Новости рерих сокровище ангелов

Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна.

В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха

  • Николай Рерих. Сокровище ангелов | Николай Рерих
  • Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
  • Картины Николая Рериха, найденные в американском университете. Арчер К. | Дельфис
  • "Сокровище Ангелов" Н.К. Рериха
  • Анализ картины николая рериха "ангел последний"

Сокровище из созвездия Орион

Как видно из названия, художник лелеял мечту сделать фреску на эту тему, придавая ей большое значение. Картина представляет собой огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. Ангелы в торжественном молчании охраняют его. Рядом — древо жизни с птицами на ветвях. По-видимому, Рерих изобразил в этой картине легендарный камень Чинтамани Шантамани , носитель неисследованных космических энергий, о которых повествуют сказания народов Индии и Тибета. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников... Держава Рериха. Религиозным темам посвящены несколько картин Рериха. Наиболее известные среди них — «Сокровище ангелов» 1905 и «Пещное действо» 1907.

К картине « Сокровище ангелов» художником была написана пояснительная легенда: «... Всем конец придёт»25. Беликов в статье о Н. Рерихе так охарактеризовал его творчество, посвящённое Древней Руси: «Строгий научный подход и большой талант художника, схватывающего жизненные явления в едином обобщённом художественном образе, определили неповторимое своеобразие искусства Рериха. Начав с исторического жанра, который на заре ХХ века насчитывал немало имён прославленных русских художников, Рерих сумел внести в него нечто принципиально новое. Таким новым, чисто рериховским, было осмысление истории как бесконечного процесса развития творческого духа народа. Поэтому, в отличие от многих современников... О литературном наследстве Н.

Выставка проходила в помещениях Первого Кадетского корпуса — Меншиковском дворце. Там была выставлена картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов». Сам художник назвал ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Поговаривали, что будет и вторая половина эскиза. Это похоже на истину, на обрывчатом крае в левом углу панно — усеченная фигура ангела. Еще один охранитель Сокровища. Картина написана Рерихом в 1905 году начата в 1904м.

Однако понадобилось около четырех лет раздумий, чтобы она предстала на суд отечественного зрителя. Мелькнули, конечно, отзывы в «Золотом Руне», как только высохло на холсте масло. Репортажи из мастерской Рериха в Академии художеств. И тем не менее, публичное представление картины в России состоялось много позже. Заграница — отдельная история. Почему так? Что же это за работа, окутанная неизвестностью и молвой... Быть может, на ней и правда обозначилась какая то тайна...

Рерих обещал Тенишевой разрезать «Ангелов» на части — в письме от 2 апреля 1905 го. Еще один художественный гений Алексей Ремизов, восхищенный «Сокровищем Ангелов», настойчиво поминает о распростертых! И тот и другой ошиблись?! Быть может, случилось невероятное и был нарисован новый вариант картины. Существовал же самый первый эскиз «Архангел», который приобрела в свою коллекцию княгиня Мария Тенишева. Все три, возможно, составляли нераздельную троицу «Ангелов». Кто знает... Невзирая на догадки, истории известно только единственное полновесное творение Рериха, тенишевский эскиз не в счет.

Оно появилось на выставке в числе других 44 х произведений художника, занимавших целиком одну из «комнат Меншикова». Волна художественного интереса прокатилась по провинции. Открывались отдельные передвижные выставки. Успех был закономерный. Газеты наперебой освещали ход выставки, называя ее «бесспорно самой значительной и красивой выставкой сезона». Размер холста — 3,3 на 3,6 метра. Ни панно, ни картина — под стать росписи или мозаике храма. Потом так и оказалось — роспись усыпальницы для храма в Талашкино.

И по сути своей она ангелична. Первое впечатление, быстрый взгляд — сильный свет. Множества нимбов сияют как солнца. Можно насчитать не меньше 108 золотых ободов. Разве только у Андрея Рублева встретишь легионы святости. Но то церковные фрески, другое дело — живопись. Этим светом залиты расплавленно аквамариновые склоны холмов. На них безликие ангелы воины с копьями в руках стерегут Сокровище мира.

За их спинами, вверху, еще большее число незримых крылатых защитников. Они строем выходят из ворот неземного града — райского Кремля или небесного Иерусалима. В окнах, за каждым зубцом стен — нимбы и нимбы... Внизу, на переднем плане — три главных святыни. Огромный камень, верховный ангел и древо жизни. На черном камне, почти в человеческий или, точнее, в ангельский рост, начертаны священные знаки. В них заключена тайна бытия. Ангел с опущенными темными крыльями, с грозовыми очами, грозными и беспощадными, охраняет этот камень.

В его правой руке копье, нацеленное вверх, в любой момент готовое к бою. В левой — длинный узкий щит, доходящий до сердца; нижним концом он упирается в ногу, сливается с ней воедино. Руками и ногами ангельскими — такова формула творящего таинства. Позже Рерих утвердил другую — «Руками и ногами человеческими». Вкруг камня и ангела растет сад деревьев. Узорная крона райских растений. Она кольцом обвивает Охраняющего Сокровище. На главном, наибольшем дереве — сирины, птицы с женскими лицами.

Они молчаливо вещуют, внемлют тайне камня. В «Салоне» были выставлены: «Древняя жизнь», «Бой» кстати, приобретенный Третьяковской галереей в Москве ; поэтические композиции на сюжеты Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые»; эскизы декораций к «Валькирии», «Снегурочке», к мистерии «Три волхва». Но именно «Ангелы» Рериха стали «красивейшей религиозной декорацией» на выставке. Вокруг картины разгорелись жаркие споры. Сыпались упреки Академии художеств и Музею Александра III, что «они не купили большой религиозной декорации Рериха», ибо «она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется». Неповторимое своеобразие — главный аргумент издателей и критиков. В этой сдержанности великие чары Рериха. В том, что картина Рериха не попала прямо с выставки «Салона» в национальные запасники, большой беды нет.

В Серебряный век так много рассыпано было сокровищ искусства, что главное «Сокровище» могли и не заметить. Ведь не даром же три года картина в России не выставлялась вообще. На первой заграничной выставке художника в Праге, в конце 1905 года, для этой картины не нашлось подходящего места. Слишком велика оказалась по размеру. Но по каталогам столица Чехии считается местом ее первого экспонирования. Зато попал в экспозицию «Архангел» 1904. Он стал именоваться эскизом к «Сокровищу Ангелов». Большой друг Рериха, тогда начинающий журналист и драматург, Милош Мартен написал художнику из Праги.

Что называется, по свежим впечатлениям. Свои мысли о выставке Мартен изложил в журнале «Дило» 1906. В прессе появились и другие статьи. Пражские журналы вели соперничество, кто первый поместит репродукцию «Архангела». Эскиз «Архангел» достался княгине М. Собственно, весь сюжет с «Сокровищем» и предназначался для ее храма Духа Святого в Талашкино. Княгиня начала строить церковь в своем имении еще в 1900 году. Первоначально новая церковь закладывалась под именем Преображения Господня.

В 1903 году умер муж Тенишевой, и она, видимо, принялась обустраивать усыпальницу. Именно тогда завязывается ее дружба с Рерихом. Одновременно появляются сюжеты для стенописи и создается эскиз — так называл его художник — «Сокровище Ангелов». По крайней мере, в каталоге осенней выставки Рериха в Сан Франциско 1921 работа заявлена как «проект настенной росписи для церкви княгини Тенишевой». В один из своих летних приездов, в августе 1904 года, он писал жене из тенишевского имения: «В церкви будет райский сад с архангелами». Она — ангел хранитель художника. Ей нравятся его необычные, загадочные картины. Даже немножко ревнует и завидует братьям Голубевым, по их заказу Рерих писал эскизы мозаик и росписей для церкви в селе Пархомовка.

Тенишева помогает своему кумиру в устройстве парижских выставок. В 1906 году проходит осенний «Салон» в Париже, где Рерих принимает участие. Ее окрестили «Тенишевской». Как писали газеты, «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная Академия в Реймсе избрала Н. Здесь же, в Париже, выставлялась пастель «Ангелы у престола» 1907 с золотисто желтым фоном. Прямо с выставки его купила княгиня Тенишева за 450 франков.

Удивительным образом картина Рериха связана с Альбионом. Туманный и мистический Лондон — город, где «Сокровище» предстало перед европейской публикой. Эта особенная, тайная связь обусловлена Камнем. Британские острова некогда приняли Святой Грааль. Древние кельты владели Камнем Фал, посланным мудрецом Мориа из Фалиаса. Им был коронован ирландский король. Вернисаж состоялся в первых числах июля 1908 года в Альберт холле. К открытию своей лондонской выставки Рерих специально готовился вместе с ним участвовали Билибин и Тенишева, в области прикладного искусства.

Он написал пояснительную легенду к эскизу большой настенной фрески «Сокровище Ангелов». Это самое полное ее описание, причем не чья нибудь, а рериховская поэтическая интерпретация. Такое вдвойне ценно. Легенда была опубликована в русской столичной газете «Слово». В нем добро и зло. Без сокровища камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет». После окаянных дней революции и гражданской войны русская эмиграция приветствовала воскрешенного художника.

Британскую публику, ее новое поколение искусство Рериха все так же влекло к «великой Тайне». Об этом свидетельствовал знаменитый художник Анри Каро Дельвэй. Персональная выставка Рериха открылась 29 апреля 1920 года в лондонской галерее Гупила. Свою выставку мастер назвал «Очарования России». И вправду, очарования было предостаточно. Картины «Зов Солнца», «Варяжское море», «Св. Борис и Св. Глеб», «Ангел последний», «Град обреченный» — всего 198 полотен.

И в самом центре огромное панно — «Сокровище Ангелов», с которого грозно взирали Небесные стражи, берегущие Священный Камень. Выставку освещали известные в зарубежье журналисты и издатели — А. Руманов, П. Милюков, А. Последний из них, сам художник и художественный критик, писал о Рерихе: «Он знает, что источники духа России охраняются незримыми легионами, и его пророческий взгляд проникает в глубины, где несказанные сокровища сияют в темноте. Он знает, что наступит день, когда Хранители Сокровищ раскроют их миру и принесут свет и жизнь вечную». Первая выставка открылась в Нью Йорке, в Кингор галерее, 18 декабря 1920 года. На открытии присутствовал индийский поэт Рабиндранат Тагор.

Затем последовали выставки в Бостоне и Чикаго май 1921 , в Сан Франциско сентябрь 1921 , в Денвере декабрь 1921 , в Канзас Сити февраль 1922. Повсюду в каталогах первым в списке значилось «Сокровище Ангелов». Его стоимость, объявленная в прайс листах по окончании выставочного турне состоялась распродажа , оказалась одной из наиболее высоких — 4,5 тысячи долларов. Цена немалая по тем временам. Вошла в пятерку самых дорогих. Однако вряд ли этот шедевр можно оценивать даже в золотой валюте. В каталоге московской выставки «Мира искусства» 1911 свое «Сокровище» Рерих сопроводил словами: «За пределами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается». Как справедливо подметил Максимилиан Волошин, камень — символ Рериха.

Извечная истина — трудно подступиться к сокровищу. У Рериха она не нова, совершенно естественна, вызвана детским притяжением к камням. В имении родителей в Изваре он вырастает в окружении суровой, каменистой природы. Там начинаются первые археологические опыты. Раскопки разбросанных на полях и в лесах курганов, составленных из внушительных камней галек. Положено начало коллекции «Каменный век». Скребки с маслянистым отливом, наконечники стрел и массивные каменные топоры. Этой коллекцией Рерих очень дорожил.

Будучи уже в эмиграции, он просил своего брата в Петрограде вызволить «Каменный век» и переправить ему за границу. Юный Рерих записывает народные сказы о земных камнях, живущих колдовской жизнью. Собирает предания о поклонении Камню Кресту. Среди них: «Братство Святого леса» и «Копытный камень». Он повсюду находит камни, по виду крестообразные, с чашевидными углублениями, с надписями и орнаментом. Древние символы на камнях часто связаны с прославлением Иисуса Христа. Рерих является непосредственным продолжателем «каменного века». Его творческий рост как художника и как личности связан исключительно с естеством камня.

Альфа и омега «каменной летописи». Наделенные смыслами камни были и до «Сокровища Ангелов», и после него. Вспомним хотя бы «Тропу прямоезжую» 1912.

Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде.

Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.

В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге.

Опубликован: Золотое руно.

Закономерно, что не только упомянутые нами венские «сецессионисты», но и русские художники рубежа XIX—XX столетий прошли искус «византийства», повлиявший как на содержательные аспекты искусства, так и на сам «мозаичный» стиль их пластического языка что наиболее ярко и своеобразно выразилось в поэтике М. Врубеля, отчасти — и Н. Холст, масло, темпера.

Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург Индивидуальное В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Композиция, над которой Рерих работал в 1904—1905 годах, изначально рождалась в русле понимания сакральных истоков искусства, задумываясь как часть эскиза стенописи усыпальницы князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Талашкине мужа Марии Клавдиевны Тенишевой, с осени 1900-го года строившей в своем имении церковь «Преображения Господня», получившей в итоге название «Храм Святого Духа». Однако в данной статье мы не будем углубляться ни в историю создания и бытования произведения, ни в его иконографический анализ, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.

По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника». Нынешний очерк — своеобразный постскриптум, призванный отразить то, что осталось за кадром. Возможность же создания такой текстовой коды предоставил сам Рерих, оставивший собственный литературный комментарий к образно выраженным смыслам произведения.

Суть в том, что «Сокровище Ангелов» синтезирует несколько уровней восприятия художественного языка — визуально-созерцательный и вербально-поэтический. Как мы отмечали в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха…», в России «Сокровище Ангелов» в качестве самостоятельного произведения было показано в 1909 году на выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Салон» Санкт-Петербург , устроенной критиком и единомышленником Рериха Сергеем Маковским, то есть позже, чем в Европе, где панно выставлялось с 1906 года Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908. Будучи представленным широкой русской публике на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году, в каталоге этой экспозиции «Сокровище Ангелов» сопровождалось стилизованной под былинный ритм фразой Рериха: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается» См.

Мамонтова, 1911. London, 1908.

Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец.

Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.

Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха

Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г. Рерих Николай Константинович. «Сокровище ангелов». Сокровище ангелов. Другие работы. 1897 Гонец. 0 # Описание картины Николая Рериха: Сокровище Ангелов Эскиз стенописи усыпальницы. Все апокалиптические произведения Рериха – это образы бушующего, разгоревшегося Армагеддона и явлений Ангела последнего. Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное.

Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха

Николай Рерих. Описание картины - Сокровище ангелов - Картину «Сокровище ангелов» можно назвать краеугольной в творчестве Рериха.
Сокровище Ангелов одно из многих произведений художника.
«...За древами бытия лежит сокровище ангелов» Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1).

Сокровище ангелов. Николай Рерих

Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт». За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло.

Он установлен королем Харальдом Синезубым не ранее 965 года с надписью, гласящей о крещении датчан. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. Создавая произведение, он не цитирует, но развивает художественную фантазию древности, дает легендам прошлого новую жизнь. Фотографии с выставки «Николай Рерих», которая проходила с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию "Повести временных лет" и истории княжеских междуусобиц. Этот прием станет ключевым позже в полотнах гималайской серии: образы заснеженных гор будут отсылать к тайнам духовидцев, к молчанию Будды, к мистическому знанию, которое разделяют художник и зрители. Ну, или стремятся к этому. Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как "Город строят" 1902. Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе "старое и новое". Но в сопровождении строк "Жерлицы дружинной" Алексея Ремизова "…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами" картина обретает былинный размах. Стилистика, орнаментальная вязь письма становится важнее сюжета. И Рерих, который сохраняет суровый колорит в своих полотнах, сочиняет орнамент для рам своих картин, дает работам развернутые названия. Николай Рерих. Город строят. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи Как и многие мирискусники, Рерих стремится к синтезу искусств. Выход к монументальным "фризам" был лишь вопросом заказа. И он появился. На выставке можно увидеть реконструкцию монументальных панно на былинные сюжеты, созданных для петербургского дома промышленника Ф. Бажанова в 1910-м. Другим примером такого синтеза становится иконостас для пермской церкви Казанской иконы Божией матери, усыпальницы Каменских, эскизы для которого Рерих создает в 1907 году. Отсылки к древним иконам византийского письма тут уживаются с мягким напоминанием о итальянских мастерах XIII века. Иконостас в тонком золотом убранстве привезли из Пермской художественной галереи, а икона архангела Гавриила прибыла из музея Екатеринбурга. Другой вариант синтеза предлагал театр. И тут поначалу единственными соперниками художников "Мира искусства" были Гончарова и Ларионов. Николай Рерих идеально вписался в "русские сезоны" Дягилева.

А система Советского Союза уже трещала по всем швам и латала западными займами дыры в экономике. У меня накопился негативный опыт общения с советскими чиновниками. Любая сделка, как правило, заканчивалась взяткой. Дело можно было уладить, но Попов был мне неприятен, и взятку я ему не предложил. Не было смысла идти к министру Демичеву, ибо я знал, что они одного поля ягоды. Отца моего расстреляли чекисты после войны в болгарском лагере Пасарджик. А со мной надо было считаться, чтобы получать миллионные кредиты... Она согласилась. Директор отдела импрессионистов в Лондоне Джулиан Барран приехал в Париж взглянуть на картину, которая хранилась тогда на складе на авеню Клебер. Он был восхищен чудной живописью и оценил ее в 100 тысяч фунтов стерлингов. Но на аукционе она не была продана, так как в 1977-м покупатели посчитали ее очень дорогой. Там ее и приобрел Мстислав Ростропович. Сейчас у русских финансово одаренных людей появился шанс вернуть портрет в Россию, так как в 2004 году правительство отменило идиотские тридцатипроцентные таможенные сборы на ввоз антиквариата в страну. Есть аукцион, вещи оценены. Кто хочет — купит, не хочет — не купит. Могут целиком коллекцию купить, пожалуйста, возражать не будет никто. В своем особняке в Петербурге они устроили настоящий музей сокровищ императорской России, наполненный мебелью в стиле ампир, бронзой, фарфором, портретами русских царей... Все это покупалось на Западе и вернулось в Россию благодаря уникальной семье. И — ее жизнь с Мстиславом Ростроповичем. Валентин Серов. Карл Брюллов. Александр Иванов. Борис Григорьев. Владимир Боровиковский. Репин стартует с 300 000 фунтов. Некоторые его произведения из коллекции весьма оригинальны. Аптечный пузырек XIX века.

Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.

Сокровище ангелов. С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907).

Николай Рерих в Третьяковке

В "Покрове" линии, образованной нимбами святых отцов, вторят линии верхней части покрова и нимбов ангелов, а в противовес им... В "Сокровище ангелов" очевидно ритмическое созвучие линий стен Небесного Града, строя ангельских сил и очертаний холмов»10. Кроме того, в обоих случаях ангелы и силы небесные представлены в свободных позах и ракурсах, и даже со спины, отчётливо выражена плоскостность изображений фигур. Это одна из возможных гипотез. Роспись «Сокровище ангелов» «могла предназначаться для небольшого сооружения вроде семейной усыпальницы. Большинство подобных памятников погибли либо во время войны, либо из-за строек советского времени»11.

Можно также предположить, что «Сокровище ангелов» явилось своеобразным художественным экспериментом — для воплощения волновавших художника образов и впечатлений от путешествий по старым русским городам и произведённых изысканий. Так, изображения стен и башен Небесного Града перекликаются с этюдами памятников Ростова Великого, Костромы и Новгорода. Архитектура строений на полотне «Сокровище ангелов» относится к концу XIV — началу XV века, времени Сергия Радонежского и большого храмостроительства после Куликовской битвы. Светлое ангельское воинство на картине, то уходящее, то приходящее на боевое дежурство возле таких близких русской душе строений, довольно ясно воскрешает то героическое время»12. Так Рерих отображает на своём полотне идеалы духовного единения, принесённые в мир Сергием Радонежским.

Следование духу Древней Руси проявляется у Рериха и в возвышенной и несколько суровой манере изложения сюжета. Сохраняется соответствие и древним иконам, таким, как «Архангел Михаил с деяниями» — храмовый образ конца XIV века из Архангельского собора московского Кремля. Впервые «Сокровище ангелов» было показано публике в 1907 году на выставке нового русского искусства в Париже, устроенной княгиней Тенишевой. Газеты писали, что «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д.

Рош, а Национальная академия в Реймсе избрала Николая Константиновича своим членом»13. Николай Гумилёв писал в то время из Парижа: «"Сокровище ангелов" — камень с изображением дракона на одной стороне и распятого человека на другой. А уже через год, в июле 1908 г. Специально к открытию этой выставки Николай Константинович написал пояснительную легенду к своей картине, которую опубликовали в столичной газете «Слово»: За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные.

Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень.

В нём добро и зло. Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы.

Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище.

Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт15.

И только 4 января 1909 года на вернисаже петербургского «Салона», устраиваемого Сергеем Маковским в залах Меншиковского дворца, картину «Сокровище ангелов» увидели жители Петербурга. Многие современники Н. Рериха откликнулись на это событие.

В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже.

Ещё одно открытие для зрителей — иконостас, созданный Рерихом для одного из частных пермских храмов. Интересно, что у Рериха в любой работе есть "говорящие" детали.

На иконостасе один из ангелов показан без нимба. Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния. И, наконец, третья, не менее удивительная работа, приковавшая к себе взгляды зрителей, — "Сокровище ангелов". Художник создал её в 1905 году, обратившись к теме перехода от язычества к христианству.

Мы были глубоко потрясены красотой и значением этой картины. Мы ее сегодня же повесили или, вернее, поставили к стене». На одной из старых фотографий интерьер Музея.

У нижней лестницы, ведущей в выставочные залы, стоит Николай Рерих. За его спиной — «Сокровище Ангелов» напутствует приходящих. По замыслу на музейной стенке должны были красоваться буддийские ступы. Таков первоначальный архитектурный проект. Но что то не сложилось, и Будда уступил место Архангелу Михаилу. После разорения Музея в 1936 м картина, вместе с остальным имуществом, оказалась в руках финансиста Хорша. От владеющих она перешла к обладателям.

Долгие десятилетия «Сокровище» пролежало под спудом. Его извлек из небытия американский коллекционер Александр Левин. Когда «Ангелов» достали из подвала Брандайс университета и развернули тугой рулон холста, намотанного на длинную палку, посыпалась сухая краска. Некоторые части картины были покрыты плесенью, некоторые зияли белизной грунта. Но все же из под сизых наплывов плесени сверкнуло «Сокровище Ангелов». Вскоре чудесная драгоценность была реставрирована и выставлена на аукцион Сотби. В том же необъяснимом Лондоне в 1998 году.

Новыми владельцами картины стали музыканты Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. По рождению «Сокровище Ангелов» имело законную хозяйку. Оно принадлежало Елене Рерих, жене художника. Факт отражен в каталогах у Гидони и Эрнста. С 1905 года картина находилась в ее личной собственности. Явление закономерное. Все лучшее всегда приносится к стопам женщины, вдохновительницы и ведущей.

Восприняв дары, она выводит творца на дальние горизонты. В Индии, вскоре после того как была написана упомянутая картина «Сокровище мира — Чинтамани», Елена Рерих записала в свой дневник, 21 февраля 1925: «Вернемся к несению камней и на каждом начертаем символ креста». История с камнем становится философской, тайной доктриной. Санкт Петербург, 1998 год 1. Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922.

Бенуа Александр. Музейные приобретения. Рерих на выставке «Салона». Мартен Милош. Письмо Н. Рериху, 18. Catalogue Nicholas Roerich Exhibition.

San Francisco Museum of Art. Рерих Н. Письмо Е. Рерих, [4. Тенишева М. Рериху, 1. Хроника литературы, искусства и науки.

Сокровище Ангелов. Koiransky A. May 6, 1920. Каталог выставки «Мир Искусства». Волошин Максимилиан. Лихтман М. Рериха Нью Йорк.

Рерих Е. Note book, 20. Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н. Новокузнецк, 2006 г. Грандиозна по своему замыслу и картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, - символы чего начертаны на камне».

На одной стороне его «изображен распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон». Отблески, 1999 г. Николай Константинович Рерих. Совершенно особое место в творчестве Рериха в это время занимает полотно "Сокровище ангелов. Эскиз стенописи" 1905 года. Картина представляет собою огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. На холсте изображены стройные ряды ангелов, поднимающиеся все выше и выше, к верхней зоне картины, а на первом плане - большой светящийся камень, на котором изображено "Распятие".

Рядом - древо жизни с птицами на ветвях. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников 30. Согласно буддийскому учению, Шамбала - это центр духовного мира, символ царства сознания. В легенде о Шамбале отражены мечты народов Азии и стран Востока о прекрасной обетованной земле, где живут мудрецы, невидимо помогающие всему человечеству. Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на московской выставке "Мир искусства" в 1911 году. В каталоге название произведения сопровождалось рериховскими строчками "За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается" 31. В этой работе Рерих также впервые обратился к изображению "древа жизни", которое в дальнейшем будет основной темой в целом ряде его картин и панно.

Образ "древа жизни" заключает в себе общечеловеческий, вселенский смысл доброго начала и вечной жизни. Он восходит к древнейшим временам и встречается в памятниках культуры различных народов "как символ Вселенной". Этими существами могли быть звери, животные, птицы, фантастические чудовища и, наконец, люди" 32. Образ "древа жизни" был известен и в дохристианской Руси. На предметах материальной культуры языческой Руси изображалось древо жизни как "явный символ плодородия, урожая, изобилия, или, по крайней мере если изображались не плоды, а листья полного расцвета" 33. Исследователи обнаружили, что в росписи русских крестьянских домов непременным элементом было древо жизни, как "символ добрых пожеланий и охранительный знак"34. Монголия и страна тангутов.

Первое издание - 1875 г. О таинственном царстве индийских мудрецов см. Аполлоний Тианский. Жизнь Аполлония Тианского Литературные памятники. Ходжаш, Н. Трухтанова, К. Образ "древа жизни" запечатлен в Библии Книга Бытия 2 9 и находит дальнейшее развит ие в Новом завете Откровение св.

Иоанна, 22, 1,2,3 33 Б. Язычество Древней Руси. Рерихе господствует утверждение, что художник, интересуясь культурой стран Востока, основательно познакомился с памятниками искусства Индии, Монголии, Тибета и, главным образом, Индии лишь в зарубежный период жизни и тогда же отразил их в своем творчестве. В литературе упоминались написанные в России сказки «Девассари Абунту», «Граница царства», а также картины на эти сюжеты, затем шли «Заповедь Гайятри» и поэма «Лаухми-Победительница». Это работы 1905, 1908 и 1916 годов. Таким образом, согласно установившемуся мнению, тема Индии вошла в творчество Рериха в 1905 году. Однако выясняется, что это не так.

Уже в 1904 году художник приступил к работе над огромным полотном, главной темой которого стал важнейший символ тибетских, монгольских и индийских легенд — Камень мудрости, иначе — Сокровище Мира. Рерих поместил его изображение в центральной части картины «Сокровище Ангелов»1. Эта картина никогда не воспроизводилась в цвете и не исследовалась. В 1904 году Рерих выполнил эскиз к этой картине под названием «Архангел», принадлежавший княгине М. Тенишевой; в сборнике «Рерих» 1916, под ред. Левитского он воспроизводится как «Эскиз к «Сокровищу Ангелов»». Впервые он был помещен в журнале «Золотое руно»4.

В эскизе представлен архангел, стоящий у «древа жизни». Вскоре Рерих завершил огромное, почти 12 кв. В картине на первом плане помещена композиция — архангел у «древа жизни». Рядом с архангелом возвышается Камень, испещренный таинственными знаками и сияющий синим светом. На Камне изображено Распятие. Поэт Вольфрам фон Эшенбах в поэме «Парсифаль» ввел мотив драгоценного Камня, источника творческих сил, мудрости и блаженства. В этом произведении поэт обратился к старинной легенде о Святом Граале: по преданию Иосиф Аримафейский собрал в чашу кровь Иисуса Христа5.

Интересно отметить, что основной темой поэмы Вольфрама Эшенбаха является не чаша, а Камень, принесенный ангелами на землю и «обладающий чудесной силой»6. Согласно преданию, Камень находится на священной горе, куда нет входа недостойным. Известно, что легенда о Камне восходит не к средневековью, а к еще более древним временам и пришла в Западную Европу из глубин Азии. Предположительно, о «Камне мудрости» было известно не только в Монголии, Индии и Тибете. В легендах говорится, что частичкой Камня владел царь Соломон. В «Откровении» св. Иоанна Богослова также упоминается некий магический Камень: «Побеждающему дам вкушать сокровенную Maнну и дам ему белый Камень, и на Камне написанное новое имя, которое Никто не знает, кроме того, кто получает»7.

Возникает вопрос: знал ли Рерих эту легенду до своих экспедиций по Монголии, Тибету и Индии? Вопреки распространенному в литературе утверждению, что художник познакомился с легендой о Камне лишь в Индии, можно смело сказать, что он знал ее уже в Петербурге. Существует целый ряд источников, которые позволяют сделать такой вывод. В 1890—1891 годах наследник Российского престола, будущий император Николай II совершил путешествие по странам Востока на яхте «Память Азова». Путь шел из Греции и Египта в Индию. Посетив ряд индийских городов, в их числе Мадрас, Калькутту, Бенарес, и остров Цейлон, путешественники направились в Сингапур, Бангкок и Японию. Наследника сопровождал востоковед князь Э.

Во время путешествия им была собрана большая коллекция произведений искусства, отражающего религиозные верования народов Индии. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена общедоступная выставка предметов буддийского культа, привезенных князем Э. Ухтомским из путешествия. Был издан каталог с перечислением всех представленных предметов, в том числе и многочисленных даров, преподнесенных во время путешествия наследнику9. Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, никогда не упоминали исследователи. В 1893—1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э. Ухтомского, где подробно описывалось путешествие.

Основное внимание автор уделил предметам религиозного культа, изучению сходных черт в верованиях буддийского населения России с буддистами Индии, Китая и Бангкока, а также высказал мысль о необходимости изучения «таинственной культуры Тибета с исходящим от него мистическим светом»10. В книгах — что самое главное — помещены фотографии памятников культуры и связанные с ними легенды. В частности, среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» — драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности». В книге также помещены среди фотографий статуэток различных божеств — фигура Авалокитешвары, «хранителя от Зла» — и Майдари, о котором говорится: «Так называют монголы древнеиндийского Майтрейю, своего рода Мессию, который придет обновить мир, погрязший во грехе»11. По материалам собрания Ухтомского в 1900 году в лейпцигском издании Ф.

Брокгауза вышла книга А. Грюнведеля о мифологии буддизма12. Книга знакомит с главнейшими индийскими и тибетскими легендами, отраженными в предметах изобразительного искусства, в том числе и Камне Чинтамани. В книге А. Грюнведеля, к примеру, помещена фотография статуэтки коня, несущего Чинтамани. Статуэтка, как сказано в ее описании, выполнена из кости, украшенной эмалью и золоченой бронзой. Воспроизведены также божества — Зеленая Тара, Джама, бог ада и другие, в руках у которых непременным атрибутом является «Камень мудрости»13.

Приведена легенда о появлении Камня на земле: «История древнего королевского Тибета рассказывает, что однажды, во времена владычества короля Лха-то-тори, во дворец упало с неба несколько чудесных предметов, среди них: золотая ступа, книга, ящичек с чудесным драгоценным камнем Чинтамани. Король не понял значения этого дара, и Голос с неба объяснил ему, что во время владычества пятого Наследника короля будет понято применение этих предметов. Король положил их в сокровищницу. Умер он в глубокой старости, и его дух, как и дух его супруги, перешел в статую бодхисаттвы Авалокитешвары, находившуюся в Лхасе»14. Далее рассказывается, что «король Индрабхути, желая исчерпать все сокровища мира, принес с одного далекого острова чудесный камень, исполняющий все желания, называемый Чинтамани15. Возможно, Камнем владел Падмасамбхава, «Наставник Тибета», родившийся, согласно легенде, из цветка лотоса. Падмасамбхава был приемным сыном бездетного слепого короля Индрабхути, получил очень хорошее образование, изучал различные науки — астрологию, алхимию, «все языки»16.

Трудно себе представить, что Рерих, интересовавшийся с юных лет культурой Востока, не посетил выставку в Зимнем дворце и не ознакомился с каталогом и упомянутыми изданиями. Как известно из «Листов дневника», увлечение культурой стран Востока и Азии появилось у Рериха довольно рано, еще в юношеские годы, и постепенно все более укреплялось, превратившись в серьезное занятие. Рерих вспоминал: «В семье нашей сама судьба складывала особые отношения с Азией. Постоянно появлялись друзья, которые служили в Азии, или вообще изучали ее. Профессора восточного факультета бывали у нас. Из Сибири приезжали профессора из Томска, и все толковали об азиатских глубинах и усиленно звали не терять времени и так или иначе приобщиться к азиатским просторам. Каждая памятка из Азии была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь»17.

В 1880-е годы вся Россия читала статьи и книги путешественницы Е. Блаватской, открывшей Индию широким кругам читателей. Известно, что Рерих-гимназист делал выписки из ее книг. Все находки и открытия в востоковедении и, прежде всего, выставка в Зимнем дворце, каталог, воспроизведения предметов буддийского культа из коллекции князя Э. Ухтомского, а также научные исследования и беседы с известными учеными — В. Стасовым, Вл. Соловьевым и другими — стали основой знаний Рериха о культуре стран Востока.

Все это и вызвало к жизни изображение «Камня мудрости» в рассматриваемой картине. На вопрос о том, знал ли Рерих легенду о Камне в то время, можно ответить положительно. Главным доказательством осведомленности художника является сама картина. Мы попытались найти источники, послужившие почвой для ее создания. Не случайно в это время Андрей Белый называл Рериха «специалистом по Востоку»20. Вполне закономерным также было приглашение Рериха в Комитет по строительству буддийского храма в Петербурге 1909—1915, архитектор Г. В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни».

Этот образ восходит к Библии: «И произрастил Господь Бог из земли всякое древо..

Сокровище ангелов рерих картина

Именно к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи - задника к легендарным "Половецким пляскам", представленным Сергеем Дягилевым в 1909 году в Париже. Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает "Гонец. Первая часть знакомит с русским периодом творчества Рериха. Простр анство зала представляет собой крест, вписанный в квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. В разделах "Язычество" и "Начало Руси" раскрывается интерес Рериха к древн ему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе "Памятники русской старины".

В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг - аллегория колеса сансары.

И только в 1908 году, по возвращении Марии Клавдиевны в Россию, в беседах с Николаем Константиновичем, по её свидетельству, родился замысел «богато украсить церковь росписями». Сомнения в изначальной принадлежности «Сокровища ангелов» убранству талашкинской церкви более всего вызывает сама картина, о которой теперь поговорим подробнее. Признанию картины самостоятельной живописной работой препятствует наличие части фигуры второго Архангела. Однако это вполне объяснимо в эскизе — вероятно, тем самым была обозначена симметричность композиции. Со всех сторон полотна сохранились первоначальные кромки холста, на которых отсутствует грунт, поэтому нет сомнений, что размер картины изначально был именно таким.

Мазки очень крупные, широкие до 2,5 см , в промежутках между ними можно различить... Сочетания «плотных, ярких, переливающихся разными оттенками мазков и нейтрального матового нижележащего слоя отчасти имитируют эффект мозаичного набора». Родство с мозаикой Николай Константинович подчёркивает, «используя проблески чистого цвета — кобальта, бирюзы, изумрудной зелени, рождающие впечатление игры света на поверхности смальты... Золотистые холмы, словно бы излучающие неяркое свечение, также вызывают в памяти фоны византийских мозаик»6. Такой формат мог быть у картона для мозаики, которые... К тому же холст надставлен двумя полосами около 60 см сверху и около 30 см снизу — скорее всего, художник ориентировался на параметры помещения-усыпальницы, для декора которого создавался эскиз, оно должно было вместить стенопись высотой 3,2 метра и длиной от 4 до 5 метров вероятно, неопределённость размера связана с фрагментарностью композиции.

В самом Храме Духа для такой грандиозной росписи места нет... Рерих был привлечён к работе над церковью Покрова Богородицы в Пархомовке9, в комплексе с которой возводились и другие сооружения, в том числе и пристроенная с южной стороны церкви усыпальница придел святого Виктора. По эскизам художника должны были быть выполнены наружные мозаики и внутренние росписи. В итоге по его рисункам были исполнены мозаичный «Покров Богородицы» в нише над главным порталом и мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в придел святого Виктора. Роспись же храма по эскизам Рериха осуществлена не была. Образ «Покрова Богородицы» Пархомовской церкви и «Сокровище ангелов» очень близки по стилистике.

В созвучии красок в обеих работах ярко выделяются янтарный тон нимбов, светлые одежды и белокаменные стены. В обоих произведениях «цельность живописного пространства обеспечивается перекличкой композиционных ритмов. В "Покрове" линии, образованной нимбами святых отцов, вторят линии верхней части покрова и нимбов ангелов, а в противовес им... В "Сокровище ангелов" очевидно ритмическое созвучие линий стен Небесного Града, строя ангельских сил и очертаний холмов»10. Кроме того, в обоих случаях ангелы и силы небесные представлены в свободных позах и ракурсах, и даже со спины, отчётливо выражена плоскостность изображений фигур. Это одна из возможных гипотез.

Роспись «Сокровище ангелов» «могла предназначаться для небольшого сооружения вроде семейной усыпальницы. Большинство подобных памятников погибли либо во время войны, либо из-за строек советского времени»11. Можно также предположить, что «Сокровище ангелов» явилось своеобразным художественным экспериментом — для воплощения волновавших художника образов и впечатлений от путешествий по старым русским городам и произведённых изысканий. Так, изображения стен и башен Небесного Града перекликаются с этюдами памятников Ростова Великого, Костромы и Новгорода. Архитектура строений на полотне «Сокровище ангелов» относится к концу XIV — началу XV века, времени Сергия Радонежского и большого храмостроительства после Куликовской битвы. Светлое ангельское воинство на картине, то уходящее, то приходящее на боевое дежурство возле таких близких русской душе строений, довольно ясно воскрешает то героическое время»12.

Так Рерих отображает на своём полотне идеалы духовного единения, принесённые в мир Сергием Радонежским. Следование духу Древней Руси проявляется у Рериха и в возвышенной и несколько суровой манере изложения сюжета. Сохраняется соответствие и древним иконам, таким, как «Архангел Михаил с деяниями» — храмовый образ конца XIV века из Архангельского собора московского Кремля. Впервые «Сокровище ангелов» было показано публике в 1907 году на выставке нового русского искусства в Париже, устроенной княгиней Тенишевой. Газеты писали, что «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д.

Рош, а Национальная академия в Реймсе избрала Николая Константиновича своим членом»13. Николай Гумилёв писал в то время из Парижа: «"Сокровище ангелов" — камень с изображением дракона на одной стороне и распятого человека на другой. А уже через год, в июле 1908 г. Специально к открытию этой выставки Николай Константинович написал пояснительную легенду к своей картине, которую опубликовали в столичной газете «Слово»: За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными.

За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов.

Архитектор экспозиции Евгений Асс объясняет: зал с работами на тему Древней Руси выполнен в форме прямоугольной шкатулки, а Восточный — в форме круглой. Это отражает различия в философии двух разных культур и миров.

Настоящей сенсацией выставки стал театральный занавес, выполненный художником в 1908 году по заказу Сергея Дягилева для балета "Половецкие пляски", который ставился в Париже. Огромное полотно общей площадью в 230 квадратных метров отреставрировали к выставке за 4 месяца, и это был первый этап сложных и дорогостоящих работ. И, конечно, удивительно, что он сохранился до нашего времени. Ещё одно открытие для зрителей — иконостас, созданный Рерихом для одного из частных пермских храмов.

Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы».

Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра — проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными.

За стенами, по широкой долине в тубы трубят.

Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке

Файл:Treasure of — Википедия 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов».
Сокровища ангелов / Антиквариат / Независимая газета Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др.

Богатый славой. Вопреки

Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907).
Сокровище ангелов. Николай Рерих - Смотреть видео С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге.
В Новой Третьяковке – выставка Рериха Сокровище ангелов.

Богатый славой. Вопреки

Он посвящен русскому периоду Рериха. "Сокровище ангелов" – работа, которую обычно довольно сложно увидеть. С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. Сокровище Ангелов. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. “Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22].

Сокровище ангелов

В 1912 году художник написал картину «Меч мужества», на которой изображён Ангел, принёсший меч спящим воинам, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества. В своём стихотворении «Пророк»21 Пушкин описывает явление шестикрылого Серафима: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний Ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Над всеми ангельскими чинами стоит Святой Архангел Михаил, Предводитель Небесного Воинства, почитание которого восходит к самым древним временам. По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. Архангел Михаил изображается в доспехах, вооружённый копьём или мечом. Во времена вражеских нашествий русские города всегда защищала Царица Небесная с Воинством ангельских сил во главе с Архангелом Михаилом.

Они приставлены для хранения каждого из нас... Верующие молитвенно обращались к Ангелам. Вот одно такое воззвание: Ангеле Божий, Хранителю мой святый, На соблюдение мне от Бога С небеси данный, Прилежно молю Тя — Ты мя днесь просвети, И от всякого зла сохрани, На благое деяние настави, И на путь спасения направи. В Учении Живой Этики сказано: «Осознание Высших Сил даётся не в школах, не извне, но именно живёт в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать — будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. Люди сказали в неведении — сон подобен смерти. Нужно от малых лет твердить, что сон называется беседою с Ангелами»23. Каждый, кто слышал о великом служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: "Твой Ангел заплачет", и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца.

Действительно, каждое недоброе действие заставляет кого-то страдать»24. В народе говорилось — «доброму делу и Ангелы небесные радуются». Святой Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются»25. Какими же качествами обладают Ангелы? Мы очень часто в нашей речи употребляем слово «ангельский» как прилагательное к каким-то высоким качествам — ангельская любовь, ангельская доброта, ангельская кротость, ангельское терпение, ангельская чистота, ангельское смирение, ангельская красота. В Учении Живой Этики говорится: «Когда же люди поймут, как чудесно уподобиться высшим существам! Но пока они даже мыслить об этом стыдятся»27. Рерих писала: «... Нет Ангелов или Архангелов, которые не были бы когда-либо людьми.

Это утверждает весь Восток — "Нет бога или богов, которые не были бы когда-то людьми". Конечно, эти Ангелы не украшены крыльями, которыми их наградило несовершенное зрение или поэтическое воображение некоторых ясновидцев, пожелавших запечатлеть символ Посланника. Символ не плох, и, конечно, лучи, исходящие из центров оплечий, могут дать впечатление как бы блистающих крыльев. Ангелы-Хранители, или Великое Братство, эти держатели нашей планеты, были высокими Духами на других мирах и Богочеловеками на нашей Земле. Принадлежа к высшей эволюции, Они пришли на нашу Землю, чтобы ускорить эволюцию её человечества»28. Все Архангелы и Ангелы должны были пройти через человеческую эволюцию»29. Рерих написал картину «Воззри, человечество!

И интересно нам это уж никак не меньше того, какой фарфор заказывал князь Юсупов. Значит, коллекцию нужно сохранить целиком в одном месте. И таким местом должна быть Россия. Если этого не сделать, все державные разговоры о необходимости воспитания молодежи в духе патриотизма останутся пустым звуком. На государство, к сожалению, надежды нет. Что-то никак они у нас не дорастут до уровня Мамонтова, Морозова, Рябушинского, того же Третьякова, чья галерея почти не пополняется, увы, современными поступлениями см. Единственное, что вспоминается, это яйца Фаберже, приобретенные Вексельбергом. Но и подлинность их еще требует доказательства, и сам Фаберже не столь годится на роль гениального сына России, как Репин, Рерих или Ростропович… Нет, конечно, в Лондоне, где и проводится Сотбис, сейчас более чем достаточно наших небедных соотечественников. И многие из них могут захотеть приобрести что-нибудь из коллекции Ростроповича, чтобы потом высиживать, как яйца Фаберже, и изредка демонстрировать немногочисленным гостям из своего круга. Но это совсем не те люди, в чьи руки русские аристократы или сам Ростропович доверили бы хоть что-то — хоть юсуповский фарфор, хоть репинский рисунок… Редакция и акционеры «Новой газеты», президент СССР Михаил Горбачев и депутат Госдумы РФ Александр Лебедев мы уверены в них , а также их соратники в российском бизнесе обращаются к устроителям аукциона Сотбис с просьбой снять с торгов коллекцию М. Вдова музыканта Галина Вишневская выразила желание и согласие продать коллекцию целиком при условии, что она останется в России.

Мои мама, дочь и брат тоже очень помогли материализации и запечатлению альбома и выставки, спасибо! Спасибо друзьям в России и Израиле! Белла Розенблат Приводим все фотографии из статьи.

Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов. Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству. Он установлен королем Харальдом Синезубым не ранее 965 года с надписью, гласящей о крещении датчан.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий