Новости название народного промысла

Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.).

«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)

— истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). Народных промыслов очень много и без названий местности (городов, поселений и проч.) тут не обойтись, иначе просто не звучит. В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций.

Виды русских народных промыслов

Павловопосадская платочная мануфактура — единственное предприятие, где изготавливают традиционные русские платки методом набойки. Ежегодно здесь выпускается около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей из натуральных волокон. Мануфактуре придан статус народного художественного промысла России. На предприятии действует собственный музей. Здесь вам расскажут об истории павловопосадской шали, старинных и современных методах производства. Также вы сможете приобрести изделия в магазине. Детали: platki. Вышивкой занимались всей семьей, причем работали не только женщины, но и мужчины.

Технология крестецкой белой строчки — заполнение узором сетки, сделанной при помощи выдергивания нитей утка из основы ткани или путем вырезания отверстий. Таким строгим геометрическим орнаментом вышивались одежда, накидки, полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, создавались даже живописные панно. В вышивке использовали в основном лен, а также хлопок или шелк. Издревле на фабрике «Крестецкая строчка» занимались созданием изделий этого промысла, и до сих пор предприятие работает. Здесь задействованы не только мастера и мастерицы, вышивающие крестецкой строчкой, но и современные дизайнеры, чтобы создавать модные и стильные изделия, но с сохранением русских традиций. На предприятии организованы экскурсии, в ходе которых вы прогуляетесь по всем цехам фабрики, увидите процесс создания изделий, а также познакомитесь с экспозицией уникальных изделий этого вида промысла XIX века.

Мастера гжели пишут по керамике окисью кобальта, имеющей синий цвет. И это главные отличия гжели от остальных живописных народных промыслов — материал, на который наносится рисунок, и колорит. Часто на вазы, тарелки, кружки, кувшины наносятся растительные орнаменты — например, цветы и бутоны, — геометрические узоры, которые могут служить окантовкой, а также животные мотивы.

Из последних часто встречаются птицы. Благодаря фигурным мазкам и эффектам светотени гжельская роспись не выглядит скучной: подчас, любуясь ею, можно даже забыть, что она одноцветная. Кстати, крупнейший гжельский фарфоровый завод находится недалеко от Москвы — в Новохаритоново. Городец Хохлома и гжель у многих на слуху, а вот про городецкую роспись сегодня знают гораздо меньше. Между тем это невероятно жизнерадостный, яркий народный промысел, заслуживающий того, чтобы им интересовались. Изначально жанровыми сценками, фигурами лошадей, курочек и петухов украшали у прялок донца часть прялки, на которой сидит пряха во время работы. Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности. Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера.

Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску. Городецкие узоры, как правило, пестры, броски. В городецкой росписи есть три вида канонической композиции.

Изделия изготавливаются в несколько этапов: Сначала мастера выливают предметы из высококачественной смеси и обжигают их. Далее осуществляют роспись. Рисунок выполняется одной краской кобальтом , которая после обработки приобретает синий цвет. Вещество разбавляется водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются растительные мотивы. Узор выводится на поверхность точно и быстро. Последний этап — покрытие глазурью и контрольное обжигание, чтобы сохранить рисунок и сделать изделие долговечным. Изначально гжель была многоцветная, а в XIX веке основными оттенками стали — синий и белый.

Однако цветные изделия в технике гжель встречаются и сейчас.

Сейчас традиции хохломской росписи продолжает фабрика «Хохломская роспись». Здесь не только создают традиционные изделия, но и развивают промысел. Художники фабрики разрабатывают новые направления: модные аксессуары, включая сумочки, украшения, платки, мебель, предметы интерьера. Это позволяет промыслу оставаться актуальным. Резьба и инкрустация по дереву также встречаются в Семеновском районе.

Дамы и кавалеры Городецкая роспись совсем другая. Мотивы художников — жанровые сценки с «дамами» и «кавалерами», лошадки, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с «розанами» и «купавками». Роспись возникла из резьбы по дереву и инкрустации, которой украшались донца городецких прялок из мореного дуба. В конце ХIХ века донца стали расписывать. Сейчас в Городце расписывают мебель и кухонную утварь. Работает фабрика «Городецкая роспись».

Не менее известна городецкая резьба по дереву. Яркие краски Анилиновыми красками ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета творится полховско-майданская роспись. Село находится на юге области, в Вознесенском районе. Свистульки, матрешки, шкатулки, грибы и самоварчики с цветами и райскими птицами производят и сейчас. Каменные звери В селе Борнуково Бутурлинского района работает фабрика, на которой изготавливают фигурки животных из поделочного камня. Когда промысел только появился, для поделок использовали местный ангидрит, который добывали в пещере, расположенной рядом с селом.

В советские годы при попытке разработки месторождения взрывным методом вход в пещеру был завален. Сейчас зверушек вырезают из привозного камня.

7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени

Для посетителей на фабрике проводят экскурсии по производству, во время которых знакомят с мастерами ремесла. В конце программы каждый гость может самостоятельно разукрасить шкатулку или панно по мотивам излюбленных федоскинских сюжетов: с изображением тройки лошадей, натюрмортов, чаепитий и пейзажей. Автор: Александр Кожохин Богородская резьба по дереву Cело Богородское — родина народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Сначала крестьянские ремесленники продавали свои поделки у стен Троице-Сергиевой лавры. Но вначале XX века они объединились и открыли школу художественной резьбы по дереву.

Хохлома отличается от остальных особенной технологией росписи. Отличительная черта - нанесение черной краски и киновари на золотой фон. Чтобы позолотить посуду, мастера натирали ее порошком из олова, после чего наносили слой масла олифы и ставили в печь. Из-за высокой температуры олифа становилась желтой, и олово казалось золотым. Мастера наносили узоры и орнамент кистью вручную. Дорогие сервизы прорисовывались особенно тщательно.

Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках. Платки Павловского посада Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название. На местных ярмарках, которые часто устраивались на центральных площадях, узорные шали расходились на ура. Там можно было приобрести цветные платки с разнообразными узорами - полевыми цветами, розами, букетами и листьями. Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер.

Современные платки делают с помощью специальных печатных машин. Ростовская финифть Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов - один из них.

Первый советский нарком просвещения А. Луначарский считал развитие декоративного искусства одной из важнейших культурных задач.

Народные мастера были объединены в артели, мастерские и фабрики. Кроме того, к созданию художественных изделий привлекались талантливые самоучки, работающие самостоятельно, а также профессиональные художники. Промыслы Дагестана. Источник Первыми на путь создания новых сюжетов стали мастера Палеха.

При советской власти первые предприятия народных художественных промыслов были организованы в 1917—1919 годах на базе артелей, возникших ещё в дореволюционный период. В течение нескольких десятилетий художественные народные промыслы находились в системе промысловой кооперации и сохраняли структуру артелей. Особенность данных предприятий заключалась в коллективности творческого процесса, объединяющей мастеров и художников народного декоративного искусства, использовании высококвалифицированного ручного труда и несложных вспомогательных приспособлений. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института.

Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья. Такое положение дел продолжалось до 1956 года, когда артельщина была официально запрещена и в течение нескольких лет разогнана по укзанию хрущёвцев. Причём, стоит сказать, что не просто разогнана, а забрана появившимися таким образом «красными директорами» от партократии.

Источник Первые советские ламповые приемники 1930 г. Одной из самых заметных черт брежневского социализма был постоянный дефицит товаров широкого потребления. Причина дефицита в брежневские годы общеизвестна: советская промышленность того времени являлась государственной, плановой и гибко реагировать на изменения спроса была не способна. В сталинский период времени ситуация была совершенно иной.

В стране трудились десятки тысячи промкооперативов, сотни тысяч кустарей. Все производственные артели и кустари относились не к государственной, а к так называемой «местной промышленности». Если в брежневские времена, например, в некоем городке не хватало конфет, то, чтобы удовлетворить спрос, нужно было вносить изменения в пятилетние планы. В сталинском СССР вопрос решался самостоятельно, на местном уровне.

Через месяц город бы заполнили торговцы, изготавливающие конфеты кустарным способом, а через два месяца к ним присоединились бы производственные артели. Хрущёв в 1956 году «волевым решением» ликвидировал этот мощный сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара. Хрущёв постановил к 1960 году полностью передать государству тем самым «красным директорам» партократам все артельные предприятия. Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причём им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукции.

Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату.

Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками. По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства — честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил её, как от злоупотреблений и коррупции госчиновников, так и от ростовщического частного капитала. Артели и кооперативы прививают принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся.

Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны. В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей.

Столица народных художественных промыслов Чем живут нижегородские предприятия НХП в современности Народные художественные промыслы в России занимают особое место в экономике, культуре и истории. Ещё в советские времена сектор НХП был мощным локомотивом по реализации экспортной продукции — и эта тенденция сохранилась. Ведущую роль в сфере народных промыслов занимает Нижегородская область. На территории региона функционирует несколько десятков организаций, среди которых есть системообразующие предприятия федерального уровня. Две с половиной тысячи человек не просто обеспечены рабочими местами — своими трудами нижегородцы сохраняют вековые традиции, благодаря чему у региона есть особая визитная культурная карточка.

Более того, народные промыслы являются мощным ресурсом для развития различных видов туризма. Нижегородская область уникальна ещё и тем, что на её территории собраны почти все существующие виды производств народных художественных промыслов. Это сказывается на показателях — по объему выпущенной продукции местные предприятия НХП занимают первое место в Приволжском федеральном округе и третье в России после Московской области и Дагестана. Региональные власти совместно с местным Фондом развития народных художественных промыслов и мастерами проводят регулярную работу по поддержке и развитию предприятий, которые сохраняют наследие предков и вплетают его в современность. Уникальность нижегородских промыслов Изделия нижегородских мастеров одни из самых узнаваемых в стране. Фото: АО «Хохломская роспись». Любимые мотивы художников городецкой росписи — изображаемые «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, прогулок. Хохломская роспись не знает аналогов в мировом декоративном искусстве.

Городецкая роспись, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, хохлома — это лишь часть старинных известных промыслов, которые существуют в Нижегородской области. В регионе уделяют особое внимание сохранению традиционных ремесел, поскольку это и локальные достопримечательности, и производство прикладного искусства, и культурные коды, которые имеют обширный потенциал для местной креативной экономики. На текущий момент на территории области работают 27 организаций, занятых в сфере народных художественных промыслов, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством изделий. Кирова» входят в федеральный перечень системообразующих организаций, ещё 10 предприятий включены в областной список жизненноважных, поскольку оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность. Именно поэтому власти оказывали им особую поддержку в эпоху пандемии. Преимущество нижегородских промыслов заключается в том, что они крайне разнообразны: есть и художественная обработка ткани, и уникальная металлообработка, и художественная обработка дерева.

Русские народные промыслы

Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла.

Народные промыслы

Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов • Arzamas Более того, народные промыслы являются мощным ресурсом для развития различных видов туризма.
Номинация «Народный промысел» — Russian Traveler Awards 2024 В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают.

У вас включен VPN?

Кроме музейных экскурсий и мастер-классов, в Федоскино практикуется посещение производства. Гжельский фарфор Адрес: Раменский городской округ, село Речицы, ул. Мастер-классы «Рисунок» и «Лепка из глины» — 250 рублей. Мастер-класс «Роспись полуфабриката с последующим обжигом» — 500 рублей с человека. Индивидуальные экскурсии дороже: 800 рублей с человека, с мастер-классом — 1300 рублей. Тарелки, чашки, кувшины, сервизы — такая посуда украсит любую кухню. А родина этого промысла — село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. В этом районе с древних времен добывали разные виды глины, но начало производству положила белая фаянсовая масса, которую нашли здесь в 1800 году. Сегодня почти три десятка сел входят в так называемый «гжельский куст», где работают мастера этой росписи. Спустя два века технология производства гжельского фарфора почти не изменилась.

Создание каждого предмета — дело долгое и кропотливое. Каждое изделие расписывается вручную кобальтом и обжигается дважды — на очень высоких температурах. Интересно, что до обжига окись этого металла имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. Увидеть все своими глазами, приобрести красивую посуду и даже попробовать свои силы в росписи можно во время экскурсии на Гжельский фарфоровый завод. Жостовский поднос Адрес: городской округ Мытищи, деревня Жостово, ул. Дивная, стр. Этот промысел зародился в Московской области в начале XIX века — в селах и деревнях Троицкой волости теперь городской округ Мытищи. Сначала подносы делали из папье-маше, но этот материал оказался слишком хрупким и от него отказались в пользу металлических сплавов. Уникальность жостовской росписи в том, что для нее не используются трафареты или образцы.

Крестецкая строчка Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца. Каслинское литье Каслинское литье — художественные изделия скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. Каслинское литье Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим: Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы. Скульптура «Россия» Н. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г. Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру. Каслинское литье Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке.

В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году. Шемогодская прорезная береста Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Шемогодская прорезная береста Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом». Шемогодская прорезная береста В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев.

Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате Вологодская область. И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды. Варнавинская резьба по кости Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа. Варнавинская резьба по кости Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни , шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Варнавинская резьба по кости Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов. Абрамцево-кудринская резьба Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абрамцево-кудринская резьба С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода.

Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева. Абрамцево-кудринская резьба Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров. Гусевский хрусталь История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день. Гусевский хрусталь Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом.

Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор. Филигрань Филигрань или скань — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки углубления. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью в том числе финифтью , гравировкой, чеканкой. Скань Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских.

В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое. Казаковская филигрань. Шкатулка Центрами сканного дела сегодня являются: Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.

Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки. Почему это так важно? Утрата традиций — это не сброс балласта.

Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации. Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности. Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи — примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам — они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам — они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы.

И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково особенно важно. Гжель Гжелью называется и художественный промысел, и место, где он родился. Да, в общем-то, это целый гончарный край. Он объединил 27 деревень под названием «Гжельский куст». Сначала местные мастерили керамику, а когда им посчастливилось раскопать белую глину, они стали заниматься фарфором. Кстати, изначально «сине-белая нежность» была разноцветной. А мода на кобальт в Россию пришла только в 19 веке. Благодаря сине-белым голландским изразцам и китайскому фарфору на Руси появилась своя вариация этих направлений. Гжельский узор наносится черным кобальтом, а синь она обретает уже после обжига. Интересно, что каждый гжельский мастер знает около 20 оттенков синего.

Самый известный узор гжели — роза агашка. Использовать сине-белые мотивы сегодня не забывают многие: художники, создатели рекламы, модельеры и т. Подробнее про Гжель читайте в нашей статье: Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы Хохлома В 17 веке в селе Хохлома, что в Нижегородской губернии, зародился одноименный народный промысел. Здесь было много монастырей, и в мастерских при них изготавливали деревянную посуду. Она нуждалась в последующей росписи, на что местные мастера не жалели красок. Они были сочными: радикальный черный, жизнерадостный красный, богатый золотой, иногда — зеленый и желтый. На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи.

Ежегодно здесь выпускается около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей из натуральных волокон.

Мануфактуре придан статус народного художественного промысла России. На предприятии действует собственный музей. Здесь вам расскажут об истории павловопосадской шали, старинных и современных методах производства. Также вы сможете приобрести изделия в магазине. Детали: platki. Вышивкой занимались всей семьей, причем работали не только женщины, но и мужчины. Технология крестецкой белой строчки — заполнение узором сетки, сделанной при помощи выдергивания нитей утка из основы ткани или путем вырезания отверстий. Таким строгим геометрическим орнаментом вышивались одежда, накидки, полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, создавались даже живописные панно.

В вышивке использовали в основном лен, а также хлопок или шелк. Издревле на фабрике «Крестецкая строчка» занимались созданием изделий этого промысла, и до сих пор предприятие работает. Здесь задействованы не только мастера и мастерицы, вышивающие крестецкой строчкой, но и современные дизайнеры, чтобы создавать модные и стильные изделия, но с сохранением русских традиций. На предприятии организованы экскурсии, в ходе которых вы прогуляетесь по всем цехам фабрики, увидите процесс создания изделий, а также познакомитесь с экспозицией уникальных изделий этого вида промысла XIX века. А затем, конечно, вы сможете приобрести работы, вышитые крестецкой строчкой с применением ручной вышивки , в фабричном магазине.

Художественные промыслы России

Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Мы составили список из 10 народных промыслов и городов, в которых можно узнать об их истории, а может и попробовать себя в роли мастера. Русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора.

Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам

Гжель — старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель». А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву. В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву. Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие.

У вас включен VPN?

Народные промыслы России Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.
Виды русских народных промыслов О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы».
Художественные промыслы. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома.
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» приглашает к участию мастеров народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства.
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов.

Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали

Каждая кукла, кроме последней, раскладывается на две части. Существует несколько традиций росписи матрёшек. Самая известная из них — семёновская роспись. Основные её цвета — жёлтый, красный и синий. Обязательный элемент — букет из-цветов и трав на фартуке. В Дымково есть мастера, Глиной заняты с утра. Лепят барынь расписных И зверушек озорных. Дымковская игрушка Дымковская игрушка — русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины.

В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры. Едет в город Городец Покупать товар купец: Разрисованные прялки, Люльки, доски и качалки. Городецкая роспись Городецкая роспись — русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. Яркая, лаконичная, городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода.

Глухая резьба — это объемный рисунок без прорезей, с орнаментом из ростков, побегов, листьев, ветвей, цветов, ягод и шишек. Встречаются изображения полурыб-полудев, львов, коней, сиринов. Эти образы мастера видели на резных иконостасах и в рукописных старообрядческих книгах — и оттуда заимствовали. Больше всего домов с глухой резьбой сохранилось в Городце, поэтому ее и называют городецкой. Считается, что промысел зародился в начале XIX века: самый ранний образец датирован 1814 годом. Его привезли из Варнавинского уезда Костромской губернии, и сейчас он хранится в Русском музее. Расцвет глухой резьбы пришелся на 1850—70-е годы, а с 1880-х ее начала вытеснять пропильная резьба со сквозным фоном, которая была проще в исполнении и доступнее по цене. Лекции об истории нижегородских земель и путеводитель по самым интересным местам 2Хохломская роспись Александра Павловна Савинова за работой в цехе фабрики «Хохломская роспись». Ковшик малый. Из комплекта «Ковш-утка» хохломская роспись. Комплект: братина «Птица» с ковшиками хохломская роспись. Впереди на деревне заиграл в рожок пастух… Почти перед каждой избой сидел ложкарь и долбил ложки. Ярко-белые стружки в изобилии лежали кругом, свидетельствуя о том, что работа тут началась раньше солнышка». Анатолий Леман. Впечатления и заметки». Оно было одним из ранних староверческих центров. Раскольники скрывались в глухих лесах по всему Заволжью и часто меняли места жительства.. Ложкари жили отдельными селениями и уже с десяти лет начинали осваивать ремесло. В работе участвовала вся семья: старики, дети и подростки делали заготовку, мужчины обрабатывали ее с помощью резца, женщины скоблили. На ложках рисовали деревья, цветы, птиц, барынь, башни и колокольни. Делали их, как правило, из березы, реже — из клена, осины и других пород дерева.

Хохлома, вероятно, была лишь поздним отражением этого большого искусства... В XIX веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семеновского и Балакнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского - Костромской. Среди них было что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок. Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек. Дешевую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали, ромбики, мелкие розетки и листики. Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой. В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы. Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей. Жостово Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом. А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами. В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари. Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков. Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы. В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства. Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени. К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру. Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса. Гжель На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход. Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран. На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи.

Современные народные промыслы также могут стать интересной темой для журналистских расследований и статей. Исследование истории и творчества мастеров, рассказы о традициях и инновациях в народных промыслах, а также обзоры мест, где можно приобрести эти уникальные изделия, могут привлечь внимание читателей и поддержать мастеров в их усилиях сохранения культурного наследия. Современные народные промыслы в России представляют собой важное звено в сохранении культурного многообразия и национальной идентичности. Как журналист, ваша роль заключается не только в информировании, но и в популяризации этих уникальных традиций и искусства, помогая им процветать в современном мире. Следует также обратить внимание на вызовы, с которыми сталкиваются современные народные промыслы в России. Важно рассматривать вопросы, связанные с сохранением ресурсов, устойчивостью и этичными практиками в производстве, чтобы эти промыслы продолжали процветать в будущем. Помимо этого, важно освещать истории и исследования, связанные с народными промыслами. Это могут быть рассказы о влиянии промыслов на экономику и культуру регионов, а также о том, как они адаптируются к современным вызовам, таким как интернет-торговля и экологическая устойчивость. Современные народные промыслы в России представляют собой уникальное и богатое поле для исследования и журналистики. Они являются не только частью культурного наследия, но и источником вдохновения и творчества, который продолжает эволюционировать в современном мире.

Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали

Народные промыслы, ремёсла и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растёт, число мастеров неумолимо сокращается. Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году. Приобщиться к древним традициям, узнать удивительные истории, получить незабываемый опыт и накупить классных сувениров — близкое знакомство с народными промыслами открывает немало возможностей. А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий