Новости муромская епархия

И если в Муромской и Александровской епархиях идет увеличение выбора модуля ОПК по сравнению с прошлыми учебными годами: Муромская с 61 до 63.

Тольяттинская епархия присоединилась ко всероссийской акции «Муромская дорожка»

Однако из-за технических проблем машина не смогла доехать до места. Работник принял решение временно выгрузить останки ослика на обочину. После того, как появился подходящий транспорт, труп животного был доставлен к месту захоронения», — отмечено в заявлении епархии. Там также сообщили, что за время, пока труп животного лежал на обочине, его успели сфотографировать, «сделав ничем не обоснованный вывод, что он был выброшен и замерз у дороги». Таким образом, получившее распространение обвинение монастыря в том, что ослика выбросили умирать в мороз на улицу, не соответствует истине и опровергается видеоматериалами», — сказано в тексте заявления.

Скиты: Георгиевский скит на Клязьме основан, по преданию, в 1365 прп. Сергием Радонежским, в 1764 упразднен, возобновлен в 1996 как скит гороховецкого Троице-Никольского муж. Архиерейские подворья: во имя свт. Иоанна Милостивого в пос. Мстёра образовано в 2005 как подворье Знаменского жен. Борисоглеб, Михаило-Архангельское в с.

Лазареве, Кресто-Воздвиженское в Муроме все с 2013. Упраздненные Космодамиановский жен. Вязники, основан не позднее 1628, упразднен в 1764 ; Успенский муж. Станки ; Ильинский мон-рь погост Ильинский ; Святоезерская пуст. Гороховецкий у. Муромский Спасский мон-рь.

Владимир, 1887, 1996р; Добронравов В. Владимир, 1893-1898. Владимир, 1900; Травчетов Н. Город Муром и его достопримечательности. Александров, 2000; Владимирская энциклопедия: Библиогр. Владимир, 2002; Минин С.

Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004; Чернышев В. Муромский Спасский мон-рь: Страницы истории. Муром: Ист. Алексий Новиков. Муром, 20132.

Серапион Воскобойник Архитектура Обновление Мурома при кн. Юрии Ярославиче. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Обновление Мурома при кн. Первые храмы на территории М. Пировы Городищи недалеко от Вязников.

Ярополч был уничтожен и ныне известен лишь как памятник археологии новый Ярополч основан на др. Под 1351 г. И съставиша дворы своя, и церкви святыя обновиша и украсиша иконами и книгами» ПСРЛ. Вероятно, в этом лесном краю все первые постройки были деревянными и не могли сохраниться. На это косвенно указывает и летописная статья под 1174 г. Слово «создал» обычно относили к каменным постройкам.

На месте муромского собора Рождества Пресв. Богородицы в 1873 г. Отчет Муромской археол. Деревянное зодчество Косвенные сведения о посвящениях храмов Мурома имеются в Выписи из писцовых книг г. Мурома 1566 г. Более конкретные данные о церквах на территории М.

Согласно этим данным, преобладали церкви клетские, «т. Они ставились «на подклетях» или «на стульях» чурбанах по углам сруба ; были с трапезной и притвором, или с одним входным крыльцом, или «с прирубленной» папертью. Алтарь был то «на летний, то на зимний восток»; кровли были крутые «о двух и четырех скатах», крытые «скалой», «деревянной чешуей», тесом. Верх рублен был «бочками» или «городками»; число глав «от одной доходило до пяти и более» Добрынкин. Так, на территории кремля при кирпичном соборе стояла 2-этажная «на подклете» ц. Михаила - была одноэтажной, с «колокольницей» Сотная с писцовых книг.

На месте «Государева двора» стояли рубленые церкви: холодный храм свт. Николая Чудотворца с 2 приделами и папертью и теплый - преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В Благовещенском мон-ре каменный собор фланкировали деревянные церкви святителей Иоанна Богослова и Григория Богослова с «прирубленной колокольницей», а к ней «сделаны часы боевые», делал их «Московской Гостиной сотни торговый человек Цветнов да Благовещенский прежний игумен Сергий». Мон-рь был обнесен дубовым частоколом, а над воротами стояла рубленая ц. Стефана Сотная с писцовых книг. Усердием гостиной сотни торгового человека Федора Лукьянова Веневитинова была построена необычного вида деревянная теплая ц.

Нерукотворного образа Спасителя существовала до кон. Николая Чудотворца Николы Можайского : «Два корпуса, с решетками, загородками и верхом, представляли вкус древности. Потолок между балок небольшими штуками наискось, сделанный из дерева разного рода, т. Среди клетских построек выделялась Ильинская ц. Илии находилась в то время за городом, на пути в с. Карачарово, числилась в Муромском у.

Представляла собой типичную клетскую одноэтажную «обыденную» церковь т. Возникновение Ильинской ц. Большой Касимовской дороге» в народе связывали «с мором в голод» во время правления Бориса Годунова 1601-1603 ; позже церковь перестраивалась. Ее основной объем - сруб - был покрыт кровлей «в один скат», на к-рой была установлена «реповидная» глава с 4-конечным крестом. Окна были маленькие, «волоковые», позже частично расширенные. К срубу были пристроены 6-гранный алтарь и трапезная.

С 3 сторон храм был окружен тесовой папертью, на к-рой в 70-х гг. XIX в. Согласно писцовым документам 1-й трети XVII в. Церковь во имя прор. Илии у с. Карачарова близ Мурома.

До 1629 г. В переписных книгах Гороховца 1646 и 1678 гг. В 1-м источнике указано: «В Гороховце… что бывал внутри города храм ружный Николая Чудотворца, и на том месте ныне церковь Живоначальныя Троицы с приделом Николая Чудотворца верх шатром, а по грамоте царя Михаила Феодоровича учинен монастырь… в острожном месте соборная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами - древяна верх шатром, да на посаде церковь Воскресение Христово с приделом древяна» Ушаков. Во 2-м документе упомянуты деревянные церкви и строения Никольского мон-ря на Пужаловой горе, огороженного забором, «рубленным в замок». На посаде указаны Благовещенский собор и теплая ц. Иоанна Предтечи; Воскресенская и Введенская церкви с колокольней, «рубленной в замок на восемь углов»; храмы и др.

Благовещенская соборная церковь, по описанию 1687 г. Церковь в честь Св. Троицы в Пестяках Гороховецкого у. Литография И. В XVII в. В нач.

Николая Чудотворца, на Ярополченской горе в с. Минине - храм арх. Известно, что в 1635 г. Введенский мон-рь, в 1643 г. Благовещенский, в 1647 г. Церковь на территории крепости стали упоминать как находившуюся «внутри города Ярополча» Добронравов, Березин.

По писцовым книгам Суздальского у. Мстёре ныне пос. Мстёра Вязниковского р-на , в родовой вотчине Ромодановских при каменном храме Богоявления была «другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх» видимо, с шатровым завершением - Добронравов, Березин. Мотре во владении кн. Одоевского значились «церкви древяны клецки... Николы, Флора и Лавра строения мирского, а церковные украшения и утварь помещиковы» Там же.

По тем же документам Гороховецкого у. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, с уточнением, что последняя «рублена клецки с папертью - строение крестьян» Там же. В Георгиевской пуст. Сергием Радонежским, в 1628-1630 гг. Там же.

Унженский крест, обе церкви - Воздвижения и арх. Михаила - в то же время были, как и вышеперечисленные, рублеными Там же. Подробнее описаны деревянные церкви в документах посл. XVII - нач. Краснове Красном Гороховецкого у. В Меленковском у.

Имеются подробности и в описи 1702 г. Великом Вязниковского у. Клязьмой», упом. Казанская ц. Борисоглебскую ц. Димитрия Солунского обновляли и отметили «кресты на церкви и колокольне древянные, обитые жестью, главы… крыты зубчатою деревянною чешуею, кровли покрыты тесом» Расширена в 1887-1888; Там же.

Церковь во имя арх. Михаила в с. Драчёве Меленковского у. Денятине старый храм был перестроен и переосвящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Казнёве в 90-х гг. В сер.

Крестьяне дер. Кононово в 1888-1889 гг. Сергия Радонежского с приделом Боголюбской иконы Божией Матери и добились открытия нового прихода Там же. Церковь во имя архидиак. Стефана в Стефаниевском погосте Казанская ц. Вязниковского у.

Представление о состоянии деревянного церковного зодчества Владимирской губ. Голышева 1879 г. Автор писал о стремительном исчезновении «в последнее 20-летие» этих памятников «народного творчества», архитектура к-рых «сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности» Голышев. Из 20 зарисованных им памятников 8 располагались на совр. Кроме упомянутой Ильинской ц. Михаила Муромского, «недавно замененную» на каменное строение Там же.

Стефана в с. XVII в.? В «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» отмечено, что «устройство этой церкви весьма простое»: она состояла из 3 срубов на подклетях; имела паперть, 2-скатную крышу с 1 большой главой, обитой деревянной «чешуей»; над трапезой стояла шатровая колоколенка, «рубленая на 8 углов». Над средней клетью был не обычный потолок, а т. Внутри был «древний иконостас о трех ярусах, двери царские, сень и столбцы писаны на красках» Добронравов, Березин. В Меленковском же у.

Воютине, построенная в тех же традиц. В Вязниковском у. Голышев на одной из литографий представил Стефаниевский погост близ дер. Налескино , где тогда стояла деревянная Казанская ц. Стефана с 1805 - во имя прор. Илии; утрачена в 2004.

Это был типичный клетский храм с 2-светным четвериком, перекрытым высокой клинчатой кровлей с одной главой, 5-гранным алтарем, трапезой. Автор обратил внимание на то, что поздняя и простая архитектура одноглавого единоверческого Троицкого храма с 5-гранным алтарем 1852-1854 гг. Представлен также «убогий дом» в виде старинной часовни в Вязниках, где в Семик в 7-й четверг по Пасхе совершали панихиды по умершим без покаяния Голышев. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского из с. Красного в Муромском Троицком мон-ре.

На территории епархии из 8 указанных Голышевым памятников деревянного зодчества до кон. Налескино Вязниковского р-на; Воскресенская 1765 в с. Воютине Меленковского р-на, «выстроенные в лучших традициях деревянной архитектуры» Косткин и др. Среди др. В 2011-2012 гг. Иоанна Милостивого в Мстёре.

Воскресенский храм в Воютине, отреставрированный в 90-х гг. Сергия Радонежского 1715; перестроен в 1783 , который находится на территории муромского Троицкого мон-ря Добронравов, Березин. Изначально церковь прп. Сергия Радонежского была возведена в с. Пьянгус Меленковского у. Красново того же уезда; в 1964 г.

Высокий храм состоит из разнообразных объемов: на 4-угольную основу поставлен шестигранник, завершающийся небольшим шатром с луковичной главкой. Основной объем церкви соединен с 2-ярусной колокольней, увенчанной 4-угольным шатром. К храму прирублена открытая галерея, а к колокольне - крыльцо. Главки церкви и колокольни так же, как в старину, покрыты лемехом из осины. Каменное зодчество XVI в. Первые каменные церковные сооружения на территории епархии появились не ранее 50-60-х гг.

В июле 1552 г. Иоанн Грозный провел в городе 2 недели во время военного похода на Казань. После победы над ханством, вероятно во исполнение царского обета, в Муроме взамен деревянных построек начали возводить каменные храмы. Их строили на местах, имевших особое значение в сакральной топографии города Сухова. Константина и чад его, блгв. Житийная икона св.

Богородицы 50-60-е гг. Николая Чудотворца Николы Можайского 50-60-е гг. XVI в.? Кирилла Белозерского 2-я пол. Из них сохранились лишь 2 памятника: значительно перестроенный Спасский собор и храм святых Космы и Дамиана, у к-рого в 1868 г. В Благовещенском соборе от эпохи Иоанна Грозного осталось очень мало; в результате перестройки 60-х гг.

В Спасском мон-ре, кроме собора, не сохранились др. Городской каменный собор Рождества Пресв. Богородицы «о трех верхах» в писцовых книгах 1-й трети XVII в. Позже он был перестроен и стал 5-главым; подвергся значительным изменениям при реставрации 1873 г. О его архитектурном облике можно судить лишь по изобразительным источникам. Собор располагался на кремлевском холме над Окой и был градостроительной доминантой Мурома.

Величественный облик муромского главного храма в деталях и композиционно напоминал Успенский собор во Владимире Добронравов, Березин. Богородицы в Муроме. Церковь во имя святых Космы и Дамиана. По мнению И. Грабаря, муромские мастера были «воспитаны на московском государевом деле» и «славились своим искусством», схватив «всю декоративность московских форм» и развив ее «до степени прихотливого узора». По характеру узорочья муромские храмы, по его мнению, могут составить особую группу Грабарь И.

История рус. Характеристика в полной мере верна по отношению к периоду каменного строительства в Муроме, начавшегося в сер. Что касается более ранней архитектуры, то, по мнению Мельника, «судить о том, какая локальная архитектурная традиция сложилась в Муроме в XVI в. Архитектуре Спасского собора было уделено внимание ряда авторов Мисаил Смирнов. Наиболее убедительными являются исследования этого памятника Мельником и А. Трофимовым, автором проекта 1991 «компромиссной» реставрации Спасского собора: «сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника» Трофимов.

Спасский собор представляет собой крестово-купольный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм, принадлежащий к господствующему типу храмов в России сер. Первоначально он выглядел подчеркнуто монументально. Массивный приземистый четверик был завершен высоким пятиглавием; основным формам соответствовали элементы декоративного убранства: подчеркнуто широкие лопатки, широкий карниз под закомарами и широкие многообломные архивольты этих закомар. Существенная черта оформления интерьера - его предельно лапидарные формы и полное отсутствие на столпах и стенах к. В процессе исследования интерьера собора были обнаружены гнезда для первоначального тяблового иконостаса, который кроме местного имел еще только один деисусный чин. По мнению Мельника, муромский Спасский собор очень близок ко мн.

XV - XVI в. Косвенным подтверждением присутствия здесь ростовских зодчих может служить и необычное для Мурома посвящение надвратного храма прп. Кириллу Белозерскому Там же. Уникальным памятником зодчества Мурома и одним из интереснейших в Северо-Восточной Руси считается храм святых Космы и Дамиана, утративший свой каменный шатер в 1868 г. По уточненным данным, церковь была освящена 5 дек. Он же.

Храму уделяли внимание мн. По легенде на этом месте стоял шатер царя Иоанна Грозного, из к-рого он наблюдал переправу через Оку своих войск, идущих на взятие Казани. В благодарность за победу он повелел у самой переправы воздвигнуть храм и будто бы для этого прислал деньги и своих мастеров возможно, Барму и Постника. Однако это предание не находит документального подтверждения. Екатерины девичьего Космодамиановского мон-ря числятся «строением мирским, приходных людей» Сотная с писцовых книг. Основные конструкции и формы муромского шатрового храма повторяют др.

На основной объем церкви - четверик - возведен многогранник, с внутренней стороны имеющий 8 граней, с наружной - 16. На многогранник был установлен кирпичный шатер звездчатой формы в горизонтальном сечении. Здание выглядело стройной постройкой при относительно небольшой высоте 24 м , усиливалось вертикальными ребрами 16 штук и гранями 32 штук гофрированного шатра, к-рые сходились в один пучок у основания небольшого барабана с главкой.

Антония икона , Иоанна икона и Евстафия икона Литовских. Александра исп.

Виленской икона и Виленской-Остробрамской икона икон Божией Матери. Москва, 2-й Раушский пер.

Священник Владимир Селин: — Это родовая икона баронов Врангелей, которая была в начале нулевых годов передана нашему храму его потомком, двоюродной правнучкой. Недалеко от Смоленского храма в Муроме находится Спасо-Преображенский монастырь. В 1764 году Екатерина II проводит реформу, в результате которой многие монастыри лишаются наделов земли, а некоторые и вовсе закрываются. Но Спасо-Преображенский монастырь выстоял. В святой обители верят в особое заступничество Пресвятой Богородицы.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук: — Именно в это время в середине XIX столетия архимандрит Спасского монастыря Антоний Ильенов совершил паломническую поездку на Афон, хотел испросить помощи у афонских старцев, как дальше жить, существовать монастырю, какие попытки нужно предпринять для этого. И там монахи написали ему икону это был список с иконы Афонской Божией Матери и передали этот образ со следующими словами: «Молитесь перед этой иконой, все ваши просьбы, чаяния скоро услышит Царица Небесная». В настоящее время образ Богородицы «Скоропослушница» — главная святыня монастыря. А тогда святая обитель пережила свое второе рождение — к Царице Небесной потянулся народ, появились те, кто хочет подвизаться в монастыре монахом, купцы стали оказывать финансовую помощь. Владимир Яковлевич Чернышев: — К сожалению, все это было прервано после революции, в 1918—1919 годах монастырь тоже был закрыт. Икона Божией Матери «Скоропослушница» уцелела, и в наши дни паломники приходят поклониться Царице Небесной, но многие иконы только сейчас возвращаются к нам. Мы во Всехсвятском храме Гороховца. Когда я сюда пришел, мне сказали, что эта икона стоит где-то за сейфом — негоже иконе за сейфом находиться, я ее достал, росписи как таковой нет, деревенское письмо, она покрылась зеленым налетом.

Я поставил ее в алтарь — налет исчез, тогда пригласили реставраторов, они стали снимать верхний слой, а под ним оказался замечательный образ Казанской Божией Матери. Перед этой иконой молятся люди со своими просьбами, чаяниями, надеждами даже во время, когда в храме не идет богослужение. В честь образа Богородицы «Знамение» в Гороховце освящен женский монастырь. В советский период монастырь пришел в полное запустение. Игумения Раиса Шибеко , настоятельница Знаменского монастыря: — Я сюда приехала 14 июня 1999 года. Здесь четыре года был мужской скит от Никольского монастыря, и как-то положилось на сердце владыке здесь сделать женский монастырь. До этого жила в Ивановском Свято-Введенском монастыре. Здесь была городская свалка, все заросло бурьяном, было много гадюк, ужей, пауков, мышей, крыс...

Было тяжело смотреть на это зрелище. Инокиня Евфимия Бочарова , благочинная Знаменского монастыря: — В Интернете есть старые фотографии, на них можно увидеть: когда обитель передали Церкви, все было разрушено.

В Муромской епархии рассказали о кончине ослика Моисея

Минине - храм арх. Известно, что в 1635 г. Введенский мон-рь, в 1643 г. Благовещенский, в 1647 г. Церковь на территории крепости стали упоминать как находившуюся «внутри города Ярополча» Добронравов, Березин. По писцовым книгам Суздальского у.

Мстёре ныне пос. Мстёра Вязниковского р-на , в родовой вотчине Ромодановских при каменном храме Богоявления была «другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх» видимо, с шатровым завершением - Добронравов, Березин. Мотре во владении кн. Одоевского значились «церкви древяны клецки... Николы, Флора и Лавра строения мирского, а церковные украшения и утварь помещиковы» Там же.

По тем же документам Гороховецкого у. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, с уточнением, что последняя «рублена клецки с папертью - строение крестьян» Там же. В Георгиевской пуст. Сергием Радонежским, в 1628-1630 гг.

Там же. Унженский крест, обе церкви - Воздвижения и арх. Михаила - в то же время были, как и вышеперечисленные, рублеными Там же. Подробнее описаны деревянные церкви в документах посл. XVII - нач.

Краснове Красном Гороховецкого у. В Меленковском у. Имеются подробности и в описи 1702 г. Великом Вязниковского у. Клязьмой», упом.

Казанская ц. Борисоглебскую ц. Димитрия Солунского обновляли и отметили «кресты на церкви и колокольне древянные, обитые жестью, главы… крыты зубчатою деревянною чешуею, кровли покрыты тесом» Расширена в 1887-1888; Там же. Церковь во имя арх. Михаила в с.

Драчёве Меленковского у. Денятине старый храм был перестроен и переосвящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Казнёве в 90-х гг. В сер. Крестьяне дер.

Кононово в 1888-1889 гг. Сергия Радонежского с приделом Боголюбской иконы Божией Матери и добились открытия нового прихода Там же. Церковь во имя архидиак. Стефана в Стефаниевском погосте Казанская ц. Вязниковского у.

Представление о состоянии деревянного церковного зодчества Владимирской губ. Голышева 1879 г. Автор писал о стремительном исчезновении «в последнее 20-летие» этих памятников «народного творчества», архитектура к-рых «сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности» Голышев. Из 20 зарисованных им памятников 8 располагались на совр. Кроме упомянутой Ильинской ц.

Михаила Муромского, «недавно замененную» на каменное строение Там же. Стефана в с. XVII в.? В «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» отмечено, что «устройство этой церкви весьма простое»: она состояла из 3 срубов на подклетях; имела паперть, 2-скатную крышу с 1 большой главой, обитой деревянной «чешуей»; над трапезой стояла шатровая колоколенка, «рубленая на 8 углов». Над средней клетью был не обычный потолок, а т.

Внутри был «древний иконостас о трех ярусах, двери царские, сень и столбцы писаны на красках» Добронравов, Березин. В Меленковском же у. Воютине, построенная в тех же традиц. В Вязниковском у. Голышев на одной из литографий представил Стефаниевский погост близ дер.

Налескино , где тогда стояла деревянная Казанская ц. Стефана с 1805 - во имя прор. Илии; утрачена в 2004. Это был типичный клетский храм с 2-светным четвериком, перекрытым высокой клинчатой кровлей с одной главой, 5-гранным алтарем, трапезой. Автор обратил внимание на то, что поздняя и простая архитектура одноглавого единоверческого Троицкого храма с 5-гранным алтарем 1852-1854 гг.

Представлен также «убогий дом» в виде старинной часовни в Вязниках, где в Семик в 7-й четверг по Пасхе совершали панихиды по умершим без покаяния Голышев. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского из с. Красного в Муромском Троицком мон-ре. На территории епархии из 8 указанных Голышевым памятников деревянного зодчества до кон.

Налескино Вязниковского р-на; Воскресенская 1765 в с. Воютине Меленковского р-на, «выстроенные в лучших традициях деревянной архитектуры» Косткин и др. Среди др. В 2011-2012 гг. Иоанна Милостивого в Мстёре.

Воскресенский храм в Воютине, отреставрированный в 90-х гг. Сергия Радонежского 1715; перестроен в 1783 , который находится на территории муромского Троицкого мон-ря Добронравов, Березин. Изначально церковь прп. Сергия Радонежского была возведена в с. Пьянгус Меленковского у.

Красново того же уезда; в 1964 г. Высокий храм состоит из разнообразных объемов: на 4-угольную основу поставлен шестигранник, завершающийся небольшим шатром с луковичной главкой. Основной объем церкви соединен с 2-ярусной колокольней, увенчанной 4-угольным шатром. К храму прирублена открытая галерея, а к колокольне - крыльцо. Главки церкви и колокольни так же, как в старину, покрыты лемехом из осины.

Каменное зодчество XVI в. Первые каменные церковные сооружения на территории епархии появились не ранее 50-60-х гг. В июле 1552 г. Иоанн Грозный провел в городе 2 недели во время военного похода на Казань. После победы над ханством, вероятно во исполнение царского обета, в Муроме взамен деревянных построек начали возводить каменные храмы.

Их строили на местах, имевших особое значение в сакральной топографии города Сухова. Константина и чад его, блгв. Житийная икона св. Богородицы 50-60-е гг. Николая Чудотворца Николы Можайского 50-60-е гг.

XVI в.? Кирилла Белозерского 2-я пол. Из них сохранились лишь 2 памятника: значительно перестроенный Спасский собор и храм святых Космы и Дамиана, у к-рого в 1868 г. В Благовещенском соборе от эпохи Иоанна Грозного осталось очень мало; в результате перестройки 60-х гг. В Спасском мон-ре, кроме собора, не сохранились др.

Городской каменный собор Рождества Пресв. Богородицы «о трех верхах» в писцовых книгах 1-й трети XVII в. Позже он был перестроен и стал 5-главым; подвергся значительным изменениям при реставрации 1873 г. О его архитектурном облике можно судить лишь по изобразительным источникам. Собор располагался на кремлевском холме над Окой и был градостроительной доминантой Мурома.

Величественный облик муромского главного храма в деталях и композиционно напоминал Успенский собор во Владимире Добронравов, Березин. Богородицы в Муроме. Церковь во имя святых Космы и Дамиана. По мнению И. Грабаря, муромские мастера были «воспитаны на московском государевом деле» и «славились своим искусством», схватив «всю декоративность московских форм» и развив ее «до степени прихотливого узора».

По характеру узорочья муромские храмы, по его мнению, могут составить особую группу Грабарь И. История рус. Характеристика в полной мере верна по отношению к периоду каменного строительства в Муроме, начавшегося в сер. Что касается более ранней архитектуры, то, по мнению Мельника, «судить о том, какая локальная архитектурная традиция сложилась в Муроме в XVI в. Архитектуре Спасского собора было уделено внимание ряда авторов Мисаил Смирнов.

Наиболее убедительными являются исследования этого памятника Мельником и А. Трофимовым, автором проекта 1991 «компромиссной» реставрации Спасского собора: «сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника» Трофимов. Спасский собор представляет собой крестово-купольный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм, принадлежащий к господствующему типу храмов в России сер. Первоначально он выглядел подчеркнуто монументально. Массивный приземистый четверик был завершен высоким пятиглавием; основным формам соответствовали элементы декоративного убранства: подчеркнуто широкие лопатки, широкий карниз под закомарами и широкие многообломные архивольты этих закомар.

Существенная черта оформления интерьера - его предельно лапидарные формы и полное отсутствие на столпах и стенах к. В процессе исследования интерьера собора были обнаружены гнезда для первоначального тяблового иконостаса, который кроме местного имел еще только один деисусный чин. По мнению Мельника, муромский Спасский собор очень близок ко мн. XV - XVI в. Косвенным подтверждением присутствия здесь ростовских зодчих может служить и необычное для Мурома посвящение надвратного храма прп.

Кириллу Белозерскому Там же. Уникальным памятником зодчества Мурома и одним из интереснейших в Северо-Восточной Руси считается храм святых Космы и Дамиана, утративший свой каменный шатер в 1868 г. По уточненным данным, церковь была освящена 5 дек. Он же. Храму уделяли внимание мн.

По легенде на этом месте стоял шатер царя Иоанна Грозного, из к-рого он наблюдал переправу через Оку своих войск, идущих на взятие Казани. В благодарность за победу он повелел у самой переправы воздвигнуть храм и будто бы для этого прислал деньги и своих мастеров возможно, Барму и Постника. Однако это предание не находит документального подтверждения. Екатерины девичьего Космодамиановского мон-ря числятся «строением мирским, приходных людей» Сотная с писцовых книг. Основные конструкции и формы муромского шатрового храма повторяют др.

На основной объем церкви - четверик - возведен многогранник, с внутренней стороны имеющий 8 граней, с наружной - 16. На многогранник был установлен кирпичный шатер звездчатой формы в горизонтальном сечении. Здание выглядело стройной постройкой при относительно небольшой высоте 24 м , усиливалось вертикальными ребрами 16 штук и гранями 32 штук гофрированного шатра, к-рые сходились в один пучок у основания небольшого барабана с главкой. Внутри небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство храма имело минимальное освещение по 3 щелевидных оконца в основном объеме и алтаре. Верх высокого шатра, очевидно, был мало освещен История Мурома и Муромского края.

Натурные данные позволяют предположить, что первоначальный иконостас, как и в Спасском соборе помимо местного ряда , состоял лишь из одного деисусного чина. Интерьер абсолютно лишен к. Космодамианская ц. Городня, у к-рых существует аналогичное противопоставление богато декорированного наружного облика почти или совершенно лишенному архитектурных украшений интерьеру Мельник. Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме.

До посл. Большое строительство, заметно изменившее облик этого города, началось в 40-х гг. В городе возникли богатые и причудливые ансамбли находящихся рядом жен. Троицкого и муж. Благовещенского мон-рей.

Строительство в этих обителях связано с именем купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова Богдана Цветнова. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня История Мурома и Муромского края. В отношении архитектурных памятников XVII в. Вагнер и С. Чугунов использовали понятие «муромское барокко», которым обозначили характерное сочетание элементов московского барокко, во многом измененных черт владимиро-суздальского зодчества и пышной поволжской архитектуры Вагнер, Чугунов.

Вместо деревянной шатровой церкви были воздвигнуты «сказочные» постройки Троицкого мон-ря, основанного Цветновым в 1643 г. Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов… имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло». Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место. В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за 11 месяцев 1642-1643 гг. Это 5-главый, небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций.

Его стены обильно украшены декоративными элементами, главы были первоначально покрыты зеленой поливной черепицей. Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех 8-гранных столбах. Обилие декоративных деталей, включая поливные изразцы, придают собору Троицкого мон-ря неповторимую нарядность. Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция собора Св. Троицы в Муроме во многом напоминает ц.

Троицы в Никитниках. На одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная ц. Декоративное оформление стен этих зданий еще прихотливее убранства Троицкого собора. Казанский храм также был украшен изразцами. Колокольня совершенно лишена тяжеловесности благодаря прорезным граням шатра и разнообразным горельефным деталям убора, подобного кружеву.

Пятиглавый храм на высоком подклете производит впечатление 2-этажного здания за счет 2 рядов окон. Своеобразно и выразительно выполнено его декоративное убранство. С запада к храму пристроены крытая паперть и шатровая колокольня с более простым и архаичным декором. Воскресения на Дебре в Костроме; соединение наличников с кокошниками различных живописных форм свойственно для раннего московского барокко, но использованы и наличники, характерные для зрелого барокко Вагнер, Чугунов. Сохранилось внутреннее убранство собора храм был действующим в советские годы.

В нем установлен резной иконостас 1797 г. В него вставлены царские врата кон. Сухова О. Великолепные «московские» сооружения купца Цветнова в Троицком и Благовещенском мон-рях служили образцами для местных муромских или муромо-рязанских мастеров Муром входил в состав Рязанской епархии; Седов. Во 2-й период каменного строительства в 50-70-х гг.

Рядом с Воскресенским мон-рем на самом сев. Ее строителем был муромский посадский человек «Сидор Федотов, сын Лопатин», получивший благословенную грамоту архиепископа Рязанского и Муромского: «Билъ ты намъ челомъ, а въ челобитной твоей написано: въ Муромъ да городъ на посадъ за городомъ въ Кожевникахъ церковь Велика Христова мученика Георгiя... Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Муроме. Церковь во имя свт.

Николая Чудотворца Николо-Зарядская в Муроме. Церковь вмч. Георгия 50-е гг. К четверику примыкал низкий алтарный выступ, с запада - длинная трапезная. Над ней стояла колокольня, на которую вела внутренняя лестница.

Седов связывал происхождение типа бесстолпного храма, к которому принадлежит ц. Георгия, с постепенным освоением форм московской ц. Троицы в Никитниках, композиция и декор к-рой стали основой нового стиля рус. Автор отметил оригинальность этого утраченного памятника в решении внутреннего пространства, где храм и придел были включены в один объем; подчеркнул его «достаточно элегантную архитектуру», «красивый силуэт и гармоничный декор»; заметил, что последний все же гораздо скромнее и проще по сравнению с памятниками Мурома более раннего периода, 40-х гг. Воскресенского мон-ря.

Купец гостиной сотни Семен Семенов Черкасов и его братья переделывали эту девичью обитель, словно соревнуясь с Цветновым. Вместо деревянных построек они создали величественный 5-главый собор и одноглавую ц. Основное ее здание имеет в плане форму квадрата и перекрыто на 8 скатов по 4 фронтонам-щипцам. Длинная и низкая трапезная соединена с колокольней даты строительства обоих храмов до конца неясны; время возведения собора от 1646 до 1658; встречается общая дата для построек мон-ря - 1655-1658. В Окладной книге Мурома и уезда 1676 г.

В писцовой книге 1678 г. По заключению Седова, 5-главая бесстолпная Воскресенская ц. Георгия, т. В 70-х гг. Казанской иконы Божией Матери с приделом свт.

Николая не сохр. По архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме. В то же время др. Николая Чудотворца вместо обветшавшей деревянной церкви. Этот храм получил название Николы Зарядского, т.

В Муромском музее хранится закладная каменная плита из него с храмозданной резной надписью 1675-1677 гг. Храм свт. Николая Чудотворца Николы Зарядского был одноглавый, с одноапсидным алтарем, 4-скатной кровлей и металлическим подзором; окна были в 2 яруса обрамлены изящными колонками с типичными для муромской архитектуры завершениями в виде теремков. К церкви была пристроена колокольня с 8-гранным шатром, на юж. В этот период только начинается строительство первых каменных храмов в Гороховце и Вязниковской слободе.

По благословенной грамоте патриарха Иосифа от 23 окт. Здание храма представляет собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой. Четверик украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. В Вязниковской слободе в 1670-1674 гг. Целый ряд памятников церковного зодчества на территории М.

В 1682 г. В 1683 г. По мнению А.

Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , митрополит Челябинский и Миасский Алексий , епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Муромский и Вязниковский Нил , викарий Владимирской епархии епископ Ковровский Стефан , а также многочисленное духовенство Владимирской митрополии.

Богослужебные песнопения исполнили сводный хор храмов г. Мурома регент — Наталья Мазурина и сводный хор женских монастырей Муромской епархии регент — игумения Нина Дорошко.

В июле 1552 г. Иоанн Грозный провел в городе 2 недели во время военного похода на Казань.

После победы над ханством, вероятно во исполнение царского обета, в Муроме взамен деревянных построек начали возводить каменные храмы. Их строили на местах, имевших особое значение в сакральной топографии города Сухова. Константина и чад его, блгв. Житийная икона св.

Богородицы 50-60-е гг. Николая Чудотворца Николы Можайского 50-60-е гг. XVI в.? Кирилла Белозерского 2-я пол.

Из них сохранились лишь 2 памятника: значительно перестроенный Спасский собор и храм святых Космы и Дамиана, у к-рого в 1868 г. В Благовещенском соборе от эпохи Иоанна Грозного осталось очень мало; в результате перестройки 60-х гг. В Спасском мон-ре, кроме собора, не сохранились др. Городской каменный собор Рождества Пресв.

Богородицы «о трех верхах» в писцовых книгах 1-й трети XVII в. Позже он был перестроен и стал 5-главым; подвергся значительным изменениям при реставрации 1873 г. О его архитектурном облике можно судить лишь по изобразительным источникам. Собор располагался на кремлевском холме над Окой и был градостроительной доминантой Мурома.

Величественный облик муромского главного храма в деталях и композиционно напоминал Успенский собор во Владимире Добронравов, Березин. Богородицы в Муроме. Церковь во имя святых Космы и Дамиана. По мнению И.

Грабаря, муромские мастера были «воспитаны на московском государевом деле» и «славились своим искусством», схватив «всю декоративность московских форм» и развив ее «до степени прихотливого узора». По характеру узорочья муромские храмы, по его мнению, могут составить особую группу Грабарь И. История рус. Характеристика в полной мере верна по отношению к периоду каменного строительства в Муроме, начавшегося в сер.

Что касается более ранней архитектуры, то, по мнению Мельника, «судить о том, какая локальная архитектурная традиция сложилась в Муроме в XVI в. Архитектуре Спасского собора было уделено внимание ряда авторов Мисаил Смирнов. Наиболее убедительными являются исследования этого памятника Мельником и А. Трофимовым, автором проекта 1991 «компромиссной» реставрации Спасского собора: «сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника» Трофимов.

Спасский собор представляет собой крестово-купольный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм, принадлежащий к господствующему типу храмов в России сер. Первоначально он выглядел подчеркнуто монументально. Массивный приземистый четверик был завершен высоким пятиглавием; основным формам соответствовали элементы декоративного убранства: подчеркнуто широкие лопатки, широкий карниз под закомарами и широкие многообломные архивольты этих закомар. Существенная черта оформления интерьера - его предельно лапидарные формы и полное отсутствие на столпах и стенах к.

В процессе исследования интерьера собора были обнаружены гнезда для первоначального тяблового иконостаса, который кроме местного имел еще только один деисусный чин. По мнению Мельника, муромский Спасский собор очень близок ко мн. XV - XVI в. Косвенным подтверждением присутствия здесь ростовских зодчих может служить и необычное для Мурома посвящение надвратного храма прп.

Кириллу Белозерскому Там же. Уникальным памятником зодчества Мурома и одним из интереснейших в Северо-Восточной Руси считается храм святых Космы и Дамиана, утративший свой каменный шатер в 1868 г. По уточненным данным, церковь была освящена 5 дек. Он же.

Храму уделяли внимание мн. По легенде на этом месте стоял шатер царя Иоанна Грозного, из к-рого он наблюдал переправу через Оку своих войск, идущих на взятие Казани. В благодарность за победу он повелел у самой переправы воздвигнуть храм и будто бы для этого прислал деньги и своих мастеров возможно, Барму и Постника. Однако это предание не находит документального подтверждения.

Екатерины девичьего Космодамиановского мон-ря числятся «строением мирским, приходных людей» Сотная с писцовых книг. Основные конструкции и формы муромского шатрового храма повторяют др. На основной объем церкви - четверик - возведен многогранник, с внутренней стороны имеющий 8 граней, с наружной - 16. На многогранник был установлен кирпичный шатер звездчатой формы в горизонтальном сечении.

Здание выглядело стройной постройкой при относительно небольшой высоте 24 м , усиливалось вертикальными ребрами 16 штук и гранями 32 штук гофрированного шатра, к-рые сходились в один пучок у основания небольшого барабана с главкой. Внутри небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство храма имело минимальное освещение по 3 щелевидных оконца в основном объеме и алтаре. Верх высокого шатра, очевидно, был мало освещен История Мурома и Муромского края. Натурные данные позволяют предположить, что первоначальный иконостас, как и в Спасском соборе помимо местного ряда , состоял лишь из одного деисусного чина.

Интерьер абсолютно лишен к. Космодамианская ц. Городня, у к-рых существует аналогичное противопоставление богато декорированного наружного облика почти или совершенно лишенному архитектурных украшений интерьеру Мельник. Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме.

До посл. Большое строительство, заметно изменившее облик этого города, началось в 40-х гг. В городе возникли богатые и причудливые ансамбли находящихся рядом жен. Троицкого и муж.

Благовещенского мон-рей. Строительство в этих обителях связано с именем купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова Богдана Цветнова. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня История Мурома и Муромского края. В отношении архитектурных памятников XVII в.

Вагнер и С. Чугунов использовали понятие «муромское барокко», которым обозначили характерное сочетание элементов московского барокко, во многом измененных черт владимиро-суздальского зодчества и пышной поволжской архитектуры Вагнер, Чугунов. Вместо деревянной шатровой церкви были воздвигнуты «сказочные» постройки Троицкого мон-ря, основанного Цветновым в 1643 г. Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов… имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло».

Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место. В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за 11 месяцев 1642-1643 гг. Это 5-главый, небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций. Его стены обильно украшены декоративными элементами, главы были первоначально покрыты зеленой поливной черепицей.

Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех 8-гранных столбах. Обилие декоративных деталей, включая поливные изразцы, придают собору Троицкого мон-ря неповторимую нарядность. Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция собора Св. Троицы в Муроме во многом напоминает ц.

Троицы в Никитниках. На одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная ц. Декоративное оформление стен этих зданий еще прихотливее убранства Троицкого собора. Казанский храм также был украшен изразцами.

Колокольня совершенно лишена тяжеловесности благодаря прорезным граням шатра и разнообразным горельефным деталям убора, подобного кружеву. Пятиглавый храм на высоком подклете производит впечатление 2-этажного здания за счет 2 рядов окон. Своеобразно и выразительно выполнено его декоративное убранство. С запада к храму пристроены крытая паперть и шатровая колокольня с более простым и архаичным декором.

Воскресения на Дебре в Костроме; соединение наличников с кокошниками различных живописных форм свойственно для раннего московского барокко, но использованы и наличники, характерные для зрелого барокко Вагнер, Чугунов. Сохранилось внутреннее убранство собора храм был действующим в советские годы. В нем установлен резной иконостас 1797 г. В него вставлены царские врата кон.

Сухова О. Великолепные «московские» сооружения купца Цветнова в Троицком и Благовещенском мон-рях служили образцами для местных муромских или муромо-рязанских мастеров Муром входил в состав Рязанской епархии; Седов. Во 2-й период каменного строительства в 50-70-х гг. Рядом с Воскресенским мон-рем на самом сев.

Ее строителем был муромский посадский человек «Сидор Федотов, сын Лопатин», получивший благословенную грамоту архиепископа Рязанского и Муромского: «Билъ ты намъ челомъ, а въ челобитной твоей написано: въ Муромъ да городъ на посадъ за городомъ въ Кожевникахъ церковь Велика Христова мученика Георгiя... Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Муроме. Церковь во имя свт.

Николая Чудотворца Николо-Зарядская в Муроме. Церковь вмч. Георгия 50-е гг. К четверику примыкал низкий алтарный выступ, с запада - длинная трапезная.

Над ней стояла колокольня, на которую вела внутренняя лестница. Седов связывал происхождение типа бесстолпного храма, к которому принадлежит ц. Георгия, с постепенным освоением форм московской ц. Троицы в Никитниках, композиция и декор к-рой стали основой нового стиля рус.

Автор отметил оригинальность этого утраченного памятника в решении внутреннего пространства, где храм и придел были включены в один объем; подчеркнул его «достаточно элегантную архитектуру», «красивый силуэт и гармоничный декор»; заметил, что последний все же гораздо скромнее и проще по сравнению с памятниками Мурома более раннего периода, 40-х гг. Воскресенского мон-ря. Купец гостиной сотни Семен Семенов Черкасов и его братья переделывали эту девичью обитель, словно соревнуясь с Цветновым. Вместо деревянных построек они создали величественный 5-главый собор и одноглавую ц.

Основное ее здание имеет в плане форму квадрата и перекрыто на 8 скатов по 4 фронтонам-щипцам. Длинная и низкая трапезная соединена с колокольней даты строительства обоих храмов до конца неясны; время возведения собора от 1646 до 1658; встречается общая дата для построек мон-ря - 1655-1658. В Окладной книге Мурома и уезда 1676 г. В писцовой книге 1678 г.

По заключению Седова, 5-главая бесстолпная Воскресенская ц. Георгия, т. В 70-х гг. Казанской иконы Божией Матери с приделом свт.

Николая не сохр. По архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме. В то же время др. Николая Чудотворца вместо обветшавшей деревянной церкви.

Этот храм получил название Николы Зарядского, т. В Муромском музее хранится закладная каменная плита из него с храмозданной резной надписью 1675-1677 гг. Храм свт. Николая Чудотворца Николы Зарядского был одноглавый, с одноапсидным алтарем, 4-скатной кровлей и металлическим подзором; окна были в 2 яруса обрамлены изящными колонками с типичными для муромской архитектуры завершениями в виде теремков.

К церкви была пристроена колокольня с 8-гранным шатром, на юж. В этот период только начинается строительство первых каменных храмов в Гороховце и Вязниковской слободе. По благословенной грамоте патриарха Иосифа от 23 окт. Здание храма представляет собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой.

Четверик украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. В Вязниковской слободе в 1670-1674 гг. Целый ряд памятников церковного зодчества на территории М. В 1682 г.

В 1683 г. По мнению А. Тица, в этом комплексе отразилась борьба художественных концепций - узорочья сер. Тиц считал Благовещенскую ц.

Казанская церковь в Вязниках. В Богоявленской слободе Мстёра Вязниковского у. Вероятно, он был возведен местной артелью под руководством опытного и талантливого зодчего, знакомого со столичными постройками, к-рый вдохновлялся известными образцами бесстолпных храмов сер. Возможно, князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквам Там же.

В 1686-1689 гг. Ершов возвел каменный собор в гороховецком Троице-Никольском мон-ре нижний - теплая Никольская церковь, верхний - холодный храм Св. Его лаконичные формы близки к формам построек нач. Колокольня 1681 г.

В Сретенском мон-ре Гороховца в 1685-1686 гг. Он увенчан 5 луковичными главками на барабанах центральный барабан световой , украшенных аркатурными поясками; главы покрыты цветной черепицей, завершены коваными ажурными крестами. Этот храм называют «шедевром гороховецкой культовой архитектуры», формы к-рого «носят отпечаток местных традиций и стилистически, скорее, принадлежат сер. XVII столетия с его безудержным стремлением к декоративности» Там же.

Портал Сретенского собора послужил образцом для архит. Шервуда, когда он проектировал здание Исторического музея. Собор Троице-Никольского мон-ря в Гороховце. В Муромском уезде в древнем Борисоглебском монастыре деревянные церкви заменили на каменные: освящены 5-главый соборный храм Вознесения 1681 с приделом св.

Рождества Христова с Казанским приделом в верхнем этаже 80-е гг. Рязань, 2005. Встречается более ранняя дата постройки Рождественского храма 1648 , не подтвержденная документально Беспалов. Редкий для Мурома 2-этажный храм с 2-этажной трапезной имеет 4-скатную кровлю с 5 главами.

Оригинальна декоративная обработка оконных проемов в виде разнообразных кокошников. С сев. Последней в мон-ре была построена каменная ц. В подрядном договоре 1693 г.

Переход от 8-скатной крыши к луковичной главке осуществляется через 2 маленьких восьмерика, поставленных друг на друга Беспалов. Сарского и Подонского, из рода ктиторов Чертковых. Трапезная на 2-м этаже имеет одностолпную палату. В отличие от др.

Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Под церковью были хозяйственные помещения: хлебня, поварня и др. Благовещенский собор в Гороховце. В кон.

Мощный каменный Благовещенский собор создан купцом гостиной сотни Ершовым освящен в 1700. Храм с тяжелым пятиглавием главенствует над площадью, схема его канонична, но зданию придает индивидуальность размещение 2 рядов окон в общей широкой нише. Уникальным произведением местных кузнецов является зап. Рядом с собором возвышается колокольня, сохранившая «характерные для Гороховца пропорции» Тиц.

Вероятно, тот же ктитор выделил средства на сооружение приходского Воскресенского храма «о двух апартаментах» посл. Здание «гипертрофированно могучих» форм с сильно выдвинутыми апсидами; пластичными и замысловатыми наличниками Там же. Не ранее 1701-1703 гг. Он типичен для архитектуры Гороховца нач.

Храм установлен на подклет, в к-ром размещены хозяйственные помещения как и в Покровской ц. Точно из таких же изразцов была сложена печь в каменных покоях настоятельского корпуса 1678 в муромском Спасском монастыре сохр. Иулиания Лазаревская, Муромская. В Гороховце «с запозданием», в 1-й четв.

К ним относят теплую одноглавую ц. Иоанна Предтечи при Благовещенском соборе и одноглавый храм прп. Иоанна Лествичника 1710-1716. К последнему пристроена трапезная с «красным крыльцом», к-рое имеет ярко выраженный светский характер и является излюбленным элементом гороховецкой архитектуры Тиц.

Ранее были возведены 5-главые храмы с колокольнями - Казанский 1708, перестроен в 1817 в с. Красном близ Гороховца ныне в черте города и Никольский в пос. Никологоры Вязниковского р-на 1714, перестраивался в 1736 и 1814; ныне в руинах; Добронравов, Березин. Николая Чудотворца Николы Набережного в Муроме.

В тот же период «монастырским иждивением» в муромском Благовещенском мон-ре над воротами возвели ц. Стефана 1716. По своему типу это обычный одноглавый «посадский храм», только поставленный на 2-пролетный с проездными арками 1-й ярус перестроен в 1836-1839. По формам и декору он заметно скромнее муромских церквей XVII в.

Так, глухой цилиндрический барабан на его кровле и по размерам, и по деталям висячие колонки, соединенные арочками очень близок к угловым барабанам Благовещенского собора Беспалов. Образцом переходного стиля между русским «московским» и европейским барокко является в Муроме храм свт. Николая Чудотворца Николы Набережного 1700-1717 , который строился на средства московского свящ. Димитрия Христофорова родом из Мурома.

В плане почти квадрат, завершенный на востоке 3-частной апсидой, основной объем вытянут по вертикали, 2-светный, перекрытый сомкнутым сводом с 5 главами на глухих барабанах. Имея общие композиционные черты с постройками города XVII в. Особенно придавали храму европ. Несмотря на смешение стилей, архитектура Никольской ц.

Близкой ей по архитектурным формам, но более изящной по пропорциям является Вознесенская ц. По храмозданной грамоте, строился он «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» Опись древних церквей г. При составлении генерального плана 1788 г. От храма свт.

Николая сильно отличаются форма и размещение куполов Вознесенской ц. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. В 1707 г.

Рождества Христова, к-рая была перестроена после пожара в 1792 г. Иоанна Предтечи, обветшавшая к 1790 г. В 90-х гг. Оба с приделами вмч.

Димитрия Солунского, близкие по архитектурным формам: одноэтажные, 2-светные, вытянутые четверики, завершенные 4-скатной кровлей с одной главой, соединены объемами трапезных с колокольнями были полуразрушены, ныне восстановлены ; подобная им по типу Крестовоздвиженская ц. Богородицы была воздвигнута 3-ярусная величественная колокольня, ставшая архитектурной доминантой Мурома со стороны Оки не сохр. Церковь во имя Св. Троицы в Вязниках.

Молотицы помещик Сергей Глебовский возвел взамен деревянной Георгиевской ц.

В интенсиве вместе с руководителем Отдела по работе с молодежью протоиереем Александром Степановым и его помощниками по благочиниям приняла участие молодёжь из Муромского, Гороховецкого, Вязниковского и Меленковского районов - студенты Центра Показать ещё подготовки церковных специалистов г. Сотрудник Синодального отдела по делам молодёжи г. Москва рассказал о структуре и работе Синодального отдела, а также о новом Движении православной молодежи "Верные", которое работает по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.

Сайт муромской епархии

Это связано с тем, что именно с Муромской иконой святитель Василий Рязанский чудесным образом приплыл из Мурома в Рязань. II Епархиальные Рождественские образовательные чтения состоялись в Муромской епархии. Новости монастыря. Муромская Епархия – свежие вакансии, зарплата, телефон отдела кадров, отзывы сотрудников и посетителей, официальный сайт, контакты. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии были открыты по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила в 2020 году. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Муромской», глас 4. Муромская епархия Му ромская епа рхия епархия Русской православной церкви объединяющая приходы и монастыри в восточной ч. Главная→Новости благочиний→.

25 апреля – память Муромской и Белыничской икон Божией Матери

Новости из рубрики Религия Мурома и Владимирской области. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии были открыты по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила в 2020 году. Муромская кафедра образована 26 сентября 1198 года путем выделения из Черниговской епархии. Муромская епархия умовение ног подразделение сформировано в составе различной установки районного оборудования внутренних войск МВД Украины «Барс» для устья спецмероприятий.

В Муромской епархии рассказали о кончине ослика Моисея

Адрес склада: г. Муром, ул Лакина, д.1а. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Муромской», глас 4. Огонь семейного очага зажег лично епископ Муромский и Вязниковский Нил, глава Муромской епархии. 31.10.2023 Главные новости. 16 ноября 2022 года в стенах Муромского городского театра состоялось торжественное открытие IX Епархиальных Рождественских образовательных чтений Муромской епархии. Муромская епархия Му ромская епа рхия епархия Русской православной церкви объединяющая приходы и монастыри в восточной ч.

Сайт муромской епархии

Работа епархия Муромская. Настоятель монастыря в г. Муромская епархия священник Артемий Чернов. Знаменитый монастырь Армавире. Муром реставрация храма. Епископ Муромский и Вязниковский Нил. Владыка Муромской епархии Галицы. Архиерей Муромский и Вязниковский. Православный храм в селе Веденье.

Храм святителя Николая Муромская епархия город Меленки. Большой Приклон Меленковский. Муромская епархия сотрудники. Муромская епархия Петр и Феврония. Муромская епархия Вербовский клирик Павел Гайдук. Ильина Елена Муромская епархия. Муромская епархия Воскресенский мать Ольга. Муром храм Иулиании Лазаревской.

Мощи село Лазарево. Настоятель храма села Лазарево Муромского района. Игумен Варсонофий Лаврищев. Отец Варсонофий Волгоград. Владимир Селин Муромская епархия. Муром монастырь паломники. Муром паломническая поездка. О паломничество в Муром.

Паломничество Саратов Муром. Владыка Нил. Съезд старообрядцев Саратовской епархии. РПСЦ Ейск. Восьмеричная служба РПСЦ. Свято Вознесенский храм Панфилово. Муромская епархия благодетели храма сего. Епископ Муромский и Вязниковский Нил скандалы.

Социальное служение Муромской епархии. Священник Дмитрий Балашов Смоленский храм г. Богослужение с сурдопереводом. Владимирская епархия. Настоятель Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. Служба в Спасо Преображенском в Муроме. Владимирская епархия 1920. Игуменья Елена Муромский Воскресенский монастырь.

Муром женский монастырь монахини. Сестры Свято-Воскресенский монастырь Муром. Викарий Владимирской епархии. Владимирская епархия епископы Владимирские. Владимирская Епархиальная Регинская школа. Свято Алексеевский монастырь.

Гороховца, Свято-Троицкий женский монастырь г. Мурома, Свято-Воскресенский женский монастырь г. Мурома, Свято-Знаменский женский монастырь г. Гороховца, Свято-Сретенский женский монастырь г. Гороховца и Свято-Благовещенский женский монастырь г. На зачете также присутствовали: руководитель курсов, и. Первый набор слушателей трёхгодичных курсов успешно сдал зачет по дисциплине «История монашества и аскетика».

Владимир, 1906. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907; Ушаков Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913; Добрынкин В. Владимир, 1915 на обл. По окраинным землям Владимирским. Муром: Памятники искусства XVI - нач. Ярославль, 1971; он же. Козьмодемьянская ц. Ярославль, 1983. Муром: Альбом. По Оке от Коломны до Мурома. Ярославль, 1988. Интерьер ц. Ростов, 1993. Ростов, 1994. Муром, 1993. Памятники истории и культуры Владимирской обл. Муром, 2001; Седов Вл. Муром, 2001. Муром, 2002; Шатохин А. Меленки Владимирской обл. К вопросу о «белых пятнах» в средневек. Муром, 2003. Сухова и др. Ростов, 2007. Муромский Богородицкий собор - усыпальница св. Петр и Феврония Муромские. Можайск, 2009. Досуг муромцев в XVII в. Владимир, 2014. Монументальная живопись и иконописание Из 3 епархий Владимирской митрополии только на территории М. Однако летописи, описывая разорение ордынцами Сев. Руси - «…татарове... Троицкая летопись. Древнейшим сохранившимся памятником иконописи в М. Николая Чудотворца Николы Набережного икона «Свт. Николай Чудотворец» МИХМ , «открытая» в результате реставрации и исследований, продолжавшихся с 1970 по 2004 г. ГосНИИР ; по свидетельствам кон. Смирнова датирует икону кон. XIII - 1-й пол. XIV в. Исследователь указывает на то, что иконописец пользовался приемами живописи XIII в. Однако исследование 10 муромских икон работы 3 художников грозненской эпохи напр. Хотя мн. Словарь иконописцев. В описи 1646 г. В той же описи приведено имя еще одного иконописца, работавшего на заказ: «Мефедко Мартынов иконник», живший на Мережной ул. Переписная книга г. Панфилова близ Мурома. Оба числились бобылями Благовещенского монастыря, т. Опись города 1646 г. А за оброк пишут образы чюдотворцовы и те образы возят ко государю, как ездят игумен с святынею…» По мнению В. Чернышева, Ивашка Саввин и Володька Панфилов стали родоначальниками иконописной мастерской Благовещенского мон-ря Переписная книга г. По более поздним источникам известно, что иконники Благовещенского мон-ря работали не только «на вывоз», но и по заказам местных храмов и обителей. Мурома» кон. XIX - нач. Одним из самых ярких явлений муромской культуры 2-й пол. Казанцева ок. Их родоначальником был упомянутый выше «Мефедко Мартынов иконник». В 1679 г. Совпадение отчества, возраста и места жительства упомянутого в описи Мурома 1723 г. Опись г. Мурома 1723 г. Характерным образцом муромской художественной традиции, отражающим вкусы посадского населения, является икона «Муромские чудотворцы, с житием благоверных Петра и Февронии» из Георгиевской ц. Муромский мастер Леонтий Степанов, сын Пупков род. Николая Чудотворца Николы Набережного Опись г. Очевидно, он сформировался как иконописец в 80-90-х гг. Соответствующие листы синодиков украшены заставками, отличающимися от др. Вполне вероятно, что этот иконописец был создателем храмовой иконы «Никола Явленский» 1715, МИХМ для новой каменной ц. Николая Чудотворца Николы Набережного 1700-1717. Не исключено также, что ему было доверено написание не только храмового образа, но и икон для иконостаса церкви не сохр. Икона Никола Явленский. В этом отношении интересны сведения, связанные с др. Эта информация позволяет предполагать, что вязниковские и муромские мастера работали по украшению стен и в местных храмах. Об Артемьеве известно также, что 8 янв. В марте 1692 г. Иконописец Ларион Артемьев из Вязниковской слободы упом. В февр. В Патриаршую домовую казну поставляли иконы Владимирской Божией Матери и др. Упоминания о последнем иконописце, бывшем посадским человеком, встречаются в связи с тем, что в 1674 г. Уварова , в к-рой перечислялись иконы: Спас Вседержитель с архангелами А. Богородицы; «Предста Царица»; Сошествие Св. Духа; прор. Моисей на горе Синайской и праотец Аарон с церковью на «южных дверях» ; прп. В документе указаны размеры икон, материалы и приемы, качество и сроки к Троицыну дню , а также стоимость работ 25 р. Известно также, что Пономарёв, названный «сидельцем иконного ряда», 12 февр. Николая Чудотворца в Луганской станице на Дону за 45 р. Подробные сведения о создании икон для иконостасов Суздаля и Луганской станицы вязниковцем Пономарёвым также показывают, что усилиями местных живописцев они могли создаваться и на родине. Вязниковской слободы имеются в описи 1702 г. Далее следует описание местного ряда, «в деисусах» упоминаются 14 икон праздников, по 15 - апостолов и праотцев, тоже писанных золотом и красками; кроме того, 22 иконы Страстей Христовых «писаны краски», 12 икон минейных, аналойные и проч. Добронравов, Березин. Иконописная мастерская в Мстёре. Показательны известия о массовых поставках вязниковскими иконописцами икон Владимирской Божией Матери в Патриаршую домовую казну. Популярность этого образа в данном регионе и его востребованность в Москве и во всей России, вероятно, были связаны не только с прославленным первообразом, происходящим из владимирского Успенского собора, но и с местночтимыми списками. Так, о поставках в Патриаршую домовую казну икон Владимирской Божией Матери говорится и в отношении иконников соседнего с Вязниками Гороховца: диакон гороховецкого Благовещенского собора Феодор Степанов в дек. В гороховецкой Флорищевой Успенской муж. Иваном Чировым. Ежегодно вместе с др. Богородицы», Владимирскую «Флорищевскую» икону празд. Владимирская икона Божией Матери носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. Икона была поновлена в 1750 г. Указанная в возобновленной надписи на ризе иконы дата - 1464 г. Неясна судьба и 2 почитаемых списков Владимирской иконы Божией Матери «древнего письма» 1-я пол. Первая, вероятно, была вложена кн. Кроме того, по данным В. Добронравова, в храмах Мстёры в кон. Первые сведения об иконописцах Мстёры относятся к 1710 г. Мстёра превратилась в один из крупнейших иконописных центров не только М. Характерно, что ни в Муромском у. В описи 1723 г. Сведения о произведениях, созданных посадскими муромскими иконописцами во 2-й пол. XVII - 1-й пол. Тем не менее с местными мастерами можно связывать нек-рые иконы этого периода, заметно отличающиеся от произведений мастерской Казанцева: отдельные памятники 1-й четв. Таковы иконы «Спас Смоленский, с припадающими святыми», «Прор. Первоначальные тябловые иконостасы заменяли более пышными, барочными. Резные золоченые иконостасы создавались и для новых храмов. Один из них был выполнен в 1714-1716 гг. Николая Чудотворца Николы Набережного по схеме, распространенной в кон. Колонки и горизонтальные членения иконостаса были украшены виноградными лозами и листьями аканта, на царских вратах резчики поместили замысловатые картуши Масленицын. Скворцов отмечает иконостас в стиле барокко сер. Степаньково Меленковского района» до 1764 село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю , и считает, что над ним работали местные умельцы Скворцов. К наст. Иконостас имеет сложный волнообразный план с выступающими ризалитами и состоит из 6 уменьшающихся кверху ярусов. Он обильно украшен резными листьями аканта, гирляндами из цветов и драпировками. Кроме икон XVII в. В местном ряду, справа от царских врат,- образ Христа Вседержителя, стоящего на сфере, с державой в левой руке; сохранилась подпись «иконописца-купца» Стефана Казанцева и дата - 1799 г. Слева от царских врат находится икона местного письма с образами Муромских святых, представленных на фоне скалистого пейзажа и панорамы Мурома, и со сценой «Благовещение» в облаках. В приходно-расходной книге Спасского монастыря за 24 мая 1765 г. В аналогичном документе 1770 г. Если предположение верно, то это первое по времени документальное свидетельство существования церковных росписей в Муроме. В том же 1770 г. До революции в ц. Николая Чудотворца Николо-Зарядской хранилась икона этого мастера: «... Доска деревянная гладкая... Изображение писано по зеленому полю... Внизу иконы подпись: «Царь Царем и Господь Господнем лета 1779 свершися писан сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов»». Иоанна Предтечи: «Образ Усекновение главы Иоанна Предтечи на темном фоне, на нем надпись: «…1789 году марта 15 дня писал Михаил Лукин Смольянинов»» Опись древних церквей г. Имя еще одного муромского иконописца 2-й пол. Богородицы» из Успенской ц. На др. Бусевой-Давыдовой,- иконе «Благовещение» 1800, частное собрание , благодаря сохранившейся надписи удалось уточнить, что он называл себя муромцем: «1800. Очевидно, к нач. Степан Малоросиянин был уже немолод, т. Иконы этого мастера представляют собой запоздалое повторение приемов, характерных для изографов Оружейной палаты Иконы из частных собраний. Нек-рые сведения о муромских храмах, об иконах и иконописцах XIX в. Титова 1840 : «... Во всех почти церквах встречаются серебряные кадила, во многих церквах богатые евангелия, ризницы в некоторых отличные, древние; письмо икон и их украшения уважаются любителями старины и благолепия» Титов. Автор отмечает, что в храме Рождества Христова «все иконы, как древние, так и новые, писаны превосходно. Многие писаны бывшим подмастерьем Путилова иконописец села Холуй. Морозовым, ныне художником Академии» Там же. Этот живописец упомянут и как автор 2 икон в храме Сошествия Св. Духа на апостолов, расположенном на Пятницком кладбище Там же. Иконы Морозова в наст. Важным замечанием Титова является то, что мн. Добрынкин, ссылаясь на «рассказы местных старожилов», писал, что в муромском соборе Рождества Богородицы «на западной стене храма, при входе в придел св. Апостолов, была изображена композиция «Княжение св. Петра»: с сев. Петра в монашество, с южной - «Пострижение кнг. Росписи были уничтожены при реставрации в 1873-1878 гг. Можно предположить, что росписи появились к 1899 г. Краткие указания на имеющиеся в муромских храмах росписи известны из «Описи древних церквей города Мурома» кон. Самая ранняя стенопись упоминается при описании ц. Вероятно, к тому же времени относилась внешняя стенопись Казанского свт. Николая Чудотворца Можайского храма, на к-ром «между окнами, по наружной стене с западной стороны, в углублениях виднелись из-под извести какие-то священные изображения». Лишь при описании Георгиевской ц. Стенная живопись, исполненная «масляными красками, позднейшего происхождения», без точной атрибуции указана при описании храмов Спасского монастыря, Воскресенской, Пятницкой и Крестовоздвиженской церквей. В документе приводятся датировки внутренней «стенописи на масле» в Успенском 1897 , свт. Николая Чудотворца Николы Набережного 1898 храмах см. О росписи ц. Николая Чудотворца Николы Набережного имеются некоторые сведения у Скворцова ко времени этого описания роспись была уже утрачена , к-рый при анализе настенной живописи в стиле академизма приводит ее в пример; по данным автора, в программу росписи входила сцена «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», повторяющая одноименное полотно И. Репина 1888, ГРМ Скворцов. Василия, еп. Рязанского, на мантии». Стенопись придела собора муромского Благовещенского мон-ря. В том же стиле в 80-х гг. Целебровским 1859-1921 , местным художником академической выучки в те годы членом с. Путилин Алексий Новиков , иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. В 2017 г. В стенописи придельного монастырского храма выделяются «картины»: «Лепта бедной вдовы» на евангельский сюжет и «Чудесное плавание свт. Рязанского, на мантии» на тему местного церковного сказания Сухова. Целебровский расписывал, очевидно в 80-90-х гг. Целебровский П. Скворцов на территории М. Среди росписей в т. Никольской ц. Котлицы Муромского района: «Своеобразным историзмом проникнута роспись, на западной стене которой развернута композиция с изображением муромских чудотворцев Константина, Михаила, Федора, Петра и Февронии» Скворцов. Он выделяет масляную роспись собора Благовещенского мон-ря в Вязниках 70-х гг. Шорохова; отмечая эклектичный характер росписи, Скворцов указывает, что она выполнена в духе «чувственного иллюзионизма» Там же. В росписи ц. Владимирской иконы Божией Матери в Мстёре, относящейся к кон. Кирилл читает молитву над усопшим кн. Александром Невским» сведений о сохранности нет; Там же. Алферово Гороховецкого р-на Там же. Среди икон, исполненных для храмов Мурома в XIX в. Это «складень 1855 г. Владимира, «поставленная от граждан Мурома в память 900-летия Крещения Руси в 1888 г. Муромские иконописцы выступали в качестве экспертов по определению древних икон, а также занимались их «исправлением». Таким мастером был «живописец» Иван Иванович Патырмин Добрынкин. В Муроме ему принадлежала мастерская на Козьмодемьянской Мечниковой ул. Ремесло Патырминых было семейным: дед И. Патырмина, Михаил, был иконописцем, отец, Иван, учился у Путилова в с. Холуй, брат, В. Патырмин,- в С. От потомков Патырминых в МИХМ поступили 2 иконы, в исполнении к-рых заметна академическая выучка, и 3 картины религ. Возможно, одним из муромских иконописцев, принадлежавших к академическому направлению, была создана Муромская икона Божией Матери кон. Сохранившиеся произведения, как храмовые образы, так и домашние иконы, а также упоминания в краеведческой лит-ре и воспоминания старожилов свидетельствуют о том, что иконописное ремесло существовало в Муроме до 20-х гг. Возрождение иконописного ремесла и монументального храмового искусства на территории М. Мурома и древних предметов в них находящихся. Флорищева пуст. Вязники, 1896; Добронравов В. Владимир, 1898. Владимирской губ. Владимирской УАК. Город Муром, его достопримечательности: Очерк истории и совр. Владимир, 1903; Косаткин В. Троицкая летопись: Реконструкция текста.

В нем находились мощи святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Но в 1930-е годы храм был разрушен, и сейчас на этом месте раскинулся парк с аттракционами. Известные муромские краеведы Любовь Глущенко и Юрий Смирнов в своей статье «Свято место пусто не бывает… Кремлевская гора в городском пространстве Мурома » указывают, что еще в 1873 году губернский архитектор Николай Артлебен обнаружил обломки каменных колонн и капителей XII века, а также строительные камни с тамгами. Причем тамги совпали с теми, что обнаружили в фундаменте собора. Также авторы уточняют, что собор упоминается и в летописных сообщениях, из которых следует, что церковь Рождества Богородицы в 1446 году стояла на Воеводской горе. В свою очередь, Иван III, уже став великим князем, неоднократно приезжал в Муром и возносил в этом соборе благодарственные молитвы. Позже Иван Грозный через Муром ходил в походы на Казань, и в июле 1552 года «приходи государь в соборную церковь града того же Рождества пречистыя и к великим чюдотворцем князю Петру и княгине Февронии». Как уточняют краеведы, предание гласит, что после победы над Казанью при участии Ивана Грозного был построен каменный Богородицкий собор в том самом виде, в каком он простоял до конца 1930-х годов, когда его разрушили. В 1924 году церковь закрыли, а рядом появилось футбольное поле. Ну, а после разрушения собора на этом месте раскинулся Окский парк. Мощи святых Петра и Февронии были перенесены и сейчас находятся неподалеку — в Троицком соборе.

25 апреля – память Муромской и Белыничской икон Божией Матери

В рамках XVII Форума православной молодежи в Муромской епархии прошел Слет патриотических молодежных объединений. С Муромской иконой Богородицы Рязанский святитель Василий приплыл на своей мантии из Мурома в Рязань. Огонь семейного очага зажег лично епископ Муромский и Вязниковский Нил, глава Муромской епархии. 31.10.2023 Главные новости. 16 ноября 2022 года в стенах Муромского городского театра состоялось торжественное открытие IX Епархиальных Рождественских образовательных чтений Муромской епархии. Адрес склада: г. Муром, ул Лакина, д.1а.

"Тронула сердца язычников": Муромская икона Божией Матери. Православный календарь на 25 апреля

«Муромская дорожка» была задумана, именно как народный спортивный праздник. епархия Русской Православной Церкви в административных границах Вязниковского, Гороховецкого, Меленковского, Муромского и Селивановского районов. Муромская епархия) — епархия Русской Православной Церкви, входящая в состав Владимирской митрополии. Социальный отдел Муромской Епархии РПЦ. Новости Патриархии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий