Самым важным на Радоницу называют молитву, которая будет действеннее, если поминающий в этот день причастится. Считается, что душа умершего уже не может совершать добрые дела, чтобы умилостивить Бога, и нуждается в помощи близких. Как проводится поминовение умерших родственников после похорон? В христианской вере существуют определенные дни, предназначенные для поминовения усопших. С тех пор я усилил молитву за умерших и тебе советую поминать умерших родственников».
Как поминают усопшего в церкви
Нет ничего удивительного в том, что многие люди приобретают их для похорон своих умерших близких или родных. Между тем, церковнослужители полагают, что место таким венкам есть лишь у мемориалов или памятников. На кладбищенских захоронениях их можно размещать только по истечении сорока суток с момента ухода человека в иной мир, то есть после того как душа его успокоится, обретет мир.
Поэтому такие моменты - просто случайность, не более того. Бывают, что люди намеренно несут порченные-просроченные продукты.
Самим не надо, выкидывать вроде бы как грех, а тут и совесть чиста, и от пищевого мусора избавились. Но честно скажу: уж лучше в мусорку. Благодарности от такой "милости" вы ни от кого не увидите. Просто подумайте логично: если Вы пожертвуете Богу за свою просьбу бесполезную гадость, то что Бог даст Вам в ответ?
Издревле люди несли Богу самое лучшее: на службу одевались в лучшую одежду, лучшими материалами украшали свой храм, лучшую пищу несли на панихидный стол... И тут можно плавно перейти ко второму аспекту. Почему та бабушка вначале статьи раздавала именно печеньки и конфетки? Потому что сладости для наших предков были редкостью.
Как правило, это была пастила из перемешанных в пюре и затем подсушенных до состояния жевательной конфеты фруктов и ягод. Иногда добавляли мед но не у каждой семьи он был , были и другие рецепты сладостей. Но главное, что сласти делались, как и соленья, запасом на весь год и доставались из хранения лишь по особым случаям: праздники, свадьбы или на помин. Как уже сказано выше, в храм, да и на помин людям несли лучшее, чтобы те, кто молится, были благодарны, чтобы молитва была более искренней, а значит - сильнее.
А те, у кого не было сладостей, несли то, чем богаты: зерно, овощи, яйца, масло, хлеб... Вот и повелось, что эталоном раздаваемых на помин продуктов стали пряники, печенья, да конфеты: сладости тогда ценились выше других продуктов, они маленькие и их удобно раздавать многим людям. Как и носовые платки. Но в современном мире все немного не так, друзья.
Сегодня сладости легко доступны в огромном ассортименте в любом магазине и уже не являются такими ценными и редкими припасами, как в древности. В начале своего служения я проходил практику в городском соборе не в том же, что помогаю сейчас, но не суть. И я с благодарностью брал все, что приносили люди. Состояла же моя панихидка почти каждый день из 1-2 пакетов конфет, 1-2 пакетов печенья, 1-2 пакетов пряников.
Каждый день. Ну и иногда, конечно, в том же пакете мне давали хлеб, крупу, масло, консервы, соки, минералку итд. С этими продуктами проблем нет, но для правдивой точности их тоже стоит упомянуть. Просто представьте на себе: позавчера Вам дали 2кг сладостей, вчера тоже 2кг, хоть и немного других, 2кг сегодня, 2кг будет завтра и 2кг послезавтра.
Уже набралось 10 кг, меньше, чем за неделю пофантазируйте, какой это объем, как если бы он сейчас находился у Вас в руках. И так каждый день.
Они получили название: родительские субботы. Как правило, это различные продукты — хлеб, пироги, мука, сахар, сладости, овощи, фрукты, крупы. Запрещено приносить алкоголь, мясо и мясные изделия. После окончания панихиды продукты раздают нуждающимся, отправляются в приюты и дома престарелых.
Что можно и что нельзя делать в родительские субботы?
Нужны ли умершим наши молитвы? Что надо обязательно сделать на Радоницу? А что делать на Радоницу категорически нельзя? Как правильно поминать близких на Радоницу?
Как правильно помянуть усопших на Радоницу Начнем с того, что, начиная с Вербного воскресенья, все Страстные дни, в праздник Пасхи и до конца Светлой недели 17-22 апреля умерших в Церкви гласно, то есть публично, открыто для всех, не поминают. Это значит: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат и на кладбище не ходят. Дело в том, что в эти дни все сосредоточено сначала вокруг страданий Спасителя, а затем вокруг ликования о Воскресении Христа. И если человек умер в день Пасхи, то его даже хоронят по особому пасхальному чину. В этом смысле возникший во времена советского атеизма обычай посещать кладбище в день празднования Пасхи как минимум нелогичен, ведь он противоречит смыслу праздника Светлого Воскресения Христова. И, кстати, нашей церковной традиции.
Действительно, Пасха, Светлое Воскресение Христово - праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь "сущим во гробех", то есть усопшим. Значит, отмечать праздник Воскресения надо в храме - в доме Божием, а не у мертвенных памятников и гробниц. А вот уже после того, как мы прочувствовали пасхальную радость, утвердились в ней, можно пойти помянуть наших близких у их могил. И Церковь выделяет на это специальный день, причем сам день поминок имеет такое жизнеутверждающее название - Радоница. Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал на кладбище, день принято начинать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии.
40 дней поминки, 9 дней и другие поминальные даты
Как правильно поминать в этот день? Согласно представлениям православных людей, душа спустя год после смерти ожидает наступление Страшного суда. Но где она в это время находится? И что она делает? На 40-й день Бог решает, куда отправится человек, в Рай или Ад.
Душа человека предстает перед ним в ожидании частного суда. Именно там и тогда, он примет свою судьбу и будет находиться очень долго, вплоть до Второго пришествия Христа, когда свершится Страшный суд. В это время произойдет всеобщее воскрешение и каждый узнает, останется ли он с Господом или отправится в Ад. Что такое «година» и что она значит для умершего?
Если земную жизнь умершего человека трудно назвать праведной, а святых в наше сложное время очень мало, ему обязательно нужно помочь. Поэтому на первую годовщину смерти также проводят поминки.
Так православные могут быть на литургии и лично молиться, а не передавать записку об упокоении. Радоница или также Радуница — ещё одна родительская суббота и день особого поминовения усопших, который приходится на вторую неделю после Пасхи. Православные в этот день идут на кладбище и на могилах своих предков славят Христа. Единственный день в году, который имеет фиксированную дату, — 9 мая — День памяти усопших воинов. В храмах и церквах традиционно служат литургии и панихиды о воинах, отдавших жизнь за родную землю. Покровская родительская суббота, как следует из названия, приходит на субботу накануне Покрова Пресвятой Богородицы, и в то же время тесно связана с днём взятия Иваном Грозным Казани. Однако заупокойные службы совершаются не только по павшим воинам, но и по всем почившим православным. Это день поминовения усопших воинов в Куликовой битве 1380 года, однако молиться об умерших могут все православные.
Ещё один день родительской субботы отмечается накануне большого православного праздника — Собора Архангела Михаила, и потому называется Михайловской родительской субботой. Как правильно поминать усопших Поминовение умерших — важная традиция, которая имеет глубокое значение. Православные начинают родительскую субботу с посещения церквей и храмов, где члены семьи могут заказать поминальную службу.
Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.
Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу а также в Троицкую субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. Суббота Троицкая.
Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты , так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших.
Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели воскресенья , служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей или Радуницей. К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении хотя совершается обычное поминовение на проскомидии , не служатся панихиды. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии или накануне вечером подать в церкви записки с их именами вписывать можно только крещеных православных. На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним , — души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже отвечать на вопрос «кого? Все имена должны быть даны в церковном написании например, Татианы, Алексия и полностью Михаила, Любови, а не Миши, Любы. Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.
Милостыня и подаяние всегда будут благодатным деянием поминовения умерших. Это не только раздача подаяния нищим, но также любое бескорыстное благодеяние по отношению к нуждающимся.
Когда поминать умерших родных? Православная Церковь каждому дню в седмице отводит свою роль. Памяти Святых и почивших посвящена суббота. Молитва не проводится только в том случае, если поминальная дата совпадает с каким-либо важным церковным праздником.
Как правильно поминать умерших: вопросы и ответы
Это делается на третий, седьмой, сороковой или 52-й день после смерти. Для всех поминок есть общие правила. Категорически запрещается распитие спиртного, трапеза должна быть скромной, как и поведение ее участников. Какие-то народы не допускают женщин к поминальному столу, какие-то допускают, но в таком случае женщины садятся отдельно от мужчин. Поминки в буддизме День и время похорон в буддизме определяются ламой исходя из дат рождения и смерти покойного. Лама говорит, в какую одежду следует облачить покойного, кто должен присутствовать на похоронах. Последователи буддизма уделяют большое внимание последнему отпеванию, во время которого зажигается лампада, горящая на протяжении 49 дней. В этот срок дух покойного должен переродиться в ином воплощении. Усопшего не принято вносить в храм, тело его считается нечистым, даже домашние алтари принято скрывать, если в доме находится покойник.
Поминальная трапеза проводится у буддистов на второй день после смерти, когда умерший еще находится в доме. Над покойным проводится служба, зажигается ладан, после чего близким покойного предлагают угощения. Самые близкие надевают черное, друзья покойного — белое. Совершается отпевание, на которое принято приносить цветы и денежное пожертвование. Оно и является прощанием с покойным, так как на похороны могут быть допущены только мужчины и пожилые женщины. После скромного погребения обязательно омовение рук для всех присутствующих. Пришедшим на похороны принято дарить маленькие сувениры, в знак благодарности. Поминают покойного на 49-й день, в течение всего этого срока читаются молебны дома и в дацане, а по истечении этого срока проводится молебен с подношениями.
Считается, что душа покойного проходит 7 испытаний, в каждый седьмой день.
В иных религиях обряд поминовения организован по-другому. Поминая усопшего, принято собираться за скромным и регламентированным столом, причем РПЦ не приемлет алкоголя на поминках. Одежда аккуратная, строгая, неброских цветов. Поведение должно соответствовать поводу: скромность, деликатность, умеренность во всем. Если же эти правила вам соблюсти тяжело, то можно приготовить хотя бы несколько традиционных православных поминальных блюд. Меню поминального стола Во-первых, это кутья — сладкая рассыпчатая крупяная каша из риса или пшена с изюмом, приправленная мёдом. Затем — блины без начинки и кисель. Кутья традиционно подаётся на стол вначале и предлагается, в первую очередь, самым близким родственникам усопшего. Остатки угощения традиционно принято разделять меж расходящимися гостями.
Подробнее: Поминальная трапеза. Поминки в кафе В Москве, Санкт-Петербурге и в крупных региональных центрах есть кафе для поминок и службы заказа поминальных наборов на дом и в офис.
Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля. При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей.
Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник. Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение. Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена. Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.
Что означает наше поминание «О упокоении» в записках об усопших Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную. Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную.
Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною». Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются. В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах. Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи». В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь».
Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства. Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».
Важно, чтобы Радоница не была совместима с какими-то полуязыческими вещами, как это часто бывает.
Причина этого суеверия понятна. В советские годы храмы были закрыты, и люди хотя бы так приобщались к духовной жизни. Но в церковном уставе на кладбище в Пасху ходить не принято вообще, более того, это считается его нарушением. Это время, когда Христос воскрес, — тема смерти уходит на другой план. Христос даровал людям вечную жизнь.
Понятно, что мы все так или иначе умираем, заканчивается наше физическое бытие, но после Воскресения Христова человек уходит не в никуда, уходит не в место ожидания, а уходит в Царствие Небесное. Христос вновь открыл нам райские врата», — рассказывает иерей Александр. Отец Александр рассказывает, что постоянно берется с суевериями, которые люди считают то частью обычаев, то частью церковного устава. Кто-то стал думать еще дальше и говорит, что есть яйца освященные, которые не надо класть на могилу, а есть — не освященные, которые можно приносить на кладбище. Народная фантазия неистощима.
Люди постоянно придумывают какие-то дикие вещи», — поделился иерей Александр Ермолин. Кому вы оставляете эти печеньки и конфеты? Тело прекратило свое физическое существование, оно не питается и питаться не может, а душа питаться не может просто по своей природе. А если человек совершает это все, это просто отголоски тризны. Маленькой такой языческой тризны, которую люди совершают, даже не понимая этого.
Если люди пытаются устроить трапезу покойнику, то они кормят бесов», — считает отец Александр. Такое действие никак с православием не связано. Даже если люди начинают объяснять, что это все для птичек. Покормить их можно в любом другом месте. Не надо даже пытаться придумывать какие-то аллегорические вещи.
Здесь все очень просто: пришел на панихиду, помолился на литургии, прибрался на кладбище, там же помолился мирским чином. Больше ничего не надо, призывает иерей. Это вообще отдельная тема. Он не приветствуется, особенно его чрезмерность. И уж тем более как форма поминовения усопших.
Это нонсенс, когда люди начинают пить на кладбище или кощунственно поливать крестиком водку на могилу. Я просто не знаю, как это назвать. Просто вершина всего этого сумасшествия», — возмущается священник. Народный календарь, который дает советы практически на любой день, отец Александр называет источником зла. То, что там написано, мало связано с православием.
Вот, например, там говорится, что на Радоницу нельзя венчаться. Этот совет священнослужитель считает более чем странным — венчания в принципе никогда не проводят по вторникам, а именно на этот день недели всегда выпадает Радоница. Это даже не славянское язычество — это странная вера в реинкарнацию. Или часто спрашивают, можно ли крестить детей в этот день?
Поминки в иудаизме
Традиция поминать умерших проистекает из двух древних источников: православного вероучения, согласно которому всех умерших стоит регулярно поминать в молитвах, и практики языческих тризн. Православные христиане поминают усопших в день похорон, на девятый день после смерти и в сороковину — сороковой день после кончины. Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Как поминать умерших атеистов? Как правильно провести поминки? Поминки после похорон, на 9, 40 дни и годовщину после смерти.
Дни поминовения усопших
мероприятие, на котором вспоминают умершего, а не ведут разгоряченные беседы. Несмотря на это, усопшего довольно часто в России поминают водкой или коньяком. Это первый после Пасхи день общецерковного поминания умерших. Когда в 2024 году Родительские субботы и поминальные дни, как нужно поминать родственников и когда ближайший родительский день, читайте на ФедералПресс.
Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год
После Божественной литургии служат родительскую панихиду, на которой поминают усопших крещеных православных верующих. Почему и как поминают в годовщину смерти? Молитва Поминальный обед Необычные способы поминовения. По сложившейся славянской традиции близкие умершего несколько раз устраивают поминки по нему: после похорон, на 9-й, 40-й день после смерти и в годовщину смерти.
Ошибка первая: сроки поминок
- Поминовение усопших (панихида, сорокоуст) |
- ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ: ОСОБЕННОСТИ ПОМИНОВЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ
- Что раздают на поминках: в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год, обязательные атрибуты
- 40 дней поминки, 9 дней и другие поминальные даты
- Поминальный обед поминки на полгода
Поминки по христианским обычаям
- Поминовение усопших (панихида, сорокоуст) |
- Даты поминок
- ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ: ОСОБЕННОСТИ ПОМИНОВЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ
- 40 дней поминки, 9 дней и другие поминальные даты
- Радоница в 2024 году: родительская суббота, традиции и запреты поминовения покойных
- Родительские субботы в 2024 году: когда поминать усопших родственников | Москва | ФедералПресс
Когда поминать усопших
- Православные родительские субботы 2024 — поминальные дни, даты
- Поминовение усопших (панихида, сорокоуст)
- Как поминают усопшего в церкви — Мгарский монастырь
- Как правильно провести Радоницу, что можно делать, а что нельзя
- Поминовение усопших - православная энциклопедия «Азбука веры»