Новости факты из биографии гоголя

Факты биографии Гоголя. Переживание потерь. Детство и юность Н.В. Гоголя были омрачены потерями близких.

Николай Гоголь: «Моё имя будет счастливее меня»

В то же время у него была горячо любимая мать и сестры. Но и они не имели силы разрушить его одиночество. Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией.

Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным 30. Гоголь очень боялся грозы.

По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. За несколько дней до смерти Гоголь видел со стороны своё бездыханное тело и слышал какие-то потусторонние голоса. Гоголь очень любил путешествовать.

Часто скитался по чужим углам, жил на съемных квартирах. Привычка к бездомью делала его чудаком и аскетом. За семь лет до смерти Гоголь написал свое завещание.

В своем завещании Гоголь просил открыть своих сестер приют для бездомных детей. Своих вещей у писателя было не много: они помещались в большой портфель и маленький чемодан. В то же время в его гардеробе были: цветные бархатные жилеты, светло-желтые нанковые панталоны, синий фрак с золотыми пуговицами, пестрые галстуки, длинный плащ и пуховую шляпу.

Над вторым томом «Мертвых душ» писатель начинает работу в Калуге. Неудачным оказался роман писателя с Анной Виельгорской. Ночью с 11 на 12 февраля 1809 года он приказал своему верному слуге Семену открыть задвижки на печи и принести портфель.

Из него он достал связку тетрадей, положил их в камин и поджег. Так сгорел второй том поэмы «Мёртвые души» — главное произведение его жизни. На следующее утро он раскаялся в содеянном, и обвинял во всём лукавого, который заставил его совершить ужаснейшее «преступление».

Писатель никогда не был женат. Писатель очень сильно увлекался религией и мистикой, что достаточно ярко отражал в своих произведениях. Считается, что несчастная любовь писателя является одной из причин сожжения второго тома «Мертвых душ».

В 1836 году Гоголь знакомится с Мицкевичем. Дорога была для Гоголя спасительной.

Путешествуя по России и Европе, Гоголь часто посещал местных врачей и с удовольствием пробовал новые методики лечения. После чего давал советы своим знакомым и уверял, что этот способ лечения просто творит чудеса. Тайна смерти и захоронения Гоголя Существует мнение, что причиной смерти Николая Гоголя является некое психическое заболевание и частые депрессии.

Известно, что, когда Николаю было 10 лет, умер его родной брат Иван. Он очень любил 9-летнего Ваню и вследствие этого получил серьезную психологическую травму. Это спровоцировало душевное расстройство у Гоголя, которым он в легкой форме страдал еще с 5 лет. Историки предполагают, что это потрясение оказало отрицательное действие не только на его здоровье, но и на творчество. О гениальности или проблемах с психикой Гоголя спорят до сих пор.

Прикинувшись сумасшедшим, Николаю удалось избежать порки в Нежинской гимназии, где он учился. Зато пришлось провести 14 дней в больнице. Специалисты по психиатрии склоняются к тому, что Гоголь все-таки страдал неким психическим заболеванием, которое разрушало его. Например, Николай Баженов был уверен, что писатель страдал периодическим психозом. Однако прямых доказательств этому диагнозу не было.

Тайны смерти Николая Гоголя. Долгое время утверждали, что его похоронили заживо в 1852 году на кладбище Даниловского монастыря, приняв летаргический сон за смерть. Оказывается, что Николай Васильевич страдал тафефобией. Он панически боялся быть похороненным заживо. В своем завещании Гоголь даже написал, что его нужно похоронить, только если будет заметно, что его тело начало разлагаться.

Тогда он точно умер. Сам писатель не просто так побаивался.

Пушкин, М. Глинка В. Крылов, П. Кривцов А. Виельгорский, И. Козлов Ф. Государственный музей А.

Пушкина, Москва Говоря о характере, мы вступаем в сферу субъективных оценок, которые легко могут противоречить друг другу. И все же даже ближайшим друзьям Гоголя, готовым простить ему многое, судя по всему, было непросто в общении с ним. Как человек существо скрытное, эгоистическое, надменное, недоверчивое и всем жертвующее для славы. Итак, я не назову ни одного из этих качеств пороком: они должны сопутствовать человеку, рожденному для славы. И могут ли быть у тебя друзья? Если бы они были, давно высказали бы они тебе то, что ты читаешь теперь от меня» Цит. Даже в очень прочувствованном, написанном после смерти писателя «Письме к друзьям Гоголя» Сергей Тимофеевич Аксаков не может обойти эту черту: «Даже с друзьями своими он не был вполне, или, лучше сказать, всегда, откровенен. Он не любил говорить ни о своем нравственном настроении, ни о своих житейских обстоятельствах, ни о том, что он пишет, ни о своих делах семейных. Разумеется, все знали его в последнем состоянии, и все замечали, что Гоголь мало принимал участия в происходившем вокруг него, мало думал о том, что говорят ему, и часто не думал о том, что сам говорит…» С.

В 3 томах. В общении с незнакомыми или несимпатичными ему людьми эта замкнутость принимала довольно оскорбительные формы. Однажды Гоголя уговорили приехать к Чаадаеву — и Гоголь весь вечер притворялся там спящим. Эти вспышки нелюдимости не всегда имели объяснение. Аксаков описывает, как к нему приезжал писатель Дмитрий Княжевич все эти разы Гоголь был у него в гостях. В первый раз Гоголь тихонько сбежал из дома, во второй — притворился спящим, а потом тоже сбежал, на третий — вышел навстречу и как ни в чем не бывало «протянул ему обе руки, кажется, даже обнял его, и началась самая дружеская беседа приятелей, не видавшихся давно друг с другом…». История моего знакомства с Гоголем. Однажды Гоголь сбежал с московской постановки «Ревизора», когда стало понятно, что публика в восторге и хочет видеть автора. Потом Гоголь объяснял свое исчезновение тем, что получил некое горестное известие от родных.

Отговорка Гоголя признана была нами за чистую выдумку» Там же.. Воспоминания о Н. Петр Иванович Бартенев в будущем — издатель журнала «Русский архив» , встречавший Гоголя в доме Хомяковых, очень близких друзей писателя, вспоминал: «Он капризничал неимоверно, приказывая по нескольку раз то приносить, то уносить какой-нибудь стакан чая, который никак не могли ему налить по вкусу; чай оказывался то слишком горячим, то крепким, то чересчур разбавленным; то стакан был слишком полон, то, напротив, Гоголя сердило, что налито слишком мало. Материалы для биографии Гоголя. Гоголь все время сидел сгорбившись, молчал, мрачно поглядывая на всех, изредка на его губах мелькала саркастическая улыбка, когда о чем-то горячо стали спорить Панаев с младшим Аксаковым» Воспоминания А. В общем, характер у великого писателя и правда был не сахар. Легенда 2. На самом деле его звали не Гоголь, а Яновский Вердикт: отчасти это правда. Запись о рождении Николая Гоголя помечена крестом в метрической книге Спасо-Преображенской церкви в Больших Сорочинцах.

Расскажем несколько важных моментов. К вопросу о предках Н. Киев, 1902. Сын его Демьян, тоже священник, уже носит фамилию Яновский — очевидно, образованную от имени отца по-польски Яна. Кирилл и его потомки также будут священниками и будут носить фамилию Яновские. Афанасий учился в Киевской духовной академии, но священником не стал: он получил чин полкового писаря, а впоследствии и секунд-майора. Превращение Гоголей в Яновских он объяснил так: «…отец мой Демьян, достигши училищ в киевской академии где и название по отцу его, Яну, принял Яновского , принял сан священнический и рукоположен до прихода в том же селе Кононовке» А. Сочинение Николая М.

На кладбище Свято-Данилова монастыря состоялись похороны талантливого писателя. Пророка Иеремии слова: «Горьким моим словом посмею», которые помещены на надгробной плите Гоголя. В 1909 году был похищен череп Гоголя с его могилы. Скорее давай лестницу! Страсть к рукоделию такому, как вязание на спицах чувствовал гениальный русский писатель. Миниатюрные издания были любимыми Гоголя. Например, математическая энциклопедия. Галушками и варениками любил угощать своих родных и друзей выдающийся писатель. Обычно с левой стороны ходил по аллеям и улицам писатель, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. Очень боялся грозы Гоголь, которая негативно влияла на его нервную систему. Крайне застенчивым был выдающийся писатель. Гоголь исчезал из комнаты, как только появлялся незнакомец. Писатель катал шарики из хлеба, когда писал свои произведения. В решении сложных вопросов ему помогали хлебные шарики. Сладости всегда лежали в кармане знаменитого писателя. Положенный к чаю сахар в отеле Гоголь никогда не позволял забирать прислуге. До сих пор остается неразгаданной загадкой вся жизнь талантливого писателя. Всем, что попадало в поле зрения, увлекался Гоголь. Одним из любимых исследований писателя является история родной Украины. Как утверждал сам писатель, народному преданию является его знаменитая мистическая повесть «Вий». Ученые считают, что исключительно плодом фантазии писателя является его повесть «Вий». В украинской мифологии существовало божество по имени «Вий», откуда происходит название бессмертного творения. Считается, что Гоголь заразился малярией, когда он посещал в 1839 году Рим. Облегчение Николай Васильевич почувствовал в Одессе в 1850 году. Только посредственные литературные произведения писал Гоголь в юные школьные годы, он был еще довольно слаб в этом искусстве. Заслуженную популярность автор получил только после написания «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Николай Гоголь

Гоголь, Николай Васильевич Доподлинно изучая биографию автора «Мертвых душ», стоит отметить, что интересные факты о Гоголе по-прежнему остаются загадкой.
«Таинственный Карла»: факты и легенды из жизни Н.В. Гоголя — Сам Гоголь в своей книге «Избранные места из переписки с друзьями», которая была опубликована за 5 лет до его смерти, в первой главе опубликовал завещание.

Интересные факты о писателе Н. В. Гоголе

Василий брал жену с собой, когда объезжал хозяйство на маленьких дрожках. Николай родился третьим, но первые двое младенцев умерли еще при рождении. Мальчик получил свое имя в честь святого Николая, ведь именно ему мать молилась перед самыми родами. Потом она родит еще восемь детей, но выжить удастся только девочкам — Марии, Анне, Елизавете и Ольге. Николай любил проводить с сестрами почти все свое время, он даже увлекся чисто девчоночьим занятием — рукоделием. Он осилил крой, шил платья и занавески, умел вышивать и вязать на спицах шарфы. Спустя годы Ольга напишет в своих воспоминаниях, что Николай просил шерсть у бабушки, чтобы выткать поясок. Сочинительство увлекло мальчика с ранних лет. Вместе с отцом он часто выезжал в поля, и по дороге тот просил сына подобрать рифмы словам «солнце», «степь», «небеса». В пятилетнем возрасте Николай уже записывал свои сочинения самостоятельно. На становление мировоззрения Гоголя большую роль оказала суеверность матери.

Каждый вечер она рассказывала детишкам истории, главными героями которых были домовые, лешие, и прочая нечисть. Дом, в котором жил юный Николай Гоголь Гоголь вспоминал, как в сумерках он прижимался в уголке дивана, и слушал, как отбивает время маятник на старинных стенных часах. И только мяуканье кошки нарушало этот монотонный бой. Он описывал ее походку, медлительное потягивание, стук мягких лап о половицы и искристые зеленые глаза. Мальчик испытывал сильный страх под ее недобрым взглядом. Он поймал ее, схватил и бросился в сад. Швырнул в пруд, и не давал животному выплыть, отталкивал шестом от берега. В возрасте десяти лет Николай оказался в Полтаве. Родители отправили отпрыска на обучение к преподавателю местной гимназии. Он жил в доме преподавателя, учил арифметику, историю, работал с картами.

Таким образом учитель готовил будущего писателя к поступлению в пансион. Гимназия — первая поэма и школьный театр В 1821-м Гоголь стал учеником Нежинской гимназии высших наук. Прилежность была не его характерной особенностью, он невнимательно слушал уроки, прилагал усилия исключительно накануне экзаменов. По воспоминаниям учителя латыни Ивана Кулжинского, Гоголь даже после трех лет обучения латыни ничему не научился. На лекциях он часто отвлекался на чтение книги, которую неизменно держал под скамьей. Больше всего Николай увлекался рисованием и русской словесностью, ему нравилось творчество Александра Пушкина. После того, как в 1825-м опубликовали первые главы поэмы «Евгений Онегин», Николай Гоголь перечитывал их так часто и с удовольствием, что вскоре мог рассказать наизусть. Он и сам занимался сочинительством. В это время из-под его пера вышла поэма «Разбойники» и повесть под названием «Братья Твердиславичи», которые и положили начало его творческой биографии. Эти произведения Гоголь опубликовал в своем журнале «Звезда», издававшемся в рукописном виде.

По мнению драматурга Николая Сушкова, который учился вместе с Гоголем в гимназии, никто не верил, что из Николая получится писатель, потому, что во время учебы в лицее, он был самым нерадивым и ленивым среди всех слушателей. Но он мог увлечь своими рассказами так, что в классе начинался сумасшедший хохот, даже несмотря на присутствие директора или учителя. Именно стараниями Гоголя в гимназии появился театр. Он сам занимался подбором пьес, выполнял декорации и находил подходящих «артистов». Актеры — обычные ученики гимназии, тащили из дома все, что могло пригодиться в «театральном гардеробе». Среди самых популярных постановок был «Недоросль» Фонвизина. Николаю Гоголю доставалась роль госпожи Простаковой. Один из его сокурсников — Тимофей Пащенко, позже вспоминал, что Гоголю пророчили актерское будущее, так как он действительно обладал недюжинным талантом и имел все те качества, которые нужны настоящему артисту. В 1825-м не стало отца Николая, и он очень тяжело переживал утрату родного человека. Мать говорила, что не могла сама сообщить детям о случившемся, и просила директора гимназии подготовить к такому известию Николая.

Молодой человек получил такой удар, что чуть не выбросился из окна на верхнем этаже. После того, как умер отец, семью настигли материальные трудности. Мама совершенно ничего не смыслила в хозяйстве. Николай предложил ей продать лес, принадлежащий ему по завещанию. Спустя некоторое время Гоголь отказался от своего наследства, и оно перешло к сестрам. В 1827-м Николай стал автором поэмы под названием «Ганц Кюхельгартен». Главный герой — юноша, который отказался от любви ради того, чтобы побывать в Греции. В следующем году Гоголь получил документ об окончании Нежинской гимназии и принял решение о переезде в Петербург. В письме своему дяде по материнской линии Петру Косяровскому молодой человек объясняет причину своего нежелания возвращаться в родной дом. Он говорит, что не может видеть, как живут его родные, как мать считает каждую копейку.

Но он заверял, что со своей стороны сделал все, что было в его силах, и что денег с собой берет минимум, лишь бы только хватило на проезд и на первое время в Петербурге. Петербург В декабре 1828-го Гоголь прибыл в Петербург в надежде найти себе какую-нибудь службу. В своих воспоминаниях он писал, что город был совершенно не таким, как он видел в своих мечтах, не такой великолепный и красивый, как он думал ранее. И что жизнь в этом городе оказалась несравненно дороже, чем он мог себе представить. По этой причине Гоголь был вынужден ограничивать себя во многом, в том числе и в походах в театр. Только так можно было хоть раз в день позволить себе съесть щи и кашу. Николаю не удавалось найти хоть какую-то работу, его либо не брали, либо предлагали совершенно мизерное жалование.

Что думал о нём Сталин осталось неизвестным, но вкус у вождя был отменный, так что вряд ли что-то хорошее. Но политически новый памятник был уместнее. Старый памятник работы Николая Андреева, установленный в 1909 году, был перенесён во двор дома-музея Гоголя на Никитском бульваре.

Новый памятник смотрит куда-то в сторону старого. Старый памятник смотрит куда-то в сторону Дома журналистов. Судя по выражению лица ему стыдно. Один над облаками дымной гари Стоит победоносно на бульваре, И план романов новых в голове. Другой неподалёку за углом, Набросив шаль старушечью на плечи, Сутулился, душою искалечен, Больною птицей прячась под крылом". Александр Городницкий 11 марта 2023, 06:45 Сказал, как Гоголь написал. Бортко раскрыл эпизод съемок с Богданом СтупкойБогдан Ступка согласился на съемки в экранизации "Тараса Бульбы" потому, что считал себя профессионалом, а Гоголя - великим писателем. Об этом рассказал Народный артист Российской Федерации, советский и российский режиссер, продюсер и сценарист Владимир Бортко в интервью изданию Украина. Их вообще три. Один памятник, новый, работы всё того же Николая Томского, стоял на могиле с 1952 по 2009 год и находится сейчас в кладбищенском музее.

В 2009 году на могиле Гоголя был установлен традиционный крест. Однако изначально, в 1852 году, помимо креста на могиле был установлен камень-голгофа, якобы привезённый с Чёрного моря кем-то из Аксаковых тут неправильно вообще всё — и камень скорее уральский, чем черноморский, и относительно того кто привёз источники путаются в показаниях. Установлен он на могиле М. Булгакова по инициативе Е. Булгаковой кстати, версия о том, что камень именно гоголевский принадлежит именно ей и проверить её не представляется возможным. Тут расстояние между памятниками вообще метров десять, если не меньше. Ничем не отличаются они от вечеров около Лубен или Решетиловки".

Ершов и Г. Кропачёв Бегство Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ". Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску". Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ". В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно… Герой «Ревизора» - Хлестаков. Художник Л. Константиновский Болезнь В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию. Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь поразила мозг писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни. Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь "благословение", и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню. Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. Лишь ненадолго болезнь отступила. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией. Гоголь в Одессе В ночь на 12 февраля 1852 года Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать "страх смерти", которым когда-то мучился его отец. Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся. В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь.

Кроме того, были уничтожены и другие тексты: первые произведения, написанные ещё в гимназии и недостаточно понравившиеся соученикам, такие как трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» 1825—1827 гг. И даже этот список, скорее всего, не полон. Очевидно, что самым суровым критиком и судьёй Н. Гоголя был он сам. Многочисленные странности и фобии Среди слухов, окружавших Н. Гоголя ещё при жизни, наиболее упорным является утверждение о безумии писателя. С середины XIX века и до сих пор ему пытаются поставить диагноз: «дегенеративное помешательство», «паранойя», «циркулярная шизофрения», «маниакально-депрессивный психоз» и т. Само количество диагнозов заставляет усомниться в абсолютной точности какого-либо из них. Бесспорно лишь то, что характер и привычки писателя поражали окружающих своей странностью. Репин «Самосожжение Гоголя» 1909. В гимназии он пугал товарищей тем, что сам кричал голосами разных животных, о чём вспоминал впоследствии один из них, В. Любич-Романович: «Забывая часто, что он человек, Гоголь, бывало, то кричит козлом, ходя у себя по комнате, то поёт петухом среди ночи, то хрюкает свиньёй, забравшись куда-нибудь в тёмный угол». В зрелые годы он мог внезапно «не узнать» старого знакомого или заснуть за столом в гостях; выезжая за границу, не желал показывать паспорт; по неизвестной причине, всегда ходил по левой стороне тротуара, создавая трудности другим пешеходам. Периодически мучил родственников и друзей длинными и порой малоправдоподобными рассказами о своих болезнях. В частности, поэту Н. Языкову он рассказывал о своём якобы перевёрнутом желудке: «Его будто осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок его вверх ногами». При этом, по свидетельствам очевидцев, классик всегда отличался отменным аппетитом, мог на спор съесть миску галушек или банку варенья. Помимо общей с Эдгаром По тафофобии боязни быть погребённым заживо, название переводится буквально как «могилобоязнь» , его мучали и другие многочисленные страхи. Он боялся темноты никтофобия , грозы астрафобия , общения с незнакомыми людьми кайнофобия или ксенофобия , червей и пресмыкающихся сколецифобия и герпетофобия , вообще всего тёмного, извивающегося и скользкого, что ассоциировалось у него с нечистой силой. Повышенная пугливость давала о себе знать с самого детства. Известно, что в пятилетнем возрасте Никошу, как называли его родители, страшно напугала прокравшаяся в комнату кошка, которую он с перепугу утопил в пруду: «Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, — мне вдруг стало ужасно жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своём, меня высек». Из этого автобиографического эпизода впоследствии родилась повесть «Майская ночь, или Утопленница»: образ невинно убиенной кошки «породил» сразу двух героинь: злую ведьму-оборотня и несчастную утопленницу. Сослужили полезную службу и комплексы по поводу собственной внешности: переживания из-за длинного носа подарили миру фантастическую повесть «Нос», из-за дурной и неряшливой одежды — ту самую «Шинель», из которой вышли все русские реалисты. Разнообразные таланты и хобби С. Гоголь в группе русских художников в Риме 1845. Фото с сайта wikipedia. Ещё подростком он поразил всех блестящим исполнением роли госпожи Простаковой в гимназической постановке «Недоросля», впоследствии же впечатлял профессиональных актёров чтением роли Хлестакова, своего собственного героя. Близкая приятельница писателя А. Смирнова-Россет вспоминала, как в Страсбурге он срисовывал готические орнаменты, а у неё самой вырвалось восхищённое восклицание: «Как Вы хорошо рисуете! Гоголь всю жизнь дружил с художниками-живописцами. Один из них, А.

Топ 10 Фактов Гоголь Николай Васильевич

Сергей Аксаков тоже описывал писателя едва ли не белокурым. Но скорее всего, Гоголь был именно русым, так как одна из сестер пеняла на то, что Николай Васильевич «потемнел» вскоре после того, как перебрался в Петербург. По крайней мере так считали современники. Иван Тургенев писал, что нос придавал физиономии Николая Гоголя нечто хитрое и лисье. Знакомый Тургенева, Николай Колмаков даже запаниковал при виде этой впечатляющей части лица: «Я не мог на него прямо смотреть, особенно вблизи, думая: вот клюнет, и глаз вон». Существует миф о том, что сам Гоголь стеснялся своей внешности.

Гоголь узнал о смерти Пушкина, находясь в Риме. Со слов слуги Николая Васильевича, писатель считал себя должником нищих, которым не досталось денег при раздаче милостыни. Поэтому в следующий раз он давал им двойную сумму, как бы возвращая долг. Однажды он пришел к Пушкину, чтобы дать ему почитать свои стихи, но встреча не состоялась. В нем боролись две противоположности: понимание собственного таланта и уничижительная самокритика, которая изводила его. Он был разочарован поездкой на Святую землю в Иерусалим, так как представлял себе город другим. Гоголь открыл для русского сознания украинскую культуру с ее вышиванками, варениками и трагедией целого народа. Своим любимым городом он считал Рим. Именно там у него всегда был творческий подъем и вдохновение. Гоголь предпочитал ходить по левой стороне улицы, чтобы не сталкиваться с прохожими из-за своей задумчивости. Ему нравились миниатюрные вещи, поэтому он всегда старался заполучить понравившуюся ему вещицу. Интересные факты о творчестве писателя Гоголя Большинство своих самых известных произведений он написал за 8 лет своей жизни. Для своих произведений Николай Васильевич брал много персонажей из народного фольклора. Увлечение Гоголя историей Украины вдохновило написать роман «Тарас Бульба». Толстой хотел переиздать книгу Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» под новым названием «Житие». Прочитайте интересные факты из биографии Толстого. Гоголь не был высокообразованным интеллектуалом, но гениальность его творчества известна всему миру. При сборе материала для своих произведений Гоголь стремился к правдоподобию и точности в любых мелочах. В письмах к матери он просил подробнейше описывать наряд крестьян, сельских дьяков, казаков. На его творчество огромное влияние оказал колорит украинских крестьян и казаков. Первый опубликованный им сборник стихов «Ганс Кюхельгартен» вышел под псевдонимом «Алов», а не под его настоящим именем. Его первый сборник стихов критики разнесли в пух и прах. Чтобы избежать позора Гоголь обошел все книжные лавки Петербурга, выкупил изданные им сборники и сжег их. Критик Белинский с одобрением отзывался о гоголевском сборнике «Миргород». Достоевский писал, что «все мы вышли из шинели Гоголя». Прочитайте малоизвестные факты из жизни Достоевского. Однажды из-за творческого кризиса он хотел уйти в монастырь, но передумал. Факты о произведениях Гоголя Николай Васильевич первым в русской литературе в повести «Шинель» описал муки и унижение маленького человека. Его первое серьезное произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки» было встречено восторженными отзывами, в том числе и самого Пушкина. В произведении «Ночь перед Рождеством» Гоголь с необычной стороны открыл амбивалентность мира, где нет классической борьбы добра со злом. Например, мать Вакулы — ведьма, но не делает зла другим и ходит в церковь, где священники тоже не без греха. А чёрт изображен не пособником сатаны, а мелким проказником, которого можно отхлестать хворостиной. Сборник «Миргород» был написан Гоголем на украинскую тематику, но серьёзнее и трагичнее, чем «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь утверждал, что Пушкин сам подсказал ему идею пьесы «Ревизор», которую он дорабатывал и переделывал 8 лет. Цензура не пропускала гоголевского «Ревизора» и поэтому пьесу не спешили ставить на сцене. Дело сдвинулось с мертвой точки только после личного разрешения императора Николая 1. В 1836 году впервые состоялась премьера «Ревизор» на сцене Александринского театра. Как свидетельствуют факты о Гоголе, после пьесы «Ревизор» чиновники открыли травлю на него. Из-за этого писатель решил на время уехать за границу. В повести «Шинель» он впервые на примере незначительного человека показал социальное неравенство общества. Прогнившее общество, где у простого человека даже мелочь отбирают, которая была ему нужна для счастья. Источником для гоголевского «Ревизора» стал реальный случай, который произошел в городе Устюжна Новгородской губернии. Об этом Гоголю рассказал Пушкин. В повести «Шинель» Гоголь впервые в истории русской литературы того времени поднял проблему маленького человека, который не влияет ни на чьи судьбы, кроме своей. Факты о «Мертвых душах» Гоголя Он дважды садился за написание второго тома «Мертвых душ», и дважды сжигал свои рукописи. Биографы Гоголя до сих пор не могут понять, что стало причиной того, что он сжег второй том «Мертвых душ». Сохранились письма, в которых Николай Васильевич писал Пушкину о прогрессе работы над «Мертвыми душами». Роман «Мертвые души» называют Библией русской жизни. В котором описывается история от загадочной человеческой души до устройства государственной машины. Сохранилось всего 7 глав из черновика второго тома «Мертвых душ». Александра Россет была единственной женщиной, кто читал одну из глав уничтоженного Гоголем 2 тома «Мертвых душ». Николай Васильевич считал «Мертвые души» не романом, а поэмой.

Памятник в начале Гоголевского бульвара создан скульптором Николаем Томским и установлен в 1952 году, к столетию со дня смерти писателя. Инициатором установки был Иосиф Сталин, которому старый памятник не нравился. Новый, правда, не нравился вообще никому, включая самого Томского. Что думал о нём Сталин осталось неизвестным, но вкус у вождя был отменный, так что вряд ли что-то хорошее. Но политически новый памятник был уместнее. Старый памятник работы Николая Андреева, установленный в 1909 году, был перенесён во двор дома-музея Гоголя на Никитском бульваре. Новый памятник смотрит куда-то в сторону старого. Старый памятник смотрит куда-то в сторону Дома журналистов. Судя по выражению лица ему стыдно. Один над облаками дымной гари Стоит победоносно на бульваре, И план романов новых в голове. Другой неподалёку за углом, Набросив шаль старушечью на плечи, Сутулился, душою искалечен, Больною птицей прячась под крылом". Александр Городницкий 11 марта 2023, 06:45 Сказал, как Гоголь написал. Бортко раскрыл эпизод съемок с Богданом СтупкойБогдан Ступка согласился на съемки в экранизации "Тараса Бульбы" потому, что считал себя профессионалом, а Гоголя - великим писателем. Об этом рассказал Народный артист Российской Федерации, советский и российский режиссер, продюсер и сценарист Владимир Бортко в интервью изданию Украина. Их вообще три. Один памятник, новый, работы всё того же Николая Томского, стоял на могиле с 1952 по 2009 год и находится сейчас в кладбищенском музее. В 2009 году на могиле Гоголя был установлен традиционный крест. Однако изначально, в 1852 году, помимо креста на могиле был установлен камень-голгофа, якобы привезённый с Чёрного моря кем-то из Аксаковых тут неправильно вообще всё — и камень скорее уральский, чем черноморский, и относительно того кто привёз источники путаются в показаниях. Установлен он на могиле М. Булгакова по инициативе Е.

Эксперты до сих пор спорят по по воду происхождения повести «Вий». По словам самого писателя, он взял за основу фольклорный сюжет, однако исследователи не смогли найти историю с похожими событиями. Страх быть похороненным живьём Гоголь до жути боялся быть похороненным живь ём. Он завещал предать себя земле только тогда, ко гда близкие точно удостоверятся в его кончине. Воля писателя была исполнена. После его смерти тело не хоронили до тех пор, пока на нём не стали заметны очевидные признаки разложения. Слышал голоса Незадолго до смерти Гоголь уверял, что слышит голоса, предвещающие е му ско рую кончину. При этом, вопреки расхожему мне нию, психическими расстройствами писатель не страдал. Современные психиатры изучили информацию и пришли к выводу, что шизофрении у писателя не было, максимум — депрессия.

Жизнь Гоголя в Петербурге: неудачи и начало писательской карьеры

  • Чего мы не знаем о Гоголе?
  • А был ли он Гоголь?
  • Биография Гоголя
  • Биография — Николай Гоголь

Гоголь – интересные факты биографии, жизни и смерти

В 1834 году Гоголю предложили занять должность адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. В свободное от чтения студентам лекций он продолжал писать. В 1835 году вышли два сборника писателя — «Арабески» и «Миргород». Последний стал логичным продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Оба сборника высоко оценили современники. Комедия «Ревизор»: пушкинская идея и противоречивые отзывы Осенью 1835 года Николай Гоголь ушел с университетской службы, решив посвящать все время литературе. У него была задумка написать комедийную пьесу про пороки общества, собрав, по выражению автора, «в одну кучу все дурное в России». Считается, что идею для сюжета подсказал сам Пушкин, и Гоголь написал историю про мелкого чиновника, которого в уездном городке приняли за высокого гостя из столицы.

В 1836 году писатель завершил работу над комедией «Ревизор». Среди первых слушателей, которым он ее прочитал, были Василий Жуковский, Александр Пушкин, Иван Тургенев и другие известные литераторы. Современники считали Гоголя неподражаемым чтецом, для каждой роли голосом и интонацией он создавал свой образ. Получить разрешение на постановку «Ревизора» на театральных сценах оказалось непросто. Жуковский убедил в этом лично Николая I, и император посетил премьеру в Петербурге в мае 1836 года. Чуть позже «Ревизор» прошел и в театре в Москве. В этот же период вышел первый выпуск журнала «Современник», издателем которого был Пушкин.

В нем опубликовали произведения Николая Гоголя «Нос» и «Коляска». Постановки «Ревизора» шли с аншлагом, но отзывы о комедии были разные, узнававшие себя в героях произведения обвиняли автора в «поклепе на Россию». От пережитых волнений, досад и, чтобы привести в порядок мысли, писатель уехал в Европу. Куда пропал второй том «Мертвых душ» — версии Николай Гоголь начал писать «Мертвые души» в 1835 году в Петербурге, но потом забросил работу и продолжил уже после отъезда за границу. Считается, что сюжет для этого произведения, как и для «Ревизора», ему тоже подсказал Пушкин. В течение нескольких лет Гоголь жил в разных европейских странах. В 1841 году он закончил работу над первым томом «Мертвых душ» и вернулся в Москву, чтобы напечатать его.

Сам писатель называл это произведение поэмой и задумывал книгу, как трехтомник. Скупавший мертвые души Чичиков должен был постепенно пройти через чистилище и духовно переродиться.

Он же настаивал, чтобы Гоголь закончил её. Цензор пропускать пьесу убоялся, но, помня об особых заслугах друга и учителя Гоголя, отправил пьесу на высочайшее имя. Император Николай I лично дал разрешение на постановку "Ревизора", присутствовал на премьере и смеялся до слёз. По основной версии убедил императора Василий Жуковский, подавший её как разоблачение "отдельных недостатков".

Хорошая версия, придуманная умными людьми. Тем же Жуковским. Нет оснований ей не верить. Гоголь крайне критично относился к своей внешности. Особенно его злил длинный острый нос. В конце концов он его оторвал и выпустил на страницы одноимённого рассказа, в качестве "носа майора Ковалёва".

Нос запечатлён на трёх памятниках в Петербурге и одном в Киеве. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". В малороссийской мифологии нет ни гномов это персонаж европейского фольклора , ни их "начальника", ни самого имени "Вий" до появления гоголевской повести. Присутствуют только мотивы убивающего взгляда в русском фольклоре — Кот Баюн и тяжёлых век, которые поднимают вилами.

Персонаж скомпонован Гоголем из всего, что было под рукой и описан в такой простоте как был им придуман. Дружба нашла отражение в творчестве обоих. В главном герое повести угадывается Орест Кипренский не так лично, как типаж популярного портретиста. Иванов изобразил Гоголя в качестве одного из персонажей своей главной картины "Явление Христа народу" "сомневающийся в бордовом".

Точно установлено, что он, не понимая точные науки и не испытывая к ним особой любви, переписал математическую энциклопедию только потому, что формат её издания был около десяти сантиметров в длину и семи в ширину. По характеру он был крайне робким и замкнутым. Как только на пороге показывался незнакомый человек, он сразу же исчезал. При этом очень любил друзей и близких. Непрестанно звал их в гости и угощал блюдами собственного приготовления — варениками и галушками.

В качестве десерта предлагал своё любимое лакомство — козье молоко с ромом — которое шутя прозвал «гоголем-моголем». Часто на письменном столе писателя лежали хлебные шарики. Он катал их во время работы и уверял друзей в том, что они — настоящие помощники в решении невозможных задач. За вдохновением он обращался не только к ним. Различные сладости и особенно припасённый в кармане сахар помогали автору повести «Ночь перед Рождеством» найти вдохновение. Интересные истории, мистические факты из биографии Гоголя были описаны во многих монографиях, посвящённых великому русскому писателю. В тридцать пятом году позапрошлого столетия выходит удивительный сборник «Миргород». Именно в нём впервые публикуется знаменитое эпическое произведение «Тарас Бульба» и повесть «Вий» — одно из самых страшных и одновременно необычных мистических произведений Н. Откуда заимствован его сюжет?

На этот вопрос русский писатель отвечал прямо: это древнее сказание, которое он когда-то давно услышал, записал и пересказал слово в слово.

Из-за негативных отзывов писатель впал в затяжную депрессию, а после уехал за границу. Гоголь настолько реалистично описывал в своих произведениях всякую нечисть, что многие поговаривали о его причастности к загробному миру, с которым он якобы имел связь при жизни. Но у психиатра Владимира Чижа другое мнение. В беседе с Life он рассказал, что у писателя были галлюцинации как слуховые, так и зрительные. Смерть Гоголя и по сей день продолжает считаться одним из самых загадочных событий в истории литературы. В 1839 году классик схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию , тогда ему чудом удалось избежать смерти.

Но болезнь поразила мозг писателя. Особенно в последние годы жизни Гоголь был подвержен обморочным состояниям и страдал от страшных видений. Литератор очень боялся, что его похоронят заживо. Писатель даже неоднократно просил хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения. Автор «Мертвых душ» умер 21 февраля 1852 года в возрасте 42 лет. Официальной причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Однако среди историков бытует другое мнение: они верят, что Гоголь не скончался, а впал в летаргический сон, и его похоронили, когда тот был еще жив.

5 УДИВИТЕЛЬНЫХ фактов о писателе НИКОЛАЕ ГОГОЛЕ

Если верить семейным сказаниям, Николай Гоголь происходил из древнего рода казаков, хотя историкам этот факт кажется сомнительным. Вот лишь несколько неожиданных и зловещих фактов из биографии автора «Мертвых душ». Факты из биографии Гоголя показывают, что тот был многогранной личностью.

Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе

Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества. А однажды, чтобы избежать наказания, Гоголь так убедительно прикинулся сумасшедшим, что перепугал все гимназическое начальство. Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху». Он рассказал, что утром Гоголь старательно ворошил постель, чтоб никто не заметил его странность. В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха.

Н. В. Гоголь: биография, интересные факты — ТОП-20

Гоголь Николай Васильевич, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в 1809 году, 20 марта, в поселении Великие Сорочинцы в Полтавской губернии. В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха. Мы решили собрать несколько фактов из биографии писателя, и увидели его в совершенно новом свете. Многочисленных исследователей творчества Гоголя поражают оригинальность образов, вышедших из-под его пера, манера повествования и необычные темы, а также личность писателя и удивительные факты его биографии. Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма. Факт 6. Будучи в преклонном возрасте, Гоголь завещал близким людям захоронить его тело только при характерных признаках разложения.

10 необычных фактов о Николае Гоголе

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» [21]. С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом , был самым ревностным участником ещё со второго года пребывания в Нежине. Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики — не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского. Памятник молодому Гоголю на Андреевском спуске в Киеве Смерть отца в 1825 году была тяжёлым ударом для всей семьи. Похоронили его в родной Яновщине [22]. Заботы о делах ложатся теперь и на Гоголя; он даёт советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни.

Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. В статье не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок.

Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совершенно недостаточными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него были сила характера и практическая предприимчивость: он пробовал поступить на сцену , стать чиновником , отдаться литературе. Несмотря на его многочисленные попытки, в актёры его так и не приняли. В конце 1829 года Гоголь поступил на службу писцом 1-го стола 2-го отделения департамента уделов Министерства уделов и вскоре становится помощником столоначальника , при этом был пожалован самым младшим чином по табели о рангах : коллежского регистратора [23] ; прослужил полтора года. Чиновником он был плохим. Служба его была настолько бессодержательна и монотонна, что стала ему невыносима.

Тем не менее из своего опыта службы Гоголь почерпнул материал для своих петербургских повестей [24]. Литературное поприще стало единственной возможностью его самовыражения. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родному краю, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы « Вечеров на хуторе близ Диканьки ». Но до этого он издал под псевдонимом В. Алов романтическую идиллию « Ганц Кюхельгартен » 1829 , которая была написана ещё в Нежине он сам пометил её 1827 годом и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению.

В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек , но через месяц вернулся опять в Петербург сентябрь 1829 — и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов апрель 1830 , где он оставался до 1832 года. В 1831 году происходит сближение с кругом В. Жуковского и А. Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность.

Неудача с « Ганцем Кюхельгартеном » была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах , а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из малорусского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы. Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига « Литературная газета » и « Северные цветы », где была помещена глава из исторического романа « Гетьман ». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, склонной к мистицизму , — после они сблизились очень тесно. Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте , где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние.

Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном. Гоголь в 1834 году В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых ; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете [25]. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы : его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот.

У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были « Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены « Сорочинская ярмарка », « Вечер накануне Ивана Купала », «Майская ночь, или утопленница», « Пропавшая грамота »; во второй — « Ночь перед Рождеством », « Страшная месть, старинная быль », « Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка », « Заколдованное место ». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором , произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала « Арабески », потом « Миргород », оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые.

Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной. Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву , где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным , Михаилом Максимовичем , Михаилом Щепкиным , Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу.

Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы» [26]. Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. В Викитеке есть тексты по теме: « «Гоголь-учёный» » С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины , где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете.

Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья [27]. Портрет Гоголя, рисованный с натуры актёром П. Каратыгиным в 1835 году В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя.

Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, лёгшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637 — 1638 годов , предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая « Шинель », « Коляска », может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в « Современнике » Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится « Рим » в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы.

Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет « Мёртвых душ », был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1]. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы.

Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », « Тяжба », « Лакейская » и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и « Игроки », задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. Карандашный портрет Н.

Гоголя Э. Дмитриев-Мамонов , 1840-е гг. Гоголя, признаёт Почётным своим членом, с полною уверенностью в его содействии Московскому университету во всем, что к успехам наук способствовать может» [28]. За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение — « Мёртвые души », но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.

За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился с А. Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина , страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил.

Мемориальная доска, установленная на via Sistina 125 в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал свой шедевр.

Характерные примеры — судьба Хомы Брута и Андрия Бульбы. Причина таких взглядов Гоголя неизвестна, но за ним вообще водилось очень много чудачеств, в основном — неприятных и неудобных окружающим. Сюжет пьесы "Ревизор" подарил Гоголю как случай из своей жизни касающейся работы над "Историей пугачёвского бунта" Пушкин. Он же настаивал, чтобы Гоголь закончил её. Цензор пропускать пьесу убоялся, но, помня об особых заслугах друга и учителя Гоголя, отправил пьесу на высочайшее имя. Император Николай I лично дал разрешение на постановку "Ревизора", присутствовал на премьере и смеялся до слёз. По основной версии убедил императора Василий Жуковский, подавший её как разоблачение "отдельных недостатков". Хорошая версия, придуманная умными людьми.

Тем же Жуковским. Нет оснований ей не верить. Гоголь крайне критично относился к своей внешности. Особенно его злил длинный острый нос. В конце концов он его оторвал и выпустил на страницы одноимённого рассказа, в качестве "носа майора Ковалёва". Нос запечатлён на трёх памятниках в Петербурге и одном в Киеве. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал". В малороссийской мифологии нет ни гномов это персонаж европейского фольклора , ни их "начальника", ни самого имени "Вий" до появления гоголевской повести.

Присутствуют только мотивы убивающего взгляда в русском фольклоре — Кот Баюн и тяжёлых век, которые поднимают вилами. Персонаж скомпонован Гоголем из всего, что было под рукой и описан в такой простоте как был им придуман.

Существует миф о том, что сам Гоголь стеснялся своей внешности. В это можно поверить, если вспомнить, какое внимание он уделяет носам в произведениях. Но судя по письмам, писатель умел смеяться над своим мнимым недостатком. В письме Елизавете Григорьевне Чертковой он шутит: «Наша дружба священна. Она началась на дне тавлинки. Там встретились наши носы и почувствовали братское расположение друг к другу, несмотря на видимое несходство их характеров.

Впоследствии, как мы знаем, Гоголю уже не приходилось притворяться, у него были реальные проблемы с психикой. Гоголь не сразу нашел себя в литературе. Он пытался стать актером, чиновником, учителем словесности и даже моряком. Но со всеми этими профессиями у него ничего не вышло. Рим, столицу Италии, Гоголь называл своей второй Родиной, уж очень полюбился ему этот город. В Риме писатель закончил повесть «Шинель», активно работал над «Мертвыми душами» и «Анунциатой». Гоголь хранил до самой своей смерти золотые часы в память о Пушкине. Часы были остановлены на времени смерти поэта — 2ч.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий