О Великом посте: суть Великого поста. Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). Отказываясь в Великий Пост от мяса, вина и развлечений, верующий человек не совершает великого подвига.
У православных верующих начинается Великий пост
Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него. Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты. Ограничение рациона не главная составляющая поста. Иоанн Златоуст, один из известных христианских богословов, писал: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста?
Не говори мне, что "я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту", но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Другой вопрос — какова цель поста у неверующего. Великий пост — это время серьёзной духовной работы над собой... Важно понимать, что пост — это не диета. А диета назначается врачом. Мы ограничиваем себя в еде по нескольким причинам: чтобы пища не отягощала тело, а душа, обратившись к Господу, возвысилась в молитве.
Также пост — это время милосердия.
Так, уже в III веке продолжительность его составляла от 1 дня до 40 часов или до полной недели. Необходимо отметить, что суть 40-часового поста заключалась в абсолютном отказе от пищи, и он уже в ту пору объединил в себе ключевые принципы, которые позднее стали основой Великого поста, а именно: повторение 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и приготовление к празднованию Пасхи. Одним из оснований возникновения Великого поста считается пост накануне Крещения. В III веке обряд крещения осуществлялся в пасхальную ночь, но соблюдение ограничений перед самим ритуалом Крещения практиковалось Церковью уже с I века.
Поэтому посты накануне Крещения и Пасхи могли объединиться между собой. Согласно убеждениям большинства историков, первое непреложное доказательство 40-дневного пасхального поста можно найти в послании святого Афанасия Великого. Согласно этому посланию, Великий пост брал своё начало за 6 недель до Пасхи, а в результате исключения субботы вместе с воскресеньем накануне Пасхи получалась длительность в 40 дней. Особого внимания заслуживает тот факт, что в посланиях святого Афанасия этот пост никак не отождествляется с 40-дневным пребыванием Иисуса в пустыне однако в качестве прообразов вспоминаются посты пророков Моисея, Давида и Даниила , но трактуется он как аскетические приготовления к празднику Пасхи. Конец IV века — начало V века Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века.
К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях — в субботу. Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель.
Святые предупреждают: такая повышенная чувствительность к духовному миру может стать вредной и даже опасной, если существует само по себе. Если тело будет истончено постом, а сердце при этом не будет очищаться исповедью, не будет обращено к Господу постоянной молитвой, если мы не участвуем в Таинстве Причастия, не погружены в молитвенный настрой церковных богослужений, не готовы отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, мы оказываемся незащищенными перед темными силами. То есть пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Зачем он нужен, Великий пост? И тут принципиальный момент.
Важно понимать, зачем погружаться в Великий пост? В интернете гуляет демотиватор: "Христос не для того страдал и принял смерть на Кресте, чтобы я не ела колбасу". Да, не для этого. Когда-то две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Сегодня наша очередь начать наш путь навстречу Христу. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо - это наша жертва, добровольная жертва Богу. И жертва эта должна делаться из любви. И если последняя фраза кажется вам пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви.
Бог в нашем куске хлеба, и уж тем более колбасы, не нуждается. Но Он нуждается в нашей любви: блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: "Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя".
В субботу сырную последнюю субботу перед В. В воскресенье сыропустное последнее перед В.
В субботу 1-й седмицы В. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье В. Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне Лк 15.
В 3-ю субботу память св. Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18. В 4-ю субботу память епископов Иерусалимских и 40 мучеников Севастийских. В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине Лк 10.
В 5-ю субботу - память св. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре Лк 16. В пятницу 6-й седмицы по нек-рым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради к-рой служится полная литургия. Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В.
С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм. Лекционарии Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. N 283-570.
Основу В. Наиболее ярким отличием будних дней В. Василия Великого как первоначально и во весь год ; по субботам, вероятно,- литургия свт. Иоанна Златоуста.
Тритекти и литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ Быт, Притч, Пс, Ис , по одному чтению на тритекти с 2 прокимнами и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров также с 2 прокимнами. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» она произносилась и на полных литургиях. Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. Весь В.
В течение В. Структура памятей В. IX-X вв. Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т.
Романа Сладкопевца VI в.
Великий пост
Петр Ал.) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа. Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы. Великий пост в 2024 году пройдет с 18 марта по 4 мая. Святая Церковь призывает нас в дни Великого поста вести непримиримую борьбу с собственными греховными страстями – гордыней, эгоизмом, самовлюбленностью, духовной ленью, вредными привычками. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими.
Великий пост: история и смысл
Конечно, православная церковь утверждает,что чуть ли не апостолы придумали великий пост, но в том же " Дидахе ", которое написано примерно в 1-2 веке нашей эры хотя жутко сомнительно , о Великом посте нет ни слова. Хотя слово пост пару раз встречается, но словосочетания "Великий пост" нет и в помине. А о посте говорится лишь следующее: А перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, то и некоторые другие; крещаемому же вели поститься перед крещением один или два дня. Дидахе Интересно, почему сегодня никто не соблюдает это повеление о посте перед крещением?
Хотя да, они ПОКА не пьют, не курят. Но вот что делать с молоком? Крестят часто грудничков, а они исключительно молоком питаются, а в пост, по крайне мере в Великий, его точно нельзя пить.
Подозреваю, что во времена написания Дидахе детей ещё не крестили, и никто об этом не подумал. А сейчас, ручаюсь, уже придумали для этого случая очередное исключение. Хотя, разве это крещение?
Так же в Дидахе в отношении поста написана ещё одна интересная мысль: Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый вторник и пятница день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой. Дидахе Опять смешно: чем лицемерный пост по четвергам и субботам отличается от лицемерных постов по вторникам и пятницам?
Пир начинается. Однако это не значит, что, как того ожидали иудеи, Пришествие Мессии положит конец нашей истории. Эта история еще будет какое-то время продолжаться, время жатвы еще не наступило, Жених медлит вспомним притчу о десяти девах — время прихода в Его власти. Как часто говорят богословы, мы живем пространстве между уже и еще не. А раз еще нужно ждать, нужно и поститься. Об апостоле Павле известно, что он постился не только после обращения ко Христу Деян. Можно предположить, и едва ли мы ошибемся, что пост этого времени был похож на традиционный еврейский пост — воздержание от пищи и питья в течение дня, или воздержание от пищи в течение трех дней.
Религиозный подъем был очень высок. Христиане хотели поститься во славу Божию, желали поститься в знак ожидания Второго Пришествия Христа, помня Его слова, что, «…когда отнимется у них Жених, … тогда будут поститься». Таким постом становится еженедельный пост, по примеру еврейских праведников. Но христиане не хотели поститься в те же дни, что и иудеи, поэтому они избирают другие дни. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Мы знаем, что у евреев неделя начиналась с воскресного дня. Значит, второй и пятый дни — это понедельник и четверг.
Нам же предписывается молиться в четвертый и шестой дни недели, то есть в среду и пятницу. Здесь еще нет обоснования — почему мы должны поститься в эти дни, да и вообще поститься дважды в неделю. Это добровольное воздержание в знак любви ко Господу. Сегодня, как известно, этот пост мы связываем с темой Страстей Христовых. В среду Иуда договорился предать Христа, а в пятницу Христа распяли. Однако такое обоснование поста среды и пятницы не первоначально. В «Дидахи» мы не встречаем никакой связи христианского поста с темой Страстей.
И уже через столетие в документе «Дидаскалия» мы читаем, что правило еженедельного пощения должно быть соблюдаемо ради «иудеев», ибо в среду у них созрело желание схватить Спасителя, а в пятницу они Его распяли. Здесь также лишь косвенное указание на Страсти, поститься же нам следует, скорее, для спасения душ богоубийц. Однако в документе «Апостольские Постановления», который появился через сто лет после «Дидаскалии», о посте среды и пятницы сказано совершенно определенно: «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься — в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал. Этот пост предполагает полное воздержание от пищи и питья, подтверждение чему мы находим в работе Тертуллиана «О посте». Тертуллиан, говоря о еженедельном воздержании христиан, использует термин statio, что означает буквально воинский караульный пост. Из добровольного аскетического упражнения пост становится общеобязательной дисциплиной. В документе «Каноны Ипполита» мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и Четыредесятница.
Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» кон. Сегодня пост среды и пятницы считается для православного человека общеобязательным. Сегодня мы Великий пост практически не отделяем от Страстной седмицы. Одно перетекает в другое без всякого перерыва в посте. На самом же деле Великий пост и Страстная — разные периоды жизни Церкви.
Между ними есть даже два непостных дня. Они не относятся к сорока дням поста и не принадлежат Страстной. Это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. И первое, и второе происходило перед Пасхой. Сегодня у нас оба эти важные момента жизни Церкви находятся рядом между ними лишь два дня перерыва, о чем упомянуто выше. Как мы постимся сегодня?
Сорок дней — это Святая Четыредесятница, или, как мы привыкли говорить Великий пост, а два дня — это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Затем наступает шестидневный пост Страстной седмицы. По времени эти посты — сорокадневный и шестидневный — практически совпадают. В древности же они совершенно совпадали. Когда мы читаем в канонах Церкви предписание всем обязательно поститься Святую Четыредесятницу, то речь идет о Великом посте, объединенном со Страстной неделей. Вот что пишет о древней Четыредесятнице римская паломница Эгерия. Ее свидетельство относится примерно к 380-м годам: «Когда наступает время Великаго поста, то он соблюдается здесь следующим образом.
Итак, если вычесть восемь воскресений и семь суббот так как в одну субботу нужно поститься , то остается сорок один день, которые проводятся в посте и которые называются здесь eortae 5 , или, по-нашему, Четыредесятница». Итак, в древности Великий Пост и Страстная были объединены. Но это не значит, что у них одна причина происхождения. Как уже было сказано выше, Страстная имела в основе своей пост в честь искупительных Страстей Христовых, Великий же пост происходил из обычая поститься перед принятием Таинства Крещения. Проследим, в основных чертах, как возникли эти традиции. Сначала скажем о посте Страстной недели. От самых первохристианских времен мы имеем свидетельства, что перед Пасхой верующие люди постились.
Единообразия в этом вопросе примерно до III в. Одни советовали поститься лишь один день, иные постились всю неделю. В письме св. Иринея Лионского, написанном около 180 г. И эта разность в соблюдении поста произошла не в наше время, но задолго до нас, у наших предков получила свое начало». Этот пост перед Пасхой с воспоминанием Страстей Христовых и был тем, что ныне мы называем Страстной седмицей. Несколько иначе шло развитие того поста, которым постились все желающие принять Крещение.
О том, что перед принятием Крещения нужно пройти через какое-то испытание, воздержание, споров не было. Обычай поститься перед принятием судьбоносных решений, при вступлении на ответственную должность — традиция еще дохристианская. Вспомним уже упоминавшиеся 40-дневные посты Моисея, Илии, Спасителя. В первохристианские времена разный по продолжительности пост предписывался желающим принять Таинство Крещения. Это сегодня мы имеем грустную и порочную практику, что крестят всех желающих, не проверяя подлинности их желания. В Древней Церкви кандидат на Крещение должен был делом, а именно — аскетическим подвигом доказать серьезность своих намерений. У автора послеапостольского времени, св.
Иустина Философа, первым из святых отцов описавшего практику Крещение своего времени, находим этому подтверждение: «Кто убедится и поверит, что это [христианское] учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются … как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго». В этом документе самого начала II века мы находим удивительное указание на то, что желающие принять Крещение постятся, и «мы молимся и постимся с ними». Крещение, как уже говорилось, обычно, совершалось в Пасху, поэтому пост перед Крещением являлся как раз предпасхальным постом. Но готовящиеся ко Крещению постились не обязательно 40 дней, а произвольное время. Лишь к IV в. Соблюдать такой пост призывали людей святитель Иоанн Златоуст, св.
Святитель Амвросий Медиоланский в 380-е годы обращался к пастве со следующими словами: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди же…, какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился». Можно сказать, что на протяжении всего IV в. Но если на Востоке принимали сорокадневный пост с воодушевлением, то на Западе к нему привыкали неохотно. На Западе Великий пост всегда, и сейчас, был мягче, чем на Востоке. Римская паломница Эгерия, посетившая Восток примерно в это же время, оставила уникальное описание того, как постились в Палестине в дни Великого поста. Ради них, чтобы они могли быть разрешены от поста как можно раньше, литургия совершается в храме Воскресения по субботам до восхода солнца.
И не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше. Ибо таков обычай здесь. Надо сказать, что римская паломница подробно описывает лишь те виды поста, которые поразили ее воображение, прочие же лишь упоминает. Из других документов тех веков мы узнаем, что диапазон постных подвигов в дни Великого поста был очень велик. Кто-то не вкушал пищу все дни, кроме небольшого обеда в субботу и трапезы в воскресенье; Некоторые питались раз в день; Иные в Великом посту вкушали немного, а по понедельникам, средам и пятницам совершенно воздерживались от пищи… Словом, каждый постился, как мог, никаких предписаний здесь не было, причем, как замечательно свидетельствует Эгерия, «не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше». Вместо полного воздержания от пищи появился обычай отказываться от пищи какого-то рода, например мясной. Или же воздерживались от пищи до какого-то времени.
Такой пост предписывал преп. Ефрем Сирин даже детям. Он говорил, что хорошо, если бы дети воздерживались в дни Четыредесятницы от пищи хотя бы до 9 утра. Кто может, до полудня, а великовозрастные дети — и до 3 часов дня. Монахи отказывались не только от молочной, но и от вареной пищи, от мирян этого не требовали. Исторически это связано с рядом причин. Одна из них — стояние в истине монахов во времена иконоборчества.
Авторитет монахов был так высок, что миряне, духовно окормляясь у приходского священника, периодически посещали и какого-нибудь авторитетного монаха в монастыре. Его советам внимали, по монашеской жизни поверяли свою. И в отношении поста ориентиром становится монашеская дисциплина. Но если на Востоке миряне прекрасно понимали, что монашеские требования — лишь высоко заданный уровень, к которому следует в той или иной мере стремиться, но он необязателен, то на Руси монашеский Устав поста восприняли как непреложный канон. Сегодня мы говорим о том, что сначала в отношении поста был принят Студийский Устав, потом — Иерусалимский… И как-то забываем упомянуть, что это именно монашеские Уставы. Написанные для монахов, пригодные именно им — живущим в монастыре, не обремененным тем рядом забот и сует, которыми обременены люди, живущие в миру. Все же: что это за упомянутые мною Уставы, по которым жили монахи?
Это, прежде всего, Устав монастыря св. Феодора Студийского, или, как принято говорить, Студийский Устав. Этот монастырь обладал большим авторитетом, назывался Лаврой, то есть великим монастырем. Трудами преподобного Феодора в этом монастыре был разработан Устав монашеской жизни и богослужения. Одна из тем Устава — пост. Согласно Студийскому Уставу, в Великом посту дозволялось есть один раз в день, в 3 часа пополудни. Это время окончания церковной службы.
В праздничные дни, субботы и воскресенья ели дважды в день, причем в эти дни дозволялось оливковое масло и вино. Наиболее строгий пост соблюдался в первую и четвертую Крестопоклонную недели; разрешалось лишь сухоядение. В пищу употреблялись сушеные и неразваренные плоды, притом без масла. Вино принимать запрещалось, вместо него пили так называемое благосмешение из перца, тмина и аниса. В Страстную седмицу, что может показаться удивительным, был нестрогий пост, а в Великую субботу, в которую нынешний Устав предписывает полное воздержание от пищи, в 5 часов пополудни полагалось разговение: иноки вкушали сыр, яйца и испивали по три чаши вина. Студийский Устав был принят основателем иночества на Руси, игумном Киево-Печерского монастыря, преподобным Феодосием Печерским. Именно на него в отношении постов ориентировались древнерусские духовники, определявшие норму пощения для верующих.
Еще раз повторюсь, что русским духовником не было понято, что это именно монашеский Устав и во всем объеме применять его к мирянам нецелесообразно. Причем, что уж совсем странно, подобный пост на Руси стали предписывать не только взрослым, но и детям. Если в Греции дети практически не воздерживались от еды, на Руси сначала стали учить, что ребенок с двух лет должен воздерживаться от молочной пищи, а затем этот срок понизили до года. Некоторые не по уму ревностные русские духовники стали учить, что ребенок может сосать материнское молоко только в один пост, а на третий должен поститься. Под постами тут стали понимать вообще все многодневные посты года, а их 4 в то время было 3, Успенский пост появился на Руси с XIV столетия. Соответственно младенца требовали отнимать от груди и раньше года. Однако с XIV в.
Теперь, если ребенок рождался в июне, то, согласно прежним правилам, его следовало полностью переводить на постную пищу уже к августу». Но одновременно с этими неудобовразумительными строгостями рыба не считалась скоромным блюдом и ее можно было вкушать мирянам во все посты. В течение 13—14 вв. Со Студийского русские монастыри перешли на Иерусалимский. А этот Устав был еще более строгим. Мы помним из рассказа Эгерии о неких евдамадариях, которые во многие дни поста вообще не вкушали пищи. Вот эта тенденция — полного воздержания от пищи в особые дни — и пришла на Русь вместе с Иерусалимским Уставом.
Вот его пищевые требования. Рыба разрешается только в праздник Благовещения если он не совпадал со Страстной седмицей и в Вербное воскресенье, а в иные дни не позволяется не только рыба, но и растительное масло. В первую неделю поста Иерусалимский Устав так же, как и Студийский, предписываетл мирянам сухоядение без масла однажды в день, время принятия пищи — 3-й час пополудни. Монахи же с понедельника до среды первой недели должны проводить без пищи. В среду на трапезе разрешается хлеб с теплой водой. Остальные дни — четверг и пятница — проводятся также без пищи. Для больных разрешается хлеб с водой, а тяжелобольным дозволяется по захождении солнца вкушать пищу ежедневно.
В остальные недели пять дней инокам предписывается сухоядение, а в понедельник, среду и пятницу всех недель пост еще строже. На Страстной седмице и миряне, и иноки могут лишь есть хлеб, «зелие неварено» и пить воду с воздержанием. В Великий четверг разрешается вареная пища, но без масла. Великий пяток предписывается проводить без пищи, а в Великую субботу — поститься до 9 часов вечера, после чего разрешается вкушать хлеб. В субботы и воскресенья мирянам и инокам предписывается масло и вино. В соблюдении поста мирянам так же, как и инокам, следовало руководствоваться рассуждением своего духовного отца. Эти предписания были настолько строгими и неподъемными для жителей нашего климата, что многие епископы своими циркулярами смягчали их.
В монастырях также существовали свои особые правила. Вот, например, Устав о посте Соловецкого монастыря в квадратных скобках перевод малопонятных слов : «На 1-й неделе в понедельник, среду и пяток, трапезы не поставляют. Во вторник, четверг на братию хлебы белыя, взвар с медом, ягоды морошка, капуста соленая, да толокно мешеное. В субботу шти белыя [щи из белой капусты], лапша гороховая, каша соковая [пюре из ягод] — все с маслом. В воскресенье ко штям пласти [кушанье из мороженой рыбы], да каша. На прочих же неделях, в понедельник, среду и пяток ко штям [к горячим щам] две ествы студеныя [два холодных блюда], во вторник же и четверг шти борщовыя с соком, да сухари, да ества студеная, другая горячая». Нетрудно заметить, что это вполне реальная и даже вкусная постная дисциплина.
Миряне могли следовать монашескому Уставу, но могли поститься и более щадяще. Вот какое предписание о посте на 1-й недели Великого поста дает, например, Домострой, известный памятник русской литературы и благочестия XVI в. Таким образом, и в самый строгий пост за столом богатого горожанина можно было увидеть более 30 различных кушаний, в том числе рыбных. В монастырях, а в иных особенно, постились очень строго. Иностранцы были поражены таким строгим соблюдением поста русскими людьми. По этой причине мы испытывали неописуемую муку… Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь [в Сирии] не жаловался на пост». Такая дисциплина — для монахов строгий пост, для мирян послабление — дошла и до нашего времени.
Другое дело, что это должно быть свободным, а не принудительным решением. Совершенно непонятно, почему некоторые пастыри предписывают мирянам строгие монашеские правила поста. Я как священник устаю давать благословения «на послабление», причем часто верующие требуют даже не послабления на рыбу или молочное, но на подсолнечное масло. Какие конкретные рекомендации относительно пищевого поста автор считает приемлемыми для современного человека? Автор считает, что сегодня мы должны требовать от верующих людей поститься лишь в Великий пост да пост среды и пятницы. Можно повысить эти требования до того, что предписывать верующим людям поститься еще по одной неделе в посты Успенский, Рождественский и Петровский. Вопрос об этих последних многократно обсуждался.
Несмотря на появление в Уставе этих постов, они никогда не адресовались мирянам. В лучшем случае рекомендовалась неделя поста. Известный канонист Востока патриарх Вальсамон XII век , приводя 69-е Апостольское Правило «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен» , комментирует его так: «Заметь, из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою… Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то: в пост св. В другом месте Вальсамон ссылается на решение Константинопольского патриаршего Синода при патриархе Николае III 1084—1111 , который определил, что перед праздниками следует поститься только семь дней Вальсамон заключает: «Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским Уставом, предоставляется полная свобода». На этой же точке зрения стоит канонист XIX века епископ Никодим Милаш , чей фундаментальный труд по опубликованию и комментированию канонов много раз переиздавался и в последнее время. Многие русские иерархи на Поместном соборе 1917-1918 года настаивали именно на таких предписаниях: требовать поста в среду, пятницу и в Великий пост, а от остальных просто оставить только неделю.
С 22 по 25 апреля - сухоядение, в пятницу 26 апреля - полный отказ от пищи, в субботу 27 апреля - сухоядение. Источники: морепродукты, которые разрешаются по благословению духовника, крупы, соя и продукты из нее, бобовые и орехи, грибы. Смузи из овсянки и фруктов: Заливаем геркулес холодной водой на ночь. Утром добавляем 1-2 чайных ложки меда и нарезанные кубиками свежие фрукты — банан, киви, апельсин. Взбиваем блендером, добавляя воду при необходимости. Для приготовления смузи можно использовать другие фрукты и любые ягоды. При желании можно добавить сухофрукты, орехи. Фруктово-ореховый салат: 1 яблоко, 1 банан, 1 апельсин порезать на кусочки, перемешать, заправить лимонным соком, корицей и 1 ч. При желании добавить любые сухофрукты и орехи.
Высокомерие, гордыня и хвастовство — не лучшие спутники очищения души. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням Что нельзя есть? В Великий пост нужно исключить из своего рациона мясо, молочную продукцию, сладости и сдобу, яйца, рыбу и морепродукты. Конечно же, нужно отказаться от алкоголя. Что можно есть? На самом деле, список разрешенных продуктов намного больше. Разрешаются овощи, ягоды и фрукты, зелень, орехи, мед, сухофрукты и грибы. Можно есть любые крупы и все виды бобовых культур. Хлеб и выпечка допускаются, если они приготовлены без яиц и молока. А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
статья на кулинарном сайте Отказываясь в Великий Пост от мяса, вина и развлечений, верующий человек не совершает великого подвига. Вели́кий по́ст — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года. История возникновения адвентизма Адвентисты появились в США в начале XIX века. История возникновения адвентизма Адвентисты появились в США в начале XIX века.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
27 февраля у православных христиан начался Великий пост, который продлится до 15 апреля. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Четвертое и пятое воскресенья Великого Поста посвящены памяти святых — Марии Египетской и Иоанну Лествичнику. Откуда они появились? Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается за семь недель до Пасхи, которую в 2019 году православные празднуют 28 апреля 18.02.2018, Sputnik Грузия.
У православных наступил Великий пост
Православные христиане вступают в Великий пост — самый строгий в году. статья на кулинарном сайте Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Триодям является совмещение в службах неск. В Триоди есть песнопения на каждый день В. По сравнению с Типиконом Великой ц. Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее Лк 18. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь нек-рые из древнейших греч. К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см.
Вселенские родительские субботы. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания см. Православия неделя. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. Особое значение имеет 2 будних дня В.
В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста в среду 4-й седмицы или Великого канона прп. Андрея Критского в четверг 5-й седмицы ; во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. Богородицы, за службой поется акафист нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв.
Порядок служб суббот и воскресений В. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. Василия Великого , тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене с «Аллилуия» поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день 1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. Особенности седмичных служб В.
Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февр. Алексия, человека Божия 17 марта , Благовещения Пресв. Богородицы 25 марта и его предпразднства и отдания - Пентковский. На утрене 3 кафизмы по пятницам 2 ; тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см. Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же.
После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин Там же. По Евергетидскому Типикону кон. XII в. Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья специально оговорено, что последования вмч. Феодора Тирона и прп.
Поститься сейчас «модно». Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности главный пост православного христианина — Великий. Большинство закусочных, кафе и ресторанов, по крайней мере, в крупных населенных пунктах, предлагают в пост отдельное меню; вывески на улицах призывно зазывают отведать постные яства; в средствах массовой информации широко обсуждается проблема пользы или вреда поста для здоровья. Характерно, что нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит.
Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Короче говоря, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма. Но я хочу вести речь не о том. В последнее время мне все чаще приходится слышать одну и ту же версию о «действительных» причинах введения в церковную практику поста. В ее основе — исключительно прагматические соображения, которыми, по мнению адептов версии, руководствовались политическая и церковная власти для обоснования постнических идей.
Суть версии с незначительными вариациями в следующем. Светская власть средневековой Руси — не менее часто говорится о византийской императорской власти — была озабочена проблемой истощения запасов продовольствия после зимнего периода, когда к весне пищи практически не оставалось. Скудость съестных припасов угрожала голодом. Чтобы сэкономить небогатые резервы, удержать население от неуемного потребления пищи и предотвратить голод, были введены пищевые ограничения. А поскольку в ту эпоху религия имела исключительное влияние на сознание человека, запреты для пущей убедительности были основаны на религиозных мотивах.
Данная версия крайне популярна, все больше людей воспринимает ее как истину в последней инстанции, несмотря на очевидную неполноту и внутренние противоречия. Достаточно сказать, что этот прагматический подход предлагает лишь объяснение причин введения Великого поста, в то время как в Русском Православии не говорю уже о всех многоликих традициях христианских Церквей существует еще три многодневных поста, а также несколько однодневных, из которых посты в среду и пятницу являются постоянными практически в течение всего года; общее же количество постных дней может доходит до 200. Как быть с объяснением их возникновения? То же самое касается и истощения запасов к концу зимы: эта проблема стояла перед Русью, но никак не перед Византией с ее средиземноморским климатом, позволявшим собирать несколько урожаев в течение всего года. А ведь христианский пост пришел на Русь именно из Византии после принятия Православия, и ошибочно относить его зарождение к русской почве.
Совсем уже нелогично видеть экономию продуктов в предписаниях воздерживаться во время поста от мясной пищи: мясо и так являлось редкостью на столах и в Древнем мире, и в Средневековье, и даже в Новое время. Наоборот, защищая запасы, следовало бы стремиться к сохранению «постных» продуктов, в первую очередь тех, которые предназначались для посева нового урожая зерновые. Уже эти элементарные соображения заставляют скептически относиться к прагматической версии. Дабы расставить все точки над i, предлагаю небольшое путешествие в историю поста. Следует начать с того, что пост сам по себе не только не является изобретением христианства, но, более того, характерен для подавляющего большинства религий мира: и примитивных и развитых, давно канувших в лету и существующих в наши дни.
Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран.
Это следует из того, что в цитируемом прп. В основанных на антиохийской и иерусалимской практике груз. Писания для готовящихся к принятию таинства Крещения в Великую субботу чтения соответствуют огласительным беседам свт. Кирилла Иерусалимского ; для сред и пятниц В.
Антифоны после чтений заимствуются из псалмов, но обычно не по порядку их расположения в Псалтири хотя начиная с пятницы 4-й седмицы антифоны заимствуются по порядку: Пс 82, 83, 84, 85, 87. Сведений о чтениях воскресений В. В груз. Содержание чтений, отражаясь в гимнографии, представляет В. Подготовительный период включает одну седмицу, начиная с мясопустной недели термин «мясопустная» соответствует греч. В субботу сырную последнюю субботу перед В.
В воскресенье сыропустное последнее перед В. В субботу 1-й седмицы В. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье В. Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне Лк 15. В 3-ю субботу память св.
Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18. В 4-ю субботу память епископов Иерусалимских и 40 мучеников Севастийских. В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине Лк 10. В 5-ю субботу - память св. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре Лк 16. В пятницу 6-й седмицы по нек-рым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради к-рой служится полная литургия.
Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В. С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм. Лекционарии Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. N 283-570. Основу В.
Наиболее ярким отличием будних дней В. Василия Великого как первоначально и во весь год ; по субботам, вероятно,- литургия свт. Иоанна Златоуста.
Человек — это воплощённый дух.
И от того, как живёт моё тело, очень во многом зависит жизнь моей души. Вот посмотрите: человек меняет одежду. Как много от этого меняется! Вот женщина одевает вечернее платье — и она уже совершенно другая.
Вот она только что была в телогрейке — она одна, а вот вдруг она поменяла её на вечернее платье — она уже совершенно другая. И другая не внешне, а она чувствует себя иначе, ощущает себя иначе, иначе смотрит, иначе чувствует! Значит, если даже от одежды зависит жизнь души, тем более она зависит от вообще состояния тела. Понимаете, дело в том, что человек грешит не телом.
Человек грешит своей свободной волей. Не тело виновато в наших грехах, а наша душа. Но, тем не менее, многие грехи происходят потому, что грех, шевельнувшийся в моей душе, как резонатором, мегафоном, был усилен моею плотью. И вот бывает нужно этот мегафон ослабить, чтобы он меньше резонировал.
И вот пост для этого и служит. Итак, по мысли преподобного Серафима Саровского, пост — это не главное в жизни христианина, и молитва не главное, и даже милостыня, а главное — это стяжание Духа Святаго. А пост, молитва и милостыня — это средства для этого. Итак, пост — это не главное.
Пост — это дорога к Пасхе. Пост — это средство. Но дело в том, что чтобы правильно пользоваться средством, надо знать конкретно для чего. Понимаете, если я Вам подарю молоток и скажу, что с помощью молотка можно собрать машину..
Но, вообще-то, надо указать, какие именно части в машине могут соприкасаться с молотком. А иначе, понимаете, начнёте колотить куда ни попадя, и все эти полуфабрикаты, запчасти, могут только разрушиться, только и всего. Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т. Конкретно, для чего именно?
У поста в смысле воздержания от мясной, плотной пищи три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания. Церковь благословляет в это время поститься — из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т. Это первый смысл, на котором, как я понимаю, большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся.
Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае во втором смысле пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста — т. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания.
Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост — это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, — для него это будет достаточный пост. А вот в тринадцать лет надо подумать, стоит ли его, действительно, так упорно мясом кормить или нет.
Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет? И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать. И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи — это облегчение молитвенного труда.
Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел. Вот есть благодарственная молитва после трапезы у православных, в которой мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас земных Своих благ. Соответственно, есть нужно так, чтобы не слишком дискомфортно было между вот этой молитвой, что мы просим у Бога, и тем, в какое состояние мы только что себя привели. Значит, в этом смысле пост — это средство истончения плоти.
Плоть — это не тело. Плоть — это та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, наших чувств, которые связаны с нашей сексуальностью, совершенно естественно ведь сама по себе сексуальность безгреховна. Вопрос в том, в какой мере всё это определяет нашу сознательную душевную жизнь.
Значит вот то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом, — это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть — это то, что исследует фрейдистский психоанализ. Так вот, плоть — это раковая опухоль, когда наша сексуальность распухает за отведённые ей пределы. Церковь благословляет брак, благословляет влечение мужчины и женщины, освящает его.
Вот когда та же сексуальная стихия распухает за пределы и становится диктатором — вот это уже плоть. И эту плоть надо поставить на место. И вот здесь, конечно, пост может помочь. Поэтому поймите: проблема не в том, что лежит у меня в тарелке.
Объесться можно и постной пищей. Проблема в том, как всё это влияет на молитвенную настроенность человека. И вот здесь есть ещё одна проблема. Если сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту истончившуюся завесу такая образина может выглянуть!
Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает. Вынеси из кельи Евангелие и Псалтирь. Загради все окна и двери.
И не молись! И они начинают терзать его и раздирать. Так вот, пока человек живёт в мире, у него есть какое-то утешение: ближние, книги и ещё что-то такое. А вот когда всё это отнимается, человек остаётся один на один с собой, и оказывается, что самого страшного врага, самого страшного зверя я ношу в себе.
Так вот, начинается время поста, истончается эта завеса, и как часто бывает, что постящийся человек становится социально опасен, рядом с ним находиться страшно, он жутко раздражительным становится. Пока он был сыт, он злился только по пятницам. А как только он постоянно чувствует источник беспокойства а голодный желудок — это постоянный источник раздражения, а он не умеет своё раздражение контролировать, он не владеет своей душой, своими эмоциями , вот это раздражение его желудка начинает выливаться на всех вокруг. И поэтому бывают случаи, когда опытные духовники запрещают поститься.
Вновь поймите: пост — это средство для достижения цели. А если человек к этой цели и не идёт? Ему не интересно никакое духовное творчество, духовное делание. Так в его руки молоток влагать опасно.
И вот запчасти разложены, и каждому в руки даётся молоток. И оказывается один человек, который совершенно не собирается никакой автомобиль собирать. Он весьма раздражителен, а вы ему в руки молоток даёте. Так он этим молотком, простите, не по болтам стучать начнёт, он по головкам может начать стучать.
И вот поэтому бывают случаи, когда духовники запрещают некоторым людям поститься. Вместо поста физиологического питание ты лучше Покаянный канон каждый день читай, в храм почаще ходи и попробуй за собой грехи прежде всего видеть. Вот в древнем патерике есть такой рассказ, он, модифицируясь, и в нашей жизни постоянно воспроизводится. Вот пост наступает, что мне кушать-то?
Лишние вопросы будут, если я буду поститься. Как мне быть, что есть-то? Главное — воздержание от каннибализма. Людей не ешь: не гневайся, не осуждай, не раздражай — это и будет истинная жертва.
В этой связи стоит коснуться ещё одной детали. В последнее время возникла проблема, которой не было лет 8 или 10 назад. Появилось, я бы сказал так, постовое извращение. Понимаете, когда десять лет назад, в советское время, человек начинал поститься, это значило однозначно: он будет кушать жареную картошку, перемежая её с рисом и макаронами, и по большим праздникам, если удастся, он купит себе заморскую баклажанную икру и время от времени будет добавлять её на краешек своей тарелки.
А больше ничего, собственно, он и купить-то не может. Ну, булку будет на ходу жевать. И пост действительно будет постом. Всё постное, действительно.
И вот здесь тогда возникает вопрос: а смысл-то нашего поста? Вот это, говорит, смысл поста. Чтоб не просто самому питаться, а чтобы за счёт этого образовывались лишние деньги, которыми можно было бы помочь человеку. А сегодня получается феноменальная вещь.
У нас это ещё не так чувствуется, а вот иногда я просто попадал в такую ситуацию, когда приезжаешь в Италию, например. Православный монастырь. И видишь — рыбу они не едят, а мясо едят. Не постом, а вот когда поста нет.
Но по русским представлениям, чтоб в монастыре есть мясо — это просто беззаконие. Рыбки бы купили! И, действительно, любой человек, который знает западные цены на продукты, знает — рыба стоит в два раза дороже, чем куриные ножки там какие-нибудь, чем мясо. И возникает вопрос: ради чего тогда монастырь будет собирать деньги с прихожан, с пожертвований, и эти деньги будет тратить на видимость поста?
Потому что это видимость поста — рыбу едят, а на самом деле в это время с рыбой-то лепту вдовы лишнюю съедают. Так что вот об этом тоже стоит предупредить. Что, наверное, всё-таки пост — это время, вновь говорю, когда мы должны быть христианами чуть больше, чем обычно. А быть христианином — это означает не только любить Бога, но и ближнего своего.
Так вот, последнее, что я хочу, пожалуй, сказать. Я уже вам сказал, что суббота и воскресенье не считаются днями Великого Поста. Но это не означает, что в эти дни церковный устав предполагает, что дожил до церковного утра и тут срочно жарь яичницу Великим Постом. Дело в том, что это время, когда человек в храме может радоваться.
Это время, когда нет покаянных молитв. Время, когда нет литургического поста. Но дело в том, что те две цели, о которых я сказал — облегчение молитвенности и утеснение плоти — это такие наступательные действия, которые требуют систематичности. За одну неделю эффекта не добьёшься.
То есть, можно добиться, но если это очень строгий пост будет и т. Я помню первый свой Великий Пост , когда поехал к одному священнику на приход, и там так серьёзно попоститься пришлось. Я всё-таки был не совсем мальчик, когда я туда приехал. Так что меня поразило: батюшка был словоохотливый прости Господи , и в последний день, когда мне надо было уже уезжать, он всё равно вот говорит, духовные истории какие-то вспоминает или ещё что-то.
Он, конечно, на самом деле целая духовная энциклопедия. Но дело в том, что автобус уже уходит, а он всё говорит, говорит, говорит… Наконец, удаётся последнее благословение у него испросить и надо бежать, иначе автобус из этой деревни ходит раз в день, так вообще не понятно, когда я до Москвы доберусь. И вот автобус уже почти уходит, а я к нему бегу. И вот когда я после недели поста за этим автобусом побежал, вдруг я ощутил себя так, как будто мне 12 или, не знаю, 10 лет.
Вот у детей радость от бега — чувство, которое очень прочно потом забываешь. Чем быстрее бежишь, тем больше радость; не усталость накопляется, а радость. Я уже давно перестал быть мальчиком, и вдруг после этого поста я ощутил такую же радость движения. Но ладно, это, скажем, почти телесная радость, хотя я должен сказать, что, действительно, при серьёзном посте это радость для тела, облегчение для тела, это правда.
Не случайно сегодня так много разных методик лечения голоданием и так далее, но главное — душа. Так вот, всё-таки за неделю здесь эффекта достичь не удастся.
Православный пост: древность и современная практика
Всем ли нужно поститься? Разбираемся в этом материале. Что такое Великий пост? Великий пост — период подготовки к Пасхе празднику Воскресения Христова , во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. Это самый продолжительный и важный для Русской православной церкви и практически всех христианских конфессий пост. Когда его соблюдают? Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи. Поскольку день Воскресения Христова празднуется в переходящую дату первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего после весеннего равноденствия , то и пост тоже начинается в разное время. В 2023 году Великий пост начнётся 27 февраля и завершится 15 апреля. В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда.
Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека.
Наталья Данилина Кто придумал Великий пост В православной церкви Великий пост — самый строгий и продолжительный. Однако установлен он был не сразу, а складывался из различных традиций и практик ранних христианских общин востока и запада.
История его насчитывает не одно столетие и связана она также с постепенным формированием структуры церковного года. Истоки этого поста берут своё начало в первых трёх веках христианства: уже тогда существовала традиция поститься перед праздником Пасхи в память Страстей Христовых. Такой пост обычно начинался в саму пасхальную ночь, а прекращался после Евхаристии.
Продолжительность предпасхального поста могла варьироваться в зависимости от общины и составляла от 40 часов до недели.
Постный стол. Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные. Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ.
Строгие запреты на различные виды еды на Западе тоже действовали довольно долго, что стало, например, причиной печально известного анекдота про капибар, мясо которых католическая церковь в свое время отнесла к разряду постных продуктов, из-за чего христиане Южной Америки почти истребили несчастных животных. Однако в 1966 году Папа Павел VI ввел новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: Пепельную среду и Великую пятницу. Конечно, регламент Павла VI — только минимум, и любой адепт западной католической Церкви может взять на себя дополнительные ограничения, не обязательно связанные с пищей. Книги по теме.
Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким. Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку. Если вы всё же решите перейти на ограниченное питание, то стоит проконсультироваться с врачом, особенно если у вас есть хронические заболевания. Беременным и кормящим женщинам, детям, пожилым, больным онкологией и диабетом, а также страдающим от заболеваний ЖКТ поститься строго не рекомендуется.
Как подготовиться к посту Резкий отказ от привычного рациона на время Великого поста станет сильным стрессом для организма, так что лучше подготовиться к ограничениям в еде заранее.
Православный пост: древность и современная практика
В чём смысл Великого поста? | В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая. |
Великий пост. История и особенности - Новости | Ядром и зачатком Великого поста является древнейший предпасхальный пост, установленный в память Страстей Господних. |