это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому в литературе и поэзии он часто используется в сатирических целях - для более впечатляющего выражения творческого замысла, который передается посредством. Художественные элементы в литературе, использующиеся для красочного описания эмоция и явлений, примеры гротеска, как используется в литературе.
"Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём
Библиография: Эйхенбаум Б. Статьи и материалы, Под редакцией А. Долинина, изд. Брюсова, «ЗИФ», М. Вельтмана, сб.
II, 1910; Ernst Fr. I, Brux. Литературная энциклопедия. Под редакцией В.
Фриче, А. Термин «гротеск» происходит от обозначения, которое было дано античным фрескам, обнаруженным в конце 15 в. Эти фрески состояли из фантастичных и невероятных изображений: человеческих тел, превращающихся в туловища животных, фигур людей, вырастающих из чашечек цветов, и т. Наиболее ранние примеры гротеска встречаются в фольклоре и в античной литературе.
Широкое распространение гротеск получил в комической и сатирической литературе: нравы страны лошадей-гуингмов в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера», превращение носа чиновника Ковалёва в живое существо, независимое от прежнего «хозяина», в повести Н. Гоголя «Нос», градоначальник с головой-органчиком в «Истории одного города» М. Гротеск любили писатели-романтики, создававшие не только сатирические и комические, но и трагические примеры гротеска оживающая смертоносная кукла в повести Э.
Гофмана «Песочный человек», 1817, и др. Кафке превращение человека в жука в повести «Превращение», 1916. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Под редакцией проф. Горкина А. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления, и с этой стороны «гротеск» может иметь значение известного приема в области искусства вообще и литературы, в частности. Гротеск является несомненно одним из наиболее ярких приемов «остраннения» термин «Опояза» — см.
Гофмана, а из русских писателей, например, у Гоголя, который, то гиперболизирует см. Гротеск может «остраннять» данность или в сторону трагической углубленности «Страшная месть» Гоголя или наоборот в сторону комедийной плоскостности Бобчинский и Добчинский, представляющие собою раздвоение некоторого единого образа. Следует однако сказать, что о трагизме гротеска может быть речь только в условном смысле, ибо гротеск, увеличивая лишь размеры известного явления, меняя комбинацию составляющих его элементов и т. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т.
Бродского, А.
В литературе гротеск — это художественный прием, основанный на преувеличении, заострении и контрасте образов, ситуаций и характеристик персонажей. Цель гротеска — создание выразительных образов, привлечение внимания к определенным идеям и проблемам. Гротеск позволяет авторам показать абсурдность, парадоксальность и комичность мира, в котором живут их персонажи.
Что такое гротеск и история этого термина Гротеск — это средство художественной выразительности , объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска — контраст. Конфликт нескольких противоположных начал порождает любопытные формы и представления, как, например, образы говорящих кукол или маленьких уродцев, вроде Крошки Цахеса в сказках Э. В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного.
Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами. Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» «причудливый, смешной». Как сообщает этимологический словарь М. Фасмера, в основе лежит итальянское «grotta» «пещера». В XV столетии существовало определение «гротовый», относившееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животного и растительного орнамента. Подобные декоративные фрагменты были обнаружены в римских катакомбах. Предполагают, что по времени создания они относятся к эпохе правления императора Нерона. Поразительная живопись подземных пещер породила моду на сочетание странных персонажей и фигур в убранстве жилищ, отделке мебели, посуды, украшений.
Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, перевитый плющом, — это типичные образы гротескного искусства. Гротеск в литературе — это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением. В отличие от гиперболы , которая тоже склонна к преувеличениям, гротеск доводит ситуацию до крайности, делая сюжет абсурдным. В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа. Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить. Поэтому гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на то, чтобы разбудить воображение читателя.
Создавая гиперболические образы, писатели используют преувеличение как художественную условность, которая может быть обоснована «реалистически» например, гиперболы в хлестаковском «описании» жизни Петербурга — результат неудержимой страсти героя к вранью; гиперболы в произведениях М. Лермонтова — один из приемов романтического изображения героев и событий. В основе гиперболы лежит исключительное, но возможное. Границы между фантастическим и реальным размыты, но не исчезают. Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определенного художественного эффекта. Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к сну-мороку, кошмарному сну, в котором фантастические видения, будоражащие воображение, неподдающиеся логическим объяснениям, могут стать для людей ужасающей «реальностью». Возникновение гротескной образности связано со сложнейшими механизмами человеческой психики, в которой взаимодействуют сознательное и бессознательное.
"Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём
Гоголя «самым значительным явлением смеховой литературы нового времени» 1. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в других более поздних произведениях Гоголя Бахтин обнаруживал многие традиционные элементы карнавальной культуры и «гротескного реализма». В первые десятилетия ХХ века тяготение к гротеску приняло невиданные масштабы, выражая общую тенденцию европейского искусства к отображению алогичного, абсурдного, хаотичного мира. Замятин и призывал подрывать жизнь «самым страшным из динамитов — улыбкой», используя сдвиги, искажения, кривизну 3. Кузмин, К. Вагинов, Ю. Юркун составили литературное ядро группы эмоционалистов 1922 — 1925. В 1922 — 1923 гг. В прозаическом наследии эмоционалистов гротеск представлен широко и разнообразно.
Творчество Ю. Юркуна и К. Вагинова может быть отнесено к гротеску как типу художественной образности, основанному на фантастике, гиперболе, смеховой культуре. В художественном универсуме эмоционалистов гротеск присутствует и в качестве стилеобразующих примет, маркирующих различные периоды культуры, которые формировали гротеск как явление — от гротескной архаики, античного гротеска, средневековой и ренессансной смеховой, карнавальной культуры до барочного, романтического, реалистического, модернистского гротеска. Испытав всевозможные влияния мирового искусства, эмоционалисты наследовали также традиции гоголевского гротеска и карнавализации. В среде их современников-петербуржцев комические аспекты творчества Гоголя были очень популярными: в 1920-е гг. Слонимского «Техника комического у Гоголя» 1923 и В. Гиппиуса «Гоголь» 1924 , статья Вяч.
Пумпянский — прототип Тептелкина, главного героя первого романа Вагинова «Козлиная песнь». Назову некоторые элементы народной смеховой культуры, которые сближают прозаическое наследие эмоционалистов с творчеством Н. Интерес к народно-праздничной и ярмарочной жизни. Тематика праздника, вольно-веселая праздничная или ярмарочная атмосфера определяют сюжет, образы и тон рассказов из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Мотивы русской ярмарки, балагана, скоморошества, образы балаганных персонажей в карнавальном и трагическом обличье встречаем в рассказе Ю. Юркуна «Петрушка» 1921 : «из-за кулис появляется огромное лакированное деревянное лицо Петрушки. Превосходящий всякую карикатурность нос не то шведа, не то англичанина» 4 , образ балаганного зазывалы «выползает оборванный с синим, малиновым и зеленым лицом раешник. Кузмин в своем творчестве разных лет неоднократно обращался к теме карнавала и маскарада.
Изобразил он и итальянский карнавал, вольных дух которого так восхищал Гоголя 6 : римский карнавал в романе «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» 1916 и венецианский в повести «Из записок Тивуртия Пенцля» 1920. Герой «Записок», молодой немец из Кенигсберга, так описывал Венецию времен «спора двух Карлов» — Гоцци и Гольдони 1760 — 1770-х гг. Но пусть! В этой веселой, смеющейся колыбели забываешь, действительно, все, кроме масок, концертов, опер, комедий, аббатов, чичисбеев, комедиантов, гондольеров, маленьких Терцинеточек с их шоколадом, попугаями, собачками и обезьянками, кроме влажного неба и небесной воды. Пение, пение, пение! Не то духовный концерт у сироток, не то колыбельная, не то баркарола — заупокойный карнавал!.. Что-то последнее чудится мне в этих вздохах любви» 7 ; и далее: «до сих пор не могу привыкнуть к маскам.
Бог в ненакрашенных губах Арбузы делают — бабах! Или изначально поэт создает мир комическо-уродливым, чтобы показать отражение мира реального через него. Карнавализация — один из приемов гротеска, который связан с ощущением конца, эсхатологическими настроениями.
Разрушение границ миров, возможность притронуться к «другому» миру — все это кажется доступным, в этом проявляется позиция к божьему миру как к мнимому и надменно возвышенному. Автор в стихотворениях описывает конец эпохи, конец определенного этапа. Ткну пальцем в небо — сразу в небесах они ведь хрупче, нежели просвирки свистит дыра, похожая на страх, что не свистит, а просто прёт из дырки, Из пасти ангела опять несёт тунцом а надо бы сырыми снегирями — так будет пахнуть мир перед концом: немытыми недели две huяmi; и зренье превратится в порошок и, как дорожка, ляжет нам под ноги… С отдельно взятым богом хорошо гореть в аду, отдельно взятом в боге. В этом стихотворении автор одновременно и создатель пространства, и герой, участник описываемых ситуаций. По мнению ученого Е. Смышляева, автор, становясь героем своих произведений, выступает в качестве фиксатора собственного творческого акта. С помощью этого приема расширяется точка зрения поэта. Через карнавализацию и гротеск поэт формирует поэтическую картину мира в стихотворении как кризисную, переломную. Карнавальная культура предполагает связь с критичным, переходным этапом любой сферы бытия. Деконструируя созданные им миры, поэт пробивается в скрытую их сущность, раскрывая таинственное.
Ерофеев и др. К характеристике гротеска Концепция гротеска восходит к Ренессансу, когда были открыты римские орнаменты, состоящие из причудливых комбинаций животных, растительных и человеческих черт. Бахтин связывал гротеск с карнавальной культурой и проследил эволюцию этого художественного приема от Рабле до романтизма, в котором гротеску придавалось особое значение. Если в карнавальной и возрожденческой традиции сочетание противоположностей - смерти и рождения, высокого и низкого, красоты и безобразия - воплощает "противоречивое единство умирающего и возрождающегося мира", то в романтическом гротеске на первый план выдвигается кричащий диссонанс, выражающий трагическую несовместимость идеала и действительности, омертвение, автоматизацию жизни, искажение ее сущностных черт. В модернизме традиция романтического гротеска получает новое продолжение - в гротескных образах Андрея Белого, Федора Сологуба, Кафки, Джойса, Хармса - оформляется попытка "воплотить хаос, стоя на хаотической точке зрения" выражение Й. В советском литературоведении сложилась концепция "реалистического гротеска" Гоголь, Щедрин, Маяковский, Брехт, Булгаков , в котором "гротескный мир не просто назван, существует не номинально, он воспроизведен во всем объеме, разанатомирован до мелочей, уснащен десятками выразительных подробностей. В русской культуре особая роль в формировании гротескной эстетики принадлежит Гоголю, который, как показал в своих исследованиях Ю. Манн, соединил свойства карнавального романтического и реалистического гротеска. По мнению этого исследователя, для гоголевского гротеска характерны такие черты, как "универсализация", связанная с нагнетением однородных искажений здравого смысла и невероятных комбинаций в пределах одного образа: "Углубление смысла происходит за счет того что "глупость" следует за "глупостью".
И тогда в какой-то момент читателю открывается, что лиц и событий иного порядка не будет и не может быть и что это унылое течение пошлости и "называется жизнью". Другим важным свойством гоголевского гротеска является "логика обратности", при которой "недостойный счастливее достойного; словом, моральные нормы также ставятся с ног на голову. В то же время "соприкосновение, казалось бы несовместимых явлений", например, низкого и высокого не обязательно окрашено у Гоголя в комические тона. А в "Шинели" традиционный романтический мотив автоматизации, подчинения личности власти вещи раскрывает "могучую внутреннюю силу", скрытую в несчастном Акакии Акакиевиче.
Здесь задействован гротеск. Чего стоят череп, подвешенный на гусиной шее, или танцующая вприсядку мельница. Будоражащее зрелище героиня наблюдает в убогом шалаше, где пляшут фантасмагорические субъекты. Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» также включают гротескный образ. Герой страдает бредовыми видениями, которые составляют психологическую часть всего происходящего.
Он борется со злом, которое для него сосредоточено в старухе-процентщице. Ее жуткий смех одолевает парня в сновидениях. В итоге эпическая борьба становится такой же нелепой, как между Дон-Кихотом и ветряными мельницами. Раскольников не в состоянии одолеть зло. Чем сильнее его желание убить, тем крепче он прирастает к нему. Сон Раскольникова Переплетение с реальностью Художественные образы, созданные с использованием гротеска, предстают перед читателями как нечто абсурдное и лишенное здравого смысла. Нотки экспрессии и эмоций становятся более выразительными благодаря тому, что неправдоподобная образность органично существует и взаимодействует с предметами и ситуациями из реальной жизни.
Гротеск — психология
Границы гротеска - Вопросы литературы | Примеры гротеска в литературе. |
Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск) | Вообще литература гротеска описывает весьма существенное пространство культуры. Есть определенное толкование гротеска, как некоторой символистической химеры. |
Гротеск в поэзии Кальпиди
Таким образом, гротеск в повести Гоголя «Нос», который возникает из фантастической обусловленности, открывает целое пространство для развития героев и сюжета. Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 20-х годов. Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма. как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и гротеска несут в себе трагический зловещего; образы смысл. Гротеск в русской литературе исследуют Сергей Зуфарович Иткулов, посвятивший свою работу творчеству Гоголя, в широком контексте русской литературы ХХ века рассматривает гротеск Ольга Петриашвили.
Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
Мировоззрение художественное мировоззрение может существовать только в сформированном виде, как художественная форма, как прием. С другой стороны, прием - это оформленное мировоззрение, модель мира - как ее строит художник. В литературоведении существует стойкое представление: гротеск не может быть вписан в единый ряд с прочими тропами, он есть не стилистический прием и не фигура речи, но - базовый принцип художественного осмысления художественного моделирования бытия. Так, Ю. Манн предлагает «... Николаев рассматривает гротеск «в качестве принципа, организующего не те или иные отдельные моменты повествования, а художественную структуру в целом»3 курсив мой. Вместе с тем нерешенным остается принципиальный вопрос «гротесковеде-ния» - вопрос о взаимодействии базовых компонентов гротеска, тех конститутивных элементов художественного мира, которые сталкиваются в гротесковом образе. Причем проблема, которая стоит перед нами, неаналитического или интерпретационного свойства, но свойства методологического или, если быть более точным, эпистемологического. Проблема гротеска в принципе не решаема в рамках текстоцентристской или логоцентристской литературоведческой парадигмы. Феномен текста, проблемати-зируемый структурализмом и постбахтин-ской филологией, которая вносит в структурализм функциональное начало, но в ограниченных пределах, мало говоря о стоящих «за» текстом и «перед» текстом мен -тальных, когнитивных структурах , - недостаточное основание для разговора о словесном искусстве, о литературе, которая, как говорил еще Л.
Толстой, есть «одно из средств общения людей между собой»4. Если внимательно читать классика, то окажется: для квалифицированного разговора о литературе недостаточно проанализировать «средства» искусства тексты ; требуется вести речь и о «людях» ментальных, концептуальных системах, которые сталкиваются на поле текста , и даже о «между», которое маркирует различия в данных системах. Иными словами, необходимо говорить не о поэтике текста, но о поэтике дискурса - динамической процедуры тексто-построения и тексторецепции, в рамках которой учитываются и ментальные, когнитивные структуры, относящиеся к суверенитету и того, кто «пописывает», и того, кто «почитывает». И здесь явно недостаточным представляется инструментарий классического литературоведения XX в. Барта - равно как и читатель. Для решения проблемы гротеска как это уже было сделано в рамках проблемы метафоры необходимо привлечение смежных дисциплин - психолингвистики, когнитивной лингвистики и т. В качестве основного, инвариантного признака гротеска, вслед за М. Бахтиным, ученые выделяют амбивалентность. На наш взгляд, это верно.
Вместе с тем необходимо применительно к гротеску прояснить понятие амбивалентности, которое у М. Бахтина используется в качестве рабочего термина, но не получает, как нам кажется, должной теоретической разработки, так как складывается на основе общих логоцентристских представлений ученого. Считая текст, высказывание высшей и единственной инстанцией культуры, ученый не учитывает ментальных, когнитивных предпосылок формирования гротескного образа и драматического в своей основе процесса претворения ментального в текстовое креативная фаза литературнохудожественного дискурса , а также - столь же драматических - смыслопорождающих последствий работы гротескового текста рецептивная фаза литературно-художественного дискурса. Отсюда - представление о метаморфизме как основной черте амбивалентности. В феномене амбивалентности М. Бахтин подчеркивает динамический характер взаимодействия полюсов гротеска: «Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Конечно, это красиво: «беременная смерть, рождающая смерть»6, но не попадаем ли мы здесь опять во власть бахтинских метафор, которые, при всем их блеске и значительной объяснительной силе, все-таки не вполне соответствуют принципам научной точности, да и принципам здравого смысла, исходящего в конечном итоге из факта четкого структурирования семантических полей, четкой дифференциации лексико-семантических парадигм.
Специфика гротеска в малой прозе М. Ковалёва, Волгоград. Гротеск в романе М.
Осоргина «Сивцев Вражек». Козьмина, Екатеринбург — Москва, О. Федунина, Москва. Функции снов и картина мира в романе-антиутопии «Мы» Замятина и «Приглашение на казнь» Набокова. Козьмина, Екатеринбург — Москва. Гротескная образность в романе В. Набокова «Приглашение на казнь. Зусева, Москва. Формы и функции гротеска в романе В. Набокова «Дар».
Рягузова, Краснодар. Гротеск в творческой интерпретации В. Александрова, Нижний Новгород. Поэтика гротеска в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Бойко, Москва. Гротеск в литературе и в действительности: Булат Окуджава. Прохоров, Коломна. Специфика гротеска в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки».
Воронцова, Волгоград. Персонажи Джона Барта как «гротески». Скачкова, Самара. Фантастика как форма сатирического изображения общества в романе Вл. Орлова «Шеврикука».
Ковалёва, Волгоград. Гротеск в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек». Козьмина, Екатеринбург — Москва, О. Федунина, Москва. Функции снов и картина мира в романе-антиутопии «Мы» Замятина и «Приглашение на казнь» Набокова. Козьмина, Екатеринбург — Москва. Гротескная образность в романе В. Набокова «Приглашение на казнь. Зусева, Москва. Формы и функции гротеска в романе В. Набокова «Дар». Рягузова, Краснодар. Гротеск в творческой интерпретации В. Александрова, Нижний Новгород. Поэтика гротеска в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Бойко, Москва. Гротеск в литературе и в действительности: Булат Окуджава. Прохоров, Коломна. Специфика гротеска в поэме Вен. Ерофеева «Москва — Петушки». Воронцова, Волгоград. Персонажи Джона Барта как «гротески». Скачкова, Самара. Фантастика как форма сатирического изображения общества в романе Вл. Орлова «Шеврикука». Карелин, Тула.
Не думаю, конечно, что сам Картасар согласился бы с таким моим определением содержания его повести, но я, естественно, даю свой взгляд на его произведение — «взгляд читателя» да простят меня потомки! Он не находится в поиске, он пребывает, скорее всего, в «потреблении», и потребляет то, что ему удается заполучить, все начиная от эстетики и заканчивая «деревом» в последней сцене. Хроноп, «человек необыкновенный», не способен потреблять и усваивать из самого принципа, заложенного в его архетип. Это созерцатель и создатель, творческая личности, с точки зрения «фама», неприспособленная к жизни. Тем не менее, и те и другие живут, по мнению Картасара очень хорошо, и даже находят возможность терпеть друг друга, не вступая в конфликт. Тут скорее конфликт сознаний, конфликт понимания вещей, усваиваемый двумя противоположными архетипами, нежели «вооруженный конфликт». Это борьба двух эстетик, в центре которой оказываются в итоге «надейки».
Гротеск и чертовщина
Многие наивно полагают, что гротеск у По создается путем нагнетания чернухи, мрака или сумрака на выбор — что легче! В действительности, и об этом мало кто из числа подражателей задумывался, уЭдгара По практически ни в одной новелле нет пресловутой «мрачной атмосферы» с соответствующей атрибутикой, кроме разве что «Падение дома Ашеров» или «Маска смерти». Его герой - это провинциал, иногда алкаголик, как в «Черном коте», иногда интеллектуал, как в серии рассказов о детективе Дюпоне, иногда дворянин высокого звания и рода — в принципе абсолютно банальные персонажи той эпохи и той литературы. Атмосфера, окружающая персонажа его новелл, самая обыкновенная, банальная, полностью соответствующая тому месту в обществе, которое он занимает, даже более того, выписанная с мельчайшими подробностями, буквально с бытовой мелочевкой. Если разобраться и рассмотреть все эти персонажи и окружающую их атмосферу, то можно довольно быстро убедиться, что герои Эдгара По - это почти те же самые люди, что и персонажи О. Генри, но какая все-таки разная реальность!
Причем, формулировка сюжета, основанная на механизме парадокса, когда в финале зрителя ждет самое совершенно неожиданное открытие, у О. Генри сделана даже лучше, причем с более глубокой силой иронии и сарказма чего стоит только рассказ «Вождь краснокожих» или «Родственные души»! Сюжет-парадокс, то есть сюжет, когда в финале все выворачивается наизнанку - это довольно распространенный в действительности механизм, основанный на противоречии, между завязкой и концом. Но только в новеллах По здесь добавляется еще и парадокс на парадоксе, который как раз и ломает голову зрителю читателю. И не стоит тут упирать на «особый язык», он у великого американского новеллиста буквально в пяти - шести новеллах, например: это «Вильям Вильсон», «Король чума», «Лигейя» и ряд других.
И тут читатель становиться в полный тупик, поскольку ищет логичное объяснение, а его нет. Ему приходиться додумывать самому, почему Вильяма Вильсона преследовал его фантастический двойник, кто такой черный кот и где оказался персонаж из «Рукописи найденной в бутылке». Нет объяснения от автора, нет буквального толкования, точнее, ответа, который как раз и ждет читатель. Вот за это Эдгара По и упрекали в «нереалистичности», а как будто нужна какая-то реалистичность! Единственный писатель, который точно сумел воспроизвести этот феномен новелл Эдгара По, это был Акутагава Рюноскэ, великий дракон японской литературы.
Акутагава Рюноскэ обладал также как и Эдгар По удивительной способностью заставлять читателя думать, ломать голову, выбирать для себя ту позицию, которая наиболее ему, читателю, понятна. И действительно ответов не найти ни у По, ни у Акутагавы, мало того, что в финале все и вся становиться на голову, но к тому же, конечный ответ от автора, как бы объяснение событий, не дается, а остается за кадром. Новелла «В чаще», относится к разряду зацитированных просто до предела. Но до сих пор никто так и не смог понять смысл этой головоломки. Сюжет детективный: расследуется убийство и несколько людей, участников событий, включая даже и потерпевшего т.
И возникает ситуация, когда истину приходится выбирать именно самому читателю, на основании вышеизложенного текста, поскольку сам автор произведения ответов не дает. Кто из всех трех говорил правду? А может быть, солгали все трое, включая даже покойного? Это действительно головоломка! В свое время великий японский режиссер Акира Куросава якобы дал таки ответ, введя в сюжет четвертое лицо второго непосредственного свидетеля событий в фильме «Ворота Расемон».
Но я не думаю, что он был прав, поскольку истина как раз и заключается в том, что головоломка должна остаться головоломкой.
И если в повести «Портрет» он ещё силён, то в «Шинели», «Невском проспекте» и даже «Носе» уже носит характер анекдота, недостоверного слуха, городской легенды. Фантастика растворяется в городской реальности и, обрастая многочисленными вещественными деталями и подробностями, обретает правдоподобие.
Продолжателем гоголевской традиции стал М. Булгаков, в его сатирических повестях гротеск, то есть фантастическое преувеличение, тоже смешивается с абсурдом окружающей действительности. Замятина, — излюбленный приём писателя.
Но гротесковые образы у Булгакова создаются не только на фантастической основе, многие из них легко соотнести с реальностью, ведь окружающая действительность настолько абсурдна, что сама порождает удивительные гротескные формы. Гипербола — это образное выражение, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении, употребляемая для большей выразительности. В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т.
В литературе гипербола — средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф.
Достоевский , и дольше века длится день Б. Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления.
Сатирический образ гротеск. Гротескное изображение.
Примеры литературного гротеска. Понятие гротеск. Гротеск в современной литературе. Прием гротеска.
Гротеск картинки для презентации. Гротеск примеры из художественной литературы. Гротеск это в литературе кратко. Гротеск из произведений.
Гротеск в произведениях Чехова. Ирония у Салтыкова Щедрина. Гротеск в диком помещике. Гротеск термин.
Гротекс литературе примеры. Гротеск и его значение. Лексические средства. Лексические средства примеры.
Гротеск в литературе произведения. Моор первые шаги французского министра. Гротеск вид художественной Образности. Гротеск примеры примеры.
Гипербола и гротеск. Гротеск средство выразительности примеры. Гротеск в художественной литературе. Художественный образ в изобразительном искусстве.
Гротеск в изобразительном искусстве. Никас Сафронов Неуловимая.
Бахтин связывал гротеск с карнавальной культурой и проследил эволюцию этого художественного приема от Рабле до романтизма, в котором гротеску придавалось особое значение. Если в карнавальной и возрожденческой традиции сочетание противоположностей - смерти и рождения, высокого и низкого, красоты и безобразия - воплощает "противоречивое единство умирающего и возрождающегося мира", то в романтическом гротеске на первый план выдвигается кричащий диссонанс, выражающий трагическую несовместимость идеала и действительности, омертвение, автоматизацию жизни, искажение ее сущностных черт. В модернизме традиция романтического гротеска получает новое продолжение - в гротескных образах Андрея Белого, Федора Сологуба, Кафки, Джойса, Хармса - оформляется попытка "воплотить хаос, стоя на хаотической точке зрения" выражение Й. В советском литературоведении сложилась концепция "реалистического гротеска" Гоголь, Щедрин, Маяковский, Брехт, Булгаков , в котором "гротескный мир не просто назван, существует не номинально, он воспроизведен во всем объеме, разанатомирован до мелочей, уснащен десятками выразительных подробностей. В русской культуре особая роль в формировании гротескной эстетики принадлежит Гоголю, который, как показал в своих исследованиях Ю. Манн, соединил свойства карнавального романтического и реалистического гротеска. По мнению этого исследователя, для гоголевского гротеска характерны такие черты, как "универсализация", связанная с нагнетением однородных искажений здравого смысла и невероятных комбинаций в пределах одного образа: "Углубление смысла происходит за счет того что "глупость" следует за "глупостью". И тогда в какой-то момент читателю открывается, что лиц и событий иного порядка не будет и не может быть и что это унылое течение пошлости и "называется жизнью".
Другим важным свойством гоголевского гротеска является "логика обратности", при которой "недостойный счастливее достойного; словом, моральные нормы также ставятся с ног на голову. В то же время "соприкосновение, казалось бы несовместимых явлений", например, низкого и высокого не обязательно окрашено у Гоголя в комические тона. А в "Шинели" традиционный романтический мотив автоматизации, подчинения личности власти вещи раскрывает "могучую внутреннюю силу", скрытую в несчастном Акакии Акакиевиче. Влияние Гоголя на литературу 1960 - 1970-х очевидно: оно отчетливо дает о себе знать уже в прозе Синявского и Даниэля, а затем доходит до таких прямых парафразов гоголевских сюжетов, как, например, "Шапка" В. Войновича "Шинель" или "Полтора квадратных метра" Б.
15. Гротеск в литературе 1960-х–1970-х годов (в. Аксенов, в. Ерофеев и др.)
Чуковский, «О Чехове», 1915 г. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925—1928 г. Бахтин называл это смешение амбивалентностью и возводил к карнавальной культуре , смешное и ужасное а также любые промежуточные эмоции. Игорь Сухих, «Заблудившаяся электричка», 2002 г. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н. Гоголь «Нос» , М. Салтыков-Щедрин сказки, «История одного города» , к гротеску неоднократно прибегает В. Маяковский «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др. Использует гротеск А.
Но вместе с этим такие свойства могут оказаться реалистическими, основанными на жизненных фактах. Лермонтов в своих произведениях использует гротеск для романтической окраски событий и действующих лиц. Их характеристика находится на грани между возможным и исключительным.
В ходе создания причудливых образов размываются, но не исчезают, границы между фантастическим и реальным. Гротеск в литературе Создание В основу художественного приема входит немыслимые аспекты, которые так нужны автору для достижения задуманного эффекта. Другими словами, это фантастическая гипербола, потому что праздное преувеличение имеет реальные черты. Гротеск же походит более на кошмарный сон, в котором ужасающие фантастические видения не имеют никакого логического объяснения, и в некоторых случаях становятся страшной «реальностью» для человека. Это интересно! Возникновение гротеска связано со свойством человеческой психики создавать сложнейшие механизмы мышления и воображения. Образы, созданные с преувеличением, чрезмерно впечатляют читателей, поэтому нередко являются в сновидениях персонажей отечественных писателей. В таких моментах часто применяется гротеск. Наиболее ярким примером причудливых сновидений считаются сны Раскольникова и Татьяны Лариной.
Автор подбирает заглавие «Опись», словно градоначальники — это вещи или чьё-то имущество. Этот сатирический подтекст сразу же «расчеловечивает» правителей. Имена тоже подобраны под стать: Бородавкин, Баклан, Угрюм-Бурчеев. Причём «говорящие фамилии» здесь не просто служат для характеристики, но и раскрывают отношение автора к героям. Своими подвигами и деяниями. Однако Салтыков-Щедрин пародирует и это, описывая смешные, а порой и нелепые действия градоначальников, прототипами которых стали монархи: «летал по воздуху», «умер от объедания», «спалил тридцать три деревни», «засадил берёзками улицу» и так далее. Городом Глуповым правит 22 градоначальника, и Салтыков-Щедрин указывает эту цифру неслучайно: первым самодержцем на Руси был царь Иван Грозный, со времён которого до издания книги сменилось как раз 22 правителя. Иногда автор указывает реальных лиц, например Бирона или Разумовского, специально даёт даты, чтобы создать комический эффект. Например, он чётко разграничивает, что в 1762 году к власти пришел Брудастый, который «прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки» брудастыми называли тогда гончих собак.
Автор смеётся главой «Органчик» над обстановкой, ведь Брудастый, по оценкам архивариусов, правил очень хорошо: «привёл в порядок недоимки». Получается, чтобы править городом, достаточно обладать психологией начальника — говорить «Не потерплю! Иногда Салтыков-Щедрин списывает образы с людей, с которыми сталкивается по государственной службе. Например, за пустоголовость идей, «начальническую психологию» тульский губернатор Шидловский попадает на страницы книги под именем Прыща — фаршированной головы. За жизнеописанием Беневоленского, «страстного законодателя», скрывается образ Сперанского. Автор этого не скрывает, говоря в описи: «товарищ Сперанского по семинарии». За Угрюм-Бурчеевым, военным деятелем, который хотел переделать весь Глупов в военный городок, но потерпел поражение, можно легко угадать Аракчеева. Смешивая реальные детали и фантастические дополнения, писатель подчёркивает абсурд происходящего. Сочетание гиперболы, гротеска, иносказаний в каждом образе требует от читателя умения вчитываться в сатирический мир произведения.
Аллегорические образы градоначальников служат в произведении лишь одной цели — пародийно представить картину русской жизни 1731—1825 годов. Автор не делает копии с исторических событий, а лишь намекает, создавая модель универсального города и его обитателей. С одной стороны, Салтыкову-Щедрину важно показать, что происходящее — не повод для смеха.
Литература
- Определите, что мешает получать пятёрки
- Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
- Содержание
- «Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём — Русский язык на отлично
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Примеры гротеска в литературе
- Фантасмагория и гротеск в литературе — 187 книг
- Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
- История гротеска
- Гротеск - определение, значение и примеры в литературе
- Библиотека
Прием в литературе
- Значение слова «гротеск»
- Что такое гротеск и история этого термина
- Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)
- Значение слова «гротеск»
Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана
Что такое гротеск в литературе 8 класс. Что такое гротеск в литературе. Использование гротеска в литературе. В литературе гротеск используют для достижения нескольких целей. В позапрошлом году вышла книга Ю. Манна «О гротеске в литературе», содержащая теоретическое рассмотрение проблемы литературного гротеска, характеризующая место гротеска в реализме. ГРОТЕСК в литературе — один из видов типизации (преим. сатирич.), при к-ром деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов. Термин «Г.» (итал. grottesco, от grotta — пещера, грот).
15. Гротеск в литературе 1960-х–1970-х годов (в. Аксенов, в. Ерофеев и др.)
Вообще литература гротеска описывает весьма существенное пространство культуры. Есть определенное толкование гротеска, как некоторой символистической химеры. Гротеск — это особый стилистический прием, который используется в литературе, изобразительном искусстве, а также в дизайне и рекламе. Гротеск в литературе возникает тогда, когда реальное и фантастическое сталкиваются в едином образе (чаще всего это гротесковый персонаж).
Гротеск - примеры из литературы
Слово гротеск в литературе Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма. Grotesque от французского причудливый. В литературоведении советского периода, ориентированном, прежде всего, на канонизацию методологических основ литературы реализма, гротеск был выведен за рамки официального научного дискурса и причислен к инструментам буржуазной идеологии в науке и искусстве. Гротеск — это особый стилистический прием, который используется в литературе, изобразительном искусстве, а также в дизайне и рекламе. Гротеск — это особый стилистический прием, который используется в литературе, изобразительном искусстве, а также в дизайне и рекламе.