Однако, необходимо учитывать, что четвертование может быть воспринято по-разному разными людьми. В Англии до 1867 года было принято четвертовать за тяжкие антигосударственные преступления. В 1826 году пятеро декабристов были приговорены к четвертованию; Верховный уголовный суд заменил его повешением. Что значит четвертовать человека. Четвертование. Значение слова «четвертовать». Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами.
Значение слова «четвертование»
В целом, четвертование человека сильно повлияло на современное общество, привнося множество изменений в различные сферы жизни, от работы и образования до социальных отношений и культуры. Роль четвертования в личностном росте Четвертование играет важную роль в личностном росте человека. Оно позволяет развивать и укреплять различные аспекты личности, способствуя гармоничному развитию личности. Один из ключевых аспектов четвертования — развитие физической составляющей личности. Через физическую активность, спорт и физические упражнения человек может развивать свое тело, повышать уровень физической выносливости, укреплять здоровье и повышать иммунитет. Это не только способствует физическому развитию, но и способствует росту самооценки и уверенности в себе, а также формированию дисциплины и настойчивости. Вторым важным аспектом четвертования является развитие интеллектуальной составляющей личности. Через обучение, самообразование и постоянное расширение кругозора человек может развивать свое мышление, умственные способности и навыки. Новые знания и компетенции способствуют саморазвитию, повышению уровня образования и улучшению качества жизни. Третий аспект четвертования — развитие эмоциональной составляющей личности. Через понимание и управление своими эмоциями, развитие эмоционального интеллекта и использование практик саморегуляции, человек может укрепить свое эмоциональное благополучие, повысить уровень эмоциональной стабильности и способствовать развитию эмоционального интеллекта.
Четвертый аспект четвертования связан с развитием социальной составляющей личности. Через учеть внешних отношений, развитие навыков коммуникации и установление позитивных взаимодействий с окружающими людьми, человек может развивать свою социальную компетентность и успешно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах жизни — от работе до личных отношений. В целом, четвертование является процессом постоянного развития и роста личности. Все аспекты четвертования взаимосвязаны и важны для достижения гармонии и успеха в жизни. Какие навыки можно развить через четвертование? Креативное мышление: Четвертование позволяет сформировать и развить творческое мышление. Отсутствие внешних стимулов и шума помогает стимулировать воображение и находить оригинальные решения проблем. Концентрация: Четвертование также обучает концентрации и умению сосредоточиться на задаче. В условиях отсутствия внешних раздражителей, человек получает возможность лучше сконцентрироваться на своих мыслях и задуматься о проблемах более глубоко. Аналитические навыки: За время четвертования можно развить аналитические навыки и умение анализировать информацию.
Способность анализировать ситуацию, выделять главное и понимать причинно-следственные связи полезна в жизни и работе.
Закапывание Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже — только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый».
Обычно местом для казни становилось людное место — центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице — плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи.
Обычно мучительная смерть приходила на 3—4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября. Четвертование При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей.
По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.
Кипячение Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного.
Исторический путь формирования четвертования Первые упоминания о четвертовании можно найти в древнеримской и древнегреческой философии. Здесь оно трактовалось как философская концепция, проповедующая разделение человека на четыре состояния: физическое, эмоциональное, умственное и духовное. В каждом из этих состояний человек испытывает определенные эмоции, проявляет определенные качества и способности. С течением времени история четвертования претерпела изменения. В дальнейшем оно стало ассоциироваться с мистическими практиками и религиозными верованиями. В разных культурах четвертование приобретало свой собственный, индивидуальный смысл и значение.
Но в целом, идея о разделении человека на четыре части оставалась неизменной, хотя само понятие и претерпело некоторые изменения и переосмысление. В современном контексте четвертование человека активно исследуется и преподносится как практический инструмент самопознания и духовного развития. Различные школы и направления философии, психологии и духовности придают этому понятию соответствующий смысл, с учетом современных представлений о человеке и его природе.
Последнее слово католического священника Уильяма Дина, казнённого в 1588 году, было сочтено столь неподобающим, что оратору заткнули рот — так, что Дин едва не задохнулся от кляпа. Иногда от осуждённых требовали признания лояльности монарху или прояснения тех или иных политических вопросов. Перед казнью Эдмунда Дженнингса в 1591 году «охотник на священников» Ричард Топклифф призвал его сознаться в измене. Дженнингс ответил: «Ежели отслужить мессу означает измену — да, я сознаюсь в измене и горжусь ею» — после чего Топклифф, велев Дженнингсу замолчать, приказал палачу столкнуть его с приставной лестницы. Иногда при казни присутствовал свидетель, чьи показания привели осуждённого на эшафот. В 1582 году тайный агент правительства Джон Мандей англ.
John Munday , наблюдавший за казнью выданного им властям католического священника Томаса Форда, публично подтвердил слова шерифа о признании, якобы полученном от самого Форда. Настроения, обнаруживаемые в предсмертных речах, во многом определялись условиями тюремного заключения приговорённых. Большинство священников-иезуитов, несмотря на применявшиеся к ним в тюрьме изощрённые пытки, до конца отрицало свою вину, тогда как высокопоставленные вельможи, напротив, чаще других спешили сознаться в содеянном. Возможно, за скорым раскаянием стоял страх подвергнуться мучительному потрошению вместо обычного отсечения головы, а за внешней покорностью судьбе — тайное убеждение в том, что совершённое преступление хотя и было достаточно серьёзным, всё же не составляло государственной измены. Другой причиной примерного поведения на эшафоте могло быть стремление осуждённых отвести от своих наследников угрозу лишения наследства. Иногда приговорённого заставляли наблюдать за умерщвлением других изменников — часто его сообщников — за несколько минут до его собственной казни. В 1584 году священника Джеймса Белла англ. James Bell принудили смотреть на то, как его компаньон Джон Финч был «разделан начетыре» англ. В 1588 году осуждённых на смерть католиков Эдуарда Джеймса и Фрэнсиса Эдвардса англ.
Francis Edwardes , отказавшихся признать религиозное верховенство Елизаветы I, заставили наблюдать за казнью их единомышленника Ральфа Крокетта. Обычно приговорённых — в одной рубашке, со связанными впереди руками — вешали, по знаку шерифа сталкивая с приставной лестницы или телеги. Цель состояла в том, чтобы вызывать непродолжительную странгуляцию, не приводившую к смерти, — хотя некоторые из казнимых всё же погибали преждевременно так, смерть священника Джона Пэйна, казнённого в 1582 году, наступила почти мгновенно после того, как на ногах у него повисли несколько человек. Отдельных, крайне непопулярных у публики преступников — как, например, Уильяма Хэкета ум. По свидетельству английского юриста, знатока и толкователя общего права Эдварда Кока, последняя требовалась для того, чтобы «показать, что его [преступника] потомки лишены наследства с порчею крови». Казнь Томаса Армстронга. По рассказам очевидцев, в октябре 1660 года убийца Карла I генерал-майор Томас Харрисон, до этого провисевший в петле несколько минут, с уже вскрытым для потрошения животом неожиданно приподнялся и ударил палача, после чего тот поспешил отсечь ему голову. Внутренности казнённого были брошены в разожжённый рядом костёр[К 5]. Голову казнённого установили на салазки, доставившие к эшафоту его единомышленника — цареубийцу Джона Кука, затем выставили в Вестминстер-холле.
Останки Харрисона были прибиты к лондонским городским воротам. Джон Хоутон, казнённый в 1535 году, во время потрошения читал молитву, а в последний момент вскричал: «Добрый Иисусе, что вы сделаете с моим сердцем? Палачи часто бывали неопытны, и процедура казни не всегда проходила гладко. В 1584 году палач Ричарда Уайта попытался извлечь внутренности казнимого, проделав отверстие в его животе — но после того, как «сей приём не возымел успеха, разворотил ему грудь мясницким топором до хребта, самым жалким образом»[К 6]. Гаю Фоксу, приговорённому к казни в январе 1606 года за участие в Пороховом заговоре, удалось перехитрить палача, спрыгнув с виселицы и сломав себе шею. Письменных свидетельств о том, как именно производилось четвертование, не сохранилось, но на гравюре, изображающей казнь Томаса Армстронга 1684 , видно, как палач, разделив тело надвое вдоль позвоночника, отрубает ноги на уровне бедра. Судьба останков Давида ап Грифида описана шотландским писателем и политическим деятелем Гербертом Максвеллом: «правую руку с кольцом на пальце [отправили] в Йорк; левую руку — в Бристоль; правую ногу и бедро — в Нортгемптон; левую [ногу] — в Херефорд. Но голову злодея сковали железом, дабы не распалась на куски от гниения, насадили на длинное древко и выставили на видном месте — на посмешище Лондону». После казни в 1660 году цареубийц, причастных к смерти Карла I 1649 , мемуарист Джон Ивлин написал: «Я не видел самой расправы, но встретил их останки, — изуродованные, изрубленные, зловонные — когда их везли прочь от виселицы в корзинах на салазках».
По традиции останки обдавались кипятком и выставлялись на всеобщее обозрение как устрашающее напоминание о наказании за государственную измену — обычно в тех местах, где изменник устраивал заговор или находил поддержку. Головы казнённых нередко выставлялись на Лондонском мосту, в течение нескольких столетий служившем южным въездом в город. Сохранились описания подобных демонстраций, оставленные рядом известных мемуаристов. По свидетельству Жозефа Жюста Скалигера 1566 , «в Лондоне на мосту было множество голов… Я сам видел их — будто мачты судов, с насаженными на верхушки частями человеческих трупов». В 1602 году герцог Штеттинский, подчёркивая зловещее впечатление, производимое выставленными на мосту головами, написал: «У въезда на мост, с пригородной стороны, торчали головы тридцати джентльменов высокого положения, казнённых за измену и тайные деяния против Королевы»[К 7]. Практика выставления голов казнённых на Лондонском мосту завершилась в 1678 году с повешением, потрошением и четвертованием Уильяма Стэли англ. William Staley — жертвы сфабрикованного дела о «Папистском заговоре». Останки Стэли были отданы его родственникам, поспешившим устроить торжественные похороны — столь разгневав этим коронера, что тот приказал вырыть тело и повесить его на городских воротах. Новое время Другая жертва «Папистского заговора» — архиепископ Армы Оливер Планкетт — стал последним английским католическим священником, подвергшимся повешению, потрошению и четвертованию в Тайберне в июле 1681 года.
Палач Планкета был подкуплен, благодаря чему останки казнённого избежали сожжения; ныне его голова экспонируется в церкви Святого Петра в Дроэде. Тем же способом были казнены несколько захваченных в плен офицеров — участников Второго якобитского восстания 1745. К тому времени палач был наделён известной свободой выбора относительно момента, когда следовало прекращать страдания казнимых, и все приговорённые были умерщвлены до того, как подверглись потрошению. В 1781 году французский шпион Франсуа Анри де ля Мотт провисел в петле почти час, прежде чем его сердце было вырезано из груди и сожжено. В следующем году в Портсмуте был повешен, обезглавлен и четвертован Дэвид Тайри англ. David Tyrie. В двадцатитысячной толпе, наблюдавшей за его казнью, возникла драка за части трупа; наиболее удачливым достались трофеи в виде конечностей и пальцев казнённого. В 1803 году к повешению, потрошению и четвертованию были приговорены Эдуард Деспард и шестеро участников его заговора. Прежде чем преступники были повешены и обезглавлены на крыше тюрьмы Хорсмонгер-Лейн, их усадили на деревянные салазки, запряжённые лошадьми, и по обычаю проволокли несколько раз вокруг тюремного двора.
За расправой, как и в случае с казнью Тайри, наблюдала аудитория, насчитывавшая около двадцати тысяч зрителей. Сохранился рассказ очевидца, описывающий ход казни после того, как Деспард произнёс своё последнее слово: Сие энергичное, но подстрекательское выступление было встречено столь бурными возгласами одобрения, что Шериф, знаком велев Священнику уйти, приказал Полковнику Деспарду замолчать. Осуждённым натянули на глаза колпаки — притом было видно, что Полковник снова поправляет узел под левым ухом; в без семи минут девять был дан сигнал, помост упал, и все они отправились в вечность. Благодаря мере предосторожности, предпринятой Полковником, он, кажется, почти избежал страданий; остальные также не особенно сопротивлялись — за исключением Броутона, самого дерзкого и нечестивого из всех. Вуд, солдат, долго не умирал. Палачи сошли с эшафота и принялись тянуть повешенных за ноги. Пока Макнамара и Вуд висели, с их пальцев упало несколько капель крови. Через тридцать семь минут, в половине десятого, тело Полковника срезали с верёвки, стащили с него сюртук и жилет и уложили труп на опилки, головою на плаху. Хирург, пытаясь отрезать голову от тела простым скальпелем, пропустил необходимое сочленение и кромсал шею до тех пор, пока палач не схватил голову руками и не провернул её несколько раз; лишь тогда её с трудом удалось отделить от туловища.
Ту же церемонию поочерёдно исполнили над остальными, и к десяти часам всё было кончено. Отсечённая голова Иеремии Брандрета — одного из последних английских преступников, приговорённых к повешению, потрошению и четвертованию Шерифы, наблюдавшие за сожжением Изабеллы Кондон англ. Isabella Condon в 1779 и Фиби Харрис англ. Phoebe Harris в 1786 году, намеренно завысили необходимые для казни суммы расходов — по мнению французского историка доктора Симона Девро фр. Dr Simon Devereaux , исключительно из-за отвращения к жестоким спектаклям, на которых вынуждены были присутствовать по долгу службы. Судьба Харрис побудила британского политика и филантропа Уильяма Уилберфорса поддержать законопроект, отменявший практику казней через сожжение; один из пунктов билля, однако, предусматривал анатомическое вскрытие преступников кроме убийц , из-за чего весь законопроект был отклонён Палатой лордов. Тем не менее, после сожжения в 1789 году фальшивомонетчицы Кэтрин Мёрфи[К 8] её приговор был опротестован в парламенте Бенджамином Хэмметтом англ. Benjamin Hammett , назвавшим подобную казнь одним из «диких пережитков нормандской политики». Год спустя, на волне растущего общественного недовольства казнями через сожжение, парламент принял Акт об измене 1790 , устанавливавший для женщин-изменниц казнь через обычное повешение.
За ним последовал Акт об измене 1814 , принятый по инициативе законодателя-реформатора Сэмюэла Ромилли — под влиянием своего друга, выдающегося философа-утилитариста Иеремии Бентама, неоднократно заявлявшего, что карательные законы должны служить исправлению преступного поведения, тогда как суровость британских законов, призванная устрашать потенциальных преступников, напротив, лишь способствует росту преступности. В 1806 году, избранный членом парламента от Куинсборо, Ромилли принялся за исправление законодательства, охарактеризованного им как «наш жестокий и варварский уголовный кодекс, написанный кровью». Добившись отмены смертной казни за отдельные виды воровства и бродяжничество, в 1814 году реформатор предложил приговаривать преступников, виновных в государственной измене, к обычному повешению до смерти с последующей передачей тела в распоряжение короля. Когда Ромилли возразили, что подобное наказание за измену будет менее сурово, чем казнь за рядовое убийство, он признал, что голову трупа всё же следует отсекать — обеспечивая тем самым «соразмерное наказание и надлежащее клеймо». Такая казнь была применена к Иеремии Брандрету — предводителю Пентричского бунта и одному из троих преступников, казнённых в 1817 году в тюрьме Дерби.
Значение слова «четвертование»
Что значит четвертовать человека: смысл и значения данного понятия. Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. ЧЕТВЕРТОВАНИЕ — вид смертной казни в Средние века в России (до конца XVIII в.) и в европейских государствах: рассечение тела осужденного на четыре части или последовательное отсечение конечностей и головы. Четвертование. Что значит четвертовать человека. Дамьен на ложе страданий. В первом значении «четвертовать» означает деление на части или отсчет времени.
Четвертование — особенности и значение в русском языке
Что значит четвертовать человека. Робер-Франсуа Дамьен четвертование. значит казнить, расчленить тело человека на 4 части (соответственно количеству рук и ног). такой вид казни применяли на Руси. ЧЕТВЕРТОВАНИЕ — вид смертной казни в Средние века в России (до конца XVIII в.) и в европейских государствах: рассечение тела осужденного на четыре части или последовательное отсечение конечностей и головы. В первом значении «четвертовать» означает деление на части или отсчет времени.
Что значит четвертовать человека. Четвертование
Людовик XI, по свидетельству историка Анкетиля, приказал четвертовать человека, который собирался его отравить по наущению Карла Смелого. В первом значении «четвертовать» означает деление на части или отсчет времени. Людовик XI, по свидетельству историка Анкетиля, приказал четвертовать человека, который собирался его отравить по наущению Карла Смелого. Домой Навыки и умения Что значит «четвертовать» человека? Четвертование, то есть расчленение тела на несколько частей, было не только способом болезненного убийства, но и лишением человека пути к христианскому спасению. В 1826 году пятеро декабристов были приговорены к четвертованию; Верховный уголовный суд заменил его повешением.
Что значит четвертовать человека. Четвертование
– Четвертование человека, право, не такое весёлое зрелище, чтобы я пришёл присутствовать при нём, не будучи к тому вынужден. казнить путём отсечения от тела рук, ног и головы И если он лишился головы за невзятие крепости, то нас придётся четвертовать. По мнению индийского историка Рама Шарана Шармы: «В тех случаях, когда — как в шутливой присказке „повешен, потрошён и четвертован“ (означающей человека, от которого удалось окончательно избавиться) — слово hanged или hung предшествует слову drawn. Значение слова четвертование, что означает слово «четвертование» в словарях: Словарь Ушакова, Энциклопедический словарь, Словарь Ефремовой, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Поиск значения слова четвертование по 20 словарям. Узнайте, что означает четвертование. Что значит "Четвертовать"? а Певыми люди встретили Разрывание лошадьми и четвертование Разрывание лошадьми Разрывание лошадьми Древние методы наказаний и смертных казней понастоящему разрешено полагать ожесточенными и мучительными.
Четвертование на руси. Что значит «четвертовать» человека? История четвертования
Что значит четвертовать человека. Уильям Уоллес четвертование. Казнь повешение потрошение и четвертование. Либо второй момент, когда человек не задает себе эти вопросы, что значит, его Душа пока проходит опыт относительно матричных программных вещей, либо вопрос еще 3-го измерения. Значение слова четвертование. четвертование в словаре кроссвордиста. Лексическое значение слова четвертовать в толковом онлайн-словаре Кузнецова С. А. Что значит "Четвертовать"? а Певыми люди встретили Разрывание лошадьми и четвертование Разрывание лошадьми Разрывание лошадьми Древние методы наказаний и смертных казней понастоящему разрешено полагать ожесточенными и мучительными. Четвертование — вид смертной казни, при котором тело осуждённого делится на четыре или более частей.
Четвертовали, как правило, за особо тяжкие государственные преступления
Что значит четвертовать человека. Четвертование | Если «четвертовать» значит казнить путём отсечения рук, ног и головы, то говорит ли это о том, что после «третирования» одна из конечностей останется на месте? |
Четвертовать - это ... значение слова Четвертовать | Четвертование — вид смертной казни. |
Значение слова «Четвертовать» | Значение слова четвертование, что означает слово «четвертование» в словарях: Словарь Ушакова, Энциклопедический словарь, Словарь Ефремовой, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. |
Что значит «четвертовать» человека? История четвертования. Как и за что казнили на руси
Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта. Посажение на кол Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Меньшие колы использовали для наказания насильников — им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц. В старину смертная казнь служила не только наказанием для преступников, но и средством устрашения для потенциальных нарушителей закона.
Поэтому ни о какой гуманности и речи не шло. Использовались самые изощренные способы умерщвления, целью которых было заставить человека как следует помучиться перед смертью. На Руси одним из самых мучительных видов казней являлось так называемое «хождение по кругу». Виды казней на Руси Судя по всему, древнейшей формой казни на Руси было повешение. В уставной Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича за 1397 год предписывалось подвергать этой казни татей воров и разбойников , если они будут уличены в преступлении трижды. По Уложению царя Алексея Михайловича повешение назначалось перебежчикам во вражеское войско и шпионам. Но, похоже, более распространенной казнью являлось отсечение головы. Его назначали по любому поводу, если преступление считалось достаточно серьезным. Еще с XIII века применялась казнь через сожжение. Чаще всего ей подвергали людей, обвиняемых в колдовстве, преступлениях против веры или поджогах.
Дипломат и писатель Г. Котошихин в книге «О России в царствование Алексея Михайловича» сообщает: «Жгут живаго за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество, за книжное преложение». Иногда применялась казнь через утопление. Как правило, этот способ использовался при массовых казнях. Так, в 1607 году по повелению царя Василия Шуйского в Москве было утоплено около четырех тысяч мятежников. Их били дубиной по голове, а затем бесчувственные тела спускали под лед в Яузу. Закапывание заживо в землю применялось только по отношению к женщинам, обвинявшимся в мужеубийстве. Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленный свинец или олово. Особенно часто практиковалось это при Иване Грозном, который вообще любил экзотические виды казней. В XV веке на Руси стал применяться такой способ казни, как четвертование.
Известно, что в 1497 году великий князь Иван III приказал казнить таким образом сторонников своего младшего сына, будущего князя Василия III : «казниша их на Москве реке… Руки, да ноги и голову отсекли». В конце XVII столетия получила распространение казнь через колесование: осужденному ломали кости и привязывали к деревянному колесу , где он умирал медленной смертью. В 1696 году таким образом был казнен «немчин Якушка», перебежавший к туркам во время осады Азова. Сажание на кол также применялось на Руси довольно часто, например, к бунтовщикам и изменникам. Если верить византийским источникам, этот вид казни был распространен еще у восточных славян. Расстрел не относился к видам «позорной» казни. Введен он был лишь в 1716 году Воинским уставом Петра I. Но он же узаконил и казнь через «повешение на ребро», которой подвергали воров и разбойников: преступнику вонзали в бок железный крюк, связывали руки и так подвешивали. Через несколько дней он умирал от жажды и кровопотери. Кошмар на Лобном месте Казни совершались, как правило, при большом скоплении народу, о них объявлялось заранее.
В Москве местами для публичных казней являлись Лобное место, расположенное на Красной площади напротив Спасских ворот, и Козье болото там сейчас Чистые пруды. Самые жестокие наказания полагались за государственную измену. Помимо отрубания головы, сажания на кол и четвертования, с обвиняемого могли заживо крюками содрать кожу или сварить в кипятке. Но еще хуже считался довольно редко применяемый на Руси способ казни, известный как «хождение по кругу». Осужденному вспарывали живот, но так, чтобы он не умер сразу от потери крови. После этого извлекали одну из кишок, прибивали к дереву обычно к дубу или тополю и заставляли ходить вокруг этого дерева.
Четвертование, то есть расчленение тела на несколько частей, было не только способом болезненного убийства, но и лишением человека пути к христианскому спасению. Считалось, что душа четвертованного человека не сможет воскреснуть даже после Страшного Суда. Обычный порядок четвертования в России был таков: обреченному на казнь топором отрубали поочередно ноги, руки, а в конце — голову. Так казнили, например, самозванца и бунтовщика 17 века Тимофея Анкудинова и мятежного казака Степана Разина в 1671 г. В других странах обычаи четвертования могли быть иными. К примеру, в Англии каждую руку и ногу осужденного привязывали к лошадям, которых вели затем в разные стороны так, что они разрывали на куски тело преступника. Помимо самого четвертования, Стеньке Разину перед смертью пришлось пережить еще и мучительные пытки: избиения кнутом, ожоги, ужаснейшую пытку водой на голову часами капали ледяной водой. Только после этого Разина казнили на Красной площади. Все провели по правилам: сначала палач отрубил по локоть руки, затем — ноги по колено, и наконец голову. Тело потом бросили на съедение псам, а отрубленные куски накололи на пики и еще несколько лет демонстрировали в Замоскворечье.
Рядом стояла стража, а прохожим разрешалось приносить виновной только деньги, которые затем шли на покупку гроба. Посажение на кол. Подобно четвертованию, применялось в основном к бунтовщикам. Казнь была очень мучительной — под собственной тяжестью казнимого кол медленно протыкал внутренности и выходил между лопатками или из груди. Для увеличения мучений наконечник кола оснащали перекладиной. Представляло собой раздробление всех крупных костей лежащего на земле осужденного железным колесом. После этого колесо устанавливали на шесте в горизонтальном положении, а изувеченное тело казненного клали или привязывали к нему сверху и оставляли умирать от обезвоживания и шока. Эта казнь особенно часто применялась при царствовании Петра I. Сожжение заживо. Специфический вид смертной казни, применяемый за поджоги и преступления против веры. Преступников сжигали на обыкновенном костре, иногда предварительно посадив в железную клетку. Первые случаи использования подобной казни отмечены еще в тринадцатом веке. В конце семнадцатого века сожжение стали применять как наказание за упорство в «старой вере». В качестве ужесточения наказания осужденных окуривали едкими составами или сжигали на медленном огне. Не удовлетворяясь ужасами этих видов смертной казни, на практике им пытались придать еще более устрашающий характер. Время и место экзекуции объявляли заранее, обставляли соответствующим образом, устраивали торжественные процессии до места. Тела преступников или части их тел выставляли на определенный срок на всеобщее обозрение в различных публичных местах. Сто лет, истекшие от появления Судебника 1550-года и до рождения Соборного Уложения 1649-го года, были наполнены неустанной борьбой Московского царства с действительными или воображаемыми антигосударственными элементами. В пору процветания идеи суровой, абсолютной государственности, «лихой человек», преступник, представлялся опасной силой, с которой государственная власть должна была бороться. И Московское государство боролось с «лихими людьми», боролось без устали и без пощады. Неизбежным результатом подобного положения вещей явилось общее повышение масштабов карательной системы, а смертная казнь и вовсе выдвинулась на первый план. Например, после ужасного пожара в столице в 1634-ом году, ее стали применять даже в качестве наказания обычных курильщиков. Неусыпное противостояние с «лихими людьми» достигло своей кульминации в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича. Устрашительный элемент кары пропитывает собой весь этот законодательный памятник. Уложение как будто бы в каждом члене общества видит «лихого человека» и торопиться застращать его угрозами для того, чтобы удержать от преступления. Карательные санкции Уложения постоянно сопровождаются словами: «и другие примут страх» или «чтоб иным на то смотря не повадно было». Здесь же указывается, что наказание преступнику должно осуществляться подобное тому, которое он сам учинил. То есть совершено убийство — Уложение приказывает покарать «смертию же», поджог — преступника сжигают, подделка монет — получи в горло расплавленный металл, изувечил кого-либо — подвергнешься такому же увечью. Количество преступлений, за которые Уложение Алексея Михайловича грозило смертью, оставляет далеко позади все Судебники, — оно дает санкцию на казнь в пятидесяти четырех а по подсчетам некоторых экспертов — в шестидесяти случаях. Если прибавить к этому ряд жестоких наказаний кнутом страшным орудием, от которого очень часто следовала смерть и целый набор членовредительных увечий из-за неразвитой медицины также оканчивавшихся смертным исходом , то фактические границы применения смертной казни могут быть раздвинуты еще шире. Устанавливая смертную казнь за различные преступные деяния, Уложение очень неточно определяет сам род казни. Кроме того совершенно не описан порядок ее совершения, оставляя это на выбор местных властей. В последующие годы выходили отдельные статьи видоизменяющие, дополняющие и развивающие определения, касающиеся смертной казни, установленные в Уложении 1649-го года. Нельзя сказать, что новые законы отличались какой-то последовательностью. Некоторые их них противоречили как Уложению, так и друг другу; вводились новые санкции смертной казни, а уже существующие отменялись, затем вновь восстанавливались и снова отменялись. Однако в целом новые указы особенно принятые в 1653-ем — 1655-ых годах все же несколько смягчили прежнюю строгость и жестокость, определенную сводами Уложения. Как будто законодательство само устрашилось нового кодекса, поспешив принять ряд корректив по ограничению смертной казни в отношении некоторых преступлений. Именно одним из таких смягчающих постановлений и был Указ от 30 октября 1653-го года. Смертную казнь оставили в силе лишь для рецидивистов. А Указ 16 августа 1655-го года и вовсе предписывал «давать живот» всем воровским людям, добровольно покаявшимся и сдавшимся властям. Очень похоже на то, что московское законодательство расписалось в бессилии в деле борьбы с «лихими» и пыталось найти с ними компромисс. Смягчаются и виды смертной казни. Например, Указ 25 мая 1654-го года предписывает заменить мучительное сожжение поджигателей простым повешением. Однако такое направление Российского уголовного законодательства продержалось не долго. Вскоре все снова вернулось на круги своя. Интересующее нас положение об отмене смертной казни для разбойников и воров 8 августа 1659-го года перестало действовать. Именно в этот день по просьбе помещиков и вотчинников появился Указ о восстановлении повешения разбойников, задержанных в понизовых городах. А 11 мая 1663-го года каждому приговоренному разбойнику и вору вместо смерти было предписано отрубить левую руку и обе ноги. В качестве устрашения отрубленные члены прибивали к деревьям вдоль дорог. Очевидно, что эта данная мера, в сущности, и есть смертная казнь, только еще более мучительная по сравнению с повешением. Лишь принятый 24 января 1666-го года закон предписывал вновь казнить воров и разбойников через повешение. Согласно внутреннему содержанию Уложения 1649-го года санкция смертной казни назначалась за следующие деяния: 1. Преступления против веры, в том числе: богохуление, совращение из православия, святотатственная кража, убийство в церкви, а также нарушение литургии. Государственные преступления. Сюда относились: злоумышление против царя, убийство в его присутствии, государственная измена. Преступления против назначенных властей. Здесь фигурируют: убийство пристава из Москвы, открытое восстание, убийство судьи, порча государственной акта или его подложное составление, недозволенный выезд за границу. Преступления против государственных регалий, доходов и имущества казны. Сюда входят: порча настоящих и изготовление фальшивых монет, корчемная продажа табака. Преступления против благочиния и общественного благоустройства. Здесь имеется в виду подбивание граждан к смуте и злоумышления на «затейные дела». Преступления против чести и жизни частных лиц. Отмечаются: убийство матерью ребенка, убийство родителей детьми, мужеубийство, все виды квалифицированного убийства, оскорбление чести женщин, связанное с насилием. Преступления против собственности: поджог, вторичный разбой, третья неквалифицированная татьба. Таким образом, во второй половине семнадцатого века угроза смертною казнью превратилась в излюбленное средство побуждения граждан к повиновению царю. Фразы: «казнить таковых смертью», «быть им в смертной казни», — становятся в ту пору расхожей запретительной формулировкой. И хотя в большинстве случаев эта угроза не приводилась в исполнение, само постоянное появление ее в различных указах наглядно свидетельствует о том, насколько хорошо привился у нас принцип устрашения, как лучший способ заставить граждан подчиняться царским законам. Однако было и негативное последствие повсеместного злоупотребления смертными приговорами. Уже к началу Петровского периода публичные казни превратились в самое обыденное явление в Московском государстве. Общество настолько привыкло, пригляделось к ежедневным зрелищам, что люди перестали ужасаться «нещадных» наказаний. Казни никого не поражали, никого не трогали. Поглазеть на экзекуцию от безделья, казнить преступника, самому быть казнённым — всё это не являлось чем-то выдающимся на сером фоне течения жизни деморализованного общества. Вид телесных и смертных экзекуций с трудом выполнял свою главную цель — цель устрашения. Иностранцы, посещавшие наше отечество, поражались с какой легкостью относились к смерти сами осуждённые. Люди шли в петлю, под топор, на костёр с таким же безмолвным мужеством с каким бы пошли на вражеский строй. Англичанин Перри в очерках о России времен Петра I пишет: «Русские не боятся смерти и ни во что не ставят её. Когда им приводится идти на казнь, делают это беззаботно». Его современник Коллинс, также отмечал, что приговорённые к повешению сами всходят на лестницу, прощаются с народом, надевают на шеи петли и сбрасываются вниз. Другой заграничный путешественник по фамилии Берхгольц наблюдал случай того, как один мужчина, подвергшись колесованию, вынув с огромным трудом раздробленную руку из колеса, вытер ею себе нос и снова спокойно положил на прежнее место. Затем, увидев, что запачкал кровью колесо, снова вытащил раздробленную руку и вытер кровь рукавом». Вот такие были результаты беспощадного господства устрашительных наказаний. Смертная казнь превратилась в заурядную кару, а борьба властей с «воровскими» и «лихими» людьми, с «непочитателями» и «ослушниками» царских указов всё более и более накалялась, порождая новые меры устрашения и новые строгости, которые еще более деморализовали общество, но были бессильны уменьшить уровень преступности. Именно в таком виде вопрос о смертной казни был передан новому восемнадцатому веку, первая четверть которого прошла под знаком Петровских реформ. Любопытно, но царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, никогда не отмечался историками как жестокий и беспощадный правитель.
Такого рода публичная жестокость монархов к тому времени совсем уже вышла из моды. Интересно, что во время казни Пугачева в Москве на Болотной площади собралось много народа, что было делом невиданным и связанным только со всероссийской славой Емельяна. Дело в том, что если в Центральной, Южной и Западной Европе казни были развлекательным ритуалом, всегда привлекавшим улюлюкавшую и одобряющую жестокость толпу, то в России казни обычно проходили при небольшом стечении народа и без его одобрения к казненным принято было проявлять сочувствие. И неожиданную милость к приговоренным к четвертованию народ одобрил, и не только люди «подлые», но и многие дворяне, для которых «большевик» Пугачев был страшным врагом. Тем не менее долго еще гадали, почему палач сначала отрубил голову: то ли потому, что был подкуплен бунтовщиками, то ли от растерянности казнить то прежде не приходилось, да еще таким способом , то ли и правда Екатерина Вторая так велела. Последняя версия кажется правдоподобной еще и потому, что палач «ошибся» дважды — сначала с Пугачевым, а затем и с Перфильевым. До сих пор истинная причина этой ошибки неизвестна. Екатерина старалась стереть из памяти русского общества подробности жизни и смерти Пугачева: его родная донская станица Зимовейская была переименована в Потемкинскую, дом его сожгли, а реку Яик переименовали в Урал. Как и имя Разина, имя его предали анафеме.
Четвертование
четвертовать — Викисловарь | Если «четвертовать» значит казнить путём отсечения рук, ног и головы, то говорит ли это о том, что после «третирования» одна из конечностей останется на месте? |
Что означает понятие «четвертовать человека» | Подвергнуть (подвергать) четвертованию. Отрубленные члены четвертованных мятежников были разнесены по московским заставам. |
«Четвертовать» — что это такое, кто это, значение слова | Четвертование. Что значит четвертовать человека. Дамьен на ложе страданий. |