Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. Параллельно с ним донесения в столицу о готовящемся предательстве Мазепы неоднократно пишет полтавский полковник Иван Искра.
Военный совет в Жолкве
- Почему Мазепа предал русских и Петра
- Сергей Нарышкин: "Граждан мира" ждет судьба изменника Мазепы - Российская газета
- Подписаться
- Военный совет в Жолкве
- Семь измен Ивана Мазепы: Гениальный стратег или хитрый авантюрист?
- Предательство Мазепы:Полтавская битва
Заговор гетмана Мазепы
Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника» | Мазепе удалось склонить к предательству и привести в стан Карла максимум пять тысяч человек. |
Иван Мазепа: к портрету идеального предателя - 15.03.2024 Украина.ру | Эта новость привела Мазепу в ярость. |
Почему Мазепа предал русских и Петра | Россиян, которые выступили против спецоперации РФ на Украине, ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, предавшего Петра I во время Северной войны со шведами. |
Почему Мазепа предал русских и Петра | Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. широко распространилась не только по Гетманщине и Польше, но и во Франции и Швеции и это сильно тревожило гетмана. |
Как казнили полковника, предупредившего Петра о предательстве Мазепы
Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой. Эта новость привела Мазепу в ярость. ИЗМЕНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ Часть третья ПРЕДАТЕЛЬСТВО Вплоть до начала 1708 года царь Петр безоговорочно поддерживал Мазепу. Еще при жизни более 300 лет назад Русская православная церковь подвергла его анафеме за государственную измену. Еще при жизни более 300 лет назад Русская православная церковь подвергла его анафеме за государственную измену. Факт личной измены Мазепы неоспорим, и на постсоветском пространстве его зачастую воспринимают как предателя России, подавая эту историю следующим образом.
Как Мазепа Украину предавал…
Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы / | Еще при жизни более 300 лет назад Русская православная церковь подвергла его анафеме за государственную измену. |
Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I | В русской же историографии принято рассуждать о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и недалеком авантюристе, ради личной выгоды, наоборот. |
Как казнили полковника, предупредившего Петра о предательстве Мазепы
Общество Фото: «Вечерняя Москва» 8 июля 1709 года состоялась Полтавская битва. Полтавская битва стала переломным моментом в истории Государства Российского и петровских реформ, свернуть которые было уже невозможно. Не случайно 10 июля объявлено Днем воинской славы России. За три столетия историки изучили перипетии Полтавской битвы вдоль и поперек. Загадкой остается самый драматический момент — предательство гетмана Украины Ивана Мазепы, который перешел на сторону шведов.
Только ли ошибочный политический прогноз подвел гетмана? Измена стала полной неожиданностью для Петра, который считал Мазепу своим другом, безмерно доверял ему, отрубал головы тем, кто доносил об измене гетмана. Мазепа стал вторым кавалером высшего ордена Андрея Первозванного. Благодаря щедротам Петра Мазепа стал крупнейшим, как сказали бы сейчас олигархом, владел 24 тысячами дворов в Малороссии и на юге России, не говоря о дворце гетмана в Батурине.
Предательство Мазепы не было разгадано мнительным Петром, но предательство за три столетия не расшифровано историками. Думаю, по той причине, что невозможно установить, кем был на самом деле Мазепа и придерживался ли он каких-то принципов.
Мазепы с дочерью доносчика Матреной Кочубей и решил, что причиной обвинений была личная обида отца. Генеральный судья был казнен как клеветник, хотя последующие события подтвердили его правоту. Во-первых, у Петра I была информация о скандальном романе Мазепы с дочерью доносчика Матреной Кочубей. Он предположил, что обвинение Мазепы в предательстве было вызвано отцовской обидой. Это привело Петра I к тому, что он не принял предупреждение генерального судьи Василия Кочубея о политической неблагонадежности Мазепы. Во-вторых, Петр I и Мазепа были давними приятелями и союзниками.
Князь Меньшиков оказался доблестным воином, а у гетмана было не так много людей, готовых отдать за него жизнь. Батурин был взят русскими. В ноябре 1708 года Мазепу предали проклятью — сожгли его чучело в церкви. А еще Петр изготовил особый знак — камень под названием «орден иуды». Русские войска разбили казаков, иного выхода не было, разгромили всю запорожскую сечь. Карл и Мазепа пытались зацепиться за маленькие города, была зима, их люди умирали от обморожений. Но когда города сопротивлялись, к примеру, жители Веприка не хотели пускать шведов, Мазепа был невероятно жесток. Войска вошли в город, и шведы вели себя гуманно, Мазепа жег людей живьем, сажал их в ямы, не щадил даже женщин. В 1709 году шведские войска были полностью разбиты под Полтавой. Карл и Мазепа попросили убежища у турок.
Умер Мазепа в Бендерах, для русских он был мерзким предателем.
После литургии и молебна в церкви Святой Троицы вместо "перебещика вора Мазепы" был избран новый гетман - полковник Стародубского полка Иван Скоропадский. Обращаясь к здравому народному смыслу, он прочитал воззвание ко всему малороссийскому народу, объясняя преступность замыслов Мазепы. Накануне, 5 ноября 1708 года, состоялась гражданская казнь и отрешение от гетманства изменника и богоотступника Мазепы.
А 12 ноября 1708 года в том же Глухове в присутствии царя, вельмож и казацких чинов киевским митрополитом и двумя архиереями, черниговским и переяславским, в Троицкой церкви провозглашена была анафема и вечное проклятие "вору и изменнику" Мазепе. Та же церемония происходила и в Успенском соборе Московского Кремля. Запутавшийся в провокациях и интригах, заочно казнённый и навеки проклятый Православной Церковью и всем народом, старый злодей и предатель начал метаться в поисках выхода. Сильно сомневаясь в шансах "непобедимых шведов", Мазепа вдруг с ужасом понял, что совершил страшную ошибку.
Победит Россия и Пётр, которого он так подло предал! В отчаянии в конце 1708 года он посылает к царю своего посланника с невероятным предложением. За это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение. При этом Мазепа требовал гарантию крупных европейских государств.
В это время у царя и зародилась идея противопоставления высшего российского ордена Андрея Первозванного с девизом "За веру и верность" и позорного "Ордена Иуды", выдаваемого за предательство и измену. Грандиозному сражению на полях Украины посвятил свою бессмертную поэму "Полтава" А. Пушкин: И где ж Мазепа? Где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе? Зачем король не меж гостей? Зачем изменник не на плахе? Верхом, в глуши степей нагих, Король и гетман мчатся оба.
Судьба связала их. Опасность близкая и злоба... В погоню за "полтавскими недобитками" устремились драгунские полки бригадира Кропотова и генерал-майора Волконского. Однако король и гетман, перейдя турецкую границу, укрылись в крепости Бендеры.
Разгневанный царь настойчиво добивался выдачи злодея Мазепы, направляя письма к турецкому султану, крымскому хану, очаковскому пашЕ и молдавскому господарЮ, шведскому королю. Орден Иуды, изготовленный в единственном экземпляре в 1709 году по приказу царя Петра I для награждения гетмана Мазепы 1 июля 1709 года "из обозу от Полтавы" фельдмаршал и светлейший князь А. Меншиков, выполняя поручение Петра, отправил в Москву следующее повеление: "По получению сего сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: "Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится". И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно".
Это и был "Орден Иуды" весом в пять килограммов серебра, специально учреждённый для награждения проклятого Мазепы. Самый вероломный, злобный и самый подлый из врагов России, став первым кавалером нового ордена, должен был носить его до последних дней своей жизни. Накануне смерти вероломного предателя и злодея одолевали полчища вшей. Воистину то было наказание Божие!
Хоронили Мазепу в присутствии Карла XII, королевских трубачей, запорожских казаков и наёмников-сердюков с опущенными вниз знаменами и оружием. Всё нажитое им за 20 лет гетманства, все его зловещие планы и сатанинские замыслы - всё пошло прахом... Лишённый национальной идеи, всех обманывавший и всех предававший, вероломный, безнравственный и коварный - он воплощал абсолютную ложь. Он готов был отдать Малороссию на жертву междоусобной войны, которая неминуемо вспыхнула бы в случае передачи её в польское рабство.
Народ Украины не поверил предателю и изменнику и не пошёл за его призрачной "свободой"! Шатковский драма "Мазепа", 1880. Образ вероломного предателя Мазепы показан и в двухсерийном фильме "Пётр Первый" 1937-1939. Гениальный Пушкин в своей "Полтаве" навеки заклеймил изменника и клятвопреступника Мазепу в позорных названиях - "гетмана-злодея", "Иуды", "врага России и Петра", "живого трупа" и "змия" с "мрачной и коварной душой".
Костомарова 1817-1885 - "Малороссийский народ за Мазепой не пошёл. Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли. Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтоб отдать Украину в рабство Польше.
25 октября / 7 ноября 1708 г. — предательство гетмана Мазепы
по-большому счету все предательство Мазепы заключалось в передаче русских казаков под шведское командование. Выступивших против специальной военной операции на Украине граждан РФ ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I в ходе Северной войны, заявил. Получив доказательства измены Мазепы, Меншиков в ноябре 1708 года взял штурмом и до основания разрушил Батурин, а весь гарнизон сердюков был уничтожен.
Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I
Гетману удалось помириться с Кочубеями, но вскоре оказалось, что это иллюзия. Василий и Любовь по-прежнему считали, что кум обесчестил их дочь, поэтому теперь ее никто не возьмет замуж. Их озлобленность и ненависть никуда не делась. И тогда Кочубей решил отомстить Мазепе, уничтожив его как государственного деятеля.
Когда-то давно гетман настолько доверял Василию, что ему первому рассказал о своем намерении разорвать союз с Россией. Вспомнив об этом, Кочубей написал донос царю Петру, в котором обвинял гетмана не только в настоящих, но и выдуманных грехах, а также в измене государю и отечеству. Однако Петр всегда очень хорошо относился к Ивану Мазепе, поэтому не поверил доносу.
По его приказу доносчиков вычислили и жестоко пытали. Василий Кочубей и его подельник, полковник Искра, сознались в клевете. Царь приказал отправить обоих в лагерь Мазепы, где в июле 1708 года им отрубили головы.
А вскоре Мазепа действительно совершил предательство, поддержав шведского короля Карла. Но чужеземцев разгромили под Полтавой, а гетман сбежал в Турцию. Мазепа умер в молдавском городе Бендеры 2 октября 1709 года.
После предательства Мазепы царь раскаялся в своем решении казнить Кочубея. Он приказал вернуть его вдове и детям конфискованные имения и вдобавок отдал несколько новых деревень. Нет точной информации о том, как сложилась дальнейшая судьба Матрены Кочубей.
По одним данным, она ушла в монастырь. В других источниках говорится, что она вышла замуж за некоего Семена Васильевича Чуйкевича. Матрена скончалась 20 января 1736 года в возрасте 48 лет.
Эта передовая позиция была удобна тем, что с левого фланга она прикрывалась рекой Леснянкой, а с правого — густым лесом, что затрудняло выход русских войск из леса. Переправившись через реку Реста, русские войска приблизились к шведам. Петр разделил корволант на две колонны. Во главе левой колонны один пехотный и семь драгунских полков стал Меншиков, правой колонной два пехотных, три драгунских полка и один батальон командовал сам Петр. В каждой колонне насчитывалось 5—6 тысяч человек.
Пехота передвигалась на лошадях. Любопытно, что впервые в России Петр приказал прислугу длинных полупудовых гаубиц посадить на лошадей. Такие гаубицы придавались как пехотным, так и драгунским полкам45. В полдень левофланговая колонна, выйдя из леса, стала быстро развертываться для построения в боевой порядок. Однако шведы, стремясь использовать свое выгодное положение, атаковали русскую пехоту, в результате чего создалась тяжелая обстановка. В это время к Петру, объезжавшему полки, обратился солдат с просьбой «повелеть, чтобы находившиеся за регулярною пехотою казаки и калмыки кололи всех, кто подастся назад».
Этим солдатом был разжалованный князь Репнин. Как видим, заградотряды ввел не Сталин, а Петр Великий, а моду стрелять из пулеметов по собственным отступающим войскам ввел в 1915 г. В час дня русские войска вновь атаковали шведов, а к трем часам «неприятеля с поля паки сбили». Шведы были отброшены к вагенбургу46, потеряв при этом 8 орудий. К пяти часам из-под Кричева подошла кавалерия Бауэра. Петр поставил на правый фланг еще два полка драгун, усилив таким образом боевой порядок.
Было решено атаковать вагенбург, направляя главный удар на левый фланг, с тем чтобы занять мост и дорогу на Пропойск и закрыть шведским войскам пути к отступлению. Бой шел успешно, мост через Леснянку был захвачен. Но в это время на помощь шведам подошел трехтысячный авангард, и в результате контратаки мост был ими отбит. Бой продолжался до вечера. На ночь шведы укрылись в вагенбурге. Ночью поднялась сильная метель.
Воспользовавшись этим, Левенгаупт решил отступить через реку Сож, куда раньше направился весь обоз. Однако драгуны генерала Фастмана уничтожили мост. Левенгаупт, стремясь спасти остатки своего корпуса, бросил остальную часть обоза и, посадив пехоту на обозных лошадей, спешно двинулся вниз по Сожу, ища место переправы. Оттуда шведы, постоянно тревожимые русской конницей, двинулись в Севрскую область на соединение с Карлом XII. Радостный Петр отписал в Москву: «Оного неприятеля сломив, побили на голову, так, что трупом с восем тысячь на месте осталось…». В плен было взято 45 офицеров, 730 солдат и захвачено 16 орудий.
Спустя несколько дней русские взяли в плен еще 385 шведов, бежавших во время боя. В этих боях русские потеряли 1 111 человек убитыми и 2 856 ранеными. После Лесной царь простил князя Репнина и вернул ему чин генерала. Король был крайне расстроен, но он не только не наказал Левенгаупта, а наоборот, отправил в Стокгольм бюллетень, где на шести листах рассказывалось о том, как шведы весь день храбро от ражали нападения 40 тысяч московитов и как к вечеру варвары отступили. О потере обоза не было сказано ни слова. Карл XII направил генерала Лагеркрону с тысячью пехоты и тысячью всадников для захвата города Мглина.
Однако Лагеркрона, что было редкостью в шведской армии, заблудился. Вместо того чтобы взять влево, он уклонился вправо и вышел не к Мглину, а к Стародубу. Позже полковник Скоропадский заявил, что он де подослал к шведам мужика — потомка Ивана Сусанина. Но, увы, Скоропадский физически не мог знать о планах шведов, чтобы осуществить эту спецоперацию. После этого русские оставили Мглин, куда и вошли шведы. Карл XII, узнав, что к 1 октября Стародуб еще не занят, пробормотал: «Лагеркрона совсем сошел с ума».
А когда ему доложили о движении Лагеркроны к Мглину, возмущенно воскликнул: «Он совсем сумасшедший и не знает, что делает! Тот атаковал город, но безуспешно — потеряв тысячу человек, он был вынужден отойти. После этого Карл XII решил оставить Стародуб в покое и двинулся к Новгород-Северскому, но, не дойдя двух миль до города, повернул на юг. Позже ряд историков будут утверждать, что у короля имелся план похода на Москву с югозападного направления по маршруту Курск—Тула—Москва. Однако реальных подтверждений этому, увы, нет. Почти три столетия иностранные и отечественные историки спорят, насколько измена гетмана Мазепы повлияла на решение Карла повернуть на юг.
Неменьший предмет споров вызывает и сама личность гетмана. Возьмем для примера нашего великого специалиста по Петру I Н. Павленко: «Иван Степанович Мазепа принадлежал к числу тех людей, для которых не было ничего святого. В нем в одном сосредотачивались едва ли не все пороки человеческой натуры: подозрительность и скрытность, надменность и алчность, крайний эгоизм и мстительность, коварство и жестокость, любострастие и трусость. В случае надобности он умел под личиной покорности скрывать злобу, ловко плести интриги, мог быть беспредельно подобострастным, внешне покладистым»47. Увы, сей портрет ничего не имеет общего с реальным гетманом Мазепой.
Чего же на самом деле хотел Мазепа? Тот же Кочубей, а вслед за ним сонм отечественных историков, стали утверждать, что де Мазепа хотел передаться польскому королю и включить Левобережную Украину в состав Речи Посполитой. Причем никто не замечает очевидной бредовости таких утверждений. Какому королю хотел поддаться Мазепа — шведскому ставленнику Стасю или отказавшемуся от престола Августу? Кстати, к этому времени польский сейм официально лишил их обоих власти и хотел выбрать третьего короля, но депутаты не сошлись в кандидатурах и на том разошлись. Да, Мазепа мог собрать больше сабель, чем у обоих королей вместе взятых.
Главное же то, что и до войны власть польского короля была номинальной, и отдать Левобережную Украину Польше означало отдать ее под власть жадных и жестоких магнатов, гонителей православия. Естественно, этого не хотел ни простой народ, ни украинские шляхтичи. Мазепа мог писать чего угодно, обещать чего угодно, но его желанием было — себя наследственным государем. Повторяю до поворота шведов на Украину Мазепа верой и правдой служил царю Петру.
Помимо Кочубея с ним был обезглавлен и сподвижник — Иван Искра.
Полковников выдали по приказу Петра I — он настолько доверял Мазепе, что не поверил доносчикам, приказал арестовать, пытать и затем передал гетману «на расправу». Случилось это за несколько недель до предательства.
Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов.
Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи. В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси. Шестой аргумент.
Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония Храповицкого один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви. Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того. Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви.
Наконец последнее. В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее. И ныне седальна по первой кафизме на утрени: «О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»… И ныне седальна по второй кафизме на утрени: «Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая.
Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое»… Стихира по 50-м псалме: «Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавшии за своего Владыку» [22]. Думается, перевод и пояснения излишни. Служба эта, между прочим, подверглась правке пером самого священномученика митрополита Арсения Мацеевича и именно в его редакции сохранилась в Минее до сих пор. Она является бденной.
Желающие пересмотреть анафему Мазепе упираются в то, что они должны открыто заявить: они считают, что Русская Православная Церковь с начала XVIII века совершала неправильное, ошибочное по своей сути богослужение. Здесь не лишним будет напомнить, что литургическое, богослужебное предание является частью Священного Предания. Вот, что говорится в «Послании восточных патриархов» о всех богослужебных книгах Православной Церкви: «Почему и мы, когда поем утешительные песни из Триоди и Минеи, не делаем ничего такого, что было бы не прилично христианам: потому что все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней, или выбранных из Священного Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а, собственно, мы поем то же, что в Писании, только другими словами» [23]. Итак, становится совершенно понятно, что никакой силы «аргументы» в пользу снятия анафемы с предателя, клятвопреступника и осквернителя храмов Мазепы не имеют. Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью ее предания.
Не наша святая мать Русская Православная Церковь ошибается, но горстка националистов и раскольников, тщетно пытающихся ее дискредитировать. Протоиерей Андрей Новиков 30 января 2008 г. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. Северная война и шведское нашествие на Россию.
Halduini Acta conciliorum.
Депутат Матвейчев: киевская власть кончит плохо – как предатель Мазепа
Во-вторых, Петр I и Мазепа были давними приятелями и союзниками. Они были боевыми соратниками и даже породнились, так как старшая дочь Василия Кочубея была замужем за племянником Мазепы. Более того, Мазепа был крестным отцом младшей дочери Кочубея. Все эти факты создавали впечатление дружеских отношений между ними. Однако, некоторые историки считают, что отношения между Мазепой и Кочубеем были напряженными и скрывали политическую борьбу. Исследовательница Татьяна Таирова-Яковлева предположила, что Кочубей рассчитывал на должность гетмана и подписал донос на предыдущего гетмана, но Мазепа сумел обойти его в борьбе за власть.
Во-первых, Петербург город европейский, причём гораздо более европейский, чем примерно все европейские города. Там уже был свой имперский стиль и лоск. Православный шляхтич в Петербурге выглядел уже несколько провинциально. Её сооружения и сейчас производят впечатление своим размахом, охватывая минимум три киевские «горы» Печерскую, Зверинецкую и Лысую. Объекты крепости разбросаны по площади более 1000 гектаров… Во-вторых, основой выживаемости на Украине было старинное право баронов менять сюзеренов.
В России же ещё во времена Ивана Калиты к таким манёврам бояр относились с подозрением отца Св. Сергия, родовитого ростовского боярина Кирилла, после присоединения ростовской земли к Москве бесхитростно сослали в Радонеж, где он впал в ничтожество и помре. А в XVIII веке в тренде была уже абсолютная монархия с культом абсолютной же верности и скидок на специфику пограничных элит никто делать не собирался. Бесплодность предательства Не нашлось в окружении Петра своего арестовича, способного любую зраду превратить в перемогу. Ведь деятельность Мазепы вполне можно представить как блестящую спецоперацию. Судите сами. Итак, Мазепа, через посредничество поляков вступил в сговор с Карлом XII, пообещав ему помощь и поддержку, а главное — секретную дорогу на Москву Карл был достаточно невнимателен, чтобы поверить в "секретность" известного с XV века Изюмского шляха. Что обещал Мазепа Карлу? Продовольствие, амуницию, оружие 40 пушек на складах Батурина и миллион украинских казаков. Что получил Карл от Мазепы?
Несколько сотен казаков, которых завели в лагерь шведов обманом. Под Полтавой они сыграли важную роль — указали шведам, куда надо драпать. Продовольствие, которое пришлось буквально выгрызать из населения. Оружие и амуницию получить не удалось, поскольку Меншиков стремительным рейдом захватил Батурин, склады сжёг, а орудия отбуксировал в Глухов. Но что получилось в итоге? В итоге: Карл рванулся на Украину, потерял корпус Левенгаупта с обозом в битве при Лесной, ввязался в осаду Полтавы и дождался Петра с главными силами отреформированной русской армии: "И злобясь видит Карл могучий Уж не расстроенные тучи А нить полков блестящих, стройных Послушных, быстрых и спокойных, И ряд незыблемый штыков" вы знаете откуда это. Повернув в сентябре 1708 года на Украину, в сторону Стародуба, шведская армия рассчитывала на помощь своих потенциальных союзников - запорожцев, крымских татар и турок, однако в итоге оказалась в изоляции. Генеральное сражение продолжалось всего полчаса, за которые картечь ста или даже двухсот — историки к единому мнению не пришли русских пушек смела первые ряды шведов, заставив остальных обратиться в бегство. На переправе черед Днепр у Переволочной главные силы шведов просто сдались русским драгунам под командованием Меншикова.
На самом деле любому исследователю этого периода ясно, что в основе данной аргументации лежат натяжки и допущения, не имеющие никакого отношения к специфике той эпохи, нарушающие один из главных принципов историка: рассматривать события в контексте исследуемого времени. И ни один документ этого периода, если он, конечно, не сфальсифицирован, ни одной из этих версий не подтверждает. Но «мазепинцев» это не смущает. И они предлагают следующее. Он писал стихи, влюблялся в женщин, играл на кобзе, читал умные книги, знал шесть языков». Иными словами, речь идет о том, что личные качества гетмана не позволяют даже усомниться в том, что их обладатель мог совершить бесчестный поступок. В более мягкой форме, для тех, кто начинает копаться в фактах, уличая «мазепинцев» в подлогах и фальсификациях, этот вариант обоснования делает ставку на снисходительность. Вроде первый раз не считается. Что на это сказать? Да разве первый раз совершал Мазепа предательство? Как не замечать смену Мазепой «ориентации» с польской католической власти на власть османскую мусульманскую , а потом — на православную? Как быть с этим? Или этого не было? Но ведь было. Значит, измена для него была нормой, а не исключением. Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация ничего, кроме неприятия, у вдумчивых граждан не вызывает, «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена — как бы и не измена вовсе, а просто ошибка. Дело житейское, — канючат «мазепинцы». Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок? Не судите, и не судимы будете». А мы и не судим — мы размышляем! Чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо политизировать «историю» Мазепы. Ведь для людей он интересен в первую очередь не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине на щит. Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подает ее таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству. Правда, обосновывают ее по-разному. Например, сакральными ценностями — любовью к Богу, к стране, к своему многострадальному народу.
Сейчас на Украине многие политики и историки говорят, что Мазепа — борец за независимость Незалежной. Ранее в американском журнале Popular Mechanics российские танки Т-72 и Т-80 назвали двумя из пяти худших в мире.
Двуличный Мазепа
- Предательство Мазепы: почему Петр I не поверил в это — Кириллица — энциклопедия русской жизни
- На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра
- Иван Мазепа: к портрету идеального предателя
- Изменника Мазепу превзошёл Кравчук
- Последняя измена гетмана Мазепы
- Глава 10. Измена Мазепы
История вопроса: Русско-шведская война
- Последняя измена гетмана Мазепы
- Кавалеры ордена Иуды: три главных предателя в истории России
- Сергей Нарышкин: "Граждан мира" ждет судьба изменника Мазепы
- Предательство Мазепы: почему Петр I не поверил в это
Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы
Уже при подсчёте пленных оказалось, что их вдвое больше, чем русских конников Предательство Мазепы сыграло против того, для которого он старался. В церковной истории Мазепа был не единственным примером предателя и мятежника, преданного анафеме. Однако к моменту новости о предательстве Мазепы Петру I было неизвестно, сколько украинцев поддержат гетмана. В нем подчеркивается, что "не будет забыто и предательство Ивана Мазепы, имя которого стало нарицательным, а сам он был предан анафеме Русской православной церковью". Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи. Царь, со своей стороны, неизменно поддерживал Мазепу, не слушал наветов, карал его врагов, и измена гетмана стала для него полной неожиданностью и настоящим ударом.
Депутат Матвейчев: киевская власть кончит плохо – как предатель Мазепа
Она больше не ждала ни писем, ни самого Мазепу. Гетману удалось помириться с Кочубеями, но вскоре оказалось, что это иллюзия. Василий и Любовь по-прежнему считали, что кум обесчестил их дочь, поэтому теперь ее никто не возьмет замуж. Их озлобленность и ненависть никуда не делась. И тогда Кочубей решил отомстить Мазепе, уничтожив его как государственного деятеля. Когда-то давно гетман настолько доверял Василию, что ему первому рассказал о своем намерении разорвать союз с Россией.
Вспомнив об этом, Кочубей написал донос царю Петру, в котором обвинял гетмана не только в настоящих, но и выдуманных грехах, а также в измене государю и отечеству. Однако Петр всегда очень хорошо относился к Ивану Мазепе, поэтому не поверил доносу. По его приказу доносчиков вычислили и жестоко пытали. Василий Кочубей и его подельник, полковник Искра, сознались в клевете. Царь приказал отправить обоих в лагерь Мазепы, где в июле 1708 года им отрубили головы.
А вскоре Мазепа действительно совершил предательство, поддержав шведского короля Карла. Но чужеземцев разгромили под Полтавой, а гетман сбежал в Турцию. Мазепа умер в молдавском городе Бендеры 2 октября 1709 года. После предательства Мазепы царь раскаялся в своем решении казнить Кочубея. Он приказал вернуть его вдове и детям конфискованные имения и вдобавок отдал несколько новых деревень.
Нет точной информации о том, как сложилась дальнейшая судьба Матрены Кочубей. По одним данным, она ушла в монастырь. В других источниках говорится, что она вышла замуж за некоего Семена Васильевича Чуйкевича. Матрена скончалась 20 января 1736 года в возрасте 48 лет.
Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089 А в них выясняются просто шокирующие для бандеровской аудитории вещи! Оказывается, одним из пунктов соглашений между «пламенным украинским патриотом» и Карлом XII было согласие передать под власть Речи Посполитой Киевское и Черниговское воеводства! То есть, практически всю территорию Гетманщины — ведь Правобережная Украина и так контролировалась Варшавой и Стамбулом. А в награду за «ревностную борьбу за украинские национальные интересы» Мазепе было обещано новосозданнное княжество на территории современной Белоруссии — из Витебского и Полоцкого воеводств.
То есть, в случае даже победоносной для шведов войны с Россией, вся «вольность» и «свобода» горячо любимой Мазепой «неньки» должна была выразиться в виде передачи ее под полный контроль польского короля, союзника Швеции. То есть — роль даже не прямого вассала верховного сюзерена, а так — «вассала вассала». Хотя, впрочем, о каком даже минимальном вассалитете может идти речь? Для этого ведь нужна минимальная субъектность, автономность — а какая автономность у обычных провинций, руководимых назначаемыми из Варшавы воеводами? С тем же успехом можно было бы рассуждать о «самостоятельном курсе» какого-нибудь Люблинского воеводства на польской территории. Так что, в этом смысле поражение шведской армии под Полтавой не разрушило, а, наоборот — спасло украинскую государственность. Как минимум, на несколько десятков лет — до официального упразднения Екатериной II гетманщины. Которая, впрочем, к тому времени если и была кому-то нужна — то разве что части местной «старшины», грезившей о «прежних казацких вольностях».
Понимаемых исключительно в праве бесконтрольно грабить собственный простой народ - не обращая внимания на возможность Москвы или Санкт-Петербурга «ударить по рукам» наиболее зажравшихся «патриотов». Последнего, правда, незалежная элита таки достигла за последние четверть века — правда, ценой отставания «неньки» от бывшей «старшей сестры» по ВВП на душу населения в четыре раза. А также продолжающегося катастрофичного кризиса во всех сферах экономики и общественной жизни. Кавалеры ордена Иуды — исторические и современные. С другой стороны, превозношение Мазепы в качестве «большого патриота Украины», по-своему, вполне логично.
Источник: pinterest. Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба.
Мазепа стал опорой государю и в военных делах. Он подавлял восстание Петрика, участвовал в походах Петра к Азову, помогал в начале Северной войны. Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного. В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице.
В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям.
Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Именно он посоветовал шведскому королю идти на Москву через Полтаву. Осаждая ее два месяца, шведы потеряли почти весь запас пороха, так что к началу битвы осталось зарядов всего на 4 орудия. Он послал войска в Запорожскую Сечь и приказал ее уничтожить. Даже несмотря на то, что часть казаков перешли на сторону Мазепы, поскольку подобные «шатания» начались несколькими годами ранее, часть из них впоследствии вернулась под крыло русского царя. Новым гетманом был назначен Иван Скоропадский. Но Петр не ограничился тем, что разбил ставку Мазепы, отнял у него все титулы и звания. В тот же день состоялась и символическая казнь гетмана-изменника: на площадь вынесли набитое чучело Мазепы, зачитали ему приговор, князь Меншиков и граф Головкин разорвали жалованные ему грамоты, с него сняли чины и орден Андрея Первозванного, после чего чучело пинали ногами, а затем палач протащил его по всему городу до площади, где и повесил. В действительности же Мазепу не казнили. Османская империя отказалась выдать Мазепу Петру, хоть турецкому визирю и предлагали за это большие деньги. Мазепа умер там же 22 сентября 1709 года, его с пышностью похоронили в церкви Святого Георгия в Галаце. После смерти гетмана Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы.