Удельный князь – это термин, широко использовавшийся на Руси в период с XI по XV века. Оглашение "удельный" имеет корни в слове "удел", что означает долю. В политическом плане князья удельные в XIV веке при всех внутренних противоречиях в целом укрепляли военный потенциал и в определённой. 7. Что значит удельное княжество? Удельными княжествами на Руси в XII — XVI веках назывались территории, находившиеся во владении удельных князей. Значение удельных князей в истории.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Василий Ключевский. ЛЕКЦИЯ XX. Курс русской истории. История России. Библиотека.
- Происхождение старицкого удела
- Кто такие удельные и служилые князья?
- Последний удельный князь: почему Иван Грозный считал Владимира Старицкого своим соперником
- Удельный князь - термин Древней Руси для обозначения отдельного княжества
- You May Also Like
Удельный князь
Князья вели длительные переговоры и заключали союзы для защиты своих интересов и укрепления своих позиций. Однако несмотря на конфликты и соперничество, удельные князья продолжали считать себя членами одного государства и присягали верность главе центральной державы — великому князю. Они принимали участие в общих делах и внешней политике государства, а также развивали культурные и экономические связи. Наиболее ярким примером отношений между удельными княжествами является временное объединение Руси под властью Мономаха в XI веке. Мономах сумел защитить границы Руси, укрепить власть великих князей и обуздать конфликты между удельными княжествами. В целом, отношения между удельными княжествами были сложными и изменчивыми, но они играли важную роль в формировании древнерусского государства и влияли на его дальнейшую историю. Удельные князья в политической системе Древней Руси В политической системе Древней Руси удельные князья занимали особое место. Удельное княжество представляло собой независимую территорию, которая была передана князьем в наследство.
Удельные князья имели свою власть и право управлять своей территорией по своему усмотрению. Удельные княжества возникли в результате разделения территории Киевской Руси между князьями-правителями. Это было обусловлено необходимостью обеспечить равноправное наследование власти между членами княжеской фамилии, а также избежать раздоров и конфликтов за власть.
Формально удельные княжества находились под властью великого князя , но имели свою монету , учреждения , власть , то есть являлись практически независимыми государствами.
Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия , сына Ивана IV Васильевича. Ключевскому , понятие «удел» появилось в исторических документах позднее XII века: Уделами назывались те княжества, на которые распалась Северо-Восточная , с XIII века, за исключением княжества Владимирского, что значит — были княжества. Самый этот термин «удел» становится известен в памятниках только с XIV века.
Сохранение старой племенной разобщённости русских земель. В отдельных землях к XII в. Территориальные границы княжеств зачастую были похожи на прежнее расселение славянских племенных союзов, например полян, кривичей, вятичей. Рост княжеского и боярского землевладения. Сословие знати на Руси со временем росло и приобретало всё больше богатств. Если в середине X в.
Количество бояр также постоянно увеличивалось. Основу благосостояния знати — бояр и князей составляло их землевладение — передаваемые от отцов к детям вотчины. Княжеские вотчины постепенно превращались в независимые княжества. Борьба за власть между представителями знати. Постоянные княжеские усобицы происходили именно из-за власти над землями. Со временем сообщество князей и бояр стало очень разнообразным и сложным.
Войны между крупными держателями земель не могли быть бесконечными, приходилось искать компромиссы. Ради достижения мира враждующие стороны вынуждены были признавать независимость и самостоятельность друг друга. Так, стремящиеся освободиться от власти Киева местные удельные князья в конце концов получали желаемое. Рост городов как политических центров. Развитие ремесла и торговли приводило к росту городов. В городах формировалось самоуправление, возникали чиновничьи должности: тысяцкий, посадник.
Горожане решали важнейшие вопросы, собираясь на вече. Зачастую город стремился жить независимо от князя, ведь местные бояре и купцы располагали достаточным влиянием и богатством, чтобы не нуждаться в опеке со стороны княжеской власти. Например, в Новгороде в XII в. Так города становились самостоятельными центрами власти, что препятствовало единству русских земель. Перемещение населения с юга на север из-за частых набегов кочевников. Набеги кочевников, как правило, приходились на южные области Руси, где как раз располагалась древняя столица Киев.
Население южнорусских земель активно переселялось на более безопасные северные территории. Находившийся на юге Киев беднел, а другие княжества богатели за счёт притока новых рабочих рук. В итоге могущество Киева как столицы уменьшалось, тогда как другие города приобретали новые возможности для борьбы за свою независимость от центральной власти киевского князя. Ослабление внутренних связей в силу упадка торгового пути «из варяг в греки». Торговый путь издревле связывал земли восточных славян в единое экономическое и политическое пространство. В XII в.
Ещё одним обстоятельством, мешающим торговле по древнему торговому пути, стали кочевавшие в южнорусских степях половцы, которые грабили купеческие караваны в низовьях Днепра. Расположенные вдоль торгового пути города, включая столичный Киев, стали беднеть. Центральная власть Киева слабела, а некогда единое экономическое пространство разобщилось. Слабая связь между регионами Руси из-за преобладания натурального хозяйства.
Их взаимное отчуждение Удельный порядок княжеского владения по самому существу своему вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому. Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга. Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт.
Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ. Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем.
Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве. Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, то есть податных людей к удельному князю. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные.
Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями. Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве. Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле. В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих. Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев.
Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй. Когда единство княжеского рода разрушилось, державные права удельных князей не утратили прежней династической опоры, уже вошедшей в состав политического обычая, получившей народное признание; только изменились их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь, но он владел известным уделом, именно тем, а не этим, не как дольщик всеземской верховной власти, принадлежавшей всему княжескому роду, а по личной воле отца, брата или другого родственника. Наследственная власть его не могла найти новой, чисто политической основы в мысли о государе, блюстителе общего блага как цели государства: такая мысль не могла установиться в удельном княжестве, где общественный порядок строился на частном интересе князя-собственника, а отношения свободных лиц к нему определялись не общим обязательным законом, а личным добровольным соглашением. Потому, как скоро утвердилась мысль о принадлежности удела князю на праве собственности, его державная власть оперлась на это право и слилась с ним, вошла в состав его удельного хозяйства. Тогда и получилось сочетание отношений, возможное только там, где не проводят границы между частым и публичным правом.
Верховные права князя-вотчинника рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства, и к ним применяли одинаковые приемы пользования, дробили их, отчуждали, завещали; правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались; в этом отношении должность судьи сельской волости не отличалась от дворцовой рыбной ловли, там находившейся. Так частное право собственности на удел стало политической основой державной власти удельного князя, а договор являлся юридическим посредником, связывавшим эту власть с вольными обывателями удела. Князь-родич XII в.. Удельный князь-вотчинник XIV в. Три разряда земель Характер личного хозяина удела с державными правами выражался в отношениях князя к трём разрядам земель, из которых состояла его удельная вотчина. Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца. Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т.
Первоначальной и отличительной чертой этого разряда земель было издолье, натуральная работа на князя, поставка на дворец за пользование дворцовой землёй. Чёрные земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам или целым крестьянским обществам, иногда людям и других классов, как это делали и частные землевладельцы; они, собственно, и назывались оброчными. Сложнее кажутся отношения князя к третьему разряду земель в уделе. Весь удел был наследственной собственностью его князя; но последний разделял действительное владение им с другими частными вотчинниками.
На совете князей в Любече узаконено разделение Руси на удельные княжества
При этом, говоря о князьях удельной Руси, необходимо понимать, что было только три значимых политических позиции. Удельный князь: что это значит и какие функции он выполнял? Удельный князь в Древней Руси: значения и особенности. Мстислав Удатный, галицкий князь, приходившийся зятем Котяну, сумел добиться поддержки многих князей, включая великого Киевского князя, также Мстислава и в итоге объединенное русско-половецкое войско численно превосходило противостоящий им татарский корпус. правители обособленных территорий (княжеств) на Руси периода феодальной раздробленности (XII-XVI века). Возникло в связи с тем, что в то время на Руси было правило: наделы получали все сыновья умершего князя.
Удельный князь в Древней Руси: значения и особенности
В старинном житии этого князя-инока мы находим изобразительную картину резиденции его отца, заозёрского князя. Столица эта состояла из одинокого княжеского двора, недалеко от впадения реки Кубены в озеро. Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «…весь же зовома Чиркова к нему прихожаше». Вот и вся резиденция удельного «державца» начала XV в. Их взаимное отчуждение Удельный порядок княжеского владения по самому существу своему вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому. Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга.
Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт. Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ.
Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей.
Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве.
Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, то есть податных людей к удельному князю. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его.
Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями. Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве. Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле. В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих. Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле.
Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй. Когда единство княжеского рода разрушилось, державные права удельных князей не утратили прежней династической опоры, уже вошедшей в состав политического обычая, получившей народное признание; только изменились их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь, но он владел известным уделом, именно тем, а не этим, не как дольщик всеземской верховной власти, принадлежавшей всему княжескому роду, а по личной воле отца, брата или другого родственника. Наследственная власть его не могла найти новой, чисто политической основы в мысли о государе, блюстителе общего блага как цели государства: такая мысль не могла установиться в удельном княжестве, где общественный порядок строился на частном интересе князя-собственника, а отношения свободных лиц к нему определялись не общим обязательным законом, а личным добровольным соглашением.
Потому, как скоро утвердилась мысль о принадлежности удела князю на праве собственности, его державная власть оперлась на это право и слилась с ним, вошла в состав его удельного хозяйства. Тогда и получилось сочетание отношений, возможное только там, где не проводят границы между частым и публичным правом. Верховные права князя-вотчинника рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства, и к ним применяли одинаковые приемы пользования, дробили их, отчуждали, завещали; правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались; в этом отношении должность судьи сельской волости не отличалась от дворцовой рыбной ловли, там находившейся. Так частное право собственности на удел стало политической основой державной власти удельного князя, а договор являлся юридическим посредником, связывавшим эту власть с вольными обывателями удела. Князь-родич XII в.. Удельный князь-вотчинник XIV в.
Три разряда земель Характер личного хозяина удела с державными правами выражался в отношениях князя к трём разрядам земель, из которых состояла его удельная вотчина. Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца. Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т.
Галицкое Галич, Волынь, Перемышль Владение землей находилось во власти удельных князей и передавалось по наследству. Поэтому уделы распадались, и удельные княжества были разделены между наследниками на равные доли, что приводило к дальнейшему усечению территорий. Образование уделов было одним из факторов, способствующих раздроблению Руси и угрожающих ее единству. В результате этого процесса территория Руси разделилась на множество мелких княжеств, что затрудняло формирование единого государства. Долевая наследственность и права удельных князей Термин «удельный князь» в Древней Руси относился к членам княжеской династии, которые получали отцовскую землю в наследство, но не получали полное право на все владения. Удельные князья получали только часть земель и имели ограниченные политические и административные полномочия в своих уделах. Долевая наследственность означала, что земля передавалась между членами династии по принципу дробления. Каждый сын получал свой удел, который он мог передать своим наследникам. Таким образом, власть и владения князей были разделены между несколькими уделами. Удельные князья имели некоторую автономию в управлении своими уделами. Они могли вести собственную политику, назначать своих чиновников и судей, вести войны и заключать мирные договоры.
После смерти отца принимал участие в борьбе… … Большая биографическая энциклопедия Иоанн Всеволодович удельный князь стародубский — удельный князь стародубский, прозвищем, по некоторым родословным, Каша, первый удельный князь стародубский Стародуба Кляземского , младший из сыновей В. После смерти отца принимал участие в борьбе… … Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Иоанн Всеволодович, удельный князь холмский — удельный князь холмский Тверской земли , сын Всеволода Александровича, вступил в обладание уделом, совместно с старшим братом своим, Георгием, в 1364 г. По некоторым сказаниям, участвовал в Куликовской битве. В 1397 г. Ефрона Андрей Иванович, удельный князь старицкий — удельный князь старицкий, младший из сыновей вел.
В 1222 году завоеватели пересекли Кавказский хребет и столкнулись с половцами. Мстислав Удатный, галицкий князь, приходившийся зятем Котяну, сумел добиться поддержки многих князей, включая великого Киевского князя, также Мстислава и в итоге объединенное русско-половецкое войско численно превосходило противостоящий им татарский корпус. Несмотря на это, союзники потерпели поражение. После сражения монголы разорили часть южнорусских земель, после чего отступили. Благодаря битве завоеватели познакомились с особенностями русского военного дела, что скажется на успехе нового похода, состоявшегося спустя 15 лет после столкновения на реке Калке. Руководителем предприятия был выбран Батый, внук Чингисхана. Разгромив Волжскую Булгарию, завоеватели атаковали половцев и аланов, а осенью 1237 года оказались на южных рубежах Рязанского княжества. Рязанские земли были выжжены, как и столица княжества — современная Рязань это Переяславль-Рязанский, другой город княжества, куда бежали уцелевшие жители и которому через много лет императрица Екатерина Великая повелела называться Рязанью. После этого завоеватели ударили по самому могущественному — Владимиро-Суздальскому княжеству. Сражение закончилось поражением владимирской рати и гибелью князя Юрия Всеволодовича. Затем завоеватели отправились на север, в сторону Новгорода.
Удел – это и судьба, и территория
Удельными княжествами на Руси в XII — XVI веках назывались территории, находившиеся во владении удельных князей. Удельный князь – это старорусский правитель, который получал определенные участки земли (удельные владения) в жизненное владение. Значение слова "УДЕЛЬНОЕ КНЯЖЕСТВО" найдено в 14 источниках.
Политическая раздробленность Руси
Старший князь в роде назывался великим, был «в отца место» (вместо отца) удельным князьям и владел стольным городом Киевом. Андрей Иванович, удельный князь старицкий — удельный князь старицкий, младший из сыновей вел. князя Ивана III, род. в 1490 г., † в 1537 г. Со своим старшим братом, в. князем Василием III, прожил в согласии. Удельный князь – это титул, который использовался в средневековой Русской Земле для обозначения василиска, занимавшего удел. Значит, как служилой человек был военно-наемным слугой князя, так черный человек был тяглым съемщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях.
Что такое уделы и какие удельные княжества были!
Родился в г. Микулине теперь село Микулино Городище на р. Шоше Старицкого уезда Тверской губернии около… … Большая биографическая энциклопедия Василий Владимирович, удельный князь серпуховско-перемышльский — удельный князь серпуховско перемышльский владел, пополам с братом Андреем, и Угличем , самый младший, седьмой сын В. Андреевича Храброго, род. Летописи мало сообщают о нем сведений: в 1414 г. Он упоминается лишь в родословных и может быть отмечен здесь только, как родоначальник угасших в 1685 г. Отец его… … Биографический словарь Василий Константинович удельный князь Галицкий — Василий Константинович удельный князь Галицкий Галича Костромского , младший сын Константина Ярославича , первого удельного князя Галицкого.
Территория занимала приблизительно западную часть современной Московской области.
Столицей был город Можайск. Сначала княжество принадлежало Смоленску, а затем Москве. Удельное княжество Верейское Располагалось к юго-западу от Москвы и поначалу имело совсем небольшую территорию. Столица - город Верея сейчас входит в состав Наро-Фоминского района Московской области. Просуществовало с 1432 по 1485 год. В середине XV века к нему присоединилось Белозерское княжество, после чего оно стало называться Верейско-Белозерским. Столица - город Дмитров.
Просуществовало до 1569 года, хотя к тому времени власть считалась уже практически формальной. Сейчас это территория северной части Московской и юга Ярославской областей. Удельное княжество Микулинское История княжества началась в 1339 году, когда по завещанию эти земли перешли брату тверского князя Александра - Константину.
Деление на уделы было по старшинству сыновей. Тверь с прилегающими землями была завещана старшему сыну Дмитрию, юго-западные районы с центром в Зубцове с городами Старица, Холм и Микулин второму сыну Александру. Южные районы княжества с центром в Клину с волостями были переданы в удел Константину. Северо-восточные районы с волостями с центром в Кашине перешли младшему сыну Василию. Почему было деление на уделы или вотчины?
На Руси существовало Лествичное право — наследником становился старший в роду князь. Для того чтобы защитить права своих сыновей после смерти, при переходе власти, князья — отцы делили и завещали свои вотчины наследство по отцу детям.
Сам исследуемый термин очень часто применялся в литературе, он встречается у А.
Пушкина в поэме о Борисе Годунове: «…уж давно лишились мы уделов…», и в сказании о Гвидоне, когда он, будучи комаром, полетел к себе через море, отомстив теткам. А ведь остров Буян выделял ему не батюшка. Значит, удел — это земельный участок, недвижимость во владении одного князя.
У Стивена Кинга есть роман «Салимов удел», где это слово принимает значение и судьбы о чем говорит название одного русских переводов книги — «Жребий» , и как земельный надел, местонахождение города, где происходят события. Второе значение термина Второе толкование термина «удел» это жребий имеет, как ни одно другое слово, десятки синонимов, в которых встречаются даже словосочетания — перст судьбы, на роду написано, выпало на долю, колесо Фортуны. Есть синонимы, подразумевающие печальную участь — недоля, судьбина, крест, выть.
Сюда же относятся Парки и Мойры — эти дамы известны тем, что преследовали свою жертву с целью наказания до полного ее уничтожения. Существуют к этому термину взаимозаменяемые слова, навевающие тоску, уныние и отсутствие всякой приятной перспективы — фатум, рок и участь.
Последний удельный князь: почему Иван Грозный считал Владимира Старицкого своим соперником
Иоанн Всеволодович, удельный князь стародубский — удельный князь стародубский, прозвищем, по некоторым родословным, Каша, первый удельный князь стародубский (Стародуба Кляземского), младший из сыновей В. Юрьевича (Большое Гнездо), род. в 1198 г. толкования все словари интерфейс для переводчико Википедия Удельный князь Удельное княжество (удел) (от «дел», «делить» — часть) — территория на Руси в XII—XVI веках, изначально образованная на месте Древнерусского государства. Старший князь в роде назывался великим, был «в отца место» (вместо отца) удельным князьям и владел стольным городом Киевом. В 1103 году объединённые дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников.
1125-1157 годы – правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве
- Определение и исторический контекст
- Удельный князь: роль и обязанности
- Удел – это и судьба, и территория
- Кто такие удельные и служилые князья?
- Удельная Русь - История Руси и России - РусИстори
- Удельный строй в XII-XIII веках: что это такое и как он изменил Россию
Удельные князья: определение и функции
- Удельный князь: роль и обязанности
- Коренное значение и употребление
- УДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ
- Удельное княжество — Википедия с видео // WIKI 2
- Post navigation
Кто такие удельные и служилые князья?
Каждый князь при этом считал себя вправе получить отдельную волость – удел – с правом суда в ней и получения дани, а старший князь в роде назывался великим, был «в отца место» [вместо отца] удельным князьям и владел стольным городом Киевом. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. В историографии к удельным князьям порой относят владетельных князей, младших родственников старейших князей в княжествах и землях Древней Руси 12–13 вв. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли.
На совете князей в Любече узаконено разделение Руси на удельные княжества
Удельный князь обладал полной властью на своей территории и осуществлял управление по своему усмотрению. По закону наследование происходило по принципу «отцовской доли» — княжество передавалось между удельными князьями от отца к сыну, сыну к сыну и т. Междоусобные войны были характерны для княжественной Руси и способствовали формированию государственности и объединению территорий. Это препятствовало единому государственному устройству и полностью объединенному правлению. Таким образом, удельное княжество являлось основной формой политической организации на Древней Руси, характеризующейся самостоятельностью, наследованием, междоусобными войнами и ослаблением центральной власти. Территориальный аспект Удельный князь в Древней Руси владел определенной территорией, называемой уделом или уделом. Этот удел представлял собой отдельное княжество, которое отделялось от других территорий границами и самоуправлением. Территория удела включала в себя не только земли, но и города, деревни, леса, реки и другие природные ресурсы.
Во многом именно Долгорукий заложил основы для возвышения и усиления Ростово-Суздальского княжества — он строил города и привлекал переселенцев в свои земли. Борьба за Киев шла с переменным успехом — он несколько раз смог занять главный русский престол. Долгорукий скончался в 1157 году, по одной из версий причиной его смерти стало отравление киевскими боярами. Археологические раскопки говорят о том, что поселение в черте современной столицы России существовало намного раньше, однако именно 1147 год принято считать датой основания Москвы — будущего центра объединения русских земель. Серия походов против Волжской Булгарии спустя некоторое время привела к заключению выгодного мира с этим мусульманским государством. Его эпоха считается временем расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Убитый в 1174 году в результате боярского заговора, впоследствии Андрей Боголюбский был канонизирован. Результатом деятельности Всеволода стал разгром оппозиционных группировок боярства, расширение влияния княжества, а также увеличения влияния «новых городов»: Владимира, Переславля-Залесского, Твери. Звучное прозвище князь получил за большое количество детей — всего их было 12, в том числе 8 сыновей. Эта дата считается точкой отсчёта эпохи монгольских завоеваний. На протяжении двух десятков лет кочевники смогли покорить государства раздробленного Китая, захватить обширные территории в Средней Азии и выйти к Ближнему Востоку.
Они обладали правом на сбор налогов, ведение собственной политики и войну. Удельные княжества разделялись между сыновьями верховного князя после его смерти или делились по другим причинам. Каждый удельный князь стремился расширить свои владения и увеличить свою власть. Значительное влияние имели также бояре и другие высшие представители феодальной аристократии, которые поддерживали или пытались укрепить свои позиции в удельных княжествах. Князья Руси: история и значение Во времена, когда Русью управляли князья, страна была разделена на множество самостоятельных княжеств, каждое из которых имело своего князя. Князья возглавляли свои княжества, осуществляли законодательные и исполнительные функции, а также вели войны и управляли внутренними делами. Князья Руси были потомками древних родов, таких как Рюриковичи, Олеговичи и другие. Они наследовали власть от своих предков и передавали ее своим потомкам. Князьям принадлежали земли и имущество, и они использовали свои ресурсы для укрепления своей власти и процветания своего княжества. Однако роль князей Руси не ограничивалась только местным управлением. Они также играли важную роль во внешней политике и дипломатии.
Конечно, ни о каком угнетении речи не шло, но и самостоятельности у таких земель не было, поскольку они во многих вопросах были вынуждены придерживаться точки зрений более сильного союзника. Снижение обороноспособности страны. Отдельные дружины князей были достаточно сильны, но все же немногочисленны. В битвах с равными противниками они могли одержать победу, но сильные враги поодиночке могли с легкостью справиться с каждой из армий. Поход Батыя это наглядно продемонстрировал, когда князья в попытке отстоять в одиночку свои земли, не отважились объединить силы. Результат широко известен — 2 века ига и убийство огромного числа русских. Обнищание населения страны. К таким последствиям привели не только внешние враги, но и внутренние. На фоне ига и постоянных попыток Ливонии и Польши захватить русские владения, междоусобные войны не прекращаются. Они по-прежнему масштабные и разрушительные. Страдало же в такой ситуации, как всегда простое население. Это была одна из причин миграции крестьян на север страны. Так происходила одна из первых массовых миграций людей, которую породила удельная русь. Последствия раздробленности Руси Мы видим, что последствия феодальной раздробленности России далеко не однозначны. Они имеют, как отрицательные, так и положительные стороны. Более того, следует помнить о том, что этот процесс характерен не только для Руси. Все страны в той или иной форме его прошли. В конечном же итоге уделы все равно объединились и создали сильное государство, способное обеспечить собственную безопасность. Княжества Удельной Руси Период феодальной раздробленности характеризовался частой сменой принадлежности земель отдельным княжествам, а также появлением исчезновением самих княжеств. Если отталкиваться от образования удельного русского государства, то на момент второй половины 12 века в него входили следующие княжества: Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Владимиро-Волынское, Турово-Пинское, Черниговское, Рязанское, Муромское, Новгород-Северское, Переяславское, Киевское, Галицкое. Политические центры феодальной раздробленности Руси и их особенности Распад Киевской Руси привел к появлению 14 самостоятельных княжеств, каждое их которых имело свою столицу, своего князя и армию. Необходимо отметить, что в Новгороде сложился уникальный на тот момент времени политический строй — республика. Киев по-прежнему оставался столицей, но с каждым годом его доминирующее положение становилось все более формальным. Особенности Владимиро-Суздальского княжества Этот удел находился в северо-восточной части страны. Его жители занимались в основном земледелием и скотоводством, чему способствовали благоприятные природные условия. Наиболее крупными городами в княжестве были Ростов, Суздаль и Владимир.