Сретение (Громница) 15 Февраля Славянские праздники. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой.
15 февраля – Среча (День встречи Зимы с Весною) | Календарь языческих праздников
И проблемы решать уже после, по возвращении». О том, что такое трудничество я имела мало понятия. Слышала, что там нужно слушаться — делать то, что скажут. А это — ровно противоположно тому, что я делала чаще всего. Решила, что нужно ехать в Псково-Печерский монастырь. Сутки в поезде пролетели незаметно и, даже не успев дочитать книгу об этой обители, я уже оказалась на месте. Печоры меня встречали непрекращающимся ливнем. Всё было не так, как я люблю, не так, как предполагала. Приехала в любимой красивой юбке, с макияжем и аккуратной прической.
Пока я шла от остановки до ворот обители, тушь растеклась и смылась, выпрямленные волосы завились и растрепались, пышная юбка промокла насквозь и выглядела нелепо. Таким образом, в монастыре я оказалась в своем истинном виде без прикрас. В тот же день мне дали послушание в трапезной.
Вторая вдова шла впереди, держа в руках икону. На место пахаря становилась самая умелая девушка.
Остальные следили, чтобы комья земли от сохи ложились прочь от деревни, и засевали борозду песком. При этом звучала песня: "Восемь девок да две бабы пахали, а девятая песок рассевала. Когда песок взойдёт, тогда Коровья Смерть придёт! Женщины трижды обходили деревню, ограждая её от беды. Те, кто не пел, должны были колотить в сковороды и шуметь.
Маленькие дети, чьи матери участвовали в этом ритуале, вспоминали, что домой женщины возвращались будто не в себе, и они не решались подходить к матерям несколько дней после обряда. Вообще, ночь эта считалась весьма опасной. Крестьяне крепко-накрепко запирали в хлевах и стайках скот, запирали ворота, а все мужчины должны были ещё засветло вернуться домой и ни в коем случае не выходить на улицу. И было из-за чего. Если опахивающие деревню женщины видели на пути хоть кого-нибудь, будь то птица или животное, то всей толпой набрасывались на него и старались убить.
Поговаривали, что в старину убивали и людей, однако в обозримой истории такого зафиксировано не было. Если женщины всё же убивали кого-нибудь за деревней, то труп тут же сжигали, разводя огонь первобытным способом — трением. Этот огонь потом приносили в дом и зажигали от него лучины. Этнографы зафиксировали этот обряд в последний раз на Украине, сразу после Чернобыльской катастрофы. Приметы Велесова дня Велесов Власьев день связан со множеством народных примет.
Поэтому старики приговаривали: "Мороз обожжёт на Власья до слёз! Морозы держались ещё три дня после праздника, а потом шли на спад. В эти дни и на самого Власия существовал обычай "окликать звёзды". Делали это пастухи-овчары, то есть пастухи, которые пасли овец. Они выходили за околицу, кланялись трижды на все четыре стороны и молились "пастырю всех стад земных и небесных" Власию.
Мы существуем исключительно на добровольном вкладе слушателей. Любая сумма - для нас помощь! Мы будем благодарны за распространение всех видео нашего канала. Мы не приветствуем изменение содержания роликов с удалением знаков нашего канала и искусственного ремонтажа изменяющего смысл видео. Показать больше.
А автор современного учебника литургики, прот. Георгий Шиманский, пишет так: «Сретение Господне… праздник Господский, но отнесен к Богородичным праздникам по построению уставу богослужения». То есть можно сказать, что, хотя по смыслу праздник — Господский, фактически литургическая традиция предписывает богослужения по канонам праздника Богородицы. Евангельская история Узнать о событии, которое стало основой празднования, можно только из Евангелия св. Он, писавший несколько позже свв. Матфея и Марка, старался собрать как можно больше сведений о земной жизни Спасителя, и потому побывал во Иерусалиме, где жила Пречистая Богородица — именно от Нее святой, скорее всего, узнал многие события детства Господа, в том числе — о событии Сретения.
Само событие, собственно, должна была стать не встречей — а принесением Иисуса, первенца Марии, ко храму Истинного Бога, как это предписывал Закон Моисея. В каком городе произошла встреча Это был Иерусалим — единственное место, где евреи поклонялись Творцу. Храм, куда принесли Иисуса, назывался Вторым — восстановленным иудеями после разрушения Первого, построенного царем Соломоном, войсками вавилонского царя примерно за 600 лет до Рождения Спасителя. Какую жертву принесли родители в храм Согласно св. Луке, это Закон предписывал принести «две горлицы или двух птенцов голубиных» Лк. На самом деле, Евангелист имеет ввиду именно жертву Марии и прав.
Иосифа, так как, согласно 12 главе книги Левит иудейского Закона, при рождении мальчика приносились: «жертва за грех», от которого не свободен ни один человек; это был или голубь, или голубица; «жертва всесожжения», которая полностью сгорала на жертвеннике; она, в отличие от «жертвы за грех», приносилась, смотря по достатку жертвователя; так, если человек был состоятелен, такой жертвой становился агнец ягненок ; ну а бедный жертвовал еще одного голубя — именно это, судя по Евангелию от Луки, и сделали родители Господа. Иосиф Обручник. Фрагмент настенной росписи церкви Св. Город Нерези. О прав. Симеоне предание передает, что он был одним из 70 «толковников», или переводчиков Писания иудеев на греческий язык.
Рассказывают, что, переводя пророчество св. Но руку Симеона остановил Ангел, который передал ему Божие повеление: «не видеть смерти до тех пор, пока он не увидит Христа Господня» Лк. Почти ничего не известно о прав. Фактически все сведения о ней содержатся только в Евангелии св. Луки: он говорит, что святая, овдовев через 7 лет брака, «постом и молитвой» служила Богу, фактически жила при храме до самой старости, а было ей тогда уже 84 года. Как чистая сердцем, она удостоилась пророческого дара.
Пророчица Анна. Он обратился к Младенцу как Богу, Которым Христос и был. Слова его молитвы и ныне звучат за каждым вечерним богослужением: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Так раб Божий прощался с земной жизнью, которая длилась уже более 300 лет — и встречал Господа. Симеон Богоприимец. Сербия, г.
Пророчески говорила о Мессии и прав. Анна «всем ожидающим избавления в Иерусалиме» Лк. Так в храме о Христе, еще Младенце, впервые сказали, как о Боге — пусть и слышали это немногие присутствующие, удостоившиеся видеть эту Встречу. Сретение Господне. Многие современные литургисты считают эту практику не совсем верной, так как она нарушает «хронологию» праздника, ведь он тогда отмечается на 39 день после Рождения Спасителя. Однако, эта традиция продолжает существовать до наших дней.
Еще одна деталь — то, что песнопения дня посвящены как Господу, так и Богородице. Тропарь праздника Он обращен к Пречистой Деве и прав. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак А вот его словами Церковь уже обращается к Самому Христу: «Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче» Величание Оно совмещает славословия Господу и Богородице: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».
Сретение Господне в 2023: дата, история и традиции христианского праздника
В народном сознании Сретение стало выражением надежды на скорое обновление природы и приход тепла. Сретенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. В Воронежской области в ночь на Сретенье в 12 часов ходили к трём колодцам набирать воду. Еще одной традицией на Сретение стало собирать гостей за щедрым праздничным столом, причем не только домочадцев и близкую родню, но и друзей.
Два Завета встретились. Сретение Господне
По традиции в этот день верующие дарят друг другу иконы, а тем, кто не смог посетить службу, — освященную на Сретение воду. Сретение Господне 2025 – это встреча с Господом. Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции.
Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться
Рассказываем, какие есть народные приметы на 15 февраля, как принято отмечать Сретение. Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. На Руси Сретенье имело особое значение и сопровождалось различными обрядами и обычаями, которые отражали народные верования и культурные традиции.
Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?
Не противоречит им и константинопольский монах Феофан Исповедник, рассказывая о событиях этого же знаменательного года дополнительные подробности. Анализируя их логически корректные и нейтрально эмоциональные труды можно заключить: все они не устанавливают ни малейшей причинной связи между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими империю. Для них страшная моровая язва и сильнейшее землетрясение выступают лишь в функции навеки памятной, легендарной хронологической метки, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Отсюда становится понятным, почему Никифор Каллист, говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие с реформами, предпринятыми императором Юстинианом после V Вселенского Собора 553 года, а о чуме и иных Божиих карах умалчивает. Такая событийная лакуна крайне знаменательна, поскольку, будучи профессиональным историографом и клириком храма Святой Софии, пользуясь ее богатой библиотекой, он, без сомнения, был прекрасно осведомлен обо всех катаклизмах юстиниановской эпохи. К тому же, если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора, можно установить, что император Юстиниан не назван там и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь. Уравнивая степень литургических реформ византийских василевсов VI столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций.
И здесь нужно подробнее охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения возводится в степень общеимперского церковного торжества. Это, в первую очередь, богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной. Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля.
Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей. Для того чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой — богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным. Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского между 490 и 507 — после 562 , пощаженного страшной чумой, которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее. Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня.
Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе — 542 год. Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием V Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Праздник в православном богослужении. Литургический статус Сретения Сретение Господне.
ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения. Само их наличие сопряжено в первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой праздника [3]. Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном формуляре. Источники свидетельствуют, что Сретение, начиная от своего возникновения в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени, праздник Господский. Христологический характер Сретения фиксируют и древние формуляры римской литургии. Их смысловым центром являются библейские перикопы: из пророка Малахии см.
Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии. Первое название бытует в Византии со времени официального введения там Сретения, но также и в григорианской традиции Рима. Второе же отмечается в богослужебной практике традиции папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью праздника. В римском праздновании Сретения особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Это именование превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского собора 1545—1563. В истории и современной календарной традиции известны и другие эортонимы.
Западносирийская литургия дает Принесение Господа во храм. В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны,праздник Симеона или просто Симеон. Существует и более нейтральный эортоним — праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя. По своему смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским. И официальные богослужебные заголовки — с момента введения его в календарь греческого Востока — не оставляют на этот счет сомнений.
Простыми словами Life. Этот двунадесятый праздник открывает подготовку к Великому посту, который в 2024-м начнётся 18 марта.
Расскажем, какое значение несёт в себе Сретение и как лучше провести этот день. По словам священника Николая Савченко, история Сретения берёт начало в дохристианском периоде. В Иерусалиме около 300 лет до н. Он оказался в числе переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с языка евреев на греческий. Симеон взялся за работу и в ветхозаветной книге пророка Исайи обнаружил строки, озадачившие его: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Праведник решил, что в предложении ошибка. Когда он попытался исправить слово "Дева" на "Жена", его кисть остановил ангел.
Посланник небес поклялся, что Симеон не умрёт, пока воочию не убедится в истинности этого пророчества. Всё исполнилось, как и было обещано ангелом.
В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в этот день жители судили о наступающих весне и лете, особенно о погоде и урожае.
Крестьяне обычно делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: «уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса». На Сретенье кормили закармливали племенных птиц: курам давали овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
Сны, приснившиеся 15 февраля означают следующее: ехать по дороге — к тупиковой ситуации; угощаться вином — к тоске по прошлому; рыть яму — к пропаже скота; искать что-либо — к сомнениям в супруге; слышать смех — к оскорблению; самому смеяться — к отчаянию; фрукты или ягоды есть — к радости. Поговорки и приметы: - Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
Однако само событие — сама встреча Иисуса с людьми в храме — открывает уже новозаветную историю архимандрит Иов Гумеров насельник Сретенского монастыря в Москве История старца Симеона Согласно преданию, Симеон, впоследствии названный Богоприимцем, был праведным, благочестивым и одним из самых образованных людей своего времени. Он родился за 360 лет до появления на свет Иисуса и входил в число 70 ученых переводчиков толковников , которым египетский царь Птолемей II Филадельф велел перевести ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий. Занимаясь этим переводом, Симеон прочел следующие слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына».
Он усомнился и захотел исправить текст, заменив слово «Дева» на слово «жена». Однако ему явился ангел Божий и остановил, запретив искажать текст. За сомнение в словах пророка Симеону было отказано в смерти до тех пор, пока он своими глазами не увидит Спасителя рода человеческого, которого «во чреве приимет и родит» именно непорочная Дева В Евангелии от Луки, третьей книге Нового Завета, говорится, что в год Рождества Христова Симеон был уже очень стар и ждал важной встречи, дабы исполнилась Божья воля. В день Сретения он пришел в храм «по вдохновению». А когда увидел поднимающуюся по ступеням Марию с ребенком на руках, сразу понял, кто перед ним.
Симеон вышел навстречу, принял младенца из рук матери, благословил его и обратился к Господу со словами своей, впоследствии ставшей знаменитой, песни.