Новости группировки казани на карте

Карта казанских группировок. Группировки 80 на карте Казани. Территории группировок Казани на карте 2022.

"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды

Вот только для казанцев все это было ежедневным террором на протяжении 15 лет. Драки двор на двор, стенка на стенку, деревенские против городских были и в других регионах СССР. Но в Казани они достигли запредельного уровня насилия. С потоками крови, выбитыми зубами и глазами, глубокими резаными ранами и трупами. В 1990-е группировщики взялись за оружие.

На кону стояли гигантские деньги и передел собственности. Одна из причин, по которой здесь не любят трепаться о "казанском феномене", - многие участники банд стали бизнесменами и чиновниками. Но больше тех, чьи судьбы были искорежены разборками или тюрьмой. В любом случае, пока ты туда не попадал, ты был чушпаном, чертом и лохом.

Дисциплина и иерархия Членами банды становились в 14 - 15 лет. Иногда раньше. Участники делились по возрасту. Далее шли "супера?

Внутри строгая субординация. У каждого возраста свой смотрящий, который отвечал за проступки подопечных. Обычно это была драка, зачастую с более сильным противником. Новому участнику могли приказать напасть на прохожего или члена другого формирования.

На человека мочились, и он становился изгоем, на которого даже не смотрели. Обязанности члена ОПГ Заботиться о здоровье: не пить, не курить, не употреблять наркотики. Заниматься спортом обязательные тренировки минимум 2 - 3 раза в неделю. Скидываться в общак.

Пацановские понятия регламентировали всю жизнь группировщика. Надо выглядеть опрятно, твоя девчонка - девственница, а после спит только с тобой, своих нельзя бить ногами. Это видоизмененные воровские понятия. Однако они были гибкими, когда речь шла о выгоде.

Например, постепенно торговля наркотиками в некоторых бандах перестала быть запретной. Да и в жестоких войнах 1990-х многие из правил, кажущихся незыблемыми, растаяли. Группировщики считали себя аристократами. Есть территория, есть граждане, есть феодалы, а есть неграждане, которых можно унизить и обобрать.

В 2000-е годы произошла ее окончательная маргинализация. Логическим итогом стало признание отделения экстремистской организацией, а самому Рафису Кашапову пришлось отсидеть три года за призывы к изменению конституционного строя России и экстремизм. В настоящий момент братья Кашаповы живут за границей, а сам ВТОЦ ожидает утверждения решения о ликвидации от Верховного суда Татарстана. Кроме всего перечисленного, 27—28 июля 2013 года в райцентре Нурлат произошел конфликт между местными жителями и кавказцами, закончившийся массовой дракой. Об этом тогда подробно писала местная пресса. В Нурлат даже вынужден был приехать председатель Национально-культурной автономии народов Дагестана в Татарстане Арсен Баланфендиев, чтобы разрядить обстановку.

СМИ сообщали, что конфликт на бытовой почве имел подоплеку — передел сфер влияния в криминальной среде: после посадки местного «смотрящего» на его место якобы захотел сесть кто-то из приезжих кавказцев. Тогда глава МВД по Татарстану Хохорин поспешил объявить , что события в Нурлате были не межнациональным конфликтом, а криминальной разборкой. Правда, это все же привело к отставкам в районном УВД и уходу со своего поста тогдашнего главы Нурлатского района. То, что сейчас министр Хохорин признал наличие этнической преступности к счастью, пока на единственном примере , говорит об одном: никто не может гарантировать, что завтра в Татарстане не появятся другие этнические или этно-конфессиональные ОПГ. Например, предшественник Хохорина Асгат Сафаров относил к ОПГ и исламистские «джамааты», которые действовали в регионе с 1999 года, в своей книге он считает их в определенной степени продолжением «Казанского феномена». Поэтому появление этнической преступной группировки в Татарстане из числа уроженцев Азербайджана численность азербайджанской диаспоры, по переписи населения 2010 года, составляет 9,5 тыс.

Выйти из банды было практически невозможно, существовало, пожалуй, только три способа выйти из группировки, то есть отшиться: переехать в другой город, попасть под следствие или стать инвалидом. Вступить же в банду, наоборот, было достаточно просто. Кандидат в группировщики приходил на сбор и вставал в центр большого круга, ему задавались вопросы относительно того, зачем он хочет войти в банду, а он отвечал, что не хочет быть чушпаном и морехой, хочет быть вместе с пацанами и стоять за улицу. После таких ответов, если никто не располагал никаким компроматом на кандидата, ему жали руку, и он становился своим. В те времена в Казани члены банд здоровались за руку только с себе подобными. В отношениях между бандами были три состояния: мир, война и «до первого конфликта». Обычно всей «политикой» занимались старики и старшие, но иногда войны возникали и стихийно, когда молодые из в общем-то дружественных группировок случайно дрались между собой.

На летнее время устанавливалось всеобщее перемирие, которое, впрочем, часто нарушалось. Время от времени внутри сообществ устраивались шуточные войны — «хомутки», когда супера и средние воевали, например, против скорлупы и молодых. Такие войны были своеобразными учениями, они начинались по приказу старших и заканчивались по их же указанию. Драться во время этих войн можно было только руками, бить по голове запрещалось. Вообще игры в группировках были, как правило, очень жестокими. Например, в группировке «мебелька» пацаны вставали в круг, а Фат, их лидер, сам стоявший в этом же кругу, подкидывал высоко вверх кирпич. Все опускали головы вниз и ждали, куда же кирпич приземлится.

Игра эта называлась «На кого Бог пошлет» — видимо, она очень способствовала развитию не только боевого духа, но и интеллекта. Примерно раз в месяц со всех членов банды собирались деньги для пополнения общака. С суперов и скорлупы собирали по три рубля, со средних и молодых — по пять-десять рублей. Официальная мотивировка сбора денег якобы заключалась в том, чтобы «греть» членов банды, сидевших в тюрьмах, однако никто не знал, сколько денег и на какие нужды было потрачено на самом деле. Хранителями или держателями общаков всегда были наиболее авторитетные бандиты из числа неоднократно судимых. Дело в том, что объективно старикам было невыгодно увеличение собственного поголовья. Кстати говоря, до казанских оперативников не раз доходила информация о том, что часть денег, собиравшихся с разных банд в том числе с банд, воевавших друг с другом , уходит куда-то еще — «наверх».

Такая информация опровергала все утверждения, что в Казани уличные группировки действовали сами по себе. Многие социологи, эксперты и криминалисты неоднократно пытались объяснить причины происхождения «казанского феномена» именно в Казани. Версий было много. Один московский журналист даже дошел до того, что обвинил во всем ЦРУ. По его представлению, группировки финансировались из США. Более реальные версии тоже в конечном итоге ничего толком не объясняли… Причины «казанского феномена» видели в том, что в Казани издавна существовала традиция кулачных боев, что культурный уровень населения был чрезвычайно низким, что на территории Татарстана было расположено много тюрем и лагерей, что досуг подростков был абсолютно не организован, что милиция была слабой и аморфной, что на территории республики постоянно сталкивались христианство и ислам, что в Татарии проживало много воров в законе и т. Однако все эти объяснения на самом деле ничего не объясняют, культурный уровень населения Татарстана ничуть не ниже, чем в других провинциях России.

А исправительных учреждений в Татарии гораздо меньше, чем в Сибири или, скажем, на Урале. Кулачные бои проходили издавна в любом городе или деревне, досуг подростков был плохо организован везде, воров в законе в Москве было больше, а столкновений на религиозной почве в 70-80-х годах в Татарии практически не фиксировалось. Что же касается казанской милиции, то ее как раз особые условия научили работать оперативно и жестко: например, весной 1998 года первый отдел милиции Вахитовского района, которым руководит Павел Гетманский, практически полностью сумел уничтожить банду «Брод». То, что произошло в Казани, наверное, можно охарактеризовать как одну из первых атак воровского мира после его «пробуждения» в 1970-х годах. Те, кто учредил казанские банды, в дальнейшем в лучших традициях настоящей мафии ничего не делали собственными руками. То, что идея шла от воров, подтверждается тем, что все «казанские» группировки жили именно по воровским законам и понятиям. И до сих пор «казанские» банды гораздо больше ориентированы на воровские законы, чем представители криминальных образований в других городах — там они возникли позже, когда уже началась эпоха коммерцизации и больших денег.

Кстати говоря, в Советском Союзе до 90-х годов было еще два города, где существовали группировки, очень похожие на казанские. Это подмосковные Люберцы и Кривой Рог. В Москве в 80-х годах было даже специальное место — бар «Метелица» на Новом Арбате, где люберецкие встречались со своими казанскими братьями по духу, а потом они вместе шли убивать и грабить молодых москвичей. И те и другие ненавидели западную одежду и длинные волосы. В конце 80-х годов по всей стране начал расцветать рэкет. Во всех крупных городах России возникали и структурировались преступные сообщества, а в Казани они к тому времени были и так хорошо организованы и подготовлены. Очень быстро вчерашние подростки, воевавшие между собой за кусок асфальта, переквалифицировались в рэкетиры.

Понятия и законы группировок были слегка откорректированы, но предпринимательство в Казани развивалось медленнее, чем в столицах. У казанских коммерсантов не было таких возможностей, как у московских и питерских бизнесменов. К тому же в городе явно замечался переизбыток братвы. Эти обстоятельства вынудили многих казанских бандитов уехать на заработки в другие города. Часть из них прибыла в Петербург… Первые казанские бандиты приехали в Питер в конце 80-х годов. Это были представители «кировской», «тукаевской», «советской», «кварталовской» и «жилковской» преступных группировок.

На 31 августа был назначен особенно масштабный пробег по территории Новотатарских. В нём приняли участие несколько десятков человек, вооружённые арматурами, обрезами, пистолетами Люгера и даже гранатой Ф-1 которая, правда, не взорвалась — оказалось, что это был муляж.

В ходе пробега пострадало множество людей, среди которых были как обычные жители района, так и сами Тепловские, раненные случайными выстрелами своих же подельников. Кроме того, огнём из обреза убили 74-летнего пенсионера. На такой беспредел в центре Казани правоохранительные органы уже не могли закрыть глаза. Вскоре после пробега 30 членов группировки задержали. В дальнейшем Каюмову и Масленцеву смягчили приговор, но двоих других преступников всё же казнили в 1982 году. После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. Однако этого так и не произошло — в основном потому, что у правоохранительных органов не было инструментов для борьбы с бандами. До 1996 года в стране даже не существовало статьи, предусматривающей ответственность за создание и участие в организованных преступных сообществах ОПС : считалось, что в советском государстве не может быть никаких крупных банд.

Кроме того, существовал и психологический фактор, из-за которого к малолетним преступникам не относились всерьёз. По его словам, существовала и круговая порука: даже своих врагов «сдавать» было не принято. Между тем уже в 80-е тяп-ляповцы превратились в живых легенд и открыли дорогу новым группировкам. Город фактически превратился в зону боевых действий. По примерной оценке Гараева, в то время в группировках состояло около четверти мужского населения Казани. Особенно высокой была концентрация юных бандитов в городских ПТУ. Порядки Чаще всего молодежь попадала в группировки по двум причинам. Первой было «призвание» — в таких случаях юноша следовал примеру старших товарищей, которые уже состояли в банде, и искренне разделял пацанские ценности.

Часть подростков искала в уличных кланах защиты. Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги. Вступление в группировку снимало эти проблемы, давая новому участнику крышу в лице соратников. Чтобы стать частью банды «пришиться» , в некоторых случаях нужно было пройти ритуальную проверку — выстоять в спарринге с другим группировщиком или не испугаться драки с подосланными провокаторами. В среднем в ряды сообщества принимали в возрасте 13—14 лет. Тех же, кто не был в банде «с улицей» , называли «чушпанами» и чаще всего расценивали как лёгкую добычу. Почти все группировки делились на возрасты. Младшие были обязаны подчиняться старшим.

Самый младший возраст назывался «первым», «скорлупой» или «шелухой». Важных заданий малолетним участникам не поручали, максимум, что они могли, — постоять «на шухере». Спустя год-два «скорлупа» поднималась на ступень выше и становилась «суперами». За ними следовали «молодые», «средние» и «старшие». На вершине цепочки находились «старики» — так называли группировщиков, которые уже успели отслужить в армии. Бывали и исключения. В книге «Слово пацана» приводятся воспоминания бывшего участника одной из группировок — он рассказал, как однажды в их «первый возраст» определили 30-летнего экс-спецназовца, которому пришлось ждать шанса проявить себя и получить повышение. Основной повинностью всех пацанов было участие в сборах, которые в 90-х стали называть «сходняками».

Такие мероприятия проводились несколько раз в неделю. А иногда каждый день. Пропускать их было крайне нежелательно. Обычно у разных возрастов были отдельные сборы. На них участники банды обсуждали насущные дела, организовывали спарринги, играли в футбол и просто общались. Главной опасностью были милицейские облавы — парней часто ловили во время сборов, отвозили в отделы и переписывали личные данные, после чего отпускали иногда предварительно избив. Помимо сборов, группировщики должны были платить в общак установленную сумму. Собранные деньги в основном шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, находящихся в заключении, или на другие нужды банды.

Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана

Карта ОПГ Казани: на чьей территории живете вы? Группировки города пы Казанских улиц. Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. Каталог Казанских тека №26. Подростковая группировка «Тяп-Ляп» стала известна в Казани с 1970-х годов. Первых расстреляли Первой криминальной группировкой в Казани стала банда «Тяп Ляп», организованная в конце 70-х. Каталог Казанских тека №26.

«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана

В Казани снова отложили оглашение обвинения по делу в отношении участников ОПГ «Тукаевские». Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». Эта группировка была одной из самых жестоких и дисциплинированных группировок Казани. ОПГ «Суконка» — одна из старейших преступных группировок Казани.

"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды

Карта ОПГ Казани: на чьей территории живете вы? Группировки города пы Казанских улиц. Кровь на асфальте» многие заинтересовались темой криминальных группировок, распространившихся в Казани в конце 70-х годов. Очень быстро среди всех выделилась группировка «Тяп-ляп» (название пошло от одного из крупнейших производственных объединений республики — «Теплоконтроль»*, в районе которого и жили участники ОПГ). Как пацаны делят асфальт: подробный гид по остаткам и свежим росткам «казанского феномена». Как пацаны делят асфальт: подробный гид по остаткам и свежим росткам «казанского феномена». В первом материале мы составили карту районов Казани, контролируемую 38 крупнейшими организованными преступными группировками.

«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана

Карта ОПГ Казани: на чьей территории живете вы? Казанские группировки 80-х (Google Мои карты). В первом материале мы составили карту районов Казани, контролируемую 38 крупнейшими организованными преступными группировками. Именно из-за них я стал заниматься темой «казанского феномена», чтобы выяснить, чем группировки в Казани были не похожи на остальные. О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия. Подростковая группировка «Тяп-Ляп» стала известна в Казани с 1970-х годов.

"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды

В Верховный суд Татарстана направлено новое уголовное дело в отношении членов банды «Тукаевские», одной из крупнейших группировок Казани. После разгрома ОПГ «Тяп-Ляп» некоторые из ее участников, оставшиеся на свободе, вошли в новую группировку — «Хади Такташ», которая появилась в 1982 году. Георгий Котовский доделал карту казанских группировок 1980-х. Асфальт, за который они лили кровь: ОПГ Казани 80-х на картах. Сегодня в Казани начиналось рассмотрение одного из самых масштабных уголовных дел – группировки «Тукаевские». «Снег» продолжает публиковать отрывки из книги экс-главы татарстанского МВД, а ныне руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова «Закат казанского феномена». Жестокие войны уличных банд Казани: Чем запомнились главные городские группировки 1980-х?

Карта опг казани - фото сборник

Дела возбуждали медленно: за вымогательство, за хранения оружие, за убийства и рэкет. Действия «тяп-ляповцев» были аккуратными, доказать вину было трудно. Член ОПГ Степин вымогал куртку прохожего следующим образом: подходил, шептал на ухо просьбу и продаже куртки и сыпал мелочь в руку испуганному гражданину. Позже жертвы говорили: продали куртку, ничего не знаем.

Суд над бандой «Тяп-Ляп» состоялся в 1980 году. Всего осудили 28 человек за 4 убийства, 15 покушений на жизнь, 36 грабежей. Члены банды получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима, а Хантимиров, Каюмов, Масленцев и Тазетдинов были приговорены к смертной казни через расстрел.

Большинство банды проживало на улице Хади Такташа, отсюда название группы. Расцвет группировки пришелся на 90-е, после развала Советского союза. Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку.

Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани — особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели.

В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу Тяп-Ляп, Хади Такташ либо по отличительному месту Мебелька — на районе был магазин мебели.

Преступления разнообразны, методы — понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников?

Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68].

Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68].

Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1]. По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72].

Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т.

Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75].

В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76].

По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78]. Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег.

В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16].

За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины.

Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь».

Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81].

Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82].

Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71].

Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15].

В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось.

Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2].

Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит.

Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л.

Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18].

В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы.

Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15].

Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали.

Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43].

В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92].

В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53].

В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43].

Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97].

Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка.

Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100].

Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90].

Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43]. Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68].

Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101].

По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх.

Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин. Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102].

Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103]. Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105].

Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя. Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71].

Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92]. В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109].

В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э.

В 1990 году Ю. Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения».

Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95]. Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112].

Собеседники в правоохранительных органах также утверждают, что руководством МВД по РТ было дано четкое указание — наказать и закрыть распоясавшееся ОПГ за их резонансное шоу в торговом центре. Именно по этой причине облава, проведенная накануне, якобы и была организована на основе «старых» грехов участников сообщества в виде «хулиганского» дела на Вьетнамском рынке, которое вышло на свет из «запасников» полиции. Напомним, погром в ТЦ «Алтын» произошел 16 марта этого года под конец рабочего дня. Тогда, примерно за час до закрытия торгового комплекса, в помещение ворвались 11 человек в спортивных костюмах, которые сметали все на своем пути, не используя при этом никакого оружия. Лица их были закрыты медицинскими масками. Результатом набега стало то, что менее чем за минуту практически весь первый этаж здания был разгромлен. Никто из сотрудников торгового комплекса тогда не пострадал, разве что товар и витрины.

Ущерб от нападения был оценен в 100 тыс. Читайте также: Башкирские чиновники под судом и следствием В городе был объявлен план «перехват» и возбуждено уголовное дело по ч. Уже через сутки МВД по РТ официально сообщило, что удалось установить личности четверых нападавших, один из которых — Игорь Старостин — был сразу же задержан. Он признался в содеянном и даже сдал некоторых своих подельников. На следующий день трое подозреваемых пришли с повинной, позже пришли еще двое. Еще один подозреваемый — Марс Юсупов — был отпущен. Появилась еще в 1970-е годы. Получила название по месту возникновения — Суконная слобода. Нужно напомнить, что казанские группировки «конторы» охватывали целые улицы, поселки или районы, по имени которых часто именовались — Тукаевские, Адельковские, Осьмовские, Скверовские, Суконовские, Халевские и др.

В советское время «Суконка» была известна уголовному розыску Казани своими карманниками, работавшими в общественном транспорте. Один из тогдашних лидеров «Суконки» вор в законе Марсиан Якупов Марсик был в дружеских отношениях с «жилковским» «вором в законе» Радиком Хуснутдиновым Ракоша. После убийства последнего в 1996 году Марсик возглавлял московский филиал. В 2006 году Марсиан Якупов был осужден на 7,5 лет колонии за мошенничество, в 2012 году он скончался от инфаркта в колонии.

Он не знает, за что его задержали и в чем обвиняют», — адвокат обжаловал эти действия следователей.

В какой-то момент в необходимости задержания засомневался и судья: «Его, получается, по административному делу задержали? Примечательно, что в материалах дела, которое поступило в суд вчера вечером, находилось ходатайство следствия не о продлении срока задержания до 72 часов, то есть до вечера пятницы 23 июня, а уже и на определение меры пресечения в виде ареста в СИЗО. Однако следователь, отвечая на вопросы всех судей о том, не хотел бы он сразу арестовать подозреваемых, отвечал, что нет, сейчас достаточно только задержания. Ожидается, что сегодня состоятся повторные слушания уже по вопросу определения меры пресечения для всех остальных задержанных. По данным источников, всех задержанных следствие считает активными участниками ОПГ «Суконовские» «Суконка» , которые подозреваются в дерзком нападении на торговые точки «Алтына».

С учетом того, кто уже находится в СИЗО по делу о погроме, схваченными остаются пока не все. Тем не менее, как утверждают источники нашей газеты, среди задержанных вчера оказался и один из лидеров преступного сообщества. Сами задержанные причастность к ОПГ «Суконка», безусловно, отрицают. Однако, как рассказал Рогачев, следователи его подзащитному Гимадееву все-таки задавали наводящие вопросы о «Суконке», но уже после допроса по основному делу. Мы не знаем, что у них есть.

Они это приберегают, чтобы потом на очных ставках ошарашить. Посмотрим…» — отметил адвокат. Дело о погроме в ТЦ «Алтын» и нападении на Вьетнамском рынке объединяют, как утверждают источники, общие участники преступления. Не исключено, что на основе показаний задержанных погромщиков и состоялся позавчерашний утренний рейд по предполагаемым участникам преступного сообщества. Собеседники в правоохранительных органах также утверждают, что руководством МВД по РТ было дано четкое указание — наказать и закрыть распоясавшееся ОПГ за их резонансное шоу в торговом центре.

Именно по этой причине облава, проведенная накануне, якобы и была организована на основе «старых» грехов участников сообщества в виде «хулиганского» дела на Вьетнамском рынке, которое вышло на свет из «запасников» полиции. Напомним, погром в ТЦ «Алтын» произошел 16 марта этого года под конец рабочего дня. Тогда, примерно за час до закрытия торгового комплекса, в помещение ворвались 11 человек в спортивных костюмах, которые сметали все на своем пути, не используя при этом никакого оружия. Лица их были закрыты медицинскими масками.

Карта казанских опг

В тот день к пешему наряду милиции, патрулирующему территорию в районе «Теплоконтроля», подъехали мотоциклист с девушкой, которые сообщили, что в районе Татарского кладбища их обстреляли из обрезов. По словам потерпевших, стрелявших было человек десять-пятнадцать. Ещё через 20 минут поступило сообщение от водителя ПАЗа: преступники обстреляли его автобус с пассажирами, и снова только чудом всё обошлось благополучно. Стало ясно, что ситуация — чрезвычайная.

Из материалов уголовного дела: «31 августа 1978 года в 20. Банда рассредоточилась по обеим сторонам улиц с целью забивать и стрелять в граждан. В результате беспорядочной стрельбы в направлении стоящих на обочине людей были ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции, пытавшихся остановить толпу, один человек Абдулбари Закиров — убит».

Кроме того, бандиты тяжело ранили одного из своих — через месяц он скончался в больнице. Несколько человек задержали сразу, по горячим следам. Тогда же обошли дома, опросили напуганных свидетелей.

Утром нашли неразорвавшуюся гранату и на месте её обезвредили. Даже сейчас, спустя столько лет, поражает безграничная наглость и самоуверенность преступников. Они всерьёз надеялись, что стрельба по людям сойдёт им с рук!

На этот раз власти просто не могли дальше игнорировать существование банды. На следующий день — 1 сентября — началось следствие. Члены группировки были хорошо проинструктированы организаторами: запирались, рассчитывали, что через трое суток за невозможностью предъявить обвинение их отпустят.

Но они не учли, что после возбуждения дела по статье «Бандитизм» для предъявления обвинения достаточно только одного участия в банде. Когда срок задержания превысил десять суток, некоторые заговорили. Выяснилось, что вечером 31 августа их в темноте погрузили в фургоны, велели натянуть на лица маски так, что каждый не знал, кто рядом.

Рейд планировался для устрашения «Ново-Татарской» группировки, контролировавшей речной порт и прилегающие к нему улицы. Вылазку возглавлял Джавдат Хантимиров, причём сам он не убивал, был организатором. Позже своей вины он так и не признал, запирался до самого конца.

Арестованные лидеры группировки и за решёткой продолжали верить в то, что остаются «хозяевами жизни»: сидя в изоляторе, они планировали напасть на конвой и сбежать. Оставшиеся на свободе замышляли физическое уничтожение следователей и инспекторов уголовного розыска. Следователя прокуратуры Виктора Красова пришлось охранять всё время, пока шло расследование.

Из камеры изолятора Скрябин передал на волю записку: «Особо опасаться нужно прокурора и полковника Новикова». Он первым попробовал применить системный подход: с его подачи оперативники стали использовать меморандумы — по одному и тому же вопросу на расчерченный лист бумаги писали показания разных людей, а потом сравнивали их. Все несовпадения были очевидны.

Уголовное дело вначале возбудили по 206-й статье — по факту хулиганства, но потом набрались мужества и квалифицировали преступление иначе — как бандитизм. Следственной группе, работавшей без выходных полгода по расследованию данного дела, стоило немалых усилий отстоять своё заключение, чтобы на скамью подсудимых села именно банда, а не отдельно взятые личности. Виктор Красов рассказывал, что трижды в неделю он держал отчёт о ходе следствия в одном из кабинетов обкома партии и чуть не лишился своего поста, поскольку его версия не устраивала партию.

На ход следствия оказывалось постоянное давление, ведь в деле оказались замешаны и дети высокопоставленных чиновников. Кроме того, банда располагала огромными суммами денег, и деньги решали многое… В самом начале расследования пошла утечка информации — след вывел на сотрудника, подкупленного бандитами. Его выгнали из милиции с позором.

Следствием было доказано около семидесяти преступлений банды. Дело включало девяносто томов, отдельный том составляло обвинительное заключение.

У нас во дворе чуваки сели по малолетке: ограбили магазин в нашем доме. Кто-то из них вышел, но сел на иглу, кто-то умудрился вообще не сесть, сейчас вполне респектабельные граждане, а кто-то так и умер в тюрьме. Еще часто ходили на гоп-стоп, били пьяных мужиков, снимали шапки и куртки, сейчас двое из этих чуваков — юристы, — рассказал уфимец. Он рассказал, чему на самом деле научит подростков «Слово пацана» и почему «казанские», ужасавшие даже братву, с треском проиграли девяностые. За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.

Они публикую видео со своих «сходок», а также заявляют, что не намерены делиться «властью» с другими. В своем канале они также обсуждали принципы боя с соперниками — по словам участников сообщества, в драках не должно быть правил, «кроме тех, что издавна существовали». После того как о них начали писать СМИ, группировки закрыли доступ к своим Telegram-каналам от посторонних. В пресс-службе ведомства сообщили, что пока заявлений в полицию в связи с активностью группировок не поступали, в органы здравоохранения за помощью также никто не обращался. С такой идеей выступила уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. Она заявила, что родители направляют властям сигналы о том, что дети решили воссоздать «бандитскую романтику» в регионе.

Молодежь во многом романтизирует сериал и его героев, не подозревая, что стоит за судьбами реальных людей. В сети появился видеоролик, который рассказывает о реальных участниках ОПГ из Казани с их реальными фотографиями. Детских фотографий участников группировок нет, поэтому за основу взяты кадры из пятой серии «Слово Пацана». Напомним, что на сегодня вышло семь серии «Слово пацана».

Группировки казани на карте

В настоящий момент братья Кашаповы живут за границей, а сам ВТОЦ ожидает утверждения решения о ликвидации от Верховного суда Татарстана. Кроме всего перечисленного, 27—28 июля 2013 года в райцентре Нурлат произошел конфликт между местными жителями и кавказцами, закончившийся массовой дракой. Об этом тогда подробно писала местная пресса. В Нурлат даже вынужден был приехать председатель Национально-культурной автономии народов Дагестана в Татарстане Арсен Баланфендиев, чтобы разрядить обстановку. СМИ сообщали, что конфликт на бытовой почве имел подоплеку — передел сфер влияния в криминальной среде: после посадки местного «смотрящего» на его место якобы захотел сесть кто-то из приезжих кавказцев.

Тогда глава МВД по Татарстану Хохорин поспешил объявить , что события в Нурлате были не межнациональным конфликтом, а криминальной разборкой. Правда, это все же привело к отставкам в районном УВД и уходу со своего поста тогдашнего главы Нурлатского района. То, что сейчас министр Хохорин признал наличие этнической преступности к счастью, пока на единственном примере , говорит об одном: никто не может гарантировать, что завтра в Татарстане не появятся другие этнические или этно-конфессиональные ОПГ. Например, предшественник Хохорина Асгат Сафаров относил к ОПГ и исламистские «джамааты», которые действовали в регионе с 1999 года, в своей книге он считает их в определенной степени продолжением «Казанского феномена».

Поэтому появление этнической преступной группировки в Татарстане из числа уроженцев Азербайджана численность азербайджанской диаспоры, по переписи населения 2010 года, составляет 9,5 тыс. Благодатной почвой для этого остаются миграция, коррупция и социальные проблемы, которые в нынешний кризисный период усилились многократно. Пресечение деятельности этнических ОПГ должно стать важнейшим направлением работы для местных силовиков, как и противодействие любым попыткам воскрешения «Казанского феномена».

Однако уже в 80-е годы в Казани действовало около 100 преступных группировок, а радиостанция «Голос Америки» признана иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ сравнивала столицу Татарской АССР с Чикаго 30-х годов. Наиболее известной и, как считают специалисты, первой бандой Казани была группировка «Тяп-ляп», известная в 70-е годы организацией массовых драк и убийств в Казани. В нее входили молодые люди и подростки, жившие в районе завода «Теплоконтроль» на окраине Казани. Микрорайон у завода «Теплоконтроль» начал активно застраиваться в 50-е годы. Помимо работников предприятия, туда переселялись жители окраинных поселков, в том числе из старого криминального района Казани — Суконной слободы, откуда был родом один из основателей банды «Тяп-ляп» — Сергей Антипов по кличке «Антип». Кстати, в Суконной слободе провел свое детство оперный певец Федор Шаляпин. Неофициально штабом «Тяп-ляп» был подпольный спортзал, или «качалка». Там банда обсуждала все свои последующие действия, а также проводила экзамен на «профпригодность» новичков: если после одного удара он не падал, то принимался в ряды «тяпляповцев». Уличный жаргон 6. Период с начала 80-х до начала 90-х называют «асфальтным», так как в то время шли многочисленные «войны за асфальт». Группировки называли «моталками», а позже — «конторами» или просто «улицами». У каждой из них была своя территория: двор, несколько кварталов или даже несколько микрорайонов. У группировок был свой язык. В июле 1988 года в журнале «Огонек» вышел материал под названием «Дрянные мальчишки».

На Западе существует «теория разбитых окон». Суть её в следующем: если окно разбито и не застеклено, то окружающие решат, что всем на это наплевать и никто ни за что не отвечает. Чувство безнаказанности быстро распространится по всей округе, и вскоре будут разбиты все оставшиеся окна, дав сигнал, призывающий уже к более серьёзным преступлениям. Отечественные же социологи утверждают, что лишь небольшой процент населения выбирает для себя законопослушный либо преступный путь, руководствуясь исключительно собственным выбором. Разумеется, есть люди, которые не станут убивать и грабить, даже будучи уверенными, что их не разоблачат, так же как есть и те, кого не удержит от преступления даже перспектива наказания. Но таких — меньшинство. Все остальные соблюдают закон только из страха понести ответственность. Страх тяпляповцы потеряли окончательно, и в 1977 году они начали убивать. Руководил этим процессом вышедший на свободу Хантимиров, под чьим руководством действовало целое звено малолетних бандитов. Первыми жертвами стали те, кто осмеливались заявлять в милицию о проделках участников банды. Но причины для убийства были необязательны: жертвой мог стать любой случайный прохожий. Однажды шестеро бандитов шли к Джавдату домой, но по пути им попался молодой паренёк. Тяпляповцы спросили покурить, парень дал им сигарету, и тут же был забит до смерти — средь бела дня. И всё это до поры до времени сходило им с рук. Закономерен вопрос: а что же делала милиция? Милиция, как могла, пыталась противостоять набирающему силы монстру. Но, как уже говорилось, официально признать существование банды власть отказывалась, суды выносили смехотворно мягкие приговоры, так что львиная доля работы оперативников вылетала в трубу. Костяк группировки состоял из трёх десятков человек, и каждого надо было уличить в конкретных преступных действиях, что сделать очень трудно. Невозможно установить, кто в кого конкретно бросил камень, кто выстрелил, кто ударил прутом. Хотя кое-что всё же удавалось — взять хотя бы тот самый сорванный «пробег» в 1976 году. Кстати, этот срыв всерьёз обеспокоил верхушку группировки, и вскоре милицейского информатора вычислили и убили — зверски, просто растоптали насмерть. Виновных не нашли. После этого за лидерами ОПГ оперативники установили круглосуточное наблюдение. Благодаря ему, во время разбойного нападения с поличным удалось задержать одного из «бригадиров» группировки — некоего Тазетдинова. Антипов тогда лично попытался подкупить свидетелей преступления и был задержан сам. Понимая, что задержание лишь повод для его дальнейшей разработки, в тот же день он сбежал из-под стражи. В любом случае, процесс уже набрал критическую массу, и взрыв был неизбежен. Гром грянул в конце августа 1978 года. В тот день к пешему наряду милиции, патрулирующему территорию в районе «Теплоконтроля», подъехали мотоциклист с девушкой, которые сообщили, что в районе Татарского кладбища их обстреляли из обрезов. По словам потерпевших, стрелявших было человек десять-пятнадцать. Ещё через 20 минут поступило сообщение от водителя ПАЗа: преступники обстреляли его автобус с пассажирами, и снова только чудом всё обошлось благополучно. Стало ясно, что ситуация — чрезвычайная. Из материалов уголовного дела: «31 августа 1978 года в 20. Банда рассредоточилась по обеим сторонам улиц с целью забивать и стрелять в граждан. В результате беспорядочной стрельбы в направлении стоящих на обочине людей были ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции, пытавшихся остановить толпу, один человек Абдулбари Закиров — убит». Кроме того, бандиты тяжело ранили одного из своих — через месяц он скончался в больнице.

По численности «Тукаевские» не уступают «Хади Такташу», говорит один из наших источников. В свое время она объединила две «улицы», сейчас их территория проходит вдоль улицы Павлюхина и проспекта Универсиады. Эти группировки, известные десятки лет назад, до сих пор считаются в криминальном мире действующими, однако их численность оценить сложно, говорят собеседники. Кировский район В Кировский район Казани входит несколько отдаленных поселков города. В каждом из них образовывались местные банды. Юдино — поселок железнодорожников. Местный техникум в свое время стал центром молодежи. В 80-х годах, как и во всей Казани, там зародилась группировка «Юдинские». Точную численность ОПГ представить сложно, так как поселковые банды довольно обособленные. Впрочем, ходят слухи, что сейчас в ее состав может входить от 100 до 400 человек. За последние десять лет члены группировки совершили как минимум пять убийств, считают силовики. Соседствует с Юдино поселок Залесный. Там также существует местная группировка. Пацаны собираются в ночное время, так как днем через поселок проходит большой поток машин и привлекать внимание к себе лишний раз не стоит. Вопрос места сборов, можно сказать закрыт, так как поселок со всех сторон окружен пустырями и лесами. Там с 80-х годов по сегодняшний день действуют местные банды. По некоторым данным, сейчас они объединены в одну и носят общее название «Аракчино». Ближе к центру города находится Адмиралтейская слобода. Местные группировщики называют себя «Адмиралтейкой» или используют более классическое название — «Слобода». Группировка здесь появилась на пике «казанского феномена». Но правила в ней были немного другими. Район полон старых домов. Сейчас во многих расселенных домах незаконно вселяются граждане из ближнего зарубежья, которые тоже не прочь заработать криминальными методами. Тем не менее, в районе осталась местная группировка. ОПГ «Грязь» дислоцируется практически по соседству со «Слободой». В 80-е и 90-е годы между группировками была едва ли не война. Сейчас нападений не наблюдается. И хотя недавно в территории «Адмиралтейки» с использованием охолощенных автоматов схлестнулись две банды, но к «грязевским» никто из участников конфликта отношения не имел. Наши источники сообщают и о рэкете, которым промышляют представители этой ОПГ. Их территория изначально занимала несколько кварталов от улицы Баруди до Кулахметова, от Серова до Фрунзе. По некоторым данным, сейчас они контрлируют куда больше. Численность группировки наши эксперты оценить затруднились. До 2015 года она бурно росла, вымогая деньги у местных коммерсантов. Потом правоохранители положили предел бандитскому беспределу. Тем не менее, в районе сохраняются остатки разгромленной группировки. Источники рассказывают, что они не прекратили заниматься рэкетом. Московский район Московский район, как и его сосед Кировский, в свое время был полон банд и группировок. Чего стоит одна только «Жилка». Эта группировка к середине 90-х была одной из крупнейших в России. Однако подмять под себя всю криминальную Казань ей не удалось. Сейчас былого могущества этой группировки, конечно, нет. Лидеры давно не на свободе. Но криминальная жизнь микрорайона на этом не закончилась. Сейчас на территории Жилплощадки развивается банда молодых группировщиков. За пределами района они, как правило, не действуют. Тем не менее ночная или вечерняя «Жилка» все еще опасна для заезжих гостей. Не стоит забывать и о поселке Левченко, где и сейчас существует некрупная одноименная группировка. В качестве своего обозначения, члены банды использовали аббревиатуру LEV. Впрочем, сейчас ее можно встретить на заборах и стенах в поселке все реже. Там, например, до сих пор существуют группировки «11-й двор», «20-й двор» и ряд других некрупных объединений. К слову, источники говорят, что «11-й двор» сейчас не собирает молодежь. Группировка существует достаточно давно, и нередко сталкивается с другими бандами на чужой территории.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий