучшает сон и общее состояние здоровья Чтение книг помогает снизить стресс. Это доказали американские психологи все в том же 2013 году: начиная с шестой минуты чтения пульс читателей замедлялся, как при медитации, а мышцы расслаблялись. К тому же чтение книг с бумажного носителя или электронной книги имеет успокаивающий эффект, поскольку перед глазами нет мерцающего экрана.

Наибольшим словарным запасом обладали люди, часто читавшие художественную литературу. Помогает мириться с неопределенностью Возможно, это связано с тем, что во время чтения произведения вы получаете удовольствие от развития сюжета, а не от однозначного «убийца — дворецкий», но ученые из Канады в 2013-м доказали , что систематическое чтение рассказов снижает потребность в ясности и гарантированной стабильности. Прокачивает эмпатию В отличие от публицистики или нон-фикшна, художественная литература вываливает на страницы весь внутренний мир героя, от душевных терзаний до детских травм. Читатель может разобраться в эмоциях и мотивации героя, соотнести их со своими переживаниями, научиться лучше понимать себя и других благодаря этому эмоциональному опыту. Это подтвердило исследование , опубликованное в 2013 году в журнале Science. Знакомит с культурным кодом Конечно, вы можете познакомиться с культурой других стран и эпох с помощью исследований или документальных фильмов, но произведения, написанные в интересующее вас время в нужной вам стране, будут источником информации из первых рук, законсервированной в слова и истории. Вы сможете на практически живых примерах прочитать, какие существовали общественные или культурные нормы, как они исполнялись и почему они были важны. Дает насмотренность Художественные тексты часто гораздо более читабельны конечно, есть и всем известные исключения: например, Толстой , чем нон-фикшн и профессиональная литература. Так что, если вам понадобится написать нехудожественный текст, вы можете поучиться у писателей тому, как сделать его более простым для восприятия. Например, писать интересно и увлекательно вам поможет классика ХХ века: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Из читающей Россия превратилась в страну почитывающую

  • Пушкину пора на пенсию? Преподаватели — о том, действительно ли нужны уроки литературы в школе
  • Что дает художественная литература
  • Зачем людям литература - фото сборник
  • Школьная программа по литературе или «игра в классики»
  • 6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни • Arzamas

Зачем нужно читать книги, и как приучить себя к этому?

Оно успели что-то взять хорошего от классической литературы. В зрелом возрасте, попав под перестройку, могло осознанно строить свою жизнь. Прочитанные в свое время книги, дают ценные советы из опыта их героев, а от нас требуется только уметь правильно понимать смысл, заложенный в них. К сожалению, на молодое поколение классическая литература практически никак не влияет. Это связано с тем, что в школе обучение ей поверхностное, информация, идущая из СМИ, зачастую добру и порядочности не учит, а скорее наоборот проповедует насилие и вседозволенность.

Информационные технологии "убивают" тягу к чтению, такая потребность в современном мире почти утрачена. Образ жизни настоящей молодежи никак не связан с литературой. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку" [4],- сказал как-то Луи Жан Жозеф Блан, в чем был абсолютно прав. В заключение хотелось бы отметить, что влияние классической литературы на образ жизни современного человека исключительно избирательное.

Тот, кто в свое время почерпнул знания из книг, его жизнь проходит на этой основе. В основном, такой человек является «белой вороной» в обществе, особенно в настоящее время, находит недопонимание и зачастую враждебное отношение к себе. И в противовес этому существует большая серая масса людей, которая от своей общей необразованности и неначитанности чувствует комфорт в современном мире. На них классическая литература не влияет никак, потому что они сами этого не хотят, а то и вовсе не считают нужным.

Ведь чтение подобных произведений не развлечение, не отдых, а напряженный духовный труд, требующий постоянной внутренней работы над собой. Классика зовет человека вперед, она его тревожит, раздражает, делая явными его тайные грехи и несовершенства [3]. Но нельзя забывать, что "литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым" [4] , - как справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Обогащает словарный запас Чтение художественной литературы действительно способствует увеличению активного словарного запаса, и если в случае чтения на родном языке это не так ощущается, то при изучении иностранной литературы вы точно почувствуете рост. В 2013 году проводилось исследование, в котором сравнивался объем словарного запаса и его зависимость от читательских привычек и возраста респондентов. Наибольшим словарным запасом обладали люди, часто читавшие художественную литературу. Помогает мириться с неопределенностью Возможно, это связано с тем, что во время чтения произведения вы получаете удовольствие от развития сюжета, а не от однозначного «убийца — дворецкий», но ученые из Канады в 2013-м доказали , что систематическое чтение рассказов снижает потребность в ясности и гарантированной стабильности. Прокачивает эмпатию В отличие от публицистики или нон-фикшна, художественная литература вываливает на страницы весь внутренний мир героя, от душевных терзаний до детских травм. Читатель может разобраться в эмоциях и мотивации героя, соотнести их со своими переживаниями, научиться лучше понимать себя и других благодаря этому эмоциональному опыту.

Это подтвердило исследование , опубликованное в 2013 году в журнале Science. Знакомит с культурным кодом Конечно, вы можете познакомиться с культурой других стран и эпох с помощью исследований или документальных фильмов, но произведения, написанные в интересующее вас время в нужной вам стране, будут источником информации из первых рук, законсервированной в слова и истории. Вы сможете на практически живых примерах прочитать, какие существовали общественные или культурные нормы, как они исполнялись и почему они были важны. Дает насмотренность Художественные тексты часто гораздо более читабельны конечно, есть и всем известные исключения: например, Толстой , чем нон-фикшн и профессиональная литература.

