Новости что значит удельный князь

Удельные князья, также известные как князья-владимирцы, были членами княжеских династий в Древней Руси, которые правили на разделенных участках территории. В политическом плане князья удельные в XIV веке при всех внутренних противоречиях в целом укрепляли военный потенциал и в определённой. Ими могли стать бывшие удельные князья, знатные и владетельные выходцы из порубежных государств (например, Гедиминовичи), так и потомки из казанских, астраханских и сибирских знатных татарских родов.

Найдено научных статей по теме — 1

  • Киркоров купить билеты на концерт
  • Что такое удельные князья: их значение и роль в истории
  • Киркоров купить билеты на концерт
  • Что такое удельные князья
  • Удельный князь: что это значит и какова его роль
  • Роль удельного князя в Древней Руси

Удельный князь в Древней Руси: значения и особенности

Признаки этого порядка появляются уже в XIII в. Удельный порядок владения - основной и исходный факт, из которого или под действием которого развиваются все дальнейшие явления в истории Суздальской Руси, на котором стал политический быт, складывающийся здесь к половине XV в. Двумя признаками прежде всего обозначилось утверждение этого порядка. Во-первых, прекращается владельческая передвижка князей: они становятся оседлыми владельцами, постоянно живут и умирают в своих удельных городах, которых не покидают даже тогда, когда по очереди старшинства занимают великокняжеский стол. Во-вторых, изменяется порядок княжеского наследования, способ передачи волостей преемникам. В старой Киевской Руси князь не мог передавать своей волости по личному распоряжению даже своему сыну, если она не следовала ему по очереди старшинства; северный князь XIII - XIV вв. В 1249 г. В это же время князья смоленские, деля свою вотчину, обидели младшего брата Федора можайского. Последний ушёл в Ярославль, женился на княжне-сироте и вместе с её рукою получил Ярославское княжество, став таким образом родоначальником новой удельной княжеской линии. Ярослав, третий сын Всеволода III, получил в удел волость Переяславскую, которая после него преемственно переходила от отца к старшему сыну.

В 1302 г. Великий князь московский Семен Гордый, умирая в 1353 г. Таковы признаки, которыми обнаружилось утверждение нового порядка княжеского владения младшими областями в Суздальской земле. Теперь попытаемся выяснить себе историческое происхождение этого порядка. Троюродные, четвероюродные Ярославичи всё ещё живо сознают себя членами одного владельческого рода, внуками единого деда, которые должны владеть своей отчиной и дединой, Русской землёй, сообща, по очереди. Такой владельческой солидарности, мысли о нераздельном владении не заметно в потомстве Всеволода и между близкими родственниками, братьями двоюродными и даже родными: несмотря на близкое родство своё, Всеволодовичи спешат разделить свою вотчину на отдельные наследственные части. Внуки Всеволода как будто скорее забыли своего деда, чем внуки Ярослава - своего. Что было причиной такого быстрого водворения раздельного владения в потомстве Всеволода? Какие условия вызвали это взаимное отчуждение северных князей по владению наперекор родственной близости владельцев?

И теперь прежде всего необходимо уяснить себе сущность поставленного вопроса, как мы поступили и при решении вопроса о происхождении очередного порядка. Княжеский удел - наследственная вотчина удельного князя. Слово вотчина знакомо было и князьям юго-западной Руси прежнего времени и на их языке имело различные значения. Вся Русская земля считалась отчиной и дединой всего княжеского рода; в частности, известная область признавалась отчиной утвердившейся в ней княжеской линии; ещё частнее, князь называл своей отчиной княжение, на котором сидел его отец, хотя бы между отцом и сыном там бывали промежуточные владельцы. При всех этих значениях в понятие отчины не входило одного признака - личного и наследственного непрерывного владения по завещанию. Но мысль о таком владении не чужда была умам юго-западных князей. Князь волынский Владимир Василькович, умерший в 1289 г. Возникает вопрос: считалась ли здесь воля завещателя единственным источником владельческого права? Наследник счёл необходимым созвать в соборную церковь в городе Владимире бояр и граждан и прочесть им духовную больного брата7.

Но летопись не обмолвилась ни одним словом, чтобы объяснить юридическое значение этого торжественного обнародования воли завещателя; сказано только, что духовную слышали все от мала до велика. Требовалось ли согласие бояр и граждан, хотя бы молчаливое, или это было только сообщение к сведению? Город Брест не послушался своего князя Владимира, присягнул его племяннику Юрию, но наследник посмотрел на этот поступок как на крамолу, государственное преступление. Отец этого Юрия пригрозил сыну лишить его наследства, отдать своё княжество родному брату, тому же Мстиславу, если Юрий не покинет Бреста. Мысли об очереди владения по старшинству не заметно. Распоряжение Владимира скрепляется согласием обойдённого старшего Даниловича Льва; Даниловичи обращаются к Владимиру как к местному великому князю; младший двоюродный брат и племянник говорят ему, что чтут его как отца; старший Лев и его сын просят, чтобы Владимир дал ему Брест, наделил их, как прежде великие князья киевские наделяли своих родичей. Самое завещание является не односторонним актом воли завещателя, а рядом, договором его с избранным наследником, которому он посылает сказать: Брат! Всё это - остатки прежнего киевского порядка княжеских отношений. Татищев в своём летописном своде приводит из неизвестного источника циркуляр, разосланный ко всем местным князьям дедом этого князя Владимира Романом, когда он в 1202 г.

Роман предлагал, между прочим, изменить порядок замещения киевского великокняжеского стола, как в других добропорядочных государствах чинится, а местным князьям не делить своих областей между детьми, но отдавать престол по себе одному старшему сыну со всем владением, меньшим же давать для прокормления по городу или волости, но оным быть под властью старейшего брата. Князья не приняли этого предложения. В начале XIII в. Но понятие о княжестве как о личной собственности князя уже тогда зарождалось в южнорусских княжеских умах, только со значением революционного притязания и большого несчастья для Русской земли. В Слове о полку Игореве есть замечательное место: Борьба князей с погаными ослабела, потому что брат сказал брату: это моё, а то - моё же, и начали князья про малое такое большое слово молвить, а сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. В западной России идея по обстоятельствам не развилась в порядок, и трудно сказать, могла ли она там получить такое развитие даже при иных обстоятельствах. Во всяком случае подчинение Литве внесло в тамошние княжеские отношения условия, давшие им совсем особое направление. Как ни успешно шла в Литовско-Русском государстве децентрализация, она не достигла степени удельного дробления. Великий князь держался поверх местных князей, а не входил в их ряды, не был только старшим из удельных, что составляет одну из существенных особенностей удельного порядка в другой половине Руси.

Великие князья литовские жаловали княжения в вотчину вечно или только до своей господарской воли, во временное владение. Первый акт уничтожал очередное владение или предполагал его отсутствие, второй отрицал самую основу удельного порядка, и оба низводили жалуемого владельца в положение служилого князя, соединяясь с обязательством:... Но и князь родич-совладелец, и удельный князь по своему юридическому существу не были ничьими слугами.

Это один из положительных моментов, который был достигнут за счет того, что южные земли стали объектом постоянных войн. В результате основное население было вынуждено уйти в северные районы для обретения безопасности. Если к моменту образования государства Удельная Русь северные районы были практически пустынны, то к концу 15 века ситуация уже изменилась в корне. Развитие городов и их обустройство. К этому пункту можно отнести и экономические, духовные, ремесленные новшества, появившиеся в княжествах. Связано это с довольно простой вещью — князья в своих землях были полноправными властелинами, для поддержания которой было необходимо развивать натуральное хозяйство, чтобы не зависеть от соседей. Появление вассалов.

Поскольку единой системы, обеспечивающей безопасность всем княжествам, не было, то слабые земли были вынуждены принимать статус вассалов. Конечно, ни о каком угнетении речи не шло, но и самостоятельности у таких земель не было, поскольку они во многих вопросах были вынуждены придерживаться точки зрений более сильного союзника. Снижение обороноспособности страны. Отдельные дружины князей были достаточно сильны, но все же немногочисленны. В битвах с равными противниками они могли одержать победу, но сильные враги поодиночке могли с легкостью справиться с каждой из армий. Поход Батыя это наглядно продемонстрировал, когда князья в попытке отстоять в одиночку свои земли, не отважились объединить силы. Результат широко известен — 2 века ига и убийство огромного числа русских. Обнищание населения страны. К таким последствиям привели не только внешние враги, но и внутренние. На фоне ига и постоянных попыток Ливонии и Польши захватить русские владения, междоусобные войны не прекращаются.

Они по-прежнему масштабные и разрушительные. Страдало же в такой ситуации, как всегда простое население. Это была одна из причин миграции крестьян на север страны. Так происходила одна из первых массовых миграций людей, которую породила удельная русь. Последствия раздробленности Руси Мы видим, что последствия феодальной раздробленности России далеко не однозначны. Они имеют, как отрицательные, так и положительные стороны. Более того, следует помнить о том, что этот процесс характерен не только для Руси. Все страны в той или иной форме его прошли. В конечном же итоге уделы все равно объединились и создали сильное государство, способное обеспечить собственную безопасность.

Источники пополнения довольно разнообразные, и у историков нет единодушия в их точном определении.

Ими могли стать бывшие удельные князья, знатные и владетельные выходцы из порубежных государств например, Гедиминовичи , так и потомки из казанских, астраханских и сибирских знатных татарских родов. ИсторияРоссии ГалинаШебалдина.

Самое право выбирать место службы, признаваемое в договорных грамотах князей за боярами и вольными слугами и бывшее одной из политических форм, в которых выражалось земское единство Киевской Руси, теперь стало несвоевременным: этот класс и на севере по-прежнему оставался ходячим представителем политического порядка, уже разрушенного, продолжал служить соединительной нитью между частями земли, которые уже не составляли целого. Церковное поучение XIV в. В тех же договорных княжеских грамотах, которые признают за боярами и слугами вольными право служить не в том княжестве, где у них земли, встречаем совсем иное условие, которое лучше выражало собою удельную действительность, расходившуюся с унаследованным от прежнего времени обычаем: это условие затрудняло для князей и их бояр приобретение земли в чужих уделах и запрещало им держать там закладней и оброчников, т. С другой стороны, жизнь при северных княжеских дворах XIV в. Теперь ход дел давал дружине мало случаев искать себе чести, а князю славы. Княжеские усобицы удельного времени были не меньше прежнего тяжелы для мирного населения, но не имели уже прежнего боевого характера: в них было больше варварства, чем воинственности.

И внешняя оборона земли не давала прежней пищи боевому духу дружин: из-за литовской границы до второй половины XIV в. Но сила действительных условий перемогала запоздалые понятия и привычки. Мы уже знаем, что в XII в. В XIV в. Изучая устройство Московского княжества в те века, мы увидим, как сложно было это управление и какому значительному числу людей давало оно хлебное занятие. Но и кормления не были достаточно надёжным источником, разделяли тогдашнее общее колебание политических и экономических отношений. В то время быстро изменялись княжеские состояния, и, за немногими исключениями, изменялись к худшему: одни удельные хозяйства едва заводились, другие уже разрушались, и ни одно не стояло на прочном основании; никакой источник княжеского дохода не казался надёжным. Эта изменчивость общественных положений заставляла служилых людей искать обеспечения в экономическом источнике, который был надёжнее других, хотя вместе с другими испытывал действие неустроенности общественного порядка, в землевладении: оно, по крайней мере, ставило положение боярина в меньшую зависимость от хозяйственных случайностей и капризов князя, нежели денежное жалованье и административное кормление. Так служилый класс на севере усвоял себе интерес, господствовавший в удельной жизни, стремление стать сельскими хозяевами, приобретать земельную собственность, населять и расчищать пустоши, а для успеха в этом деле работить и кабалить людей, заводить на своих землях посёлки земледельческих рабов-страдников, выпрашивать землевладельческие льготы и ими приманивать на землю вольных крестьян.

И в Киевской Руси прежнего времени были в дружине люди, владевшие землёй; там сложился и первоначальный юридический тип боярина-землевладельца, основные черты которого долго жили на Руси и оказали сильное действие на развитие и характер позднейшего крепостного права. Но вероятно, боярское землевладение там не достигло значительных размеров или закрывалось другими интересами дружины, так что не производило заметного действия на её политическую роль. Теперь оно получило важное политическое значение в судьбе служилого класса и с течением времени изменило его положение и при дворе князя, и в местном обществе. И остальное общество Верхневолжской Руси во многом было непохоже на прежнее днепровское. Во-первых, это общество беднее прежнего, южнорусского. Капитал, который создан был и поддерживался живой и давней заграничной торговлей киевского юга, на суздальском севере в те века является столь незначительным, что перестаёт оказывать заметное действие на хозяйственную и политическую жизнь народа. Соразмерно с этим уменьшилось и то количество народного труда, которое вызывалось движением этого капитала и сообщало такое промышленное оживление городам Днепра и его притоков. Это сокращение хозяйственных оборотов, как мы видели, обнаруживалось в постепенном вздорожании денег. Земледельческое хозяйство с его отраслями, сельскими промыслами теперь оставалось если не совершенно одинокой, то более прежнего господствующей экономической силой страны; но очень долго это было подвижное, полукочевое хозяйство на нови, переходившее с одного едва насиженного места на другое, нетронутое, и ряд поколений должен был подсекать и жечь лес, работать сохой и возить навоз, чтобы создать на верхневолжском суглинке пригодную почву для прочного, оседлого земледелия.

В связи с этой переменой можно, кажется, объяснить уже отмеченное мною при разборе Русской Правды явление, которое представляется неожиданным. Можно думать, что такая дешевизна денежного капитала была следствием сильного падения спроса на него, когда возобладало натуральное хозяйство. Вместе с тем из строя общественных сил на севере выбыл класс, преимущественно работавший торговым капиталом, - тот класс, который состоял из промышленных обывателей больших волостных городов прежнего времени. В Суздальской Руси ему не посчастливилось с той самой поры, как сюда стала заметно отливать русская жизнь с днепровского юго-запада. Старые волостные города здешнего края. Ростов и Суздаль, после политического поражения, какое потерпели они в борьбе с новыми и малыми людьми, т. Вместе с выходом областного города из строя активных сил общества исчез из оборота общественной жизни и тот ряд интересов, который прежде создавался отношениями обывателей волостного города к другим общественным силам. Итак, с XIII в. Наконец, политическому значению удельного князя соответствовал и уровень его гражданского развития.

Несовершенный общественный порядок успешнее направляет нравы и чувства в своём духе, чем совершенствуется сам при их подъёме. Личный интерес и личный договор, основы удельного порядка, могли быть плохими воспитателями в этом отношении. Удельный порядок был причиной упадка земского сознания и нравственно-гражданского чувства в князьях, как и в обществе, гасил мысль о единстве и цельности Русской земли, об общем народном благе. Из пошехонского или ухтомского миросозерцания разве легко было подняться до мысли о Русской земле Владимира Святого и Ярослава Старого! Самое это слово Русская земля довольно редко появляется на страницах летописи удельных веков. Политическое дробление неизбежно вело к измельчанию политического сознания, к охлаждению земского чувства. Сидя по своим удельным гнёздам и вылетая из них только на добычу, с каждым поколением беднея и дичая в одиночестве, эти князья постепенно отвыкали от помыслов, поднимавшихся выше заботы о птенцахю. При тяжёлых внешних условиях княжеского владения и при владельческом одиночестве князей каждый из них всё более привыкал действовать по инстинкту самосохранения. Удельные князья северной Руси гораздо менее воинственны сравнительно со своими южнорусскими предками, но по своим общественным понятиям и образу действий они в большинстве более варвары, чем те.

Такие свойства делают для нас понятными увещания, с какими обращались к удельным князьям тогдашние летописцы, уговаривая их не пленяться суетной славой сего света, не отнимать чужого, не лукавствовать друг с другом, не обижать младших родичей. Таковы были главные следствия удельного порядка. Их можно свести в такую краткую формулу: под действием удельного порядка северная Русь политически дробилась всё мельче, теряя и прежние слабые связи политического единства; вследствие этого дробления князья всё более беднели; беднея, замыкались в своих вотчинах, отчуждались друг от друга; отчуждаясь, превращались по своим понятиям и интересам в частных сельских хозяев, теряли значение блюстителей общего блага, а с этой потерей падало в них и земское сознание. Все эти последствия имели важное значение в дальнейшей политической истории северной Руси: они подготовляли благоприятные условия для её политического объединения. Когда из среды обедневших и измельчавших удельных князей поднялся один сильный владелец, он, во-первых, не встретил со стороны удельных соседей дружного отпора своим объединительным стремлениям, боролся с ними один на один, пользуясь их взаимным отчуждением, непривычкой действовать сообща; во-вторых, этот князь-объединитель встретил и в местных удельных обществах полное равнодушие к своим измельчавшим и одичавшим властителям, с которыми они были связаны столь слабыми нитями, и, убирая их одного за другим, не вызывал в этих обществах дружного восстания в пользу удельных князей. Всем этим определяется значение удельного порядка в нашей политической истории: он своими последствиями облегчил собственное разрушение. Старая Киевская Русь не устроила прочного политического единства, но завязала прочные связи единства земского. В удельной Руси эти связи окрепли; перемешанные колонизацией местные особенности слились в плотное великорусское племя; зато окончательно разрушилось политическое единство. Но удельный порядок, разрушивший это единство, по характеру своему гораздо менее способен был защищать сам себя, чем предшествовавший ему порядок очередной, и его легче было разрушить, чтобы на развалинах его восстановить единство государственное.

Поэтому удельный порядок стал переходной политической формой, посредством которой Русская земля от единства национального перешла к единству политическому. История этого перехода есть история одного из удельных княжеств - Московского. К изучению судьбы этого княжества мы теперь и обращаемся.

Удельный князь в Древней Руси: значения и особенности

Значение удельных князей в истории. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. В 2-х томах. Удельные князья – это правители территорий, образованных при разделе государства на уделы между наследниками одного князя.

Удельное княжество

Удельное княжество — Википедия с видео // WIKI 2 Великий князь и удельные князья.
Удельный князь: что это значит? Бывшие удельные князья получают служебное положение при великом князе московском.

Удельный князь: что это значит и какова их роль в истории России?

Картина Васнецова двор удельного князя. Удельный князь это в древней Руси. Значение удельного князя в политической системе. Удельный князь играл важную роль в политической системе Древней Руси. Бывшие удельные князья получают служебное положение при великом князе московском. Андрей Иванович, удельный князь старицкий — удельный князь старицкий, младший из сыновей вел. князя Ивана III, род. в 1490 г., † в 1537 г. Со своим старшим братом, в. князем Василием III, прожил в согласии. Значение удельных князей в истории.

Удельный строй в XII-XIII веках: что это такое и как он изменил Россию

Кого называют удельным князем? Уделами назывались те княжества, на которые распалась Северо-Восточная, верхневолжская Русь с XIII века, за исключением княжества Владимирского, что значит — были княжества младших князей. Что означает понятие «удельные князья». Это территория на Руси 12-16 веках, образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств, возникшие на месте Древнерусского государства. удел - требовалось выделить каждому из сыновей князя, а также в порядке наследования, по которому сначала наследовали братья князя, и только потом - сыновья.

Кто такие удельные князья

Князья стремились привлечь к себе ученых и мастеров, чтобы развивать свои княжества. В этот период появились первые княжеские школы и церкви, где обучались и преподавались различные науки и ремесла. Таким образом, особенности удельного строя в XII веке включали разделение земель и власти между князьями, самостоятельность каждого княжества, конфликты и войны между князьями, а также развитие культуры и образования. В этот период князья стали более самостоятельными и укрепляли свою власть в своих княжествах. Одной из особенностей удельного строя в XIII веке было усиление роли княжеской династии. Князья стремились укрепить свою власть и передавать ее по наследству внутри своей семьи. Это приводило к возникновению княжеских династий, которые правили в своих княжествах несколько поколений. Еще одной особенностью удельного строя в XIII веке было увеличение числа княжеств. В этот период происходило разделение княжеских владений между сыновьями, что приводило к появлению новых княжеств.

Это усиливало конкуренцию между князьями и часто приводило к конфликтам и войнам. Также в XIII веке удельный строй в России характеризовался укреплением княжеской власти и централизацией управления. Князья старались установить свою власть над соседними княжествами и объединить их под своим правлением. Это приводило к формированию более крупных княжеств и усилению центральной власти. Таким образом, особенности удельного строя в XIII веке включали усиление роли княжеской династии, увеличение числа княжеств, укрепление княжеской власти и централизация управления. Влияние удельного строя на политическую и социальную жизнь Удельный строй в России в XII-XIII веках оказал значительное влияние на политическую и социальную жизнь страны. Он привел к формированию княжеств, которые стали основными политическими единицами того времени. В политическом плане, удельный строй способствовал укреплению княжеской власти.

Князья становились главами своих княжеств и имели полный контроль над своими владениями.

Постепенно растущее раздробление территории, войны между удельными князьями и стремление каждого из них увеличить свою власть могли привести к кризису в государстве. С целью преодоления этой ситуации, позднее, начинался процесс слияния уделов и объединение русских земель. Таким образом, удельные князья играли важную роль в истории Древней Руси, вносят свой вклад в формирование и развитие государства. Их наследование, управленческие навыки и стремление к расширению своего владения оказывали значительное влияние на судьбу Руси с течением времени. Удельные князья: их роль и значение Роль удельных князей в истории России была весьма значимой.

Они представляли собой своего рода промежуточный звено между центральной властью и местными феодалами. Удельные княжества служили основой для формирования и развития региональных княжеств и государств. Удельные князья выполняли особые задачи: укрепляли границы, охраняли население, управляли торговлей, развивали культуру и учили жителей ремеслам. Они также занимались управлением землями, их развитием и благополучием.

Первоначально удел великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей — великое княжество, возглавившее процесс объединения русских земель в единое государство. С 1330-х до 1480 года московские князья, за редкими исключениями, — держатели ханского великокняжеского ярлыка, за получение которого они боролись с двумя другими крупными княжествами: Тверским и Суздальско-Нижегородским.

С дальнейшим расширением земель Московских князей и централизацией власти к концу XV века стало центром единого Русского государства. А се села: село Талежьское, село Серпоховское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Труфановское, село Ясиновское, село Коломниньское, село Нагатинское», всего около 23 сёл и местечек. Из перечисленных населённых пунктов к настоящему моменту помимо Серпухова упомянут в грамоте как «Серпохов» сохранились Темна ныне Спас-Темня , Ростовец Ростовка , Талежское Талеж , возможно, Лопастна Лопасня, ныне г. При разделении наследства между сыновьями Иван Калита оставляет Москву в совместном владении сыновей «по третям». Часть, выделенная Андрею Ивановичу, изначально не имеет центра. При преемнике, Иване Андреевиче, о правлении которого известно немногое, ситуация не претерпевает серьёзных измнений.

Серпухов в качестве главного города удельного княжества определяется уже после смерти Андрея, при его сыне Владимире Храбром. Первым его князем был Иоанн Иоаннович сын Ивана Калиты , который, став в 1353 великим князем, присоединил его к Москве. Вторым князем был Иоанн, сын Иоанна II, с 1359 по 1364. В 1364 Звенигородский удел как выморочный вновь присоединён к Москве. По духовному завещанию Дмитрия Донского 1389 Звенигородский удел получил его сын, Юрий Дмитриевич, ставший третьим князем удела. За Юрием последовал Василий Косой, затем Василий Ярославич, получивший Звенигородский удел от великого князя в обмен на Дмитров всего лишь на 5 лет.

После шести лет принадлежности к Москве Звенигород снова отдаётся в виде удела Андрею Васильевичу Большому, который был его последним удельным князем 1462—1492.

Предпосылки для объединения княжеств Северо-Западной Руси, укрепление Московского государства. Что стало одним из факторов ослабления Орды? Отсутствие сильного правителя за исключением Тохтамыша , способного удержать страну от внутренних кризисов. С конца XIV века наблюдалось разложение государства, и многие ханы поспешили образовать свои независимые улусы. Подвластные монголам территории также начинали бунтовать, почувствовав ослабление Золотой Орды. Какое государство появилось после распада Золотой Орды? В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в 1428 — Узбекское ханство, затем возникли Казанское 1438 , Крымское 1441 ханства, Ногайская Орда 1440-е и Казахское ханство 1465. После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда перестала существовать как единое государство.

Как происходил распад Золотой Орды? Упорная борьба завоёванных народов и прежде всего русского народа против татаро-монгольского владычества была мощным фактором, способствовавшим падению золотоордынского государства. После победы, одержанной русским народом над войсками Мамая на Куликовом поле, усилился распад Золотой Орды на отдельные ханства. Кто захватил власть в Орде во второй половине XIV в? На самом деле, тут никакого особого разброса нет. Золотую Орду, aka Улус Джучи, населяли, в большинстве своём, различные тюркские народы, и плюс к ним - финские, угорские, отдельные западносибирские и ненадолго, в разные периоды - некоторые другие народности, не оставившие заметного влияния и следа. Какая территория не входила в состав Золотой Орды? Ответ: Русские княжества не входили в состав Золотой Орды, а были в вассальной зависимости. Какая территория входила в состав Золотой Орды?

Какая территория входила в состав государства Золотая Орда? Сколько существовала Золотая Орда?

Удельный князь в Древней Руси: значения и особенности

Территория удельного княжества являлась владением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя , но имели свою монету , учреждения , власть , то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия , сына Ивана IV Васильевича.

Фактически порядок управления землями удельными князьями был сформулирован в 1097 году на съезде в городе Любеч. Каждый владел землёй, полученной от отца.

В рамках последней к началу XIV века появилась московская ветвь князей.

Рисунок В. Верещагина в альбоме «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», 1896, 1097 год был знаменательным для русской истории. События 1096 года, когда половецкий хан Боняк разорил окрестности Киева, убедили Ярославовичей в необходимости съехаться и урядиться. Местом съезда избрали город Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. То были внуки Ярослава Мудрого. В их руках были целостность и благоденствие Руси.

К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве. Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, т. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями. Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве. Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле. В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих. Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй. Когда единство княжеского рода разрушилось, державные права удельных князей не утратили прежней династической опоры, уже вошедшей в состав политического обычая, получившей народное признание; только изменились их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь, но он владел известным уделом, именно тем, а не этим, не как дольщик всеземской верховной власти, принадлежавшей всему княжескому роду, а по личной воле отца, брата или другого родственника. Наследственная власть его не могла найти новой, чисто политической основы в мысли о государе, блюстителе общего блага как цели государства: такая мысль не могла установиться в удельном княжестве, где общественный порядок строился на частном интересе князя-собственника, а отношения свободных лиц к нему определялись не общим обязательным законом, а личным добровольным соглашением. Потому, как скоро утвердилась мысль о принадлежности удела князю на праве собственности, его державная власть оперлась на это право и слилась с ним, вошла в состав его удельного хозяйства. Тогда и получилось сочетание отношений, возможное только там, где не проводят границы между частым и публичным правом. Верховные права князя-вотчинника рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства, и к ним применяли одинаковые приемы пользования, дробили их, отчуждали, завещали; правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались; в этом отношении должность судьи сельской волости не отличалась от дворцовой рыбной ловли, там находившейся. Так частное право собственности на удел стало политической основой державной власти удельного князя, а договор являлся юридическим посредником, связывавшим эту власть с вольными обывателями удела. Князь-родич XII в.. Удельный князь-вотчинник XIV в. Три разряда земель Характер личного хозяина удела с державными правами выражался в отношениях князя к трём разрядам земель, из которых состояла его удельная вотчина. Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца. Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т. Первоначальной и отличительной чертой этого разряда земель было издолье, натуральная работа на князя, поставка на дворец за пользование дворцовой землёй. Чёрные земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам или целым крестьянским обществам, иногда людям и других классов, как это делали и частные землевладельцы; они, собственно, и назывались оброчными. Сложнее кажутся отношения князя к третьему разряду земель в уделе. Весь удел был наследственной собственностью его князя; но последний разделял действительное владение им с другими частными вотчинниками. В каждом значительном уделе бывало так, что первый князь, на нём садившийся, уже заставал в нём частных землевладельцев, светских или церковных, которые водворились здесь прежде, чем край стал особым княжеством. Потом первый князь или его преемники сами уступали другие земли в своём уделе в вотчину лицам и церковным учреждениям, которые были им нужны для службы или молитвы. Таким образом в вотчине великого князя являлись другие частные вотчины. При слиянии прав государя и вотчинника в лице князя такое совмещение прав нескольких владельцев было возможно юридически. Князь, конечно, отказывался от прав частного распоряжения вотчинами частных владельцев и удерживал за собою только верховные права на них. Но так как и эти верховные права считались владельческими и наравне с другими входили в юридический состав удельной княжеской собственности, то появление в уделе земли, принадлежавшей частному владельцу, не мешало князю считать себя собственником всего удела. Так под действием осложнявшихся отношений разделялись различные по природе элементы в смешанном составе удельной княжеской собственности и вырабатывалось понятие об общем верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Князь иногда уступал боярину, вотчиннику в его уделе, вместе с правом собственности на его вотчину и часть своих верховных на неё прав. Отсутствие феодального момента Возникали отношения, напоминающие феодальные порядки Западной Европы. Но это — явления не сходные, а только параллельные. В отношениях бояр и вольных слуг к удельному князю многого недоставало для такого сходства, недоставало, между прочим, двух основных феодальных особенностей: 1 соединения служебных отношений с поземельными и 2 наследственности тех и других.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

  • ЭПОХА РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ
  • Удельный князь: что это значит?
  • Удельное княжество — Википедия
  • Удельный князь - Википедия
  • Происхождение старицкого удела
  • Первый удельный князь

Удельный строй в XII-XIII веках: что это такое и как он изменил Россию

Князь | Средневековье вики | Fandom Удельный князь — это термин, который использовался на Древней Руси для описания отдельного княжества, контролируемого определенным князем.
Удельные князья это Значение удельных князей в истории.

Удельное княжество

Что значит удельный князь. В 1444-1445 гг. мы видим удельного можайского князя союзником Василия. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Удельный князь – это термин, широко использовавшийся на Руси в период с XI по XV века. Оглашение "удельный" имеет корни в слове "удел", что означает долю. Что значит удельная Русь? Удельные княжества (уделы) (от делить) — территории (земли, стороны, страны) на Руси в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей (удельный князь). Бывшие удельные князья получают служебное положение при великом князе московском. Когда удельному князю нужно было разделить свою вотчину между наследниками, географическое размещение населения давало ему готовое основание для удельных делений и подразделений.

Первый удельный князь

Самый этот термин «удел» становится известен в памятниках только с XIV века. Слово это заимствовано из терминологии частного гражданского права : уделом назывался раздел имущества движимого или недвижимого завещателем-отцом между детьми-наследниками. Так, в новгородских купчих XIV—XV веков покупатель пишет, что он купил у продавца «отчину», чем владел отец его — «по уделу отьча своего», то есть по разделу. Потом уделом стала называться доля, по разделу доставшаяся каждому наследнику, всё равно, состояла ли она из движимого или недвижимого имущества. Терминология русской истории. Ключевский , Сочинения: В 8 т.

Что такое слободы? Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Дворяне должны были: служить государю в различных чинах; являться на военные смотры и участвовать в военных походах. Какую сферу отношений регулировало местничество?

Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в? Чем были вызваны эти перемены? К концу XVI века возросшие налоги и неурожаи привели к массовому запустению дворянских владений. Чтобы сохранить налогоплательщиков и рабочие руки в поместьях, был введен запрет крестьянам уходить из вотчин и поместий, так называемые заповедные лета. Также был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян — урочные лета. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Казенные платежи и повинности — это платежи и повинности в пользу государства. Жители белых слобод и дворов не платили государственных налогов в казну, они платили только своим господам. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Я считаю, что Судебник Ивана III положил начало юридического оформления крепостной зависимости крестьян от землевладельцев. Он ограничил право крестьян уходить от своего господина определенным сроком — за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после него. Уходя, крестьянин обязан был выплатить своему прежнему хозяину пожилое. Тягло — это система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности нередко переводившиеся в деньги. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. Налоговая система XVI века предусматривала разделение населения на группы служилых людей, тяглых людей платящих налоги и нетяглых людей не платящих налоги. Размер налога для тяглых людей был разным. Люди тяглые уездные.

В их среде существовало двоякое деление — по юридическому положению обрабатываемых ими земель и по размерам их рабочих сельскохозяйственных сил или средств. По юридическому положению земель различались: 1 крестьяне черные и дворцовые, жившие на казенной государевой земле, прикрепленные к своим участкам или, точнее, к своим сельским обществам, но лично свободные; 2 крестьяне крепостные, поселившиеся на землях частных владельцев и состоявшие в личной крепостной зависимости от них, но не прикрепленные ни к своим земельным участкам, ни к сельским обществам. По рабочим средствам тяглые сельские обыватели также делились на два разряда: 1 крестьяне, обрабатывавшие полные или нормальные наделы, какие были приняты в известной местности по качеству почвы и по густоте населения, и платившие с них полные оклады поземельного тягла; 2 бобыли маломочные крестьяне , подразделявшиеся также на два разряда: одни обрабатывали участки меньшего размера сравнительно с крестьянскими, другие совсем не имели средств пахать, владели только дворовыми усадьбами и жили сельскими промыслами или ремесленным трудом. Соответственно и крестьянское тягло падало на них в уменьшенном размере. Думаем, сравниваем, размышляем 1. Какой была структура российского общества в XVI в.? Урочные лета — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах. Способствовала ли такая система управления развитию России? Крестьянские общины — это самые низкие ступени административной единицы.

В России для крестьян, подчиненных государю, они появились в XVI веке с учетом традиций общинных связей. Они создавались по инициативе государства, которое преследовало внутриполитические цели. Государство не собиралось взаимодействовать с крестьянином как личностью — гораздо проще объединять крестьян в общины, наделять их полномочиями самоуправления и взаимодействовать именно с общиной, собирая тягло с общины, в которой сбор тягла гарантировался круговой порукой.

Управление: Удельные князья осуществляли управление своими владениями. Они вводили законы, собирали налоги, распределяли землю между своими подданными, решали споры и конфликты. Это позволяло им поддерживать порядок и стабильность в своих территориях. Экономическое развитие: Удельные князья занимались развитием сельского и городского хозяйства на своих землях. Они строили новые поселения, развивали ремесла и торговлю, привлекали к себе земледельцев и ремесленников.

Таким образом, они способствовали укреплению экономической базы своих княжеств и повышению благосостояния их жителей. Удельные князья были важным звеном в политической, оборонной, управленческой и экономической системе средневековой Руси. Они играли ключевую роль в сохранении независимости и целостности русских земель и способствовали развитию русской государственности. Роль удельных князей в формировании государственности Руси Удельные княжества были связаны между собой брачными союзами, военными союзами и дипломатическими соглашениями. Это позволяло удельным князьям объединять свои силы в борьбе с иностранными врагами и вести совместные войны. Однако также существовала конкуренция между удельными князьями за власть и владения, что порой приводило к внутренним конфликтам и разрывам. Удельные князья также выполняли административные функции в своих княжествах. Они определяли законы, собирали налоги, управляли судебной системой и обеспечивали защиту своих подданных.

Благодаря этому, удельные княжества на Руси развивались и процветали, становясь сильными и самостоятельными государствами. Однако роль удельных князей в формировании государственности Руси была двойственной. С одной стороны, они способствовали раздроблению государственной власти, что делало Русь уязвимой перед внешними врагами. С другой стороны, удельные князья вносили свой вклад в укрепление русского государства, формирование его территории и культурного единства.

Удельные князья обязывались также «держать как своих» бояр и слуг вольных, состоявших в служебно-вассальных связях с великими или «стольными» князьями, но имевших вотчины и владельческую «оседлость» в уделах. Удельных князей «отпускали» на княжение обычно в возрасте 15—20 лет. При этом, согласно завещанию отца, ими формально считались дети и отроки фактически любого возраста.

В ряде случаев образование уделов удельных князей происходило ещё при жизни отца. В большинстве княжеств уделы были компактными, в Московском великом княжестве с конца 14 в. Удельные князья являлись высшей административно-судебной инстанцией для подвластного им населения. Дворы удельных князей включали в 14—15 вв. К участию в военных действиях привлекались также «служние люди» удельных князей низших рангов. При удельных князьях существовали собственные боярские думы , в которые входили представители местных родовитых боярских кланов, занимавших главные путно-дворцовые должности в уделах см. Административно-судебное управление на местах осуществляли наместники и волостели , получавшие кормления от удельных князей.

При господстве в 14—15 вв. Во владениях удельных князей шла консолидация местных элитарных групп, горожан, возникали и укреплялись местные церковные корпорации ранняя история Троице-Сергиева , Кириллова Белозерского , Волоколамского Иосифова , Боровского Пафнутиева и многих других монастырей была тесно связана с удельными князьями из московских Рюриковичей , на этой основе происходил культурный подъём, связанный с рождением новых книжных центров вне столичных городов, местных школ иконописи и т. Снижение роли удельных князей в 15—16 вв. В политическом плане удельные князья в 14 в. Ситуация изменилась в 1-й половине 15 в. Военно-политическая борьба в Твери в 1400—1405, 1410—1413 и в 1425 гг. Итогом Московской усобицы 1425—1453 гг.

При этом социальная роль уделов как института, регулировавшего отношения семьи правящего князя, в целом сохранялась: духовная Василия II предусматривала выделение трёх новых уделов его младшим сыновьям и подтверждала с расширением существование удела второго по старшинству сына Юрия Васильевича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий