Новости федорчукова рать

Федорчуковой рати. Федорчукова рать 1327.

Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области

Пиар-технологии Древней Руси: как слухи об обращении в ислам сыграли на руку Ивану Калите Федорчукова рать. Новость о жестоком убийстве племянника потрясла хана Узбека. Он решил, что вся Русь восстала против Орды.
Федорчукова рать На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»).
Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды В летописях это войско получило название Федорчукова рать, по имени командующего-христианина.

Федорчукова рать: за что хан Узбек жестоко наказал жителей Твери

Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы. Федорчукова рать Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться бедствием в Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и вызвался помочь монголам восстановить власть над Русью. Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников и велел идти на Александра Михайловича. К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Началось бедствие. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом вПсков.

Он просто ушел во Псков. Тогда к Новгороду двинулся сам Александр Ярославич с «послами татарскими». Он не раз спасал эту землю от чужеземной власти. Но теперь гневу князя не было границ. Он-то видел, как гибла Русь под татарскими мечами, как великие полки в битвах с огромным войском ордынцев ложились, словно скошенные колосья, - не раз, не два и не три. И он, как никто другой, понимал: если позволить новгородской вольности по-прежнему цвести и благоухать, карательная рать прибудет к стенам города незамедлительно. Полягут те смельчаки, коим теперь так мило рвать глотки на вече, в отдалении от смертоносных туменов. Смирив Новгород, Александр Невский спас его. Пришлось применить свирепые меры «убеждения». Колеблющийся, сомневающийся княжич Василий немедленно отправился на Владимирщину, а те, кто давал ему советы, жестоко поплатились: «Овому носа урезаша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повел». С новгородцами, увидевшими силу, князь договорился миром, дал им другого сына — Дмитрия, и получил от них дары для хана. Полтора года спустя Александр Ярославич все-таки заставил горделивых вечевиков «дать число». Им пригрозили: «Аже не иметеся по число, то уже полкы на Низовской земле». И новгородцы покорились. Когда к ним приехали татарские «численники», город полыхнул было новым мятежом. Но им противустало местное боярство: знать лучше понимала, чем грозит городу неповиновение. Численники получили охрану. Так Новгород превратился в данника Орды… Горько, грустно. Но прежде всего, город остался цел. Головешки Новгорода — куда более печальный вариант развития событий, нежели Новгород, согласившийся платить татарские налоги. Силы для отпора монгольской власти копились исподволь, под прикрытием безоговорочного подчинения ханам. В начале 60-х годов XIII века подошло время для пробного удара. В городах Северо-Восточной Руси бесчинствовали откупщики даней — магометане бухарцы или выходцы из Волжской Булгарии , названные в источниках «бесерменами». От их поборов русские испытывали, как сказано в летописи, «лютое томление». В Ярославле у представителя ордынцев Кутлубия служил некий приспешник - бывший монах Зосима Изосима , перешедший в ислам «пьяница» и «кощунник». Который особенно свирепствовал вместе со своим хозяином. Однако ордынская власть над Русью в те годы заколебалась: между ханами начались кровавые распри, затянувшиеся на несколько лет. Именно тогда, в 1262 году, и вспыхнуло восстание, разом охватившее огромную территорию. Откупщиков перебили или изгнали из городов, Кутлубий и Зосима также погибли, а тела их ярославцы «повергоша псом на снедение», то есть бросили на корм «псам и воронам». О поддержке, оказанной восставшим Александром Невским если только не о координирующей роли князя , свидетельствует строка в Устюжской летописи, где сообщается о посылке от его имени грамот, «что татар бити».

А тут мы говорим, в XV веке, о юной России. Но тем не менее никакой ошибки нет. Дело вот в чем: после того, как древнерусское государство распалось на множество полунезависимых и фактически независимых отдельных государств — то есть княжеств, вечевых республик, мы не можем говорить о едином государственном пространстве. Собственно, уже с середины XII века раздробленность так сильна, что единого государства фактически не существует. А после монголо-татарского нашествия и установления ига во второй половине XIII века раздробление усиливается, и фактически на протяжении нескольких десятилетий Северо-Восточная Русь падает в политическую бездну. Мы видим на относительно небольшом пространстве огромное количество государств, небольших и достаточно крупных, которые воюют друг с другом, оспаривают право занять великокняжеский престол и стать если не централизатором всей Северо-Восточной Владимирской Руси, то хотя бы получить господство среди огромного дома князей, потомков Всеволода Большое Гнездо, который правил всем этим пространством до начала XIII века. Что у нас существует на территории северо-восточного угла древней империи Рюриковичей к середине XV века? Пестрота разнообразных владений, и нет никакой России в этот момент, нет никакой единой Руси, есть крошево небольших и более крупных самостоятельных государств. Они чеканят собственную монету, имеет каждое собственную армию, собственную династию, собственную внешнюю политику — самостоятельное государство Великое княжество Тверское, самостоятельное государство Великое княжество Московское, самостоятельное государство Ярославское княжество, самостоятельное государство Рязанское княжество, Псковская вечевая республика, Новгородская вечевая республика. И даже, в общем, какое-то время существовало несколько эфемерное, но тем не менее, подчеркну, Великое княжество Пронское — вот нынешний небольшой городок Пронск был столицей великого княжения. Конечно же для того, чтобы что-то могло быть названо Россией, следовало прежде объединить огромное количество этих территорий. И действительно, позже мы будем говорить о том, что великий князь Иван III был объединителем русских земель. Эту программу он осуществлял на протяжении всей своей зрелой сознательной жизни и в конечном итоге добился успеха — он создал Россию. Но вот к 1480 году Россия — младенец. Повторяю: Россия — младенец. Для нее получение суверенитета возможно через два очень важных процесса: первый — объединение, оно идет полным ходом, и второй из этих процессов — это, конечно же, свержение ордынского ига. Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго. Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно. Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история. Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым. Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче. Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать. И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси. Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее. То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия. Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается. И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать? Ордынское иго существовало. Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году. Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера». И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года. Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства. Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня. Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена. Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась. Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность. Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая. Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая. Так вот после этого, в силу огромных потерь, которые понесли русские войска в этих битвах и в силу того, что, собственно, справились только с частью Орды, позднее все же политические плоды этой победы были утрачены. И Тохтамышу, который вновь объединил Орду и с объединенным воинством напал на Московское княжество, удалось спалить Москву и восстановить свою власть. Так что плоды у битвы на поле Куликовом скорее находятся в сфере идей: это понимание и массовое воспоминание о том, что Орда не является непобедимой, что мы сами, отцы наши, деды наши, так сказать, рассматривая с точки зрения разных поколений эту историческую память, смогли выйти против грозного ордынского воина и сбить его с коня, победить его. Вот это было важно. Но никакого освобождения от власти Орды, полного, тотального освобождения не происходило еще на протяжении ста лет. Между тем Орда по-прежнему дробилась, и с каждым разом это дробление принимало все более тяжелые для нее формы. С тех пор она уже не могла восстановиться в прежних размерах, но наследниками Золотой Орды стали крупные государства, их называли на восточный манер «юртами». И вот главный, старший юрт в нашей литературе называется «Большая Орда». И совсем уж поздно Сибирский юрт, Астраханский юрт — мы сейчас о них даже не станем говорить. Так вот, собственно, старший юрт или Большая Орда, несмотря на то что так много территорий было потеряно, ушло под власть к ханам, которые не подчинялись уже Большой Орде, все-таки продолжал оставаться государством-монстром: он превосходил по территории Московское княжество в середине XV века, он обладал более сильным воинством.

Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы.

Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери

Противостоять такой силе Тверь не могла, и «Федорчукова рать» подвергла княжество чудовищному опустошению. Это нашествие на тверскую землю вошло в историю под названием «Федорчукова рать» — по имени одного из ордынских военачальников (христианина). Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать».

Почему Золотая Орда не обратила Русь в ислам

Великий князь Василий Ко-стромской, союзником которого выступал тверской князь, пользовался ханской помощью, соответственно с ордынцами приходилось контактировать и Свято-славу. Вместе с ордынским отрядом тверской князь в 1273 г. В 1281 г. Это войско было приведено на Русь князем Андреем Александровичем Городецким, который пы-тался отобрать великокняжеский стол у своего старшего брата Дмитрия Перея-славского. Разорение окрестностей Твери можно объяснить, как кару за под-держку Дмитрия Александровича, однако о подобном союзе в летописях ничего не говорится. Скорее, наоборот, в 1282 г. Святослав в союзе с Даниилом Мос-ковским и новгородцами воевал против Дмитрия. Поэтому можно предполо-жить, что разорение окрестностей Твери было связано с обычным грабитель-ским набегом ордынцев, которые не разбирали, «кто прав, а кто виноват», а просто желали поживиться. После смерти Святослава ему наследовал младший брат Михаил Яросла-вович.

При нём Тверское княжество достигло своего наибольшего могущества. В 1293 г. Тверь в число этих городов не вошла, хотя в летописях содержится указание на то, что монголы собирались идти на город, но лишь приезд Михаила Ярославича, бывшего до этого в Золо-той Орде, остановил их. Поход Дюденя и поездка Михаила в Золотую Орду вызывают большие споры в историографии. Часто «Дюденеву рать» связывают не только с русскими междоусобицами, но и с внутриордынскими делами. В Орде в это время правил хан Тохта ок. Сам Ногай в начале 1290-х гг. Подобное положение вещей не могло устраивать Тохту, который «старался сразиться с ним и хлопотал о войне с ним» , однако открытый вооруженный конфликт между Тохтой и Ногаем про-изошел в 1297 г.

Исследователи предпринимали попытки соотнести борьбу между Ногаем и Тохтой с расстановкой сил в Северо-Восточной Руси. Насонов было вы-сказано предположение, поддержанное рядом исследователей , что Андрей Го-родецкий искал поддержку у Тохты, в то время как Михаил вместе с Даниилом Московским и Дмитрием Переяславским ориентировались на Ногая, за что и были наказаны «Дюденевой ратью». Тверь спасло только возвращение Михаила Ярославича из ставки Ногая. Однако Э. Клюг, обративший внимание на отсутствие вооруженного кон-фликта Ногая и Тохты в 1293 г. Подобную версию ранее высказал В. Борзаковский, утверждавший, что Михаил ездил в Золотую Орду для получения ярлыка от нового хана Тохты, а поход Дюденя был ответом на жалобы Андрея Городецко-го на Дмитрия Александровича. Однако в том же году на Тверь пришел «царь» Токтомер и «много тягости людемъ учинивъ».

Как предполагал В. Борзаковский, возможно, Токтомер посещал Тверь для проведения переписи. Насонов высказал предположе-ние, что царевич был прислан Тохтой, дабы всё же покарать Тверь из-за неудачи Дюденя. Горский отметил, что в Лаврентьевской летописи, самой ранней, где упомянут этот поход, не указывается на карательный характер экспедиции Токтомера, следовательно, царевич пришел из Орды Ногая. Целью же его похо-да было оказание военной помощи Михаилу, и именно благодаря его приходу, Дюдень отказался от атаки на Тверь, и в конечном счете ушёл с Руси. Таким образом, хотя Тверское княжество и пострадало от действий Ток-томера, но смогло избежать разорения от войска Дюденя и Андрея Городецко-го, что позволило Твери оставаться на ведущих ролях в Северо-Восточной Ру-си. Между 1296 и 1301 гг. Примечательно, что в договоре, скрепившем отношения между Михаилом и Новгородом был внесён пункт, по которому новгородцы должны были оказывать военную помощь тверскому князю даже в обороне от ордынцев.

Заключение этого соглашения можно расценивать в пользу теории об ориентации Твери и Москвы на Ногая, так как заключение со-юза русских княжеств для противоборства всей Золотой Орде на тот период времени не представляется возможным. Орда ещё была достаточно сильна, что-бы справиться с любым русским союзом. Поэтому вероятно, что соглашение было заключено в рамках борьбы между Ногаем и Тохтой, и направлено оно было против Орды Тохты. После смерти Андрея Городецкого в 1304 г. Михаил Ярославич стал главным претендентом на великокняжеский стол. Однако его конкурентом стал Юрий Данилович Московский 1281—1325. Тохта отдал предпочтение Михаи-лу, за которым был старинный лествичный порядок. Как считал Р.

Почекаев, именно этот фактор сыграл ведущую роль в выборе великого князя. Данное предположение связано с политикой Тохты, который пытался прекратить меж-доусобицы русских князей мирными способами. Хотя, по мнению А. Экземплярского, Михаил получил великокняжеский титул, лишь благодаря большим финансовым возможностям. Это же предположение развивает Н. Борисов , который опирается на оригинально сообщение В. Татищева, не известное в других источниках, что в ханской ставке был устроен торг, на ко-тором Михаил пообещал такую сумму, что даже Юрий ужаснулся и отказался от торга лишь бы не допустить дальнейшего разорения Руси. Конечно, чело-веколюбие московского князя ввиду дальнейшего его поведения выглядит со-мнительно, и скорее показывает промосковскую ориентацию автора данного из-вестия, стремящегося обелить Юрия Даниловича.

Более правдоподобно выгля-дит предположение, что Юрий отказался от борьбы не из-за моральных прин-ципов, а из-за нехватки средств. Несмотря на получение ярлыка Михаилом, Юрий Данилович продолжил борьбу с тверским князем. Большим достижением для Юрия стал союз с митро-политом Петром, которого Михаил попытался сместить на церковном Соборе в Переяславле в 1309 г. Тверской князь отсутствовал на Соборе, так как, по всей видимости, находился в Орде. Это предположение базируется на известии В. Татищева и «Сказании о смерти митрополита Петра». Однако сведения о поездке Михаила Ярославича в Орду разнятся: у В. Татищева он отправля-ется вместе с Петром, который после вернулся на Русь на Собор , а тверской князь ещё продолжал оставаться в Улусе Джучи; в «Сказании» говорится лишь об отсутствии Михаила во время Собора, так как князь находился в Орде.

Хо-тя Переяславский Собор в летописях не отмечен, но имеется свидетельство о совместной поездке в 1313 г. Михаила и Петра в Орду для получения ярлыков от нового хана Узбека 1281—1341. Несогласие в датировке Собора и как следствие его соотношение с поездкой 1313 г. Однако от-сутствие Михаила на Соборе в 1309 г. Причиной поездки Михаила называют требование отсрочки по платежам в связи с разразившейся на Руси в 1309 г. О какой-либо ордынской военной поддержке Михаилу источники не со-общают. Горский предположил, что вместе с князем на Русь был отправ-лен Сарайский епископ Измаил, чтобы «оказать воздействие на Юрия». В связи с этим в 1312 г.

Измаил был снят с кафедры митрополитом Петром, который тем самым проявил свои промосковские симпатии. Однако проблема снятия епископа Измаила является дискуссионной ввиду малой информативности ис-точников и утверждение о том, что иерарх пострадал за союзнические отноше-ния с Михаилом, остаётся лишь одной из версий. Вплоть до смерти Тохты в 1313 г. Михаил пользовался поддержкой хана, в то время как его противник Юрий Данилович смог вызвать ханский гнев рас-правой над рязанским князем Василием, и, возможно, Таирова рать 1307 г. Именно при Михаиле Ярославиче великие князья Владимирские взяли в свои руки выплату дани ханам, тем самым полу-чив доступ к личному обогащению. После воцарения Узбека в 1313 г. Михаил вместе с митрополитом Петром отправился в ханскую ставку для подтверждения своего ярлыка. В 1315 г.

Ми-хаил возвратился на Русь с ярлыком и войском Тоитемеря для усмирения непо-корного Новгорода. Противник тверского князя Юрий был вызван в Золотую Орду, видимо, для суда. Однако в Орде московский князь смог добиться распо-ложения Узбека. Юрий Данилович женился на ханской сестре Кончаке и полу-чил войско во главе с Кавгадыем. Чаще всего причиной передачи ярлыка ханом от Михаила к Юрию назы-вают стремление Узбека ослабить чрезмерно усилившегося тверского князя. Причиной подобного карди-нального поворота в ордынской политике было, вероятно, стремление Узбека не допустить чрезмерного усиления Михаила Ярославовича. В то же время были высказаны альтернативные версии о передаче ярлыка московскому князю. Карманов, следуя версии «Жития Михаила Тверского» , утверждал, что Юрий Данилович «обязался хану с России давать большую дань, нежели была прежде».

Михаил покорился решению Узбека и отказался от великокняжеского ти-тула. Однако Юрий, решивший окончательно расправиться с противником, предпочел вступить с тверским князем в открытое столкновение. В итоге 22 де-кабря 1317 г. Кончака в плену умерла, что породило предположение об отравлении сестры Узбека. Подобное мнение нашло отражение в летописях: Новгородской Первой летописи , Троицкой, где прямо было сказано, что «тамо зельемъ умо-рена бысть Кончакъ». Маловероятно, чтобы Михаил позволил умерт-вить ханскую родственницу, если он не собирался идти на открытую конфрон-тацию с Золотой Ордой. Любопытна в этой истории роль Кавгадыя. Названный русскими летопи-сями «царевым послом» , он имел большое влияние на Юрия.

Даже во время битвы тверской князь не позволил своим войскам уничтожить ордынский отряд. Вряд ли подобное заявление соответствует действи-тельности: до этого ханские послы пользовались полной свободой в своих дей-ствиях на Руси, или же не отказывали себе в возможности поучаствовать в во-енных действиях и грабеже мирного населения. Можно отметить лишь тот факт, что обычно в помощь князьям отправлялись войска под предводительством ханских родственников-«царевичей» Неврюя, Дюденя, Токтомера, позже Чо-лхана, но относительно Кавгадыя таких сведений не имеется.

Но понятно, что смерть таких значительных в политике фигур безнаказанной остаётся очень редко. Михаила Тверского вызвали к хану, где после разбирательства возможно, и не совсем объективного приговорили к смерти, причём в исполнении приговора участвовали люди и московского князя Юрия. Следствием этого стало возвышение Юрия Даниловича, получение им ярлыка Великого князя. Но в 1325 году Юрий, находясь в Орде, был убит сыном вышеупомянутого тверского князя Михаила, Дмитрием по прозвищу Грозные Очи, за что, впрочем, убийца был вскоре и сам казнён. Тем не менее, и после этого великокняжеская власть продолжала находиться в Твери. Хан Узбек отобрал её у тогда ещё живого Юрия Даниловича в 1322 году, после того, как тот вместо отправки в Орду собранной дани пустил её в оборот под проценты. А соперники из Твери не преминули сообщить об этом хану в выгодном для себя ключе. Конечно, заверив при этом, что они сами будут сборщиками дани для хана куда более добросовестными, чем «московские обманщики». Как известно, всякая власть предполагает и ответственность. Так вышло и с выпросившим себе великокняжеский ярлык тверским князем. В 1327 году в Тверь приехал погостить двоюродный брат хана Узбека Щелкан или Чолхан. Гостем он оказался беспокойным, его свита вела себя в городе излишне по-хозяйски. В результате горожане подняли бунт, спалив и княжеский дворец, где укрылся Щелкан со своими людьми, при этом погибли почти все монголы. Был ли причастен к этому бунту князь Александр Тверской — историки спорят до сих пор. В отместку хан Узбек собрал довольно большое войско в 5 туменов 50 тысяч человек. Считается, что постоянный состав, например, армии Батыя, с которой он завоевал Русь, составлял всего 4 тумена 40 тысяч человек. Впрочем, вопреки распространяемым в Твери слухам о чуть ли не религиозной войне для ниспровержения православия и утверждения ислама, главнокомандующим этим войском был назначен ханский вельможа христианских убеждений по имени Федорчук. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». Как показали дальнейшие события, дальше обычного разгрома мятежного княжества дело не пошло — на веру его уцелевших обитателей никто не посягал. Сам тверской князь Александр судьбу решил не искушать, понимая, что понесёт ответственность за непринятие достаточных мер по обеспечению безопасности ближних родственников своего сюзерена.

Волны нашествий Вообще, Тверь большое количество раз подвергалась разорению, и самой известной трагедией, пожалуй, является восстание 1327 года. Напомню, что оно тесно связано с татаро-монгольским наместником Чолханом в летописях он зовется Щелканом , который выгнал со двора князя Александра. Баскаки же принялись творить в городе бесчинства, и тверитяне восстали. Щелкана сожгли живьем, а рассеянных по улицам ордынцев также убивали — дубина народного гнева никого не щадила. Спасшиеся принесли весть о восстании в ханскую столицу, и вскоре последовало возмездие. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. Источник: миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в. Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать или еще Туралыкова. Примечательно, что союзником Золотой Орды выступил московский князь Иван Калита. Объединенное войско разгромило и разорило Тверское княжество, причем пострадал не только стольный град на Волге, но и окрестности, в том числе Кашин. Вот только и после окончания ордынского ига беды нашего города не закончились. Возможно, вы слышали словосочетание «Государев разгром». Последнюю царские опричники разорили в декабре 1569 года, и описания зверств, ими чинимых, даже сейчас вызывают оторопь. Грабежи, массовые казни, уничтожение церквей и монастырей — счет погибших шел на многие тысячи. Когда-то здесь кипела жизнь. Фото: Сергей Савинов После «Государева разгрома» в Затьмачье, как и в других частях города, появилось множество пустых мест и пустых дворов. Оправиться Тверь не успела — пришло Смутное время. Череда бедствий вроде голода и польско-литовской интервенции отбросили город назад в развитии. Канули в Лету целые слободы вроде Волкуши , а западная часть Затьмацкого посада использовалась в основном в хозяйственных целях, то есть, к примеру, в качестве пахотной земли. А место, где сегодня располагается стадион «Центральный», еще в XVIII веке было известно как «выгон животинный» — попросту пастбище. Бывший «выгон животинный» в апреле 2024 года. Фото: Сергей Савинов Тьма перед рассветом Шли годы, истерзанная Смутой Тверь восстанавливалась, но долгое время была деревянным заштатным городом Русского царства. Горела в очередных пожарах и получила толчок к развитию, как мы с вами знаем, при Екатерине Великой.

Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя.

«540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин

В Твери никто не сопротивлялся – эта «Федорчукова рать» закончится полным разорением княжества. Летописи того времени удивительно кратко сообщают о походе Федорчюковой рати и участии москвичей в разорении Твери. Это нашествие на тверскую землю вошло в историю под названием «Федорчукова рать» — по имени одного из ордынских военачальников (христианина).

В этот день… 26 марта – 1

Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать». По имени одного из темников этот поход был назван «Федорчукова рать». После «Федорчуковой рати» в Твери сел княжить третий сын Михаила Ярославича Константин.

Возвышение Москвы в первой половине XIV в.

Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана. Дьякон свое достояние пытался защитить, тогда ордынцы начали избивать его самого, а там и понеслось. Восстание Люди видели, люди в стороне стоять не стали, за дьякона заступились тверичи, началась потасовка, которая переросла в побоище и избиение ордынцев по всему городу.

Разъяренные тверичи били их там, где увидели, не жалея, до смерти. И свиту, и купцов ордынских, прибывших с посольским караваном. Щелкан с приближенными укрылся в княжеском тереме, надеясь затвориться и спастись.

Сам ли Александр, увидев, что уже началось или потеряв терпение сказал свое резкое: "Жечь! Тверское восстание Или люди сами догадались, но ордынцев во главе с царевичем сожгли вместе с княжескими палатами. Практически все ордынцы были перебиты.

Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли.

Подавление было осуществлено совместными усилиями нескольких правителей: Князя Ивана Калиты, быстро собравшего войско. Присоединившегося к нему суздальского князя Александра. Совместными усилиями Тверское восстание было подавлено. Город был полностью разорён.

Князь Александр Михайлович со своей семьёй укрылся в Пскове. Итоги и жертвы Разорение Твери и прилежащих селений. Истребление или угон в рабство большинства жителей. Утрата Тверью статуса сильнейшего русского города и возвышение Москвы. Переход власти к Константину и Василию Кашинским. Получение великокняжеских ханских ярлыков Иваном Калитой и суздальским князем.

Перераспределение политического влияния на северо-западе Руси. Тем не менее, в Золотой Орде оценили риск сопротивления русских городов. После этого разорительные набеги баскаков прекратились. Причины поражения Наличие сильного политического соперника в лице Москвы. Отказ соседей поддержать князя Александра Михайловича. Неравенство сил — тверской правитель не мог в одиночку противостоять объединённым войскам карательной экспедиции.

Однако все это главным образом эмоции потрясенных горем людей. Нет нужды идеализировать князя Ивана. Он был сыном своего жестокого века, и не просто сыном, а правителем, то есть человеком, заранее обреченным на грех. Автор заведующий кафедрой, профессор, доктор исторических наук 1998 год , тема диссертации: "Политика московских князей конец XIII—первая половина XIV вв. В состав рати вошли и полки Ивана Даниловича Калиты, а также суздальских князей Александра Васильевича и его дяди Василия Александровича. Видимо, суздальские князья, как и Иван Данилович, имели претензии к тверским князьям и держались московской ориентации. Согласно Никоновской летописи, "Федорчукова рать" страшно разорила русские земли, прежде всего, тверские: "Татарове возвратишася... Убиша тогда и князя Ивана Ярославича Рязанскаго, и много христиан избиша и плениша". Тогда же повелением Узбека был убит в Орде рязанский князь Василий. Видимо, рязанские князья выразили какую-то солидарность с восставшей Тверью.

И только Москва счастливо избежала разорения. В данном случае, Никоновская летопись, как и Тверской сборник, говорит о Божием заступничестве за Москву: "Точию съблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Даниловичя, и его град Москву и всю его отчину от пленения и кровопролития татарскаго". Справка Кузьмин А. В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. Рыбакова и И. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ». Спицина «Узнав о восстании в Твери, разъяренный хан Узбек послал на Русь карательную рать темника Федорчука. Расправившись с рязанским князем Иваном Ярославичем, заподозренным в связях с тверским князем, ордынцы двинулись к Коломне, где их ряды пополнили полки московского и суздальских князей. Затем объединенная русско-ордынская рать двинулась к Твери, где учинила страшный погром и «бысть велиа тягость, и томление, и кровопролитие от татар по всей русской земле» ….

Сильное принуждение и карательные меры вызвали недовольство среди тверчан. Ордынцы как обычно вели себя в вассальных землях без каких бы то ни было ограничений, полагая, что в праве взять все, что им хочется. Местное население оказалось в заложниках у себя дома.

Начались не прекращающиеся грабежи, насилие и убийства. Население обращалось за защитой и помощью к князю, однако он лишь советовал «терпеть». Ко всему поползли слухи о том, что Шелкан хочет сместить великого князя и сам взойти на тверской престол, обратив русский народ в ислам.

И вспыхнуло антиордынское восстание в Твери. Причина: недовольство жителей Твери ордынскими сборщиками налогов. Местное население не пожелало терпеть насилие и унижения со стороны монголов.

Восстал весь город. Ход Тверского восстания 1327 год, 15 августа - восстание вспыхнуло спонтанно. Началось оно с попытки война из свиты Чолхана забрать коня у некоего дьякона Дудко.

Тверяне заступились за дьякона, ударили в набат.

Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря

Федорчукова рать[ ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5].

Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви.

Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени». Поводом стала попытка татар отнять кобылицу у дьякона Дудка.

Дьякон воззвал к жителям Твери, те немедленно откликнулась на зов, перебили всех татар, а Чол-хана сожгли заживо. То, что князь говорил о терпении, представляется логичным: он сам привёл Чол-хана на Русь. Однако, судя по «Московскому летописному своду конца XV века», князь созвал тверичей, выступил против Щелкана с ратью и сам его сжёг. Монин выдвигает следующую версию: «Тверской князь всё же принял участие в восстании, возможно, даже возглавил его, понимая при этом неизбежность его роковых последствий». То есть поступил как идеальный князь по примеру своего отца Михаила Тверского.

Народное восстание против татар в Твери. Тверская и московская летописи сообщают о «разорении христианства» и «басурманской вере». Слухи об обращении в ислам ходили на Руси с момента воцарения хана Узбека в 1313 году. Но именно в 1327 году они сыграли на руку Ивану Калите. Освящение собора в Москве тоже было назначено на 15 августа 1327 года — Успение.

Чин проводил ростовский епископ Прохор, который временно, до интронизации в 1328 году Феогноста, возглавлял Русскую Церковь. Да, епископ — это не митрополит, Прохор — не святитель Пётр. Но отсутствие митрополита-заступника уже «компенсировалось» в сознании народа освящением заложенного им престольного храма и продвигаемой книжниками Калиты идеей богоизбранности Москвы. Тверичи же находились лицом к лицу с угрозой обращения как из-за присутствия родственника хана с войском, так и из-за крушения «образа князя», который привёл из Орды «разорителя христиан». Для Ивана Калиты это был идеальный момент, чтобы совершить переворот в сознании жителей соперничающего княжества, отодвинув фигуру Александра Михайловича как предателя веры и, следовательно, своей земли на самый дальний план.

Потому не исключено, что слухи об обращении разгорелись с новой силой не просто так. В Москве была митрополия и престольный собор, а от Твери «Бог отвернулся» — она не была угодна ни Ему татары как кара Божья , ни хану Узбеку, ни тем более Ивану Калите.

Так поработители узнали о произошедших трагических событиях. Это было крупное поражение Чолхана. А впереди тверчан ждала жесткая расправа московско-ордынскими войсками. Подавление восстания Летописи дают четкий ответ на то, кто подавил народный бунт в Твери. Большую роль в этом сыграл московский князь Иван Калита.

Он давно соперничал с Александром Михайловичем. В подходящей ситуации не упустил возможность устранить конкурента. Калита сам поехал к хану Узбеку и уговорил его собрать совместное войско для карательного похода. Тому понравилось такое предложение, и он выделил князю 50 000 воинов с пятью татарскими темниками. По дороге они добавили в поход войско князя Александра Суздальского. Руководил объединенным войском ордынский военачальник Федорчук, исповедовавший христианство. Тверчанам было не под силу победить такое огромное войско.

Александр Михайлович нашел убежище сначала в Новгороде, затем в Пскове. А объединенное войско занялось самой настоящей карательной операцией. Они сожгли не только Тверь, но и пригород, близлежащие села. Несколько тысяч людей взяли в плен, все вокруг сжигали. Историки выделяют несколько причины поражения восстания: силы были неравные; другие древнерусские князья не поддержали Александра Михайловича; велись политические распри между Москвой и Тверью. У Александра Суздальского был свой интерес от военного похода на Тверь. Он получил от хана ярлык на княжение во Владимире и Нижнем Новгороде.

Через 5 лет Александр умер, и его владениями стал управлять Иван Калита. Итоги и последствия Тверского восстания Во время столкновения тверичи потерпели полное поражение. Итоги противостояния такие: Московско-ордынское войско разорило Тверь и окрестности. Погибло много тверчан. Около 5 000 человек оказалось в плену, потом их отдали в рабство. К власти в Твери пришел новый князь — Константин Михайлович. Укрепился союз московских правителей и Орды.

Иван Калита добился своей цели и укрепил позиции Москвы в длительном противостоянии с Тверью. Это событие послужило в будущем объединению русских княжеств вокруг московских земель.

Насонов было вы-сказано предположение, поддержанное рядом исследователей , что Андрей Го-родецкий искал поддержку у Тохты, в то время как Михаил вместе с Даниилом Московским и Дмитрием Переяславским ориентировались на Ногая, за что и были наказаны «Дюденевой ратью». Тверь спасло только возвращение Михаила Ярославича из ставки Ногая.

Однако Э. Клюг, обративший внимание на отсутствие вооруженного кон-фликта Ногая и Тохты в 1293 г. Подобную версию ранее высказал В. Борзаковский, утверждавший, что Михаил ездил в Золотую Орду для получения ярлыка от нового хана Тохты, а поход Дюденя был ответом на жалобы Андрея Городецко-го на Дмитрия Александровича.

Однако в том же году на Тверь пришел «царь» Токтомер и «много тягости людемъ учинивъ». Как предполагал В. Борзаковский, возможно, Токтомер посещал Тверь для проведения переписи. Насонов высказал предположе-ние, что царевич был прислан Тохтой, дабы всё же покарать Тверь из-за неудачи Дюденя.

Горский отметил, что в Лаврентьевской летописи, самой ранней, где упомянут этот поход, не указывается на карательный характер экспедиции Токтомера, следовательно, царевич пришел из Орды Ногая. Целью же его похо-да было оказание военной помощи Михаилу, и именно благодаря его приходу, Дюдень отказался от атаки на Тверь, и в конечном счете ушёл с Руси. Таким образом, хотя Тверское княжество и пострадало от действий Ток-томера, но смогло избежать разорения от войска Дюденя и Андрея Городецко-го, что позволило Твери оставаться на ведущих ролях в Северо-Восточной Ру-си. Между 1296 и 1301 гг.

Примечательно, что в договоре, скрепившем отношения между Михаилом и Новгородом был внесён пункт, по которому новгородцы должны были оказывать военную помощь тверскому князю даже в обороне от ордынцев. Заключение этого соглашения можно расценивать в пользу теории об ориентации Твери и Москвы на Ногая, так как заключение со-юза русских княжеств для противоборства всей Золотой Орде на тот период времени не представляется возможным. Орда ещё была достаточно сильна, что-бы справиться с любым русским союзом. Поэтому вероятно, что соглашение было заключено в рамках борьбы между Ногаем и Тохтой, и направлено оно было против Орды Тохты.

После смерти Андрея Городецкого в 1304 г. Михаил Ярославич стал главным претендентом на великокняжеский стол. Однако его конкурентом стал Юрий Данилович Московский 1281—1325. Тохта отдал предпочтение Михаи-лу, за которым был старинный лествичный порядок.

Как считал Р. Почекаев, именно этот фактор сыграл ведущую роль в выборе великого князя. Данное предположение связано с политикой Тохты, который пытался прекратить меж-доусобицы русских князей мирными способами. Хотя, по мнению А.

Экземплярского, Михаил получил великокняжеский титул, лишь благодаря большим финансовым возможностям. Это же предположение развивает Н. Борисов , который опирается на оригинально сообщение В. Татищева, не известное в других источниках, что в ханской ставке был устроен торг, на ко-тором Михаил пообещал такую сумму, что даже Юрий ужаснулся и отказался от торга лишь бы не допустить дальнейшего разорения Руси.

Конечно, чело-веколюбие московского князя ввиду дальнейшего его поведения выглядит со-мнительно, и скорее показывает промосковскую ориентацию автора данного из-вестия, стремящегося обелить Юрия Даниловича. Более правдоподобно выгля-дит предположение, что Юрий отказался от борьбы не из-за моральных прин-ципов, а из-за нехватки средств. Несмотря на получение ярлыка Михаилом, Юрий Данилович продолжил борьбу с тверским князем. Большим достижением для Юрия стал союз с митро-политом Петром, которого Михаил попытался сместить на церковном Соборе в Переяславле в 1309 г.

Тверской князь отсутствовал на Соборе, так как, по всей видимости, находился в Орде. Это предположение базируется на известии В. Татищева и «Сказании о смерти митрополита Петра». Однако сведения о поездке Михаила Ярославича в Орду разнятся: у В.

Татищева он отправля-ется вместе с Петром, который после вернулся на Русь на Собор , а тверской князь ещё продолжал оставаться в Улусе Джучи; в «Сказании» говорится лишь об отсутствии Михаила во время Собора, так как князь находился в Орде. Хо-тя Переяславский Собор в летописях не отмечен, но имеется свидетельство о совместной поездке в 1313 г. Михаила и Петра в Орду для получения ярлыков от нового хана Узбека 1281—1341. Несогласие в датировке Собора и как следствие его соотношение с поездкой 1313 г.

Однако от-сутствие Михаила на Соборе в 1309 г. Причиной поездки Михаила называют требование отсрочки по платежам в связи с разразившейся на Руси в 1309 г. О какой-либо ордынской военной поддержке Михаилу источники не со-общают. Горский предположил, что вместе с князем на Русь был отправ-лен Сарайский епископ Измаил, чтобы «оказать воздействие на Юрия».

В связи с этим в 1312 г. Измаил был снят с кафедры митрополитом Петром, который тем самым проявил свои промосковские симпатии. Однако проблема снятия епископа Измаила является дискуссионной ввиду малой информативности ис-точников и утверждение о том, что иерарх пострадал за союзнические отноше-ния с Михаилом, остаётся лишь одной из версий. Вплоть до смерти Тохты в 1313 г.

Михаил пользовался поддержкой хана, в то время как его противник Юрий Данилович смог вызвать ханский гнев рас-правой над рязанским князем Василием, и, возможно, Таирова рать 1307 г. Именно при Михаиле Ярославиче великие князья Владимирские взяли в свои руки выплату дани ханам, тем самым полу-чив доступ к личному обогащению. После воцарения Узбека в 1313 г. Михаил вместе с митрополитом Петром отправился в ханскую ставку для подтверждения своего ярлыка.

В 1315 г. Ми-хаил возвратился на Русь с ярлыком и войском Тоитемеря для усмирения непо-корного Новгорода. Противник тверского князя Юрий был вызван в Золотую Орду, видимо, для суда. Однако в Орде московский князь смог добиться распо-ложения Узбека.

Юрий Данилович женился на ханской сестре Кончаке и полу-чил войско во главе с Кавгадыем. Чаще всего причиной передачи ярлыка ханом от Михаила к Юрию назы-вают стремление Узбека ослабить чрезмерно усилившегося тверского князя. Причиной подобного карди-нального поворота в ордынской политике было, вероятно, стремление Узбека не допустить чрезмерного усиления Михаила Ярославовича. В то же время были высказаны альтернативные версии о передаче ярлыка московскому князю.

Карманов, следуя версии «Жития Михаила Тверского» , утверждал, что Юрий Данилович «обязался хану с России давать большую дань, нежели была прежде». Михаил покорился решению Узбека и отказался от великокняжеского ти-тула. Однако Юрий, решивший окончательно расправиться с противником, предпочел вступить с тверским князем в открытое столкновение. В итоге 22 де-кабря 1317 г.

Кончака в плену умерла, что породило предположение об отравлении сестры Узбека. Подобное мнение нашло отражение в летописях: Новгородской Первой летописи , Троицкой, где прямо было сказано, что «тамо зельемъ умо-рена бысть Кончакъ». Маловероятно, чтобы Михаил позволил умерт-вить ханскую родственницу, если он не собирался идти на открытую конфрон-тацию с Золотой Ордой. Любопытна в этой истории роль Кавгадыя.

Названный русскими летопи-сями «царевым послом» , он имел большое влияние на Юрия. Даже во время битвы тверской князь не позволил своим войскам уничтожить ордынский отряд. Вряд ли подобное заявление соответствует действи-тельности: до этого ханские послы пользовались полной свободой в своих дей-ствиях на Руси, или же не отказывали себе в возможности поучаствовать в во-енных действиях и грабеже мирного населения. Можно отметить лишь тот факт, что обычно в помощь князьям отправлялись войска под предводительством ханских родственников-«царевичей» Неврюя, Дюденя, Токтомера, позже Чо-лхана, но относительно Кавгадыя таких сведений не имеется.

После освобожде-ния ханский посланник, видимо, вернулся в Москву к Юрию и вместе с ним от-правился на суд к Узбеку , на котором должна была решиться судьба Юрия и Михаила. В Золотую Орду раньше прибыли Юрий и Кавгадый. Именно бывший ханский посланник и выступил главным обвинителем Михаила перед Узбеком. Кавгадый обвинял тверского князя в желании вместе с собранной данью бежать к немцам.

На Русь был отправлен посол Ахмыл, который предупредил Михаила, что, если тот не поедет в Золотую Орду, на Тверь будет организован карательный поход. Князь отправился в ставку Узбека, где над ним состоялся суд. Судьей и обвинителем на нем выступил Кавгадый. Михаилу были выдвину-ты следующие обвинения: «цесаревы дани не далъ еси, противу посла бился еси, княгиню великого князя Юрья уморилъ еси».

Суд вынес обвинительный при-говор тверскому князю, однако казнь была отложена на два месяца. Подобная задержка, по мнению Э. Клюга, была вызвана борьбой внутри ханского окруже-ния. Однако партия сторонников Юрия одержала верх, и Михаил Ярославич был казнен.

Во главе Тверского княжества стал Дмитрий Ми-хайлович 1298—1326. Между Тверью и Москвой состоялись переговоры, в ре-зультате которых установился мир, а тело Михаила было возвращено в родной город. Константин Михайлович оставался в Москве, где вступил в 1320 г. В 1321 г.

По всей видимости, посольство было направлено, чтобы собрать задолженность тверичей по дани. Напряженность в московско-тверских отношений сохранялась.

Как Кострома укрепила могущество Московского государства

Последствия Федорчуковой рати На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»).
Как Русь не стала тверской Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать».
Последняя интрига Калиты В Твери никто не сопротивлялся – эта «Федорчукова рать» закончится полным разорением княжества.

Китайский Фоменко и двухвековая борьба Москвы и Твери за выдуманный рудник

Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил | На ксида ру Но Федорчукова рать была низшей точкой падения русских.
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать (или еще Туралыкова).

Татаро-монгольское иго и возвышение Москвы – основные даты к ЕГЭ

Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать». Нашествие получило название «Федорчукова рать» — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Карательный поход татар (Федорчукова рать), к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович (Калита), закончился разорением Твери, избиением и пленением. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать».

Почему Золотая Орда не обратила Русь в ислам

Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце. Щелкановщина [ править править код ] Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание».

Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов.

Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы.

Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя.

Реальная власть владимирских князей распространялась только на Северо-Восточную Русь и — нередко номинально — Новгородскую землю.

Но этой власти было более чем достаточно для междоусобиц, прямых убийств и интриг. Москва и Тверь К началу XIV века у Москвы было мало шансов для выдвижения на политическом поле: невыгодное династическое положение младшие Рюриковичи ; шаткий экономический потенциал с юга Москва зависела от Орды, с севера — от Новгорода и Твери. И те и другие всегда могли перекрыть торговлю и доступ к ресурсам ; отсутствие значимой поддержки со стороны церкви.

Совершенно противоположная ситуация была у Твери: старшая ветвь рода, мощная торговля, первый после монгольского нашествия каменный Преображенский собор 1285. Сыграли роль и планы Орды на союз или хотя бы вечный мир с сильной Литвой, с которой граничило Тверское княжество. Монина, руководствовались соображением, каким должен быть «идеальный князь в новой исторической ситуации».

С приходом к власти в 1313 году хан Узбек сделал ислам государственной религией Орды. Потому в «Житии Михаила Ярославовича», созданном «по горячим следам», тема служения князя своим людям и своей земле переплелась с темой «сарацинской веры» ислама. Высший долг «идеального правителя» стал равносилен религиозному долгу.

Династические браки Московские князья были прагматичнее и использовали в своей политике, как пишет известный историк Н. Борисов, «самый широкий арсенал средств, среди которых важное место занимали династические браки». В 1317 году Юрий Данилович 1281—1325 женился на Кончаке в крещении — Агафье , сестре хана Узбека, после чего хан отнял владимирское княжение у Михаила в пользу своего зятя.

Несмотря на то, что по итогам Бортеневской битвы между Москвой и Тверью Кончака была захвачена в плен и вскоре погибла, Юрий Данилович умело воспользовался ситуацией. Он спешно поехал в Орду, обвинил во всём тверского князя, тот отправился следом и погиб. А дальше, как пишет Н.

Борисов, «сильным дипломатическим ходом Юрия стал брак его дочери с сыном Михаила Тверского Константином в 1320 году, позволивший москвичам иметь своего человека в тверском семействе». Палаты митрополита находились во Владимире с 1299 года, в 1309 году туда окончательно переехал святитель Пётр, который последовательно поддерживал Юрия Даниловича, а потом и Ивана Калиту. В 1325 году Калита уговорил митрополита перенести кафедру в Москву, а в августе 1326 года Петр заложил престольный Успенский собор.

Вскоре в Орду прибыл Дмитрий и собственноручно зарубил Юрия. Тверского князя схватили, и он стал ждать суда, рассчитывая на снисхождение, так как был зятем литовского князя Гедимина. Но переоценил свою значимость для хана. Через год Узбек повелел его казнить. В 1326 году хан решил в последний раз сделать ставку на Тверь из-за её близости к Литве.

Но на долю нового великого князя Александра Михайловича 1301—1339 , второго сына Михаила Тверского, выпали большие долги: похищенная дань и дары Орде за ярлыки истощили тверскую казну. По словам Н. Борисова, «тучи над Тверью сгущались. Ивану Калите оставалось лишь терпеливо ждать…». По тверской летописи, Чол-хан изгнал князя и сам сел на его место, стал грабить и притеснять народ, который жаловался князю, но тот «велел им терпеть.

Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени». Поводом стала попытка татар отнять кобылицу у дьякона Дудка. Дьякон воззвал к жителям Твери, те немедленно откликнулась на зов, перебили всех татар, а Чол-хана сожгли заживо. То, что князь говорил о терпении, представляется логичным: он сам привёл Чол-хана на Русь. Однако, судя по «Московскому летописному своду конца XV века», князь созвал тверичей, выступил против Щелкана с ратью и сам его сжёг.

Монин выдвигает следующую версию: «Тверской князь всё же принял участие в восстании, возможно, даже возглавил его, понимая при этом неизбежность его роковых последствий». То есть поступил как идеальный князь по примеру своего отца Михаила Тверского. Народное восстание против татар в Твери. Тверская и московская летописи сообщают о «разорении христианства» и «басурманской вере».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий