Финский музей "Атенеум" недавно заменил национальность художника Ильи Репина с русской на украинскую: сегодня в администрации пояснили РИА Новости, что пошли на такой шаг, опираясь на церковный документ о месте рождения родителей художника.
Американский музей поменял национальность Репина и Айвазовского
Репин, Илья Ефимович - ПЕРСОНА ТАСС | В Метрополитен-музее сменили национальность Ивану Айвазовскому и Илье Репину. |
Финский музей объявил Илью Репина «украинским художником» | главный художник второй половины XIX века. |
Репин, Илья Ефимович | В результате рассмотрения мы решили исправить информацию о национальности Репина с русской на украинскую", — приводят слова Кари СМИ. |
В финском музее Илью Репина представили как украинского художника
Прежде всего, хотелось бы решительно, что называется с порога, отмести имеющую хождение версию, будто Илья Репин был еврейского происхождения: дескать, отец его был кантонистом, а сам художник, особенно в старости, смахивал на еврея. Мы должны быть благодарны Илье Репину и за то, что в истории грузинского искусства сверкают такие имена, как Георгий Габашвили (1862-1936) и Мосэ Тоидзе (1902-1985). Администрация музея Метрополитен в Нью-Йорке решила изменить национальность русских художников Айвазовского и Репина.
Одержимость здоровым образом жизни
- Илья Репин — биография
- Репин и евреи. Лекция в Синагоге Петербурга.
- Главное сегодня
- Илья Репин
Вспоминая Илью Репина — с молитвой (+Фото)
По всей видимости, Илья Ефимович Репин знал о месте проживания своих предков до перехода в Чугуев. Крым, Украина) и Чугуеве (Харьковская губерния Российской империи, ныне - Харьковская область Украины) соответственно. «Крестный ход в Курской губернии». 1880–83. Третьяковская галерея (Москва). РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев Харьковской губ. эти тургеневские слова Илья Репин сделал своим творческим кредо.
Особо резвым псевдоэкспертам, изменившим национальность художника Репина, дали совет
Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д.
Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Деньги на поездку — двести рублей — получил от богатых покровителей Васильев [26]. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках [27] : молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра [28]. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом; настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича « Камаринская » Глинки [29] и взятый им с собой томик гомеровской « Илиады » [30]. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин [31] на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей» [32]. Бурлаки на Волге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости. Он был извещён заранее и, как все серьёзные люди, позировал серьёзно: умело выносил непривычное положение и легко приспособлялся, без помехи ко мне. Каждый из героев полотна несёт в себе печать индивидуальности; в то же время вся группа персонажей, помещённая в « экзистенциальный и примордиальный» ландшафт, напоминает процессию проклятых из « Божественной комедии » Данте [33]. Заказ «Славянского базара» Основная статья: Славянские композиторы К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу [34]. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы « Славянский базар » Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры; не хватало лишь «большого декоративного пятна» [35]. Художник Константин Маковский , к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат, и просил 25 000 рублей [36]. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды [37] ; в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной» [38]. В работу вместе с Репиным включился и Стасов, который, хорошо разбираясь в музыке, собирал материалы в Публичной библиотеке и давал профессиональные советы.
Для картины позировали Николай Рубинштейн , Эдуард Направник , Милий Балакирев и Николай Римский-Корсаков ; изображения остальных композиторов, в том числе ушедших из жизни, Репин создавал на основе гравюр и фотографий, найденных Стасовым [39]. В июне 1872 года состоялось открытие «Славянского базара». Представленная публике картина получила много комплиментов, а её автор — массу похвал и поздравлений. Среди тех, кто остался недоволен, был Иван Тургенев : он сказал Репину, что не может «примириться с идеей этой картины» [40] ; позже в письме Стасову писатель назвал полотно Репина «холодным винегретом живых и мёртвых — натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова -Пороховщикова» [41] [42]. Первая семья Жена Вера Алексеевна Отдых. Портрет В. Репиной, жены художника. Государственная Третьяковская галерея, Москва Корней Чуковский , друживший с Репиным, считал, что первая семья художника «по своей некультурности проявляла мало интереса к его творчеству» [43]. Веру Шевцову, сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с её юных лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова , часто собиралась молодёжь. Со временем Вера и Илья стали общаться чаще.
Искусствовед Александра Пистунова , рассказывая о портрете юной невесты Репина, написанном в 1869 году, отмечала, что девушка смотрит на художника так, будто ждёт приглашения на танец: Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле [44]. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались 11 23 февраля 1872 года [45]. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки — сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород , где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков…». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский , который «много импровизировал, пел и играл» [46]. Первый брак Репина длился пятнадцать лет. Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость. Разрыв отношений произошёл в 1887 году; при разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга: Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?
Судьбы детей Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, дочери художника. Государственная Третьяковская галерея, Москва Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» 1882 , в которой «не слишком привлекательное, скорее, недоброе», по мнению искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , лицо заснувшей женщины смягчается «обаятельной лирикой» художника [48]. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Прежде всего это касается двух его картин — «Стрекоза» 1884 и « Осенний букет » 1892 [49]. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти; свидетельством тому — некоторое несовпадение фона и фигуры [50]. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво , писался с натуры.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги» [51]. Там же был создан портрет дочери Нади; про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением» [52]. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре , перебралась к отцу в Пенаты. Позже она переехала в Хельсинки , где умерла в 1948 году. В 2019 году аукционный дом Хагельстам передал в дар репинскому музею «Пенаты» семейный архив, выкупленный у родственников Веры Ильиничны [53]. Надежда, которая была младше Веры на два года [54] , окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом [55]. Живя с отцом в Куоккале , Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Она ушла из жизни в 1931 году [56].
Юрий Ильич 1877—1954 пошёл по стопам отца и стал художником. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Младшая дочь Репина Татьяна по мужу Язева по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе; после смерти отца она с семьёй уехала во Францию; скончалась в 1957 году [56]. Пенсионерская поездка за границу 1873—1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии , отправилась в вояж по Европе. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» , а Рафаэль показался «скучным и устаревшим» [59]. Отрывки из этих писем были обнародованы; журнал « Развлечение » март 1875 откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов , отдельно выделяя Мане [61] , под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе» [62] , свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи [49]. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова , новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты» [63].
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина « Садко », герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика. Однако это не спасло художника от критики: так, искусствовед Андрей Прахов написал в рецензии, опубликованной в художественном журнале «Пчела»: Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме! Все эти месяцы он вёл переписку с Поленовым, предлагая тому поселиться в Москве. Переезд оказался сложным: Илья Ефимович, как он сам сообщал Стасову, вёз с собой «большой запас художественного добра» [66] , который долго стоял нераспакованным из-за свалившей Репина малярии [67]. После выздоровления художник сообщил Крамскому, что решил вступить в Товарищество передвижников. Крамской, будучи одним из главных вдохновителей этого творческого объединения, воспринял инициативу с энтузиазмом: Знаете ли вы, какое хорошее слово вы написали: «Я ваш». Это слово вливает в моё измученное сердце бодрость и надежду.
Государственная Третьяковская галерея, Москва Одной из первых картин, к написанию которой Репин приступил после переезда в Москву, была «Царевна Софья» полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году» [70]. Исследователи полагают, что для более глубокого погружения в тему художник даже квартиры выбирал себе с учётом расстояния от монастыря : сначала жил в Тёплом переулке , затем — в Большом Трубном переулке [71]. Работа продолжалась больше года; Илья Ефимович много времени проводил вне мастерской, изучая исторические документы и материалы, которые для него подбирал в Петербурге Стасов [72]. Для детального знакомства с аксессуарами художник посещал музеи и костюмерные мастерские театров, делая там множество зарисовок.
Холст, масло Как и портреты рембрантовских стариков, «Еврей на молитве» явно написан с натуры. Лицо молящегося старика передает глубокую сосредоточенность и умиротворенность, он закутан в тщательно выписанный талит. Критики отмечают мастерскую передачу иллюзии «воздушной прослойки», как бы отделяющей изображенного на портрете от зрителя. Портрет был приобретен Третьяковым для его галереи, где хранится и по сей день. Еще в молодые годы художник создал ряд работ на библейские сюжеты: «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» 1870 , «Иов и его друзья», эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» две последние работы были удостоены малой золотой и серебряной медалей во время учебы художника в Академии. Иов и его друзья.
Холст, масло Позже, уже в 1898 году, Репин совершил путешествие в Палестину, где восхищался приметами «живой Библии», встречающимися повсюду.
В подписи к портрету Всеволода Гаршина указано, что его автор Репин родился в украинском городе Чугуеве, когда тот был частью Российской империи. В профиле Ивана Айвазовского, который родом из Феодосии, можно совсем запутаться: национальность указана как «украинец», но в описании сказано, что он русский художник эпохи романтизма. Три дня назад на сайте музея Метрополитен также поменяли национальность русского художника Архипа Куинджи. В карточке с биографией уточнялось, что он родился в Мариуполе, когда украинский город входил в состав Российской империи.
Вспоминая Илью Репина — с молитвой (+Фото)
Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве (Харьковская губерния Российской империи, ныне — Харьковская область Украины). Кстати на сайте картин Репина, встретила интересный комментарий Владимира Репина: Илья Ефимович Репин евреем не был. Илья Репин родился в Чугуеве Харьковской губернии Российской империи, ныне – Харьковской области. Дий, сын Юрия и внук Ильи Репина, был моряком, но мечтал стать художником.
Финский музей объяснил, почему назвал Илью Репина украинским художником
Наших выдающихся художников Илью Репина и Ивана Айвазовского решили назвать украинцами. По крайней мере, так поступили сотрудники Метрополитен-музея в Нью-Йорке. На сайте, в описании картин они скорректировали национальность мастеров. Вероятно, логика была такова: раз Айвазовский родился в Феодосии, а Репин — под Харьковом, значит, они украинцы.
Семеник написала в различные учреждения культуры и объяснила, почему информацию о художниках необходимо исправить. Картина Эдгара Дега «Русские танцовщицы» также преобразилась в «Танцовщиц в украинских костюмах». Лондонская национальная галерея внесла аналогичные изменения. Другие музеи обновили информацию о местах рождения художников. Эти перемены привлекли внимание России. Например, в блоге Семеник появились неприятные комментарии.
В своей пропаганде Россия обвиняет музеи в принятии «политически мотивированных решений». Помимо Украины, свои права на культурное наследие начали заявлять и другие страны, ранее входившие в состав России и Советского Союза. Почему в России иначе? У музеев нет единого взгляда на вопрос национальности художников. По мнению Оксаны Семеник, важным основанием является культурный фон, хотя, например, у живших под властью Российской империи украинских художников было не так много выбора для получения образования. Они часто учились в России, потому что успех был возможен только в рамках имперской культуры.
Однако, украинские власти тогда же обратились к руководству «Атенеума» с просьбой, изменить национальность художника, поскольку тот родился в Харьковской области, в городе Чугуеве, которые Украина считает своими историческими территориями.
К тому же, украинцы напоминают, что по отцовской линии Репин — потомственный казак. Да и сам художник всю жизнь пытался сохранить связи со своим родным городом и Украиной, недаром украинские мотивы занимали в его творчестве очень большое место. Стоит только вспомнить одно из самых знаменитых его полотен: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Теперь в Финляндии Репин — украинец Фото: Соцсети В итоге, после почти двухлетних раздумий, финский музей постановил признать Репина украинцем. Кстати, за это время Финляндия вошла и в состав НАТО, так что удивительным это решение назвать нельзя. Любопытно еще и то, что сам Репин отчасти принадлежит и Финляндии, которая в 1918 году вышла из состава Российской империи, а художник как жил в местечке Куоккала, так и остался там до самой смерти в 1930 году.
Вскоре они там поселились, и Пенаты стали одним из центров интеллектуальной и культурной жизни России. Сюда съезжались все знаменитости — Горький, Шаляпин, Есенин, Чуковский… До тех пор, пока в 1917 году Финляндия не получила независимость, а земля под Пенатами не стала финской. Вольно или невольно, Репин стал эмигрантом. Страну Советов это, конечно же, задело. Тем более, что в 1919 году художник не вывез на родину свою шикарную коллекцию 27 собственных работ плюс произведения Шишкина, Поленова и др. Уговорами и обещаниями его дотошно пытались убедить вернуться в Петербург тогда уже Ленинград , сулили хорошую пенсию и обещали вернуть часть имущества вероятно, речь о картинах, оставшихся в России. Рассказывают, что в Финляндию специально направляли его доброго друга, Корнея Чуковского, чтобы тот убедил Репина переехать назад. По приезде в Россию Чуковский доложил, что все его попытки воздействовать на живописца разбились как волны о камень.