Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. передает пресс-служба библиотеки. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. Загляните в мир Рады Капнист, дочери талантливого фотографа Марии Капнист, и убедитесь в том, что красота искусства наследуется.
Мария Ростиславовна Капнист
Мария Капнист – биография актрисы и как выглядят ее дочь. Родители Марии были потомственные дворяне. После революции отца девочки взяли под арест, а их усадьбу снесли. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности. Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является.
Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях
Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме "Таврия" молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Капнист в дальнейшем активно снималась. Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В 1972 году Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте "Руслан и Людмила". Ей доверили образ Наины. В приключенческой ленте "Бронзовая птица" актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине "Новые приключения янки при дворе короля Артура" Марии досталось одновременно три образа - рыцарь, Фатум, игуменья.
Дом Капнистов разрушили, семье пришлось скитаться, голодать. Старшие сестра и брат Мариэтты погибли, еще одного брата переправили за границу. Суровая юность Вдова и дочь Капнисты при содействии крымских татар, чтивших расстрелянного Ростислава Капниста, сумели бежать из Крыма и приехали в Ленинград. Мариэтта училась в театральной студии, поступила в театральный институт. Анастасии Байдак-Капнист благоволил первый секретарь Ленинградского горкома и губкома партии Сергей Киров. После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института. Она переехала в Киев, где отучилась на бухгалтера, некоторое время Капнист работала по этой специальности. В Карлаге молодая женщина познакомилась и подружилась с гражданской женой Колчака Анной Тимиревой, которая к этому времени находилась в лагерях уже 18 лет. Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды. В своих воспоминаниях Мария Капнист рассказывала о многочисленных и изощренных издевательствах лагерного начальства над заключенными.
Фото: mir-znamenitostej. Кроме того, дочка совершенно забыла родительницу и называла мамой Базавлук, а Капнист первое время даже побаивалась и не хотела с ней общаться. Лишь в подростковом возрасте она приняла и полюбила свою родную маму. Мария Капнист: карьера в кинематографе Некоторое время бывшая каторжанка никак не могла устроиться на нормальную работу, потому как её попросту не хотели никуда брать. Она перебралась в Киев, где несколько недель буквально бродяжничала, ночуя на вокзалах или в парках, под открытым небом. Затем ей удалось устроиться дворником и разнорабочей — больше никуда не брали. Однажды, когда Мария Ростиславовна стояла возле киностудии Довженко, куда приходила просто полюбоваться, к ней подошел кинорежиссер Юрий Семенович Лысенко и поинтересовался, у кого она снимается. Женщина скромно ответила, что ни у кого, и тогда режиссер предложил ей сняться в своем фильме. Роль, хоть и была небольшой, но её персонаж хорошо запомнился зрителям, а вскоре женщине начали поступать предложения от режиссеров, одно за другим. Годом позже актриса сыграла монахиню в военной драме «Иванна». Затем была роль мадам Дюваль в картине «Вдали от Родины», эпизоды в кинокомедии «За двумя зайцами» и экранизации романа «Война и мир», работа в детском фильме «Большие хлопоты из-за маленького мальчика», военной ленте «Сыновья уходят в бой», и целый ряд популярных фильмов-сказок. Актриса с оригинальной внешностью и мощной харизмой, неизменно привлекала внимание режиссеров и зрителей. Она быстро была принята в штат киностудии, а вскоре даже получила санаторную путевку в Крым, чтобы там поправить свое здоровье. И женщина, набравшись сил, стала работать с еще большей отдачей, стараясь не упустить ни одной предлагаемой роли. Фото: ygashae-zvezdu. В общей сложности, фильмография Капнист насчитывает почти восемь десятков экранных работ. Картина получила название «Табор уходит в небо», а Марии Ростиславовне досталась одна из ключевых ролей. Вот только вместо заветной роли красавицы Рады, она сыграла там старуху Изергиль. Одной из последних её работ стала роль матери-настоятельницы в фильме «Темные воды». Трагическая гибель актрисы Все, кто был знаком с Марией Ростиславовной, говорили о том, что она просто фанатично обожала актерскую работу. Даже в преклонном возрасте, когда её хотели отправить на пенсию, актриса возмущалась, отмечая, что не сможет жить без своей любимой работы, которая и так слишком долго была у неё отнята. В перерывах между съемками женщина охотно выступала перед ветеранами, помогала инвалидам, нищим и бездомным. А еще она занималась возвращением доброго имени семейства Капнист. Из-за этого актриса никогда не пользовалась метро и не спускалась в подземные пешеходные переходы.
Встретиться мать и дочь смогли нескоро. А когда встретились, Рада долго не могла ее признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а появившись, она оказалась немолодой и некрасивой, истощенной и физически и психически. Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда. Мария Капнист с дочерью Радой В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс. Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех. Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок. И вот, наконец, 1958 год. Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем. В вагоне ей предложили принять душ. Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется! Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Из лагерной Голгофы она вернулась в 42 года, но выглядела изможденной старухой. Это было страшное открытие. Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали! А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. У Марии Ростиславовны была точеная фигура. Мы вместе ходили в танцкласс при студии киноактера. После динамичной нагрузки, когда все уже пыхтели, она еще умудрялась делать кульбит. И это в шестьдесят пять лет! Она никогда не переставала следить за собой и заниматься йогой. При этом одевалась экстравагантно. Вовсе не потому, что у нее не было во что… Ей много дарили художники: и оригинальные авторские шарфы, и связанные вещи, и украшения. Только все, что к ней приходило, так же легко она раздавала. Сколько раз я ее уговаривала: «Эту юбку носить уже нельзя! Она тихонько удивлялась и делала по-своему. Чалма — ее спасительный маневр, когда спешишь и нет времени на прическу. А Мария Ростиславовна спешила всегда. Кроме того, чалма — стимул держать высоко голову. Несмотря на то что Мария Ростиславовна всегда спешила, она вечно опаздывала. Ей специально говорили на полчаса раньше, чтобы она хоть как-то успела. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся...
Злой рок Марии Капнист
Девушку отчислили и выслали из Ленинграда, вынудив ее переехать в Киев. Какие-то люди посоветовали ей поступить в финансовый техникум: на время учебы заведение обеспечивало студентов общежитием. После его окончания Мариэтта устроилась бухгалтером, а затем судьба занесла ее в Батуми. Глоток воздуха и снова трагедия Однажды в разговоре с коллегами девушка в шутку назвала себя иностранкой. Разве могла она знать тогда, что одно неосторожно брошенное слово обернется для нее целой трагедией. Мариэтту вызвали на допрос.
Здесь и всплыло ее дворянское происхождение и расстрелянный большевиками отец. Мари осудили по обвинению в шпионаже и отправили на 8 лет в исправительно-трудовой лагерь в Казахстан, бросив на самые тяжелые работы. В знойных степях Караганды девушка добывала уголь: утром ее и других каторжниц опускали в шахту, вечером поднимали наверх. От изнуряющих работ у женщин нестерпимо ломило руки и ноги, но они работали с утра до вечера под палящими лучами солнца. Замученных заключенных приходилось хоронить каждый день.
Но хрупкой и сильной дворянке удалось выжить вопреки всему. Позже Мариэтту перевели в другой лагерь. Здесь работа была полегче: арестантки пасли овец. Однажды в степи начался пожар. Наша героиня чудом спаслась.
А помог ей в этом один из заключенных. Им оказался поляк Ян Волконский. Мужчина стал заботиться о новой знакомой. Она ответила ему взаимностью. В лагере Капнист родила девочку, которую назвала Радиславой.
Нестерпимо болели руки и нога». Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги.
И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков. Когда надзиратели узнали о беременности заключенной, то принуждали сделать аборт. Мария наотрез отказалась.
Посыпались издевательства. Ей выбили зубы, чтоб не кусалась. Обливали холодной водой и оставляли на морозе.
Но ничего не помогло — в 1950 году в лагере Мария Капнист родила дочь Радиславу. Кто стал ее отцом, так и осталось тайной. Родив ребенка, Мария не получила поблажек от надзирателей.
Наоборот, положение ухудшилось. Работать приходилось больше. Уже на поселении приходилось грузить тяжелые ящики, выдавая себя за мужчину.
Однажды она не выдержала и потеряла сознание. После этого Марии облегчили существование. Раду определили в детский сад.
Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала как могла. И второй срок — десять лет — получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. А маленькую Раду тем временем отправили в Есауловский детдом в Красноярском крае.
Капнист попала в новое заключение и там объявила голодовку, требуя, чтобы ей отдали ребенка. Она бесконечно посылала запросы о местонахождении дочери, но каждый раз после этого ее переправляли в другой лагерь. Выжить Марии помогла дружба с Валентиной Ивановной Базавлук, которую она встретила в одном из лагерей.
Подруги договорились, что, которая из них раньше выйдет на свободу, та и найдет Радиславу. Новое начало В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. Георгий Евгеньевич с прекрасным букетом встречал ее на вокзале.
И не узнал. Ей было 44 года, а выглядела она древней старухой… Сцена получилась ужасная, трагическая.
Женщина ушла из дому в легком платьице и домой больше не вернулась. Дочке её тогда было три месяца. Валентине Ивановне дали 10 лет, освободили через 8. Но девочка её умерла, не дождавшись маму.
Поэтому ко мне Валентина Ивановна была очень привязана. Сильно переживала, что меня отберут, когда вернулась мама. А я Марию Ростиславовну поначалу даже видеть не хотела. Наверное, так наказывала за сиротское детство. Впрочем, отдать меня маме все равно не могли — из-за справки, согласно которой Мария Капнист не имела права воспитывать ребенка. С Валентиной Ивановной я тоже не могла остаться, так как нужно было разрешение Марии Ростиславовны, которого она не давала.
Так, при двух мамах, я продолжала жить в детском доме. Это длилось до тех пор, пока детдома не стали расформировывать. Хорошо помню, как меня привели в опекунский совет. Там была мама и Валентина Ивановна. Член опекунского совета, тетка огромная, чуть ли не с усами, мужским голосом говорит: «Вот, Рада, перед тобой сидит мама, которая тебя родила, но которой ты не знала. А вот тетя Валя, которая тебя растила, любила.
Выбирай, с кем ты останешься». Я выбрала Валентину Ивановну. Мама резко встала и вышла. Меня послали за ней, а мне было страшно и стыдно посмотреть ей в глаза. Мария Ростиславовна сидела на ступеньках. Слез на глазах не было, но я увидела такое страдание у нее на лице!
Тогда я впервые назвала её мамой. Она меня обняла и сказала: «Деточка, ты все правильно сделала»«. В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Позже между дочерью и матерью в отношениях произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди.
Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение». После 15 лет репрессий Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.
Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала. Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь? Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе.
Ей даже пришлось работать с огромным тигром. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра.
Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец! В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли: Фатум, рыцаря и игуменьи. С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором.
На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга». Она с ними прыгала, бегала, разыгрывала представления, могла схватить метлу и носиться с ней по двору, — вспоминала Рада. С легкостью делала «березку», превосходно плавала. Часто меня упрекала: «Рада, почему ты сутулишься? Ходи прямо, меньше болеть будешь! А еще никогда не ругалась.
Если слышала от меня бранное словцо, реагировала мгновенно: «Рада, я 15 лет провела с уголовниками, и ко мне это не пристало. Как же ты можешь позволять себе такое?! В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» исполнила роль великосветской дамы Милицы Федоровны. Мария Капнист никогда не сидела без дела, она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу.
Она сыграла более чем в ста двадцати художественных фильмах и создала галерею острохарактерных образов в кино. У Марии Ростиславовны из-за работы в заключении под землёй развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели. В возрасте 79 лет Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Во время лечения травм она простудилась и умерла 25 октября 1993 года в киевской больнице от осложнений. Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области.
Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов. Вновь начались гонения. В 1941 г. Марию арестовали «за антисоветскую пропаганду и агитацию» и «за шпионские связи». Ее приговорили к 8 годам лишения свободы, а в лагерях ей довелось провести 15 лет. В заключении судьба ее свела с Анной Тимиревой — гражданской женой Колчака.
На тот момент она отсидела 18 лет, но не утратила артистических способностей и любви к лепке и рисованию. Вместе они ставили ночные спектакли для заключенных. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце.
Следственное дело графа Р.Р.Капниста
Да и как иначе, если за колючей проволокой очутились лучшие люди России? Интеллигенция, священство… В Карлаге Мария так записали её имя вместо изысканного «Мариетта» в документах встретила родственную душу — не успевшая раскрыть своих талантов дочь ректора московской консерватории, художница, поэт, артистическая натура… Её звали Анна Васильевна Тимирева. Гражданская жена адмирала Колчака. Первый раз её арестовали ещё в 20-м, вместе с адмиралом, и с той поры тянулась нескончаемая вереница тюрем, ссылок, лагерей.
В 37-м арестовали и её сына Одю, о судьбе которого с той поры не было известий. Конечно, эта хрупкая женщина не могла делать саманные кирпичи, давать норму… И Мария делала две нормы — свою и подруги. По вечерам Мария и Анна, вместо того, чтобы отдыхать, ставили спектакли и играли их для других заключенных.
Это была отдушина, которая помогала выжить, не сойти с ума, сохранить живую душу, способную даже в этом аду чувствовать и откликаться прекрасному. А ещё свела судьба с великим учёным Чижевским, с писателями Фейербахом и Фибихом. С последним Мария работала в паре - вместе на носилках таскали глину на прохудившуюся крышу.
Однажды Даниил Владимирович перестал выходить на работу, и Марии мужества, чтобы узнать что с ним, надела мужскую одежду и пошла в мужскую часть лагеря. Фибих лежал на нарах в жару и бреду, лишь изредка приходил в сознание… Чуть свет Мария бросилась в медпункт: - Спасите Фибиха, его уже, наверное, в коридор вытащили, пайку разбирают... На счастье успели вовремя, забрали, выходили… Говорят, что война все спишет.
Лагерь та же война… Хотя нет. На войне любить не запрещено. А в лагере за это можно заплатить ужесточением режима, а то и жизнью.
Вольнонаёмный инженер Ян Волконский спас Марии жизнь — спас из горящей степи, вынес из огня, при этом сильно обгорев. Их встреча, их близость была подобна вспышке… И хотя Ян предлагал ей руку и сердце, но женой шляхтича она не стала, ведь был Юл, человек, которого она бесконечно любила. Волконского расстреляли через три года, а рождение его дочери стало истинным чудом… Когда факт беременности заключённой стал известен, начались новые истязания.
Ведь это было нарушением режима! И «народная власть» не желала, что враги народа плодили своих отпрысков… Удары сапогами в живот… Обливания ледяной водой… Палачи употребили весь арсенал пыток, добиваясь, чтобы узница согласилась на аборт, но потомица малороссийских казаков сохранила их крепость и живучесть. Ни лишения, ни пытки не возымели действия, и явилась на свет дочь, Рада… Рада, Радость… Недолго с нею привелось быть Марии.
Сперва, чтобы не быть переведённой на другой объект, она нарочно выпала из окна 2-го этажа и сломала ногу. В это время девочку хотела забрать себе прокурорша, суля «вырастить её человеком». Но не соблазнилась этим Мария и высокое звание охотницы за чужими детьми не запугало её.
Некоторое время Рада жила в семье вольнонаёмных, и чтобы видеть ей хотя бы издали мать одевалась в мужскую одежду и таскала мешки на пристани. Однажды упала в обморок, и тогда вскрылся обман… Затем два года жили с дочкой на поселении, и при всех тяготах, всей горечи было то время почти счастливым. Природа наделила Мариэтту большой физической силой и выносливостью, и она справлялась с тяжелой работой, поднимала дочь.
Но «народная власть» не оставляла попыток истребить своих «врагов»… Радочка стала приходить из детского сада в слезах и синяках, боялась идти туда. Однажды Мария, отведя девочку, заглянула в окно класса, желая понять, что так пугает дочь. И увидела, как воспитательница бьёт малышку на глазах у остальной ребятни, приговаривая: - Я выбью из тебя врага народа!
Дальнейшее Мария помнила смутно. Помнила, что ворвалась в класс и стала яростно избивать садистку. Окажись в руках топор, дело, пожалуй, кончилось смертоубийством, но оружия не оказалось, и изверг в женском обличии отделалась лишь побоями… Помнила Мария ещё, как тащили её прочь прибежавшие кочегары, как отчаянно плакала Радочка… С той поры дочь она не видела.
Её долго допрашивали, избивая до полусмерти, выбили зубы, изуродовали шрамами лицо, а затем отправили по этапу «давать стране угля»… Потянулись очередные годы заключения. И здесь выручила крепкая казачья порода, не каждому под силу работать в шахте, таскать неподъёмную тачку, не видеть Божия света, задыхаться от угольной пыли… Здесь обрела Мария еще одну подругу. Валентину Базавлук.
Донос на нее написал собственный муж — племянник художника Нестерова и приятель наркома Берии. Написал, невзирая на грудного ребенка, который был отнят от матери — лишь потому, что жена, не выдержав его попоек, решила уехать к родным. Малышка вскоре умерла, а бедная Валентина оказалась в заключении.
Женщины условились, что та из них, что первая окажется на воле, заберет из детдома Радочку и будет растить её. Валентина вышла на волю первой и уже несколько лет воспитывала Раду, как родную дочь. И томилась душа мукой, как-то примет свою настоящую мать девочка, уже забывшая её образ?
Уже привыкшая к другой женщине? А Валентина - захочет ли делиться ставшей ей родным ребёнком, заменившим собственного, так жестоко загубленного? Ребёнком, чтобы вызволить и забрать которого, она дошла до самого Микояна, благодаря чему саму Марию освободили на целых семь лет раньше окончания срока?
Одно дело пообещать подруге по заточению в то время, когда обе они не знали своего завтра, и совсем иное — исполнить, оторвать от исстрадавшегося сердца дорогое существо теперь… Тяжелым грузом ложились на душу все эти думы. А ведь к тому — ребёнку нужна не только мать, но и кров, достаток... А что есть у Марии?
За 17 лет у неё не осталось ничего и никого. Никого, кроме Юла. С ним счастье ещё могло бы улыбнуться ей, но… Стоял мучительно перед глазами призрак, увиденный ею в зеркале… А Юл?
Каков он теперь? Сильно ли изменило его время? Хотя не перроне было множество народа, но Юла Мария узнала сразу, как только сошла с поезда.
Годы почти не изменили его! Красивый, статный мужчина, ещё полный сил!
Девушку отчислили из заведения и выслали из Ленинграда. Мариэтта перебралась в Киев, где окончила финансовый техникум и стала работать простым бухгалтером. Однажды в разговоре с коллегами она в шутку назвала себя итальянкой.
Но вскользь брошенное слово имело для нее самые серьезные последствия. Барышней заинтересовались компетентные органы. Припомнили ей дворянское происхождение, расстрелянного отца. И в августе 1941 года ее осудили как «иностранную шпионку», дав 10 лет лагерей. У Капнист отобрали все — дом, благополучие, родных, а теперь еще и свободу.
Мариэтту отправили по этапу в Казахстан. В лагере ей обрезали роскошные иссиня-черные волосы. И бросили на самые тяжелые каторжные работы. Вначале она делала саман, работая с утра до вечера под палящими лучами солнца. Потом ее перевели в шахты.
На глубину заключенных каторжан опускали еще до восхода солнца, а поднимали лишь поздним вечером. К концу смены Мариэтта не чувствовала ни рук, ни ног, у нее еле разгибалась спина. Пытки, унижения издевательства со стороны лагерного начальства здесь были в порядке вещей. Но ни физические, ни моральные страдания не сломили непокорный дух потомственной дворянки. Позже ее перевели в другой лагерь, где работа, казалось, была полегче.
Женщины-заключенные пасли овец. Но однажды в степи полыхнул пожар, и Мариэтта оказалась в самом его эпицентре. Барышню чудом спас другой заключенный, давно положивший на нее глаз. У них завязались отношения. В лагере Капнист родила дочь, которую назвала Радиславой.
Отец девочки так и не выжил — говорят, был расстрелян за провинность. Мариэтте же добавили новый срок — якобы за антисоветскую деятельность. И отправили на лесоповал в Сибирь. Дочь отдали в детдом, откуда ее забрала другая женщина. Она отбывала срок вместе с Капнист.
Но вышла раньше и пообещала разыскать Радиславу.
Дружбу, начавшуюся в Карлаге, женщины сохранили на всю жизнь. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Я пошла...
Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу.
И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу... На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной.
Едва девочка подросла, ее отправили в детдом. Освободившись, Мариэтта Капнист сделала новые документы, где по ошибке ее назвали Марией. Но и внешне она уже была другим человеком — в 42 года будущая звезда экрана выглядела изможденной старухой. Кинокарьера Капнист началась, когда ей было уже 43 года. Ее случайно заметил на улице режиссер Юрий Лысенко.
Тяжелая жизнь хорошего человека
- Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях
- Мария Капнист — биография
- Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР :: :: NEWSEUM
- 110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
- Злой рок Марии Капнист
- Не пропустите самое важное
Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР
Отца расстреляли большевики в Крыму в Гражданскую, там же на глазах у шестилетней Мариэтты убили тётку. Из-за происхождения представительница древнего греческого рода Капниссисов была выгнана из театрального института в 1933 году. Переехала в Киев, стала работать бухгалтером, потом уехала в Батуми, снова вернулась в Ленинград. В начале 1941 года её арестовали по подозрению в "антисоветской пропаганде".
Дали восемь лет лагерей, в которых она оставила красоту и молодость. Чтобы избавиться от внимания мужчин, Мариэтта разыгрывала сумасшедшую. Она работала на угольных шахтах, пасла отары овец в Казахстане.
Там она встретила отца дочери — инженера Яна Волконского, который спас красавицу из пожара. Чтобы не допустить рождения ребёнка, охранники топили женщину в ледяной ванне и били, норовя попасть сапогом в живот. Она выжила и родила.
Выжила и её дочь, а Волконского расстреляли. В Карлаге она познакомилась с Анной Тимирёвой — женой Колчака. К тому времени Тимирёва сидела уже 18 лет.
Освободилась Капнист в 1956 году. Из красавицы она превратилась в "пиковую даму" — старуху с жутким взглядом. Выйдя, она металась по СССР, искала дочь, пыталась вытащить её из детдома.
Ребёнка ей отдали, когда Раде исполнилось 15 лет. Первую роль в кино Капнист сыграла в 45 лет. Это была игуменьей в фильме "Таврия".
Затем последовали "Бронзовая птица", "Дикая охота короля Стаха", "Руслан и Людмила", "Новые приключения янки при дворе короля Артура" и другие фильмы. Валентина Малявина: жертва страсти А вот актрису Валентину Малявину до тюрьмы довели алкоголь и страсть. Её бурный роман с актёром Стасом Жданько окончился трагедией — в 1978 году после очередного загула парочки мужчину нашли с ножом в сердце.
Мария Капнист — биография актрисы и как выглядят ее дочь 0 2 minutes read Родители Марии были потомственные дворяне. После революции отца девочки взяли под арест, а их усадьбу снесли. Мама будущей актрисы прикинувшись обычной крестьянкой, сбежала в Крым. Окончив школу, наша героиня пошла учиться в театральную студию. Преподаватели не могли нарадоваться ее таланту и пророчили ей великое будущее в кино. Однако вскоре и саму Машу арестовали, якобы за шпионаж.
Молодые солдаты странно смотрят на свою подопечную. У нее королевская осанка, изумительная фигура, в глазах сверкает необычайная гордость. Но, хотя все это обычно приписывают красавицам, женщину нельзя назвать даже чуть-чуть привлекательной. Она почти безобразна.
Она пришла в кино и привнесла в него своей оригинальной, выразительной внешностью то недостающее звено, о котором давно мечтали наши режиссеры. Ее облик, ее талант позволяли наиболее убедительно создавать образы графинь, дам, таинственных старух с загадочным прошлым. В то же время ей не приходилось усердно лицедействовать, играя ведьм, цыганок и чародеек. Ее умоляли приехать на съемки за сотни километров ради двадцати секунд экранного времени, так как только она, появившись в кадре, могла создать необходимый эффект. После фильма «Руслан и Людмила», принесшего Марии Ростиславовне настоящий успех, ее стали приглашать на большие роли в картины «Бронзовая птица», «Старая крепость», «Солдатки», «Шанс», «Янки при дворе короля Артура», «Дикая охота короля Стаха», «Ведьма». Но главным смыслом последних лет ее жизни стала попытка вернуть Украине память о славном роде Капнистов. Это были греки — борцы против турецкой неволи. Особенной храбростью и героизмом в боях за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому и был пожалован в 1702 году графский титул из рук самого правителя Венецианской республики Алоизия Мачениги. На гербе было написано: «В огне непоколебимые». Внук Стомателло, Петр Христофорович, воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на «Капнист», прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги царица Елизавета «высочайше пожаловала» Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Там у него родились шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом. Было ему 9 лет, когда погиб отец, а погиб он страшно — прусаки порубали его так, что даже тела не нашли. На родину привезли лишь его правую руку с фамильным перстнем и стиснутой саблей — подарком Елизаветы Петровны. По легенде, матерью поэта была не жена Василия Петровича, а крымская турчанка, красавица Сальма. Она не смогла перенести смерти любимого и, отдав сына жене Капниста, бросилась со скалы в море. Отец Сальмы, сходя с ума от горя, проклял род Капнистов до седьмого колена. Славу рода Капнистов продолжил Василий Васильевич. В период службы в Преображенском полку он подружился с поэтом Гаврилой Державиным, и вместе они организовали один из первых литературных кружков, настроенных против самодержавной политики Екатерины Второй. Выступая против крепостного права, Капнист писал едкие сатирические поэмы, стихи, оды. Со временем он переехал на Украину, был губернским предводителем дворянства в Киеве и Полтаве, генеральным судьей, директором народных училищ. Дружил с декабристами, тем более что в их ряды вступили и его сыновья Семен и Алексей. Среди тех, кого Василий Капнист благословил «на литературные подвиги», был и Николай Васильевич Гоголь. Каждый из рода Капнистов имел много детей. Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими благородными фамилиями. Среди них следует выделить род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. В XVII веке турки и татары называли его «урус-шайтаном». Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. И что любопытно: сражался он с татарами в те же годы, что и Стомателло Капниссос — с турками. Может, они и знали что-либо друг про друга — об этом ведает лишь один Бог. Жила семья в шикарном доме на Английской набережной, где всегда царили любовь и взаимопонимание. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей «дамы сердца», целовал ручки и сыпал комплиментами. Мудрый супруг, человек не без юмора, смотрел на это дело сквозь пальцы: «Что ж поделаешь, артисты не могут жить без вдохновения... Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда... Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесет что-то новое, свежее в жизнь страны. Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения мог перевозить из-за границы большевистскую «Искру». Но жить в Петербурге становилось все тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город. Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы. Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома». А однажды ни с того ни с сего на столе лопнул стакан. Сам рассыпался на мелкие кусочки, будто кто его ударил. И отец не вернулся. Его вместе с другими «ненадежными» арестовали и кинули в тюрьму. Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца. Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга.
Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза
Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака. К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет.
Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо.
Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Я пошла… Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти… И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись.
Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу. И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину.
И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу… На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной. С тех пор стараюсь так делать... Этапы, пересылки, лагеря.
Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце. Сильный ветер с песком… Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды.
Ей разрешили напоить самых слабых. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью… Нестерпимо болели руки и нога. Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря.
Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком… Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки!
Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого… Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь. Надежда Ивановна Тимофеева, старая большевичка, из Ленинградского обкома партии. Участвовала в революции, встречалась с Лениным. Как убежденно она говорила, что все это скоро кончится, партия вскроет истинных виновников зла! А забрали ее тоже вскоре после убийства Кирова. В лагере держалась гордо и достойно.
И за это ее особенно ненавидело лагерное начальство и уголовники. Гляжу — исхудала, не выживет. Как же помочь? Умолила одного проверяющего из Ленинграда перевести мою Надежду в зону поселенцев. В ту же неделю ей разрешено было по лесу пройтись. Надежда Ивановна пошла и не вернулась, нашли ее мертвой.
Так погибла замечательная женщина. А сколько их бесследно исчезло в пропасти лагерей… Еще одно знакомство — с Даниилом Фибихом, писателем, тоже ленинградцем. И он заболел и исхудал до костей. Я очень волновалась за него. Однажды вечером даже проведала его: переоделась в мужскую одежду, пошла за санями в мужской лагерь. Нашла в темноте.
Ибо он был почти двухметрового роста и ноги свисали с нар. Умоляла его не умирать. А утром с рассветом побежала в медпункт к сестрам Гамарник: спасите Фибиха, его уже, наверное, в коридор вытащили, пайку разбирают… Забрали его тогда в больницу, через трубку кормили, выжил Фибих… К осени болезнь и до меня добралась. Лежа в больнице, видела: много людей каждый день умирало. И что-то их очень быстро хоронили. И как так быстро успевали?
Обнаружилось, что в гроб их только в больнице клали. Сама не своя побежала к начальству, у меня, говорю, связи в Москве, не прекратите издевательство над мертвыми — доложу. Тайшет — последний круг моего ада. Но выжить в этих страшных условиях помогал Марии Ростиславовне ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков.
Георгий Евгеньевич Холодовский, знавший Марию Ростиславовну еще семилетним ребенком. Молодой человек был влюблен в старшую сестру графини. Когда сестры не стало, его связь с Капнистами прервалась. Только спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. Чувство охватило обоих, но счастье было недолгим. Марию Ростиславовну репрессировали, а ее кавалеру сказали, что она погибла.
Лишь когда стали в лагеря приходить посылки, Мария Ростиславовна поняла, что ее Георгий Юл — так она его называла жив. В 1958 году постановлением Верховного суда РСФСР приговор и все последующие решения по делу Марии Капнист были отменены и дело о ней прекращено за отсутствием состава преступления. На лесоповалах в Сибири Мария Ростиславовна родила дочку Раду. Отцом ее стал один инженер, безумно влюбленный в Марию Ростиславовну. Как-то в степи, где женщины пасли овец, случился пожар. Он кинулся в огонь и спас свою возлюбленную.
Рождение дочери было наградой за его подвиг... История ее любви… Любимый, можно сказать, спас ее от голодной смерти. Он один на протяжении всех ее этапов разыскивал, не боясь, что поддерживает «врага народа», посылал сухофрукты, лук, чеснок, картофель, консервы. Над ней же первое время издевались уголовники, понимая, что эта барышня — интеллигентка. Плевали в еду, после чего она не могла к ней притронуться. А историю с Георгием она однажды рассказала журналисту, с тех пор и не скрывала.
Правда, у самой истории появилось несколько романтических интерпретаций. В тюрьме не было зеркал и свою внешность она не осознавала. Ведь долгое время не видела не то что себя, а солнечного света. Каторжники опускали друг друга в шахту в бочках ранним утром и поздней ночью вытаскивали. Однажды в отсутствии начальства ее друзья по несчастью вытащили ее раньше. Она была беременной.
Капнист вышла на поверхность и решила… что ослепла. В первом зеркале, которое попалось на ее пути, она сначала не узнала себя, испуганно решив, что в нем… старуха. И дочери она долго об отце не рассказывала: «Ты у меня огненная». Рада по знаку зодиака Овен. И вдруг однажды у слова «огненная» появился другой смысл. Она одна пасла скот.
Лицо измазано сажей, чтобы не привлекать внимания. Степь объял пожар, а рядом ни души. Вдруг откуда ни возьмись такой же пастух на лошади. Бросился в огонь и спас ее. Как они там могли в дальнейшем встречаться — загадка. Капнист утверждает, что он оказался не только героем, но и титулованной особой.
Она в этом увидела знак судьбы и с благодарностью его приняла.
А чтобы избежать домогательств со стороны охраны, графиня втирала в кожу лица угольную пыль. Бесконечные лишения, потери и переживания еще сильнее состарили женщину. Неудивительно, что освободившись в 42 года, Мария Капнист выглядела на все 70. Она долго не могла наладить отношения с дочерью, ведь та просто не признавала в Марии мать, не помнила ее. Найти общий язык матери с дочкой удастся только через годы, когда Радислава уже станет подростком. Улыбка судьбы После освобождения Мария переехала в Киев. Жилья не было, поэтому женщина ночевала прямо на вокзале или в парке, а также работала дворником, чтобы хоть как-то выжить.
И в один момент ей улыбнулась удача. Режиссер Юрий Лысенко заприметил колоритную барышню, которая в гриме должна была выглядеть очень эффектной. Так Капнист получила роль игуменьи в киноленте «Таврия». Удачная работа привлекла к Марии Капнист внимание других режиссеров. В дальнейшем она без устали играла пожилых графинь, загадочных старух, чародеек, цыганок, ведьм. А роль в двухсерийном фильме 1972 года «Руслан и Людмила» вовсе принесла женщине всесоюзную славу. Снималась в кино актриса до конца своих дней. Поразительно, что ей удалось сыграть более чем в 120 фильмах, несмотря на позднее начало кинокарьеры.
Она боялась спускаться под землю, даже когда речь шла про обыкновенный подземный переход. Однажды Капнист пересекала оживленную улицу в украинской столице и попала под автомобиль.
Отец происходил из очень знатного древнегреческого рода, а мама была потомственной казачкой. Говорят, род Капнистов отличался мужеством, стойкостью и поразительной силой духа. И все эти черты унаследовала красавица Мариэтта. Семья жила в фамильном особняке Капнистов на Английской набережной. С ранних лет девочка хотела стать актрисой. Как позже рассказывала Мариэтта, у них часто гостило много известных людей: Есенин, Айседора Дункан, Маяковский, Шаляпин. Последний даже организовал у них домашний театр и стал обучать ее пению и актерскому искусству. Но грянул 1917 год, и дворянская идиллия рухнула.
После Октябрьской революции семья бежала в Крым и обосновалась в своем поместье в Судаке. Однако новая власть добралась и туда. В 1921 году их дом разрушили, а отца расстреляли. Матери же с дочерью чудом удалось спастись, переодевшись в татарскую одежду. Несколько лет они скитались по раздираемой гражданской войной стране. И лишь в 1929 году Капнисты снова оказались в своем родном городе. Мира, как ее ласково называла мама, поступила в студию при драматическом театре. Позже сдала экзамены в Театральный институт имени Островского. Статной черноволосой красавице преподаватели прочили большое актерское будущее. Жизнь, казалось, налаживалась.
Но вдруг случилось несчастье. В 1930 году не стало мамы. А потом в институте узнали о дворянском происхождении студентки. Девушку отчислили из заведения и выслали из Ленинграда. Мариэтта перебралась в Киев, где окончила финансовый техникум и стала работать простым бухгалтером. Однажды в разговоре с коллегами она в шутку назвала себя итальянкой. Но вскользь брошенное слово имело для нее самые серьезные последствия. Барышней заинтересовались компетентные органы. Припомнили ей дворянское происхождение, расстрелянного отца. И в августе 1941 года ее осудили как «иностранную шпионку», дав 10 лет лагерей.
У Капнист отобрали все — дом, благополучие, родных, а теперь еще и свободу.
Но ни физические, ни моральные страдания не сломили непокорный дух потомственной дворянки. Позже ее перевели в другой лагерь, где работа, казалось, была полегче. Женщины-заключенные пасли овец. Но однажды в степи полыхнул пожар, и Мариэтта оказалась в самом его эпицентре. Барышню чудом спас другой заключенный, давно положивший на нее глаз. У них завязались отношения.
В лагере Капнист родила дочь, которую назвала Радиславой. Отец девочки так и не выжил — говорят, был расстрелян за провинность. Мариэтте же добавили новый срок — якобы за антисоветскую деятельность. И отправили на лесоповал в Сибирь. Дочь отдали в детдом, откуда ее забрала другая женщина. Она отбывала срок вместе с Капнист. Но вышла раньше и пообещала разыскать Радиславу.
Свое обещание она не только сдержала. Но и похлопотала о досрочном освобождении для своей подруги по несчастью. В общей сложности Капнист провела в лагерях 15 лет. Когда в поезде она впервые за много времени увидела себя в зеркале, то ужаснулась. Вместо молодой черноволосой красавицы на нее смотрела седая изможденная старуха. А ведь ей на тот момент было всего 42 года. Позже, когда ей оформляли новые документы, то паспортисты напутали и вместо Мариэтты вписали Марию.
Под этим именем женщина начала новую жизнь. Вернулась в Киев. Поначалу жила где придется. Работала дворником, разнорабочей. Во второй половине 50-х годов в нашей стране наступили другие времена. Дело Капнист было пересмотрено. В 1958 году женщину полностью реабилитировали, а все обвинения с нее сняли — за отсутствием состава преступления.
Но тяжелое клеймо бывшей заключенной еще долго висело над ней как дамоклов меч. Несмотря на суровые испытания, мечта стать актрисой у Марии никуда не делась.
Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре – тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы. Книга содержит наиболее полный свод документов и материалов к биографии Марии Капнист, потомка графского рода Капнистов, представители которого не раз упоминаются в истории.
Содержание
- Биография Мария Капнист
- Мария Ростиславовна Капнист
- Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино
- Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
- 110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
Читайте также
- Голубая кровь: графиня Капнист , пройдя через ужасы лагерей и репрессий...: astori_18 — LiveJournal
- Основная навигация
- Детство и юность
- Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
- Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
Судьба Мариэтты Капнист была тяжёлой и трагичной. Трагическая судьба актрисы Марии Капнист. В «Бронзовой птице» Мария сыграла экономку графа, которую пионеры прозвали «графиней» за ее осанку и аристократическую выдержку. Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. Загляните в мир Рады Капнист, дочери талантливого фотографа Марии Капнист, и убедитесь в том, что красота искусства наследуется. Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. Загляните в мир Рады Капнист, дочери талантливого фотографа Марии Капнист, и убедитесь в том, что красота искусства наследуется.