Новости семья по удмуртски

Приёмная семья для граждан пожилого возраста. Вакчияк гожтоно ачиз семья сярысь но: кыӵе со, кытын улэ, кӧня нылпи семьяын, маин данъяське.

Стыдливое "двуязычие": русский и немного удмуртского в редких бытовых эпизодах

Онлайн-марафон "Вместе по-удмуртски". Для участия в онлайн-марафоне необходимо в течение этих четырех дней снять видеоролик, выполнив следующие условия. Таким образом, традиция «не работать сегодня по удмуртски» не только отражает культурное наследие удмуртов, но и способствует сохранению и преумножению уникальных традиций и обычаев. Проект библиотеки «Давайте поговорим по-удмуртски» направлен на популяризацию удмуртского языка и удмуртской литературы путем создания обучающих видеоуроков.

Пенсионный фонд Удмуртии присоединился к акции "Говорим по-удмуртски"

Соослы коркаос лэсьтоно, бусыосазы ужано но семьязэс сюдоно вал Езд. Мар понна кыл куто семьяослэн йыръёссы? Озьы ик картлы но, солэн кышноез Иеговалы уг оскы ке но, кышнозэ ас улонэзлэсь но юнгес яратоно но со сярысь сюлмаськоно Еф.

Посетители помогут обратиться к специалистам на удмуртском языке там, где висит наклейка "Вераськиськом удмурт кылын" - "Говорим по-удмуртски". Первым участником акции стало управление ПФР в Алнашском районе, где большинство населения - удмурты.

Начальник отдела назначения пенсий в района Лариса Орлова отметила, что люди стали чаще обращаться за консультациями на удмуртском языке, а раньше, по ее мнению, не решались.

Распечатала гримасы и написала полными предложениями по-удмуртски и по-французски, какое чувство выражает человек на картинке. Каково было мое удивление, когда я заметила, что в некоторых удмуртских названиях присутствует часть тела, например: Солэн йырыз кур. Если эти физические реакции не замечать или подавлять, они могут привести к болезням. Практикующий психолог Инга Игнатьева объяснила мне это на удмуртском языке. Жизнь современного человека полна стрессов и имеет бешенный ритм.

При таком режиме трудно замечать свои физические реакции на нескончаемые эмоциональные раздражители. Но для хорошего эмоционального и физического самочувствия очень важно научиться понимать сигналы своего тела на разные раздражители. Однажды у меня заболела голова. Йыр «голова» подумала я и вспомнила, как недавно написала это слово под рожицей, которая выражает злость: Солэн йырыз кур бук. Стала вспоминать, о чем думала до того момента, как заболела голова. И вспомнила!

Короткий момент, когда подумала об очень неприятной и раздражающей ситуации. Когда вся цепочка сложилась, когда я поняла, как я отреагировала на неприятное воспоминание, голова перестала болеть. Так мой родной язык помог мне лучше понимать связь чувств и тела, помог моему мозгу лучше ориентироваться в физических сигналах тела. Когда я написала название чувств по-удмуртски, по-французски и сравнила с финским, русским и английским, то увидела, что в удмуртском языке встречается много глаголов. Примеры удм. Мынам воже потэ.

Я злая. I am angry. Я рада. Я счастлива. I am happy. Мон возьдаськисько.

Мыным возьыт. Мне стыдно. I feel shame. Мон кышкасько. Мон курдасько. Мне страшно.

Minua pelottaa. Мне стало интересно, как связаны между собой глагольное и именное выражение чувств и эмоциональная динамика людей, говорящих на разных языках. У меня нет ответа на этот вопрос. Но у меня есть лингвистические фантазии на этот счет. В литературе об эмоциях говорится, что эмоции нельзя контролировать. Когда возникает эмоция, нужно просто подождать, пока первая физическая реакция спадет.

С прилагательными и французскими существительными это вполне работает: вот человек впадает в одно состояние приобретает состояние , находится там какое-то время, потом оказывается в другом состоянии отпускает состояние. А что происходит, когда переживающий эмоцию человек — это активный субъект подлежащее , а переживаемое состояние — активное действие глагол-предикат сказуемое? Значит ли это, что чувствующий глаголами человек-субъект активно переживает какое-то состояние? Значит ли это, что хоть удмуртоязычный человек внешне выглядит спокойным, его внутренние переживания динамичны и энергичны?

Мы ели их с большим удовольствием, запивая травяным чаем. У Тол Бабая шуба не красная, как у Деда Мороза, а фиолетовая. Удмуртский Дед Мороз ведет активный образ жизни — летом рассказывает детям об истории родникового края и работает на огороде, а зимой готовит подарки и принимает гостей у себя в деревянной избе, учит ребят заготавливать корм для птичьих столовых и мастерить кормушки для птиц. Утро у Тол Бабая начинается с восходом солнца. В этнографическом комплексе мы сразу попали в гости к сказочным героям: Тол Бабай с нами водил хороводы, Лымы Пок снеговик проводил экскурсию по дому последнего алангасара, а мастера пригласили на мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек. Посещение вотчины Тол Бабая завершилось катанием на тарзанке и тюбинге, ледовых горках и катках. Бурановские бабушкиТеплотой и домашним уютом мы были окружены в один из вечеров Зимки, проведенных с этими милыми женщинами. Песни на удмуртском языке поражали искренностью и откровением. У каждой участницы коллектива своя судьба, свои волнения и победы. Неожиданностью для всех зрителей стали рок-композиции Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, а также песни «Битлз», спетые бабушками на удмуртском языке, произведения российских бардов. После «Молитвы» Булата Окуджавы у всего зала были слезы на глазах. Для нас коллектив исполнил, конечно, и хиты, прозвучавшие на Евровидении и сочинской Олимпиаде, но откровением стали фольклорные песни. Как здорово, что у нас есть такие ансамбли! Мы вдоволь наговорились, сделали уйму фотографий и взяли автографы. Краеведческая игра «Ижевские штучки»Каждой команде, чтобы изучить Ижевск и победить в игре, необходимо было оригинально, быстро и креативно выполнить семнадцать заданий. Задача несложная, но на улице минус 20. А наша одежда, честно говоря, была не совсем приспособлена для длительного пребывания на морозе. Поэтому все задания мы выполняли перебежками: от памятника к памятнику, от музея к архитектурному изваянию или кафе. Все задания были оригинальными и интересными, не хотелось упустить ни одно из них. Так, в краеведческом музее мы посетили выставку «На балу у Золушки». Мы ознакомились с экспозицией и отыскали самую маленькую туфельку для Дюймовочки, ее размеры оказались всего лишь 8 мм. Затем мы нашли памятник путешественнику. Оказалось, что этот памятник два раза похищали, и сейчас от него остался лишь фрагмент — чемоданчик.

Видеоуроки удмуртского языка «Давайте поговорим по-удмуртски»

Песянай и песятай — это мама и папа вашего папы. Артем, покажи, пожалуйста. Всех приглашаю поиграть в игру с «Платком. По считалке выбираем водящего, который ходит внутри кругу. Ребята идут по кругу и говорят такие слова Я по кругу хожу, Раз, два, три, четыре, пять, шесть,… Одного не хватает. За кругом ходим воспитатель и кого-то из ребят накрывает платком. Водящий отгадывает.

После того как отгадал говорит это девочка или мальчик. Воспитатель: Хорошо. Скажите, пожалуйста, какое время года? Ребята: Осень.

О традициях, нравственно-духовном и этнокультурном воспитании детей рассказал многодетный отец, координатор Малопургинского филиала АНО «Центр развития и защиты детей «Родительский Комитет Удмуртской Республики» Евгений Коньков. Он вместе со своим творческим коллективом презентовал проект «Душевные вечорки». Ижевска Анну Колчину. Она поделилась опытом организации системной работы с семьями участников специальной военной операции. Заместитель председателя Совета отцов Удмуртской Республики, член Общественной палаты города Ижевска Антон Тактаров рассказал о взаимодействии Совета отцов Удмуртской Республики с образовательными организациями города Ижевска. В завершении форума педагогам и представителям родительского сообщества вручены Благодарности Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики за эффективное патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Удмуртская семья рисунок. Национальные костюмы народов Удмуртии. Удмурты бесермяне внешность. Удмурты Бурановские бабушки. Кострома Евровидение Бурановские бабушки. Бурановские бабушки фото. Семьи Удмуртии гордость России. Фестиваль семьи Удмуртии-гордость России 2020. Отдел по семье Увинский район. Традиционный Удмуртский орнамент Удмуртия. Удмуртский национальный костюм костюм удмуртов. Удмурты мужчины. Удмуртский костюм мужчины. Удмуртская свадьба. Традиционная Удмуртская свадьба. Свадьба удмуртов. Удмуртский свадебный наряд. Карамас-Пельга Удмуртия. Удмуртская изба Карамас-Пельга. Обряд невесты в Удмуртской свадьбе. Деревня Карамас-Пельга. Удмуртский язык. Удмуртские слова. Изучение удмуртского языка. Удмуртский язык учить. Удмуртские Наряды для детей. Удмурты национальный костюм. Удмуртский национальный костюм бесермяне. Бесермяне Уральские народы. Удмуртия бесермяне национальные костюмы. Удмурты финно-угорский народ. Уральские удмурты. Народы Урала удмурты. Удмуртия Национальность удмурты. Удмуртская семья фото. Путешествие семьей по Удмуртии. Удмуртские обряды. Удмуртские Свадебные традиции. Свадебные обряды удмуртов. Свадебные обряды удмуртов Прикамья. Удмуртский свадебный обряд. Удмурты малая народность. Община семья. Конкурс семейных пар. Год семьи в Удмуртии 2024. Финно-угорские удмурты. Удмуртия внешность. Удмурты на Вятке. Удмурты тюрки. Айшон Удмуртский. Айшон Удмуртский головной убор. Удмуртский женский головной убор «айшон». Промыслы удмуртов. Декоративно прикладное искусство удмуртов. Сувениры удмуртов.

Удмуртские Свадебные традиции. Свадебные обряды удмуртов. Народы Вятки удмурты. Праздник толсур в Удмуртии. Традиции удмуртов толсур. Удмуртский новый год. Зимние национальные праздники удмуртов. Удмурты пельнянь. Родина удмуртов. Коми пермяки пельнянь. Удмуртские пельмени. Традиционный Удмуртский орнамент Удмуртия. Удмуртский национальный костюм костюм удмуртов. Удмурты мужчины. Удмуртский костюм мужчины. Свадебные обряды удмуртов Прикамья. Удмуртский свадебный обряд. Удмурты малая народность. Национальный колорит Удмуртии. Удмуртская Республика удмурты. Красоты Удмуртии. Природа Удмуртии. Народы Урала удмурты. Гербер национальный праздник удмуртов. Удмуртия коренной народ. Цифра 7 у удмуртов. Финно-угорские удмурты. Удмурты на Вятке. Удмурты тюрки. Перепечи Удмуртия. Лудорвай перепечи. Вотяки удмурты. Удмуртская кухня национальные блюда перепечи. Удмуртские традиции. Поселения удмуртов. Удмурты воспитание детей. Бесермяне Юнда. Удмуртия бесермяне национальные костюмы. Удмурты финно угры. Карамас-Пельга Удмуртия. Удмуртская изба Карамас-Пельга. Обряд невесты в Удмуртской свадьбе. Деревня Карамас-Пельга. Удмурты внешность 19 века. Традиционная Удмуртская свадьба. Удмуртская свадьба обычаи. Свадебный наряд удмуртов. Национальная свадьба в Удмуртии. Свадьба удмуртов. Свадьба удмуртов обычаи. Марийцы в Пермском крае национальный костюм. Удмурты Пермского края национальный костюм мужской. Уральские удмурты. Культура удмуртов. Невеста у удмуртовудмуртов.

Женщина и президент

Удмурты пельнянь. Родина удмуртов. Коми пермяки пельнянь. Удмуртские пельмени. Традиционный Удмуртский орнамент Удмуртия. Удмуртский национальный костюм костюм удмуртов. Удмурты мужчины. Удмуртский костюм мужчины. Свадебные обряды удмуртов Прикамья. Удмуртский свадебный обряд.

Удмурты малая народность. Национальный колорит Удмуртии. Удмуртская Республика удмурты. Красоты Удмуртии. Природа Удмуртии. Народы Урала удмурты. Гербер национальный праздник удмуртов. Удмуртия коренной народ. Цифра 7 у удмуртов.

Финно-угорские удмурты. Удмурты на Вятке. Удмурты тюрки. Перепечи Удмуртия. Лудорвай перепечи. Вотяки удмурты. Удмуртская кухня национальные блюда перепечи. Удмуртские традиции. Поселения удмуртов.

Удмурты воспитание детей. Бесермяне Юнда. Удмуртия бесермяне национальные костюмы. Удмурты финно угры. Карамас-Пельга Удмуртия. Удмуртская изба Карамас-Пельга. Обряд невесты в Удмуртской свадьбе. Деревня Карамас-Пельга. Удмурты внешность 19 века.

Традиционная Удмуртская свадьба. Удмуртская свадьба обычаи. Свадебный наряд удмуртов. Национальная свадьба в Удмуртии. Свадьба удмуртов. Свадьба удмуртов обычаи. Марийцы в Пермском крае национальный костюм. Удмурты Пермского края национальный костюм мужской. Уральские удмурты.

Культура удмуртов. Невеста у удмуртовудмуртов. Семьи с детьми в Удмуртии. Семья хранитель традиций. Дети в удмуртских национальных костюмах. Удмурты Северные дети. Удмуртская Национальная одежда для детей. Удмуртский «Гырон быдтон» Татарстан. Гырон быдтон Удмуртский праздник.

Пятница, 24 июня 2022 08:26 Видеоуроки удмуртского языка «Давайте поговорим по-удмуртски» Центральная детская библиотека Глазова ведет видеоуроки удмуртского языка для детей. Проект библиотеки «Давайте поговорим по-удмуртски» направлен на популяризацию удмуртского языка и удмуртской литературы путем создания обучающих видеоуроков. Идея проекта выросла из оффлайн-проекта «Удмуртский — язык детства», который в условиях пандемии получил свое онлайн-продолжение. Уникальность проекта в том, что ведущими являются мама и сын, староста удмуртского клуба «Шудбур» Марина Наговицына и ее сын Степан.

Послушали песни и стихи о семье. Ребята с удовольствием подготовили дома рассказы и презентации о своей семье.

Рассказали об увлечениях семей, о том как проводят различные праздники. Вот например Васильева Варя рассказала об удмуртской игре «Сукыр така» Слепой баран , в которую они всей семьёй любят играть, а Антон Карпов рассказал, как они готовятся к Великому празднику Пасха.

Вне зависимости от того, любите вы дождь или нет, он непременно вызывает ассоциации с осенью. Дождь по-удмуртски — «зор», а «зоре» означает «идет дождь».

Тыква- каун Праздновать хэллоуин у удмуртов не принято, но блюда из тыквы у многих всегда в почете, например, тыквенный суп после тяжелого рабочего дня. Тыква по-удмуртски «каун». В разных странах это время прозвали по-своему, например, в Северной Америке его называют индейским летом, а в Сербии и Болгарии — цыганским. У удмуртов все прозаичнее — бабье лето по-удмуртски «покчи гужем», что означает «маленькое лето».

Журавль — тури Есть народная пословица «Месяц сентябрь в дорогу птиц собирает». Журавли улетают в теплые края после «бабьего лета». Если летом нечасто встретишь журавля на природе, то осенью можно увидеть этих птиц, когда они собираются на перезимовку. На удмуртском языке журавль — «тури».

Листья — куаръёс Осенний листопад не может оставить никого равнодушным.

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • Февраль по удмуртски
  • В Госсовете Удмуртии прошёл республиканский форум «С семьи начинается Родина»
  • Тубат Ирина Назмутдинова удмурт семья этикет сярысь | О традиционном этикете в удмуртской семье
  • «По-нашему! По-удмуртски! Вкусно!»
  • Что еще почитать
  • Онлайн-марафон "Вместе по-удмуртски" - Вавожский район

Небольшой словарик удмуртского вам в ленту)

До этого была членом исполкома и хорошо понимала статус этой организации, знала её цели и задачи, сама участвовала в формировании её деятельности. Когда Игорь Николаевич Семёнов принял решение больше не переизбраться на своём посту, возможность выдвижения была у других представителей удмуртского движения. Было много обсуждений кандидатур и попыток самовыдвижения. На мой взгляд, в данный период было очень важно сохранить те традиции, которые уже укоренились в нашей организации, создать условия для преемственности, привлечь молодое поколение. Важно осознание роли нашей организации в сохранении равновесия и стабильности в обществе, в межнациональном пространстве, иметь опыт взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти.

Если к руководству огромной организации, которая представляет интересы всех удмуртов, в том числе проживающих и в других регионах, допустить оппозиционера - человека, настроенного на революцию, на смену всех устоев, то можно потерять всё, что было создано. Создать конфликтную ситуацию просто, сложно выйти из неё с достоинством. Выборы руководителя организации на каждом Всеудмуртском съезде бывают достаточно интригующим моментом, вызывающим пристальное внимание. Каждый раз бывают кандидаты на пост президента ассоциации, выступающие с критикой текущей деятельности, выступающие против всего, что делается.

Не исключаю, что некоторые их них склонны использовать такой мощный ресурс, как общественная организация, в личных политических интересах. Поэтому я понимала всю значимость момента. Моё решение в большей степени было обусловлено, конечно, тем, что в мои силы поверили и бывшие руководители организации. Самым важным для меня было мнение Валентина Кузьмича Тубылова, который 12 лет руководил организацией.

Ведь именно на период его руководства пришёлся основной этап становления «Удмурт кенеш». Опасения по поводу моей кандидатуры были большие, не сомневаюсь, они есть и сейчас, поскольку до этого практически все руководители «Удмурт кенеш» имели солидный жизненный опыт, а также опыт работы на руководящих должностях: Валентин Кузьмич Тубылов в своё время руководил всей нашей республикой, Николай Николаевич Мусалимов был и депутатом Госдумы, и зампредом Правительства Удмуртии, Игорь Николаевич Семёнов возглавлял Госсовет Удмуртии... Тем не менее моя кандидатура на съезде была поддержана большинством голосов, и я искренне благодарна за оказанное народом доверие. Я очень рада, что за минувший со дня выборов год у нас собралась хорошая команда, в организацию пришло много молодёжи.

Не секрет, что порой «Удмурт кенеш» ассоциировалась с людьми пенсионного возраста. Сейчас у нас немало людей работающих, есть политики разных ветвей власти, представители образования, культуры, села, студенты. Мы продолжаем выстраивать партнёрские отношения со всеми национально-культурными объединениями Удмуртии, мы объединены в ассоциацию со всеми основными удмуртскими общественными организациями. Я уверена, что нам надо работать сообща.

Ещё одним важным направлением является работа с удмуртами, проживающими за пределами республики. Летом мы побывали в отделении нашей ассоциации в Санкт-Петербурге. Также в Дни удмуртской культуры выезжали в Кировскую область, в Пермский край, Свердловскую область, в Республики Татарстан, Башкортостан - постарались охватить как можно больше территорий, где проживают удмурты. Во время таких поездок встречались с представителями местной власти, обсуждали проблемы сохранения удмуртского языка и культуры, возможности взаимодействия между регионами.

Конечно, осуществляем всю деятельность при поддержке руководства Удмуртии. Недаром мы подчёркиваем статус нашей организации. Как и прежде, наша основная задача - защищать интересы удмуртов, способствовать всеми возможными способами сохранению языка, культуры и традиций удмуртского народа. Да и сохранению самого народа, конечно.

В шутку мы так себя и называем - Общество защиты удмуртов. Несмотря на то что мы общественники, нас нередко путают с органами государственной власти. Часто люди приходят с вопросами, которые вообще не имеют никакого отношения к нашей организации. Вот только один пример: безработная женщина оказалась в сложной ситуации и за долги по решению суда может лишиться жилья.

Объясняем: «Мы не правозащитная организация, у нас нет специалистов, штатных юристов», а женщина в ответ выдвигает аргумент: «Но я же удмуртка, помогите, а для чего вы тогда?! Мне кажется, такое отношение, безусловно, поднимает статус нашей организации и дорогого стоит. К слову, «Удмурт кенеш» уже не раз воспользовалась правом законодательной инициативы. В 2001 году это был Закон об государственных языках Удмуртской Республики и в 2014-м изменения в Закон »Об образовании в Удмуртской Республике».

В частности, мы выходили с поправкой о введении обязательного изучения удмуртского языка во всех образовательных организациях республики. Но это скорее была попытка поднятия статуса удмуртского языка как одного из государственных языков нашей республики, создания условий для его сохранения. Ведь мера ответственности за удмуртский язык у республики, как гаранта сохранения удмуртского этноса, достаточно большая. В данный момент мы вновь вышли перед депутатами с законодательной инициативой по внесению изменений в Закон о государственных языках Удмуртской Республики.

Искренне надеемся, что в ближайшее время, после проведения всех согласований и процедурных моментов, инициатива найдёт поддержку среди депутатского корпуса. Вместе с тем мы не можем не говорить о своих опасениях: перепись населения показывает, что постоянно идёт сокращение численности удмуртов, в целом - сокращение численности удмуртского этноса.

Жители самостоятельно оплатили замену насоса, хотя дом находится на гарантии, так как муниципалитет и управляющая компания отказались это делать. Хуже всего обошлись с сиротами. Их переселили в квартиры без газовых плит, в дом с протекающей крышей. На скользких железных ступеньках подъезда одна из жительниц дома уже сломала ногу. Детскую площадку во дворе пришлось разобрать, так она при первом же порыве ветра развалилась.

Оставил он после себя добрую память и масштабное по меркам провинциального города архитектурное наследие, с которым обязательно познакомимся. В обязательном порядке заглянем на Дачу Башенина и увидим ярчайший образец прикамского модерна. Дача Башенина — одно из самых красивых и узнаваемых зданий Удмуртии. Деревня Карамас-Пельга — одно из немногих мест, где еще сохранилось практически в первозданном виде язычество удмуртов. Здесь, как и раньше, верят в своих богов и духов, и справляют загадочные обряды, даже с известной долей первобытного эротизма. В первозданном виде здесь сохранились еще и пельмени, которые подают с «лымом» с бульоном и с «женскими языками». Обязательно их отведаем. Также попробуем и специфические ритуальные пельмени — «чумер пельнянь» пельмени с горошками черного перца.

Исследуем главные локации Великого пельменного пути, познакомимся с песней о пельменях, выучим пельменные частушки, пословицы и поговорки. Сундур — небольшая деревня, стоящая на пригорке, рядом с пельменной столицей — Игрой. Именно в Сундуре мы расскажем Вам о том, почему пельмени все же удмуртское, а не китайское блюдо. Здесь же проведем пельменные игрища и поучимся с Вами лепить самые настоящие удмуртские пельмени под рассказ об особенностях удмуртской кухни. А также произведем небольшое чаепитие по-удмуртски. Сибирский тракт — самая длинная дорога в мире. Судя по всему, именно эта Государева дорога стала тем самым маршрутом, благодаря которому пельмени разнеслись по всему белу свету.

Озьы ик картлы но, солэн кышноез Иеговалы уг оскы ке но, кышнозэ ас улонэзлэсь но юнгес яратоно но со сярысь сюлмаськоно Еф. Семьяямы ми кык кузя нылпиос вал — мон но мынам Боб агае.

Февраль по удмуртски

Таким образом, традиция «не работать сегодня по удмуртски» не только отражает культурное наследие удмуртов, но и способствует сохранению и преумножению уникальных традиций и обычаев. Ну если гости изучат этот словарик, то сразу же будут знать по удмуртски больше, чем среднестатистический ижевский абориген. Это, с одной стороны, создает благоприятную ситуацию — молодые люди остаются в селе и продолжают говорить в семье по-удмуртски. Нашим маленьким друзьям — подопечным Сообщества семей слепоглухих, наш досуговый центр решил устроить веселый праздник в деревне, а точнее в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай». Ну если гости изучат этот словарик, то сразу же будут знать по удмуртски больше, чем среднестатистический ижевский абориген. муж, жена, дети.

3 языка подвластны им: мамадышские удмурты свободно общаются на татарском

Если вам понравилось бесплатно смотреть видео тубат. ирина назмутдинова о традиционном этикете в удмуртской семье | удмурт семья этикет сярысь онлайн которое загрузил Куара 20 мая 2022 длительностью 00 ч 26 мин 05 сек в хорошем качестве. Проект «Удмуртский язык для дошкольников». Интерактивная игра Категория «Семья». Выполнила: Романова Татьяна Михайловна, учитель-логопед. Руководитель проекта: Карпова Н.Л., старший воспитатель. с. Вавож, 2016 г. Семья. Песятай-дедушка. табани, которые, как и блины, выпекаются в печи. В Янаульском районе Масленицу по-удмуртски проводили в деревне Новый Варяш Староваряшского сельского поселения. Бадӟым семья. Материал из Воршуда.

Russian-Udmurt dictionary

  • Тубат Ирина Назмутдинова удмурт семья этикет сярысь | О традиционном этикете в удмуртской семье
  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Содержание
  • Что еще почитать
  • Стыд и гордость

Настоящий удмуртский язык

Закон «Об образовании» 1992 года гарантирует гражданам РФ получение образования на родном языке; для этого вводятся региональные стандарты образовательных программ. Активно создаются общественные организации удмуртов,появляются энтузиасты и активисты, ратующие за сохранение родного языка и культуры. Открываются новые школы, в которые преподается удмуртский язык, увеличивается контингент учащихся, изучающих удмуртский. В городах растет интерес к родному языку. Появление Интернета, мобильных приложений и социальных сетей в 1990-е и 2000-е гг.

Удмуртские энтузиасты создают форумы, сайты, группы в социальных сетях, выкладывают в Интернет удмуртские песни, книги и видео, проводят онлайн-мероприятия. Однако одновременно с этим в сельской местности, где более высок процент удмуртоговорящих, происходит упадок: разоряются крупные и мелкие хозяйства, молодежь сталкивается с недостатком рабочих мест. В 2000-е годы нехватка рабочих мест заставляет молодые семьи с детьми переезжать в города, где они оказываются в русскоязычной языковой среде. В сельских школах остается мало учеников, многие классы остаются неукомплектованными, что приводит к закрытию школ.

Соответственно, происходит сокращение числа национальных школ и учащихся, изучающих удмуртский, практически вдвое. Языковые энтузиасты и активисты сталкиваются с недостатком финансирования. В результате, на настоящий момент продолжается сокращение числа людей, осознающих свою принадлежность к удмуртской национальности, а также сокращение числа удмуртоговорящих. Динамику изменения количества удмуртов можно проследить в следующей таблице, сделанной по данным переписей: Перепись 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010 Число удмуртов 514053 606326 624794 704328 713696 746793 636906 552299 По тем же данным, медианный возраст удмуртов на 2010 г.

Это говорит об снижении рождаемости или об уменьшении числа молодых людей, осознающих свою принадлежность к удмуртской нации. Удмуртский язык в образовании Уже после 1960-х годов удмуртский язык не используется как инструмент образования в школе, а является предметом изучения, наряду с удмуртской литературой. Филологические факультеты и педагогические вузы проводят лекции и семинары на литературном удмуртском языке, а также публикуют учебные пособия. В 2010 году удмуртский язык преподавался в 328 школах, в 2015—16 учебном годах это число снизилось до 269.

Из них только 10 школ находились в городах. Даже если говорить только о преподавании удмуртского языка, многим школам не хватает ресурсов. В результате, в некоторых школах в одной группе учатся и дети, говорящие по-удмуртски, и дети, не знающие удмуртского, что сильно снижает качество преподавания. Далеко не все школы могут позволить себе разделить детей на группы в зависимости от владения удмуртским как родным, так как для этого необходимы соответствующие педагогические кадры и методическое материалы.

В вузах преподавание на удмуртском языке ведется на филологических факультетах и отделениях. В области гуманитарных наук, в особенности, филологических специальностей, делаются доклады и выходят научные работы на удмуртском. Другие специальности, в основном, используют в научном общении русский язык. Владение языком городским и сельским населением Удмуртской Республики.

На использование языка в целом оказывает сильное влияние неоднородность национального состава Удмуртской Республики. По данным переписи 2010 г. При этом русские и татары расселены по большей части в крупных городах. В целом, удмуртский язык используется в быту, в земледельческих и скотоводческих хозяйствах, а также работниками учреждений культуры и теми работниками образования, которые специализируются на удмуртском языке.

Отношение удмуртов к родному языку В переписи 2010 г. Этот показатель существенно ниже, чем в 1960-е гг.

Программа праздника продолжилась в удмуртской избе. Каждый ребенок приготовил Весне маленький сюрприз — стихотворение, песню. А потом был вкусный травяной чай с блинами. Во время чаепития участникам праздника предложили познакомиться с внутренним убранством удмуртской избы, предметами быта. На прощанье бабушка Матрена подарила всем необычный подарок — куклу-закрутку. Вот так в игровой форме детям рассказали о традициях и обычаях празднования Масленицы. Благодарим БФ «Со-единение» за финансовую поддержку мероприятия.

Ведь у нас сегодня многое, к сожалению, делается формально, на показ. Вот проводим конкурс среди малышей - маленькие красавицы и богатыри. Да, красиво одели детишек, привезли издалека, разучили с ними удмуртские песенки, стишки, всё это очень трогательно, прямо слёзы от умиления наворачиваются, а спрашиваешь элементарно по-удмуртски: «Как тебя зовут?

То есть язык на уровне заученности, и всё. А общения нет. Откуда пошло такое увлечение?

А в 14 лет я попала в лагерную смену «Шундыкар», организованную молодёжной организацией «Шунды», и вот там я открыла для себя удмуртский мир. Поняла, насколько это интересно, настолько богато, содержательно. В лагере я познакомилась с певицей Надеждой Уткиной, которая была нашим куратором.

Она тогда училась в ГИТИСе и, можно сказать, апробировала на нас все свои знания - актёрское и песенное мастерство. Это было потрясающе интересно! Именно тогда она влюбила меня в удмуртскую песню.

А вообще десять дней в «Шундыкаре» давали нам заряд на целый год: хотелось самообразовываться, пробовать что-то новое, реализовывать себя. Все мы, кто прошёл через «Шундыкар», поддерживаем связь и сейчас. Так вот, благодаря Надежде Уткиной, я запела и начала сама писать песни.

Сейчас времени на это, к сожалению, не всегда хватает. С удовольствием слушаю удмуртские песни по радио, но огорчает то, что репертуар там теперь очень однообразный. Как и на российской эстраде, всё одни и те же исполнители.

Мне кажется, нужно воспитывать слушателя и ставить не только то, что на потребу, как говорится, лишь бы позадорнее. Нужно формировать художественный вкус у слушателей, зрителей. Вообще, это серьёзный вопрос культуры - нельзя государству, власти такие вещи пускать на самотёк.

Монисто, например? И я очень сожалею. Монисто у моей бабушки, как рассказывают, было богатое, серебряное, до пупа.

Бабушка из богатого рода была, их раскулачивали, но монисто сохранилось. Потом по традиции его передали по женской линии, и одна из моих родственниц в 1990-е, во времена дефицита продала его, чтобы купить себе итальянские сапоги и меховую шапку. Тогда национальные вещи вообще никто не ценил, они пылились в сундуках.

До сих пор безумно жалею, что это монисто так безвозвратно ушло. Сейчас можно купить готовые монисто, их делают мастера. Такое монисто мне подарила мама.

Конечно, это уже современная вещь, тем не менее в нашей семье она будет передаваться от поколения к поколению. Бабушка же моя была рукодельница, и я храню всё, что она сделала своими руками. Она мне даже приданое приготовила в своё время: скатерть вышила, наволочки.

После появления в Удмуртии нового праздника - Дня бабушки - была идея воплотить образ бабушки в скульптуре. Но как-то всё осталось на бумаге… - Да, этот проект, к сожалению, приостановился, а общественность, кстати, никак не может успокоиться, что скульптуру бабушкам поставить обещали, но не сделали. К нам в «Удмурт кенеш» тоже такие обращения поступают.

Главное, и скульптура уже разработана, и всем она нравится. Планировалось установить её в сквере Гоголя в Ижевске, но мы бы предложили другой вариант - в Берёзовой роще. Во-первых, там всегда многолюдно, во-вторых, в этом сквере проходит много удмуртских праздников.

Скульптура бабушке смотрелась бы там хорошо. Я думаю, в ближайшее время буду встречаться с министром культуры, чтобы решить этот вопрос. Тем более что ко Дню бабушки мы уже четыре года подряд проводим республиканский фотоконкурс «Моя бабушка».

Вообще мне очень повезло, что мои родственники составили родословную, в которой собраны сведения о предках аж до седьмого колена.

Молодым людям, например, как-то выделиться. Не случайно сейчас очень модно всё удмуртское: удмуртские дискотеки, одежда в стиле этно. Различные национальные конкурсы, фестивали - опять возможность показать себя, свои способности.

Когда выезжаешь за пределы республики, там тоже нужно как-то себя презентовать, и нет ничего лучше, чем рассказать о своём народе, о традициях, о своей республике. Другими словами, если ты умный, ты всегда можешь использовать свою этническую принадлежность как некий бонус и в своей работе, и в общении - везде. У меня, кстати, сейчас мечта - выучить ещё и татарский язык. Но есть и другая крайность, когда люди бьют себя кулаком в грудь и говорят: «Я удмурт!

Я же удмурт! Такого, на мой взгляд, не должно быть. Надо нести свою национальность достойно, без превосходства, но и без самоуничижения. Обёртка, к сожалению, стала важнее.

А мода сегодня есть, а завтра её нет. Мы сейчас в своей деятельности акцентируем внимание на том, чтобы больше использовать какие-то этнографические материалы, знания. К сожалению, многие наши познания поверхностны: мы поверхностно знаем имена Кузебая Герда, Ашальчи Оки, Трофима Борисова. Или взять удмуртский костюм: навешали на себя всё, как сороки, а из какой местности платье, что означает орнамент, не знаем.

Я не против этого интереса, но надо с пониманием относиться к таким вещам. Поэтому хочется глубины, чтобы люди по-настоящему знали свою культуру, традиции, песни. Ведь у нас сегодня многое, к сожалению, делается формально, на показ. Вот проводим конкурс среди малышей - маленькие красавицы и богатыри.

Да, красиво одели детишек, привезли издалека, разучили с ними удмуртские песенки, стишки, всё это очень трогательно, прямо слёзы от умиления наворачиваются, а спрашиваешь элементарно по-удмуртски: «Как тебя зовут? То есть язык на уровне заученности, и всё. А общения нет. Откуда пошло такое увлечение?

А в 14 лет я попала в лагерную смену «Шундыкар», организованную молодёжной организацией «Шунды», и вот там я открыла для себя удмуртский мир. Поняла, насколько это интересно, настолько богато, содержательно. В лагере я познакомилась с певицей Надеждой Уткиной, которая была нашим куратором. Она тогда училась в ГИТИСе и, можно сказать, апробировала на нас все свои знания - актёрское и песенное мастерство.

Это было потрясающе интересно! Именно тогда она влюбила меня в удмуртскую песню. А вообще десять дней в «Шундыкаре» давали нам заряд на целый год: хотелось самообразовываться, пробовать что-то новое, реализовывать себя. Все мы, кто прошёл через «Шундыкар», поддерживаем связь и сейчас.

Так вот, благодаря Надежде Уткиной, я запела и начала сама писать песни. Сейчас времени на это, к сожалению, не всегда хватает. С удовольствием слушаю удмуртские песни по радио, но огорчает то, что репертуар там теперь очень однообразный. Как и на российской эстраде, всё одни и те же исполнители.

Мне кажется, нужно воспитывать слушателя и ставить не только то, что на потребу, как говорится, лишь бы позадорнее. Нужно формировать художественный вкус у слушателей, зрителей. Вообще, это серьёзный вопрос культуры - нельзя государству, власти такие вещи пускать на самотёк. Монисто, например?

И я очень сожалею. Монисто у моей бабушки, как рассказывают, было богатое, серебряное, до пупа. Бабушка из богатого рода была, их раскулачивали, но монисто сохранилось. Потом по традиции его передали по женской линии, и одна из моих родственниц в 1990-е, во времена дефицита продала его, чтобы купить себе итальянские сапоги и меховую шапку.

«По-нашему! По-удмуртски! Вкусно!»

А теперь сами здороваются и прощаются со мной по-удмуртски, хотят узнать как можно больше удмуртских слов и игр. Отделение Пенсионного фонда России по Удмуртии присоединилось к акции "Говорим по-удмуртски", начав обслуживать посетителей на национальном языке, сообщил Финугор 11 марта со ссылкой на пресс-службу местного ПФР. Ребёнок в конце концов начинает говорить, говорит по-русски, удмуртского не знает, родители не начинают заново говорить с ним по-удмуртски. Если, скажем, семья полинациональная, но проживает на территории Удмуртии, то у ребенка больше шансов выучить язык.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий