Статья автора «Новости » в Дзене: Оказывается, новый год можно отмечать не только 1 января. Год красной огненной обезьяны по буддийскому календарю наступает 9 февраля (в буддийской традиции новый год приходится в разные годы на период между концом января и серединой марта, на первое новолуние по лунному календарю. Сегодня — 21 февраля — Буддийский Новый год — Лосар. Это праздник в тибетской традиции, который продлится до 23 февраля.
У вас включен VPN?
По одной из версий, праздничный месяц называли белым из-за обилия молочных продуктов в это время. В XIII веке внук Чингисхана хан Хубилай, вдохновившись китайской астрологией, перенес празднование на конец зимы-начало весны. Через несколько веков под влиянием буддизма в традиции праздника Белого месяца вошли религиозные ритуалы. Традицию празднования Белого месяца возродили в 1990 году. Как отмечают Сагаалган Празднование Сагаалгана делится на две части: религиозную и бытовую. В ночь накануне Нового года по лунному календарю в дацанах проходят моления и службы в честь божеств с пожеланиями мира и благополучия, успехов в делах, а также в память об усопших. В последний день уходящего года во многих буддийских храмах разводят ритуальный костер "дугжууба" с подношением божеству. Считается, что в огне сгорают болезни, неприятности, несчастья и злые помыслы. Часто в отдельном костре сжигают кусочки ткани и теста, которыми прихожане обтираются дома, как бы собирая с себя все неблаговидные поступки и мысли.
Однако в Буддийской традиционной Сангхе России предлагают совершать этот ритуал мысленно. На следующий день после наступления Сагаалгана буддисты вывешивают освященные в храме флажки "Хий морин" "Конь ветров".
Определенной даты у него нет — она зависит от лунного календаря и назначается после специальных астрологических вычислений. Дата выпадает на первый лунный день весны и может наступить с конца января до середины февраля. Приходит Сагаалган, а это значит, что заканчивается тяжелое время зимовки домашнего скота и весна не за горами. Со времени появления — с 13 века — до 1700 года эта традиция отмечалась осенью, по окончании сезонных работ, и лишь три столетия тому назад ее перенесли на привычный для нас период. Это торжество вызывает у буддистов легкий трепет, ведь появляется возможность выбросить все неприятное, что накопилось за год. Однако для этого нужно тщательно подготовиться.
Перед праздником людям желательно выдержать однодневный пост, а также придерживаться чистоты в мыслях, действиях, высказываниях. Это поможет материальной и духовной оболочке человека очиститься от зла, скверны, отрицательных эмоций. Ночь накануне первого дня года называется «безлунной». Храмы устраивают обряд очистительного огня — Дугжууба. Люди верят, что в этом огне сгорают все неприятности, произошедшие за год. В этот же день члены семьи приглашают к себе почтенного ламу, чтобы провести специальный ритуал очищения, именуемый как Гутор. С приходом ночи они облачаются в белые наряды и накрывают праздничный стол, который ломится от изысканных кушаний. Трапеза проходит в узком кругу самых близких родственников: на походы в гости будет еще целых две недели впереди.
Что любопытно, даже в блюдах буддисты проявляют любовь к белому цвету, который символизирует чистоту и новые начинания.
Народный праздник получил свое название в честь святого Захария. Известно, что он содействовал нравственному развитию еврейского народа. Захарий погиб насильственной смертью — его убили иудеи за обличительную проповедь. Святцы называют Захария Серповидцем, потому что в одном из своих пророческих откровений он увидел свиток, летающий по воздуху и напоминающий по форме огромный серп. Поэтому в день памяти святого крестьяне много внимания уделяли этому инструменту. Бабы-жницы молились Захарию о хорошем урожае. В день его памяти серпы доставали из чуланов, осматривали, чистили, точили и окропляли крещенской водой. В связи с этим говорили: "Не тогда серпы точить, когда на жниво идти"; "Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа".
Как и представители других конфессий, буддисты накрывают праздничный новогодний стол, главным атрибутом которого становятся молочные продукты. Например, в Краснодаре работает буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью. Это одно из течений тибетского буддизма. Он отметил, что буддийские организации вносят значительный вклад в упрочение мира и согласия в обществе, заботятся о тех, кто нуждается в помощи, поддерживают участников специальной военной операции и их семьи. Столь большая, истинно подвижническая работа заслуживает самого искреннего уважения.
Буддисты встретили Новый год. Сколько длится Сагаалган и как его отмечают
21 февраля 2023 года наступит новый год по буддийскому календарю – год Синеватого Зайца стихии Вода. В ночь на 10 февраля наступил Новый год по лунному календарю. Сагаалган, что переводится к. В 2024 году буддийский Новый год наступает 10 февраля. Год красной огненной обезьяны по буддийскому календарю наступает 9 февраля (в буддийской традиции новый год приходится в разные годы на период между концом января и серединой марта, на первое новолуние по лунному календарю.
Буддийский Новый год: Как его отмечают в России?
В Новый год принято ходить в гости и участвовать в народных гуляньях. объявлен выходным. буддийского Нового года 2023 по лунному календарю.
Как в России отмечают буддийский Новый год Сагаалган (ФОТО)
В Бурятии — буддийский Новый год — государственный праздник, гарантирующий законный отдых. Год синеватого зайца водной стихии сменил год Тигра в 12-летнем цикле. Например, в Монголии перед Новым годом семьи зажигают свечи на алтаре, символизирующие буддийское просветление. Эта статья расскажет, как отмечают Новый год в буддизме, чем отличается торжество тибетцев от праздника приверженцев тхеравады, какие вкусности принято готовить на этот праздник и чем различаются буддийские новогодние традиции в разных уголках Земли. Сагаалган, что переводится к. В российских регионах, жители которых преимущественно исповедуют буддизм, новый год отмечают по лунном календарю.
Дата и традиции празднования Сагаалгана, буддистского Нового года, в 2023 году
в новой программе. Буддисты верят, что Новый год наступает на рассвете, в тот момент, когда в темноте можно различить пальцы на своих руках. Буддийский Новый год — праздник Белого месяца — Сагаалган — отмечают, когда наступает первое весеннее новолуние по лунному календарю. На следующий же день после Дугжуубы, с 22 часов вечера (9 февраля) и до утра (7 часов 10 февраля) проходит самый продолжительный хурал в году — Лхамо, посвященный одноименной Хранительнице буддийского Учения, которая помогает встретить Новый год по лунному. 21 февраля монгольские народы встречают Новый год по лунному календарю. 21 февраля 2023 года наступит новый год по буддийскому календарю – год Синеватого Зайца стихии Вода.
Сагаалган 2023
объявлен выходным. Буддистский Новый год иначе называется Праздником белого месяца. Китайский Новый год, или Лунный Новый год, отмечается в первый день первого месяца по китайскому лунно-солнечному календарю.
Новый год круглый год: когда празднуют начало года в других странах
Сагаалган 2023. Когда и как отмечают буддистский Новый год | АиФ Иркутск | Празднование буддийского Нового года в Чите, 2018 год. |
Добрые мысли и белая пища. Отмечаем Сагаалган правильно | Буддистский Новый год будет отмечаться 28 февраля. |
Буддисты России встречают Новый год по лунному календарю | Одновременно Новый год по лунному календарю встречают также в Калмыкии и Республике Тыва, но там событие носит название соответственно Цаган Сар и Шагаа 2023 (Тувинский новый год). |
Сагаалган 2023 | Праздники буддизма новый год. |
Как встречать правильно Сагаалган у буддистов - традиции, обряды и молебны
На этот молебен принято обтираться дома кусочком теста только мука и вода, без каких-либо добавок - прокатать тесто по всей поверхности своего тела, представляя при этом, что из тела вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти табалены - «символы зла» - нужно бросить в ритуальный костер, который будет зажжен во дворе храма после хурала. И все плохое сгорит в костре. Для обряда монахами также изготавливается сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на том же костре. Его гибель в огне символизирует духовное очищение. В дни Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи».
Конь ветра удачи - это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам. При наступлении Нового года можно, обратившись к ламе буддийскому священнослужителю , попросить его совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долголетия Амитабху, который дарует долголетие.
При наступлении вашего года года Собаки, Лошади... Благоприятным временем для его проведения является Белый месяц. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник Монлам Чхенмо Великую Молитву в честь победы Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершение им 15 чудес в городе Шравасти. Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение двух недель ежедневно в храме проводятся служба в честь одного из 15 чудес Будды.
Однако если относиться к ним, особенно негативным, более серьезно, то такое предсказание можно считать хорошим поводом, чтобы своевременно отреагировать на поступивший «сигнал», и не допустить появление подобных черт в своем характере в наступающем году.
Если праздничная трапеза и получение шутливых предсказаний проходят в атмосфере всеобщего веселья, задорных шуток и комментариев и к ним тибетцы относятся с легким сердцем, то ритуал «изгнания негативного» требует к себе более серьезного внимания и отношения. Козёл отпущения. Для этого ритуала необходимо приготовить средство для изгнания всего негативного, т. Таким вместилищем служат лю тиб. Лю — это небольшая фигурка человека, изготовленная из цампы и воды или чая , которая символизирует собой все нежелательное в семействе, доме и хозяйстве, т.
По своей сути, лю — это то, что в европейских традициях принято называть «козлом отпущения» англ. Конечно же, не в смысле человека, несущего ответственность за вину других, который этот фразеологизм приобрел в последние столетия. Согласно библейскому преданию, у древних евреев существовал обряд, в соответствие с которым в специальный день грехоотпущения праздник Йом Киппур первосвященник переносил грехи своего народа на живого козла, возлагая руки на его голову. После этого козел живым изгонялся в пустыню. Отпущение козла в пустыню символизировало очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему.
Именно таким козлом отпущения и можно считать фигурку лю. В большинстве случаев тибетцы готовят одну фигурку, однако в одном из тибетских учебных заведений автор стал свидетелем ритуала, для которого было изготовлено семь фигурок, несколько отличавшихся своими размерами — «главный» лю и его «свита». Дрилю — это небольшой кусочек теста, также замешанного из цампы и воды, величиной с теннисный шарик, который становится вместилищем физических недугов и заболеваний. Дрилю изготавливают по количеству людей из расчета по одному шарику на каждого, кто будет принимать участие в семейной трапезе. Дрилю и лю готовят одновременно с гутуком, пока кто-то из членов семьи лепит фигурки и шарики из цампы, другая часть семьи готовит гутук.
После того, как небольшая фигурка человека и шарики дрилю вылеплены, их укладывают в старую надколотую или треснутую тарелку или любую другую бесполезную кухонную утварь, которую по завершении обряда выбрасывают. Традиционно это был разбитый керамический или железный котел В нем вокруг лю укладывают небольшие частички мусора, который был собран во время уборки жилища, различные отходы, такие как остатки заварки использованные чайные листья , сферментировавшиеся во время приготовления чанга зерна ячменя риса или пшеницы , и т. Эту тарелку или другую емкость с лю отставляют в сторону ее не ставят на общий обеденный стол , до тех пор, пока все члены семьи не окончат прием пищи и не откроют свои клецки с предсказаниями. Незадолго до заката всем присутствующим раздают по шарику дрилю. Его крепко сжимают рукой, чтобы раздавив, придать ему овальную форму и оставить на его поверхности отпечатки всех пальцев.
Затем дрилю прикладывают к больным местам или же проводят или прокатывают по поверхности тела, начиная с макушки головы и заканчивая пятками ног, с пожеланием, чтобы все болезни тела покинули его. Некоторые тибетцы утверждают, что мужчины проводят дрилю вокруг тела правой рукой по часовой стрелке, а женщины — левой рукой против часовой стрелки, но ни в одном письменном источнике эта информация не подтвердилась. Пока тело очищают от недугов при помощи дрилю, произносят следующие слова: «А-ца-ца-ва, а-на-на-ва, уноси с собою, лю, болезни тела, печали ума, четыреста двадцать четыре недуга одного года, двенадцати месяцев, трехсот шестидесяти дней; восемьдесят тысяч препятствий и все негативное! А сам убирайся прочь на другой берег огромного океана! После того, как дрилю из цампы собрал в себя все недуги, в него вдавливают волосок с головы и нитку с нижнего края одежды.
Затем на него плюют и бросают на тарелку с фигуркой лю, куда впоследствии отправятся остатки гутука и тесто от предсказаний. В это же время перед фигуркой лю зажигают огарок свечи. Затем производят обряд изгнания духов и демонов из дома. Двое младших членов семьи мужского пола зажигают факелы из сухих веток ежевики или соломы и обходят все комнаты и помещения, размахивая ими над головой и произнося устрашающим голосом: «Идите прочь! Идите прочь, злые духи и демоны!
Один из юношей с факелом в руке сопровождает ее, имитируя своим поведением изгнание и преследование духов. Вместе они несут лю к ближайшему перекрестку дорог. Остальные громко хлопают в ладоши, топают ногами и улюлюкают, отпугивая духов от дома. В некоторых семьях в это время взрывают петарды и стреляют из ружей. Затем входные двери или ворота плотно закрываются.
Во время движения к перекрестку свита лю — девушка и юноша — ни в коем случае не должны оборачиваться назад, чтобы не показать духам и демонам обратную дорогу в дом. Основной смысл проводов выдворенных из дома духов к перекрестку, заключается в том, чтобы попав на пересечение нескольких дорог, они не смогли выбрать правильное для возвращения направление и «заблудились».
Прелесть Сагаалгана в том, что его могут отмечать и религиозные люди и просто те, кому нравится традиция буддизма. Просто потому что мы все живём на одной забайкальской земле, можно разделить этот праздник с бурятским народом, ощутив единение и теплоту. Самые такие сладости, вкусности, творог. Чай приготавливают, молоко. Ставят перед алтарём, перед Буддой. Самое основное перед празднованием Нового года по восточному лунному календарю, Сагаалгана, — чистота и порядок дома», — объяснил Баир-лама. Он добавил, что особых запретов на какую-либо пищу на восточный Новый год в буддийской традиции нет.
В канун Сагаалгана, то есть 20 февраля, нельзя употреблять алкоголь, а также ругаться и ссориться. Лучше этот день посвятить уборке, приготовлению угощения и украшению алтаря. Как правильно встретить бурятский Новый год? И тем самым загадывают желание, чтобы их энергия дошла до Будды и желание исполнилось. И чтобы мир был во всём мире, обычно просят», — рассказал настоятель дацана.
А если ждать ниспосланного чуда, то год не обязательно ему ответит этим», — уточнил Хамаев. Праздничная программа Сагаалагана 2023 года в Иркутской области Для жителей Усть-Ордынского округа, Забайкалья и Бурятии Сагаалган в 2023 году объявлен традиционно выходным днем. В Иркутской области организуют национальный хоровод, названный Большим Ёхором. Дата начала события — 21 февраля 16:00. Место встречи — площадь у дворца спорта «Труд». После хоровода в ТЮЗе начнётся праздничный концерт. Детский Сагаалган в этом году отметим в Одинске 3 марта, куда приглашаем всех наших юных друзей. А завершим празднование Белого месяца 18 марта Гала-концертом в музыкальном театре имени Загурского. Кстати, треть сборов от концерта будут направлены в помощь нашим бойцам на СВО».
Новый год и Рождество
- Что еще почитать
- Как встречать правильно Сагаалган у буддистов - традиции, обряды и молебны
- подписаться на рассылку
- Читайте также
- Буддийский Новый год - Сагаалган
- Содержание