В северной столице сегодня прошли торжества, посвященные переносу мощей святого благоверного князя Александра Невского.
Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского
В 1242 году войско Александра Невского выбило захватчиков из псковских и новгородских земель. Губернатор Петербурга Александр Беглов поблагодарил всех, кто помог подготовить и отметить День памяти святого благоверного князя Александра Невского. Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. Главная» Новости» 26 апреля 2024 года на территории храма Святого Благоверного Князя Александра Невского прошел митинг, посвященный 38-й годовщине аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Почитание святого благоверного князя Александра Невского началось сразу по его кончине.
Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский
Непобедимый: битвы и тайна смерти Александра Невского — 27.05.2021 — В России, Lifestyle на РЕН ТВ | Почитание святого благоверного князя Александра Невского началось сразу по его кончине. |
Святой князь Александр Невский | Новости посвященные мероприятиям. связанным с Александром Невским. |
Александр Невский - биография, житие, иконы, молитвы | В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем святого благоверного князя Александра Невского. |
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского | Александр Невский больше не святой для Православной церкви Украины. Выражение «ничего святого» парадоксально стопроцентно относится к нынешней автокефальной украинской церкви. |
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского | Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны. |
ГОСПОДУ ИЛИ ГОСДЕПУ? ЗАЧЕМ РАСКОЛЬНИКИ ВЫЧЕРКНУЛИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ИЗ СВЯТЫХ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
В 1725 году она была напечатана и разослана по храмам для употребления на богослужениях. Об этом оставили воспоминания иностранцы. Екатерина I, продолжая начинания своего мужа, учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского. После ее смерти возникла определенная коллизия. В службе авторства Гавриила Бужинского в череде благодарностей за победу в Северной войне, важных акцентов на свершениях Петра I, содержалась также благодарность за победу над «злоковарными мятежниками», среди которых был и отец нового императора. Вскоре после воцарения Петра II был низвергнут Меншиков, служба Александру Невскому была изъята из храмов и запрещена, а день памяти святого, 30 августа, отменен. Праздник в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского восстановила императрица Анна Иоанновна. Последующие правители династии Романовых продолжили почитание святого. Особенно сильным оно стало в XIX веке, когда три российских императора были названы Александрами в честь благоверного князя. Отвечая на вопрос о месте смерти Александра Невского, историк подчеркнул, что это был именно Городец в Нижегородской области, а не Городец Мещерский современный Касимов.
На это есть указания в исторических источниках, в частности, упоминание о том, что процессия с телом князя проходила через Боголюбово. Путь занял девять дней. Наличие одинаковых названий различных городов часто вызывает путаницу. Автор первого научного описания биографии Александра Невского Герхард Фридрих Миллер ошибочно указал место кончины князя как Городец Мещерский. Говоря о недавних находках, связанных с историей мощей Александра Невского, лектор остановился на освидетельствованиях святыни, которые произошли в 1917 и в 1922 годах. Первое вскрытие раки произвело духовенство во главе с митрополитом Вениамином Казанским. Тогда все посторонние предметы из ковчега были изъяты, кости сложены в новый кипарисовый ларец. Это было сделано для возможной эвакуации мощей в связи с угрозой захвата Петрограда во время Перовой мировой войны. Акт об этом освидетельствовании хранился в областном государственном архиве в Выборге и был введен в научный оборот в 2021 году.
Второе вскрытие раки с мощам святого Александра Невского произошло в 1922 году уже советскими властями. Была поставлена задача доказать подложность мощей - это была обычная практика в то время. Экспертизу провел профессор Первого медицинского университета Георгий Шор, который установил, что кости в ларце старые и не принадлежат современному человеку. Процесс фиксировался на фото и кинопленку. Лектор отметил, что через несколько месяцев после вскрытия раки начали раскручивать дело митрополита Вениамина Казанского. Манипуляции с попытками доказать подложность мощей планировалось использовать против владыки. Однако следов подлога выявлено не было. Следователь по особо важным делам Кузьмин собирает вторую медицинскую экспертизу во главе с другим профессором Первого медицинского Федором Чистовичем. В заключении было указано, что обломок берцовой кости в раке принадлежит другому человеку.
Через некоторое время в Эрмитаже организуется антирелигиозная выставка, где в описании мощей Александра Невского присутствует баранья кость. Таким образом, по словам Романа Соколова, сведения о святыне обрастали ложью. В итоге рака и серебряная гробница Александра Невского были переданы в Эрмитаж, сотрудники которого спасли реликвии от уничтожения советскими властями. Ларец с мощами святого Александра Невского оказался в музее истории религии и атеизма. Важным документом, также введенным в научный оборот в 2021 году, стала записка о горении мощей Александра Невского во Владимире в XVII веке. Она находилась в ковчеге со святыней и была зафиксирована как в 1917, так и в 1922 году. После последнего вскрытия раки записку сфотографировали для экспертизы, которая установила ее подлинность. В бумаге сообщалось, что в 1681 году после церковного пожара, когда погорели все иконы, кости Александра Невского были собраны и бережно сохранены. Оригинал записки не вложили в ящик с мощами при передаче в антирелигиозный музей, он считался утраченным.
Долгое время записку не искали, поскольку история мощей Александра Невского не интересовала советскую науку. В постсоветское время ситуация изменилась, вопрос приобрел актуальность. Фотографии этой бумаги сохранились в архиве Библиотеки Российской академии наук. В 2021 году при подготовке выставки, посвященной 800-летию князя Александра Невского, в областном государственном архиве в Выборге оригинал записки был найден. Она находилась в уголовном деле о вскрытии мощей благоверного князя. Важный исторический источник был опубликован при участии Романа Соколова и директора архива Юлии Крипатовой. Завершая лекцию, историк рассказал об интересном с его точки зрения совпадении в судьбе следователя Кузьмина. Рака с мощами Александра Невского была вскрыта 12 мая 1922 года. Ровно через два года, также 12 мая, начался процесс по «делу Ленинградских судебных работников».
На нем была осуждена банда, состоявшая из представителей силовых структур, которые заводили уголовные дела на нэпманов или наоборот за деньги их прекращали. Следователь Кузьмин проходил как осужденный по этому делу и был расстрелян вместе с более чем двадцатью участниками банды. Участвовали руководители городских комитетов по культуре - Федор Болтин, по печати и взаимодействию со СМИ - Владимир Рябовол, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями - Богдан Заставный, а также первый заместитель руководителя архивного комитета Ирина Гарькуша, сотрудник комитета по образованию Даниил Журавлев, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике РГПУ им. Герцена Роман Соколов, председатель епархиальных отдела религиозного образования и катехизации и совета по культуре иерей Илия Макаров, руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии и пресс-центра Лавры Наталья Родоманова. Обсуждались мероприятия для включения в общегородской план, посвященный юбилейной дате, который будет принят на ближайшем заседании оргкомитета. Основное внимание уделили главным торжествам и ежегодному Александро-Невскому крестному ходу по Невскому проспекту 12 сентября. Запланированы также автомобильный крестный ход по маршруту перенесения мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург, издание книги, посвященной историческому событию 1724 года, и съемка документального фильма. Обсуждалась возможность тематической экспозиции на стенде Санкт-Петербурга на Международной выставке-форуме «Россия» в Москве. В ближайшее время будет объявлен конкурс детских рисунков, посвященный святому князю Александру Невскому.
Церемония награждения пройдет в парке «Россия - моя история», там же развернется выставка фотографий храмов в честь святого князя в России и зарубежом. Программа мероприятий: ;. В торжественных мероприятиях ожидается участие членов Правительства Санкт-Петербурга, представителей Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и других почетных гостей.
В семейных, сердечных делах, когда рушится семья, и два любивших сердца перестают слышать друг друга. Тут как на войне: нужны мудрость и терпение, тонкая дипломатия. Ну и конечно людские недуги. Святой Александр Невский ещё при жизни опекал всех, кто бедствовал и нуждался в помощи. После его кончины у гробницы стали постоянно происходить чудеса. В наши дни, как и раньше, у его святых мощей люди обретают здоровье и душевный покой. Шрам на руке, как предупреждение В очереди к святыням люди не только молятся, но и рассказывают истории, которые с ними произошли. Мирянка по имени Тамара поделилась произошедшим чудом. Муж у неё хороший, трудолюбивый, но страдает алкоголем, а точнее сказать — запоями. Он может и полгода продержаться, но если наступает на пробку, начинается настоящий кошмар. Вот в один из таких запоев он пришёл домой и прямо с порога заявил, что будет её убивать, медленно и мучительно. Женщина, зная тяжёлую руку супруга, не на шутку обеспокоилась, ведь не раз попадала в больницу со сломанными рёбрами и сотрясением мозга. Мужчина начал медленно приближаться к супруге, закатывая рукава рубашки. У неё от ужаса даже не было сил молиться. Только занёс руку для удара, как неистово закричал. Тамара увидела на руке супруга рану, из которой струилась кровь. Мужчина сделал ещё одну попытку, а потом, матерясь, выбежал из дома. Домой он вернулся под утро, на удивление протрезвевший, с перевязанной рукой.
Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. Он родился в 1220 году 1 , в городе Переяславле-Залесском, и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя. Его мать Феодосия, по всей видимости, была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или Удалого 2. Очень рано Александр оказался вовлечен в бурные политические события, развернувшиеся вокруг княжения в Великом Новгороде — одном из крупнейших городов средневековой Руси. Именно с Новгородом будет связана большая часть его биографии. В первый раз Александр попал в этот город еще младенцем — зимой 1223 года, когда его отца пригласили на новгородское княжение. Однако княжение оказалось недолгим: в конце того же года, рассорившись с новгородцами, Ярослав с семьей вернулся в Переяславль. Так и будет Ярослав то мириться, то ссориться с Новгородом, а затем то же повторится и в судьбе Александра. Объяснялось это просто: новгородцы нуждались в сильном князе из близкой к ним Северо-Восточной Руси для того, чтобы он мог защитить город от внешних врагов. Однако такой князь правил Новгородом слишком круто, и горожане обычно скоро ссорились с ним и приглашали на княжение какого-нибудь южнорусского князя, не слишком досаждавшего им; и все бы хорошо, но тот, увы, не мог защитить их в случае опасности, да и заботился больше о своих южных владениях — вот и приходилось новгородцам вновь обращаться за помощью к владимирским или переяславским князьям, и все повторялось заново. Вновь князя Ярослава пригласили в Новгород в 1226 году. Спустя два года князь опять покинул город, но на этот раз оставил в нем в качестве князей своих сыновей — девятилетнего Федора своего старшего сына и восьмилетнего Александра. Вместе с детьми остались бояре Ярослава — Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Им, однако, не удалось совладать с новгородской «вольницей» и в феврале 1229 года пришлось бежать с княжичами в Переяславль. На короткое время в Новгороде утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий мученик за веру и почитаемый святой. Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались жестокий голод и мор. В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр. Новгородское княжение Александра Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру. Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца. Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев. В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав 1239. Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра. Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями. Главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава, своего союзника в борьбе с Литвой. Позднейшие источники называют имя княжны — Александра 3. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом , а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь тавастов , традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей. Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли. Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде! По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении , а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы. Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины подрубившего златоверхий королевский шатер и Ратмира, погибшего в схватке. Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский. Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» эстонцами захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями. Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю. Русским пришлось отступить. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином по-русски, «свиньей» , пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 в другом списке 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение. Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением.
После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались. Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался. Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве. Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца. На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ». А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его». Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка». Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями». И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою». И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского». И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима. В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его. В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы?
Св. блг. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Это результат такого непоследовательного и амбициозного, прежде всего, подхода к тому, что свои личные интересы никогда нельзя ставить выше народа, и государства, за которое ты отвечаешь. Это очень важный момент. Святой благоверный князь Александр Невский даёт нам пример такого служения, когда он выстоял. Я представляю, сколько молодому человеку стоило усилий внутри себя победить желание как-то отомстить и так далее. Эта внутренняя борьба, которая происходит внутри нас, она, наверное, самая ценная, потому что мы душу свою закаляем, проходя через испытания, и поэтому это позволило ему — Александру Невскому — правильно принимать решения. Он прожил недолгую жизнь — 43 года и, постригшись в монахи, с именем Алексей предстал пред Господом как воин Христов. Нам всегда кажется, что мы можем как-то по-другому поступить, когда, как нам кажется, нас унизили или достоинство затронули, но важно увидеть, а что впереди, было ли это испытанием... Сегодня гостиная проходила 22 сентября — прим. Перед тем, как родиться Деве Марии, Иоаким прошёл колоссальное испытание: он принёс Богу дар, а ему ангел сказал: «Твой дар не принят. Ты больше заботишься о земном, чем о небесном». Он был достаточно богатый человек.
Он рассказывает об этом супруге, и они не озлобляются: нет, они не говорят о том, что мы всё равно будем жить. Они наоборот усиливают молитвы, и наконец наступает тот день, когда они настолько достигают духовной чистоты, что ангел является и говорит: «Скажи Анне, что она зачала». Он находит её у Золотых ворот в Иерусалиме и сообщает об этом. У них рождается Дева Мария. Это тоже преодоление своих личных амбиций, преодоление личных притязаний, победа над собой, чтобы исполнить то предназначение, которое Бог уготовил всем нам. Такие примеры говорят о святости, потому что святость — это удел, в который Бог забирает человека ещё при жизни земной... Когда мы рассуждаем о том, что это святой человек, мы обычно судим о внешних каких-то поступках, и нам кажется порой, что святые не совершенны. Но мы не знаем внутренней мотивации: почему так человек поступает... Господь их принимает, потому что мы закаляем душу свою, мы её готовим для встречи с Богом, и вот эти моменты были характерны для святого благоверного князя Александра Невского. В нём соединилось божественное участие, так как он с детства готовился к исполнению того, что Бог вложил в него некую задачу — как некое послушание божие, и внешние обстоятельства так сложились, что позволили ему принимать решения в самых трудных ситуациях: например, когда был голод в Великом Новгороде.
Там была колоссальная катастрофа: люди ели мох, не было возможности купить [продукты], была блокада Новгорода... В общем, oн принимал решения, которые были очень важны для новгородцев просто для выживания, но всё равно они не ценили этого и удаляли Александра Невского от княжения. Потом опять возвращали, когда было трудно. Вот так человечество устроено... Как и Спасителя тоже: вначале, когда он хлебом их кормил, все [восхваляли его], но как только сказали, кого выбирать: разбойника, головореза, грабителя или Спасителя, они сказали: «Распни Его! Такое вот мнение, быстро меняющееся. Весь советский период посмотрите, как у нас то возносят вождей: «отец народа», все плакали на похоронах — в давку попали, тысячи были ранены или там умерли, потому что все хотели попасть [на похороны Сталина], а потом раз — культ личности, и всё. Того же Никиту Сергеевича [Хрущёва] вообще на руках носили, а потом какие анекдоты [о нём сочиняли]?.. Борис Николаевич... Восхищались [им], а потом все вспоминают сейчас лихие 90-е, и говорят: «Так это же он виноват!
А я просто сравниваю с тем, что он взял вентиль открыл у многих, и полилось то, что было внутри у людей. Они свободу почувствовали, что можно ею пользоваться... Все делятся тем, чего у них много: одни добром делятся, потому что у них много добра, а остальные — тем, чего у них вместо добра много.
Глава администрации Алексеевского горокруга Алексей Калашников вместе с прихожанами храма встретил мощи святого благоверного князя Александра Невского. Пресс-служба администрации горокруга сообщила, частицу святого привезли в Алексеевку в преддверии 12 сентября - Дня благоверного князя Александра Невского. В ходе Божественной литургии митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн вручил заслуженные награды.
Днем рождения князя долгое время считалось 30 мая 1221 г.
Дату впервые назвал русский историк В. Однако, источники, которыми он пользовался, не найдены. С середины 1990-х гг. К ней склоняются сейчас большинство ученых. С церковной точки зрения конкретный день рождения угодника Божия принципиального значения не имеет. За редчайшими исключениями дни Рождества Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Крестителя, свт.
Николая обычно отмечается не рождение, а преставление святого, его переход к вечной жизни, либо перенесение мощей. Именно на эти даты обращается внимание также в случае блгв. Дата празднования определена была 13 мая, исходя из новейших исторических данных. Вместе с тем, различные конференции, выставки, посвященные памяти святого, проходят по России в течение всего года. Почему князь был причислен к лику святых Александр, сын великого князя Владимирского Ярослава, стал великим князем с 1249 г.. Это было сложнейшее, критическое для Руси время.
Здесь он был упокоен в ноябре 1263-его года. Несколько столетий эта обитель считалась главной на Руси. Сегодня в новом храме в честь великих князей владимирских- в историческом центре - прошла торжественная служба. С проповедью к верующим обратился митрополит Владимирский Суздальский Тихон.
Дни памяти
- История Колывани и храмы района
- Предыдущие выпуски
- Комментарий отправлен на модерацию
- Комментарии
С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского
Невского в ПЦУ посчитали "образом российской пропаганды", поэтому решили "отдать его день" другому Александру - первоначальнику обители "Неусыпающих", который 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе. Князь Александр Ярославич Невский 1221-1263 в разное время носил титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии - великого князя Владимирского. Прозвище Невский он получил после победы над шведским войском в битве 15 июля 1240 года. Невский одержал множество военных побед, а также прославился как политик и дипломат.
С небольшими сокращениями даём его ниже. Обращение митрополита Иоанна к гостям гостиной — Все мы с вами были свидетелями недавно произошедших у нас событий, когда были мощи святого благоверного князя Александра Невского, когда мы с копией громадного Годеновского креста 2,5 метра высотой и весом более 250 килограммов, поэтому его везли на машине и с мощами святителя Иоасафа совершили крестный ход, благословив наш град Белгород этими святынями для духовного укрепления всех нас. Я хотел бы заметить, что перед этим, когда я освящал казачье знамя, в 11 часов было два прилёта. Было тревожно, думал: может, [люди] как-то засомневаются, но мы начали в 15 часов крестный ход, и, наоборот, ещё больше людей пришло. Крестный ход у нас получился грандиозным и очень величественным. Это очень важно, наверное, для нас сегодня, когда мы почувствовали локоть друг друга, когда мы почувствовали духовное единение. Действительно сформировалась такая дружина святого благоверного великого князя Александра Невского.
Это была очень благочестивая семья, чтящая христианские традиции. Отличительной чертой его воспитания была тяга к Священному Писанию: если бы он не стал полководцем, он бы наверняка стал выдающимся богословом, но так случилось, что в 14 лет уже Господь судил ему управлять Великим Новгородом — городом, достаточно вольным и обширным по своему влиянию [... Уже в 20 лет он выигрывает знаменитую Невскую битву, получает прозвище Невский, а в 22 года совершается знаменитое Ледовое побоище, где побеждает самую лучшую и профессиональную армию Европы — тевтонских рыцарей, которые покорили до этого многие страны. Собственно говоря, это было их главной профессией — завоёвывать страны и исполнять волю Папы Римского, который направлял их для того, чтобы было окатоличивание, и вот славян решили [направить в] католичество... Соответственно, эта агрессия была очень сильной... Митрополит Иоанн выступает перед зрителями гостиной, фото пресс-службы белгородской митрополии Сегодня мы слышали замечательные слова Ивана Ильина, где он говорит, что святой благоверный Александр Невский олицетворял лучшие качества Спасителя — тут нужно Спасителя [понимать] с большой буквы, то есть он служит Господу — и потом уже, через запятую, «устроителя России». Насколько мне помнится, в тексте именно так у Ильина: не спаситель и устроитель, тут в данном случае первым [идёт] спаситель Господь наш Иисус Христос, а устроитель — это уже земное дело, которое совершал Александр Невский. Почему так важно иметь этот образ?.. Кстати, в этом году исполнилось 80 лет, когда уже в советскую армию возвратился орден Святого благоверного Александра Невского. Награждали им полководцев наряду с орденом Победы.
Орден Александра Невского — достаточно редкий орден. Эту традицию потом возродили уже в наши дни в XXI веке: президент Владимир Путин вручает выдающимся деятелям орден Александра Невского. Это не случайно, потому что до сих пор в генетической памяти народа, в историческом предании очень важно, что это предание сохраняется и преумножается. Это тот потенциал, который питает всех наших молодых людей, и мы знаем, что это источник чистый. По крайней мере, никаких сомнений нет ни в его победах, ни в его каких-то действиях. Хотя при жизни, конечно же, Александр Невский испытывал колоссальное искушение. Оно было связано с его взаимоотношениями с Золотой Ордой, где он получил ярлык великого князя. Его обвиняли в предательстве — якобы он предал Русь, а он, наоборот, защитил Русь, пройдя через искушения, различные испытания, когда хан всячески издевался, имея своё преимущество, но Александр Невский не сломался. Он не поставил свои личные амбиции выше того, что от него требовала Святая Русь... Это колоссальное вообще качество, которое надо бы привить нашим многим, так сказать, теперешним деятелям.
Я имею ввиду не только у нас, но и в целом в мире... В средние века войны начинались из-за женщин и из-за богатства. А сейчас, в основном, [из-за] искушения властью, когда человек считает, что ему всё позволительно, несмотря на то, что это входит в противоречие с историческим развитием или метаисторией страны. Так получилось с князем южнорусских земель Даниилом Галицким. Он прибыл из Орды с ярлыком хана на княжение. Прибыл как великий князь, но он так и не мог простить унижения хану, и из-за этого он пошёл на союз с Папой Римским. В результате этого митрополит Киевский уезжает из Киева во Владимир к святому благоверному князю Александру Невскому в знак протеста против этой фактической унии.
А почему? Да потому, что служат они не Господу, а Госдепу. И эта перспектива стоит сегодня перед каждой церковной общиной.
Сегодня в условиях глобального противостояния христианской цивилизации и западного антихристианского катка Вселенская Церковь стоит перед выбором — быть верной Господу или Госдепу, то есть, либо идеалам Евангелия и святых отцов, либо идеологии транснациональных корпораций и интересам политических лоббистов, которые всей своей деятельностью приближают власть антихриста. Так уж вышло, что сегодня в современном мире, в глобальной политической игре религиозный фактор разыгрывается как карта. Американский однополярный мир всеми силами пытается сохранить свое тоталитарное доминирование. И там, где Православная Церковь играет хоть какую-то роль в жизни народа, она будет поставлена перед этим выбором — Господь или Госдеп. И как вы понимаете, перспектива этой дилеммы весьма апокалиптичная. Именно такую характеристику ей дал Святейший Патриарх, выступая недавно в Совете Федерации видеоцитата : «Нам говорят: «Ну что же, весь мир так, а вы иначе? Но очень важно, чтобы наша страна, опирающаяся на многовековую духовную и культурную традицию, сформировавшая свой кодекс нравственных ценностей, была способна в каком-то смысле возглавить сопротивление — невероятное слово сейчас скажу! Сопротивление пришествию в мир глобального зла». Глобальное зло. Вот что воюет сегодня с Православием на Украине.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что политическая церковь Украины — а именно так наиболее точно можно расшифровать аббревиатуру ПЦУ — нет ничего удивительного, что эта структура в угоду интересам глобальных корпораций глумится над святыми и святынями. Вот посмотрите, во что они превратили Лавру. А ведь тут еще не так давно совершали молитву подвижники, и храмы были переполнены людьми видеоцитата джазового концерта в Лавре.
Почему так важно иметь этот образ?.. Кстати, в этом году исполнилось 80 лет, когда уже в советскую армию возвратился орден Святого благоверного Александра Невского. Награждали им полководцев наряду с орденом Победы. Орден Александра Невского — достаточно редкий орден. Эту традицию потом возродили уже в наши дни в XXI веке: президент Владимир Путин вручает выдающимся деятелям орден Александра Невского.
Это не случайно, потому что до сих пор в генетической памяти народа, в историческом предании очень важно, что это предание сохраняется и преумножается. Это тот потенциал, который питает всех наших молодых людей, и мы знаем, что это источник чистый. По крайней мере, никаких сомнений нет ни в его победах, ни в его каких-то действиях. Хотя при жизни, конечно же, Александр Невский испытывал колоссальное искушение. Оно было связано с его взаимоотношениями с Золотой Ордой, где он получил ярлык великого князя. Его обвиняли в предательстве — якобы он предал Русь, а он, наоборот, защитил Русь, пройдя через искушения, различные испытания, когда хан всячески издевался, имея своё преимущество, но Александр Невский не сломался. Он не поставил свои личные амбиции выше того, что от него требовала Святая Русь... Это колоссальное вообще качество, которое надо бы привить нашим многим, так сказать, теперешним деятелям.
Я имею ввиду не только у нас, но и в целом в мире... В средние века войны начинались из-за женщин и из-за богатства. А сейчас, в основном, [из-за] искушения властью, когда человек считает, что ему всё позволительно, несмотря на то, что это входит в противоречие с историческим развитием или метаисторией страны. Так получилось с князем южнорусских земель Даниилом Галицким. Он прибыл из Орды с ярлыком хана на княжение. Прибыл как великий князь, но он так и не мог простить унижения хану, и из-за этого он пошёл на союз с Папой Римским. В результате этого митрополит Киевский уезжает из Киева во Владимир к святому благоверному князю Александру Невскому в знак протеста против этой фактической унии. Когда он [Даниил] признаёт верховенство Папы, Папа обещает помощь, но, как все иезуиты поступают, он не предоставляет её, надеясь на то, что Даниил Галицкий ослабеет, и спокойно уже его можно будет брать готовеньким в объятья католического мира...
Действительно, большие страдания пришли на землю южнорусскую, начиная с Киева, который был сожжён и разорён монголо-татарами. И вот эта вот неустойчивость и непоследовательность до сих пор прослеживается. Это какая-то метаистория, какая-то судьба: никак государственность не складывается. Вроде бы и определились там [на Украине] с тем, что в 18 году впервые государство там год просуществовало украинское... Дальше вот то, что сейчас происходит. Это результат такого непоследовательного и амбициозного, прежде всего, подхода к тому, что свои личные интересы никогда нельзя ставить выше народа, и государства, за которое ты отвечаешь. Это очень важный момент. Святой благоверный князь Александр Невский даёт нам пример такого служения, когда он выстоял.
Я представляю, сколько молодому человеку стоило усилий внутри себя победить желание как-то отомстить и так далее. Эта внутренняя борьба, которая происходит внутри нас, она, наверное, самая ценная, потому что мы душу свою закаляем, проходя через испытания, и поэтому это позволило ему — Александру Невскому — правильно принимать решения. Он прожил недолгую жизнь — 43 года и, постригшись в монахи, с именем Алексей предстал пред Господом как воин Христов. Нам всегда кажется, что мы можем как-то по-другому поступить, когда, как нам кажется, нас унизили или достоинство затронули, но важно увидеть, а что впереди, было ли это испытанием... Сегодня гостиная проходила 22 сентября — прим.
В день памяти Александра Невского
В пятницу, 6 августа, в Александро-Невском районе встретили ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана. В северной столице сегодня прошли торжества, посвященные переносу мощей святого благоверного князя Александра Невского.
Святой Александр Невский
последние новости сегодня на В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем святого благоверного князя Александра Невского. Афиша Plus - 4 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Меню раздела
- Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь? - Узнай Россию
- В Санкт-Петербурге отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского.
- Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского
- Святой Александр Невский
- Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской»
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской»
Благоверный князь Александр Невский | 05.12.2023 | Московский Данилов монастырь | В рамках торжеств в Святодуховском центре открылась выставка главного художника Военно-исторического артиллерийского музея Евгения Емельянова «Александр Невский: воин и святой», которая продлится до 24 декабря. |
Святой Александр Невский | Почему Александр Невский – один из многочисленных князей рода Рюриковичей – стал чуть ли не главным персонажем отечественного пантеона национальных героев? |
Защищая Отечество. Александр Невский – воин, миротворец, молитвенник
день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Новости посвященные мероприятиям. связанным с Александром Невским. Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана. Лучше всего понимала подвижничество Александра Невского Русская православная церковь, канонизировавшая его в 1547 году одним из первых русских святых. 26.03.2015. — В селе Цемдолина на храме святого князя Александра Невского установили новые купола.