Меняется мир, темп жизни, инновации, мировоззрение, потребности. Все это влияет на кругозор и видение вещей. Если родители хотят ввести «моду» на чтение книги в жизнь своего ребенка, им следует сначала изучить потребности современного подростка, чтобы знать «что» и «как» предложить. Сейчас есть немало изданий для школьников уже 21 века, написанных в современном стиле с интересным для них сюжетом. Выбирать литературу для современного школьника нужно правильно, учитывая все его предпочтения. Нужно ли читать книги созданы в прошлом? Проанализировав несколько отраслей литературы, ответ однозначный — «да». Бесспорно, найдутся такие, кто скажет, бесконечность современной литературы очень впечатляющая и следует идти в ногу со временем. Но следует не забывать о тех авторах, которые заложили в нас основу культуры мировосприятия. Кроме мастерства написания авторов из прошлого, следует отдать должное и своей истории, которую они любили описывать в своих произведениях. Именно, читая литературу прошлых веков, мы можем узнать о стиле жизни, потребностях, которые окружали наших предков. Это наша история, наша жизнь, не следует забывать ее, а поддерживать культурное наследие, приобретенное за столетия, ведь зачем еще нужно читать книги. Зачем читать книги: 5 важных аргуметов Подытоживая все выше сказанное, можно выделить несколько основных аргументов зачем нужно читать книги, которые окончательно решат Ваш дальнейший путь в жизни: рядом с книгой или без. Дети, читают, легче воспринимают информацию, лучше усваивают обучение, запоминают информацию и с легкостью ее отражают. Через увеличен словарный запас им легко высказываться и отстаивать свое мнение. Они понимают, зачем взрослым нужно много читать книг. С профессиональной точки зрения чтения способствует продвижению по карьерной лестнице. Начитанному человеку легче адаптироваться изменениям. В данном случае, не следует забывать о чтении газет, научно-познавательных журналов. Чтение делает человека знающим и разносторонним. Но, нужно ли читать много книг? Книга для мозга человека служит как полезные ископаемые, насыщает ресурсом. Грамотный читатель знает множество путей получения желаемой информации. Чтение книг помогает преодолевать жизненные проблемы. В психологии есть термин «Книга терапия». Он отражает возможность выхода из сложных жизненных ситуаций, вплоть до улучшения здоровья. Жизненный опыт. Это основной аргумент зачем мы читаем книги. Читатель сопоставляет прочитанное в книге с жизненными процессами, что помогает избегать ошибок. Видео зачем нужно читать книги? Заключение Надеемся, данная статья помогла вам найти ответ на вопрос: «Зачем нужно читать книги»? Читайте книги, будьте образованными и всё у вас получится, а также, читайте нашу рубрику психология и понимайте суть. Авторы стараются для вас, чтобы вы нашли ответы на все вопросы.

Вдохновляйтесь красивыми и добрыми историями, и все обязательно наладится. Яркое воображение и креативное мышление В одной из своих статей редакция TutorOnline писала о самых важных навыках 21 века. Одним из этих навыков является креативное мышление. Чтобы быть успешным человеком в современном мире, ты должен мыслить нестандартно, не бояться находить оригинальные решения, преодолевать трудности и видеть альтернативы там, где казалось бы до тебя уже все придумали и сделали. Книги развивают фантазию. Именно те дети, которые любят читать с ранних лет, вырастают в инноваторов и креаторов, меняющих мир к лучшему. Мы уже говорили о том, что книги - зарядка для ума, но они еще и отличное упражнение для воображения. Формирование личности Не ютубом единым жив современный подросток. Чтение - интимный процесс. Нельзя заставить полюбить книги, к этому нужно прийти самостоятельно.

Зачем нужно читать книги, и как приучить себя к этому?

Таким образом, классическая литература в современном понимании — это не набор эталонных и безупречных текстов, перед которыми нужно преклоняться. Литература Она нужна, прежде всего, для прогресса человечества. Каждый ребёнок хотя бы однажды задавался вопросом: зачем вообще нужно читать?

5 преимуществ чтения художественной литературы

Проза (Школьная литература). Название произведения: Примеры сочинений-рассуждений: зачем нужно читать классическую литературу. Автор: Сочинения для школьников. Современный литературный сайт для поэтов, писателей, исполнителей музыки и песен. Когда вы нашли жанр по вкусу, то не сможете оторваться от литературного произведения. Есть определенные причины, чтобы читать художественную литературу и таким образом стать лучше.

Бизнес блог о главном

  • Зачем читать классическую литературу
  • Новости партнеров
  • Навигация по записям
  • Книга - друг человека. Зачем читать художественную литературу? |
  • Зачем читать художественную литературу?

Популярное в разделе

  • Популярное в разделе
  • Зачем читать книги: плюсы чтения, польза, есть ли вред
  • Зачем людям литература
  • Читайте также:
  • 10 причин, почему вам стоит читать художественную литературу

Зачем читать классическую литературу

10 причин, почему вам стоит читать художественную литературу. В статье мы поговорим о том, нужно ли читать книги, есть ли реальная польза от художественной литературы. Примером того, почему читать нужно и важно, служит героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», оставшаяся в истории мировой литературы нравственным идеалом русской женщины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий