Пост автора «Священник Николай Бабкин» в Дзене: Специально для вас подготовили краткое молитвенное последование на 1 седмицу Великого поста с каноном Андрея Критского (для домашнего использования). Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений. Первая седмица Четыредесятницы (сорока дней поста) длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели (воскресенья) поста. Первую седмицу поста называют Торжеством или Праздником Православия. Предлагаем к ежедневному прочтению молитвы и духовные наставления на каждый день 1-й седмицы Великого поста.
Понедельник первой седмицы Великого Поста
Песнь 8 Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут херувими и серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя. Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй. Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.
Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи. Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих. И ныне: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася.
Темже Богородицу воистинну Тя почитаем. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?
Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши. Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя. Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же, и пощеньми, и чистотою, и говением. Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися.
Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения. Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе, внегда будеши судитися. Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. И ныне: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.
Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества.
Так происходит на праздниках Рождества Христова и Богоявления — независимо, на какой день недели они приходятся. Когда Благовещение приходится на те дни Великого поста, в которые положено совершать великое повечерие согласно Типикону, это седмичные дни, Суббота акафиста, Лазарева суббота, Великий вторник, Великая среда и Великий четверг ; на храмовые праздники, если они придутся в субботу первой седмицы и во дни со вторника по субботу 2 — 6 седмицы Великого поста, также вечерня соединяется с литией Типикон, Храмовые главы 32, 35.
Структура и содержание Великого повечерия Великое повечерие преимущественно состоит из чтения псалмов и три раза прерывается пением священных песней. О чтении псалмов пишет преподобный Ефрем Сирин: «Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца. Псалом — тишина души, он вознаграждает миром. Псалом — посредник дружбы, единение разъединенных, примирение враждующих.
Псалом — привлечение Ангельской помощи; оружие против страха ночного, успокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он населяет пустыни, уцеломудривает народные собрания; он — первоначальное обучение новопоступающим, приращение преуспевающим, утверждение совершенным, глас Церкви. Он делает светлыми праздники; он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом — дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило.
Псалом — просвещение душ, освящение тел. В нем никогда не престанем, братия, поучаться и в домах, и на путях: и ложась спать, и вставая от сна, будем беседовать сами с собой во псалмех, и в песнех, и пениих духовных». Эти слова могут служить эпиграфом ко всему содержанию Великого повечерия. Последование Великого повечерия условно делится на три части. Каждая из них начинается призывающей молитвой: «Приидите, поклонимся», продолжается чтением псалмов и оканчивается краткими отпустными молитвами «Честнейшую херувим» и др.
Перед окончанием каждой части звучит пение молитв. Первая часть Великого повечерия начинается чтением шести псалмов: 4, 6, 12, 24, 30 и 90. Это псалмы, выражающие благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Сон рассматривается святыми отцами как прообраз смерти, и в этом молитвословии ясно отображается памятование о смерти, пронизывающее духовную жизнь человека. В начале этой ночной молитвы человек взывает к Своему Творцу, прося Его, чтобы Он помиловал и спас душу, пока смерть не постигла его на земле, чтобы Господь управил путь, научил его жить праведно.
Песнопение «С нами Бог», исполняемое после первого чтения, возвещает радость, которую Господь принес миру Своим явлением.
Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое. Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим. Из Великого Канона святого Андрея Критского О посте Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид.
В конце Литургии поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо блюдо из злаков, изюма и меда в конце молебна.
В субботу первой седмицы, 23 марта, Церковь отмечает память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста. Первое воскресенье Великого поста, 24 марта, называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день празднованию Торжества Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь. Совершается особое богослужение, называемое чином Торжества Православия. Также в этот день многие верующие причащаются Святых Христовых Таин, готовясь к этому всю предшествующую неделю. Желаем Божией помощи и сил на предстоящую первую седмицу Великого поста!
Поскольку вы здесь...
Богослужение будних дней Великого поста
Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Четверг первой седмицы.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
В современной Церкви сложилась традиция — во время чтения канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения. Чтение Великого канона настраивает верующих на подобающее проведение святых дней Четыредесятницы. Поэтому так важно обязательно присутствовать в эти дни на службе в храме. Второй раз канон полностью читается на утрене четверга 5-ой седмицы перед неделей Марии Египетской. Кроме того, еще до начала Великого поста — со среды подготовительной Сырной седмицы начитается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина, которое продолжается до Великой Среды. О трапезе во время Великого поста Великий пост установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. Православные стремятся воздержанием и молитвой очистить свою душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Святой Четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой.
Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней. В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено.
Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор. По окончании богослужения епископ Силуан произнес проповедь.
Вообще, как правило, цвет риз соответствует тому или иному празднованию только начиная от полиелейной службы: если полиелей или бдение, то по цвету праздника; если служба до славословия включительно, то в золотых ризах. В частности, воскресные службы служатся в золотых ризах. Мученические службы — в красных ризах. Каждая из служб суточного круга претерпевает некоторые изменения в своем чине. Наиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами. И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего…» Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние — Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот? Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним — полная «обычная» Литургия, т. Литургия Иоанна Златоустого. Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири. Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу. Это достигается вследствие двух причин: — на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы; — кафизмы читаются почти на всех Часах. Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей. Следующая особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга. Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста. Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике впрочем, дозволяемой Типиконом. А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов». В воскресенье вечером Великим Постом в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную совершается вечерни со входом и великим прокимном. Два великих прокимна глаголятся поочередно. Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию? Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, «пассия» латинское слово означает «страдание». Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по—разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба. Собственно говоря, пассия — это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном иногда акафистом и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре? Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй — страсти по Марку, на третьей — страсти по Луке, на четвертой — страсти по Иоанну. В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св. Великого Поста. Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема — это глава 49—я, занимающая несколько десятков страниц. Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы». Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического. Полунощница вседневная Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные воскресные. И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет. По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» — молитва Ефрема Сирина с 16—ю поклонами. Это и есть единственная особенность великопостной полунощницы. Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон в сумме 16.
Совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Василия исп. Парийского: Богослужение в Казанском храме. Артемона, пресвитера Лаодикийского.
ПОСТ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО ТИПИКОНУ.
На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Полное последование «Служб первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы», представленное в 4 книгах. Первая седмица и первая неделя великого поста. Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением во всех храмах РПЦ читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Службы первой седмицы Великого Поста: в 6-ти книгах (комплект)
Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы («Мариино стояние»). Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи. Предлагаем к ежедневному прочтению молитвы и духовные наставления на каждый день 1-й седмицы Великого поста. Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Таже начинаем Великий канон, глас 6-й, творение святаго отца нашего Андрея Критскаго, Иерусалимскаго, совершающе первую от четырех частей, читаемых в четыре дня первыя седмицы. Понедельник первой седмицы Великого Поста. Песнь 1. Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. СЛУЖБА ВЪ СУББОТУ ПЕРВЫЯ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКАГО ПОСТА. ВЪ ПЯТОКЪ ВЕЧЕРА, ВО СВѢТИЛЬНИЧНОЕ, По обычномъ стихословіи, на Г осподи воззвахъ., поставимъ стиховъ 10 и поемъ стихиры, самогласенъ дне, дважды, гласъ 5. Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил. Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы («Мариино стояние»).
Первая неделя Великого поста
Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил. Последование Великого повечерия в четверг первой седмицы Великого Поста. Седмица 5-я Великого поста. Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи.