Надежда Константиновна Крупская (Ульянова) (14 (26 февраля) 1869, Санкт-Петербург — 27 февраля 1939, Москва) — советский партийный и общественный деятель. 85 лет назад умерла вдова революционера Владимира Ленина, замнаркома просвещения РСФСР Надежда Крупская.
Содержание
- Знакомство с Лениным
- Факты из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали в СССР »
- Комментарии к статье (0)
- Кто на завалинке
Венчание с медными кольцами
- 26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты»
- На всю жизнь
- Церковный брак с Лениным
- Славная родословная. Моя Крупская (Осипов Владимир) / Проза.ру
- «Вот и свела судьба»
26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты»
Крупской в области просвещения была направлена к одному: подготавливать людей, способных строить социализм и творить при социализме. Школа должна помочь ребенку, подростку выявить его вкусы, способности, одаренность. И она может это сделать, если правильно будет поставлено преподавание и воспитание в труде. Школа должна воспитывать человека всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать». Для этого школа в Советской стране должна стать политехнической. Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков.
Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Надежда Константиновна умерла 27 февраля 1939 года. Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены. Именем Н. Крупской названа библиотека в Устиновском районе города Ижевска.
Одна из них была создана в с. Бураново в 1925 году. К её открытию причастна Н. С 1920 года председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Её труды по педагогике и истории актуальны по сегодняшний день. Ученики Надежды Константиновны — Н.
Ерашов и А. Худякова — после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ — первой в области. Крупской о создании школ, которые давали бы молодежи не только общие знания, но и агротехнические знания.
Которая к тому же не умела готовить, не хотела создавать уют, не смогла подарить мужу детей - стандартный набор «обвинений», предъявляемых жене Ленина. Но они прожили в браке 30 лет. Значит, было что-то еще, что связывало этих людей?
Надежду нельзя было назвать красавицей, но... Свою внешность Крупская называла «санкт-петербургской»: бледная кожа, светлые зеленоватые глаза, русая коса. Болезнь, со временем исказившая черты, уже начала развиваться, но со стороны это было не заметно. Надежда производила впечатление на многих молодых людей. Меньшевик Суханов писал: «Милейшее создание Надежда Константиновна... Молоденькую Наденьку можно назвать даже красавицей - Это было чисто деловое свидание? Добрачные связи осуждались или были засекречены - как правило, они имели место в высших кругах, где это можно было скрыть.
В революционной среде особым шиком считалось пригласить девушку на революционную тусовку. Надежду Константиновну привели на встречу со Стариком - такое прозвище было у Ленина - с той же целью. Мы привыкли смотреть на Владимира Ильича как на памятник с Финляндского вокзала с вытянутой рукой, но тогда это был достаточно робкий юноша 24 лет. И Владимир Ильич действительно ею увлекся. Но когда его заключили в тюрьму и понадобился человек для связи с ним, он выбрал Наденьку. Как писал Ленин, она угадывала каждое его слово. Часто говорят, что они поженились по партийному приказу.
Предложение Владимир Ильич сделал перед отправкой в ссылку в Шушенское. Звучало оно так: «Не хотите ли вы стать моей женой? Вне брака она не могла жить с Ильичем под одной крышей. Кстати, в Российской империи положительно относились к браку заключенных: считалось, человек остепенится и уйдет из революции. Повенчались Ленин с Крупской в Шушенском. До революции ее больше знали по партийным кличкам: Рыба, Минога, Онегина, Рыбкина... Но любой человек, который бывал в Шушенском, скажет, что завести там тайный роман невозможно.
Любая отлучка - тут же находились местные крестьяне, которые докладывали куда нужно. За всеми политическими следили. Скажем, об охоте Владимира Ильича мы знаем больше, чем об охоте некоторых князей.
Николаева секретарь Всесоюзного центрального совета профсоюзов , Архангельское Подмосковье , 1936 Главная женщина, главная любовь в жизни Ленина — это была революция В 1910-м году в Париже Владимир Ильич познакомился с Инессой Арманд, потрясающей женщиной с французской и отчасти английской кровью. Пятнадцатилетней она уехала в Россию, поскольку не на что было жить во Франции, и оказалась учительницей — молоденькой, очаровательной учительницей — в семье купцов Армандов, учила языкам, являлась носителем французского языка. И очаровала старшего сына Александра Арманда, вышла за него замуж, родила четверых детей. Всё замечательно: курорты, отдых, заводы Армандов.
Но она влюбляется в младшего брата — Владимира Арманда, который увлекался социалистической литературой, и уходит жить с ним, рожает и от него сына. Причем надо отметить, что ее муж она оставалась в браке дал этому ребенку от брата свое отчество, содержал и опекал его. Дальше было так: Инессу Арманд сослали за революционно-социалистическую деятельность в Архангельск. Ее возлюбленный, младший брат Владимир Арманд, поехал за ней в Архангельск, но затем, поскольку у него открылся туберкулез, уехал за границу. А Арманд бежит за ним из ссылки, и возлюбленный умирает у нее на руках. В 1910-м году она уже свободна, и тут встречается Владимир Ильич. Он был сразу потрясен этой женщиной — красивая, обворожительная, энергичная.
И было о чем с ней говорить. Понимаете, Крупская поддакивала, восхищалась, поддерживала, а эта могла возразить, не отрывая влюбленных глаз. И он доказывал, и ему это нравилось, и ей нравилось. Такая парижская встреча. Инесса Арманд Есть воспоминания Коллонтай если Коллонтай можно верить о том, что Надежда Константиновна предложила разойтись, но Владимир Ильич был против, сказал: останься. Судя по разным документам, в том числе по дневнику Арманд, причина была в том, что авторитет революционного вождя, интересы революции Ленин ставил выше своего чувства к Инессе Арманд. А Крупская все-таки создавала быт.
Она была прекрасным личным секретарем, вела весьма обширную переписку ЦК. Арманд же могла еще ребенка родить. Вот возись с этим ребенком, воспитывай, корми, няню и гувернантку содержи, лечи и образование дай. Инесса являлась совершенно другой женщиной, к тому же склонной к свободной любви. Причем есть ощущение, что Арманд даже не возражала бы жить втроем с Надеждой Константиновной. Но Ленин был против. Он попросил Инессу Арманд прислать всю переписку.
И в основном их переписка уничтожена Лениным. Но кое-что осталось. Завалялось письмо, где он пишет, что покрыл бы ее тысячей поцелуев. Есть дневник Арманд, где она пишет о горячем чувстве, о страсти к Владимиру Ильичу. Кстати, в архиве из дневника Арманд несколько страниц вырезали. И изъятое — не политика, политически они были абсолютно близки. Значит, что-то интимное.
Но когда грянула революция, Владимир Ильич отстранил любимую женщину. То есть главная любовь в жизни Ленина — это была революция. Вот так. Именно поэтому он победил. Он сконцентрировался полностью, и отношения с Инессой возобновились только после ранения 30 августа 1918 года, когда было покушение на заводе Михельсона, когда Ленин взглянул в лицо смерти. И будучи раненным, — а сначала думали, что он может умереть, — он захотел увидеть Инессу. И она пришла, и она была рядом.
И у них возобновились отношения… Затем так получилось Владимир Ильич это очень переживал , что он сам «помог» Инессе уйти из жизни. Она плохо себя чувствовала, очень устала и хотела поехать во Францию, но он отговорил ее ехать туда, сказал: «Тебя там могут арестовать, поезжай на Кавказ, я все организую». И организовал, и сам звонил, и требовал создать особые условия, и всё сделали. Но холера.
Она не была сверхпорочна, но была вызывающе чувственна. И Крупская увидела: они безумно симпатизируют друг другу, Инесса и ее муж. История умалчивает, как Надежда Константиновна пережила это открытие. Судя по всему, болезненно. Но, как мудрая женщина, она предпочла... И подождать.
Она давно уже проводила ночи одна. Муж был болен страстью к одной женщине — революции. Арманд же была той, которая могла сделать Володю чуть счастливее здесь и сейчас. Она принимала соперницу, садилась с ней за общий стол, сохраняла спокойствие. Арманд тоже видела в Крупской черты, достойные восхищения. А ее поведение... Нет, Инесса бы так не смогла. Она не могла любить кого-то больше, чем себя. Крупская — могла. И Инессе не оставалось ничего, кроме как восхищаться женой любимого мужчины, втайне, возможно, укорять себя за неумение отказываться от соблазнов.
И… продолжать это танго втроем. Иногда она плакала, видя свое отражение. В отчаянии она поставит на свой стол фотографию Арманд и будет рассматривать ее, терзаясь своим внешним несовершенством. В какой-то момент струна внутри лопнет. Зачем продолжать эту муку? У нее участились истерики, срывы. Надежда Константиновна предложит мужу расстаться. Такого изумления на лице у Володи Надя не видела никогда. Как — расстаться?! Надя, ты что?
И потом, что скажут товарищи?! На партийных делах наш разрыв никак не отразится. Ты моя жена. Надюша, прекрати ревновать, это глупо. Просто так больше продолжаться не может. Она вышла, мягко закрыв за собой дверь. Он остался один — раздавленный неожиданным поворотом событий. Позже он скажет жене кратко: Инесса с нами в Швейцарию не поедет. Это было его решение. Надя просто кивнет в ответ.
Инесса не поехала, да. Но что творилось с Володей… Надя знала: он пишет Арманд каждый день. Мука была беспрерывна. Но Надежда Константиновна понимала и другое: Володя не может, не хочет и не готов остаться без нее. В незримой схватке между красотой и обыденностью все равно побеждала она, Надежда… Оставалось смириться и признать, что для каждой женщины в жизни Ильича была отведена особая роль. После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК.
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
Крупская, Надежда Константиновна — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. |
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской | Надежда Константиновна Крупская (Ульянова) (14 (26 февраля) 1869, Санкт-Петербург — 27 февраля 1939, Москва) — советский партийный и общественный деятель. |
150 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской | Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье. |
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти | КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). |
Поход на молодежь / | В связи с этим представляется весьма актуальным обращение к созидательным воспитательным идеям Надежды Крупской, внимательное прочтение и анализ ее великого педагогического наследия. |
Придумала пустышку
- Надежда Константиновна Крупская | Истограф
- Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской? / На тему дня / Журнал
- Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
- Надежда Крупская - биография и жизнь жены Ленина
Первая вдова СССР
Надежда Константиновна Крупская | Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина. |
Коварная болезнь убила всю красоту Надежды Крупской и лишила женского счастья | 2023-12-16 | российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания. |
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. 1. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. Из отчета тюремного врача: «Арестантка Надежда Крупская похудела, ослабла в результате расстройства пищеварения, не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения».
Крупская Надежда Константиновна
Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье. В историю Надежда Крупская вошла как верная соратница своего супруга Владимира Ленина. Надежда Константиновна Крупская в молодости, по свидетельствам очевидцев, была довольно привлекательна. Надежда Крупская, 1936 год / Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье.
26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты»
Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. В 1929 году Надежда Крупская обратила внимание на такое явление, как рецидив, или возвращение неграмотности. Официальная биография Надежды Константиновны Крупской – жены вождя – известна нам до мельчайших подробностей.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны. Крупская — чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения. Цитата: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером.
Дворец пионеров превратился в Дом творчества детей и молодёжи «На Стопани», что уже нелепо, поскольку имя этого революционера-«искровца» из названия переулка исчезло. Как, впрочем, исчезло и имя Крупской с вывески этого детского учреждения, в создании которого она сыграла далеко не последнюю роль. Всё «завертелось» в начале 1938-го, а уже к декабрю того же года она была открыта. Инициатор создания нашей библиотеки Иван Григорьевич Семёнычев был хорошо знаком с Надеждой Константиновной. В связи с тем, что Объединённую библиотеку институтов красной профессуры, директором которой он был, ликвидировали, у него родилась идея создать крупную историческую библиотеку путём слияния фондов библиотеки красной профессуры с библиотекой Исторического музея. С этой мыслью он и пришёл к Надежде Константиновне. Она сказала, что мысль замечательная, однако со зданием, по всей видимости, будет трудно. И тогда Семёнычев, подкреплённый этим одобрением Крупской, написал письмо Сталину, в котором изложил концепцию организации новой библиотеки. И сразу ему звонок из аппарата ЦК партии: товарищ Сталин идею поддержал. Дальше все события развиваются стремительно. В феврале создаётся специальная комиссия, в которую входит Крупская. А в марте готово постановление Политбюро об организации исторической библиотеки. Но всё тормозил поиск здания. Перебиралась масса вариантов. Задействован был Моссовет. В конце концов было выбрано здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков в Старосадском переулке. На машинах сюда были перевезены книги из Исторического музея и остальные. Вот у меня в руках документы о выделении для оборудования библиотеки линолеума и ковровых дорожек, что в ту пору было большим дефицитом. По воспоминаниям директора Кировской областной библиотеки им. Герцена Клавдии Михайловны Войханской, начинавшей свой трудовой путь у нас в Историчке, однажды во время переезда она работала с коллекцией книг по истории Москвы известного московского купца — мецената, коллекционера и библиофила Алексея Петровича Бахрушина после его смерти коллекция была пожертвована Историческому музею. И вдруг видит, к ней на этаж поднимается Надежда Константиновна, которая сразу же обратила внимание на эти книги, проявив при этом очень хорошее знание московской истории, что для уроженки Санкт-Петербурга было довольно-таки удивительно. Добавлю, что к 150-летию Крупской у нас в библиотеке была организована большая выставка. Должны быть доступны каждому Любовь ХАЙЦЕВА, заведующая отделом Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук: — Не одно десятилетие специалисты сектора библиотечной истории нашей Ленинки занимались подготовкой сборников «Ленин о библиотечном деле» и «Крупская о библиотечном деле». В советское время эти труды не раз переиздавались. Тогда они были доступны каждому. Они стали и предметом научных изысканий. А вот в наше время мы столкнулись с тем, что этих работ порой не найти даже в крупных библиотеках бывших республик СССР. А интерес к ним есть. Исследователи из Средней Азии, Армении, Прибалтики приезжают к нам в библиотеку, где хранится обязательный экземпляр каждого издания, для того чтобы ознакомиться с этими книгами. В их странах, похоже, слишком уж лихо освободились от библиотечных фондов советской поры. Думаю, что сегодня самое время поставить вопрос о доступности основополагающих произведений Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской, чтобы они были представлены в электронной библиотеке РГБ и в системе национальной электронной библиотеки. Остра она, к сожалению, не только в бывших союзных советских республиках за пределами России, но также в нашей стране. Ведь и у нас после августа 1991 года началась своего рода «чистка» библиотечных фондов от изданий советского периода, и она в большей или меньшей мере продолжается. А результат? Очень печальный! Людям становятся недоступны не только работы классиков марксизма-ленинизма, но и выдающиеся произведения художественной литературы советского периода: «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» и другие. Если же учесть, что их нет теперь и в школьных программах по литературе, то очевиден огромный урон в деле воспитания новых поколений. Согласитесь, это не что иное, как «декоммунизация по-российски». Но чем же она лучше украинской «декоммунизации»? То же самое... Всё правильно, одними заклинаниями тут вряд ли что сделаешь. И сразу вспоминается чуть позже поясню почему , как ещё в 1924 году, выступая на XIII съезде РКП б , Крупская убеждала, что социализм невозможен без культурного подъёма деревни. Это не осталось только словами, а стало одной из основ культурной политики и строительства Советского государства. Могу о том свидетельствовать. По долгу службы часто бывал в сельских клубах и домах культуры, библиотеках и краеведческих музеях глубинки. Они были повсюду. И практически всегда там было что-то интересное: где-то выставка самодеятельных художников, где-то концерт сельских музыкантов или спектакль народного театра, где-то встреча писателей с читателями… Так вот, по-моему, о патриотизме можно говорить только тогда, когда человек живёт на земле не только своим огородом, а когда он трудится среди интересных и талантливых земляков, когда чувствует, что он один из них, когда люди объединены сотворчеством на клубной сцене, сопереживанием в зрительном зале, где обычно собирались чуть ли не всей деревней. А уж на праздник или смотр художественной самодеятельности всегда приглашали всю округу. В таком вот добром общежитии и зарождается атмосфера людского единения в своей любви к Родине, которая от одного села к другому связывает страну, делая её сильнее и богаче. Крупская это понимала. А вот российская буржуазная власть определённо нет. Чем примечательна культурная политика на селе сегодня? Разве что посиделками «на троих» с матерщиной на развалинах тех самых советских клубов и библиотек… Деревня деградирует и вымирает. Отсюда и «патриотизм» соответствующий. Крупской: — Надежда Константиновна была у нас в библиотеке дважды. И не без пользы. В 1920-е годы библиотека делила здание со студенческим общежитием. А после того, как Крупская узнала, что посетителям здесь тесно, потому как библиотека работала в основном читальным залом, она добилась, чтобы Наркомпрос принял решение перевести общежитие в другой дом, а освободившиеся помещения передать библиотеке. Таким образом, появилась возможность открыть абонемент для детей младшего возраста. В этом как раз и был один из принципов Надежды Константиновны — возрастной подход к работе с читателем. Этому принципу работы в нашей библиотеке верны и поныне. К юбилею Надежды Константиновны и к столетию нашей библиотеки мы провели у себя «круглый стол» и организовали экспозицию, в которой широко представлены работы самой Крупской и публикации о ней. Например, в «Крестьянке» — журнале, инициатором издания которого она как раз и была. Если взять педагогическую ипостась деятельности Надежды Константиновны, то она очень серьёзное внимание уделяла развитию технических профессий, как того требовало время большой индустриализации. И наша библиотека была одним из таких опытных учреждений, на базе которого работали детские кружки: переплётный, авиамодельный и т. Техническое творчество через книгу — таков был их девиз. Важно, отмечала Надежда Константиновна, что в таких кружках развивается в детях коллективистское творческое начало.
В советское время её биографию постоянно правили, идеализировали, чтобы она полностью соответствовала политическому моменту, а на рубеже 1990-х годов злопыхатели, поливающие грязью всё советское, добрались и до неё. Мы постараемся рассказать о ней объективно. Путь в революцию Надежда Константиновна родилась в Петербурге в обедневшей дворянской семье. Отец её, Константин Игнатьевич, отставной офицер, умер в 44 года от туберкулёза. Вся тяжесть воспитания дочери легли на мать, Елизавету Васильевну, которая, несмотря на финансовые сложности, определила дочь в частную женскую гимназию княгини А. Оболенской в Петербурге. По некоторым источникам, Надежда окончила её с золотой медалью, правда, эту медаль никто не видел. Крупская, 1890-е гг. По окончании гимназии девушка год проучилась на Бестужевских курсах, но увлеклась революцией и вступила в студенческий марксистский кружок, а с 1891 года в течение пяти лет до первого ареста преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Маркса в оригинале. Подруга по кружку познакомила её с Владимиром Ульяновым. Будущего вождя революции впечатлила убеждённость девушки и умение убеждать других. В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в 1897 году в Шушенское.
Потерплю… А ведь какой вечер! Она давно не была так счастлива. Да и вообще, была ли? Мигом жизнь прошла. Надя была гимназисткой-отличницей. Умная, с тонким, может, не самым красивым, но милым лицом и пухлыми губками, она нравилась. Не как некоторые, что сводили с ума сразу. Взять ту же подругу лучшую, Аполлинарию Якубову — ох, огонь! Надя тихая, без внешнего блеска. А Иван Бабушкин глаз оторвать не может! Но девушке было не до того. В Наде горел неистовый огонь марксизма — он и был ее любовью. В марксистский кружок она вступила, учась на Бестужевских курсах. Как торопилась она на его собрания! Денег не было, она зарабатывала преподаванием, ученики были «рассыпаны» по городу. Иногда Надя так замерзала, перебегая с занятия на занятие, что от холода сводило низ живота. А на кружке было всегда тепло — если и не ногам, то сердцу точно. Володю — быстрого, с проглядывающей, несмотря на молодые годы, лысинкой, — Надя впервые увидела на сходке у общих знакомых. Она слышала о нем. Он молодец, и в студенческих волнениях участие принимал, и в ссылке побывал! Он не приглянулся ей внешне, но очаровал с первой встречи — с ним интересно, шумно, он говорил так запальчиво и яростно, что Надя невольно кивала головой в такт его словам. Они совпадали во всем, одинаково смотрели на жизнь, грезили революцией... Надю кольнуло то, что Володя сразу запал на Аполлинарию. Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом. Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы». Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло. Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели. Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью. Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку. И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше. Надежда без надежды. Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью. Страсти супругов несколько улеглись.